Все для предпринимателя. Информационный портал

Что такое кластер и кластерная политика. Кластерная теория экономического развития

Интерес к концепции территориальных кластеров и кластерной политики в структуре экономического развития, как зарубежных стран, так и России особенно возрос в последнее десятилетие. Развитие кластеров формализовано в кластерной политике. Кластерная политика использует эффективные инструменты для стимулирования территориального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности территориальных производственных систем, росте бюджетных доходов и др.

Преимущество кластерной политики заключается в том, что она придает высокую значимость микроэкономической составляющей развития экономики, а также территориальному и социальному аспектам экономического развития. Кроме того, кластерная политика использует эффективные инструменты для стимулирования территориального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности территориальных производственных систем, росте бюджетных доходов и др.

На сегодняшний день особенностью процесса кластеризации экономики является активная роль государственных органов власти в выявлении кластеров, поддержании кластерных инициатив, стимулировании их развития и проведении мониторинга эффективности процессов кластеризации.

Основная цель кластерной политики - обеспечение опережающего развития и повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе формирования и укрепления интеграционных отношений между организациями разных отраслей и видов деятельности, опосредующих развитие и эффективное использование научно-технологического, кадрового, производственного потенциалов субъекта РФ.

Основным задачами реализации кластерной политики на территориальном уровне являются:

  • - разработка общей концепции формирования и развития кластерных структур;
  • - распределение полномочий в сфере кластерной политики; поддержка кластерных инициатив по развитию передовых отраслей территорий;
  • - создание и развитие инфраструктуры кластеров; формирование структуры и задач участников кластера и др.

Кластерная политика представляет собой взаимосвязанную последовательность воздействий органов публичного управления на процессы кластеризации. Она включает совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых можно обеспечить эффективное функционирование кластерных образований, которые подробно рассмотрены в работах.

Для повышения эффективности управления процессами кластеризации социально-экономического пространства региона нами был разработан алгоритм кластеризации регионального пространства и управления кластерным развитием регионального пространства. На рис. 2 показан фрагмент предлагаемого алгоритма, демонстрирующий этапы формирования и реализация кластерной политики с учетом специфики пространственной структуры экономики регионов.

Осуществление кластерной политики направлено на возможность оптимизировать развитие территорий на основе применения новых технологий, способных инициировать развитие кластерных образований под заранее определенные цели.

Кластерную политику целесообразно формировать применительно к группам регионов, однородных по уровню общего экономического и инвестиционного развития. Для обоснования необходимого и достаточного состава показателей, характеризующих указанные группы, используется метод кластерного анализа по показателям, отражающим совокупность экономических характеристик регионов (объем ВРП, наличие основных фондов, объемы производства (общие и по видам деятельности), объем розничной торговли, инвестиции, инновационная активность, численность населения и др.). Превалирование в экономике кластеров, а не отдельно функционирующих компаний очень важно для регионального развития, особенно в тех случаях, когда наблюдается высокая географическая концентрация предприятий взаимосвязанных отраслей. Развитие кластера как новой формы хозяйствования, экономического взаимодействия и связей позволяет достичь определенного значимого социально-экономического эффекта в регионе.

Кластерная политика стала одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние 10 лет. Этот вид экономической политики как инструмент обеспечения конкурентоспособности экономического развития регионов, получила широкое распространение практически во всех странах мира. При этом она различается в зависимости от состава участников и структуры, видов производимой продукции и предоставляемых услуг, от особенностей местонахождения, а также от уровня и этапа развития, на которых они находятся.

Кластерная политика широко распространена как в виде четко определенной политики, так и в виде других политических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства.

Рис. 2.

Интерес к концепции территориальных кластеров и кластерной политики в структуре экономического развития, как зарубежных стран, так и России особенно возрос в последнее десятилетие. Развитие кластеров формализовано в кластерной политике. В результате анализа функционирования кластерной политики в отдельных странах мировой экономики сформировались две основные модели осуществления кластерной политики (табл. 3)

Модели кластерной политики

Таблица 3

На основе анализа развития кластерной политики в странах мира можно сделать вывод, что необходимо реализовывать «смешанную» модель кластерной политики, способную увязать интересы государства и бизнеса на основе существующей или развивающейся инфраструктуры и кооперационных связей.

Каждое государство разрабатывает собственные подходы к образованию кластеров и их управлению и соответственно по-своему организует деятельность государственных органов, ответственных за реализацию национальной промышленной стратегии конкурентоспособности территории (табл.4).

Изучая опыт различных стран, можно выделить два основных подхода (направления) современной политики в отношении поддержки формирования кластеров: восходящий и нисходящий. Восходящий подход сосредотачивается на обеспечении эффективного функционирования рынка и ликвидации рыночного дефицита. Отправная точка - инициативы, порождаемые рынком, при этом правительство действует как помощник и регулятор, но не устанавливает нерушимые и ограниченные национальные и региональные приоритеты.

Реализация кластерной политики в мировой практике

Таблица 4

Страна

Государственная поддержка

Бизнес

Кластер

Предоставление льгот на экспорт товаров. Привлечение инвестиционных ресурсов. Регулирование рынка труда, поощрение роста кадрового потенциала

Концентрация малых и средних фирм в определенной местности, объединенных в различные ассоциации. Гибкое и равноправное сотрудничество предприятий

Мебельно-интерьерный, пищевой, легкой промышленности и др.

Целенаправленное регулирование инновационной деятельности. Стимулирование НИОКР для нужд промышленности. Бюджетные ассигнования наукоемких видов бизнеса. Снижение налога на инвестиции в НИОКР

Концентрация предприятий вокруг крупной компании

Парфюмерно-косметический, текстильный, пищевой, винодельческий и др.

Развитие научно-технологического партнерства. Предоставление налоговых кредитов и льготного налогообложения компаний, осуществляющих программы НИОКР. Привлечение первоначального капитала

Концентрация предприятий в одном регионе и максимальное использование природного, научного, кадрового и интеграционного потенциала

Информационных технологий, киноиндустриальный, автомобильный, аэрокосмический

Поощрение развития узкоспециализированных регионов. Привлечение из-за рубежа современных технологий

Концентрация средних и мелких предприятий вокруг крупной компании

Электротехнический, автомобильный и др.

Финляндия

Вложение в сферу развития человеческого потенциала. Формирование уровня развития системы взаимодействия научных институтов и отраслей

Взаимодействие крупных, средних и малых предприятий

Химический, полиграфический, машиностроительный, электрооборудование, мебельный

При нисходящем подходе правительство (в процессе консультаций с отраслями промышленности и исследовательскими агентствами) устанавливает региональные и национальные приоритеты, формулирует стимулирующее видение для будущего (до формирования процесса диалога), выбирает субъектов, которые будут вовлечены в диалог. Этот подход характерен для скандинавских стран.

В результате анализа было выявлено, что кластерная политика реализуется посредством национальных и региональных кластерных программ. Также было определено, что важным элементом кластерной политики является определение источников финансирования и ответственных за реализацию данных программ организаций.

Развитие кластеров в регионе предполагает наличие «нулевого» цикла, на котором создаются предпосылки и общие условия формирования будущих кластерных образований, что, в свою очередь, определяет потребности в инструментальном обеспечении кластерного развития. Результаты анализа опыта разработки инструментов развития кластеров представлены в табл. 5.

Во многих зарубежных странах уже сформировались кластеры в различных отраслях экономики, которые успешно функционируют и позволяют судить не только о необходимости формирования кластеров, но и об эффективности их работы, как со стороны участников кластера, так и в рамках региона и страны в целом. Для России, как и для других стран, возникла необходимость активизации действующих и поиск новых источников и факторов, способных обеспечить положительную динамику экономического развития. Проведенный анализ разработок зарубежных ученых выявил значимость государственных структур и научных институтов при формировании кластерной политики развития территорий и позволил определить основные отраслевые направления кластеризации экономики зарубежных стран (таблица 6).

Анализ определенных в ходе исследования главных отраслевых направлений кластеризации экономики зарубежных стран позволяет сделать следующие выводы: национальные особенности существующей кластерной политики определяют направленность кластерных инициатив; стратегические кластерные альтернативы определяются национальными особенностями и принятой кластерной концепцией; кластерные политики стран различаются по уровню вмешательства правительства в процесс кластеризации; для оценки целесообразности кластерной стратегии развития территории следует соотнести уровень инвестиционного потенциала и уровень инвестиционной активности; методические основы формирования территориальной кластерной стратегии не разработаны.

| Австралия

| Австрия

| Нидерланды

| Швейцария

| Германия

| Великобритания

| Франция

прямая финансовая поддержка

Инструменты кластерного развития

налоговые льготы

Фонды внедрения инноваций

государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков

специальные институты развития и построения сетевых структур

координирующие органы власти

Защита интелектуальной собственности и целевое финансирование научна иследований

Таблица 5

Состав комплекса инструментов кластерной политики для поддержки и развития кластеров в

различных странах

Таблица б

Основные отраслевые направления кластеризации экономики зарубежных стран

Отраслевые направления

Страна

Строительство

Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Германия, Китай

Агропроизводство и п ищевоепроизводство

Финляндия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды, Германия, Болгария, Венгрия

Нефтегазовый комплекс и химия

Швейцария, Германия, Бельгия, США

Легкая промышленность

Швейцария, Австрия, Италия, Швеция, Дания, Финляндия, Китай

Здравоохранение

Швеция, Дания, Швейцария, Нидерланды, Израиль

Коммуникации и транспорт

Нидерланды, Норвегия, Ирландия, Дания, Бельгия, Финляндия Германия, Япония

Энергетика

Норвегия, Финляндия, Швеция

Машиностроение, электроника

Италия, Германия, Норвегия, Ирландия, Швейцария

Структура экономики России отличается от зарубежной, поэтому прямое заимствование институтов кластерной политики невозможно. Необходимо селективно использовать зарубежный опыт. Поэтому для разработки эффективной кластерной политики в России предлагается использовать бенчмаркинг, основанный на компаративном анализе опыта идентификации и формирования кластеров таких стран, как Франция, Испания, Норвегия, Италия, Великобритания, Австрия, США, Финляндия, Дания и др.

В России кластерная политика как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности регионов только начинает внедряться. Позитивными факторами для развития кластерной политики в России являются: наличие большого опыта в формировании и развитии территориально-производственных комплексов и различных форм кооперации; высокий уровень интеллектуального потенциала; развитость технологической инфраструктуры и технологическая культура. В качестве сдерживающих факторов выступают: слабые связи между научно-исследовательскими институтами и бизнесом; низкое качество бизнес-климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций; недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки,власти.

Мнение авторов о формировании политики регионального кластера является предположением о том, что необходимо активно поощрять потенциальные кластеры, которые могут дать толчок развитию, чтобы создавать полюса роста. В этой связи все большую актуальность в практике публичного управления приобретает использование кластерного подхода, основанного на упреждающем стимулировании про- пульсивных отраслей, создании на их основе кластеров - «полюсов роста» в экономике региона и повышении на этой базе эффективности государственной политики, а также адаптация инструментов кластерной политики.

Механизм реализации кластерной политики позволяет обеспечить эффективную разработку и реализацию кластерных проектов. Он включает совокупность форм, методов и инструментов, инвариантными составляющими которых являются: институциональное обеспечение, в том числе институт государственно частного партнерства; экономико-организационное и финансовое обеспечение (стратегии, целевые программы, государственный и региональный заказы на продукцию кластеров, государственное стимулирование разработки инноваций, целевые кредиты и субсидии и др.); маркетинговое и информационное обеспечение.

Реализация механизма территориального выравнивания и сглаживания пространственной поляризации невозможна без поддержки ведущих предприятий региона, структурной перестройки экономики и максимального использования природного, кадрового и производственного потенциалов. Можно сделать вывод, что кластерная политика в России должна реализовываться с учетом специфики пространственной структуры экономики регионов.

Вывод - логичным направлением регулирования экономического развития России является разработка и реализации специального раздела государственной политики - кластерной политики, а также создание благоприятных условий для зарождения и развития кластерных инициатив, но кластерная политика в России должна реализовываться с учетом специфики пространственной структуры экономики регионов.

UDK 332.122
BBK 65.050.22

The article discusses the legal and theoretical aspects of the selective industrial policies’ implementation to support and encourage regional cluster development. On the basis of classification of old industrial regional’ clustering author proposes cluster policies’ instruments and defines parameters to measure the effectiveness of its implementation with the position of the system and resource approaches.

Keywords: industrial and post-industrial clusters , cluster , cluster policy , selective industrial policy .

На современном этапе мировым сообществом признано, что активное развитие кластеров является эффективным направление инновационной предпринимательской деятельности. Вместе с тем, опыт зарубежных стран (Великобрита-ния, Германия, Япония и др.) свидетельствует о необходимости тщательной, комплексной разработки селективных инструментов поддержки кластеров в контексте общестратегических документов как в целом, страны, так и отдельной территории.

Кластерная политика может быть определена как комплекс мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности страны через стимулирование развития кластеров. В Российской Федерации существует целый пакет программных документов, отражающий тенденции и «правила» кластеризации экономики.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года предусматривается создание сети территориаль-но-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологических класте-ров в России. Следует отметить, что законодательное определение «кластер» на уровне федеральных законов отсутствует. Данный факт объясняется тем, что законы, чаще всего, принимаются законодатель-ным органом с некоторым опозданием во времени с момента возникновения тех общественных отноше-ний, которые они впоследствии регулируют.

Основной целью реализации кластерной политики в России является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособ-ности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производст-венных и сервисных услуг, научно-исследователь-ских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры .

В рамках реализации поставленной цели в качестве основных задач кластерной политики определены:

1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устра-нение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стои-мости, а также обеспечивающей наращивание конку-рентных преимуществ участников кластера.

2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкуренто-спобсоности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:

  • поддержки развития малого и среднего предпринимательства
  • инновационной и технологической политики
  • образовательной политики
  • политики привлечения инвестиций
  • политики развития экспорта
  • развития транспортной и энергетической инфраструктуры
  • развития отраслей экономики.

3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образова-тельной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправ-ления, объединений предпринимателей по реализа-ции кластерной политики.

Результатами реализации кластерной поли-тики должен стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активиза-ция привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.

Реализация кластерной политики предпола-гает обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российс-кой Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей. Функции по обеспечению инициирования разработки стратегий развития кластеров, содействию их организацион-ному развитию и основному объему финансовой поддержки кластерных инициатив будут реализо-вываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Актуальность применения кластерной политики в российских территориально-отраслевых отношениях подтверждается стремлением федераль-ных органов исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий на основе собственных рекомендаций. Так, Министерство экономического развития России выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2008 г. №20615-АК/Д19) , которые направлены на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России. Методические рекомендации подготовлены с учетом Концепции долгосрочного социально-экономи-ческого развития Российской Федерации и содержат основные положения, касающиеся реализации кластерной политики в регионах России.

В соответствии с указанными рекоменда-циями целью кластерной политики является укрепление сетей взаимосвязей между экономии-ческими субъектами - участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, оптимального распределения рисков, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет интенсификации контактов ведущих специалистов, снижения трансакционных издержек взаимодействия за счет увеличения доверия между участниками кластера.

Среди основных направлений содействия развитию кластеров, рекомендованных Минэконом-развития для реализации органами государственной власти и местного самоуправления, можно выделить содействие институциональному развитию класте-ров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организа-ции развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.

1. Повышение качества управления на предприятиях кластера, включая:

  • содействие предоставлению консультационных услуг предприятиям участников кластера в области менеджмента;
  • проведение систематической работы по выявлению примеров лучшей практики по новым методам и механизмам управления на предприятиях кластера и содействие их эффективному распростра-нению;
  • содействие внедрению и сертифи-кации предприятиями системы управления качеством в соответствии со стандартами ИСО 9000, отраслевыми стандартами организации производства, а также иными стандартами качества и подтверждения соответствия;
  • содействие развитию механизмов субконтрактации, включая распространение информации о возможности оказания промышлен-ных услуг по субконтрактным договорам, на основе информации о наличии общих и специализирован-ных производственных мощностей и потребностях производственных предприятий, в том числе на основе развития специализированных консульта-ционных организаций - центров субподряда.

2. Стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, под-держка сотрудничества внутри кластера между исследовательскими коллективами и предприятиями в области НИОКР;

3. Содействие маркетингу продукции (това-ров, услуг), выпускаемой предприятиями - участни-ками кластера и привлечению прямых инвестиций.

Следует отметить, что общим недостатком всех документов, касающихся приоритетов кластерной политики, как в целом в стране, так и в отношении отдельных регионов и отраслей, является отсутствие практических прикладных моделей анализа, оценки и прогнозирования кластерного развития региона, параметров влияния кластера на территории присутствия, законодательные условия ограничения деятельности данных структур. Рекомендации носят, как правило, общий характер, не определяя специфики кластерообразования в различных регионах. Соответственно основным источником взаимоувязки интересов является применение программно-целевого метода и интеграция приоритетов стратегического развития региона, заложенных в Концепции или Стратегии социально-экономического развития, Схеме тер-риториального планирования и Финансовой страте-гии на среднесрочную перспективу, с целями разви-тия кластеров.

В системе стимулирования развития кластеров в российской экономике условно можно выделить селективные инструменты поддержки внепространственных (национальных) и пространст-венных кластеров (региональных), развития кластерных инициатив (локальных кластеров). Кроме того, отдельным направлением государственной политики является развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов на основе использования эффекта размещения, концентрации, комбинирования и кооперирования.

Таблица 1 - Основные направления проведения кластерной политики

Формы организации кластеров

Территории присутствия

Органы власти, ответственные за проведение политики

Основные направления реализации политики

Формы реализации политики

Внепространственные (национальные) кластеры

Федеральные органы власти

  • поддержка конкуренции;
  • повышение образовательных и экологических стандартов;
  • продвижение интересов компаний кластера на иностранных рынках
  • принятие НПА;
  • заключение международных договоров.

Территориаль но-производственные комплексы

Регион или несколько регионов

Федеральные и региональные органы власти

  • освоение новых месторождений полезных ископаемых;
  • развитие инфраструктуры в районах нового освоения;
  • расширение существующих ТПК.
  • законодательное закрепление статуса ТПК.

Пространственные (региональные) кластеры

Регион, муниципалитет

Региональные органы власти, органы местного самоуправления

  • продвижение продукции на российских и зарубежных рынках;
  • оздание «бренда» региона;
  • интенсификация контактов между органами власти, университетами, НИИ, технопарками и частными компаниями.
  • государственно-частное партнерство;
  • нормативно-правовое регулирование;
  • проведение исследований о развитии кластера;
  • государственные заказы для диверсификации деятельности компаний;
  • организация выставок.

Кластерные инициативы (локальные кластеры)

Муниципалитет

Органы местного самоуправления

  • развитие сетей компаний в смежных подотраслях;
  • развитие сотрудничества между органами власти, университетами, НИИ, технопарками и компаниями;
  • создание «бренда» региона;
  • продвижение продукции на российские и зарубежные рынки.
  • государственно-частное партнерство;
  • проведение исследований о развитии взаимодействия между членами кластерной инициативы;
  • государственные заказы для диверсификации деятельности компаний; организация выставок.

Политика по отношению к национальным кластерам в России связана с реализацией потенциала конкурентоспособности ведущих отраслей промышленности. В настоящее время в России имеется несколько внепространственных промышленных кластеров: нефтегазовый, черная металлургия, цветная металлургия, лесной и пищевой кластер. Для повышения конкурентоспособности этих кластеров государственная политика должна соответствовать следующим рекомендациям: поддержка конкуренции в отрасли, содействие продвижению отечественных компаний на зарубежные рынки для приобретения новых технологий, установление высоких образовательных стандартов и внедрение новых методов образования, содействие развитию кооперации между компаниями и научно-исследовательскими институтами для скорейшей коммерциализации новых знаний, развитие базовой инфраструктуры, установление жестких экологических и технических стандартов.

Кроме того, в отношении отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости (например, машиностроение) необходимо сосредоточиться на разработке инструментария, стимулирующего замену предприятиями изношенного оборудования, повыше-нии качества высшего и среднего профессионального образования, организации стажировок для групп отечественных специалистов за рубежом.

Особое место среди внепространственных кластеров занимают кластеры военно-промышлен-ного комплекса, отраслей авиастроения и судостроения, стратегических отраслей, развитие которых или напрямую зависит от государственных заказов или в значительной степени определяется стратегией и политикой государства. Создание ОАО «Объединен-ная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объеди-ненная судостроительная корпорация» является логичным ходом по консолидации активов для повышения конкурентоспособности России в этих сильно монополизированных отраслях мировой экономики.

Политика по отношению к региональным кластерам . В настоящее время наиболее перспективными, по нашему мнению, являются исследования формирования кластеров, прежде всего, в новых передовых отраслях хозяйства, развивающихся после перехода России к рыночной экономике. Данные кластеры имеют в своем составе большое количество инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биотехнологии, производство новых конструкционных материалов и т.п., а также связанной с ними сферы услуг. В создании ВВП страны и обеспечении занятости населения компании этих отраслей играют пока незначительную роль (3 % и 12 % соответственно). Однако они обладают необходимым потенциалом для роста и в будущем могут сформировать сети поставок для более крупных заводов, которые будут с их помощью модернизировать свою структуру.

Главной целью кластерных инициатив, по мнению автора, является создание сети взаимо-действий между учеными, студентами, предпринима-телями и государственными служащими, чтобы при принятии решений органами государственной власти были в максимальной степени учтены мнения представителей всех участников кластерной инициативы. Для обеспечения текущего функциони-рования кластерной инициативы должен создаваться исполнительный комитет во главе с менеджером, который будет отвечать за исполнение задач и достижение целей данной кластерной инициативы.

Развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов в сырьевых отраслях и в основном в районах нового освоения должно быть отдельным направлением государственной политики по диверсификации экономики и углублению степени переработки сырья. При этом наиболее приемлемым инструментом реализации этой политики является государственно-частное партнерство, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив. Однако для начала реализации широкомасштабной программы по созданию новых ТПК, необходимо разработать и принять Программу развития и размещения производительных сил страны, в которой обозначить государственные приоритеты по развитию конкретных регионов и отраслей в увязке с развитием электроэнергетики и другими стратегиями развития отраслей промышленности.

В целом политика по стимулированию развития внепространственных кластеров и созданию территориально-производственных комплексов должна осуществляться по отношению к отраслям экономики, ориентированным в основном на производителя, а кластерная политика по стимулированию пространственных кластеров и развитию кластерных инициатив - по отношению к отраслям промышленности, ориентированным на потребителя, и сфере услуг.

Общая схема кластерной политики в Российской Федерации представлена на рис 1.

Рис. 1. Интегральная схема кластерной политики в Российской Федерации

Приоритеты развития конкретных кластеров должны учитывать, в первую очередь, специфику пространственного размещения, сложившейся сис-темы территориально-производственного комплекси-рования территории. Политика поддержки внепрос-транственных кластеров является достаточно разра-ботанной с точки зрения нормативно-правового и методического обеспечения. Формирование клас-терных инициатив в современных условиях затруд-нено в силу недостаточной развитости сетей заинтересованных сторон на локальном уровне. Вместе с тем наиболее приоритетной остается задача поддержки сложившихся территориально-произ-водственных комплексов и формирования на их основе (с использованием их пространственных и синергетических преимуществ) региональных кластеров. Однако и здесь есть ряд сложностей, связанный, в первую очередь, с тем, что нормативные документы (стратегии, концепции, программы) развития региональных кластеров отдельных территорий (Москва, Иркутская, Самарская области, Пермский, Алтайский края и др.) носят универсальный характер с точки зрения принятия решения о поддержке кластерных инициатив, выявления потенциала кластерного развития отрасли или территории и т.д. Конкретные механизмы реализации кластерной политики применительно к отдельным отраслям и территориям должны разрабатываться на уровне региона и носить не только селективный, но и уникальный характер, обоснованный спецификой территориально-отрас-левого комплексирования, пространственного раз-вития, функциональной специализацией территории. Основным актором реализации политики по отношению к конкретным кластерам являются органы государственной власти соответствующих субъектов.

Особое значение селективная промышленная политика поддержки региональных кластеров приобретает для старопромышленного региона, что обосновано ключевыми детерминантами функциони-рования данного типа территорий: сложившаяся, устойчивая структура хозяйственного комплекса, высокая доля износа основных производственных фондов, наличие признаков моноспециализации.

В старопромышленном регионе можно проследить четкое разделение кластеров на традиционные (процессные и дискретные) и постиндустриальные.

Кластеры традиционного типа в старопро-мышленном регионе с точки зрения детерминант внутренней структуры представляют собой верти-кально или диагонально интегрированные системы, имеющие устойчивые или потенциальные межфир-менные связи с элементами инновативности, конгломерат крупных предприятий (кластеры «центра и спиц» и кластеры государственных предприятий) в центре внутренней структуры и множество малых предприятий, реализующих дополнительные, вспомогательные и обслуживаю-щие функции. Еще одной специфичной чертой таких кластеров является активное участие федеральных и региональных органов власти в стимулировании их формирования.

Кластеры постиндустриального типа в старопромышленном регионе с точки зрения детерминант внутренней структуры представляют собой горизонтально интегрированные системы на основе сочетания конкуренции и кооперации с потенциальными межфирменными связями, высоким уровнем инновативности, инновационной ориента-цией, сформированные, как правило, спонтанно «снизу-вверх» без участия органов власти. Для постиндустриальных кластеров характерно отсутствие формальной структуры, а также обслуживающих и дополнительных объектов, что связано с самим предметом потребления - услугой, предоставляемой кластером (она не овеществлена и отождествляема с актором, предоставляющим ее).

Поскольку принципиальным отличием кластерных структур от иных территориально-отраслевых систем является самостоятельность формирования, обусловленная в старопромышлен-ном регионе сложившейся системой территориально-производственного комплексирования, реализация промышленной политики по отношению к кластерам должна носить индивидуальный, общекоординацион-ный, стратегический характер.

Основные принципы реализации промыш-ленной политики по отношению к кластерам:

  • селективность в финансировании наиболее комплексных и конкурентоспособных проектов на конкурсной основе;
  • соответствие стратегическим приоритетам развития территории;
  • взаимоувязка тактики реализации промыш-ленной политики в целом и политики в отношении отдельных кластеров;
  • превалирование экономических над административными инструментами реализации политики поддержки кластеров;
  • интеграция подхода «сверху-вниз» и «снизу-вверх» при выборе приоритетов точечной поддержки кластерных инициатив;
  • интеграция и взаимоувязка приоритетов региональной, промышленной и политики в сфере науки и технологий в рамках поддержки кластеров;
  • интеграция территориальной и отраслевой парадигм конкурентного развития региона в рамках кластерного подхода;
  • децентрализация усилий по поддержке кластеров с возможностью привлечения федераль-ных, региональных и местных органов власти, общественных и частных агентов сетевого взаимодействия при одновременном четком закреплении стратегических приоритетов кластер-ного развития.

Методологической основой реализации промышленной политики в отношении кластеров является интеграции трех подходов:

  • системный (процессный) подход: вход (усилия органов государственной власти региона и усилия органов местного самоуправления по формированию кластеров) à внутренние процессы à выход (результативность для экономики старопромышленного региона);
  • ресурсная концепция фирмы;
  • концепция заинтересованных сторон.

Оказание поддержки развитию кластеров с позиции ресурсной концепции и ресурсного обмена предполагает следующие инструменты:

  • организационное, инфраструктурное (инновационное, транспортное, энергетическое, социальное, инженерное) развитие;
  • методическое и информационное консультирование;
  • образовательная поддержка;
  • инвестиционное стимулирование;
  • развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием;
  • организация российских экспозиций в зарубежных выставках и ярмарках.

В рамках традиционных типов кластеров в старопромышленном регионе задачами органов государственной власти должно стать в первую очередь развитие не ядра (поскольку оно сформировано на базе средообразующей группы компаний и сложившихся территориально-отрасле-вых отношений и обладает устойчивостью струк-туры), а развитие обслуживающих дополняющих и вспомогательных объектов. Реализация стратегии по отношению к указанным объектам должна быть основана на отдельных программных документах по указанным сферам, например, «Программа развития малого и среднего предпринимательства в регионе», «Программа поддержки сети коллективного пользования при вузах» и т.д.

Поскольку главным тезисом ресурсной концепции является неоднородность конкуренто-способности фирм (в данном случае отраслевых комплексов), которая является устойчивым следствием обладания уникальными ресурсами и организационными способностями, являющимися источниками ключевых рент, то именно эти ресурсы, а не иные факторы производства или традиционные управленческие компетенции являются залогом успешной кластерной политики в регионе. Задача органов власти заключается в создании режима благоприятствования для развития ключевых компетенций кластера. Для кластера традиционного типа в старопромышленном регионе таковыми будут являться уникальные НИОКР, инновационный продукт, наличие внутренних связей и выстраивание цепочки добавленной стоимости.

В рамках нетрадиционных (постиндустри-альных кластеров) задачи органов власти меняются, что связано со спецификой внутренней структуры. Сервисные кластеры в старопромышленных регионах обладают такими специфическими организацион-ными чертами, как

  • горизонтальная интеграция внутренних интересов;
  • пространственная локализация и с достаточно большим охватом потенциальных потребителей;
  • отсутствие единого координационного центра;
  • коллективное пользование инфраструкту-рой;
  • отсутствие жесткой привязки к НИОКР, финансовому центру и сервисным ремонтным центрам.

Задачами органов государственной власти в данном случае должны стать:

  • стимулирование эффективного террито-риального размещения участников кластера;
  • создание транспортных и логистических развязок;
  • привлечение в районы размещения сервисных кластеров операторов консультационных, лизинговых и юридических услуг на льготной основе;
  • паритетное финансирование строительства центров сбыта готовой продукции или центров торговли, отдыха и развлечений и т.д.

Ключевыми компетенциями кластерных структур сервисного типа будут являться территориальное размещение (близость к потребителю) и комплексность услуг, репутация поставщиков.



Рис. 2. Перспективная модель взаимодействия организаций в традиционном кластере (на примере металлургического) и участия органов государственной власти и местного самоуправления


Детализируя указанные направления в рамках идеи «черного ящика» (системного подхода), задачами органов власти региона по отношению к традиционным кластерам на входе будут:

  • формирование системы финансирования разработок: сети региональных научно-технических и венчурных фондов (например, привлечение к кластерным инициативам Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере), заключение генеральных соглашений со страховыми компаниями, банками, инвестицион-ными компаниями о сотрудничестве, предоставлении финансовых услуг на льготных условиях либо с отложенным временным сроком оплаты;
  • формирование системы продвижения продукции кластеров: строительство бизнес-инкубаторов, ини-циирование выставок, экспозиций, поддержка сер-тификации и регистрации НИОКР;
  • формирование системы кадрового обеспечения кластера: создание в регионе сети непрерывного образования, единого образовательного поля, разработка программ повышения квалификации, заключение генеральных соглашений с институтами подготовки и повышения квалификации, образова-тельными центрами о предоставлении образова-тельных услуг на льготных основах;
  • формирование системы информационного обеспе-чения: разработка и поддержание интернет-портала по кластерным инициативам, базы данных заказчиков и поставщиков услуг для целей развития кластеров, заключение соглашений о допуске представителей кластеров в центры коллективного пользования уникальными приборами и обору-дованием.

Задачами органов власти по отношению к сервисным кластерам должны стать:

  • формирование системы продвижения услуг кластеров: выставочная и экспозиционная деятельности;
  • обеспечение благоприятного налогового режима для участников;
  • строительство объектов инфраструктуры и развязок.

Важным аспектом реализации кластерной политики в стапропромышленном регионе является не только выстраивание приоритетов поддержки и стимулирования создания кластеров, но и взаимоувязка эффективности функционирования кластеров и развития территорий присутствия.

Процесс реализации кластерной политики является важнейшей составляющей селективной промышленной политики региона. На данном этапе необходимо создать условия для трансформации стратегических целей и направлений в отраслевые, целевые программы и проекты, а также текущие планы мероприятий. Мы считаем, что в основу механизма реализации кластерной политики должен быть положен программно-целевой подход, предполагающий, что по «точкам роста», выявленным на стадии разработки анализа потенциала кластеорообразования, будут сформиро-ваны областные целевые программы. Цели, задачи и мероприятия программ и проектов должны органически вписываться в общую кластерную и промышленную политики региона, быть соразме-рены с потребностями территорий, их потенциалом, служить достижению целей развития.

Реализация кластерной политики на территории старопромышленного региона также должна включать в себя сценарное планирование и прогнозирование пространственных изменений в экономике, позволяя предсказать удаленные события, сформировать представления о перспек-тивных социально-экономических процессах, выяв-ленных тенденциях.

Наиболее важными показателями, отра-жающими степень достижения задач по формиро-ванию условий для эффективного организационного развития кластеров, направленных на повышение их конкурентоспособности, выступают:

  • уровень занятости населения на территории присутствия кластеров;
  • уровень доходов населения на территории присутствия кластеров;
  • объем валового регионального продукта;
  • объем валового регионального продукта на душу населения;
  • динамика приобретения дополнительных функций и диверсификации имеющихся преиму-ществ экономики региона;
  • удельный вес наукоемких отраслей на территориях присутствия кластеров;
  • удельный вес сектора услуг на территориях присутствия кластеров;
  • уровень физического объема промышленного производства на территориях присутствия кластеров;
  • уровень физического объема инвестиций на территориях присутствия кластеров;
  • уровень инвестиций на душу населения на территориях присутствия кластеров;
  • уровень среднедушевого розничного товаро-оборота на территориях присутствия кластеров;
  • уровень производительности труда на тер-риториях присутствия кластеров;
  • динамика изменений административно-право-вого статуса муниципальных образований в регионе;
  • динамика формирования агломераций и инте-грационных объединений муниципальных образова-ний в регионе.

Таким образом, методика формирования и реализации кластерной политики в регионе заключается в определении приоритетов стимули-рования кластерного развития во взаимоувязке со стратегическими документами вышестоящего уров-ня, селективности проектов и инструментов под-держки, учете ресурсов и оценке результатов с позиции ресурсной и системной концепций.

Литература

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О концепции кластерной политики в России [электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.expert.ru/ printissues/ ural/ 2008/ 14/ qa_klasternaya_politika (дата обращения 12.10.2011)
  3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [электронный ресурс]: Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации 20615-АК/Д19 от 26.12.2008 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России //Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.rsr-online.ru/doc/norm/222.pdf (дата обращения 12.10.2011)

Bibliography

  1. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020 : the Order of the Government of the Russian Federation from November, 17th, 2008 N 1662-r - Access from legal-reference system "ConsultantPlus". - an access Mode: http:// www.consultant.ru
  2. About the concept кластерной politicians in Russia . - an access Mode: URL: http:// www.expert.ru/printissues/ural/2008/14/qa_klasternaya_politika.
  3. Methodical recommendations about the cluster policies’ realization in subjects of the Russian Federation : the Letter of the Ministry of economic development of the Russian Federation 20615-AK/D19 from 12/26/2008 - Access from legal-reference system "ConsultantPlus". - an access Mode: http://www.consultant.ru
  4. Pilipenko I.V.Cluster policies’ realization in Russia//the Appendix 6 to the Annual economic report of 2008 of the All-Russian public organization «Business Russia» «Strategy 2020»: from economy of "instructions" to economy of "stimulus" //an access Mode: http://www.rsr-online.ru/doc/norm/222.pdf

Кластерная политика – составная часть экономической политики государства. Ее целями являются поддержка развития кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера. Особенность кластерной политики по сравнению с промышленной политикой состоит в ориентации исключительно на конкурентоспособные виды деятельности региона либо страны.

Инструментарий кластерной политики шире традиционного набора инструментов промышленной политики и включает поддержку не только производственной деятельности, но и сферы услуг, научно-образовательного комплекса, уникальных компетенций и традиций местного сообщества. Тогда как промышленная политика использует в основном инструменты таможенной политики, технического регулирования, государственной инвестиционной политики, кластерная политика связана с использованием косвенных инструментов поддержки, главным образом, направленных на развитие сотрудничества, инновационного потенциала участников кластеров.

В России происходит активное развитие кластерной политики на уровне субъектов Российской Федерации, однако, координация данного процесса как на федеральном, так и на региональном уровнях недостаточна. В настоящее время не определены:

единые подходы к пониманию территориального кластера, типологии кластеров, единый понятийный аппарат кластерной политики;

единый набор инструментов кластерной политики;

необходимые механизмы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.

Под территориальным кластером следует понимать фактическое объединение хозяйствующих субъектов, осуществляющих экономическую деятельность в границах одного или нескольких административно-территориальных образований и связанных в сфере производства и реализации товаров и услуг функциональными или договорными отношениями, за счет которых средняя норма прибыли кластера является положительной и повышенной по сравнению со средней нормой прибыли для соответствующих административно-территориальных образований.

Данное определение отражает ряд критериев. Кластер должен представлять собой неформальное объединение хозяйствующих субъектов, сконцентрированное на определенной территории. Участники кластера должны быть связаны функциональными или договорными отношениями. И эти отношения должны обуславливать конкурентоспособность их деятельности, положительный экономический эффект, высокую норму прибыли.


Не все кластеры являются инновационными. Инновационность является характеристикой кластеров. По уровню инновационного потенциала кластеры можно условно разделить на кластеры со средним и высоким инновационным потенциалом. Инновационным является кластер с высоким инновационным потенциалом. Средний инновационный потенциал характерен для традиционных или индустриальных кластеров.

Однако исходя из системообразующего значения инноваций и инновационной деятельности в современной экономической политике государства формирующуюся в последние годы отрасль законодательства об инновационной деятельности можно одновременно рассматривать в качестве основы для развития нормативной правовой базы кластерной политики. Именно эта отрасль законодательства определяет особенности государственной поддержки организационных форм инновационной деятельности, таких как наукограды, технопарки, особые экономические зоны, которые по сути соответствуют либо выступают аналогами территориальных кластеров.

Именно в законодательство субъектов Российской Федерации об инновационной деятельности последовательно начинают проникать дефиниции и инструменты кластерной политики. Следует отметить, что определения термина «кластер» ни федеральное, ни региональное законодательство не содержат. Непосредственно сам термин в его экономическом смысле все чаще встречается в федеральных и региональных концепциях и программах социально-экономического развития, концептуальных и распорядительных актах. Например, на региональном уровне его применяют в актах о создании и составе рабочих групп по созданию отдельных кластеров (Алтайский край, Ивановская область), актах инициирующих создание конкретных кластеров (Республика Татарстан) и даже направленных на общую организацию деятельности по формированию таких образований (Тверская область).

Само по себе закрепление в законодательстве терминов и определений кластерной политики не должно становиться самоцелью. Правовые дефиниции не образуют регулятивных норм. Первоочередная задача заключается в определении предмета правового регулирования и правового обеспечения мер государственной поддержки кластеров. Здесь, как на федеральном, так и на региональном уровне общее понимание путей решения проблемы отсутствует.

В настоящее время активность региональных органов власти нередко направлена на формирование и создание кластеров на своей территории. Однако этот процесс индивидуальный, который хотя и может быть поддержан программно-целевым методом, распорядительными актами государственных органов и методами прямой экономической поддержки, но все же остается стохастическим и в большей степени зависящим от слабоуправляемых факторов, прежде всего от самих хозяйствующих субъектов. В мировой практике кластеры как правило создаются и самоопределяются самостоятельно. Государственная поддержка должна быть направлена прежде всего на развитие существующих кластеров, а не на формирование новых. Последнее связано в большей степени с использованием инструментов промышленной политики импортозамещения, а не кластерной политики.

В то же время следует признать, что возможности формирования специального правового регулирования в сфере реализации кластерной политики в целом ограничены, особенно на федеральном уровне.

Безусловно совершенствование гражданского законодательства, налогового и таможенного законодательства, бюджетного законодательства может оказать положительное влияние на развитие кластеров. В зависимости от особенностей кластера его развитие также могут определять земельное и сельскохозяйственное законодательство, законодательство в сфере применения информационных технологий. Однако данные отрасли законодательства не отражают сути и инструментов кластерной политики.

Для различных кластеров эффективные инструменты кластерной политики, которые могли бы быть отражены в законодательстве, отличаются. Они отличаются для моно и полиотраслевых кластеров, то есть кластеров, в которых есть соответственно одна или несколько ведущих отраслей – отраслей кластерообразования; кластеров, которые образованы субъектами малого и среднего предпринимательства и кластеров, где вокруг крупных предприятий-лидеров, выстраивается сеть поставщиков.

Вопросы использования тех или иных мер государственной поддержки и правового регулирования должны решаться на местах каузально по сути для каждого кластера в отдельности.

содействие формированию кластерных инновационных сетей;

организация информационной поддержки развития кластера;

содействие трансферту технологий среди участников кластера.

Так при содействии трансферту технологий основными задачами являются:

организация проведения экспертизы инновационных проектов;

активизация процессов патентования в кластере.

проведение аудита и инвентаризации интеллектуальной собственности.

формирование базы данных интеллектуальной собственности.

Данные и иные инструменты кластерной политики связаны в основном с реализацией государственного заказа региональными органами исполнительной власти. То есть правовое регулирование в данном случае минимально и ограничивается разработкой и принятием стратегий и планов развития кластеров, региональных целевых программ развития кластеров, положений о коодинационных советах. В случае, если в субъекте Российской Федерации создаются региональные реестры результатов научно-технической деятельности, инновационных организаций и проектов, создаются организации по развитию кластера и иные специализированные некоммерческие организации, возможно дополнительное правовое регулирование, связанное с ведением реестров и оказанием соответствующими организациями услуг участникам кластера, порядком субсидирования их деятельности.

Тем не менее даже для использования таких ограниченных правовых возможностей, которые применяются в основном высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, необходим системный подход. Данный подход можно обеспечить только законами. То есть в целях создания условий для эффективного применения инструментов государственной поддержки кластеров, систему таких инструментов следует закрепить в законодательных актах. При этом законы субъектов Российской Федерации об инновационной деятельности обладают значительным потенциалом для того, чтобы стать базовым источником правового регулирования в сфере реализации кластерной политики.

На федеральном уровне целесообразно рассмотреть возможность субсидирования субъектов Российской Федерации на цели развития территориальных кластеров, а также предложить инструменты кластерной политики, то есть сформировать соответствующую методическую базу.

Кластерный подход является наиболее эффективным и прогрессивным инструментом развития постиндустриальной глобализированной экономики. Сегодня кластерные инициативы могут составить основу развития промышленного ядра России, наиболее полно реализовать конкурентные преимущества индустриальных регионов. Кластерная политика представляет собой систему взаимосвязан­ных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направ­ленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров. Формирование и развитие кластеров позволяет реализовать сравнительные (конкурентные) преимущества территорий, поскольку географически взаимосвязанные компании определенной отрасли, а также обеспечивающие их деятельность предприятия, напрямую влияют на развитие регионов. При разработке стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации важно предусматривать перспективы формирования кластеров. На региональном уровне основные задачи состоят в выявлении ключевых кла­стеров в экономике региона, анализе барьеров и возможностей для их развития и реа­лизации инициатив, направленных на стимулирование развития кластеров. Для региона кластерная политика состоит в финансировании и координации проектов по развитию ключевых кластеров. Для муниципальных образований задачи кластерной политики состоят в инте­грации местной экономики в ключевые региональные кластеры и координации проек­тов, направленные на развитие местных кластеров, существующих в границах муници­пального образования.

Кластер представляет собой совокупность географически локализованных и взаимосвязанных компаний определенной отрасли, а также обеспечивающих их дея­тельность и находящихся на данной территории поставщиков оборудования, комплек­тующих, специализированных услуг, предприятий и организаций инфраструктурных отраслей, научных и образовательных учреждений.

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши».

Кластерная политика представляет собой систему взаимосвязан­ных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направ­ленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров.

Кластерная политика на практике реализуется в разработке кластерной стратегии. Кластерная стратегия представляет решения (приоритеты) в области организации кластеров и сетевого сотрудничества, определяющие конкретные мероприятия по достижению целей кластерной политики. Состав мероприятий, сроков, ответственных исполнителей и средств образуют кластерную программу.

Субъектами проведения кластерной политики являются органы власти наднационального, национального и местного уровня.

Объектами кластерной политики являются уровень конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики

Основной целью региональной/национальной кластерной политики является формирование условий для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности региональной/национальной конкурентоспособности на основе стимулирования кластеров.

Формирование и развитие кластеров позволяет реализовать сравнительные (конкурентные) преимущества территорий, поскольку географически взаимосвязанные компании определенной отрасли, а также обеспечивающие их деятельность предприятия, напрямую влияют на развитие регионов. При разработке стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации важно предусматривать перспективы формирования кластеров.

На федеральном уровне разрабатывается общая стратегия и политика развития кластеров, включая вопросы использования инструментов кластерной политики, уча­стия федеральных ведомств, вопросы финансирования, координации ключевых меро­приятий и вовлечения региональных и муниципальных властей.

На региональном уровне основные задачи состоят в выявлении ключевых кла­стеров в экономике региона, анализе барьеров и возможностей для их развития и реа­лизации инициатив, направленных на стимулирование развития кластеров. Для региона кластерная политика состоит в финансировании и координации проектов по развитию ключевых кластеров.

Для муниципальных образований задачи кластерной политики состоят в инте­грации местной экономики в ключевые региональные кластеры и координации проек­тов, направленные на развитие местных кластеров, существующих в границах муници­пального образования.

В рамках социальной политики целесообразно предусматривать мероприятия по повышению качества образования по профилю кластера, соответствующие программы повышения квалификации.

В бизнес-среде возможно создание бизнес-инкубаторов по профилю кластера, венчурных фондов, содействие доступу к кредитным ресурсам, определенные налоговые преференции, упрощение процедур регистрации компаний, снижение административных барьеров.

Необходимо предусматривать развитие инфраструктуры кластера при разработке и финансировании проектов по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций.

Типология кластеров:

1. По характеру структурообразующей организации кластера:

а) Предприятие крупного масштаба;

б) Объединение вокруг торгово-промышленной палаты, или организации, определяющей экономическое развитие (ассоциации, региональные агентства)

2. По ядру кластера:

а) Базирующиеся на сложной технологической основе, часто новой для территории;

б) Основанные на традиционных для данной территории видах деятельности;

в) Связанные подрядными отношениями.

г) Боковые (межотраслевые) кластеры - охватывающие сразу несколько отраслей, например, мультимедийный кластер.

д) Мега-кластеры - образованные сетью кластеров, т.е. большим количеством фирм, относящихся к различным секторам экономики и характеризующихся высокой степенью агрегации (химический, автомобильный кластеры).

3. Выделяются две основные категории кластеров, сформированные по пространственной и функциональной осям:

а) Промышленный кластер - фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. Он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно охватывая весь регион или страну.

б) Региональный кластер – это пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формы обучения и адоптации. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.

Типы кластерной политики (М. Энрайт):

Актуальная информация содержится:

На сайте Министерства экономического развития РФ есть специальная страничка «Реализация кластерной политики»

Там же об инновациях, в том числе инновационных территориальных кластерах

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/

Российская кластерная обсерватория - http://cluster.hse.ru/ = интересно.

Мониторинг региональных кластерных политик / Ассоциация инновационных регионов России. 2014 - http://www.i-regions.org/upload/monitoringponyatieobzor.pdf

АИРР издает журнал «Кластеры: Мир – Россия – регионы».
http://www.i-regions.org/media/

Можно посмотреть на трактовку кластеров/ использование термина в непроизводственной сфере. Например, «О Концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012-2017» .

Можете посмотреть материалы онлайн-дискуссии «Территории инноваций – региональные кластеры»:

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=49784

Дополнительная литература:

Сайт Министерства экономического развития РФ:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/

Климова Т.Б., Бондарева Я.Ю. Методологические подходы к формированию инновационных кластеров в контексте обеспечения сбалансированного регионального развития // Корпоративные финансы. 2011. № 3 (19). С. 88-92.

Никулина О.В., Якунина Ю.К. Модель инновационного развития на основе оптимизации методики кластеризации региональной экономики// Региональная экономика: теория и практика. 2011. №42.

Пулатова И.Р. Региональная промышленная политика: вопросы территориальной организации производства // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №40.

Разработка концепции кластерной модели социально-экономического развития Саратовской области. Отчет о НИР (итоговый). 2009.

Тетерин Н.И. Анализ действующих и выявление потенциальных (формирующихся) кластеров в экономике региона (на примере Саратовской области) // Региональная экономика: теория, практика. 2009. №23.

Центр кластерного развития Республики Башкортостан - http://www.anrb.ru/blog/alias/ckr

Центр промышленного субконтрактинга решает комплексные задачи в сфере кооперации между промышленными предприятиями России и других государств, развивает сотрудничество между крупными предприятиями и мелкими производителями.

http://www.subcontractcentre.ru

Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области - http://cik63.ru/

Центр кластерного развития Пензенской области - http://clustercenter.ru/

Направления кластерной политики

Основными направлениями кластерной политики являются:

Критика

Критики кластерной политики указывают на то, что:

  • концентрация производства на данной территории в рамках кластера уменьшает устойчивость региональной экономики, снижая ее диверсифицированность;
  • преобладание на данной территории занятых в кластере понижает инновационность, так как она во многом является следствием соприкосновения людей, обладающих существенно отличающимися знаниями и опытом; противоположный подход порождает самовоспроизводящееся групповое мышление , воспроизводство старых идей, стереотипов и подходов;
  • стимулирование кластерообразования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики.

Кластеры России

Известный еще с советского времени автомобильный кластер расположен в Самарской области автомобильный кластер Самара-Тольятти .

Другим примером успешно развивающегося кластера является Калуга. Где активно развивается кластер по производству автомобилей и автокомпонентов, ядром которого являются компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors.

Кластерная политика за рубежом

В странах ЕС реализуется множество проектов, направленных на развитие кластерной политики. Например, Европейская кластерная обсерватория , нацелена на выявление кластеров в Европе и их анализ.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кластерная политика" в других словарях:

    Кластерная политика города Москвы - политика города Москвы по объединению организаций науки, промышленности, других субъектов инновационной деятельности, которые своей целью имеют выпуск высокотехнологичных родственных продуктов или услуг... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства… … Официальная терминология

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кластер. Кластер (в экономике) (англ. cluster) сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, государств): поставщиков продукции,… … Википедия

    - (англ. cluster) сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций,… … Википедия

    Городская агломерация Самарско Тольяттинская агломерация Страна РоссияРоссия … Википедия

    Содержание 1 Культурные мероприятия 2 Музыка 3 Театр и кино … Википедия

    - (англ. File Allocation Table «таблица размещения файлов») классическая архитектура файловой системы, которая из за своей простоты всё ещё широко используется для флеш накопителей. В недавнем прошлом использовалась в дискетах, на… … Википедия

    Fedora … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Мировой финансовый кризис 2008 2010 года негативно повлиял на … Википедия

    Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization L’Organisation des Nations Unies pour l’éducation, la science et la culture La Organización de las Naciones… … Википедия

    Мировой финансовый кризис 2008 2009 года негативно повлял на экономику Казахстана. Содержание 1 Причины кризиса 2 2007 год 2.1 … Википедия

Книги

  • Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 37 (274) 2014 , Отсутствует. Журнал освещает актуальные проблемы национальных интересов, приоритетные направления развития экономики, вопросы национальной безопасности России и регионов в различных сферах экономики,… электронная книга
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!