Доходы населения снижаются не из-за нефти…

Владимир Путин заявил, что реальные доходы населения снижаются якобы из-за того, что нефть подешевела. Любопытно, кто подсовывает ему такую дезу?

Действительно, если среднегодовая цена нефти марки Юралс в 2013 году составляла 108 долларов за баррель, то в 2015-м она понизилась до 51 доллара, в следующем году – до 42 долларов, а в 2019 году возросла до 65 долларов. Цена газа привязана к цене нефти. Казалось бы, если дешевели нефть и газ, то должны были дешеветь у нас электроэнергия, бензин и прочие виды топлива. Следовательно, снижение энергозатрат на производство различных видов продукции и транспортировку грузов с населением должно было сопровождаться снижением цен на все и вся, а значит — ростом реальных доходов населения, повышением его покупательной способности, увеличением производства товаров и прочими прелестями жития-бытия.

Но происходило все наоборот. С 2013-го по 2017 год в сравнении с 2012-м реальные доходы населения уменьшились почти на 13% и последние два года остаются на уровне 2017-го. Нефть и газ дешевели, однако бензин, дизтопливо, электроэнергия, продукты питания и «ширпотреб» все дорожали и дорожали. В то время, как цены на все росли, глава Центробанка «вешала лапшу на уши» о снижении ее усилиями ценовой инфляции, то есть роста цен. На самом же деле из-за существенного снижения покупательной способности населения несколько замедлился рост цен, что и называется инфляцией. При этом дополнительного «жара» в происходящее, сводя во многом на нет «достижения» с инфляцией, добавляло правительство, ежегодно индексируя тарифы на услуги и продукцию естественных монополий и ЖКХ. Кроме того, оно увеличило НДС и заменило экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, которые платили зарубежные потребители, своеобразным акцизом, который стал дополнительным налоговым бременем для населения. Эту замену в Минфине лукаво назвали налоговым маневром.

Казалось бы, все начисляемые налоги должны поступать в консолидированный бюджет. Однако налог, именуемый в Налоговом кодексе как НДС, исключен этим законодательным актом из общих правил обязательных налоговых выплат и превращен в незаконный оброк с населения. К тому же, вопреки названию и общепринятому официальному толкованию он взимается не с добавленной стоимости продукции (услуг), созданной на данном предприятии, а с выручки (оборота), полученной от ее продажи. Об этом сказано в ст. 146 Налогового кодекса, и в этом несложно убедиться, взглянув на любое платежное банковское поручение или кассовый чек. В каждом из этих документов так называемый НДС, прежде по ставке 18%, а с 2019 года — по ставке 20%, указано, что взимается он относительно цены продукции, то есть с выручки продавца. Только на некоторые продукты питания ставка этого налога снижена наполовину. Замечу, добавленная стоимость изготовленной продукции включает в себя заработную плату, прибыль, а также выплаченные налоги и страховые взносы.

Будучи налогом с оборота, псевдоНДС многократно взимается с одних и тех же составляющих цен на всех этапах (переделах) производства продукции. Но участники переделов компенсируют друг другу выплаты этого налога, и в итоге его почти целиком выплачивает население страны. Многократное обложение одним налогом одних и тех же составляющих стоимости товаров столь же недопустимо, как провинившегося в чем-то многократно наказывать за один и тот же проступок. «Провинившимся» в налогообложении по ставке псевдоНДС оказывается население страны. При этом оно выплачивает псевдоНДС полностью, однако ежегодно в среднем более 90% начисляемой суммы этого налога в бюджет не поступает.

Сказанное наглядно подтверждается оценочными расчетами его начисления и суммами перевода в казну. К примеру, в 2018 году оборот предприятий составил 191 840 млрд. рублей, а минимально начисленный псевдоНДС — 34 531 млрд. рублей. Однако в бюджет согласно данным Росстата поступило лишь 5 332 млрд. рублей или 2,7% от оборота. Остальные 29 199 млрд. рублей из начисленной налоговой суммы исчезли.

Не выплаченный в бюджет псевдоНДС остается в обороте. Эти поборы должны кому-то доставаться. Можно с большой вероятностью утверждать, что не попавшие, к примеру, в 2018 году в бюджет свыше 29 трлн. рублей, выплаченные населением страны, достались спекулянтам-перепродавцам продукции, фирмам, исполняющим липовые работы, а также при возвратах «НДС» за лжеэкспорт с участием некоторых работников налоговой и таможенной служб, и в других случаях. Известно, что перепродавцы, скупая те или иные товары, накручивают их цены, в частности, импортные фрукты, овощи и лекарственные препараты нередко дорожают на 200-400%. После их перепродажи «накрученные» за счет остающегося в обороте начисленного «НДС» спекулятивные доходы присваиваются. То же происходит при оплате фиктивных работ, возврате по коррупционному сговору «НДС» при лжеэкспорте и пр. Подробно см. публикацию Как налоговая система России финансирует «теневую» экономику. Свыше 90% начисляемого «НДС» вместо бюджета попадает в карманы спекулянтов и коррупционеров.

Казалось бы, все эти и прочие подобные деяния, которые противоречат антимонопольному законодательству и квалифицируются как злоупотребление монопольным положением на рынке, должны быть пресечены и наказуемы. Они, в частности, и приводят к обнищанию значительной части населения. Правительство РФ является регулятором рынка, а значит, его субъектом. Оно монополист в этой сфере и с помощью законов и подзаконных актов устанавливает свои порядки на рынке, в частности, в силу конфликта интересов облагает население растущими налогами и даже громадным оброком в пользу легализованного Налоговым кодексом «теневого» бизнеса. Очевидно, положения антимонопольного законодательства должны распространяться также и на правительство. Однако глава ФАС почему-то молчит в тряпочку и не дает команды «фас». Может быть, боится лишиться теплого местечка, где ни за что отвечать не нужно? При этом президент страны почему-то во все это не вмешивается, повторяя в данном случае то, что подсказывает окружение: виновата, мол, нефть…

Моисей Гельман