Все для предпринимателя. Информационный портал

Общая экономико-географическая характеристика стран азии. Зарубежная Азия: общая характеристика

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Господство обычаев и обычного права обусловило особый характер государственноправового строя азиатских стран. Вместе с тем встречалось немало писаных законов в том числе актов индийского Кампучия и китайского Китай Вьетнам Корея происхождения и в этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права. Например первым законодательным памятником монгольского права был Яса потюркски помонгольски дзасак закон постановление запрет наказание Чингисхана 1291 г.

Основные черты развития государства и права в странах Азии

В первый, доколониальный период в этих странах среди источников права центральное место занимало обычное право. Государство со своей стороны также воздействовало на обычаи, санкционируя те из них, которые ему были выгодны. Господство обычаев и обычного права обусловило особый характер государственно-правового строя азиатских стран. Существование обычаев создавало партикуляризм в праве. Например, характерная черта правовой жизни Вьетнама состояла в том, что многие общественные отношения, особенно те, которые непосредственно не затрагивали интересы централизованного государства, находились вне сферы правового регулирования. На эти отношения сильное влияние оказывали традиции и обычаи сельских общин: «в пределах деревни веление короля уступает место обычаю общин», «у государства свое право, а у общин свои правила». Вместе с тем встречалось немало писаных законов, в том числе актов индийского (Кампучия) и китайского (Китай, Вьетнам, Корея) происхождения, и в этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права. Например, первым законодательным памятником монгольского права был «Яса» (по-тюркски, по-монгольски – дзасак – закон, постановление, запрет, наказание) Чингисхана 1291 г., в котором были кодифицированы обычаи, существовавшие в монгольском обществе. «Яса» содержал нормы государственного, административного (налоги, повинности), уголовного, гражданского права. «Великая Яса» Чингисхана служила основой для управления завоеванными странами.

Второй кодификацией монгольского права стали «Их цааз» (Великое уложение), или монголо-ойратские законы 1640 г., за которыми последовала «Халха Джирум» 1709 г. Они юридически закрепляли сложившиеся в монгольском обществе общественные отношения и отражали степное право, получившее санкцию закона. В последующие годы в Монголии постепенно внедрялись законы, изданные маньчжурскими властями, в частности так называемое Уложение китайской палаты внешних сношений 1815 г.

Вьетнамское государство за свою почти тысячелетнюю историю четырежды осуществляло крупные кодификации законодательства (1042, 1244, 1483, 1815 гг.). Первые вьетнамские правовые тексты, известные как кодекс Хонч Дук и кодекс Гиа-Лонга, показывают, что вьетнамские тексты являются китайскими по происхождению, концепции и в деталях, однако в них инкорпорированы специфические местные элементы права. Эти правовые тексты описывают естественный и специальный порядок, основу которого составляют не законность, а скорее этико-моральные установки. Свод законов Зялонг, итог последней кодификации, представлял собой закон сугубо уголовно-правового характера. Французские колонизаторы использовали его без какого-либо изменения вплоть до конца 30-х годов XX в.

Правовая система Кампучии основывалась на индийском образце. Все доколониальные кампучийские правовые тексты, такие, как «Явы», «Джая Паттра», Хартия о налогах и земле и книга законов «Явы и Бали», свидетельствуют о том, что они большей частью копировали индийские тексты, но начиная с XIV в. – с тенденцией к возрастанию удельного веса местных элементов.

Средневековое кхмерское право было преимущественно казуальным и даже царские указы не имели обязательной силы для последующих правителей. В судопроизводстве пользовались также индийскими дхармашастрами. Для наказания преступников камбоджийская юриспруденция прибегала к исключительно жестоким мерам. Одним из серьезных нарушений закона считалось присвоение или порча чужой собственности. Широкое распространение получил «божий суд». Процедура расследования и суда была чрезвычайно громоздкой, медленной и бюрократической. В семейном праве прослеживалось существование правила гипсргамии, воспрещающего женщинам брак с мужчинами более низкого, чем у них, сословия. По обычному праву кхмеров власть и главенство в семье принадлежали мужчине, вплоть до права продажи жены и детей. Как правило, семья была моногамной.

Таким образом, основные черты права и множество юридических традиций азиатских стран, несмотря на их многовековые тесные культурные контакты с Китаем и Индией, вполне самобытны и всегда сохраняли свою собственную, чрезвычайно своеобразную индивидуальность. Испытывая влияние китайского права, эти страны в то же время и сами оказывали на Китай определенное влияние. Например, выработанный в Монголии «Яса» Чингисхана, построенный в основном на китайских правовых нормах, в то же время испытал на себе и определенное влияние монгольского права. Так, за кражу скота – типичное преступление у кочевников – в юаньском законодательстве, помимо старокитайских «методов» вроде телесных наказаний, полагался еще и штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота. В случае если похититель не мог внести такой штраф, все его имущество отбиралось, а сам он, его жена, дети и все рабы заточались в тюрьму Штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота, как и тюремное заключение в подобных случаях для жен, детей и т.д., представляет собой типично монгольскую форму наказания.

Взаимовлияние в области права во многом определялось тем, что в разные исторические периоды китайское право оказывало существенное влияние на развитие правовых систем других народностей Азии.

Во второй период французской колониальной оккупации ряд стран из числа рассматриваемых попали в колониальную зависимость

от Франции. Степень влияния французского права на правовые системы государств Юго-Восточной Азии прежде всего зависела от формы колониальной зависимости. С этой точки зрения они подразделялись на страны, находящиеся под французским суверенитетом (Кохин-Хина, Лаос), и страны под протекторатом – Камбоджа, Аннам, Тонкий. Вместе с тем следует отметить, что различия между той или другой группой стран касались в основном судоустройства, статуса жителей и земельного законодательства. Французская колониальная администрация стремилась кодифицировать право Лаоса, Камбоджи, Тонкина, а в Аннаме вплоть до 1930 г. сохранялись весьма оригинальные формы юридической администрации и права.

В результате многовекового влияния конфуцианства, а затем господства колонизаторов в азиатских странах в сознании различных слоев их населения укоренилось в целом негативистское отношение к праву, которое в отличие от Запада не рассматривалось как опора социального строя, а выступало в основном как орудие устрашения.

В Европе все имущественные отношения связывались с правом собственности, и быстро развивалось частное право, основу которого и составляют имущественные отношения. В Азии право получило преимущественно публично-правовое развитие и сводилось в первую очередь к административной регламентации с жестко фиксированными обязанностями, строгой уголовной ответственностью.

По конфуцианской модели мораль, а не право является первоосновой общественной жизни, а управлять должны люди, а не законы. Право в этой модели – лишь репрессивное орудие, а следовательно, нежелательное зло.

В отличие от конфуцианства легизм отводил закону первостепенное значение. Закон был объявлен важнейшим орудием государственного управления, но имелся в виду уголовный, репрессивный закон. Таким образом, под влиянием и конфуцианства, и легизма в жизни азиатских обществ прочно укоренился «юридический негативизм».

Становление правовых норм социалистических государств Азии характеризовалось рядом специфических черт, обусловленных особенностями исторического, экономического, политического и правового развития.

В азиатских социалистических странах в отличие от европейских старое законодательство было отменено сразу. Например, в КНР в результате победы социалистической революции отменялись все дореволюционные законы. В частности, было принято решение о ликвидации гоминьдановского шестикнижья. В КНДР отмена действия старого права была ускорена тем обстоятельством, что в Корее, как японской колонии, действовало ранее японское право.

В ДРВ декретом от 10 октября 1945 г. было отменено действие старых законов, их разрешалось применять в виде исключения и только в тех случаях, когда они не противоречили принципу независимости и демократии.

На первом этапе развития социалистических государств Азии были созданы конституционные и другие акты, положившие начало новому строю и новой государственной организации. Вместе с тем здесь (за исключением, пожалуй, МНР) достаточно широко применялись обычаи, что объясняется неполным законодательным урегулированием общественных отношений и историческими особенностями развития права этих стран. Особенно широкой сфера применения обычая была в районах, населенных нацменьшинствами.

Существенна была и роль судебной практики и вообще правоприменительной и правоохранительной деятельности по созданию многих важных положений и понятий правовых систем социалистических государств Азии, которые позже легли в основу принятых кодификационных законодательных актов. В условиях, когда законодательство не было кодифицировано, руководящие разъяснения судебных инстанций имели немаловажное значение.

Позже в развитии правовых систем социалистических стран в Азии появились значительные различия. Так, в Монгольской Народной Республике правовая система была близка к модели европейских социалистических стран.

На развитие права в Социалистической Республике Вьетнам повлияла долголетняя война. Особенность развития правовой системы Вьетнама, как и Кореи, заключалась еще и в том, что оно происходило в условиях раскола этих стран. Только после объединения двух частей СРВ сложились условия для создания единой правовой системы.

Проблема совершенствования законодательства в азиатских социалистических странах имела большую актуальность. В ряде стран приняты новые конституции (в КНДР, СРВ, КНР). В МНР в действующую конституцию внесены существенные изменения. Процесс совершенствования законодательства социалистических государств Азии происходил главным образом путем кодификации.

Следует отметить, что кодификация как форма совершенствования законодательства в азиатских социалистических государствах находится на начальном этапе. Правда, после принятия в этих странах новых конституций процесс кодификации был более планомерным. Эту тенденцию можно проследить на примере последней Конституции СРВ. Она дала мощный импульс совершенствованию законодательства страны. Всего за период 1981–1985 гг. было принято 43 нормативных акта, в том числе УК, КЗоТ, Указ о порядке землепользования, законы о местных органах власти, о гражданстве, об обеспечении общественной безопасности и др.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64991. ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ 35.5 KB
Цель спецкурса: на основе анализа археологических материалов познакомить слушателей с основными аспектами истории культуры зоны степей между Иртышом и Дунаем в монгольскую эпоху. Курс охватывает период между...
64993. Родословные легендарных потомков Огуз-кагана по спискам Махмуда Кашгари, Рашид ад-Дина и Абу-л-Гази хана Хивинского 55 KB
В древности слова туркмен (туркман) не было; все кочевые племена, по внешнему виду похожие на тюрков, называли обобщено тюрками, но у каждого племени было определенное имя и прозвище. В то время когда эти племена Огуза пришли из своих областей в страны Мавераннахра...
64996. О татарах, монголах и о том, как Темучин стал Чингисханом 122.5 KB
Не в последнюю очередь он видимо вызван тем что в 2006 году исполняется восемьсотлетие образования первого монгольского государства у истоков которого стоял Чингисхан.
64998. ИМЯ ЧИНГИСХАНА В ТАНГУТСКОЙ ПЕСНЕ 69.5 KB
Последний поход Чингисхана против тангутов 1226-1227 оказался роковым для обеих сторон согласно источникам Чингисхан умер на территории тангутского государства в августе 1227 г. Однако среди разноязычных источников описывающих жизнь и смерть Чингисхана нет текстов на тангутском языке.

Буржуазные авторы утверждают, будто бы к началу нового времени народы Азии и Африки находились в состоянии неподвижности и застоя, были уже не способны к какому бы то ни было прогрессивному развитию без вмешательства цивилизованной Европы. Но история народов Востока, создавших высокоразвитуюматериальную и духовную культуру, опровергает эти измышления.

Естественно, что темпы социально-экономического развития отдельных стран и народов в силу разного рода причин были неодинаковыми. На одних этапах истории одни страны достигали ведущего положения, на других -- другие, но это никогда не было привилегией каких-то «избранных» народов.

Так, неодинаковыми темпами шло социально-экономическое развитие различных народов самой Европы. Раньше, чем в других странах, капиталистический уклад сложился в итальянских городах и в Нидерландах. К началу нового времени Англия стала страной с наиболее развитыми капиталистическими отношениями. Когда в Англии победила буржуазная революция, в большинстве других стран Европы господствовали феодально-абсолютистские порядки.

Еще больше различий наблюдалось в уровне социально-экономического развития в Азии и Африке. В то время как Индия, Китай, Япония были уже развитыми феодальными государствами, в Афганистане, например, господствовал племенной строй, а многие народы Тропической и Южной Африки находились на различных ступенях первобытнообщинного строя.

Для докапиталистических формаций с их низким уровнем развития производительных сил были характерны относительно медленные темпы развития экономики и изменений социально-экономических отношений. В то время не могла иметь и не имела решающего значения разница в уровне и темпах социально-экономического развития стран Европы и стран Азии и Африки. Но с выходом на арену исторической деятельности нового класса -- буржуазии -- положение изменилось Не удивительно, что и различие в уровне и темпах социально-экономического развития передовых стран Европы и стран Азии и Африки приобрело существенное значение лишь в период становления нового общественно-экономического строя -- капитализма. Именно тогда начала отчетливо выявляться относительная отсталость стран Востока.

В то время как в передовых государствах Европы сравнительно быстро формировался капиталистический уклад и создавались необходимые предпосылки для победы и утверждения капитализма, во многих странах Азии и Африки этот процесс еще не начался, в других спорадические зачатки капиталистических отношений развивались крайне медленно.

Советские историки уделяют много внимания проблемам, связанным с определением уровня социально-экономического развития стран Азии и Африки накануне колонизации, особенностям генезиса капиталистического уклада в этих странах. Большинство исследователей отвергают однозначные ответы на -вопрос о причинах, задержавших формирование капиталистического уклада в странах Азии и Африки, подчеркивая влияние и взаимодействие комплекса различных факторов. В ряде стран Востока господствующей формой феодальной собственности на землю была государственно-феодальная собственность; сохранялась, как, например, в Индии, замкнутая деревенская община, покоившаяся на соединении сельского хозяйства и ремесла. В большинстве стран Азии город не имел столь тесных экономических связей с деревней, как это было в средневековой Европе. В некоторых случаях развитые феодальные государства Востока отбрасывались вспять в результате нашествий кочевников или завоеваний более сильным противником, особенно если опустошительные войны приводили к разрушению ирригационных систем, которые играли важную роль в хозяйственном развитии многих стран Востока. Одним из факторов, задерживавших формирование капиталистического уклада, было ростовщичество. Само собой разумеется, отсутствовали предпосылки появления капиталистического уклада у народов, которые только еще осуществляли переход от первобытнообщинного строя к феодализму или переживали ранние стадии феодальной формации. Развитие народов Африки было на длительное время задержано работорговлей.

Вследствие воздействия этих факторов к началу нового времени даже в наиболее развитых странах Востока -- Индии, Китае, Японии -- появляются лишь спорадические элементы капиталистических отношений: зарождается мануфактура, наблюдается подчинение мелкого товарного производства скупщику.

Хотя вопросы экономического развития отдельных стран Востока на рубеже нового времени еще слабо исследованы, но сам факт возникновения спорадических элементов капиталистических отношений в передовых странах Азии и Африки является бесспорным. Естественное развитие стран Азии и Африки, хотя и намного медленнее, чем это происходило в Западной Европе, должно было вести к созданию капиталистического уклада и замене в конечном счете феодальных производственных отношений капиталистическими. Но этот едва только начавшийся процесс был нарушен вторжением колонизаторов.

Победа капитализма в передовых странах Европы создала предпосылки для быстрого роста производительных сил и технического прогресса. Армии и военно-морские флоты капиталистических держав, оснащенные новым оружием, получили неизмеримое превосходство над вооруженными силами стран Востока. При помощи пушек державы Запада подчиняли Азию и Африку. Вторжение иностранных колонизаторов, порабощение народов иностранным капиталом подорвало прогрессивные тенденции социально-экономического развития стран Азии и Африки, стало главной и решающей причиной закрепления и усиления их экономической и культурной отсталости в новое время.

Страны Востока были насильственно включены в орбиту мирового капиталистического хозяйства как его аграрно-сырье-вой придаток. Конечно, вторжение колонизаторов в афро-азиатские страны дало известный толчок их социально-экономическому развитию, но капиталистические отношения развивались в Азии и Африке уродливо и однобоко, главным образом в тех формах и пределах, которые соответствовали экономическим потребностям колонизаторов. При этом, однако, неизбежным было и формирование там своего, национального капитализма, но колониальный гнет и феодальные пережитки крайне затрудняли его развитие.

Что именно вторжение колонизаторов и колониальная эксплуатация явились решающей причиной закрепления отсталости стран Востока в новое время, ярко подтверждается историей Японии. В средние века и в начале нового времени Япония по социально-экономическому развитию не отличалась принципиально от других передовых государств Азии. В дальнейшем она, как и другие азиатские страны, стала объектом колониальной агрессии. Под угрозой американских пушек эта страна была открыта для вторжения иностранного капитала. Однако в силу ряда причин внутреннего и международного порядка колонизаторы не смогли укрепиться в Японии. Она оказалась единственной страной Азии, которая в капиталистическую эпоху смогла выбиться на путь самостоятельного развития и в дальнейшем стала одной из империалистических держав.

Создание колониальной системы началось на заре капиталистической эры, когда шло так называемое первоначальное накопление капитала и складывались предпосылки перехода от феодальной к капиталистической социально-экономической формации. По мере утверждения капитализма, развития промышленности в капиталистических странах все новые и новые народы Азии и Африки становились объектами колониального порабощения, а к концу XIX -- началу XX в. все страны Азии и Африки, за исключением Японии, были превращены мировым капитализмом в колонии и полуколонии. Таким образом, ко времени завершения территориального раздела мира между капиталистическими державами и превращения домонополистического капитализма в империализм полностью сложилась и колониальная система империализма.

До Второй мировой войны в колониях и подмандатных территориях проживало около одной трети населения Земли, колониальные владения занимали примерно треть ее суши. Такая же доля населения приходилась на полуколониальные страны. Разгром Японии, которая захватила обширные районы Китая и страны Юго-Восточной Азии, и фашистских Германии и Италии создании благоприятные предпосылки для национального освобождения народов колониальной периферии в Азии и Африке. Процесс деколонизации растянулся на ряд десятилетий. В Азии главные события произошли в первое послевоенной десятилетие. Поражение Японии подняло на освободительную борьбу народы Индокитая, Бирмы, Малайи, Индонезии, которые провозгласили свою независимость при известии о разгроме Японии. Красная Армия, ликвидировав квантунскую группировку японских войск, помогла Китаю изгнать японских оккупантов. Обрели свободу и Филиппины.

Германия, Италия и Япония в итоге поражения во Второй мировой войне лишились не только своих колоний и империй, но и части своих территорий. Страны-победительницы тоже утратили свои колониальные владения, хотя каждая из метрополий старалась не допустить этого. Однако процесс перемен в жизни народов колоний был необратим. Не только потому, что были даны обещания и до войны и, особенно в годы войны предоставить самоуправления или независимость и их надо было выполнять. В колониях окрепли национально-освободительные движения во главе с национальными лидерами. Бремя управления и сохранения колоний стало непосильным даже для Великобритании. К тому же и США, и СССР, исходя из разных позиций, выступали против возвращения к колониальному прошлому. Атмосфера в мире после победы над фашизмом не оставляла надежд на сохранение прежнего колониализма.

Важнейшим событием в процессе деколонизации было предоставление независимости крупнейшим азиатским странам - Индии и Пакистану. Англичанам не удалось сохранить колонию на довоенных условиях самоуправления. Во время войны лидеры Индийского национального конгресса отказались сотрудничать с англичанами. Развернулось и мусульманское движение за создание своего государства. Восстание на индийском флоте в 1946 г. подтолкнуло Англию к окончательному решению. В августе 1917 г. Индия и Пакистан получили долгожданную независимость.

В азиатских владениях попытки восстановить английское колониальное управление натолкнулись на сопротивление партизан. Подавив партизанское движение в Малайе, англичане, тем не менее, вынуждены были передать власть умеренным националистам в 1957 г. В Бирме, где во время оккупации японцы создали марионеточное правительство, имелись свои вооруженные силы, и Англия даже не пыталась восстанавливать колониальный режим. В 1968 г. Англия объявила об уходе из своих бывших владений и военных баз в Азии к востоку от Суэца.

Мучительно рассталась Франция с дальневосточной частью империи. Война во Вьетнаме (1946-1954) завершилась тяжелым поражением и капитуляцией армии под Дьенбьенфу. Североафриканские колонии тоже стали проблемой для Франции. В 1956 г. Марокко и Тунис получили независимость. В Алжире война с повстанцам продолжалась восемь лет - до 1962 г.

Прежние итальянские колонии сначала были взяты под опеку ООН. В 1951 г. Ливия и в 1960 г. Сомали стали независимыми.

Самой нестабильной частью бывшей колониальной периферии был и останется Ближний Восток. Ряд арабских государств возник там после распада Османской империи: Ирак в 1932 г., Египет в 1936 г., хотя Великобритания почти на два десятилетия сохранила там свое военное присутствие. В 1945-1946 гг. Франция отказалась от мандата на Сирию и Ливан. Тогда же и Англия отказалась от Трансиордании.

Неразрешимой проблемой на Ближнем Востоке стало будущее палестинского мандата, предоставленного Великобритании Лигой Наций еще в 1920 г. Арабские националисты рассматривали Палестину как арабскую землю. Между тем известная Декларация Бальфура (1917) обещала создание еврейского «национального очага» в Палестине. И арабские, и еврейские националистические организации стали прибегать после войны к актам террора, и Англия обратилась в ООН с предложением об отмене мандата. Резолюция ООН предусматривала создание в Палестине арабского и еврейского государств. В 1948 г. Англия, подвергаясь непрестанным нападкам с двух сторон, вывела свои войска. Тогда же было создано еврейское государство Израиль. Арабское государство создано не было. Более того, фактически в Палестине началась гражданская война. Израиль захватил сектор Газа, а Трансиордания присоединила Западный берег. Таким образом, как бы исчезло пространство, которое могло бы стать территорией арабского государства. Из Палестины в Ливан, Сирию и Трансиорданию бежали свыше 600 тыс. арабов. Арабские государства заявили, что они никогда не признают государство Израиль.

В последующие десятилетия произошло несколько арабо-израильских войн. Израиль опирался на поддержку США и западных стран. СССР поддерживал арабские страны. В 1964 г. возникла Организация освобождения Палестины. Однако среди арабских стран не было достаточно согласованных действий, что предопределило поражение арабов в так называемой Семидневной войне 1967 г. Израиль оккупировал Западный берег и Голанские высоты. В Иорданию и Ливан снова бежало более 600 тыс. арабов, свыше миллиона оказалось на оккупированных землях. В 1970 гг. взаимные ссоры и военные конфликты среди самих арабских стран не способствовали решению проблем в регионе. Сталкивались арабский национализм и мусульманский фундаментализм, христиане и мусульмане. Среди мусульман не прекращались столкновения сторонников двух ветвей религии - суннитов и шиитов. Воинствующие мусульмане объявили джихад (священную войну) против Израиля, став на путь терроризма. Поиски решения палестинской проблемы продолжаются несколько десятилетий. Ситуация усложняется тем, что и в Израиле нет единого подхода к справедливым требованиям арабов о праве на организацию своего «национального очага».

Деколонизация в Африке . Африка несколько позднее освободилась от колониализма, чем другие страны. В Северной Африке в районе Средиземноморья трудно решала свои проблемы Франция. В 1956 г. французское правительство признало независимость Марокко и Туниса, однако из Алжира, где было около миллиона французов, пришлось уйти после восьмилетней войны с повстанцами Фронта освобождения Алжира (1954-1962).

Решающие события, в процессе деколонизации Африки, произошли в 1960 г. который был назван «годом Африки». В присахарской «тропической» Африке, где французские и английские владения занимали особенно большие территории, в основной вначале 1960-х гг. образовалось около 45 независимых государств. Позднее, после свержения авторитарного режима в Португалии в 1974 г., Ангола и Мозамбик фактически сами завоевали свою независимость. Последней из крупных стран на юге континента обрела свободу Намибия в 1990 г.

Деколонизация Африки и проходила в обстановке международных, внутриафриканских, межгосударственных, расовых и межплеменных конфликтов. В большинстве новых государств у власти оказались военные диктатуры (примерно половина из числа государств тропической Африки) или авторитарно-монархические режимы (примерно треть общего числа), и лишь в нескольких государствах правящие партии были более или менее терпимы к политической оппозиции.

В Африке насчитывается несколько миллионов беженцев, спасающихся от авторитарно-монархических режимов, религиозных и межплеменных конфликтов и междоусобиц.

В 80-е гг. африканское население составляло примерно 10 % населения мира, однако на этот регион приходится только 1% промышленного производства. Всеобщая бедность и роскошь малочисленной элиты усугубляются ростом численности населения. Ежегодное увеличение числа горожан примерно на 6-7 % обостряет массовую безработицу. Общий рост народонаселения вдвое превышает прирост производства. Трудная проблема Африки - быстрорастущая задолженность. Только за период 1950-1982 гг. внешние долги Африки возросли с 6 до 32 миллиардов долларов.

Возникновение около сотни новых государств на прежней колониальной периферии имеет огромное историческое значение. Эти государства стали важным фактором в мировой политике. Они составляют примерно две трети государств - членов ООН. Еще большее значение деколонизация имеет для развития человеческой цивилизации в глобальном масштабе. Превращение бывшей колониальной системы независимых государств качественно изменило вектор исторического развития Азии и Африки. У народов независимых государств появилась возможность самостоятельного развития, более того, возможность модернизации и выбора пути развития с учетом национальных традиций и культурно-цивилизационных особенностей. Застойность, неподвижность экономических архаических структур и общественных порядков сменились вариантностью и разнообразием путей общественного развития.

Выбор путей модернизации и культурно-цивилизационные блоки. Существует несколько формулировок понятия «модернизация». Наиболее общая - процесс единого всеобъемлющего структурного изменения общества. Более конкретно и применительно к проблемам Востока имеется широко признанная оценка: «Исторически модернизация - это процесс изменения направления тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVIII по XIX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. - на Южноамериканский, Азиатский и Африканский континенты». Среди азиатских стран только Японии удалось успешно стать на путь модернизации в конце XIX - начале ХХ в. Что касается других стран Азии, и тем более Африки, этот процесс «догоняющего» развития только начался в 70-80-е гг. При этом проявилась зависимость выбора путей развития от культурно-цивилизационных традиций. Выявились мощные культурно-цивилизационные регионы, силу традиций которых не может подорвать никакое влияние Европы. Таких культурно-цивилизационных регионов в Азии и Африке четыре:

  • - Китайско-конфуцианский регион,
  • - Индо-буддийско-мусульманский блок,
  • - Арабо-мусульмаский регион,
  • - Центральная и Южная Африка.

Итоги развития большинства стран «третьего мира» противоречивы. Вопреки пессимистическим прогнозам о застойности и даже прогрессирующем отставании от развитых капиталистических государств, в 50-90- е гг. несколько десятков стран «третьего мира» добились существенных успехов в индустриализации и модернизации экономики и социальной сферы. Речь идет, прежде всего, о группе малых и средних «тигров» (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Турция) и крупных «драконов» (КНР, Индия, Индонезия, Нигерия, Пакистан). В среднем валовой внутренний продукт возрастал в странах «третьего мира» в 1950-1993 гг. на 5,1 %. Страны «третьего мира» почти вдвое обгоняли по темпам развития, ведущие капиталистические страны. Несмотря на трудности, несколько десятков развивающихся стран сумели создать относительно эффективную экономику и социальные структуры.

Во многом эти результаты связаны с форсированной индустриализацией 50 - 70-х гг., с расширением внутреннего потребления и увеличением экспорта товаром и услуг, с изменениями в структуре экономики. При создании условий, стимулирующих квалифицированный, высокопроизводительный труд, энергично использовались традиции и культурно-цивилизационные особенности. Наряду с рыночным механизмом саморегулирования народного хозяйства важную роль в развивающихся странах играли государственное регулирование и решительная поддержка приоритетных сфер хозяйства, мелкого и среднего бизнеса, экспортных отраслей, социальной инфраструктуры.

В 80 - 90-е гг. многие страны «третьего мира» вступили в полосу острых кризисов. Трудности преодолели те из них, которые провели эффективные реформы хозяйственного механизма.

Хотя отставание стран «третьего мира» от стран Запада остается почти десятикратным, имеет место существенный прогресс. В целом по странам «третьего мира» удельный вес населения, живущего за чертой бедности, сократился с 45-50 % в 1960 г. до 24-28 % в 1990 г. Уровень грамотности возрос до 69% в 1993 г. Сократилась детская смертность, а средняя продолжительность жизни выросла почти вдвое, 64-66 лет. Однако, несмотря на неопределенный прогресс, не решены многие социальные проблемы. По-прежнему живущих ниже порога бедности насчитывается свыше 1,2 млрд. человек, в том числе, в том числе в Азии 900 млн., в Африке около 300 млн. человек (половина населения). В 1991 г. на одну пятую часть беднейшего населения мира приходилось всего 1,4% мирового валового продукта.

В последнее десятилетие возникли новые проблемы. В мировой экономике наступила новая фаза, идет процесс перерастания мировых индустриальных производственных сил в научно-технические производственные силы. А это требует со стороны государств «третьего мира» ликвидации неэффективных структур, адаптации традиционных институтов к новым условиям, приватизации и постепенной либерализации основных сфер предпринимательства, совершенствования экономических, социальных, политических и правовых институтов, развития науки.

Зарубежная Азия - регион, который лидирует в мире не только по площади, но и по численности населения. Причем это первенство он держит уже не одно тысячелетие. Страны зарубежной Азии, несмотря на многочисленные свои различия, имеют и ряд общих черт. О них и пойдет речь в данной статье.

Общая характеристика стран зарубежной Азии

Зарубежная Азия - колыбель многих цивилизаций и родина земледелия. Здесь были построены первые в мире города и сделан целый ряд великих научных открытий.

Все страны зарубежной Азии (а всего их 48) занимают площадь в 32 млн квадратных километров. Среди них преобладают крупные государства. Есть и страны-гиганты, площадь каждой из которых превышает 3 млн км 2 (Индия, Китай).

Большинство государств в этом регионе эксперты относят к развивающимся. Только четыре страны из 48 можно назвать экономически развитыми. Это Япония, Южная Корея, Сингапур и Израиль.

На политической карте зарубежной Азии 13 монархий (причем половина из них расположена на Ближнем Востоке). Остальные страны региона являются республиками.

По особенностям географического положения все страны зарубежной Азии делятся на:

  • островные (Япония, Шри-Ланка, Мальдивы и др.);
  • приморские (Индия, Южная Корея, Израиль и др.);
  • внутриконтинентальные (Непал, Монголия, Киргизия и др.).

Очевидно, что страны из последней группы испытывают большие трудности в плане вывода своих товаров на мировые рынки.

Регионы и страны зарубежной Азии

Географы делят зарубежную Азию на пять субрегионов:

  • Юго-Западная Азия - включает в себя все страны на территории Аравийского полуострова, республики Закавказья, Турцию, Кипр, Иран и Афганистан (всего 20 государств);
  • Южная Азия - включает 7 государств, крупнейшие из которых - Индия и Пакистан;
  • Юго-Восточная Азия - это 11 государств, десять из которых являются развивающимися (все, кроме Сингапура);
  • Восточная Азия - включает в себя всего пять держав (Китай, Монголия, Япония, Корея Южная и КНДР);
  • Центральная Азия - это пять постсоветских республик (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения).

Как граничат страны зарубежной Азии? Карта, расположенная ниже, поможет сориентироваться в этом вопросе.

Население и природные ресурсы

Этот регион, благодаря своему тектоническому строению, отличается огромным разнообразием Так, Индия и Китай могут похвастаться значительными запасами угля, железных и Однако самым главным богатством здесь выступает черное золото. Самые крупные месторождения нефти сосредоточены в Саудовской Аравии, Иране и Кувейте.

Что касается условий для развития сельского хозяйства, то в этом плане одним государствам повезло больше, другим - гораздо меньше. Превосходными располагают многие из стран Южной и Юго-Восточной Азии. А вот такие государства, как Сирия или Монголия, представляют собой практически сплошную безжизненную пустыню, где можно развивать лишь отдельные отрасли животноводства.

В пределах региона проживает, по разным оценкам, от 3,5 до 3,8 млрд человек. Это больше половины всего населения Земли. Почти все страны Зарубежной Азии отличаются высокой рождаемостью (так называемый второй тип воспроизводства). Многие государства региона переживают сегодня что влечет за собой продовольственную и другие проблемы.

Этническая структура населения в этом регионе также весьма сложная. Здесь проживают не менее тысячи разных народностей, самые многочисленные из которых - это китайцы, японцы и бенгальцы. По языковому разнообразию данному региону тоже нет равных на всей планете.

Большая часть населения зарубежной Азии (около 66 %) проживает в сельской местности. Тем не менее темпы и характер урбанизационных процессов в этом регионе настолько велики, что ситуацию уже стали называть "городским взрывом".

Зарубежная Азия: особенности экономики

Какова роль современных стран региона в мировой экономике? Все государства зарубежной Азии можно собрать в несколько групп. Здесь есть так называемые (Сингапур, Корея, Тайвань и другие), которые за короткий период времени смогли перестроить свое народное хозяйство и достичь определенных успехов в развитии. Отдельная группа в регионе - это нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ и т. д.), экономика которых полностью держится на этом природном богатстве.

Ни к одной из этих категорий нельзя отнести Японию (самую развитую страну в Азии), Китай и Индию. Все остальные государства остаются слаборазвитыми, в некоторых из них промышленность и вовсе отсутствует.

Заключение

Зарубежная Азия - крупнейший историко-географический регион планеты, в пределах которого зародилась не одна цивилизация. На сегодняшний день здесь насчитывается 48 независимых государств. Они отличаются по размеру, численности населения, государственному устройству, однако имеют и несколько общих черт.

Большая часть государств Зарубежной Азии - это развивающиеся страны с довольно отсталой экономикой. Только четыре из них можно отнести к экономически развитым державам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!