Транзитное углеводородное единение при пустых трубопроводах / Игорь Томберг

Президенты шести стран — участниц Энергетического саммита, который проходил 22-23 мая в Киеве, заявили о создании единого транзитного пространства. В саммите приняли участие президенты Азербайджана Ильхам Алиев, Грузии — Михаил Саакашвили, Эстонии — Томас Хендрик Ильвес, Латвии — Валдис Залтерс, Литвы — Валдас Адамкус и Польши — Лех Качиньский, а также комиссар Европейской комиссии по вопросам энергетики Андрис Пибалгс, вице-президент Республики Болгария Ангел Марин, вице-министр Казахстана Ляззат Киинов, министр иностранных дел Словацкой Республики Ян Кубиш и специальный представитель США Бойден Грей.

По итогам саммита подписан ряд документов, в частности, декларация о принципах глобальной энергетической безопасности, совместное заявление о Каспийско-Черноморско-Балтийском энерготранзитном пространстве и совместное заявление о проекте Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора.

Открывая саммит, В. Ющенко заявил, что его страна намерена взять на себя ведущую роль в обеспечении энергетической безопасности в Европе. Правда, как именно не имеющая запасов углеводородов Украина эту безопасность собирается обеспечить, украинский президент не объяснил. Судя по всему, как обычно, за счет чисто политических деклараций.

Встреча в Киеве – уже третья по счету, на которой центральной темой стал вопрос о диверсификации поставок углеводородов в обход территории России. В качестве главного пути диверсификации поставок предполагалось обсудить проблему наполнения каспийской нефтью трубопровода Одесса – Броды – Плоцк (ОБП).

Украинские источники утверждали, что поставки азербайджанской нефти в направлении границы с Евросоюзом ожидаются уже в июле. Однако по итогам саммита эта информация не подтвердилась. Во всяком случае, участники встречи ничего конкретного по этому поводу не сказали. Украинский президент лишь сообщил, что подписал Указ «Об обеспечении работы нефтепровода Одесса — Броды в проектном направлении». Согласно указу, перевод нефтепровода в аверсный режим должен состояться уже в нынешнем 2008 году.

Ющенко также отметил, что сегодня, пока трубопровод не продлен на польскую территорию до Плоцка, где располагается нефтеперерабатывающий завод, и далее в порт Гданьск, есть возможность прокачивать каспийскую нефть через трубопровод «Дружба», который примыкает к трубе «нефтепровода «Дружба»», для поставок топлива на европейские НПЗ. Заметим, что речь идет о российском нефтепроводе, поэтому вопрос требует согласования с Москвой, которое еще не проводилось.

На саммите также обсуждалась возможность строительства на Украине современного нефтеперерабатывающего комплекса, на который будет поступать каспийская нефть. Но идея реанимации нефтепровода ОБП как альтернативы российским трубам вызывает сомнения и в технико-экономическом отношении. По замыслу, нефть будет поставляться танкерами из Супсы в Одессу и прокачиваться в направлении НПЗ в Дрогобыче и Надворной у границы с ЕС. Там же при участии Азербайджана, возможно, будет построен и новый НПЗ. Для технического заполнения трубы, по мнению украинских экспертов, необходимо 500 тыс. т нефти.

Понятно, что при такой осложненной схеме транспортировки прежних объемов не будет, и Украина явно потеряет на транзитной ренте. В указе В. Ющенко о переводе с 2008 г. нефтепровода Одесса — Броды в режим работы в проектном (аверсном) направлении специально оговаривается сохранение при этом уровня доходов от его использования. Что касается намерений компенсировать потери за счет роста объемов переработки нефти, то нынешнее состояние украинской нефтеперерабатывающей промышленности оптимизма не добавляет.

Прошедший в Киеве энергосаммит — третий, на котором принимаются громкие декларации и проектируются различные «пространства» и «коридоры». Проблема, однако, в том, что, за исключением Азербайджана, все остальные участники встречи находятся на той стороне глобального «прилавка», где и другие покупатели углеводородов, главным образом, российских. И как транзитеры все эти государства — Грузия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, — на свое счастье оказавшиеся между Россией и Европой, могут рассчитывать почти исключительно лишь на российские нефть и газ.

Чрезвычайно показателен в этом отношении пример того же нефтепровода «Одесса — Броды», первоначальной целью строительства которого и был транзит каспийской нефти в обход России в Центральную Европу, а в перспективе — и в порты Балтийского моря.

Нефтепровод строился на протяжении 1996-2001 годов. После завершения строительства нефтепровод три года был не загружен, после чего было принято решение о начале его работы в реверсном режиме в партнёрстве с Россией. В частности, нефть из нефтепровода «Дружба» поступала к терминалам украинского порта Южный (Одесская область). Видимо, именно поэтому две предыдущие встречи состоялись в 2007 году в Кракове и Вильнюсе. Однако «прорывными» они так и не стали: одна группа участников этих энергетических саммитов не намерена занять откровенно антироссийские позиции, а у другой (которая намерена) нет для этого достаточных сил и ресурсов.

Не принял участие в Киевском саммите Н. Назарбаев. Проигнорировал он и предыдущий энергетический саммит в Кракове. Более того, во всех попытках уговорить Казахстан пойти в обход России с точки зрения своего нефтегазового экспорта Н. Назарбаев просит учитывать мнение Москвы и не признает антироссийскую риторику и идеологические шаблоны.

В свою очередь, Москва признает за Астаной право поиска альтернативных нефтегазовых путей хотя бы потому, что Казахстан делает это не из антироссийских побуждений. Более того, в ходе визита президента Д. Медведева в Астану Казахстан подтвердил приоритет сотрудничества с Россией в сфере добычи и транспортировки углеводородов.

Масштабное освоение шельфа Каспия и Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который позволяет доводить казахстанскую нефть до европейского потребителя, освоение газовых месторождений, энергетические проекты составляют сегодня основу экономических связей и своими масштабами позволяют строить далеко идущие планы. Скоро будет готово соглашение о долгосрочной экономической интеграции.

Конкретное содержание разрабатываемых документов пока не раскрывается, однако уже накануне визита Д. Медведева в Казахстан прошла информация о переходе к практическому формированию единого экономического пространства России и Казахстана.

И едва ли не прорывными можно назвать энергетические договоренности между Россией и Казахстаном о разработке совместного баланса топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации и Республики Казахстан на период до 2020 года и о расширении КТК. До 2012 года мощность трубопровода будет увеличена с 32 млн. до 67 млн. тонн нефти.

В рамках расширения КТК предполагается, что дополнительно 17 млн. тонн казахстанской нефти будут ориентированы на трубопровод Бургас — Александруполис. По всей видимости, в России серьезно задумываются над тем, как противостоять опасности по перехвату инициативы в транзите центрально-азиатских углеводородов в Европу. Поэтому, помимо расширения КТК, в ходе визита Д. Медведева обсуждался вопрос подключения Казахстана к прокачке нефти по планируемому нефтепроводу БТС-2 в сторону Балтийского моря.

Москва начинает демонстрировать свое раздражение неоправданной враждебностью и отсутствием конструктивности со стороны потребителей российского топлива. В ходе третьей Международной конференции «Энергетический диалог Россия – Европейский союз: Газовый аспект», состоявшейся в Берлине 20 мая, российская сторона в очередной раз подняла вопрос о перспективах энергосотрудничества с ЕС.

Вице-спикер Госдумы Валерий Язев не преминул напомнить, что европейский энергорынок является отнюдь не единственным для российских поставок. «Европейский рынок энергоресурсов перестает быть эксклюзивным, – заявил В. Язев, – и Европе надо переходить к равноправному партнерству в этой сфере. И я бы не заблуждался в оценке того, что России некуда больше деваться».

По словам В. Язева, в настоящее время стоит вопрос о создании единого азиатского энергорынка, включающего в себя Южную Корею, Индию и Китай. Уже сегодня Россия и Казахстан развернули часть нефтяного экспорта в Китай. С вводом в строй нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) значительные объемы (до 80 млн. т в год) российской нефти пойдут в страны АТР. И это на фоне растущих опасений мировых энергетических агентств по поводу сокращения предложения нефти уже в ближайшем будущем.

Декларации стран-транзитеров и потребителей так и останутся декларациями, а обсуждать направления нефтяных потоков производящие нефть государства будут между собой. Что они и делают, но не в Киеве. fondsk.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru