Все для предпринимателя. Информационный портал

Баланс финансовых ресурсов страны территории. О чем говорит ваш бухгалтерский баланс


Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

Комментируя данную статью, следует затронуть само значение слова "баланс". Этот термин имеет два значения:
1) количественное соотношение, состоящее из двух частей, которые должны быть равны друг другу, так как представляют собой поступление и расходование одного и того же количества денег или товара;
2) документ, отражающий финансовый отчет, разработанный с использованием укрупненных показателей, в котором сумма поступлений соответствует сумме расходов. Под финансовыми ресурсами понимаются источники формирования денежных фондов.
Из этого можно сделать вывод, что баланс финансовых ресурсов - это соотношение всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.
В основе баланса финансовых ресурсов лежат:
1) отчетный баланс финансовых ресурсов за предыдущий год;
2) прогноз социально-экономического развития соответствующей территории.
Основой для составления проекта бюджета является разработка перспективного финансового плана финансовых ресурсов.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределениюсовокупного общественного продукта.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

· централизованные или публичные финансы;

· децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

1. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

2. Финансы домашних хозяйств

3. Государственные финансы

4. Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере обслуживания децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

Система финансов. Отличие системы финансов от финансовой системы

Система финансов – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, направленных на эффективное формирование государством денежных фондов и на их эффективное использование.

Система финансов включает три звена : общегосударственные финансы, местные финансы, финансы государственных предприятий и организаций.

Общегосударственные финансы - важнейшее звено системы финансов, состоящее из:

государственного бюджета - главного централизованного фонда страны. Посредством государственного бюджета государство мобилизует и перераспределяет значительную часть финансовых ресурсов страны. Здесь сконцентрированы все основные (крупнейшие) источники доходов и расходов государства.
государственного кредита , как источника финансирования дефицита госбюджета .
государственных внебюджетных фондов .

Местные финансы – состоят из местных бюджетов, местных внебюджетных фондов и системы местных займов.

Финансы предприятий - третье звено системы финансов. Сюда попадают только предприятия государственной и муниципальной форм собственности так, как только здесь проявляются все признаки и функции финансов.

Выше перечисленные звенья системы финансов играют различную роль (значимость) в общественном воспроизводстве и экономической системе в целом.

Финансовая система – это совокупность конкретных финансовых органов и институтов , призванных на практике осуществлять реализацию государственной финансовой политики. В финансовую систему России входят Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба казначейства, Федеральная налоговая служба и др.

Финансовые органы от лица государства осуществляют управление финансами - целенаправленно воздействуют на финансовые отношения. Стратегическое управление финансами традиционно осуществляют высшие органы власти и управления - аппарат (администрация) Президента, парламент, правительство страны. Текущее управление финансами осуществляет финансовый аппарат государства - Министерство финансов, местные финансовые органы и др.

Дотация - безвозмездная финансовая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему;
субвенция - безвозмездная целевая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, осуществляемая под контролем вышестоящего бюджета;
субсидия – долевое участие вышестоящего бюджета в финансировании расходов нижестоящего;
бюджетная ссуда – финансовая помощь одного бюджета другому на условиях возвратности, срочности, платности.

Мировой финансовый рынок - это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал.

Денежный сектор, в состав которого входят финансовый и кредитный, представляет собой специфический рынок с его оборотами и доходами. Мировой финансовый рынококазывает обществу финансовые услуги , снабжая его в нужный момент и в нужном месте деньгами. Другими словами, специфическим товаром на финансовом рынке выступают деньги. В качестве товара деньги обращаются в таких секторах мирового финансового рынка, как кредитный, рынок ценных бумаг, валютный, страховой и т. д. (рис. 23).

Мировой финансовый рынок по своей экономической сущности представляет собой систему определенных отношений и своеобразный механизм сбора и перераспределения на конкурентной основе финансовых ресурсов между странами, регионами, отраслями и институциональными единицами.

Финансовый рынок состоит из ряда секторов : инвестиционного, кредитного, фондового, страхового, валютного.

Рис. 23. Структура финансового рынка:

§ Кредитный рынок

§ Валютный рынок

§ Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)

§ Страховой рынок

§ Рынок инвестиций

На финансовом рынке объектом купли-продажи выступают финансовые ресурсы. Однако имеется принципиальное различие сделок в различных секторах финансового рынка. Если на кредитном рынке деньги продаются как таковые, т. е. они сами являются объектом сделок, то на фондовом рынке, например, продаются права на получение денежных доходов, уже созданных или будущих.

Финансовый рынок - это не только средство перераспределения денежных ресурсов в экономике (на условиях платности), но и индикатор всего состояния экономики в целом. Суть финансового рынка заключается не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

Структура такого финансового рынка может быть представлена следующим образом:

Рис. 1. Рынок ценных бумаг. Финансовые рынки

§ Рынок денег - рынок краткосрочных финансовых инструментов (долговых обязательств) со сроком обращения до 1 года.

§ Рынок капиталов - рынок среднесрочных (от 1 до 3-5 лет) и долгосрочных активов - акций, облигаций (со сроком погашения более года) и ссуд (со сроком погашения более года).

§ Кредитный рынок - рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссуд. На практике между ними нет четкой границы.

На мировом финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

Функционирование финансового рынка тесно связано с определением процентных ставок , т. е. цены товара «деньги», проданного в форме кредита. Формирование системы процентных ставок - одна из важнейших функций финансового рынка, она оказывает влияние на уровень эффективности всей экономики.

Функции мирового финансового рынка:

§ перераспределение и перелив капитала;

§ экономия издержек обращения;

§ ускорение концентрации и централизации капитала;

§ межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

§ содействие процессу непрерывного воспроизводства.

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них , деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление финансами с точки зрения общей теории управления включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления, формы и методы управленческой деятельности .

Объекты управления[править | править вики-текст]

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы :

· Государственные финансы

· Муниципальные финансы

· Финансы хозяйствующих субъектов

· Финансы домашних хозяйств

Субъекты управления[править | править вики-текст]

В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом .

На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).

На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.

На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.

Методы управления[править | править вики-текст]

Всю совокупность методов управления финансами можно разделить на две группы: административные и косвенные (экономические).

Финансовое планирование - выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле над выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения.

Финансовое планирование человек может выполнить для себя самостоятельно или обратиться к финансовому консультанту (советнику). В США и Европе существуют ассоциации финансовых советников, а также различные программы сертификации.

Иногда услугу по простому финансовому планированию выполняют банки для своих клиентов. Ситибанк стал первым банком в России [источник не указан 739 дней ] , который с 2004 года начал использовать финансовое планирование. Основной целью было недопущение продажи рискованных продуктов консервативным клиентам. В 2012 Сбербанк России подключил к Интернет-банку собственную автоматизированную программу финансового планирования.

Сводный финансовый план на определённый период называется бюджет. Для выполнения определённых проектов могут использоваться сметы или бизнес-планы.

В рыночной экономике финансовое планирование собственной деятельности может осуществляться отдельным индивидом, семьёй, организацией, целым государством или их объединением, на предприятиях является неотъемлемой частьюфинансового менеджмента. Бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках и отчёт о движении наличности не являются формами финансового планирования, так как в них отражаются данные из первичных документов по уже осуществлённой деятельности предприятия.

Задача стратегического финансового планирования заключается в создании и поддержании равновесия между целями, финансовыми возможностями и внешними условиями, для чего производится прогнозирование финансовой деятельности на длительный период. В плановой экономике финансово-хозяйственное планирование деятельности крупных экономических субъектов осуществляется государством, которое распределяет финансовые ресурсы между направлениями и отраслямисогласно долгосрочным целям и задачам государства.

Методы финансового планирования[править | править вики-текст]

· Автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;

· Статистический. Складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет;

· Нулевой базы. Все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями.

Обычно при обобщённом финансовом прогнозировании в рыночной экономике учитываются:

· инвестиционно-кредитные возможности;

· уже имеющийся опыт финансово-хозяйственной деятельности;

· известные заранее с большой степенью вероятности будущие входящие и исходящие финансовые потоки, характерные для определённых задач.

Принципы планирования[править | править вики-текст]

Процесс планирования должен осуществляться при использовании таких принципов как:

· гибкость(постоянная адаптация к изменениям среды функционирования предприятия, для чего необходима корректировка плана при различных изменениях внешней и внутренней среды)

· непрерывность

· коммуникативность

· участие

· адекватность

· комплексность

· многовариантность

· итеративность(неоднократная увязка уже составленных разделов плана(итерации), что обусловливает творческий характер процесса планирования)

Виды планирования[править | править вики-текст]

· стратегическое

· долгосрочное

· краткосрочное

· текущее

Основой финансового планирования является финансовое прогнозирование, т. е. оценка возможных финансовых последствий принимаемых решений и внешних факторов, влияющих на результаты деятельности компании. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей в дополнительном финансировании.

Главная задача финансового прогнозирования состоит в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг.


| 2 | | | |

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

Примерная структура баланса финансовых ресурсов

Доходы, тыс.руб Расходы, тыс.руб
1. Прибыль 1. Расходы предприятий, остающиеся в их распоряжении 562,5
2. Амортизационные отчисления 2. Затраты на инвестиции 47,2
3. Налоговые доходы 597,3 3. Дотации, субсидии 25,3
4. Неналоговые доходы 32,2 4. Расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджет-ных фондов 518,1
5. Отчисления во внебюджетные фонды 253,4 5. Расходы на научно-исследовательские работы 11,5
6. Средства бюджетных целевых фондов 6. Расходы на счет других целевых фондов
Итого доходов 1597,9 7. Расходы на оборону 101,8
8. Расходы на содержание право- охранительных органов
9. Расходы на содержание органов власти и управления
10. Расходы на внешнеэкономическую деятельность 1,6
11. Обслуживание госдолга 142,9
12. Прочие расходы 133,2
Итого расходов 1742,2
Превышение расходов над доходами – 144,3

Таким образом, финансовые ресурсы страны складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов, прежде всего внебюджетных социальных фондов;

3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).



Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.

Составной частью баланса финансовых ресурсов является баланс денежных доходов и расходов населения. В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах.

Денежные доходы населения формируются из трех источников:

Заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;

Доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операций;

Социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, стипендии и т.п.).

Расходы подразделяются на:

а) потребительские расходы;

б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;

в) денежные накопления и сбережения.

Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.

Финансовые ресурсы РФ

Распределение и перераспределение стоимости с использованием финансов сопровождается движением денежных средств, которые принимают специфическую форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансовых отношений.

Финансовые ресурсы – это совокупность целевых фондов денежных средств, т.е. это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования.

Понятия финансы и финансовые ресурсы – это не тождественные понятия. Финансы – отношения, финансовые ресурсы – их воплощение.

Финансовые ресурсы формируются у всех субъектов финансовых отношений: государства, хозяйствующих субъектов, населения. Их формирование происходит за счет различных видов денежных доходов и используется на удовлетворение потребностей данных субъектов и выполнения ими своих обязательств.

Совокупность финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов образуют финансовые ресурсы определенной территории или же государства в целом. Определение этой величины является исключительно важным, так как позволяет узнать, какими возможностями располагает та или иная территория.

В настоящее время в финансовых расчетах при определении финансовых ресурсов территории финансы населения не учитываются!

Финансовые ресурсы территории складываются из 3-х групп источников :

1 Финансовые ресурсы организаций различных форм собственности (прибыль, амортизация).

2 Финансовые ресурсы бюджетной системы (различные налоговые и неналоговые доходы).

3 Финансовые ресурсы внебюджетных фондов (средства внебюджетных экономических и социальных фондов).

Аналогично источникам финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятия.

Чтобы иметь полную картину финансовых ресурсов какой-либо территории соответствующие территориальные финансовые органы ежегодно составляют финансовый план (сводный баланс финансовых ресурсов или сводный финансовый баланс). Например, Минфин РФ ежегодно формирует сводный баланс финансовых ресурсов РФ; Минфин РБ, соответственно формирует сводный баланс финансовых ресурсов РБ и т.д.

Сводный финансовый баланс представляет собой свод доходов и расходов органов власти и организаций всех форм собственности, расположенных на соответствующей территории. Доходы, и расходы населения в схему сводного финансового баланса не включаются!



Назначение финансового баланса заключается в определении финансового результата воспроизводственного процесса на данной территории (располагаемых доходов и направлений их использования). Важная роль ему отводится в ходе прогнозирования финансовой обеспеченности региона.

Сводный баланс финансовых ресурсов РФ состоит из доходной и расходной частей. В них раскрываются конкретные источники поступления и конкретные направления расходования денежных средств.

Доходная часть характеризует размер финансовых ресурсов, которым располагает территория для целей социально-экономического развития. Величина созданных финансовых ресурсов рассчитывается с учетом сальдо финансовых взаимоотношений с федеральным и республиканским уровнями власти.

Расходная часть отражает объем финансовых ресурсов, расходуемый для финансирования капиталообразования, коллективного потребления и удовлетворения социальных потребностей.

Если баланс сводится с дефицитом, т.е. имеется отрицательное сальдо финансового баланса, то это находит свое отражение в 3 части в следующем показателе – Превышение расходов над доходами – дефицит (показывается в рублях и в % к ВВП).

Четвертая часть носит название – Источники финансирования дефицита . Ими могут быть кредиты Центробанка, доходы от операций с государственными ценными бумагами, внешние заимствования.

Недостатки сводного баланса финансовых ресурсов:

– отсутствие доходов и расходов населения в схеме финансового баланса;

– отсутствие учета расходов предприятий за счет заемных средств.

– отсутствие учета места расходования прибыли.

Данные недостатки не позволяют использовать финансовый баланс территории в его сегодняшнем состоянии в качестве инструмента разработки стратегии развития и управления ее реализацией, как для муниципальных образований, субъектов РФ, так и для РФ в целом.

Анализ пассивов позволяет выявить динамику отдельных источников финансовых ресурсов как по стоимости, так и по доле в общей структуре пассивов.

Данные для анализа финансовых ресурсов должны выглядеть следующим образом:

Показатели На начало года На конец года Изменение за год
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1. Собственные средства 27370 74,8 33310 74,5 +5940 +21,7
1.1. Уставной капитал 320 0,9 320 0,7
1.2. Добавочный капитал 25110 68,6 29920 66,9 +4810 +19,1
1.3. Резервный капитал 250 0,7 315 0,7 +65 +26
1.4. Нераспределенная прибыль 500 1,4 1175 2,6 +675 +135
1.5. Доходы будущих периодов 1190 3,2 1580 3,6 +390 +32,8
2. Заемные средства 9230 25,2 11390 25,5 +2160 +23,4
2.1. Долгосрочные кредиты и займы 1500 4,1 2400 5,4 +900 +60
2.2. Краткосрочные кредиты и займы 2900 7,9 3880 8,7 +980 +33,8
2.3. Кредиторская задолженность 4830 13,2 5110 11,4 +280 +5,8
Пассив 36600 100 44700 100 +8100 +22,1

Для определения изменений структуры финансовых ресурсов в абсолютных значениях нужно найти разницу между результатами в конце и в начале периода.

Для расчета изменений в процентах найдите отношение полученной разницы к результатам на начало периода.

То есть, например, динамика роста финансовых ресурсов вычисляется следующим образом: 5940 / 27370 * 100% = 21,7%.

Помимо непосредственной оценки структуры финансовых ресурсов, такой анализ позволяет быстро произвести и некоторые дополнительные расчеты:

– Стоимость имущества увеличилась на 22,1%. Это произошло в результате роста финансовых ресурсов компании на 21,7%, а заемных - на 23,4%. Из-за того, что скорость увеличения заемных средств несколько выше, чем собственных, доля последних в общем объеме снизилась - впрочем, довольно незначительно, всего на 0,3%.

– Источники формирования финансовых ресурсов в этом году на 73,3% (5940 / 8100 * 100%) состоят из собственных средств и на 26,7% - из заемных.

– Объем заемных средств увеличился по всем позициям. При этом наиболее значительный рост произошел у долгосрочных займов, теперь их доля в общем объеме обязательств составляет 21,1% (2400 / 11 390 * 100%) - это на 4,8% больше, чем в начале года. Доля краткосрочных займов тоже увеличилась - на 2,7%; сейчас она равна 34,1%.

В приведенном примере основной источник заемных финансовых ресурсов - это кредиторская задолженность, так что нелишним будет изучить ее состав отдельно.

Стоит обратить внимание и на то, что кредиторская задолженность изменилась меньше, чем собственные финансовые ресурсы. В случае с предприятиями, занимающимися изготовлением или реализацией какой-либо продукции, такое соотношение может указывать на то, что увеличение собственных средств не связано с ростом или производства. Такие изменения в структуре финансовых ресурсов, впрочем, сами по себе не говорят ни об ухудшении, ни об улучшении ситуации - их значимость всецело зависит от целей финансовой деятельности компании.

Кроме изучения динамики, на основании пассива баланса можно сделать выводы и о устойчивости предприятия - для этого используется несколько коэффициентов, характеризующих структуру финансовых ресурсов.

Коэффициент капитализации показывает соотношение заемных и собственных финансовых ресурсов компании. Рассчитывается он следующим образом:

Коэффициент капитализации = Заемные средства / Собственные средства

Для компании из примера он равен 11390 / 33310 = 0,34, то есть на 1 рубль собственных средств приходится 0,34 заемных.

Такая величина коэффициента капитализации говорит о том, что основную долю капитала составляют собственные финансовые ресурсы. С одной стороны это указывает на высокую степень устойчивости, а с другой – на то, что компания может упускать значительную прибыль, отказываясь от займов.

Тем не менее, само по себе значение этого показателя не позволяет дать оценку финансовой эффективности предприятия, в данном случае нормативы сильно зависят от отрасли и этапа развития бизнеса.

Коэффициент финансовой независимости позволяет определить удельный вес собственного капитала в сумме всех источников финансовых ресурсов. Для его определения используется формула:

Коэффициент финансовой независимости = Собственные средства / Валюта баланса

Для компании из примера он имеет следующий вид: 33310 / 44700 = 0,75.

Максимальное значение этого коэффициента равно 1, а чем выше результат - тем больше устойчивость компании. Но, опять же, высокое значение может указывать на низкую эффективность использования финансовых ресурсов.

И, наконец, последний - коэффициент финансовой устойчивости . Он указывает на то, какую часть капитала составляют устойчивые источники формирования финансовых ресурсов - то есть, те, которые предприятие сможет использовать в течение длительного времени. Вычисление производится по следующей формуле:

Коэффициент финансовой устойчивости = (Собственные средства + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса

У компании из примера результат выходит таким: (33310 + 2400) / 44700 = 0,8.

Если значение находится в пределах 0,8 - 0,9, положение предприятия можно с уверенностью назвать устойчивым. Впрочем, дать оценку финансовой эффективности с помощью этого показателя нельзя - для этого необходимо отдельно рассмотреть отношение собственных средств к долгосрочным обязательствам.

Финансовые ресурсы: показатели финансовой деятельности

В число ключевых показателей финансовой деятельности входят следующие:

– Прибыль (убыток) на конец отчетного года – это сумма прибыли (убытка) от продажи основных средств, продукции, работ, услуг и чистых доходов от внереализационных операций. Выявляется на основе бухучета финансовых операций.

– Рентабельность – это отношение величины прибыли и издержек на производство и продукцию

– Оборотные средства

– Оборачиваемость оборотных средств – чем быстрее оборачиваемость, тем меньше разрыв по времени между затратами на производство и получением выручки и прибыли.

– Денежные поступления – деньги от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.

– Кредиторская задолженность – долги поставщикам, подрядчикам, векселям, зарплате, бюджетным и внебюджетным платежам и т.д.

– Дебиторская задолженность – долги за проданные товары и услуги от покупателей, задолженность по операциям с бюджетом, подотчетными лицами и т.д.

– Просроченная задолженность – долги, не погашенные в назначенное время.

Сводный финансовый баланс -- это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1 Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

  • 1. Прибыль
  • 2. Налог на добавленную стоимость и акцизы
  • 3. Подоходный налог с физических лиц
  • 4. Налоги на имущество
  • 5. Средства для образования Фонда социального страхования. Пенсионного фонда. Фонда страховой медицины и Фонда занятости
  • 6. Средства других бюджетных целевых фондов
  • 7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • 8. Амортизационные отчисления
  • 9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи госимущества
  • 10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности
  • 11. Прочие доходы

Итого доходов

  • 1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)
  • 2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • 3. Государственные дотации
  • 4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации
  • 5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)
  • 6. Расходы на науку за счет бюджета
  • 7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов
  • 8. Расходы на оборону
  • 9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)
  • 10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)
  • 11. Расходы по внешнеэкономической деятельности
  • 12. Расходы на образование резервных фондов
  • 13. Прочие расходы

Всего расходов

Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, O.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г. Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

  • 1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
  • 2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;
  • 3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

Основная задача территориального сводного финансового баланса -- определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей (приложение 1).

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

  • * достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
  • * точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
  • * сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
  • * повысить качество бюджетного планирования;
  • * скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
  • * концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;
  • * изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
  • * наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
  • * осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
  • * активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
  • * добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!