Все для предпринимателя. Информационный портал

Что означает специальный налоговый режим. Что означают специальные налоговые режимы и что к ним относят? Характеристики и сравнительный анализ видов спец режимов

Налоговым законодательством РФ устанавливаются общий и специальные режимы налогообложения.

1. Общий режим налогообложения

При применении общего режима налогообложения налогоплательщиками уплачиваются федеральные, региональные и местные налоги, указанные соответственно в ст. ст. 13 - 15 НК РФ, если иное не установлено НК РФ.

К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • единый социальный налог (ЕСН);
  • налог на прибыль;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира;
  • государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

2. Специальные налоговые режимы и преимущества их применения

Согласно ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Применение специальных налоговых режимов позволяет облегчить жизнь организациям в части налогообложения и составления налоговой отчетности, так как при применении таких режимов организации освобождаются от некоторых налогов, уплачиваемых при применении общего режима налогообложения. Дело в том, что специальные налоговые режимы применяются наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также они могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (УСН) (гл. 26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

Применять специальные налоговые режимы вправе только те организации, которые признаются плательщиками данных налоговых режимов в соответствии с НК РФ. С выбором системы налогообложения вновь создаваемой организации следует определиться еще до подачи в регистрирующий орган документов, необходимых для проведения государственной регистрации организации в качестве юридического лица.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном ей в соответствии с законодательством. В этом случае организация будет вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Если же вновь созданная организация, изъявившая желание применять упрощенную систему налогообложения, не подаст заявление о переходе на данный налоговый режим в указанный срок, то тогда данная организация сможет подать такое заявление только в период с октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого организация решит переходить на упрощенную систему налогообложения. При этом в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения организация должна будет сообщить о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Прежде чем определяться с выбором специального налогового режима, необходимо в НК РФ уточнить следующую информацию: какие налогоплательщики имеют право применять конкретный налоговый режим, а какие - нет. К примеру, если опять-таки говорить об упрощенной системе налогообложения, то согласно п. 3 ст. 346.12 НК РФ применять данную систему налогообложения не вправе следующие организации:

  • организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • организации, занимающиеся игорным бизнесом;
  • организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  • организации, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 НК РФ;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
  • организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В настоящих целях учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ;
  • бюджетные учреждения;
  • иностранные организации.

Малый бизнес по праву считается основой экономики государства – именно его регулированию посвящена большая часть статей Налогового кодекса. Частные предприниматели с малым оборотом денежных средств составляют костяк целых отраслей деятельности (торговли, услуг, производства ряда товаров и так далее).

Несмотря на относительную гибкость и количество возможностей, предоставляемых законодательством юридическим лицам, именно этот вид бизнеса по праву считается самым неустойчивым к внезапным рыночным изменениям и нуждается в особых условиях.

Даже небольшая смена курса властей или рыночных тенденций может поставить под удар целые отрасли, поэтому само государство выработало механизмы защиты малых предпринимателей . Их основу составляет ряд специальных режимов налогообложения – альтернативной схемы уплаты отчислений в казну.

Определение и понятие

Впервые это понятие на законодательном уровне было закреплено еще в далеком 1995 году, когда был принят соответствующий Федеральный закон о государственной поддержке малого бизнеса.

Этот документ не только дал возможность уплачивать налоги по упрощенной схеме, но и обойтись без большинства формальностей в бухгалтерском учете, которые также снижали привлекательность малого предпринимательства как сферы получения дохода.

Но с того времени реалии рынка сильно изменились и законодательство нуждалось в серьезной модификации и расширении разновидностей специальных режимов налогообложения. Обширный список изменений был принят в 2013 году и вместо одной схемы предприниматели получили почти полдесятка.

По факту, именно с этого документа начинается повсеместное использование специальных режимов уплаты налогов.

Физические лица, как и частные предприниматели, по умолчанию уплачивают сразу четыре вида налогов :

  1. Налог на доходы физических лиц , также известный как . Взимается при получении дохода от деятельности, заработной платы, сделки купли-продажи или аренды имущества (например, недвижимости).
  2. Земельный налог . В случае, если в списке собственности числится земельный участок, вы платите за него взносы в налоговую службу, пропорционально его оценочной стоимости. Это касается как неиспользуемой территории, так и такой, которая используется для любого рода предпринимательской деятельности.
  3. Налог на имущество физических лиц . Также является разновидностью обложения лиц с собственностью, но для осуществления отчислений по этой статье необходимо владеть недвижимым имуществом. К слову, предназначение объекта не играет роли: подлежит уплате налог как на жилые помещения (дача, частный дом, квартира), так и на нежилые (гараж и т.п.).
  4. Транспортный налог . Оплачивается собственниками автомобиля, автобуса, спецтехники.

Помимо этого, в случае в качестве индивидуального предпринимателя, появляется необходимость пополнять казну государства с собственных доходов от деятельности. Характер, ставка и особые условия уплаты налога зависят от выбора режима (общего или одной из разновидностей специального).

Субъекты

В зависимости от категории физического лица, которая определяется видом его деятельности, в качестве субъекта специального налогового режима может выступать:

  1. Инвестор , который выполняет условия сделки по разделу товаров (применяется льготное обложение налогом).
  2. Индивидуальные предприниматели , которые соответствуют ряду критериев, прописанных в налоговом кодексе (по патентной системе).
  3. Определенные региональным законодательством виды бизнеса (для Единого налога на вмененный доход) при наличии соответствующего нормативно-правового акта для данного вида деятельности.
  4. Для юридических лиц , имеющих годовой оборот средств в компании менее 150 миллионов рублей, используется упрощенная система налогообложения (сокр. ). Также необходимо, чтобы число постоянных сотрудников компании в отдельно взятый отчетный период не превышало 100 человек.
  5. Производители сельскохозяйственной продукции (на основании законов, регламентирующих – единый налог для данного вида предпринимательской деятельности).

Сразу под несколько схем может подходить ведение бизнеса фермерами и рядом инвестиционных компаний. Также на выбор несколько вариантов уплаты налогов предлагается компаниям, имеющим причастность к освоению или переработке полезных ископаемых ресурсов.

Виды специального налогообложения

В целом, специальные налоговые режимы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, имеют ряд единых специфических особенностей :

  • четкие ограничения по сфере деятельности;
  • лимит по совокупному объему дохода или таковому от каждого вида деятельности;
  • использование лишь для индивидуальных предпринимателей (с численностью работников не более 15) или небольших компаний (менее 100 сотрудников);
  • невозможность совмещения специальных налоговых режимов друг с другом;
  • существенная зависимость ставок и условий от регионального налогового законодательства;
  • возможность выбора между обложением дохода либо чистой прибыли (разницы дохода и расхода).

УСН

УСН (упрощенная система налогообложения) является наиболее распространенным специальным режимом из используемых в малой предпринимательской деятельности. Он может использоваться лишь в том случае, если за подотчетный период компания соответствует таким критериям :

  1. Не более 150 миллионов рублей дохода за календарный год.
  2. Остаточная суммарная цена всех активов компании – менее 100 (ранее – 150) миллионов рублей.
  3. Количество сотрудников компании – не более 100.

Также существует ряд второстепенных требований , которые прописаны в налоговом законодательстве и обязательны к исполнению. К примеру, бизнес не может облагаться по упрощенной системе, если более четвертью активов компании владеет другое юридическое лицо. Невозможно применение УСН и для юридических лиц, которые частично или полностью спонсируются государственным или муниципальным бюджетом.

Достаточно жестко законодатель ограничивает и сферы деятельности предпринимателей, желающих применять упрощенную систему налогообложения. Ни при каких условиях на нее не могут претендовать компании, основной доход которых получается за счет :

  • банковских операций;
  • инвестирования в другие компании;
  • страхования;
  • изготовления товаров, которые являются подакцизными;
  • недропользователи;
  • представители игорного бизнеса.

Если юридическое лицо имеет хотя бы один филиал – использование УСН для него законодатель также не предусматривает. Также нельзя использовать упрощенную систему налогообложения в сочетании с другими его формами. При эксплуатации УСН предприниматель полностью освобождается от выплат НДС, налогов на имущество и прибыль для юридических лиц.

Переход на упрощенную систему налогообложения возможен лишь в том случае, если компания подает все подтверждающие соответствие заявленным критериям документы до конца календарного года. В случае одобрения со стороны муниципального (или регионального) отдела ФНС обложение по УСН происходит уже с первого дня нового года.

Законодатель не накладывает ограничений на длительность ведения предпринимательской деятельности – с «упрощенкой» юридическое лицо может работать уже с первого дня своего существования. Важно лишь подать документы в течении месяца после получения пакета учредительных документов, иначе придется дожидаться конца года и оплачивать налоги по общей ставке.

При подаче заявки можно выбрать, какой именно финансовый показатель будет использован для расчета отчислений в ФНС. Для первого варианта (доход) применяется ставка в 6% , второй же (разница доходов и расходов) предусматривает уже 15% .

Для обоих сценариев подотчетный период составляет календарный год . Ряд особенностей и льгот могут изменяться от региона к региону – вышеупомянутый федеральный закон оставляет право вносить изменения в соответствующие пункты.

Особого внимания заслуживает тот факт, что законодатель обязует каждое использующее УСН лицо, вышедшее за рамки указанных требований, сообщить об этом за 15 календарных дней до конца отчетного налогового периода . В таком случае переход на общую систему уплаты налогов пройдет без применения к последнему штрафных санкций.

ЕНВД

Основная особенность ЕНВД (Единого налога на вмененный доход) – использование сугубо в тех территориальных образованиях РФ, где это разрешено местным законодательством . Ставки налогов и виды деятельности, подлежащие обложению по этой схеме, также могут радикально отличаться от области к области, от региона к региону. Налоговый кодекс РФ лишь дает базовый перечень, за рамки которого муниципальные образования не могут выходить при создании особых условий.

Переход на ЕНВД возможен лишь в случаях, когда:

  • численность сотрудников за год в среднем не превышала 100 человек;
  • юридическое лицо не задействовано в сдаче в аренду недвижимого имущества;
  • предприниматель не использует ЕСХН как схему уплаты налогов;
  • его вид деятельности имеется в регламентирующей ЕНВД статье в Налоговом кодексе РФ.

В случае, когда компания задействована сразу в нескольких видах деятельности, облагаться налогом по ЕНВД будут лишь доходы в сферах, указанных в НК РФ. Ставка составляет 15%, но в зависимости от корректирующих показателей может изменяться в меньшую сторону.

Переход на ЕНВД возможен в любое удобное юридическому лицу время, а вот прекращение уплаты налогов по этой схеме возможно лишь по окончанию календарного года. Если в ходе проверки ФСН выяснится, что компания не соответствует заявленным требованиям, то помимо штрафных санкций, она будет переведена на общую систему налогообложения в принудительном порядке.

ПСН

Основной особенностью ПСН является то, что эта система предназначена лишь для индивидуальных предпринимателей – юридические лица использовать схему не могут ни при каких условиях . При соответствии ряда требований (среднесписочная численность сотрудников не более 15 человек, доход по каждому из заявленных видов деятельности составляет не более миллиона рублей) вместо уплаты налога приобретает патент, цена которого составит 6% от налоговой базы ИП.

Большим плюсом является освобождение предпринимателя от подачи налоговой декларации в ФСН, но взамен придется вести учет по доходам от каждого вида деятельности отдельно друг от друга.

ЕСХН

Для Единого сельскохозяйственного налога свойственна устойчивая ставка в 6% от разницы между доходом и расходами компании. При этом законодатель по новым требованиям предъявляет лишь одно ключевое требование к ИП или юридическому лицу – доля его дохода, полученная в ходе реализации товара, не должна превышать 70% от общей суммы.

Другой нюанс: по компания должна относиться к тем, которые оказывают вспомогательную деятельность в сельскохозяйственной отрасли. Но если производством культур или продукции компания не занимается, то претендовать на ЕСХН она не в праве.

Лекция про специальные налоговые режимы представлена ниже.

Каждая организация или индивидуальный предприниматель должны выплачивать в бюджет страны часть денежных средств со своей прибыли или доходов – налоги. Ко всем плательщикам при регистрации применяется общий налоговый режим – сложная и неудобная для многих система уплаты налогов. Для . Рассмотрим популярные спецрежимы.

Зачем нужны спецрежимы налогообложения

Для поддержки и стимулирования развития бизнеса в налоговой системе РФ, помимо предусмотрены еще и пять специальных.

Спец режимы наиболее распространены в небольших и средних предприятиях, поскольку позволяют значительно упростить систему уплаты налогов и сдачи отчетности, а также сэкономить на платежах.

Которые действуют в России, максимально полно соответствуют общепринятым мировым стандартам и разработаны на их основе.

Понятие “специальный налоговый режим” согласно НК РФ

Понятие “Специальный налоговый режим” подразумевает особую процедуру определения и взимания налогов, а также освобождения от их уплаты при наличии некоторых условий.

Целью его введения является предоставление начинающим предпринимателям возможности работать в более благоприятных условиях.

Что предусматривает переход

Критериями, по которым определяется возможность перехода на одну из специальных систем, может быть:

  • вид деятельности, которым занимается предприятие;
  • численность сотрудников компании;
  • размер получаемого дохода;
  • форма собственности.

Применение спецрежимов имеет такие положительные моменты:

  • многие приоритетные сферы предпринимательства испытывают меньшую налоговую нагрузку;
  • особые условия уплаты налогов стимулируют развитие малого бизнеса;
  • снижается уровень теневого оборота;
  • в сферах, где используются специальные режимы, повышается собираемость налогов.

Общим для всех существующих специальных налоговых режимов является то, что они заменяют собой множество сборов общей системы путем введения одного единого налога.

Конкретная ставка, налоговая база и особенности его расчета зависят уже от конкретного вида специального режима.

Характеристики и сравнительный анализ видов спец режимов

В Налоговом кодексе РФ имеется пять специальных режимов, которые могут использовать плательщики при наличии у них для этого оснований. Каждая из систем имеет как свои преимущества, так и недостатки, поэтому проведем сравнительный анализ каждого из популярных видов.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Этот налоговый режим доступен только для тех предприятий и ИП, деятельность которых связана с сельским хозяйством. При этом доход от этой деятельности должен охватывать минимум 70% от всего полученного совокупного дохода.

Деятельность, которая попадает под ЕСХН:

  • растениеводство;
  • животноводство;
  • разведение и выращивание рыбы;
  • лесное хозяйство и т. д.

Чтобы иметь право применять эту налоговую систему, предприниматели должны именно производить такую продукцию, а не заниматься ее дальнейшей реализацией или переработкой.

Переход на режим ЕСХН осуществляется добровольно и при наличии необходимых для этого условий, путем подачи специального заявления в налоговую.

Данная система во многом схожа с УСН, с тем лишь отличием, что применяется она для сельскохозяйственных предприятий. Единый налог заменяет для ООО налог на прибыль, а для ИП – подоходный налог, а также для них обоих – налог на имущество и НДС (кроме таможенного). При этом за своих сотрудников НДФЛ будет продолжать выплачиваться – как у ИП, так и у предприятий.

Налоговая ставка составляет 6%, а в качестве базы выступает прибыль – полученные доходы за вычетом всех документально понесенных расходов. При этом допускается уменьшить размер дохода, отняв от него убытки за прошлые периоды.

Упрощённая система налогообложения

Данная система доступна как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц. Чтобы перейти на нее, нужно подать в налоговую специальное заявление. Сделать это можно лишь в течение трех дней после регистрации вновь созданного экономического субъекта или с 1 октября по 30 ноября.

Для ООО единый налог заменяет:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество.

ИП не будут платить такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на имущество.

Также все налогоплательщики освобождаются от уплаты НДС (кроме таможни). Вместе с тем обязательства по уплате страховых взносов в пенсионный фонд сохраняется как у ООО, так и у ИП.

Единый налог может рассчитываться двумя способами:

  • от полученного дохода – в размере до 15% (конкретная цифра может быть установлена региональными законодательными актами);
  • от полученной прибыли (доход за вычетом расходов) – 6% от суммы.

УСН доступна не для всех видов деятельности: банковская, страховая, инвестиционная сферы, производство подакцизных товаров и операции с ценными бумагами не попадают под действие этой системы. Для ИП существует также ограничение по численности сотрудников – их не должно быть больше 100. Список ограничений для организаций гораздо шире:

  • доход от реализации за 9 месяцев прошлого года должен быть не более 45 млн. руб.;
  • стоимость имущества не может превышать 100 млн. руб.;
  • должны отсутствовать филиалы и представительства;
  • доля в уставном капитале юрлиц не может быть больше четверти.

Если за отчетный период стоимость имущества, которое было реализовано, превысит 60 млн. руб., то и организации, и ИП должны будут вернуться к общему режиму.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Применение режима ЕНВД также доступно как для ИП, так и для организаций, и с 2013 года является полностью добровольным решением плательщика. Его суть состоит в том, что налогоплательщик выплачивает вместо нескольких разных налогов один, в размере 15% от налоговой базы.

Особенность режима состоит в том, что налоговая база не зависит от фактически полученного результата деятельности.

Не имеет значения величина дохода или прибыли, поскольку налог платится с вмененного дохода.

Вмененный доход – это денежная сумма, которая установлена в фиксированном значении и считается средним показателем доходности того или иного вида деятельности.

ЕНВД может сочетаться с другими режимами, поскольку эта система применяется только для законодательно установленного перечня видов деятельности:

  • транспортные перевозки (как пассажиров, так и грузов), а также обслуживание различных видов автомобилей;
  • розничная торговля;
  • сфера общественного питания;
  • оказание ветеринарных услуг и т.д.

В каждом регионе РФ есть свой перечень конкретных видов деятельности, попадающих под этот режим. Существуют ограничения и по масштабам работы предприятия, то есть по таким критериям, как:

  • численность персонала (не больше 100);
  • доля других юрлиц в уставном капитале (меньше 25%);
  • производственная площадь (зависит от вида деятельности).

Также ООО или ИП не должен являться крупным налогоплательщиком. Если все показатели остаются неизменными, то декларация составляется всего один раз и далее дублируется каждые три месяца.

При ЕНВД не предусмотрено возможности сдавать нулевые декларации и не платить налог, если деятельность не ведется. Налогоплательщик обязан либо вовремя совершать все отчисления, либо переходить на другой налоговый режим.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Этот режим используется в регулировании отношений сторон договора о разделе продукции и заменяет часть необходимых к уплате налогов. Сторонами договора являются:

  1. Инвестор – это предприниматель, который платит определенную денежную сумму за получение права заниматься поисками и добычей минерального сырья на территории, указанной в договоре.
  2. Государство в лице местного исполнительного органа, который и предоставляет инвестору право пользоваться недрами.

В соответствии с условиями данной системы, в случае добычи ценной продукции она будет разделена между инвестором и государством. Такое разделение заменит часть установленных законодательством налогов и сборов. При этом он должен платить такие налоги, как:

  • страховые взносы;
  • налог на прибыль;
  • акциз;
  • госпошлину;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • платежи за использование природных ресурсов;
  • земельный налог;
  • плату за оказание негативного влияния на окружающую среду.

Практически все данные налоги в дальнейшем инвестору будут возмещены. Разделение произведенной продукции может осуществляться при помощи двух вариантов:

  • 75% и 25% (между инвестором и государством соответственно) – базовый вариант;
  • 68% и 32%.

– все, что нужно знать про расчет итогового результата деятельности компании.

Последний вариант используется редко, лишь в исключительных случаях, и может зависеть от технико-экономического обоснования проекта или проведенной стоимостной оценки недр.

Патентная система налогообложения

Данный налоговый режим доступен только для индивидуальных предпринимателей и направлен на стимулирование развития малого бизнеса. Его могут применять ИП, которые занимаются ограниченным перечнем видов деятельности, например:

  • оказание парикмахерских услуг;
  • работы по ремонту обуви;
  • пошив одежды;
  • косметические услуги;
  • индивидуальные образовательные услуги (репетиторство или ведение курсов);
  • дизайнерские услуги;
  • ремонт мебели и т.д.

Предприниматель, занимающийся одним из данных видов деятельности, может применять патентную систему при выполнении следующих условий:

  • он имеет не более 15 сотрудников;
  • его выручка за год составляет менее 64,02 млн. руб.

Работа осуществляется на основе полученного патента – он действует в течение одного года и лишь на территории того субъекта РФ, где и был выдан. Налог установлен в размере 6% от потенциально возможного дохода.

Последняя величина прописывается в местных нормативных актах и может составлять от 100 000 руб. до 1 млн. руб. Также, в зависимости от различных факторов, она может корректироваться при помощи специальных коэффициентов.

В конце года или перед окончанием периода действия патента его необходимо продлевать – без выполнения этого условия предприниматель не сможет далее работать на этой системе.

Также о спецрежимах налогообложения смотрите в этом видео:

Сравнение принципов налогообложения

Применение специального режима должно быть основано на таких принципах:

  1. Упрощение процедуры налогообложения – множество налогов, существующих на общем режиме, заменяются одним. Это делает порядок их исчисления и уплаты более удобным и простым.
  2. Налоговое благоприятствование – спецрежим должен иметь более мягкие и выгодные для плательщика условия, иначе его применение будет бессмысленным.
  3. Добровольность – предприниматель сам решает, оставаться ли ему на общем режиме налогообложения или переходить на специальный.
  4. Избирательность – законодательство устанавливает ограничения по виду деятельности и масштабу налогоплательщика, который имеет возможность перейти на спецрежим.
  5. Сосуществование – все режимы предусматривают применение как единого налога, так и других обязательных взносов (например, страховых).
  6. Замещение – единый налог каждого спецрежима заменяет несколько других из общей системы.
  7. Учет особенностей экономических условий каждого субъекта – этот принцип реализуется при помощи введения различных корректирующих коэффициентов.

Применение специальных режимов направлено на то, чтобы помочь начинающим предпринимателям и небольшим организациям выдержать существующую на рынке конкуренцию и иметь возможность продолжать свою деятельности.

Условия спецрежимов помогают снизить налоговую нагрузку и значительно упрощают налогоплательщикам ведение отчетной документации.

  • 7. Контролируемые сделки. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
  • 8. Методы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
  • 9. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
  • 10. Формы изменения сроков уплаты налогов.
  • 11. Субъекты налоговых отношений, их права и обязанности.
  • 12. Виды налоговых правонарушений и меры ответственности за них.
  • Обстоятельства, смягчающие ответственность
  • 14. Экономическое содержание ндс. Методы определения добавленной стоимости.
  • 15. Плательщики ндс. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
  • 16. Объект обложения и ндс. Операции, не подлежащие обложению ндс.
  • 17. Порядок определения налоговой базы ндс.
  • 18. Ставки ндс. Порядок применения нулевой ставки при экспорте товаров.
  • 19 . Налоговые вычеты по ндс.
  • 20. Порядок исчисления и сроки уплаты ндс в бюджет. Порядок возмещения ндс.
  • 21. Экономическая природа акцизов. Перечень подакцизных товаров.
  • 22. Плательщики акцизов и объект налогообложения.
  • 23. Ставки и налоговая база акцизов. Порядок исчисления и уплаты акцизов в бюджет.
  • 24. Содержание налога на прибыль организаций и его роль в налоговой системе рф.
  • 25. Плательщики налога на прибыль организаций и объект налогообложения.
  • 26. Порядок определения доходов и их классификация для целей налогообложения прибыли.
  • 27. Расходы организации и их классификация для целей налогообложения прибыли.
  • 28. Порядок начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.
  • 29. Порядок определения налогооблагаемой прибыли.
  • 30. Ставки налога на прибыль. Налогообложение отдельных видов доходов.
  • 31. Порядок и сроки уплаты налога на прибыль в бюджет.
  • 32. Налог на имущество организаций: плательщики, объект обложения, налоговая база.
  • 33. Налог на имущество организаций: ставка, льготы, порядок исчисления и уплаты в бюджет.
  • 34. Налог на доходы физических лиц: плательщики и объект обложения.
  • 35. Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Доходы, не подлежащие налогообложению.
  • 36. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.
  • 37. Ставки налога на доходы физических лиц.
  • 38. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами.
  • 39. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями. Декларирование доходов.
  • 40. Налогообложение имущества физических лиц в рф.
  • 41. Транспортный налог.
  • 42. Состав и назначение платежей за природные ресурсы.
  • 43. Налог на добычу полезных ископаемых.
  • 44. Земельный налог.
  • 45. Водный налог.
  • 46. Налог на игорный бизнес.
  • 47. Государственная пошлина.
  • 48. Общая характеристика специальных налоговых режимов.
  • 49. Порядок применения упрощенной системы налогообложения (усн).
  • 50. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  • 51. Патентная система налогообложения
  • 52. Налоговые новации в 2013 году.
  • 48. Общая характеристика специальных налоговых режимов.

    Специальный налоговый режим – это особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. (Специальный налоговый режим налогообложения предполагает замену отдельных налогов и сборовединым налогом ).

    К специальным налоговым режимам относятся:

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – вводится единый сельскохозяйственный налог;

    2) упрощенная система налогообложения (вопрос 49 ); - вводится Единый налог

    3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;(вопрос 50 ) – вводится Единый налог на вмененный доход

    4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;(СН СРП) – происходит Раздел произведенной продукции

    5) патентная система налогообложения (вопрос 51 ). (НОВЫЙ С 2013 года). Применять ПСН могут исключительно индивидуальные предприниматели. При этом, если средняя численность работников по всем видам деятельности за налоговый период (включая работников по договорам гражданско-правового характера) превышает 15 человек, ИП применять ПСН не имеет права.

    Режимы 1-3

    Налогоплательщиками при этих режимах являются организации и индивидуальные предприниматели;

    Указанные режимы предусматривают введение федеральных налогов, не предусмотренных ст.13 НК РФ: единого сельскохозяйственного налога; единого налога; единого налога на вмененный доход.

    Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

    Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

    предусматривают освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов для организаций и индивидуальных предпринимателей:

    К списку вопросов

    49. Порядок применения упрощенной системы налогообложения (усн).

    Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Заявление о переходе – до 31 декабря. Для упрощенки позволительно не вести бух. учет, но если это ОАО – то надо вести.

    Налогоплательщик вправе перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев года, когда он подает заявление о переходе на УСН, ДОХОД ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕ ПРЕВЫСИЛ 60 млн руб (с 2013 года). (без НДС). Данный размер подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. На 2013 год в коэффициент-дефлятор устанавливается в размере, равном 1.

    Налогоплательщиками при этом режиме являются организации и индивидуальные предприниматели;

    Указанный режим предусматривают введение федерального налога, не предусмотренного ст.13 НК РФ: единого налога.

    Налогоплательщики, применяющие режим, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

    Налогоплательщики не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

    Порог рентабельности – когда расходы равны 60% - то суммы налога равны.

    Организации учитывают доходы:

    1) доходы от реализации товаров, работ, услуг;

    2) внереализационные доходы;

    Индивидуальные предприниматели - учитывают

      доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

    Перечень расходов является закрытым (36 видов) и предусмотрен ст.346.16.

      Расходы на приобретение ОС и НМА – не амортизируем;

      Материальные – совпадают с теми, которые применяем для налогообл прибыли;

      Оплата труда, представительские, % ставки – нормируемые;

    Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу (кассовый метод ).

    Налоговая база: денежное выражение доходов или денежное выражение доходов уменьшенные на величину расходов.

    Налоговый период : календарный год

    Отчетный период : первый квартал, полугодие и девять месяцев.

    Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации или месту жительства инд. предпр.

    Налог по итогу налогового периода уплачивается не позднее срока подачи налоговой декларации:орг . – не позднее31 марта след года;инд. пред – не позднее30 апреля след года.Квартальные авансовые платежи – не позднее 25 числа первого месяца, следующего за истекшим.

    Ограничения: не вправе применять:

      По видам деятельности:

      финансовые организации (банки, участники рцб, страховые компании, ПАИ, ломбарды, консалтинговые фирмы);

      организации с обособленными подразделениями – филиалы и представительства;

      организации и ИП, производящие подакцизную продукцию;

      добывающие и реализующие ПИ;

      игорный бизнес;

      нотариусы;

      участники соглашений по разделу продукции;

      применяющие СН СХТ;

      бюджетные и казенные учреждения;

      иностранные организации.

      По УК - не более 25% УК – доля других организаций; организации, в которых доля участия других организаций составляетболее 25 процентов . Данное ограничение не распространяется: на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

      По среднесписочной численности – не более 100 человек

      По стоимости имущества – до 2012 был ограничитель по стоимости амортизируемому имуществу (ОС+НМА) <=100 млн руб, теперь только ОС

    Порядок принятия к налоговому учету расходов по приобретенным ОС и НМА до применения УСН

    Минимальный налог = Доходы * 1%

      Сумма уплаченного минимального налога включается в состав расходов следующего периода;

      Убытки переносятся на будущее сроком на 10 лет;

      Сумма налога по 1 вар-ту может быть уменьшена на сумму страх платежей в гос фонды и на сумму пособий временной нетрудоспособности, по материнству, но не может быть уменьшена более, чем на 50%.

    К списку вопросов 48: Специальные налоговые режимы

    "

    Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

    Принят Федеральный закон № 187ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах», на основе которого была введена в действие гл. 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей». Таким образом, был установлен специальный налоговый режим, предусматривающий уплату единого сельскохозяйственного налога. Важно добавить, что установлению налога способствовал эксперимент, который проводился в ряде регионов России, в том числе в Самарской области. Единый сельскохозяйственный налог (далее - ) был призван упростить правила налогообложения и снизить налоговое бремя для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Однако первые годы функционирования ЕСХН выявили целый ряд недоработок в его механизме, что предопределило необходимость совершенствования законодательства, причем было принято решение о новой редакции гл. 26.1. Изменения в законодательство были внесены Федеральным законом № 147ФЗ, который вступил в силу с, 1 января 2004 г.

    Действующий режим ЕСХН предусматривает добровольный его выбор плательщиками. Плательщиками налога являются сельскохозяйственные производители, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и/или выращивающие рыбу, осуществляющие их первичную и последующую (промышленную) переработку, реализующие эту продукцию. Однако не все сельскохозяйственные производители могут перейти на режим ЕСХН, а только при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

    Пример: ООО «Нива» за 9 месяцев реализовало товаров и выполнило работ на сумму 3 млн. 600 тыс. руб. Из них доходы от реализации собственной сельхозпродукции составили 3 млн руб., а доходы от выполнения строительных работ - 600 тыс. руб.

    Доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем составляет:

    3 ООО ООО руб.: 3 600 ООО руб. х 100% = 83,3%.

    Поскольку доля превышает 70%, то организация вправе перейти на ЕСХН.

    Подобный расчет составляется за 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН. В дальнейшем для подтверждения права на применение режима налогоплательщик определяет удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства (в том числе прошедшей первичную переработку) ежегодно по итогам налогового периода.

    Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

    1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
    2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

    При выполнении вышеуказанных условий на уплату ЕСХН вправе перейти крестьянские (фермерские) хозяйства, а также любые сельскохозяйственные предприятия, в том числе относящиеся к индустриальному типу - птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы, которые до 2004 г. не могли быть плательщиками этого налога.

    Плательщики ЕСХН освобождаются от уплаты отдельных налогов и сборов, установленных общим режимом налогообложения. Как следует из таблицы, режим ЕСХН предусматривает замену уплаты налогов, указанных в 1 и 3 графах таблицы, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности плательщиков за налоговый период.

    Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы определяются по правилам, установленным гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»; расходы поименованы в гл. 26.1 НК РФ и насчитывают 28 позиций. При этом перечень расходов является «закрытым». Для целей налогообложения и доходы, и расходы определяются «кассовым» методом, т. е. по факту их оплаты.

    Ставка ЕСХН составляет 6%. Для сравнения отметим, что сельскохозяйственные организации, работающие на общем режиме, пока налог на прибыль не платят.

    Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год, отчетным периодом - полугодие. По итогам отчетного периода плательщики исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. По итогам налогового периода организации уплачивают ЕСХН не позднее 31 марта следующего года, предприниматели - не позднее 30 апреля. И организации, и предприниматели, и фермерские хозяйства представляют декларации по ЕСХН за полугодие не позднее 25 июля отчетного года. Сроки представления налоговых деклараций по итогам налогового периода совпадают со сроками уплаты годовой суммы налога. Иначе говоря, организации должны подать декларацию не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    ЕСХН как специальный режим повторяет концепцию упрощенной системы налогообложения (см. п. 11.2). Главное отличие в том, что ЕСХН предназначен не для широкого круга налогоплательщиков, как упрощенная система, а только для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но существуют и другие отличия - в условиях перехода, порядке применения и отказа от режима, способах определения налоговой базы, порядке ведения бухучета и т. п. С этими особенностями мы рекомендуем читателю ознакомиться самостоятельно, изучив гл. 26.1 НК РФ.

    Федеральным законом № 68ФЗ внесены изменения в законодательство по ЕСХН, которые вступили в силу с 2006 г. Так, изменены условия перехода на данный режим. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлено право переходить, на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% в общем объеме дохода, полученного по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату указанного налога. Ранее расчеты осуществлялись по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату ЕСХН.

    Перечень расходов, на которые плательщики единого сельскохозяйственного налога вправе уменьшить полученные ими доходы, дополнен новым видом расходов - на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Данные расходы могут уменьшать налоговую базу по ЕСХН при условии, что с обучающимися специалистами заключен договор о том, что они после обучения проработают не менее трех лет по полученной специальности у налогоплательщика.

    С 2007 г. порядок уплаты ЕСХН изменяется. Для совершенствования налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и устранения недостатков в порядке применения ЕСХН был принят Федеральный закон № 39ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй НК РФ и ст. 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах"».

    Поправки, внесенные Законом, имеют весьма существенный характер:

    Введена норма, запрещающая переводить на уплату единого налога на вмененный доход налогоплательщиков ЕСХН, осуществляющих реализацию собственной сельскохозяйственной продукции или продукции ее переработки через собственные магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни;
    запрещен переход на уплату ЕСХН налогоплательщикам налога на игорный бизнес и бюджетным учреждениям;
    закреплено положение, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут подавать заявление о переходе на уплату ЕСХН в течение 5 дней с момента их постановки на учет в налоговых органах;
    существенные изменения внесены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, по ЕСХН в состав расходов теперь можно включать стоимость и , не только приобретенных за плату, но и сооруженных, изготовленных и созданных, в том числе самим налогоплательщиком, в перечень расходов включены также расходы на обязательную сертификацию продукции и услуг, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, расходы на бухгалтерские и аудиторские услуги и т. д.);
    уточнены порядок и сроки представления налоговых деклараций и уплаты ЕСХН;
    изменена ставка налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на ЕСХН и др.

    Упрощенная система налогообложения

    Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) субъектов малого предпринимательства являются необходимыми условиями для развития малого бизнеса в России и представляют эффективные меры по государственной поддержке этого сектора .

    Специальный налоговый режим, предназначенный для малого бизнеса, первоначально регулировался Федеральным законом № 122ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности добровольно (т. е. по выбору) имели право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

    На основании федерального закона субъектами Российской Федерации разрабатывались собственные законы, которыми определялись: объект налогообложения (валовая выручка или совокупный доход), конкретные ставки в установленных пределах, пропорции распределения сумм налога между региональным и . В целом семилетний (19962003 гг.) опыт работы упрощенной системы выявил ее «привлекательность» для малого бизнеса, фискальную значимость для бюджета. Однако нечеткость законодательства порождала перманентные налоговые споры по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога, поэтому принятие нового закона явилось не только требованием НК РФ, но и велением времени и практики.

    Гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», введение в действие которой определено Федеральным законом РФ № 104ФЗ . Правилами применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) не предусмотрено принятие каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ по данному вопросу; порядок применения УСН регулируется на федеральном уровне.

    Продолжено законодательное совершенствование УСН, для чего был принят Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Закон начал действовать, его нормы учтены при изложении материалов данного параграфа.

    Применение УСН предусматривает замену уплаты отдельных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Как и в прежнем законодательстве, в гл. 26.2 установлено, что переход к УСН или возврат плательщиков к общему режиму осуществляется в добровольном порядке.

    Возможность применения УСН уже не увязана с наличием у организации статуса субъекта малого предпринимательства, как это было, что расширяет круг ее потенциальных плательщиков. При этом в законодательстве установлены ограничения по праву применения УСН. Итак, организация имела право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на ).

    Этот показатель составляет 15 млн. руб. Величина предельного размера дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый и официально публикуемый Правительством РФ ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год.

    Указан перечень организаций, не имеющих право применять УСН (например, банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг). Не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о , превышает 100 млн. руб.

    Условия, а также порядок перехода и прекращения применения УСН. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

    Объектом налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, при этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. В УСН применяется кассовый метод признания доходов и расходов (по дате поступления средств на счета в банках и/или в кассу). Объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН.

    Существенная особенность УСН состоит в том, что порядок ее применения увязан с правилами исчисления налога на прибыль организаций, определенными гл. 25 НК РФ. Иными словами, при выборе любого объекта налогообложения плательщик формирует его на основании порядка, определенного в указанной главе НК РФ. При этом плательщик УСН обязан вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, иметь первичные документы и аналитические регистры налогового учета. Кроме того, налогоплательщики УСН не освобождаются от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с действующим порядком, они обязаны вести учет средней численности работников по установленным правилам.

    Ставки налога составляют: в случае если объектом налогообложения являются доходы - 6%; в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - 15%. По действовавшему порядку ставки составляли соответственно 10 и 30%, т. е. произошло относительное снижение налогового бремени.

    Применение УСН вызывает наибольшие сложности при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. Во-первых, установлены 34 позиции расходов (в их числе материальные расходы, оплата труда, суммы уплаченных налогов и т. д.), которые должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и осуществлены только в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

    Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов (НМА) принимаются в следующем порядке:

    1) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств во время применения УСН - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
    2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА в период применения УСН - с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет.

    В состав основных средств и НМА включается имущество, которое признается амортизируемым в соответствии с гл. 25 НК РФ.

    В отношении основных средств и НМА, приобретенных до перехода к УСН, действует отдельный порядок. При этом стоимость основных средств и НМА принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН.

    Во-вторых, плательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% доходов и уплачивается в том случае, если сумма налога, исчисленная по выбранному объекту налогообложения, оказалась ниже, чем сумма минимального налога. Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, включается в расходы в следующие налоговые периоды либо увеличивает сумму убытка, которая может быть перенесена на будущее в установленном порядке. Таким образом, режим минимального налога позволяет в условиях значительной либерализации налогообложения по УСН обеспечить «интересы» бюджета.

    Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

    Налоговым периодом по УСН является календарный год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и выбранного объекта налогообложения, рассчитанного нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

    Индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из 58 указанных в гл. 26.2 видов , вправе перейти на УСН на основе патента. Это относится, например, к таким видам деятельности, как: изготовление изделий народных художественных промыслов; пошив и ремонт одежды, других швейных изделий; ремонт бытовой техники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров и пр. При этом возможность применения патента относится к тем индивидуальным предпринимателям, которые не привлекают к своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.

    Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год. Формы патента и заявления на его получение утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Размер такого дохода устанавливается законами субъектов РФ по каждому из установленных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

    Для бюджетной системы РФ в целом значение УСН невелико. Однако для органов этот налог постепенно становится важным доходным источником, учитывая, что с 2006 г. почти вся его сумма будет зачисляться в местные бюджеты.

    К сожалению, налоговая практика по УСН содержит массу спорных моментов, и многочисленные вопросы плательщиков УСН в адрес компетентных органов тому подтверждение. Авторы учебника не могут не отметить следующий парадокс: для прежних плательщиков УСН новая версия оказалось гораздо сложнее, а для тех, кто переходит с общей системы, - несколько проще. Очевидно следующее: упрощенная система не является «простой» и «прозрачной» для плательщиков, поэтому совершенствование законодательства по УСН будет продолжаться.

    Итак, изучив п. 11.1 и 11.2, вы познакомились с двумя специальными режимами налогообложения - ЕСХН и УСН, сходными по своей конструкции и объединенными одним правилом - добровольным порядком применения. Поэтому на практике у потенциальных плательщиков возникает один и тот же вопрос: выгодно ли переходить на эти режимы? Однозначного ответа не существует, в любом случае рекомендуется сделать расчеты по фактическим и/или прогнозным данным, затем сравнить суммы налогов, которые уплачиваются при общей системе налогообложения и специальном режиме.

    Еще один фактор, который необходимо учитывать, связан с НДС. Получив освобождение от уплаты НДС, плательщики специальных режимов могут одновременно «потерять» своих покупателей, которые, осуществляя закупки у плательщиков специальных режимов, не имеют права на налоговый вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). Поэтому в выигрыше оказываются те плательщики специальных режимов, которые продают продукцию конечным потребителям - населению. Участники производственных и оптово-закупочных цепочек, очевидно, должны учитывать этот фактор в процессе принятия решения о переходе на специальный режим.

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    В России предпринимаются меры, направленные на усиление контроля и повышение собираемости налогов в сфере наличных расчетов. Отметим, прежде всего Федеральный закон РФ № 142ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который ввел вмененное налогообложение для данного вида деятельности, когда ключевое значение для налогообложения имеют количественные характеристики бизнеса, например число игровых автоматов и т. д. На федеральном уровне принимается решение о введение единого налога на вмененный доход вначале для - для 13 видов деятельности. Взимание налога регулировалось Законом РФ № 148ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» с учетом изменений и дополнений.

    Вступила в силу гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», введение в действие которой определено Федеральным законом № 104ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Законодательное регулирование вмененного налогообложения продолжалось особо отметим Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

    Особенностью единого налога на вмененный доход (в далее - ЕНВД), в отличие от УСН является то, что плательщик не имеет права выбора: если его деятельность подпадает под установленный перечень, он будет обязан платить ЕНВД.

    Система налогообложения в виде может применяться в отношении следующих 13 видов предпринимательской деятельности:

    1) оказания бытовых услуг;
    2) оказания ветеринарных услуг;
    3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
    4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
    5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и/ или распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
    6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м по каждому объекту организации торговли;
    7) розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
    8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м по каждому объекту организации общественного питания;
    9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
    10) распространения и/или размещения наружной рекламы;
    11) распространения и/или размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
    12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м;
    13) оказания услуг по передаче во временное владение и/или пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

    Если УСН предусмотрена преимущественно для малого бизнеса, то плательщиком вмененного налога может быть любая организация или предприниматель - физическое лицо (однако фактически ЕНВД тоже ориентирован на малый бизнес). Иными словами, ключевое значение здесь - вид деятельности. Для многопрофильных организаций требуется вести раздельный учет результатов деятельности. Общим же для двух систем является то, что, как и при УСН, ЕНВД заменяет собой целый ряд налогов, уплачиваемых по общей системе, но не всех.

    Важно еще раз подчеркнуть, что освобождение от уплаты общих налогов предусматривается только в части предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. При расчете данного налога оперируют не фактическими стоимостными данными по результатам деятельности хозяйствующего субъекта, а некоторыми физическими, легко проверяемыми показателями, отражающими потенциальные возможности получения дохода в данном виде деятельности.

    Основными понятиями режима ЕНВД являются:

    Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке;
    базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;
    корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

    Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика, рассчитываемый как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности на величину физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности и базовую доходность в месяц.

    Пример: Индивидуальный предприниматель А.П. Соколов имеет 5 автомобилей марки «Газель», которыми осуществляются перевозки грузов. Базовая доходность для данного плательщика в месяц составит:

    6000 X 5 = 30 ООО руб.

    Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2, при этом: К2 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в форме приказа Минэкономразвития РФ. Напомним, что значения этого коэффициента применяются также в режиме УСН.

    К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, особенности места ведения предпринимательской деятельности, иные особенности.

    При определении величины базовой доходности субъекты РФ. А представительные органы муниципальных районов и городских округов, а также органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент Значения корректирующего коэффициента определяются для всех категорий плательщиков на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

    Ставка ЕНВД установлена в размере 15% величины вмененного дохода. Налоговым периодом является квартал. Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное , уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% .

    ЕНВД ранее называли региональным налогом, так как законами субъектов Российской Федерации определялись: порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, в пределах установленного перечня; значения коэффициента К. Однако, с 2006 г. эти права переданы органам местного самоуправления, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где в целях сохранения единства городского хозяйства решения по ЕНВД принимаются законами данных субъектов РФ.

    В совокупности с единым налогом по УСН этот налог призван играть важную роль в составе доходов местных бюджетов. Данное решение представляется справедливым, учитывая наличие значительных резервов повышения собираемости налогов по специальным режимам за счет лучшего налогового администрирования именно на местном уровне (организация рейдов, проверок полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиками, находящимися и осуществляющими деятельность в конкретном муниципальном образовании).

    В заключение отметим, что вмененное налогообложение не является «изобретением» нашей страны, его применяют многие страны. Во Франции, например, подобный налог был введен сразу после Второй мировой войны и рассчитан на вовлечение малых организаций в цивилизованные рамки налогообложения, но при относительно низких ставках. Налог просуществовал до 1998 г., затем был отменен.

    Применение ЕНВД в России вряд ли определяется только фискальными целями. При этом методика налога не отличается гибкостью, т. е. не учитывает всей совокупности факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Кроме того, налог не содержит стимулирующих элементов, правила его взимания противоречивы. Универсальным показателем для налогообложения является прибыль организации. Именно налог на прибыль отвечает требованиям либеральной рыночной экономики. Однако, коль скоро отдельные представители бизнеса в России «уходят» от налога на прибыль, а налоговые органы не в силах собрать его в полной мере, вводится ЕНВД, основная задача которого - перевести всех потенциальных плательщиков в легальный сектор. Поэтому ЕНВД должен иметь временный характер.

    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    Освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции является одним из методов привлечения крупных долгосрочных иностранных и отечественных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс. Нормы и правила, необходимые для функционирования соглашения о разделе продукции (далее - СРП), определяются Федеральным законом № 225ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» с учетом изменений и дополнений. Согласно этому закону, СРП - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями федерального закона.

    Существенные особенности СРП состоят в том, что при его осуществлении применяется специфический механизм налогообложения. Это определено гл. 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции», которая вступила в силу. На основе Федерального закона № 65ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ».

    Предусмотренный гл. 26.4 НК РФ специальный налоговый режим при выполнении СРП предусматривает замену уплаты совокупности отдельных налогов и сборов разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. В этом заключается принципиальное отличие налогообложения при выполнении СРП от иных специальных режимов налогообложения.

    Налогоплательщиками признаются организации, являющиеся инвесторами СРП, причем не только юридические лица, но и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. Инвестор вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, оператору (с его согласия), который осуществляет предоставленные ему полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

    От условий раздела продукции зависит или уплата инвестором определенных налогов и сборов, или его освобождение от их уплаты. При этом в ряде случаев предусмотрено возмещение инвестору сумм уплаченных налогов (в том числе за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных налогов и сборов).

    Главой 26.4 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по некоторым налогам, в частности - налогу на прибыль организаций, НДС и налогу на добычу полезных ископаемых. При выполнении соглашений о разделе продукции налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору, а если в качестве инвестора выступает объединение юридических лиц, каждое из них подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр. Данный специальный режим налогообложения призван обеспечить стабильность, неизменность и предсказуемость условий налогового законодательства на весь срок действия СРП, инвестиционную привлекательность СРП, уменьшение налогового бремени для инвесторов.

    В заключение отметим, что система специального налогообложения имеет широкий международный опыт применения. Назначение этих режимов - дать преимущество отдельным группам плательщиков как по отраслевому принципу (например, единый сельскохозяйственный налог), так и для стимулирования отдельных форм предпринимательства (например, упрощенная система налогообложения стимулирует развитие малого бизнеса). Сложность привлечения иностранных инвестиций на длительный срок в сырьевые отрасли также потребует серьезных изменений налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, направленных на обеспечение большей стабильности, прозрачности и соответственно привлекательности для инвесторов. Таким образом, специальные налоговые режимы осуществляют определенную дифференциацию налоговой системы в соответствии с конкретными условиями развития экономики.
    Вверх

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!