Как гибнут ярославский и московский заводы холодильного оборудования. Почему администрация Ярославской области безучастна к сохранению рабочих мест в регионе? / Станислав Колд, инженер советской «выпечки»

                                                                                                 Письмо в редакцию

Попробую по вашей просьбе написать заметки, дополняющие  статью «Ближайшее будущее российской промышленности… Записки инженера–технолога». Речь пойдет о печальной судьбе двух российских заводов холодильных установок, изменившейся в связи с возникновением в 1980-х годах озоновой дыры. В качестве причины ее появления указали на фреон, который использовали тогда повсеместно в холодильных установках в качестве хладагента, хотя никаких доказательств вины в том фреонов не было. Но, как стало понятно позже, сказка сия понадобилась некоторым крупным западным изготовителям холодильного оборудования для устранения конкурентов. Клюнули на эту клюкву  и наши неолибералы от экономики.


 В середине 1990-х российское правительство подписало международную конвенцию о прекращении использования в холодильных установках фреона и переходе на выпуск холодильных компрессоров, использующих безопасный для озона хладагент. И вскоре объявили тендер на производство таких компрессоров. Его  выиграл ярославский завод ОАО «Холодмаш», который с 1975 г. выпускал  холодильное оборудование промышленных классов, в основном для торговли, и в небольших количествах — для министерства обороны.

Холодильная установка, выпускавшаяся на ОАО «Холодмаш», представляла собой холодильный агрегат на стандартном шасси, который изготавливался в виде нескольких десятков модификаций различных по производительности и типу электропитания, и нескольких стандартных типоразмеров.  Завод посылал готовые агрегаты и отдельно компрессоры изготовителям холодильников, где они монтировались в соответствующих шкафах с теплообменником, а также получал такие шкафы для установки агрегатов и компрессоров. Изготавливал завод и по индивидуальным заказам холодильные камеры большой площади, температура в которых могла поддерживаться до –30 0С, а в отдельных моделях и  до -70 0С.

Выиграв тендер, завод  выбрал для покупки лицензию на компрессор фирмы Electrolux,  генеральным поставщиком оборудования стал концерн Zanussi. Корпуса новых цехов завод строил на свои средства, а для покупки лицензии и всего необходимого оборудования заводу был выдан госкредит. К 2000 году монтаж и наладка оборудования в новых цехах были завершены, и состоялся торжественный запуск производства.

Под новый компрессор разработали модельный ряд холодильных агрегатов на стандартной линейке шасси. Пока завод работал, агрегаты с новым компрессором выпускались, и их производство увеличивалось. Кроме того, большое количество лицензионных компрессоров поставлялось заводам, выпускавшим бытовые холодильники, поскольку несколько моделей отлично походили  для этого по массе, габаритам и энергопотреблению.

Замечу, на территории бывшего СССР компрессор такого класса,  достаточно продвинутый технологически и технически, не выпускал больше никто. Он не ультрасовременный, конечно, но Запад ничего по-настоящему нового и не продает нам. Вроде бы все было хорошо, да вот только производство новых компрессоров никак не могло стать рентабельным, поэтому в немалых количествах в стране продолжались закупки импортных компрессоров. Все это, на первый взгляд,  выглядело весьма странно. Ведь  импортная продукция  облагалась  пошлиной, да  и зарплата рабочих на головном предприятии Zanussi в Италии была намного выше, чем в России. Причем производство ОАО «Холодмаш» было не «отверточным», и обходились почти без импортных комплектующих, включая литые детали.

Тем не менее, итальянский компрессор оказался дешевле. А причина состояла в том, что   концерн Zanussi кроме холодильных компрессоров производит еще сами холодильники, где установлены эти компрессоры, а также стиральные машины, и еще много чего. А так как одни и те же производственные мощности и при одном и том же начальстве используются для производства различной продукции, то ее себестоимость значительно снижается.

Однако у нас никто не удосужился провести даже элементарный анализ экономической эффективности внедрения нового производства и в результате соответствующее оборудование итальянцы продали российским «дуракам» за 64 млн. дойчмарок. Тем самым они не только устраняли конкурента на российском рынке. Они прекрасно осознавали, что не выстоять ярославскому заводу с одним компрессором против концерна, а потом, глядишь, завод задохнется, и можно будет его купить по дешевке.
В общем, нормальная конкурентная борьба, по их меркам, конечно, а по гуманным человеческим — обычный «кидок», хотя и  по специально написанному закону.

Кое-как, несмотря на сильное экономическое давление, и, возможно, благодаря связям гендиректора, ярославский завод держался на плаву. Но после гибели генерального в автомобильной аварии, началась агония предприятия. В 2004-2005 годах череда новых генеральных директоров интенсивно сворачивала производство, перекачивая активы завода на сторону. Далее последовала кома предприятия, и два года существования без тепла с неслитыми системами отопления, но старательно выкачанным маслом из импортного оборудования.

Параллельно бился за жизнь Московский завод домашних холодильников — МЗДХ, преемник соответствующего подразделения завода имени Лихачева, производившего когда-то знаменитые холодильники ЗИЛ. Хотя на столичном предприятии обошлось без трагических автоаварий и последующей череды воров, экономическая смерть этого предприятия, тоже закупившего у итальянцев производство современного компрессора для бытовых холодильников, наступила по тем же причинам, что и в Ярославле —  из-за нерентабельности их производства. Но,  в отличие от ярославского, московский завод сумел сохранить, несмотря на длительный простой, ключевых специалистов и производство.

В конце концов, в 2008 году московское правительство помогло запустить производство на ОАО «МЗДХ». Вскоре внимание москвичей привлек простаивавший ярославский завод промышленных компрессоров, и он был приобретен правительством Москвы для передачи в управление ОАО «МЗДХ». Сделано это было, конечно же, не из альтруизма – мэрия Москвы была заинтересована в высвобождении площадей в 12 км от Кремля на берегу Москвы-реки, в том числе и территории АМО ЗИЛ, а не только ОАО «МЗДХ».

После этого на ярославском заводе началось восстановление оборудования для запуска производства компрессора, и на предварительно подготовленные заводские площади стали перевозить московские производственные линии. Правда, вскоре выяснилось, что на значительную часть московского оборудования нет либо вообще никакой, либо значительной части документации. Дело было в том, что один из итальянских руководителей строительства контейнер с документацией направил по подложному московскому адресу, о котором не знала российская сторона. Впоследствии контейнер пытались продать за значительную сумму денег, вроде как случайно найденный и сохраненный. Прямо таки коза ностра российского розлива! Однако контейнер до сих пор где-то валяется никому не нужный, а, может быть, пошел на «растопку».

Подрядчик, занимавшийся демонтажем оборудования в Москве, располагал слесарями и электриками, имевшими опыт только в монтаже и эксплуатации домовых электросетей. Но у него не было инженеров-электронщиков. По договору подрядчик обязан был обеспечить как демонтаж оборудования в Москве, так и его монтаж, и запуск на новом месте — в Ярославле. Тем не менее, от монтажа в Ярославле значительной части оборудования  он уклонился, которое он же во многом при перевозке и установке повредил. Естественно, что запускать его он тоже не стал. 

Находить и устранять повреждения, допущенные при демонтаже и транспортировке, и полностью проверять и устранять ошибки в электротехническом оборудовании и электронике, почти не имея документации, пришлось ярославской бригаде ОАО «МЗДХ» при посильной помощи нескольких московских специалистов. В результате  почти все московское оборудование с  использованием нескольких ярославских станков было запущено и настроено. Ярославский завод теперь носит название Филиал ОАО «МЗДХ» в г. Ярославле.

Установочные партии новых компрессоров серий Альфа (московская модель) и Р (ярославская модель), выпущенных в 2010-2011 г., к продаже еще не предлагались, поскольку не полностью завершены испытания их качества на вновь запущенном производстве. Тем не менее, на сегодня сомнений в качестве продукции нет, так как получены достаточные данные о характеристиках компрессоров, и повторно проверяются некоторые из них в связи с небольшими изменениями в технологических  процессах производства.

Как ни странно, но вскоре после выпуска установочных партий компрессоров серий Р и Альфа финансирование предприятия почему-то прекратили, а генерального директора ОАО «МЗДХ» по инициативе главного акционера компании — правительства Москвы сняли и назначили нового. Новый  же решил выводить предприятие из критической ситуации без помощи извне, путем пока продажи непрофильных активов, металлолома и всеобщей «экономии».

Правительство и губернатор Ярославской области, обещавшие поддержку Филиалу ОАО «МЗДХ», после смены московского мэра стали всячески избегать контактов с руководством завода. А затем они заявили, что никакого участия в проекте принимать не будут, хотя роль в нем администрации Ярославской области была чисто юридической — лишь в вопросах перемещения завода из столицы. Финансирование запуска производства предполагалось осуществлять в основном за счет реализации московских площадей предприятия.

Итак, финита ля комедия… На текущий момент неизвестно, каким образом предполагается освобождать еще занятые оборудованием московские площади ОАО «МЗДХ», потому как ни о каком демонтаже и последующем монтаже в Ярославле оборудования, оставшегося в Москве, а это примерно 60% всего объема, речь уже не идет. Так что если «случайно» какой-то подрядчик порежет на металл «не те станки», завод, выпускавший холодильники ЗИЛ, будет фактически уничтожен из-за отсутствия половины технологического цикла. А ярославская «половина» имеет все шансы войти в следующий отопительный сезон вновь без тепла, слив при помощи остатков коллектива восстановленные системы отопления. 

Собственно говоря, после этой, предстоящей второй, смерти ярославского завода, можно будет констатировать, что она и последняя, потому, как даже если и сохранится оборудование, специалистов, способных его оживить, можно будет заставить придти на предприятие, только взяв в заложники их семьи.

Вообще ситуация в отечественной индустрии холодильного оборудования неважная.

Остатки холодильного машиностроения на территории бывшего СССР невелики, и, видимо, уже не далек тот день, когда даже починка старого бытового холодильника, не говоря о производстве новых, станет возможна только при наличии импортных или бывших в употреблении деталей и агрегатов.

Станислав Колд,

инженер советской «выпечки»

холодильное оборудование,  Ярославский завод МЗДХ

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru