ЧУБАЙС — РАЗМЕННАЯ КАРТА В ПЕРЕГОВОРАХ С КРЕДИТОРАМИ? КАК БЫ ВНЕШНИЙ ДОЛГ НЕ ОБЕРНУЛСЯ ДЛЯ СТРАНЫ ДОЛГОВОЙ ЯМОЙ / Моисей Гельман

Неуклюжие попытки нынешнего правительственного кабинета наладить выплату внешних долгов являются прямым продолжением антинациональной политики их накопления, проводившейся правительствами Гайдара — Черномырдина. Причины безденежья порождены развалом платежной системы и реального сектора отечественной экономики, благополучие которой колеблется вместе с ценами на нефть на мировых рынках. Продолжением такой порочной экономической политики являются намерения правительства погасить часть долгов остатками госпакетов акций отечественных предприятий. Однако, похоже, главному правительственному коммивояжеру, побывавшему недавно с этой целью у немецких кредиторов, и в голову не приходит обменивать акции на долги не за просто так и даже не на инвестиционных, а только на инновационных конкурсах, чтобы качественно обновить производство и приумножить тем налогооблагаемую базу. Предлагаемой же, по сути, распродажей остатков акций «кухарки» завершат оказавшуюся губительной для экономики страны приватизацию по Чубайсу.
Но рыночная стоимость российских акций чрезвычайно низка и ею вряд ли удастся покрыть даже несколько месячных долговых выплат. Зато не исключено, что эти акции за бесценок попадут в руки иностранных конкурентов, которые попросту прикроют приобретенные предприятия. Как это уже произошло со многими приватизированными отечественными наукоемкими производствами. И тогда государство лишится остатков и без того мизерной налогооблагаемой базы, а следовательно, и соответствующих источников для погашения долгов.

Другую надежду не свалиться в долговую яму правительство связывает с реструктуризацией долгов. Речь идет не о простой отсрочке их выплат, а об использовании подлежащих возврату «живых» долговых денег для инвестиций в российскую экономику, наваром от которых намереваются отдавать заимствованное. Но для тех же кредиторов Парижского клуба такое предложение в принципе не отличается от обычной отсрочки платежей, на которую они вообще не согласны. Во-первых, потому, что нам не верят. Особенно после циничного признания Чубайса о том, как реформаторы их «кинули». А во-вторых, кредиторы, с которыми российское правительство имеет дело,— это не инвесторы, а обычные финансовые спекулянты, хотя у нас их лукаво называют «портфельными» инвесторами.

Однако использование долговых выплат для инвестиций могло бы заинтересовать тех, кто готов выкупить наши долги на условиях соглашений о разделе продукции (СРП), если такие соглашения заключались бы вне всяких конкурсов. Соответствующий закон это позволяет. Тогда долги будут погашаться необходимыми для проекта по СРП оборудованием и материалами российского производства за счет средств, предусмотренных «долговой» статьей федерального бюджета. Таким образом правительство вернуло бы заимствованное выполнением подрядных работ по СРП, оплачивая их «долговыми» деньгами из бюджета. В результате и овцы оказались бы целы и волки сыты.

Но вот незадача. Закон о СРП приняли еще в 1995 г., а ни одно соглашение о разделе продукции с того времени так еще и не подписано. Сначала несколько лет ушло на принятие закона об участках недр, право пользоваться которыми может быть предоставлено на условиях СРП. И лишь весной 2000 г. сформировали правительственную комиссию, уполномоченную вести переговоры по таким соглашениям. Первое заседание комиссии состоялось в конце мая 2000 г. Но инвесторы, представившие свои проекты, получили по ним замечания лишь спустя полгода. За это время состав комиссии вместе с председателем обновился, и на свое второе заседание она собралась только в феврале нынешнего года. Но безтолку, поскольку еще в сентябре 2000 г. президент Владимир Путин заявил, что управлять заключением СРП он поручает Минэкономразвития. Однако соответствующее правительственное постановление об этом появилось спустя… пять месяцев. А рабочий орган по его исполнению не создан и по сей день. Так что налицо откровенный саботаж некоторых высших правительственных чиновников, препятствующих заключению СРП и реализации на их условиях множества инвестиционных проектов, из-за чего казна лишилась громадных доходов, а правительство ищет средства для долговых выплат. Для чего все это делается? Невольно напрашивается следующая версия происходящего.

Одновременно с блокированием работ по СРП руководство Минэкономразвития активно пробивает принятие плана Чубайса — Грефа по развалу, лукаво именуемому реструктуризацией, единой энергосистемы страны. Мотивируются эти намерения необходимостью привлечения иностранных инвестиций. Говорят, подобран уже даже иностранный консультант, одобряющий этот план, которым предусмотрена и распродажа части госпакета акций РАО «ЕЭС» и его дочерних компаний.

Глядя на безнаказанное блокирование чиновниками выполнения закона о СРП, складывается впечатление, что ими готовится «демонополизация» единой энергосистемы страны в обмен на отсрочку выплат части внешних долгов с их трансформацией в инвестиции. В целях этой самой «демонополизации». Ведь дело повернулось чиновниками таким образом, что иных средств для «спасения» на горизонте не видно.

Известно, что разгосударствление, дерегулирование и мнимая демонополизация РАО «ЕЭС» — давняя мечта МВФ и Всемирного банка, исполнителем которой по их настоянию назначили Анатолия Чубайса. Поэтому, видимо, неспроста он продолжает оставаться во главе стратегически значимой системы жизнеобеспечения, даже несмотря на тот громадный урон, который понесла страна за время почти трехгодичного его пребывания на энерготроне. И не только на нем. Казалось бы, правительство давно должно было отказаться от услуг этого некомпетентного наемного управляющего. Ведь неспроста на недавних парламентских слушаниях ему публично два крупнейших специалиста поставили «двойки» и по экономике, и по энергетике. Но Чубайсу все трын-трава. Поэтому, думается, скорее всего он служит разменной картой российского правительства в торгах с Парижским клубом, «аффилированным лицом» МВФ и Всемирного банка, по реструктуризации долга и получению новых займов.

Подтверждением такого карточного статуса является нелегитимное пребывание Чубайса в должности председателя правления РАО «ЕЭС». На это место его в 1998 г. назначил совет директоров компании, большинство в котором составляют представители государства. Согласно действующему по сей день законодательству такое назначение в акционерных обществах, созданных путем преобразования госпредприятий, является исключительной прерогативой правительства до той поры, пока в руках государства остается не менее 25% соответствующих акций. Однако в 1999 г. правительство это свое право в РАО «ЕЭС» незаконно уступило общему собранию акционеров. Соответствующую поправку внесли в устав компании и зарегистрировали в Московской регистрационной палате. После чего в том же 1999 г. должны были созвать собрание акционеров и уже путем выборов назначить председателя правления. Но несмотря на то, что со времени внесения в устав поправки прошло около двух лет, главу РАО «ЕЭС» так ни разу и не избирали. Более того, по указанию Мингосимущества выборы не включены и в повестку дня очередного, назначенного на 28 апреля с. г. собрания акционеров. Хотя поправку про выборы теперь может отменить только суд.

Таким образом, Анатолий Чубайс занимает свою должность незаконно. Получается, что кому-то нелегитимность его пребывания в этой должности, от которой он может быть в любое время отрешен назначившим его советом директоров, весьма выгодна. Ведь переговоры о реструктуризации российского внешнего долга и получении новых кредитов продолжаются. И, по всей видимости, 28 апреля с. г. — контрольный, но, судя по интересам, не последний срок для принятия решения. Отложат погашение долгов с трансформацией выплат по ним в инвестиции — Чубайс, возможно, останется во главе РАО «ЕЭС». И тогда долговые деньги скорее всего пойдут на «спасение», то бишь реструктуризацию единой энергосистемы, при заблокированных чиновниками проектах по СРП наиболее «подготовленного» пропагандой в глазах правительства и общества объекта для вливания денег. Ведь и наживка уже проглочена: сейчас энергохолдингом перевариваются несколько десятков миллионов кредитных долларов, выданных заботливым Всемирным банком на подготовку реформирования ЕЭС. Из этих же денег оплачиваются и услуги иностранных консультантов, как будто бы у нас нет своих квалифицированных специалистов. Правда, надо учесть, что заказывается им вполне определенная музыка.

Однако инвестиции в энергетику за счет долговых выплат будут непродолжительными, так как, согласно плану Чубайса — Грефа, неминуемо последует, как неоднократно показано, развал единой энергосистемы. Это вызовет интенсивное снижение производства электроэнергии, что и явится сигналом отбоя кредиторам для прекращения дальнейшей отсрочки выплат долгов, а значит, сворачивания инвестиций из-за их неэффективности.

Так за весьма малые деньги будет достигнута вожделенная цель МВФ и Всемирного банка, а короткая отсрочка долговых выплат обернется для России долговой ямой, из которой ей, пожалуй, уже не выбраться. Ведь окажется сломанным становой хребет ее экономики — электроэнергетика.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru