Все для предпринимателя. Информационный портал

Церковь собора пресвятой богородицы.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Установление праздника Собор Пресвятой Богородицы

Храм Собора Пресвятой Богородицы (г. Нижний Новгород) February 19th, 2013

Храм Собора Пресвятой Богородицы, также известный как Рождественская или Строгановская церковь, расположен на Рождественской улице Нижнего Новгорода. Храм был построен в 1696-1719 годах на средства купца Григория Дмитриевича Строганова. По мнению профессионалов является одним из лучших образцов строгановского стиля, в чём я с ними полностью согласен - храм по своей красоте понравился мне больше всех остальных, увиденных в Нижнем Новгороде. Зданию присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.




Возведение храма началось в 1696 году. Строительство было почти завершено к 1701 году, но произошёл пожар. Восстанавливался храм уже женой купца Григория Дмитриевича Строганова - Марией Яковлевной. В 1719 году храм был освящён архиепископом Нижегородским и Алатырским Питиримом.

Храм является двухъярусным, причём он должен был совмещать в себе зимний и летний храм. Однако богослужения изначально стали проходить только во втором ярусе. Возможно сказался домовой характер церкви (прихожанами были Строгановы и их ближайшее окружение), а также отсутствие постоянного причта.

В 1722 году храм был закрыт Петром I вплоть до его смерти в 1725 году. На протяжении XVIII века здание неоднократно горело. В 1807-1812 годах А.С.Строганов провел ее капитальный ремонт. В 1820-1823 годах А.А.Бетанкур и И.Е.Ефимов возвели под храмом стенку-крепиду из кирпича разобранной древней Рождественской церкви.


Колокольню, ранее стоявшую отдельно, по уровню второго яруса соединили с папертью крытым переходом.

Сама по себе колокольня представляет собой восьмерик на четверике. Верх увенчан крестом с флюгером под ним. Эта деталь чужда русскому человеку, но характерна для периода увлечения морским делом. На колокольне есть часы.

На сохранившемся рисунке 1850-х годов можно увидеть, как выглядел храм и часть Рождественской улицы в то время:



В 1870-1880-х годах по проектам Л.В.Даля и Р.Я.Килевейна храм капитально отреставрировали. Вот так выглядел храм до реставрации согласно фотоснимку известного русского фотографа А.О.Карелина:

В 1860-е годы колокольня начала катастрофически наклоняться и за 20 лет отошла на 1,2 метра. В 1887 году верхние ярусы были разобраны и собраны снова. В XIX веке стоявшая неподалёку Рождественская церковь, и давшая название улице, была разобрана. С тех пор название "Рождественская" переняла Строгановская церковь.



Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света. Кстати, изначально главы были зелёные. Такими они изображены на акварели И.Шишкина по фотоснимку А.О.Карелина:

Но в конце XIX века они были окрашены наподобие глав храма Василия Блаженного в Москве.



Храм после реставрации в конце XIX века (фотографии А.О.Карелина):






На дореволюционной открытке М.П.Дмитриева можно увидеть иконостас храм:



Еще пара снимков храма на рубеже XIX-XX веков:


В 1913 году вновь была проведена реставрация снаружи и внутри. Снаружи и внутри церковь украшена белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны).

Но совсем скоро (уже в советское время) было принято решение об уничтожении храма. Благодаря настоятелю храма отцу Сергию Вейсову, который собрал исторические документы и фотографии, а также прочитал не одну лекцию в начальнических кабинетах о культурной значимости Строгановского барокко, удалось сохранить здание.



Во время Великой отечественной войны в помещении церкви располагался аптечный склад, благодаря которому был сохранен иконостас. Все остальное убранство было потеряно. Чуть позже было принято решение о размещении в здании городского музея истории религии и атеизма, который и располагался здесь вплоть до повторного освящения храма в 1993 году.

В начале 2000-х годов над памятником был произведён евроремонт и в результате этого, он лишился своего исторического облика.



24 июля 2008 года председатель Правительства РФ Владимир Путин передал Нижегородской епархии икону "Воскресение Христово". Икона была похищена из храма Собора Пресвятой Богородицы 22 октября 2004 года в числе 18 икон. В 2007 году икона была куплена коллекционером в Эстонии и привезена в Россию. Обнаружив её в каталоге похищенных вещей он принял решение вернуть её Русской Православной Церкви.



Пройти к храму можно со стороны Рождественской улицы либо спуститься с набережной Федоровского.






Храм Собора Пресвятой Богородицы расположен по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д.34А.

Мертвой невесте не было сказано в могиле мира, и как только она натянула ноги на своих уток, ее надгробная плита теперь находится внутри церкви на стене. На кладбище сохранились новые гробницы века. Если вы знаете роман Света Иосифа Хейса Тенецки, то вы не будете точно знать, что Йозеф Башцов, жена Сушицкого подрайся Франтишек Башты. Это напоминает ей маленькую тарелку на церковной стене.

Вы можете найти график поклонения в церкви Св. Купол Збраслава был предназначен как новый могильник древней королевской семьи Пршемыслидов. Царь Вацлав обещал Богу, что он исключит казнь своего отца, Завиша из Фанкельштейна и создаст монастырь цистерцианской церкви. Он отплыл из Праги и любил его при слиянии Влтавы и Бероунки. Там стояла Хавла на холме Гавлин. Король здесь построил монастырь под названием Аула Регия. Формальное основание монастыря, имевшее место в монастыре, не было распространено с его основанием, и имя уже было подчеркнуто ссылкой на королевскую семью.

В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после отмечается Собор Пресвятой Богородицы , после — Собор Иоанна Предотечи, после дня — Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

Збраслав был предназначен как новый могильник для древней королевской семьи Пршемыслидов. Присутствие Магдебургского архиепископа Гержмана и шестерых епископов показало необычайный момент. Сам же монарх в тот же день носил 240 человек на рыцаре у основания храма. Храм Збраслава Успения Пресвятой Девы Марии принадлежал к самому большому в готический период в Богемии. Готический купол до сих пор не сохранился. Вместо места захоронения Пржемыслид, статуя св. Вацлав, расположенный в доступной части сада Збраславского замка.

У этого была благоприятная прямоугольная схема с прямоугольной апсидой, выровненной с венком часовен, образованных пятью сторонами восьмиугольника, разделенных сильными поперечными стенками. В передней части поперечного корабля был портал, который служил дверью мертвых. Это был не просто обычный главный вход или выход из монастыря на кладбище, а ворота из внешнего мира на место вечного отдыха. Репрезентативность входа была связана с тем, что похороны царей были такими же праздничными, как и их коронации или свадьбы.

Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода — Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа , которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда , из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня , сына Иосифова.

Длина церкви составляла около 100 метров по сравнению с 95-метровой церковью церкви с седлом, поэтому арсенал был одной из крупнейших церквей в Богемии. Песчаник и непрозрачный были использованы в качестве строительного материала. Песчаник добывался между Лочковом и Сливенцем. Все пространство на той же высоте, что и основная, поперечная лодка и алтарь, что относительно коротко, является новым качеством в чешском искусстве. Гораздо больше, чем в Седлеке и в Золотой Короне, стены периметра изнашиваются профилированными облицовочными окнами.

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.

Внутри храма были построены отдельные гробницы. Новый опрос ответил на вопрос, что здесь нет центральной гробницы. Гробницы, расположенные в храме, были примерно в тех местах, где находится пещерная статуя святого План, вероятно, отражает идеальное состояние храма Збраслава и монастыря после его готического завершения. Из доступных источников, подтвержденных опросом, мы все еще знаем, что хор и поперечный корабль были первыми, которые были построены в то время, когда храм был вынужден сохранить тело его основателя.

Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

Покойный король был похоронен с погребальными знаками в еще негласном храме, гробнице в самом ценном месте в центре церкви. Могила с останками покрывала надгробную плиту. Позднее королева Елизавета дала ей могилу с металлической скульптурой. С королевского захоронения, где они все еще были за люксембургцами, почти ничего не было. Строительство храма, разрушенного во время гуситских штормов, содержало лишь несколько фрагментов. Например, червоточина с мотивами виноградной лозы, превосходное художественное качество которой свидетельствует об исключительной природе этой конструкции.

Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение

Тропарь Рожеству Христову, глас 4.

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.

Собор Пресвятой Богородицы. Иконы

Грабеж не пропустил королевские гробницы, поэтому скромные скелетные реликвии, особенно три черепа, которые хранились годами в Страсбургской церкви Св. Только археологический обзор рассказал нам что-то большее о исчезнувшей церкви Девы Марии и месте захоронения Пршемыслидов в Збраславе.



Вид на первый этаж церкви Девы Марии и монастыря. Ядро монастыря всегда было церковью. Монастырь состоял из центрально расположенных зданий, расположенных вокруг райского двора.

И$же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.

Собор Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV — нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы придерживает.



Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых — Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями» в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.




Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!