Как сахалинцы умирая подкармливают США / Анатолий Черный

Автор статьи Анатолий Васильевич Черный до середины 90-х возглавлял объединение, впоследствии АО «Сахалинморнефтегаз». Сейчас работает представителем Госстандарта в США — контролирует завозимое в Россию нефтепромысловое оборудование на его соответствие российским требованиям.

Недавно один солидный журнал опубликовал информацию об иностранных инвестициях, привлекаемых в различные российские регионы. Приведенный график продемонстрировал, что Сахалинская область идет второй после Москвы по их объемам. Сумма, заметно превышающая один миллиард долларов, не только впечатляет, но и заставляет задуматься: как же мы при этом имеем один из самых низких уровней жизни в России? Зато областная статистика в очередной раз нам сообщает, что в 1999 году мы жили хуже, чем в 1998-м, который, соответственно, был хуже 1997-го, и т. д. Реальные денежные доходы населения в 1999 году были ниже уровня 1998 года на 12,4 процента, как и средняя заработная плата одного работника — на 17,2 процента. Сократился платежеспособный спрос, снизился оборот розничной торговли, платных услуг и т. д.

Как сахалинцы умирая подкармливают США / Анатолий Черный Что-то не вяжется все это с направлениями и целями инвестиций. Ведь, казалось бы, инвестиции — это реконструкция и расширение предприятий области, создание новых совместных предприятий и новых рабочих мест, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, рост экспорта и, в конце концов, повышение уровня жизни населения. У нас же все наоборот: объемы инвестиций растут, а уровень жизни падает. Так что здесь возможно одно из двух: либо объемы инвестиций явно «дутые», либо они пролетели мимо сахалинской экономики.

Общеизвестно, что абсолютно вся добываемая на сахалинском шельфе нефть прямиком с платформы загружается в танкер и вывозится за границу. Такая схема вывоза не требует создания какой-либо инфраструктуры на острове. В результате не построено пока ни одного погонного метра нефте- или газопроводов, ни одного километра дорог, ни одного пролета линий электропередачи или связи, ни одного квадратного метра жилья для населения области. Ничего, что могло бы конкретно улучшить жизнь людей. Тогда на что потрачены «наши» инвестиции?

Старушку-платформу «Моликпак» для проекта «Сахалин-2» купили в Канаде за 29,7 млн. долларов, отбуксировали в Южную Корею и 70 с лишним миллионов потратили там на ее ремонт. Из японского металла за 53 млн. долларов сделали для нее подставку. Затем группа иностранных компаний во главе с «Ван Оорд» отбуксировала ее в Охотское море и поставила на точку — на это, считай, ушло еще 50 млн. долларов. Прибавьте также около 200 млн. на строительство плавучего нефтехранилища «Оха» — его специально построили для того, чтобы наша нефть уплывала из России. А нам остается лишь чувство гордости за второе место в стране по объему инвестиций и «право» возмещать затраты инвестора с процентами за кредит. И это несмотря на то, что от заказа на строительство данного «парохода» получили доходы и новые рабочие места не российские предприятия, а фирмы Южной Кореи (корпус), Америки (узел замера нефти), Швеции (заказчик) и даже графство Монако (субподрядчик).

Неплохо заработали на проекте «Сахалин-2» фирмы «Хьюстон инжиниринг» и «Сандвелл», а также «Дэу», «Нобл Дентон», «Глобал Маритайм», «Канмар», «Смит» и многие другие. Среди десятков иностранных компаний кое-что перепало и нашим геофизикам, морским буровикам, строителям и некоторым другим российским участникам шельфовых проектов. А ведь по Соглашению о разделении продукции (СРП) не менее 70 процентов подрядных работ должны получать наши отечественные фирмы-предприятия. Операторы шельфовых проектов могут возразить — мол, нет пока в России компаний требуемого уровня. Однако где итоги конкурса между фирмами-подрядчиками? Кто их видел? Ну хотя бы между заводами, производящими металл, да и многое другое… Казалось бы, руководители областной администрации должны честно и откровенно сообщить населению, сколько заработали конкретные сахалинские предприятия, сколько налогов заплатили в бюджеты всех уровней. И как это отразилось на состоянии экономики области. Но, как всегда, нас пытаются оглушить общими, трудно вообразимыми цифрами, скрывая истинную картину под туманной завесой «конфиденциальности».

Впрочем, примерный анализ можно сделать на основе некоторых данных, просочившихся в областную прессу. Например, стоимость строительства «американской деревни» для представителей инвесторов оценивается в 60 млн. долларов, еще около 50 млн. ушло на возведение офиса компании. Известно, что все материалы и конструкции для этих объектов изготовлены в США. На Сахалин завозились не только какие-нибудь дефицитные половые покрытия, светильники или дверные ручки, но и ДСП, фанера, цементно-песчаная смесь и даже… песок в мешках. Оказывается, нет в России ни леса, ни цемента, а уж песка на Сахалине и днем с огнем не найдешь. Таким образом, остается только оплата нашей дешевой рабочей силы. На стройке так называемой «деревни» работало в разное время от 100 до 300 сахалинских строителей. Если в среднем они получали по 500 долларов в месяц, то за год строительства набежит сумма в 1,5-2 млн. долларов, что составляет 2-3 процента от сметной стоимости объекта.

По данным мэрии Южно-Сахалинска, налоговые поступления строителей, работающих на учрежденную иностранными инвесторами «Сахалинскую энергию», составляют только три процента от зачисленных в бюджет налогов всех строительных организаций города. А куда же ушли остальные десятки миллионов долларов инвестиций? Правильно, на расширение производств и создание новых рабочих мест… в американских фирмах-поставщиках и их посредников, на получение прибыли и выплату налогов в бюджет США и, как следствие, на повышение уровня жизни населения страны-инвестора. Более того, недавно руководство Сахалинской таможни сообщило журналистам, что операторы проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» завышают в 2-3 раза таможенные платежи на ввозимые на остров материалы и оборудование, включая даже лопаты, веники и древесный уголь. Почему? А потому, что по СРП Россия должна будет полностью возместить им таможенные затраты за счет углеводородов, добываемых на сахалинском шельфе. Несмотря на все это, губернаторская гвардия, признавая за достижение тот факт, что сахалинские инвестиции по объему вторые после Москвы, как водится, всей правды не говорит.

Дело в том, что существует известная степень специализации прямых иностранных инвестиций. Если для Москвы наиболее важна деятельность, ориентированная на сервис и дающая огромное количество рабочих мест, то на Сахалине она ориентирована на экспорт ресурсов. А в данном случае эффективность инвестиций зависит от доли экспортных доходов, которые возвращаются в экспортирующий регион. Весьма интересно складывается ситуация вокруг этой доли. Основными составляющими доходов России являются часть нефти и газа от раздела продукции и налог с прибыли. Все это Россия, возможно, будет получать, но только, напомню… с началом получения прибыли инвестором, который, может быть, и покажет эту прибыль, но после погашения многомиллиардных кредитов. Большую же часть последних инвестор направляет на развитие, повторю, экономики своей страны. И только потом, неизвестно когда, наступит этап раздела продукции. Теоретически такой инвестиционный процесс может продолжаться сколь угодно долго, особенно если он управляется людьми, не отягощенными знаниями и совестью. Раскручивая шельфовую пропаганду и вновь пытаясь заметный промах представить как достижение, губернаторская команда глушит обывателя: «А мы еще получаем от инвестора роялти и бонус!». При этом, стараясь не переводить на русский язык эти не знакомые большинству слова и не давать цифры в сравнении.

Что ж, перевожу и сравниваю. Роялти — это плата за пользование недрами. В США минимальная плата, с которой начинают рассматривать проекты, 12,5 процента. Средняя ставка в мире — около 18 процентов, а в Германии — до 40 процентов. Плата за наши недра — самая низкая в мире — 6 процентов в год от объема добываемых ресурсов. Бонус — по-русски просто премия, которую выплачивает инвестор на различных этапах проекта по сложившейся международной практике. Если оценивать по сегодняшним ценам месторождения нефти и газа, бездарно отданные «Сахалинской энергии», то сумма всех бонусов составит 0,002 стоимости запасов, а вот как и кем она используется — это тема отдельного исследования.

Наконец, последнее, что могло бы пойти на пополнение районных и областного бюджетов,- это местные налоги от текущей деятельности предприятий-инвесторов и их подрядчиков. Но мы и здесь впереди планеты всей. По настоятельной просьбе губернатора, областная Дума 27 мая 1997 года принимает уникальный закон, статья 1 которого гласит: «На срок действия Соглашения инвестор освобождается от любых применимых налогов, сборов и других обязательных платежей, вводимых на областном уровне и (или) взимаемых в областной бюджет…». А срок действия Соглашения 25-30 лет. Большинство депутатов, возможно, так и не поняло, что капвложения в «Сахалин-1» и «Сахалин-2» осуществляются не за счет собственных средств инвесторов, а путем привлечения кредитов мировых финансовых структур. Эти кредиты, с учетом процентов и стоимости страхования и управления, России придется возместить нефтью и газом. В ТЭО проектов предусмотрены все виды налогов, а Сахалинская область просто отказалась от соответствующей обоснованной части уже выданного кредита, оставив инвесторам возможность расходовать ее по собственному усмотрению.

Кстати, все районы, за исключением Южно-Сахалинска, также удовлетворили настойчивую просьбу губернатора, освободив иностранных инвесторов от местных налогов. Народные избранники дали льготы не гибнущим совхозам, птицефабрикам или хлебозаводам для удешевления их продукции, а вконец «обездоленным» из-за низких цен на нефть учредителям «Сахалинской энергии» — компаниям «Марафон», «Мицуи», «Шелл» и пр. И только у троих депутатов областной Думы не поднялась рука проголосовать за это.

Спустя два года после принятия благотворительного областного закона, как раз в год начала добычи нефти на шельфе мировая цена на нефть почему-то подскочила более чем в два раза. Случайность? Вовсе нет. Со стороны иностранных компаний это хорошо продуманный тактический ход, а с нашей — тот случай, когда глупость победила эрудицию. И сейчас нас «обули»! Бросились было депутаты вносить изменения в закон — мол, не на 30 лет освобождать от налогов инвесторов, а только на три года с начала добычи нефти, да не тут-то было. Оказывается, нельзя внести изменения даже в собственный закон, если они ущемляют интересы инвестора. Дума все-таки, а не клуб депутатов-любителей. Вот и выходит, что вся наша доля состоит из долгов. Из-за неразберихи с налогом на добавленную стоимость сегодня Россия должна выплатить инвесторам 36 млн. долларов по обоим проектам.

Вся эта история могла бы показаться забавной и даже смешной, если бы не предопределяла нам трагические перспективы. В течение предыдущего десятилетия на шельфе Сахалина была создана серьезная сырьевая база, оцениваемая в 325 млн. тонн нефти и конденсата и более триллиона кубометров природного газа. Это доказанные извлекаемые запасы, которые, по оценкам специалистов, составляют не более 30 процентов от потенциала северо-восточного шельфа Сахалина. Предполагалось, что столь существенные энергетические ресурсы станут основой экономического развития всего Дальневосточного региона России. Но в результате подписанных соглашений по «разделу продукции» под проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» отданы 5 из 7 разведанных месторождений. В случае подписания соглашения по «Сахалину-3» Россия и вовсе лишится подготовленной ресурсной базы на шельфе Сахалина: все открытые нефтегазовые месторождения будут принадлежать иностранцам. Кроме этого, все перспективные структуры также подготовлены к распродаже в проектах соглашений «Сахалин-4, 5, 6».

В связи с этим я, как избиратель и гражданин России, спрашиваю: куда спешите, господа-товарищи депутаты Государственной и Сахалинской Дум? Какую цель вы преследуете, пытаясь на корню распродать то, что принадлежит будущим поколениям? Жизнь показала, что принятые вами решения по СРП не всегда верны, а порою просто вредны и опасны. Кто дал вам право лишать страну шанса самостоятельно и достойно вылезти из клоаки? Вполне объяснимы стремления иностранцев застолбить наши ресурсы для своих детей, но кто-то же должен думать и о наших детях!

Крупнейшие газовые месторождения — Киринское и Южно-Киринское, включенные в «Сахалин-3», могут стать дальневосточным Уренгоем. В случае ратификации Госдумой этого соглашения в 2000 году, иностранцы планируют приступить к его разработке не ранее 2006-2010 года. Но через 8-10 лет новые поколения россиян смогут принять такие решения, которые сегодня нам и не снились.

Кстати, за последние семь лет не открыто ни одного месторождения на шельфе Сахалина. И это при наличии массы подготовленных структур. Зато все это время губернаторские усилия были направлены на демпинговую распродажу не им созданных богатств острова. При этом мимоходом загоняются в нищету геологи и буровики, лишаются будущего их дети.

Остановитесь, пока не поздно. Получите хотя бы первую прибыль от проекта «Сахалин-2», начните реализацию проекта «Сахалин-1», а это будет не ранее 2004 года. Проанализируйте результаты и дайте рекомендации депутатам будущих созывов. Не наследите в истории так, чтобы потомки не могли ничего исправить.

Боюсь, что тщетно взывать к совести и разуму правительства. Правительства, которое позволило иностранцам творить беспредел в моей стране. Так, в августе 1998 года, в разгар лососевой путины, переворотив сотни тысяч тонн донного грунта, устанавливали платформу «Моликпак» в Охотском море. 6 сентября того же года отрапортовали о завершении работ, а В. Черномырдин, который всегда «хотел как лучше», лишь 11 сентября подписал распоряжение правительства 1343-р, разрешающее… проведение этих работ. Это как же нужно было заинтересовать Виктора Степановича, чтобы он во время своего второго, мимолетного пришествия во власть задним числом подписал столь вредный для страны, но столь нужный инвесторам документ?!

Трудно понять и логику Кремля, наградившего «за решение топливно-энергетических проблем» губернатора области, в которой уже какую зиму подряд замерзают больницы и школы, а жители многих поселков Сахалина и Курильских островов не имеют света, тепла и воды.

Если следовать данной логике, то пора награждать и за превышение смертности над рождаемостью. По информации облстата за 1999 год все основания для этого есть: по сравнению с 1998 годом число умерших сахалинцев в 1,5 раза превысило число родившихся, и естественная убыль населения области в 1999 году возросла на 40 процентов. Добавить к этому нечего.

, член-корреспондент Международной академии минеральных ресурсов,

газета «Советский Сахалин» № 15 от 20. 4. 2000

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru