На пороге нового витка борьбы за нефтегазовые ресурсы Каспия / Аждар Куртов

Заключенные руководством России во время визитов В. Путина в Казахстан и Туркменистан соглашения о кооперации в поставках природного газа из этих стран в Россию многие расценили, прежде всего, как конец планов строительства Транскаспийского газопровода. Действительно, данные соглашения, в случае их реализации, сохраняют за Россией приоритет транзита при экспорте центральноазиатских углеводородов.

И, тем не менее, окончательную победу праздновать рано. Любое действие рождает противодействие, и соглашение 12 мая, достигнутое руководителями РФ, Туркменистана и Казахстана, не заставит ни США, ни Западную Европу отказаться от намерений заполучить газ из Центральной Азии в обход России. Сегодня мы стоим на пороге нового витка борьбы за прикаспийские ресурсы.

Вашингтон уже начал действовать. Министр энергетики США Сэмюел Бодман заявил, что заключенные между Москвой, Астаной и Ашхабадом соглашения не несут «ничего хорошего для Европы» и подчеркнул, что на этот вызов европейцы должны подготовить соответствующий ответ. Это может означать, что США и дальше будут продолжать переговоры по строительству Транскаспийского газопровода. Исход данных переговоров нельзя считать заранее предрешенным в пользу России. Ведь, как заявил Гурбангулы Бердымухаммедов, он не отказывается полностью от поддерживаемого Западом проекта Транскаспийского газопровода.

Кроме слов есть и конкретные дела. 22 мая в Брюсселе представители ЕС объявили, что будет активизирована работа по созданию в Европе новой газопроводной инфраструктуры в качестве альтернативы трубопроводам российского «Газпрома». Речь идет о так называемом «южном коридоре», который должен обеспечить сокращение зависимости европейских потребителей от российского газа. В частности, Еврокомиссия разрешила изменить правила эксплуатации одного из звеньев «южного коридора» — газопровода «Посейдон», который должен быть проложен между Грецией и Италией по дну Адриатического моря.

«Посейдон» рассчитан на доставку в Италию природного газа с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз». Гипотетически он может быть использован и как звено для доставки газа из Туркменистана и Казахстана. Тот факт, что его мощность не столь велика (8 млрд. кубометров в год) не должна вводить в заблуждение, — ведь это только конечный отрезок длинного маршрута.

Началом же маршрута может стать и Транскаспийский газопровод. В этом случае газ прикаспийских стран пойдет на юг Европы, и уже там будет дробиться на разнонаправленные потоки — идти в «Посейдон» и трубопровод «Nabucco», проект которого предполагает газовые поставки из Турции через Балканы в Австрию.

Пока эти проекты существуют только на бумаге. Так, соглашение о строительстве газопровода «Посейдон», заключенное еще в 2002 году государственной греческой компанией «DEPA» и частной компанией «Edison», рассчитано на строительство трубы длиной 212 км от греческого Ставролименаса до итальянского Отранто. Начало строительства намечено на 2008-й, а пуск в эксплуатацию — на 2011 год.

Одновременно участники проекта предполагают совместно с турецкой компанией «Botas» построить газопровод, соединяющий системы Греции и Турции. Стоимость всего проекта оценивается в 950 миллионов евро. При этом стоимость строительства морского участка «Посейдона» должна составить 350 миллионов евро. Помощь в реализации этой затеи будет получена от ЕС, чиновники которой уже заявили о готовности взять на себя 40% затрат.

Пока Россия сохраняет возможность воспрепятствовать прокладке трубы по дну Каспийского моря. Однако это еще не гарантия того, что поставки центральноазиатского газа не пойдут через Каспий. Газ может перевозиться по Каспию на судах. Речь идет о сжиженном природном газе (СПГ). Эти варианты уже прорабатываются руководством Туркменистана, о чем в России практически не пишут. В Ашхабаде раньше всех на постсоветском пространстве осознали перспективность этой отрасли газохимии и здесь уже давно при помощи крупных иностранных компаний возводятся мощности по сжижению природного газа.

В правительственных программах, разработанных и принятых при прежнем президенте Туркменистана Сапармурате Ниязове, была поставлена задача многократного увеличения объемов выпуска сжиженных пропан-бутановых смесей. Суммарная мощность всех запланированных производств к 2010 году должна достичь 2 миллионов тонн.

Несколько установок по сжижению газа в Туркменистане уже созданы. На Наипском промысле (восточный Туркменистан) еще в 1998 году итальянской компанией «Technofligo» была построена первая установка мощностью 15 тысяч тонн в год, вторая установка была построена там же летом 2003 года канадской компанией «Thermo Designe». Ее мощность – 65 тысяч тонн в год. Третья действует в составе комплекса Туркменбашинского НПЗ на побережье Каспийского моря.

В 2002 году Туркменистан произвел порядка 210 тысяч тонн сжиженных газов (в 1,9 раза больше, чем годом ранее). Уже тогда, при внутреннем потреблении около 20 тысяч тонн сжиженного газа, большая часть этой продукции шла на экспорт. Внутреннее же потребление СПГ имеет тенденцию к уменьшению, поскольку в Туркменистане осуществляется социальная программа газификации населенных пунктов. Одним из достижений и непременным козырем властей Туркменистана является бесплатность для населения пользования газом как топливом для бытовых нужд.

В принятой в период президентства Ниязова правительственной программе было определено, что до 2010 года в Туркменистане будут построены не менее 20 заводов по производству сжиженного газа. Эти масштабные планы имеют и чисто техническую подоплеку, понятную специалистам-газовщикам.

Дело в том, что туркменский газ на сленге газовщиков – это «жирный» газ, в отличие от российского газа, содержащего практически только один метан. Кроме этого в Туркменистане речь идет также о переработке другого вида сырья – газового конденсата, в больших количествах получаемого при разработке газовых месторождений республики.

К участию в строительстве производств по сжижению газа проявляют интерес многие зарубежные компании. Например, японцы (корпорация «Itochu») готовы вкладывать большие средства, поскольку они одновременно выступают и инвесторами, и строителями, и покупателями готовой продукции. Пока туркменские специалисты рассчитывают экспортировать сжиженный газ в северные районы Ирана (там имеется дефицит топлива), а иностранные (в первую очередь японские) компании будут получать иранский сжиженный газ в Персидском заливе.

Планы по экспорту туркменского СПГ уже реализуются — он успешно продается и иранцам, и другим покупателям на Ближнем Востоке. Иранцы подписали в 2001 году контракт с Ашхабадом на 10 лет по закупкам ежегодно 150 тысяч тонн туркменского сжиженного газа (покупатель – компания «Pars Energy»). Причем из этого объема 30% уйдет в счет оплаты иранских инвестиций в строительство трех терминалов по хранению и перевалке газа.

Такие терминалы возводятся на Туркменбашинском НПЗ единовременной мощностью хранения 6 тысяч тонн, на юго-востоке Туркменистана на границе – в Серахсе (бывшей Кушке) мощностью 1 тысяча тонн и в Серхетабаде мощностью 500 тонн. Два последних терминала ориентированы на экспорт сжиженного газа по железным и автомобильным дорогам в Афганистан и Пакистан. Для этого Туркменистан закупает на многие миллионы долларов сотни вагонов-цистерн, рассчитывая с их помощью доставлять свой газ непосредственно потребителю.

Географическое положение Туркменистана позволяет экспортировать нефть и нефтепродукты по всем направлениям: в западном — через Махачкалу, Новороссийск и Баку — Батуми в страны черноморско-средиземноморского бассейна; в южном и юго-восточном – в Афганистан, Иран и далее в Юго-Восточную Азию; в восточном – в Таджикистан и Кыргызстан, а также (в проектах) – в Китай и Японию; в северном – по маршруту Астрахань — Керчь в Северо-Западную Европу. Таким образом, вариант экспорта газа через Каспий в Европу (в обход России) вполне может реализоваться. Остается только создать соответствующую инфраструктуру и закупить суда для транспортировки СПГ.

Публикуемые официальные данные туркменской статистики не позволяют точно определить объемы экспортируемого СПГ, поскольку по большей части он учитывается в номенклатуре вместе с другими нефтепродуктами. Тем не менее, уже в 2004 году было отгружено по контрактам купли-продажи различным иностранным компаниям и предприятиям порядка 4,5 миллионов тонн нефтепродуктов и сжиженного газа. Собственно же туркменского сжиженного газа в 2004 году было экспортировано 261,5 тысяч тонн.

Экспортные поставки нефтепродуктов из Туркменистана осуществляются в основном морским путем — через Кенарскую перевалочную нефтебазу (только нефтепродукты), а также терминалы Аладжа и Экерем (нефть). Пропускная способность Кенарской перевалочной базы рассчитана на перевалку 3 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Ее портовая инфраструктура позволяет принимать танкеры дедвейтом до 5 тысяч тонн. После осуществления реконструкции объем отгрузки нефтепродуктов на внешние рынки возрастет до 5 миллионов тонн в год.

На терминале Экерем могут загружаться нефтью танкеры дедвейтом до 7 тысяч тонн. Пропускная способность этого терминала — 1,2 миллионов тонн нефти в год. В перспективе Экерем станет вторым по значению морским портом в Туркменистане. Ежегодная максимальная транспортировка нефти через терминал Аладжа может составить 2,4 миллиона тонн в год.

Наращиванию экспортных объемов во многом способствует реализация крупномасштабных инвестиционных проектов в нефтегазовом секторе экономики. В 2004 году был полностью завершен первый этап реконструкции и модернизации Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов, что позволило наладить выпуск новых, востребованных на мировом рынке видов продукции.

Ввод в эксплуатацию новой современной установки каталитического крекинга позволил увеличить годовую выработку сжиженных углеводородных газов на комплексе НПЗ в Туркменбаши с 16 тысяч до 265 тысяч тонн в год, то есть в 16,5 раза, при том, что потребность Туркменистана сегодня — менее 12 тысяч тонн. В ближайшие годы намечается наладить производство сжиженного газа на месторождениях «Акпатлавук», «Яшылдепе» и «Багаджа». Таким образом, общий объем производства СПГ в Туркменистане к 2010 году предположительно будет доведен до более 600 тысяч тонн в год. Пока он немного выше 400 тысяч.

Намечаемое существенное увеличение объемов выработки сжиженных газов в стране и недостаточная емкость близлежащих локальных рынков сбыта объективно требуют использования нескольких альтернативных экспортных маршрутов, выхода на основные регионы мирового рынка сжиженного газа, создания надежной морской транспортной системы высокой пропускной способности.

В связи с этим начато строительство современного морского терминала в портпункте Киянлы для хранения и отгрузки экспортных потоков сжиженного газа. Завершение строительства намечено на февраль 2008 года. Пуск этого объекта позволит экспортировать сжиженный газ в морские порты прикаспийских стран и далее – в Европу.

В целях увеличения пропускной способности Кенарской перевалочной нефтебазы начато строительство третьего причала для отгрузки нефтепродуктов.
Все это говорит о том, что успех, достигнутый в мае 2007 года во время поездки Владимира Путина в Центральную Азию, России потребуется обязательно подкреплять последующими шагами в том же направлении.

Фонд стратегической культуры