Почему правительство хочет незаконно «раскулачить» РАН?

Моисей Гельман

Если внедрение ЕГЭ в систему школьного образования отразило ментальность чиновников от образования и науки как игроков в рулетку, то предложенное ими слияние трех государственных академий в одну следует, видимо, рассматривать как стремление этой же публики, опоздавшей к началу дележа государственного пирога, что-то урвать от его еще немалых лакомых остатков. Аргументы в подтверждение сказанному по причине примитивного правового лукавства и плутовства чиновников, стремящихся к обогащению, оказались на поверхности. Для этого обратимся к соответствующей правовой базе, которая была проигнорирована правительством в своем безудержном стремлении к новой «коллективизации»  с  «раскулачиванием». 

Согласно ст. 6 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» Российская академия наук и отраслевые академии наук  являются самоуправляемыми некоммерческими организациями, которые созданы в форме государственных бюджетных научных учреждений. Они наделяются правами  управления своей деятельностью, владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим им на праве оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставами этих академий.

Почему правительство хочет незаконно «раскулачить» РАН?РАН, согласно ее Уставу, утвержденному правительством 19 ноября 2007 г., является бюджетной некоммерческой организацией. Учредителем РАН, как некоммерческой организации, в отличие от ее первого учредителя — императора Петра I, является Российская Федерация. О том, что имущество бюджетного учреждения – некоммерческой организации  закрепляется за ним в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на праве оперативного управления, подтверждается также п. 9 ст. 9.2  ФЗ «О некоммерческих организациях». Собственником имущества бюджетного учреждения остается государство.

Итак, федеральными законами за РАН и другими государственными академиями наук – отраслевыми закреплено  право владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим им на праве оперативного управления.

Как известно, 27 июня этого года правительство по представлению министра образования и науки Д. Ливанова приняло решение объединить РАН с двумя другими отраслевыми академиями – сельскохозяйственных и медицинских наук. На их базе намечено создать Общественно-государственное объединение  РАН с непонятным статусом.  Одновременно академии лишат положенных им согласно упомянутым выше законам прав  управления своей деятельностью, а также владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности, и принадлежащим им на праве оперативного управления. Все эти функции перейдут к вновь созданному Агентству научных институтов РАН, которое по идее должно быть подчинено Росимуществу. Реорганизацию намечено затянуть аж на три года. При этом член-корреспондентов объединяемых академий переименуют в академики, и всем академикам – нынешним и вновь назначенным обещают установить ежемесячную ренту в 100 тысяч рублей пожизненно.

Насколько же правомочны, разумны и выполнимы все эти новации, которые правительство скрытно упаковало в некий для служебного пользования законопроект, спешно переданный в Госдуму без его предварительного обсуждения научной общественностью?

Согласно п.2 ст. 16 ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о реорганизации федеральных бюджетных учреждений принимает правительство РФ. Здесь же поясняется, что реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Таким образом, передача законодательному органу решения вопроса о слиянии с РАН двух других академий противоречит ФЗ «О некоммерческих организациях».  Передачу эту можно рассматривать как стремление правительства уйти от ответственности за будущий окончательный развал в стране фундаментальных научных исследований.

Противоправным при этом оказывается представленный правительством в Госдуму новый законопроект и в части лишения академий  прав владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим им на праве оперативного управления. Так как эти права закреплены за ними в двух упомянутых выше законодательных актах, то для их ликвидации должны быть внесены соответствующие законодательные поправки в действующие законы. Но в упомянутом законопроекте таких поправок нет.  Возникает   вопрос, а как авторы «раскулачивания» академий представляют себе отрыв оперативного управления используемым ими имуществом от  повседневной научной и хозяйственной деятельности этих организаций, и передачу  управления придуманному Агентству научных институтов РАН?

Многолетняя история Росимущества наглядно свидетельствует, что управление госимуществом и управление предприятием – далеко не одно и то же. Более того, управление имуществом вообще абсурдное словосочетание. Можно говорить, к примеру, о контроле за его использованием или о проведении с ним различных сделок. А управление означает регулирование и контроль чьей-то деятельности, в нашем случае – деятельности академий, поэтому управление хозяйственной и производственной деятельностью предприятия немыслимо в отрыве от использования на нем имущества.

Но суть не в семантике терминов. Федеральный орган, созданный для управления госсобственностью, при всех его вывесках, начиная с 1992 г., пытался безуспешно управлять именно деятельностью предприятий, чьи акции целиком или частично принадлежали и принадлежат  государству. Для этого в их советы директоров  делегируются в основном сотрудники этого и других ведомств. Как правило, они не являются специалистами в тех областях науки и промышленности, которыми направлены руководить, и поэтому часто вредят предприятиям своим некомпетентным вмешательством, нередко с коррупционными целями. Правда, имущество является неразрывной частью активов предприятий, и еще никому в голову не приходило лишать то или иное предприятие  права на оперативное управление использованием своего имущества. Изъятие этого права, в нашем случае — у академий, факт из ряда вон выходящий, так как любое предприятие, лишенное оперативного управления своим имуществом,  перестает быть таковым.

Изъятие имущества из ведения РАН и других госакадемий фактически будет означать их ликвидацию как организаций. При этом «обновленная» РАН наделяется функциями научно-консультативного и экспертного органа Российской Федерации, что превратит ее в некий клуб академиков и бывших членкоров. Тем самым, надо полагать, ускорится окончательная дебилизация страны.

Положение усугубится еще и тем, что «управление» имуществом научных учреждений некомпетентными  чиновниками Агентства научных институтов, помимо запаздывания будет глубоко ошибочным. Ведь речь будет идти не о разрешении, допустим, помыть туалет, а об использовании аппаратуры для уникальных исследований, в проблемах которых только-только начинают разбираться сами исследователи.

За последние 20 лет из сферы управления всеми отраслями экономики постепенно  вытеснялись инженеры-технократы, которых почти повсеместно заместили «эффективные» менеджеры – юристы, финансисты и псевдоэкономисты. Именно поэтому провалились все так называемые реформы, в частности, электроэнергетики и технического регулирования, не выполнены все инновационные программы, потерпели крах замыслы в Сколково и «Роснано»…  Когда в Советском Союзе реализовывались крупнейшие научно-технические проекты, такие, как, примеру,  создание атомной бомбы, радиолокации, микроэлектронной промышленности, космических аппаратов, лазерных технологий, микробиологической промышленности и др., то их возглавляли не чубайсы с вексельбергами, а профессионалы с мировыми именами.

А теперь представим себе, что  распоряжаться научным оборудованием, допустим, ФИАНа, в рамках международной  научной программы исследований с использованием наземно-космического интерферометра РадиоАстрон, будут не ученые, а не сведущие в этих делах чиновники Агентства научных институтов. Программа наверняка загнется, а ученые разбегутся, в том числе уедут к коллегам за рубеж. Так как на реорганизацию академий отведено три года (!?), которая неизбежно породит хаос в научных институтах, то не исключено,  что за это время разбежится большинство сотрудников академических учреждений.

Не этого ли добиваются инициаторы «реформирования» РАН? Ведь тогда в той же Москве высвободятся здания многих академических институтов, занимающих громадные площади в самых привлекательных местах, которые можно будет приватизировать, урвав при этом немалый комиссионный куш за посредничество. Или, к примеру, Россельхозакадемия только около Москвы располагает 35 000 гектаров земли, которая стоит миллиарды долларов. Земля эта сегодня разворовывается под прикрытием «государственных интересов» втихую, а после «коллективизации» академий высвободится – работать на ней будет некому.  Тогда «государственные интересы» чиновников будут удовлетворяться уже на законных основаниях и в значительно большей степени.

При таком предполагаемом сценарии «реформы» становится понятным стремление чиновников заблокировать путем подкупа протестные выступления академиков и член-корреспондентов, многие из которых руководят научными коллективами академических институтов. Для этого им бросили две «кости». Первая – все членкоры вопреки ФЗ «О науке…» превращаются в полных академиков. Вторая кость – обещаны ежемесячные выплаты академикам по 100 тысяч рублей. Спрашивается, за что? За пожизненное звание, чего нет ни в одной стране мира?  Наоборот, там сами академики, получив престижное звание, платят членские взносы в свои академии.  Видимо, по этой причине на «реформу» запросили сотни миллионов рублей бюджетных денег… на три года. И, как обычно водится, через три года, если не раньше, прикупленных академиков с бывшими членкорами могут и «кинуть», отменив пожизненную ренту, а часть средств, что само собой разумеется, разворуют. 

Инициаторы академической «реформы» не представили какой-либо программы фундаментальных научных исследований, для выполнения которой при необходимости и нужно было создавать новую организационную структуру. В представлении заместителя председателя правительства Ольги Голодец, которая не может справиться с пенсионной реформой, такая программа должна быть якобы компиляцией программ отдельных академических институтов. Но фундаментальные исследования  охватывают комплексы взаимосвязанных проблем, «сшить» которые в одно большое целое под силу лишь немногим ученым. Этим занимаются «коллективные разумы» отделений и президиума РАН.

Постоянное игнорирование чиновниками коллективного разума экспертов и приводит к появлению порочных решений, подобных обсуждаемому. Причем, решений, нередко коррупционно ориентированных. Дело доходит до абсурда. О подготовке законопроекта «реформирования» академической науки не знали ни в наблюдательном совете Министерства образования и науки, ни в академиях. Даже вновь избранный президент РАН Фортов, который является членом правительства, услышал о законопроекте… на заседании правительства,  о чем в повестке дня ничего не говорилось. Однако его предложение повременить с передачей законопроекта в Госдуму и прежде обсудить в академиях проигнорировали.

Времена ученых-энциклопедистов давным-давно миновали, и ввиду разнообразия исследуемых проблем РАН  не соответствует нынешним принципам организации и координации комплексных фундаментальных научных исследований. Что может посоветовать, скажем, академик-историк, член президиума академии, своему коллеге по президиуму, который занимается исследованиями пикосекундных лазеров? Ничего.

Поэтому представляется, что нужно не новую коллективизацию проводить, объединяя «большую» академию с отраслевыми, чем еще больше расширится несовместимость научных проблем под одной административной «крышей», а разделить РАН на четыре  государственные академии по смежным наукам: физико-математических и технических наук, естественных наук, общественных наук и академию экономики. При этом не исключается создание аналогичных академий в регионах.  А на основе всех государственных академий, которые сохранят свою самоуправляемость, предлагается создать государственную научную корпорацию в статусе управляющей компании. Ее совет директоров составят президенты всех академий, при этом председатель совета будет государственным служащим в ранге министра. Таким образом, министерство образования и науки сможет заняться исключительно проблемами образования.

Научная государственная корпорация «Российская академия наук» будет координировать выполнение крупных межотраслевых научных исследований, а ее хозяйственный сегмент — решать общие для всех академий хозяйственные задачи, такие, как централизованные закупки научного оборудования, издательская деятельность, и др., что позволит минимизировать суммарные затраты.

Очередное непродуманное решение правительства вызвало широкий протест научного сообщества, которое намного грамотней чиновников, и само способно решать собственные проблемы в интересах государства и общества. Об этом свидетельствуют и программы претендентов в президенты РАН на последних выборах. Вот что говорится в открытом письме членов президиума Сибирского отделения РАН:

Считаем необходимым провести гласное обсуждение накопившихся в научно-технической сфере России проблем с целью поиска понятных научной общественности путей выхода из сложившейся ситуации. Обращаем внимание руководства страны и граждан России, что решение Правительства РФ от 27 июня готовилось с нарушением всех установленных демократических процедур. Все это сделано без обсуждения, в обстановке закрытости и келейности. Решение принято  в условиях очевидного провала проектов модернизации научно-технической сферы, таких как «Роснано» и «Сколково». Это является, по нашему мнению, попыткой уйти от ответственности за их срыв и растрату значительных средств федерального бюджета.

В то же время государственные академии наук при крайне скудном финансировании, практически не изменявшемся в  последние годы, обеспечивают большую часть интеллектуальных достижений страны в области науки и технологий. На основе достижений фундаментальной науки, полученных исследовательским коллективами академий наук, созданы системы в области обороны и безопасности, многие научные программы ориентированы на перспективу.

Ликвидация единого административно-хозяйственного комплекса академий наук подорвет эти направления деятельности, нацеленные на сохранение суверенитета страны, жизни и безопасности граждан России.

Надуманными при этом являются претензии к академиям о якобы неэффективном использовании федерального имущества – на наш взгляд деятельность крупнейших институтов государственных академий, таких как институты ядерной физики и катализа в Новосибирском Академгородке,  являются примерами эффективного использования имеющихся ресурсов.  Министр Д. В. Ливанов  мог в этом убедиться при недавнем посещении институтов Сибирского отделения РАН.

Мы также категорически не согласны с утверждениями министра Д.В. Ливанова и его коллег в правительстве о якобы непрозрачности финансовых потоков в  академиях наук – они опровергаются непредвзятыми результатами проверок Счетной палаты. Мы настаиваем на том, что отдельные замечания в отношении использования  имущества и земель ни в коей мере не могут быть использованы в качестве доводов для предлагаемого слома  сложившейся и прошедшей испытания временем академической системы.

Реализация разрушительных, по нашему мнению, предложений  правительства, приведет к коллапсу в деятельности государственных академий наук, нарушит планы их работ по развитию экономики, научно-образовательного и инновационного комплексов страны, программ работ в интересах крупных корпораций и научно-технического развития регионов. Решение правительства свидетельствует о его несостоятельности и некомпетентности в проблемах развития науки, образования и инноваций в России.

Академическая система России со времен Петра I находила возможности самостоятельно изменять свою структуру, определять приоритеты и пути развития. Считаем, что и сегодня недопустимы любые решения в научной, образовательной и инновационных сферах, не поддержанные академическим сообществом. Поэтому настаиваем, чтобы подготовленный скрытно и наспех законопроект о реорганизации РАН не принимался Государственной Думой до его всестороннего обсуждения.

реформа РАН, ученые против реформы