Все для предпринимателя. Информационный портал

Безработица, ее типы, определение уровня. Закон Оукена

Безработица – экономическое состояние, которое характеризуется тем, что часть взрослого трудоспособного населения не имеет работы и находится в ее поисках.

Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Уровеньбезработицы - количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения. Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения.

Выделяют три основных типа безработицы: циклическая, фрикционная, структурная .

Циклическая- безработица, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

Фрикционная- безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом.

Структурная- безработица, вызванная несоответствием профессиональной подготовки рабочей силы структуре производства. Структура производства постоянно изменяется под влиянием научно-технического прогресса, внедрения новых технологий. Потребность в одних видах профессий сокращается, зато появляется спрос на новые, ранее не существовавшие профессии.

Издержки безработицы:

  • недополученный выпуск продукции - отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);
  • сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;
  • прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;
  • рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т. д.

Закон Оукена:

Закон Артура Оукена гласит: “Отставание фактического ВНП от потенциального составляет 2,5%, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%”.

Помимо экономических потерь, безработица оказывает негативное влияние на работника. Социальными издержками безработицы являются: потеря квалификации, утрата чувства самоуважения, упадок моральных устоев, распад семьи, общественные и политические беспорядки и др.

В рыночных условиях безработицу исключить невозможно. К.Маркс

Замечание 1

Для любого общества безработица всегда несет определенные экономические и социальные издержки.

Экономические издержки безработицы

Как правило, проявление экономических последствий безработицы сводится к следующему:

  • частичная потеря обществом валового национального продукта;
  • снижение уровня жизни безработных;
  • потеря безработными людьми своей квалификации;
  • необходимость направления ассигнований из бюджета на пособия по безработице.

Определение 1

Экономические издержки можно измерить как стоимость непроизведенной продукции, сокращение налоговых отчислений во все уровни государственного бюджета, рост расходов на выплату социальных пособий, содержание государственных органов в области труда, занятости и социального обеспечения.

Накопленный научно-образовательный потенциал общества обесценивается, недоиспользуется, качество жизни безработных и их семей ухудшается. Снижается удельный вес экономически активного населения из-за негативных тенденций уровня рождаемости, роста смертности, снижения продолжительности жизни, оттока за рубеж квалифицированных кадров.

Для нашей страны характерна ситуация, когда из-за приватизации, реализации реформ, трансформации организационно-правовых форм и форм собственности предприятий, при падении производства и сокращении рабочих мест, обострились процессы ухода высококвалифицированных кадров из реального сектора экономики. При этом многие из них не смогли найти достойного применения своим навыкам на рынке, не могут трудоустроиться по специальности, в результате потерял не только сам работник, но в целом и общество.

Наиболее значительные экономические издержки связаны с потерей валового национального продукта (ВНП). При неизменности фактического уровня безработицы по отношению к данным предыдущего года, темпы роста ВНП составляют ежегодно порядка 2-3 %. Это связано с приростом численности населения, накапливанием капитала и развитием научно- технического прогресса. Каждое увеличение уровня безработицы на 1 % в год приводит к снижению темпа роста реального ВНП на 2-3 %.

Социальные издержки безработицы

Социальные издержки безработицы могут проявляться:

  • в потере совокупности большинства статусов, которые имел человек в жизни: престижа, самоуважения, самоутверждения;
  • в выводе человека из привычных для него сообществ: трудовой коллектив, круг знакомых и друзей;
  • в усилении числа самоубийств, психических заболеваний преступности, особенно, в промышленно развитых регионах.

Определение 2

Безработица усиливает социально-негативные процессы, напряженность и «социальную патологию» общества. Безработные не только не могут применять свои знания и умения, лишатся средств к существованию, но и теряют свою общественную значимость, становятся психологически неустойчивыми и неуверенными в своем будущем.

В целом совокупные расходы общества, обусловленные с увеличением издержек государства на ликвидацию негативных последствий от безработицы, имеют достаточно большую величину.

Массовую безработицу можно назвать одной из самых острых социально-экономических проблем и реальной угрозой самому существованию современного общества и цивилизованному формату отношений между людьми. Поэтому борьба с массовой безработицей имеет существенное значение и требует особого внимания, прежде всего, для правительств самых развитых западных стран. Практическая политика правительств данных стран всегда отводит программам улучшения занятости одно из ключевых мест.

Замечание 2

Актуальность и серьезность экономических и социальных издержек безработицы является основанием для разработки стратегии стабилизации занятости и регулирования рынка труда на государственном уровне.

Экономические издержки безработицы состоят в недоиспользовании трудовых ресурсов общества, в недополучении значительной части товаров и услуг, уменьшении объема валового национального продукта. Согласно закону Оукена, 1% прироста безработицы сверхъестественного уровня приводит к 2,5%-му увеличению отставания ВНП. Не менее значимы социальные, издержки, хотя они не всегда поддаются учету. По свидетельству американских специалистов, потеря работы связана с психической травмой, уступающей по уровню стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Для человека, потерявшего работу, - это всегда личная драма: резко падает материальное благосостояние семьи, меняется социальный статус (быть безработным - непрестижно), начинаются нелады в семье, растет количество разводов, психических заболеваний, самоубийств, ухудшается криминогенная ситуация. Итак, социальные и экономические издержки безработицы исключительно велики. Однако можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться 100%-й занятости? В свое время эта задача была одним из главных лозунгов социалистических партий и профсоюзов. Экономика, в которой одновременно занято все трудоспособное население, больше проигрывает, чем выигрывает. Во-первых, добиться такого положения можно только с помощью внеэкономического принуждения по отношению к гражданам, в том числе работодателям. Ограничение же экономической свободы ведет к худшему использованию ресурсов страны, замедлению роста благосостояния граждан, подрывает саму основу нормального функционирования рыночного механизма. Во-вторых, в такой экономике резко замедлится перестройка структуры производства, обусловленной изменениями спроса и внедрением достижений НТР. Для блага страны полезно наличие в ней небольшой безработицы, масштабы которой называются естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы - сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы. Положение дел на рынке труда не должно вызывать беспокойство, если некоторая часть трудоспособных людей временно не работает потому, что переходит с одного места работы на другое без изменения профессии и отрасли. Это нормально, если часть людей не работает, потому что вынуждены поменять профессию или место работы. Итак, если безработица неизбежна, то задачей государства является минимизация ее отрицательных последствий, ограничение ее масштабов и продолжительности. Меры государственной поддержки безработных сводятся к двум основным направлениям: социальной защите людей, оставшихся без работы, и содействие трудоустройству. Социальная защита безработных осуществляется в основном в форме выплаты пособия по безработице. Как правило, его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие стаж работы и вносившие определенное время взносы в фонд занятости. И, наконец, еще одной формой социальной защиты является поддержание минимального прожиточного уровня; она применяется в тех случаях, когда человек не работает и не может по какой-то причине получать пособие или помощь по безработице или уже заканчивается срок их получения. Другое направление - содействие трудоустройству лиц, потерявших работу или еще не приступавших к ней, - выступает в форме организации и постоянного совершенствования системы информации, создания новых рабочих мест в госсекторе и организации общественных работ, льготного поощрения работодателей, создающих новые рабочие места, особенно для граждан, остро нуждающихся в социальной защите, обеспечения деятельности бирж труда. Биржи труда (службы, центры занятости) создаются для реализации государственной политики занятости населения. Биржи ведут учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, информируют граждан и работодателей соответственно о возможности получения работы и об обеспеченности рабочей силой, оказывают людям помощь в выборе подходящей работы, в профессиональной ориентации, организуют профессиональную подготовку и переподготовку населения в специальных учебных центрах. Именно биржа занимается регистрацией безработных и выдает им пособия по безработице. Признавая значительные возможности государства в регулировании занятости, надо все же заметить здесь наличие мощною лимитирующего фактора: увеличивая занятость до определенного уровня, государство может этим спровоцировать усиление инфляции.

Тема: Безработица: экономические и социальные издержки

Тип: Курсовая работа | Размер: 73.38K | Скачано: 98 | Добавлен 15.12.14 в 15:55 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Российский университет кооперации


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Безработица: её виды и причины 5
1.1. Сущность безработицы 5
1.2. Виды безработицы 7
1.3. Причины возникновения безработицы 9
Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы и методы их нейтрализации 11
2.1. Социальные последствия безработицы 11
2.2. Экономические последствия безработицы 12
2.3. Методы нейтрализации последствий безработицы 15
Глава 3. Особенности безработицы в России, социальная защита безработных 17
3.1 Причины возникновения и роста безработицы в Российской Федерации 17
3.2 Пути решения проблемы безработицы в России 19
3.3. Социальная защищенность и социальные гарантии в РФ 23
Заключение 28
Список использованных источников 30

ВВЕДЕНИЕ
К числу наиболее болезненных, но объективно воспроизводимых ходом рыночной экономики нарушений равновесия относится безработица.
Негативные последствия безработицы издавна побуждали ученых-экономистов к пристальному изучению этого явления и порождающих его причин. Исходный пункт такого анализа составляет факт, что рабочая сила является товаром. На рынке труда цена этого товара находится под воздействием спроса на него и предложения.
Сбалансированный экономический рост экономики - тот идеальный вариант развития, когда все элементы хозяйственной системы работают согласованно, обеспечивая поступательный рост благосостояния всех участников производства. Равновесный рост следует рассматривать как нечто среднее, идеальное, погашающее крайние отклонения. Если эти отклонения носят устойчивый характер, в экономике нарастают конфликтные ситуации -несогласованные действия, хаотичное движение ресурсов, что приводит к снижению экономической эффективности и вследствие этого - к снижению деловой активности. Макроэкономические диспропорции, нарастая, создают ситуацию экономической нестабильности. Нарастание экономической нестабильности углубляет спад производства, вследствие чего растет безработица. Последняя связана с ухудшением уровня жизни и самих безработных и работающих, ибо избыток предложения рабочей силы является благоприятным фоном для уменьшения цены труда. Создается и реальная угроза социальных конфликтов, что еще больше ухудшает стимулы деловой активности, оттоку капитала.
Безработица - не просто отсутствие работы. Она, как неизбежный спутник свободного предпринимательства, ставит нелегкие задачи перед всеми, кто, так или иначе, сталкивается с этой проблемой на разных уровнях. Ведь безработица широко распространена и может оказывать мощное и разрушительное воздействие на экономическую, политическую, социальную сферы жизни общества в рамках целых государств. Ее жертвами могут стать миллионы рабочих, служащих, их семьи, иногда даже целые городские и сельские районы, отдельные регионы.
Актуальность данной темы очевидна, так как, к огромному сожалению, на протяжении последних десятилетий главной причиной, порождающей безработицу в России, является не научно-технический прогресс в нашем «постиндустриальном» обществе, а нестабильность, затяжные периоды кризиса, спада, депрессии, процессы деформации в экономической системе страны.
Целью данной работы стало исследование, анализ основополагающих вопросов проблемы безработицы, ее экономических и социальных последствий.
Были поставлены следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие «безработица»,ее виды и причины;
- рассмотреть и проанализировать социально-экономические последствия безработицы и методы их нейтрализации;
- выявить и обобщить основные особенности безработицы в России и рассмотреть понятие «социальная защита» безработных.

ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА: ЕЁ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ
1.1. Сущность безработицы
Безработица , в кратком определении - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться.
Безработица в широком смысле представляет собой недоиспользование трудовых ресурсов, трудового фактора производства. В ряде современных теорий недоиспользование трудового фактора рассматривается наравне с недоиспользованием капитала (рабочих мест) и других факторов производства.
Термин «безработица» впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 г., затем употреблен в 1915 г. в отчете Минтруда США. В настоящее время безработица присутствует во всех станах мира в различных объемах, формах, продолжительности.
Масштабы безработицы (численность безработных) в каждой определенный период развития экономики зависят от темпов экономического роста и производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации, государственной политики занятости. Безработица усиливается в период экономических кризисов и последующих депрессий.
Безработицу можно определить как наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
По методике обследований Росстата, к безработным относятся лица 15-72 лет, которые в рассматриваемый период:
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, используя при этом любые способы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
в) были готовы приступить к работе в течение одной недели после обследования.
В соответствии с Законом РФ о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Учащиеся до 16 лет, студенты дневного обучения, пенсионеры и ряд других категорий, признаваемых Росстатом безработными, если они ищут работу и готовы приступить к ней, не могут быть зарегистрированы в качестве безработных согласно Закону РФ о занятости. Понимая уязвимость своей позиции по этому вопросу (например, в части зачисления в безработные подростков до 16 лет и лиц, получающих пенсию), Росстат периодически публикует отдельные данные по безработным только трудоспособного возраста.
Таким образом, безработица - это сложное экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест. Вследствие чего лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее.

1.2. Виды безработицы
В связи с различной продолжительностью периода незанятости выделяют 3 типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая.
Фрикционная безработица означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. Эти периоды являются добровольными.
Этот тип безработицы объединяет людей, которые либо являются незанятыми в связи с переходом с одного места работы на другое, либо уже нашли работу и собираются вскоре приступить к ней, а также работников отраслей с сезонным характером (сельское хозяйство, строительство).
Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющийся рыночной экономики.
Структурная безработица служит для обозначения ситуации, при которой работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов. Эти периоды объясняются структурными сдвигами в экономике, которые обесценивают уровень квалификации некоторых категорий рабочей силы.
Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагополучные периоды. Общее число безработных обоих типов называется естественным уровнем безработицы, этот уровень соответствует ситуации макроэкономического равновесия.
Современное название этого показателя — не ускоряющий инфляцию уровень безработицы.
Циклическая безработица - это безработица, вызванная циклическим сжатием производства. Разность между фактической величиной нормы безработицы и величиной естественной нормы называется циклической безработицей.
Развитие циклической формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным. Экономическая цена этого превышения выражается в отставании фактического объема ВНП от его потенциальной величины.
Также выделяют следующие виды безработицы:
1) сезонная;
2) добровольная (безработица, вызванная тем, что часть рабочей силы не желает работать за ставку заработной платы, низкую по сравнению с пособиями по безработице и социальным льготам);
3) неполная (сокращенный рабочий день);
4) маргинальная (безработица слабо защищенных слоев населения: молодежи, женщин, инвалидов);
5) скрытая безработица (в рыночной экономике) - наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу;
6) экономическая (безработица, вызываемая конъюнктурой рынка:
свертывание убыточных производств под влиянием закона о банкротстве; нежелание правительства поддерживать убыточные отрасли и предприятия и т.д.);
7) институциональная - безработица, порождаемая институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы (несовершенством налоговой системы, введением гарантированного минимума заработной платы, инерционностью рынка рабочей силы, несовершенством информации о свободных рабочих местах);
8) классическая (безработица, являющаяся результатом слишком высокой ставки заработной платы по сравнению с той ставкой, которая бы уравновешивала спрос на рабочую силу и ее предложение);
9) технологическая безработица (связана с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике).
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.

1.3. Причины возникновения безработицы
К причинам возникновения безработицы относятся:
а). Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.
Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется соотношением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени. Покупатель понесет затраты на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина.Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет не проданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства- это одна из причин роста безработицы в современных условиях.
б). Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель)
В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.
в). Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.
Безработица - это неотъемлемый спутник рыночной экономики. Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕТОДЫ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ
2.1 Социальные последствия безработицы
Социальные последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Циклическая безработица - нечто большее, чем экономический недуг, это еще и социальное бедствие. На индивидуальном уровне социальные последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение. Работа же:«...Дает надежду на улучшение материального и социального положения. Она позволяет человеку обеспечить своим детям более благоприятный старт в жизни. Для кого-то она может оказаться единственным честным способом избежать нищеты, в которой жили родители. Она помогает преодолевать расовые и другие социальные барьеры. Короче говоря... работа — это пропуск к свободе и лучшей жизни. Лишить людей работы — значит вычеркнуть их из нашего общества».
Беспризорность - это еще одно негативное влияние безработицы. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи. А молодые мама боятся рожать более одного ребенка.
История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Примером служит приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того, несомненно, что высокий уровень безработицы среди чернокожих и других национальных меньшинств является причиной серьезных беспорядков и насилия, которые периодически охватывают города США и других стран.
На уровне общества они выступают в форме:
а) роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов;
б) роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности;
в) потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить;
г) распад нравственных устоев и морали.
Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.

2.2 Экономические последствия безработицы
Экономические последствия безработицы и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы целесообразно выделить экономические последствия безработицы на национальном уровне, на уровне предприятий и человека.
На национальном уровне безработица, прежде всего, снижает объем производства валового внутреннего продукта (ВВП). Взаимосвязь этих явлений выражена в так называемом законе Оукена. Согласно которому, если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%». Оценивая этот факт, необходимо обратить внимание на понятие «естественный уровень безработицы». Он в экономической теории считается нормальным в том случае, когда достигнута определенная сбалансированность спроса и предложения труда, т.е. вакантных рабочих мест примерно столько же, сколько людей, ищущих работу. Естественный уровень безработицы определяется широким кругом обстоятельств социально-экономического плана: государственная инвестиционная политика, политика занятости, система служб занятости, уровень жизни в стране, размеры денежных и имущественных накоплений населения, готовность и способность самих людей к получению новых знаний и навыков к труду. Важную роль играет и демографическая ситуация в стране. Определенная детерминированность естественного уровня безработицы приводит к его дифференциации и колебаниям во времени в различных странах.
Для отдельного человека безработица означает, прежде всего, потерю постоянного и регулярно получаемого дохода. В России, где доходы находятся на низком уровне, и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования грозит большой бедой.
Последствием безработицы надо считать и усиление конкуренции между работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Высокий уровень конкуренции ведет к тому, что отдельные и достаточно большие группы населения вынуждены занимать непрестижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит «вынужденный» характер, а такой труд, как известно, не может быть высокоэффективным и не обеспечивает необходимого качества работ. Более того, в таких условиях невозможно сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. В случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Демократические, гуманистические принципы организации труда предполагают, что полная занятость означает предоставление человеку не просто рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям.
Не требует доказательства тот факт, что если человек знает, что завтра он может быть уволен и что устроиться на работу в данном и близлежащих населенных пунктах очень трудно, то он при всем желании не обеспечит необходимой эффективности и качества труда. В этих условиях нельзя создать и стабильный производственный коллектив - важнейшее условие высококачественной работы, а, следовательно, и конкурентоспособности продукции. На таком предприятии все помыслы работника направлены на поиск «надежного» места работы. Безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.
Экономические последствия безработицы не ограничиваются только этим. Она может позволить предпринимателям понизить цену рабочей силы, особенно если безработица продолжается долго. Известны случаи, когда работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают более продолжительную, чем определено законом, рабочую неделю, сами определяют длительность отпуска, не оплачивают больничных листов, в том числе в связи с родами, отказывают в приеме на работу женщинам, могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований и т.д.
Таким образом, безработица, ее рост, дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

2.3 Методы нейтрализации последствий безработицы
Полностью искоренить безработицу невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
- создание развитого рынка жилья;
- увеличение масштабов жилищного строительства;
- отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
1) Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
- стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
- поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
2) Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
3) Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым людям (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
- экономическое стимулирование молодежной занятости;
- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Таким образом, важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ
3.1.Причины возникновения и роста безработицы в Российской Федерации
Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы. Следует рассмотреть эту проблему конкретнее и на примере нашей страны, России.
Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала предприятий. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Одним словом, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.
Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом, их придется предварительно сканировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции.
Третья причина. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход. На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в конечном счете, кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис еще один фактор, питающий безработицу.
Четвертая причина. Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику, но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.
Пятая причина. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу.
Проблему безработицы также усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
Таким образом, возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда.

3.2. Пути решения проблемы безработицы в России
Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.
Самозанятость в возрастающей степени связана с оказанием высококвалифицированных услуг, связанных с производством и переработкой информации. Повышается роль группы независимых профессионалов - фрилансеров, самостоятельно реализующих свои услуги на рынке.Современные информационно-коммуникационные технологии способствуют реструктуризации самозанятости. Сегодня она может осуществляться на условиях «удаленной работы» (телеработы). Электронные фрилансеры - это новая категория работников в структуре современной занятости, которая включена в реализацию ключевых для постиндустриального общества функций по производству и обработке информации. Перспективы расширения этой категории работников связаны с продолжающимся ростом объема работ по производству и переработке информации, а также дальнейшей диффузией информационно-коммуникационных технологий в экономику, вызывающей реструктуризацию трудовой деятельности практически во всех профессиональных сферах.
Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятии.
Большое значениедля решения проблемы безработицы могло бы иметь развитие жилищного строительства. Оно может привлечь многих граждан страны. Однако объемы такой деятельности сокращаются. Сегодня спрос на жилье есть, но далеко не все могут позволить себе купить его. Возможности решения такой задачи неразрывно связаны с ипотекой, т.е. получением ссуды на строительство нового жилья под залог имеющегося у граждан. Видимо, надо ускорить решение вопроса о доступности таких ссуд для более широкого круга людей.
Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей.
Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти. Кроме того, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут быть очень выгодны для муниципальных и региональных органов власти. Программы общественных работ имеют длительную историю. Они могут играть в экономике большую позитивную роль при условии их хорошей организации.
В настоящее время в ряде стран разрабатываются и реализуются программы общественных работ для привлечения к трудовой деятельности безработной молодежи. Как правило, успех таких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо они проработаны и организованы.
В России общественные работы не нашли пока своего места. У нас эти работы не совсем привлекательны. Обусловлено это, прежде всего, тем, что такая деятельность рассматривается как занятость. А в этом случае она облагается налогом на работодателя того, кто участвует в этих работах. И самое главное - если человек в последующем обратится в службу занятости, его участие в общественных работах будет рассматриваться как последняя работа. И соответственно этому виду деятельности ему будет предложена подходящая работа. А, как известно, общественные работы не требуют от человека особой квалификации.
Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы.
Не менее важной задачей служб занятости является информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.
Сегодня службы занятости в России в основном имеют информацию только о своем регионе. Причем данные о вакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятости получают информацию в основном о вакантных рабочих местах не - и малоквалифицированного труда. Такое положение существенно сужает их возможности.
Другим не менее существенным недостатком информации является то, что в службах занятости нет сведений о вакансиях в других регионах страны. Такая ситуация представляется достаточно странной прежде всего потому, что предшественники службы занятости - организованный набор рабочей силы на новостройки, центры трудоустройства такой информацией располагали, хотя, конечно, не имели тех средств связи, которые существуют сегодня.
Оценивая возможности службы занятости, надо признать, что она располагает большими резервами. Их мобилизации могло бы способствовать повышение заработной платы работникам служб занятости. Это позволило бы привлечь более квалифицированных работников, лучше организовать деятельность этих организаций. При разработке плана развития служб занятости необходимо не только продумать систему мероприятий, но и просчитать, какие затраты - людские, материальные, денежные -потребуются для их реализации. Возможно, при таком подходе число мероприятий сократится, но будет обеспечено качественное выполнение тех, которые были намечены к исполнению.
Таким образом, решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

3.3.Социальная защищенность и социальные гарантии в РФ
Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека . Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы работать.
В мировой практике обозначились два подхода к решению проблемы социальной защиты граждан. В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие: функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное проведение в страде эффективной законотворческой деятельности; деятельность правительства, направленная на обеспечение функционирования принятых законодательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в решении социально-экономических проблем.
В бывших социалистических странах господствовал негативный подход, т.е. проблема социальной защиты как объективная необходимость существовала, но, по политическим и идеологическим мотивам не признавалось. Считалось, что в обществе, строящим коммунизм, все социально-экономические проблемы решаются автоматически. Субъекты социальной защиты функционировали формально. Их роль «выполняла» руководящая коммунистическая партия, которая не признавала существование объективной необходимости в создании системы законов, обеспечивающих социальную защиту граждан. Она стремилась превратить все общество в единое учреждение, единую фабрику с равным трудом и равной оплатой. Принцип «кто не повинуется, тот не ест», т.е. не защищен от голода был важнейшим принципом социалистического государства.
Социальные гарантии - это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии - это социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда . Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.
Социальная льгота - это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, исходя из конкретной экономической ситуации и общей политики, которую реализует данное правительство. Поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Экономические ограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым- устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворения потребностей обществом осуществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности.
В этом процессе не последнюю роль играет государство, которое укрепляет принцип обмена, делает его господствующим, а тем самым выступает политической причиной появлению нуждаемости у индивидов. Государство и есть одна из политических причин появления нуждаемости, носителями которой являются индивиды, имеющие способность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренции, которая есть продукт отношений обмена стоимостями. Другой политической причиной нуждаемости является деятельность объединений, политического и профессионального характера, выражающих интерес нуждающихся, и тех, кто может стать таковыми по причине непредсказуемости меновых отношений. Данная причина, не принимая в расчет прямого сговора правительства с профсоюзной и партийной бюрократией или ангажированности этих отношений, работает на расширение сферы нуждаемости индивидов. И последняя причина, которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, - социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы наемного труда, являющейся наиболее весомой в совокупности представленных причин.Социальная сила - это обусловленная разделением труда объединительная способность индивидов.
Социальная политика включает в себя ряд направлений помощи людям, которые в ней нуждаются:
. Выплата пособия по безработице признанным безработными;
. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;
. Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста.
Политика в сфере занятости населения:
. Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др;
. Реализация программ поддержки молодых работников;
. Развитие самозанятости населения;
. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д;
. Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен;
. Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса;
. Информационная помощь безработным;
. Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.
Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действию закона экономии времени.
Безработица имеет негативные социальные и экономические последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, комфортность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм. На мой взгляд, главным в социальной политике является упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика — М.: ИНФРА-М, 1999. - 974 c.
ISBN 5-16-000001-1
2) Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 608 с.
3) Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. - М.: Междунар. Отношения, 1991. - 184 с.
4) Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - 403c.
5) Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: «ЭКЗАМЕН», 2002. - 736 с.

Безработица - одна из сложнейших проблем современного общества, затрагивающая все страны. Безработица как экономическое явление имеет место в том случае, если часть способного и желающего трудиться населения не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

При определении категории «безработица» необходимо четко различать понятия «безработица» и «незанятость» населения. Официальная статистика в России безработным признает только то лицо, которое желает и способно трудиться, ищет работу и зарегистрировано в службе занятости.

Для рыночной экономики вредна как чрезмерная безработица, поскольку она свидетельствует о недопроизводстве и неполной занятости (экономическая система функционирует ниже кривой своих производственных возможностей), так и чрезмерная занятость, поскольку она снижает гибкость и приспособляемость экономики как к внутренним, так и внешним изменениям.

Безработица возникает из-за несовершенства работы рыночного механизма, а также по иным причинам. Она обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу (пред­ложение рабочей силы), над числом имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти рабочие места (спрос на рабочую силу).

Для анализа динамики безработицы используют не только значение уровня (нормы) безработицы. Продолжительность срока, в течение которого человек в среднем пребывает в состоянии незанятости, составляет показатель продолжительности безработицы.

Выделяют следующие типы безработицы:

Фрикционную;

Структурную;

Циклическую.

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную:

С переменой рабочих мест;

Сменой места жительства;

Получением образования;

Выходом из декретного отпуска;

Переходом с низкооплачиваемой работы на более высокоопла­чиваемую или интересную.

Эта форма безработицы ограничивается обычно краткими сроками, причем: с ростом благосостояния граждан фрикционная безработица может увеличиваться; ее сокращение возможно по мере улучшения способов сбора информации о вакантных рабочих местах.

Поскольку часть работников увольняется по собственному же­ланию, то фрикционная безработица считается неизбежной и. как утверждают некоторые экономисты, желательной по сле­дующим причинам:

Фрикционная безработица имеет преимущественно доброволь­ный характер;

Ее результатом является повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение трудовых ресурсов;

Обычно фрикционной безработицей охвачено 2-3% экономи­чески активного населения.

Структурная безработица возникает из-за несоответствия структуры спроса и предложения на рабочую силу:

С течением времени меняются потребительские предпочтения;

Это, в свою очередь, вызывает изменение структуры общего спроса на рабочую силу;

Поэтому потребность в некоторых видах профессий (например, шахтерах, офицерах и др.) сокращается;

Спрос же на другие специальности, включая новые, может стремительно расти.

Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в экономике, в результате которых происходит обесценение уров­ня квалификации некоторых категорий рабочей силы:

Обычно люди медленно реагируют на появление новых про­фессий;

В результате структура предложения труда не отвечает структу­ре спроса;

У некоторых работников нет навыков, необходимых работода­телю, и они становятся безработными; при структурной безработице инициатором увольнения часто выступает работодатель.

К структурным безработным в первую очередь относятся рабочие с низкой квалификацией или выпускники вузов, не имеющие опыта. Структурные безработные не могут сразу по­лучить работу без переподготовки или смены места жительства. Поэтому структурная форма безработицы имеет преимущест­венно выраженный и долговременный характер и считается более серьезной проблемой для экономики. Наличие структурной безработицы вполне объяснимо в совре­менной рыночной экономике. Структурная безработица в рам­ках рынка труда требует:

Расширения системы подготовки кадров;

Повышения квалификации работников;

Синхронной и слаженной работы служб занятости с предпри­ятиями.

Совокупность фрикционной и структурной безработицы образует уровень естественной безработицы, соответствующий потен­циальному объему ВНП или ситуации макроэкономического равновесия.

Естественная безработица представляет наилучший для эконо­мики резерв рабочей силы. Эти работники имеют высокую мо­бильность и способны быстро перемещаться (в другую отрасль или регион) в зависимости от потребностей производства.

Разновидностью естественной безработицы является "безрабо­тица ожидания ". Работники становятся безработными потому, что при определенном желаемом уровне заработной платы предложение труда превосходит спрос на труд, и люди просто "ожидают" возможности получить работу по желаемой ставке оплаты.

Циклическая безработица возникает в связи со спадом произ­водства во время промышленного кризиса:

Изменение ситуации на рынках товаров и услуг приводит к то­му, что многие производства уменьшают или даже прекращают выпуск продукции, увольняя при этом работающих;

В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, происходит сокращение произ­водства, а следовательно, и сокращение персонала;

Циклическая форма безработицы характерна для фаз депрессии и спада экономического цикла, т. е. для периодов спада деловой активности;

С переходом к оживлению и подъему число безработных стано­вится меньше;

Масштабы и продолжительность циклической формы безрабо­тицы достигают пика при спаде экономики и минимума при подъеме;

Для сглаживания негативных последствий такого вида безрабо­тицы необходимы разработка и принятие специальных про­грамм обеспечения занятости, финансируемых государством.

Понятие "полная занятость" не означает полного отсутствия безработицы. Фрикционная и структурная формы безработицы абсолютно неизбежны. Поэтому уровень безработицы при полной занятости равен сумме фрикционной и структурной форм безработицы. Другим словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в случае, если циклическая безра­ботица равна нулю.

В экономике насчитывается более 20 форм безработицы, сведи, которых наиболее часто выделяют:

Институциональную;

Добровольную;

Скрытую;

Застойную.

Институциональная безработица возникает в результате недостаточно эффективной организации рынка труда. В России, на­пример, у населения часто нет возможности получить информа­цию о свободных рабочих местах. Это приводит к неэффектив­ному поиску работы и искусственному росту уровня безработицы.

Добровольная безработица вызвана нежеланием работать у некоторых категорий людей, например у домохозяек, в определен­ных условиях.

Добровольная незанятость также может быть вызвана:

Выбором людьми своеобразного стиля жизни;

Психологической установкой на избегание труда;

Ограниченными потребностями;

Возможностью материально жить за счет других людей;

Иными причинами.

Скрытая безработица включает занятых в течение неполной рабочей недели или части рабочего дня, а также лиц, фор­мально занятых (т. е. когда работник лишь числится в штате, но фактически не работает). В эту категорию входят и работ­ники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы.

К особенностям скрытой формы безработицы можно отнести следующие:

Этот вид безработицы в любой момент может превратиться в открытую форму;

Масштабы скрытой безработицы определить очень сложно.

Застойная безработица включает людей, которые длительное время не могут трудоустроиться. И хотя размеры этой формы безработицы незначительны (по данным МОТ, она составляет менее 1%), по степени отрицательных последствий застойная безработица не имеет себе равных. Люди, долгое время не имеющие возможности трудоустроиться, теряют знания, навы­ки, квалификацию, морально подавлены. Причина застойной формы безработицы кроется в невостребо­ванности некоторых профессий. Эта проблема также характер­на для малых городов или населенных пунктов, ориентирован­ных на определенное производство, где возможность выбора работы (занятия) крайне мала.

Количественный анализ безработицы обычно осуществляет­ся с помощью двух взаимодополняющих друг друга показателей. Первый показатель - уровень безработицы, отражающий долю безработных в общей численности трудоспособного населения:

Для получения показателя рабочей силы из численности все­го населения страны необходимо вычесть численность детей и подростков до 16 лет; учащихся и студентов дневных отделений учебных заведений; пенсионеров (по старости и другим основа­ниям); людей, находящихся в местах заключения; лиц, ведущих домашнее хозяйство; недееспособных граждан (лиц, находящих­ся в психиатрических лечебницах); военнослужащих.

Показатель рабочей силы будет складываться из двух основ­ных элементов - занятых и безработных. В этой связи показатель уровня безработицы можно представить следующим образом:

Второй показатель - средняя продолжительность безработи­цы -- время, в течение которого человек оставался безработным. Для экономической системы будет более предпочтителен вари­ант, когда продолжительность безработицы невелика, даже при достаточно высоком се уровне, чем вариант, когда длительная, продолжительная по времени безработица сочетается с низким значением показателя уровня безработицы. Первый из описан­ных случаев будет отражать ситуацию, когда экономическая сис­тема адаптируется и приспосабливается к каким-либо изменени­ям. Возможно, это связано с быстрым распространением и внедрением технических нововведений, с изменениями в структуре общественного воспроизводства (развитием и расширением од­них отраслей, сужением других, что вызывает переток трудовых ресурсов) и прочими причинами.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

где Y – фактический ВВП, а Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВВП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, b - коэффициент Оукена (b > 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

где Yt – фактический ВВП данного года, Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам, u t – фактический уровень безработицы данного года, u t – 1 - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - темп роста потенциального ВВП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.


Похожая информация.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!