Все для предпринимателя. Информационный портал

1 понятие и виды обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование

Социально-страховой риск как объект обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В основе обязательного социального страхования лежат образование и использование специальных страховых фондов - государственных внебюджетных фондов.

Социальное страхование, как и любой иной вид страхования, является средством управления рисками. К социальным страховым рискам относятся:

Необходимость получения медицинской помощи;

Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховые риски реализуются при наступлении страховых случаев. Страховыми случаями при обязательном социальном страховании признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Исходя из понятия, которое дано в законе, можно сказать, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Виды :

1. Обязательное пенсионное страхование;

2. Обязательное социальное страхование в случаях временной не трудоспособности (материнство, отцовство, детство);

3. Обязательное социальное страхование от производственных травм и от профессиональных заболеваний;

4. Обязательное медицинское страхование.

Понятие "социальное страхование" имеет два значения: широкое и узкое. Социальное страхование в широком понимании представляет собой систему институтов (организаций и правил), обеспечивающих компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих и иных категорий граждан вследствие потери работы, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, а также наступления старости. Социальное страхование – это страхование от рисков наступления событий, связанных с изменениями физического состояния и социального положения граждан, обусловливающих ухудшение материального положения их самих и членов их семей. Видами страховых рисков, являющихся предметом социального страхования, выступают:

■ необходимость получения медицинской помощи;

■ материнство;

■ инвалидность;

■ наступление старости;

■ потеря кормильца;

■ потеря работы;

В определение социального страхования за рубежом обычно включают не только характеристики страхуемых рисков, но и указание на обязательность такого страхования для определенных категорий граждан и работодателей и/или на участие государства в его организации. Социальное страхование рассматривается в качестве альтернативы частному страхованию. В нашей стране понятие социальное страхование часто используется с уточняющей характеристикой: обязательное социальное страхование. Мы будем далее иметь в виду под социальным страхованием обязательное социальное страхование, если иное не оговаривается особо.

Социальное страхование риска возникновения необходимости в получении медицинской помощи называется обязательным медицинским страхованием. Оно рассматривалось в главе 2 данного пособия. Социальное страхование потери доходов вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца осуществляется в рамках системы пенсионного обеспечения. Она будет отдельно рассматриваться в главе 8. Предметом дальнейшего обсуждения в настоящей главе является социальное страхование в узком понимании, которое охватывает следующие виды страховых рисков:

■ временная нетрудоспособность;

■ трудовое увечье и профессиональное заболевание;

■ материнство;

■ потеря работы;

■ смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальное страхование с организационно-технологической точки зрения предстает как осуществление определенными категориями лиц (страхователями) обязательных взносов, которые аккумулируются страховщиками и служат источником выплат застрахованным лицам страхового возмещения при наступлении страховых случаев (событий), являющихся реализацией страховых рисков.

Субъектами социального страхования являются страхователи, страховщики, застрахованные лица.

Страхователями в системе социального страхования выступают организации, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы. Страхователями могут также выступать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

  • 11. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, общая характеристика
  • 12. Понятие стажа, его виды и значение для социального обеспечения
  • 1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:
  • 13. Предмет права социального обеспечения
  • 14. Принципы права социального обеспечения
  • 15. Роды, виды и организационно-правовые формы социального обеспечения
  • 1. Социальное страхование
  • 2. Государственное пенсионное обеспечение
  • 3. Социальная поддержка
  • 4. Государственная социальная помощь
  • 5. Социальное обслуживание
  • 16. Система права социального обеспечения как отрасли права, законодательства и науки
  • 17. Стаж на соответствующих видах работ
  • Порядок исчисления страхового стажа
  • Сп по старости
  • Сп по инвалидности
  • Сп по случаю потери кормильца
  • 20. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.
  • 21. Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности.
  • 22. Фиксированная выплата к страховой пенсии по случаю потери кормильца.
  • 23. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: понятие, субъекты, особенности.
  • 24. Виды обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 25. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению и круг лиц, имеющих право на их получение.
  • 35. Порядок формирования и индексации индивидуального пенсионного коэффициента.
  • 36. Пособие как вид социального обеспечения.
  • 37. Пособие по безработице: условия назначения, размеры.
  • 38. Пособие по беременности и родам: условия назначения и размеры.
  • 39. Пособие по временной нетрудоспособности: понятие, виды, условия назначения, размеры.
  • 41. Исчисление пособий по временной нетрудоспособности.
  • 40. Пособия семьям с детьми.
  • Пособие по уходу за ребенком
  • 41. Исчисление пособий по временной нетрудоспособности.
  • 42. Система пособий, назначаемых в связи с беременностью и рождением ребенка.
  • 43. Исчисление размеров пособий по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 44. Социальная помощь: понятие, принципы, виды, круг лиц, имеющих право на получение социальной помощи.
  • 45. Понятие, структура и размеры страховой пенсии по инвалидности
  • 46. Понятие, структура и размеры страховой пенсии по случаю потери кормильца.
  • 47. Понятие, структура и размеры страховой пенсии по старости.
  • 48. Социальные доплаты к пенсии.
  • 49. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений.
  • 50. Общие условия пенсионного обеспечения.
  • 53 Пенсии гражданам из числа космонавтов и из числа работников летно-испытательного состава.
  • 54. Пенсии по старости гражданам, пострадавшим от радиационных катастроф
  • 55. Пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению
  • 56. Пенсии по случаю потери кормильца государственному пенсионному обеспечению и социальные пенсии
  • 57. Материнский (семейный) капитал
  • 58. Социальное пособие на погребение
  • 59. Пособие по безработице
  • 60. Стаж в псо: понятие, виды и содержание
  • 61. Общий трудовой стаж
  • 62. Стаж государственной гражданской службы
  • 63. Выслуга лет
  • 64. Правила исчисления страхового стажа и выслуги лет.
  • Порядок исчисления страхового стажа
  • 65. Страховые пенсии: понятие, общие положения.
  • Сп по старости
  • Сп по инвалидности
  • Сп по случаю потери кормильца
  • 66. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
  • 67. Установление страховой пенсии, выплата и доставка страховой пенсии.
  • 68. Ипк: понятие, исчисление.76. Исчисление ипк за нестраховые периоды.
  • 69. Механизмы корректировки и индексации страховой пенсии.78. Перерасчет размера страховой пенсии и корректировка размеров страховой пенсии
  • 70. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет фед.Гос.Гражданским служащим (фггс).
  • 71. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава (лис).
  • 72. Пособие по временной нетрудоспособности и страховые выплаты.
  • 1) Единовременную страховую выплату;
  • 73. Оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица.
  • 74. Понятие, цели и виды гос. Социальной помощи
  • 75. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде набора социальных услуг.
  • 77.Стимулирование более позднего выхода на страховую пенсию
  • 79. Приостановление и возобновление выплаты страховой пенсии.
  • 80.Новации пенсионной реформы 2015г.
  • 81. Сохранение пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2015г.
  • 82. Понятие, правовые основы и принципы социального обслуживания.
  • 83. Организации социального обслуживания.
  • Правовые основы.
  • Понятие.
  • 84. Соц.Обслуживание в стационарной форме.
  • 85. Социальное обслуживание в полустационарной форме.
  • 86. Социальное обслуживание на дому.
  • 11. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, общая характеристика

    Легальное определение ОСС содержится в ст. 1 ФЗ об основах обязательного социального страхования (ОСС).

    ОСС – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

    Принципы ОСС: 1) устойчивость финансовой системы ОСС, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам ОСС; 2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; 3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финансового положения страховщика; 4) государственное регулирование системы ОСС; 5) паритетность участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;

    6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов; 7) ответственность за целевое использование средств ОСС; 8) обеспечение надзора и общественного контроля; 9) автономность финансовой системы ОСС.

    ОСС подлежат: 1) наемные работники (лица, заключившие трудовой договор); 2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; 3) другие лица при условии уплаты ими (или за них) страховых взносов на ОСС.

    Страхование базируется на идее разложения риска между всеми участниками ОСС.

    За счет взносов создается денежный фонд, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.

    Государственное (обязательное) социальное страхование заключается в разделении ответственности за наступление социального страхового риска между работодателями, работниками и другими занятыми лицами, подлежащими ОСС, и государством.

    Обеспечение по ОСС (страховое обеспечение) – исполнение своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Основание для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу – наступление документально подтвержденного страхового случая.

    Социальный страховой риск - предполагаемое событие , при наступлении которого осуществляется ОСС.

    Виды социальных рисков : 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

    Страховой случай свершившееся событие , с наступлением которого возникает обязанность страховщика (страхователей – в отдельных случаях, установленных ФЗ) осуществлять обеспечение по ОСС.

    Перечень страховых случаев: 1) достижение пенсионного возраста – страховая пенсия по старости; 2) наступление инвалидности – страховая пенсия по инвалидности 3) потеря кормильца – страховая пенсия по случаю потери кормильца4) заболевание5) травма6) несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание7) беременность и роды8) рождение ребенка (детей)9) уход за ребенком в возрасте до полутора лет10) другие случаи, установленные ФЗ о конкретных видах ОСС

    Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

    1) оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

    2) пенсия по старости;

    3) пенсия по инвалидности;

    4) пенсия по случаю потери кормильца;

    5) пособие по временной нетрудоспособности;

    6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;

    7) пособие по беременности и родам;

    8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

    9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

    11) единовременное пособие при рождении ребенка;

    12) социальное пособие на погребение.

    Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

    1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

    2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком;

    3) у страховщика - с момента регистрации страхователя;

    4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

    5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.

    Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осуществляет управление системой обязательного социального страхования.

    Субъекты ОСС (участники отношений по ОСС): 1) страхователи - организации любой ОПФ, а также граждане, обязанные в соответствии с ФЗ о конкретных видах ОСС уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения (также органы исполнительной власти и ОМСУ, обязанные в соответствии с законами о конкретных видах ОСС уплачивать страховые взносы); 2) страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с ФЗ о конкретных видах ОСС для обеспечения прав застрахованных лиц по ОСС при наступлении страховых случаев;

    3) застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по ОСС возникают в соответствии с ФЗ о конкретных видах ОСС.

    Застрахованные лица имеют право:

    1) на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении;

    2) на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде;

    3) на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием;

    4) на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей;

    5) на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство Российской Федерации.

    Застрахованные лица обязаны:

    1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования;

    2) уплачивать страховые взносы, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Страховщики имеют право:

    1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;

    2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации;

    4) взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    5) предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;

    6) осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определяемых федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    7) обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

    Страховщики обязаны:

    1) подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;

    2) обеспечивать сбор страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами;

    3) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

    4) обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    5) контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;

    6) осуществлять учет уплачиваемых страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами;

    7) осуществлять регистрацию страхователей в случаях, предусмотренных федеральными законами;

    8) осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков, осуществлять в целях обязательного социального страхования информационное взаимодействие и взаимную сверку достоверности сведений, представленных для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц, путем заключения соответствующих соглашений;

    9) бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным организациям информацию о своей деятельности, за исключением информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и порядок передачи которой устанавливается законодательством Российской Федерации;

    10) бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.

    Страхователи имеют право:

    1) участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием;

    2) вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования страховщикам и в Правительство Российской Федерации;

    3) бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;

    4) участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов;

    5) ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами;

    6) обращаться в суд для защиты своих прав.

    Страхователи обязаны:

    1) встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    2) уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;

    3) представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов;

    4) вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;

    5) предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

    6) выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

    Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах, открываемых территориальным органам Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

    "

    В РФ существует социальное страхование, основы регулирования которого отражены в 165-ФЗ от 16-го июля 1999-го года “Об основах…” (далее – ФЗ № 165), а также в иных ФЗ, регламентирующих отдельные разновидности соцстрахования. При этом основная сущность социального страхования состоит в солидарной ответственности всех участников ОСС – то есть платят взносы все, и выплаты (при наступлении страхового случая) также получают все, кому они положены.

    Что такое социальное страхование

    Определение представлено в стат. 1 ФЗ № 165.

    Там сказано, что под обязательным социальным страхованием понимается такая созданная на государственном уровне система, при которой гарантируется минимизация последствий изменения финансового положения работающих граждан (при отдельных видах страхования, например, ОМС – также и неработающих) в связи с:

    • достижением возраста выхода на пенсию;
    • признанием инвалидом;
    • утерей члена семьи, являвшегося кормильцем;
    • заболеванием или травмой, полученной в ходе ведения трудовой деятельности.

    Социальная и экономическая сторона

    Социальная сущность социального страхования состоит в следующем.

    Каждому человеку от рождения даны определенные права, гарантированные Конституцией. Например, право на получение социального обеспечения по возрасту или по утере кормильца (ст. 39 Конституции РФ).

    Однако, в связи с сущностью рисковой природы человеческого существования, когда невозможно с точной долей уверенности предсказать наступление того или иного события, не каждый гражданин сможет реализовать соответствующие правомочия.

    Для этого государством была создана специальная система, сущность которой – охранять права и законные интересы лиц, оказавшихся без основного источника дохода, в связи со старостью, инвалидностью, травмой или болезнью.

    Экономическая роль социального страхования заключается в перераспределении национального дохода при сборе обязательных платежей (страховых взносов), направлении полученных средств в специальные внебюджетные фонды и последующем распределении средств данных фондов между лицами, имеющими право на страховое обеспечение.

    Основные черты экономической сущности страхования:

    • страховые выплаты осуществляются без дополнительной проверки нуждаемости в доходе – при наступлении страхового события и при отнесении гражданина к категории застрахованных лиц;
    • , в отличие от других видов, является некоммерческим, то есть не имеет своей основной целью извлечение прибыли;
    • существует принцип эквивалентности между индивидуальным вкладом участника системы и размером выплат при страховом случае – например, пенсия по старости зависит от индивидуального пенсионного коэффициента, который, в свою очередь, формируется в зависимости от размера уплаченных страховых взносов за весь период жизни.

    Механизм

    Сущность механизма ОСС в РФ заключается в взаимодействии между всеми субъектами, а именно:

    • внебюджетными фондами, занимающимися перераспределением средств;
    • страхователями (работодателями);
    • застрахованными лицами (работниками).

    Важно! Каждый субъект ОСС обладает определенным набором прав и обязанностей, исчерпывающий перечень которых представлен в ст. 10 – ст. 12 ФЗ № 165.

    Система ОСС действует следующим образом:

    • страхователи (работодатели) ежемесячно отчисляют страховые взносы в порядке, установленном Главой 34 НК РФ (в процентах от заработной платы гражданина);
    • эти взносы, а также иные источники (например, доходы, полученные от инвестирования свободных средств), формируют бюджет внебюджетного фонда на очередной календарный год;
    • у какого-либо застрахованного лица возникает страховой случай – например, выход на пенсию;
    • внебюджетный фонд выплачивает застрахованному лицу страховое обеспечение в порядке, на условиях и с периодичностью, установленными специальным ФЗ о конкретных форме и виде соцстрахования, за счет фондовых сумм, сформированных на принципах солидарности и взаимной ответственности всех участников системы ОСС.

    Принципы и функции соцстрахования

    Сущность главных принципов указывается в ст. 4 ФЗ № 165:

    • обязательность – страховые взносы должны уплачиваться работодателями за всех работников;
    • доступность – любое застрахованное лицо может получить страховые выплаты при наступлении страхового случая;
    • надзор и контроль со стороны государства;
    • автономность и независимость системы от внешних факторов, включая геополитическую и экономическую ситуацию в стране;
    • участие субъектов системы в соцстраховании осуществляется на принципах паритетности и равенства;
    • устойчивость системы – количество застрахованных лиц примерно одинаково год от года, ставки страховых взносов известны заранее и др.

    Не только принципы, но также и функции соцстрахования формируют его сущность:

    • социальная;
    • перераспределительная;
    • накопительная;
    • регулятивная и др.

    Обязательное и добровольное страхование

    Страхование может осуществляться в следующих формах: форме добровольного и форме обязательного страхования (ст. 927 ГК РФ).

    Основные отличия указанных видов заключаются в:

    • отражает свою сущность – оно действительно обязательно, а вот страхование жизни и здоровья (например, при оформлении кредита) оформляется гражданином на добровольных началах;
    • при обязательной страховке существует универсальный перечень страховых рисков, при добровольной же риски определяются по соглашению страховщика и страхователя;
    • страховые взносы по обязательному страхованию утверждаются государством, страховая премия по добровольному – страховой компанией.

    Роль и значение в рыночной экономике

    В современной экономической системе реализация сущности механизма социального обеспечения, который имел место во времена СССР, невозможна по объективным причинам, в частности из-за того, что государство имеет ограниченные полномочия по вмешательству в экономический сектор. Соответственно, при рыночной экономике возможно только социальное страхование.

    Само понятие обязательного социального страхования – ОСС – уже раскрывает его роль, сущность и значение в экономике рыночного типа:

    • предоставление дополнительного стимула для экономического развития субъектов предпринимательства, в сущности, из-за снижения отчислений в собственные страховые фонды, занимающиеся перераспределением средств между их участниками (за счет ликвидации последствий страховых рисков государственными внебюджетными фондами);
    • способствование появлению новых сфер деятельности, новых рабочих мест, снижению безработицы;
    • обеспечение непрерывности и сбалансированности производственного процесса;
    • формирование дополнительной отрасли экономики со значительным оборотом денежных средств от общего объема ВВП страны.

    Обязательное соцстрахование в России

    Сущность обязательного соцстрахования в РФ и его виды:

    • пенсионное – работодатели ежемесячно платят за своих работников 22 % от заработной платы, чтобы впоследствии была назначена пенсия по старости, инвалидности или утере кормильца;
    • – осуществляется из средств бюджета ФОМС, формируемого за счет взносов работодателей по ставке 5,1 % с заработной платы (медстрахование распространяется также и на неработающих граждан);
    • на случай болезни и материнства – распространяется на работающих лиц, а также на ИП и самозанятых – если таковые в добровольном порядке заключат договор с ФСС; взносы платятся по тарифу 2,9 % от зарплаты, из них формируется бюджет ФСС, из которого делаются выплаты: больничные пособия, по беременности и родам, по уходу за ребенком;
    • на случай трудовых травм и заболеваний – при получении травмы или возникновении заболевания на рабочем месте работнику гарантируется ежемесячное или единовременное денежное обеспечение.

    Страховщиками по вышеуказанным видам страхования являются внебюджетные фонды:

    • ФОМС – по медстрахованию;
    • ПФР – по пенсионному;
    • фонд ФСС РФ – сразу по двум видам – на случай болезни, материнства и на случай производственных травм.

    Вышеуказанные фонды осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными актами, регламентирующими сущность их деятельности. Например, для ФСС такой НПА – это Постановление Правительства № 101 от 12-го февраля 1994-го года “О Фонде…”. А для ПФР – Постановление ВС РФ № 2122-1 от 27-го декабря 1991-го года. Основная обязанность страховщиков (фондов) – это заниматься управлением средствами ОСС (ч. 5 ст. 13 ФЗ № 165).

    Внимание! Средства ОСС имеют целевую направленность. Должностные лица фондов, допустившие нецелевое использование средств, несут ответственность (ч. 2 ст. 19 ФЗ № 165).

    Бюджеты формируются не только из страховых взносов, но еще и из (ст. 17 ФЗ № 165):

    • межбюджетных трансфертов (в случае нехватки средств фондов – ч. 1 ст. 24 ФЗ № 165);
    • денежных средств, полученных страховщиками в результате предъявленных регрессных требований к причинителям вреда;
    • доходов от инвестирования;
    • штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату взносов;
    • прочих источников, не запрещенных нашим законодательством.

    Итак, социальное страхование защищает граждан нашей страны и предоставляет им возможность в старости, при болезни или инвалидности получать денежные средства за счет ранее внесенного вклада в систему ОСС.

    Уважаемые читатели нашего сайта! Если понравился материал, то обязательно ставим лайки, делаем репосты и оставляем комментарии.

    А любые невыясненные вопросы относительно сущности данной тематики можно задать нашему дежурному юристу в чате – 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

    социальный страхование беларусь

    Социальное страхование: понятие, виды, принципы организации

    Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам .

    Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Республики Беларусь социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

    Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

    Основными принципами государственного социального страхования являются:

    обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования;

    распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

    гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

    равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

    дифференциация условий назначения пенсий, пособий, других выплат по государственному социальному страхованию и их размеров;

    участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием.

    Субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.

    Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Страхователи - организации любой организационно - правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с государственными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи), а в отдельных случаях, установленных законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального.

    Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

    Застрахованные лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

    Видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание; 4) материнство; 5) инвалидность; 6) наступление старости; 7) потеря кормильца; 8) признание безработным; 9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении .

    При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с государственными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Система социального страхования может быть как государственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц.

    Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств. Образование фондов государственного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население. Вместе с тем указанные распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования - наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторичное -- при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников. По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

    пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет;

    пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

    пособиями:

    по болезни и временной нетрудоспособности; беременности и родам;

    безработице;

    в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста;

    * на погребение;

    выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением. В Республике Беларусь формирование фонда денежных средств для выплаты пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями переведено с 01.01.2004 г. в сферу рискового страхования (так называемого страхования «не жизни»). В соответствии с Декретом Президента от 30.07.2003 г. № 18 в республике введено обязательное страхование данных случаев и заболеваний, распространяющееся на всех нанимателей. Оно касается как работников, так и лиц, работающих по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя, выполняющих работу на основе членства в организации и проходящих стажировку. Организация данного вида страхования возложена на унитарное государственное предприятие «Белгосстрах». Субъект хозяйствования не может открыть расчетный счет либо получить со счета средства на выплату заработной платы без предъявления справки, подтверждающей регистрацию в отделениях «Белгосстраха» в качестве страхователя и уплату страховых взносов. Уплата взносов должна производиться из фонда оплаты труда страхователя. При этом тарифы дифференцируются по отраслевому признаку и сфере деятельности. Право на страховые выплаты приобретается при условии уплаты страховых взносов в соответствующие фонды социальной защиты или «Белгосстрах». Страховыми случаями, с наступлением которых назначаются выплаты, являются: болезнь и временная нетрудоспособность; беременность и роды; рождение ребенка и уход за ним до достижения им установленного законодательством возраста; инвалидность; достижение пенсионного возраста; утрата кормильца; потеря работы; смерть застрахованного или члена его семьи; производственные травмы и профессиональные заболевания.

    Негосударственное социальное страхование осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями. Граждане и наниматели могут за счет собственных средств заключать договоры дополнительного социального страхования, в которых определяются условия, размеры и порядок страховых взносов (премий) и получения выплат. Государство в этом случае не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховых организаций. К рискам, от которых страхуют человека в рамках системы социального страхования западноевропейских стран, относятся: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, безработица, несчастный случай на производстве. Исходя из этого, система социального обеспечения подразделяется на направления: а) страхование больничное (медицинское), т.е. от риска заболеваний; б) страхование по старости, или пенсионное; в) страхование от безработицы; г) страхование от несчастных случаев; д) страхование по уходу за престарелыми и инвалидами.

    Социальное страхование занимает ведущее место в системе защиты населения. Зарубежный применения и развития различных форм социального страхования, результативные исследования наших ученых позволяют выделить его основные организационно-правовые формы, которые можно осуществить по следующим основным признакам:

    установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика;

    степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования;

    уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.

    С учетом этих признаков выделяются обязательное и добровольное социальное страхование, состав форм и видов первого из них представлен на рис. 1.1.

    Рисунок 1.1 - Состав форм и видов обязательного социального страхования

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!