КОНЦЕПЦИЯ единой евразийской энергетической политики, которую в общих интересах может предложить Россия странам Европы и Азии (краткие основные тезисы, проект) / Моисей Гельман

                                                             ЦЕЛИ 

Для России:

— модернизация экономики страны путем развития ТЭК и смежных с ним, а также обслуживающих его отраслей экономики;

— повышение надёжности энергоснабжения страны и экспортных поставок энергоресурсов для решения национальных экономических и геостратегических проблем,  в том числе за счет привлечения в страну инвестиций и материальных ресурсов государств, участников реализации предлагаемой евразийской политики;

— снижение издержек при добыче, переработке и транспортировке энергоресурсов;

— уменьшение энергозатрат при производстве различной продукции и на транспорте;

— избавление от  долларовой зависимости превращением рубля в свободно конвертируемую валюту на основе договорённостей о валютных курсах с другими странами в рамках предлагаемой евразийской энергетической политики;

— снижение рисков возникновения финансовых и экономических кризисов путем перехода на взаиморасчеты на клиринговой основе по взаимноконвертируемым национальным валютам.

Для стран континента:

— повышение надёжности снабжения энергоресурсами и снижение общесистемных затрат при их импортных поставках и потреблении;

— уменьшение антропогенных выбросов на континенте по условиям Киотского протокола;

— снижение рисков возникновения финансовых и экономических кризисов путем перехода на взаиморасчеты на клиринговой основе по взаимноконвертируемым национальным валютам.

         ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

В России:

— переход к государственной политике управления балансами производства и потребления энергоресурсов и оптимизации балансов по макроэкономическим критериям —  минимизации общесистемных затрат в рамках новой государственной политики директивно-индикативного планирования экономического развития страны и государственно-частного партнерства.

Балансы производства и потребления энергоресурсов должны являться составной частью научно обоснованных общероссийских балансов производства и потребления различных видов продукции, разрабатываемых в рамках государственного директивно-индикативного планирования;

 — воссоздание обновленного РАО «ЕЭС России» и восстановление государством организационного и технологического единства единой энергосистемы страны и оптимизации в ней перетоков электроэнергии по критериям снижения общесистемных затрат с последующим в рамках государственно-частного партнерства привлечением к управлению системой крупных потребителей электроэнергии. Это позволит, в частности, на 20-30%  снизить затраты топлива на производство электроэнергии по сравнению с нынешним потреблением и тем самым высвободить соответствующее количество газа для экспорта. Как установить контроль над компаниями, выделенными из бывшего РАО «ЕЭС», для последующей интеграции в энергохолдинг, изложено в опубликованной статье;

— создание российского  энергогазового холдинга, условно — «Росэнергогазпром»,  интеграцией в нем РАО «ЕЭС России», «Газпрома», а также Концерна «Росэнергоатом» с передачей холдингу в управление госпакетов акций этих компаний. Это позволит перейти к реализации общегосударственной  политики снижения ресурсных и энергозатрат в производстве электроэнергии,  а также промышленной и потребительской продукции, и увеличению тем конкурентоспособности отечественной экономики.

Такая политика помимо энерго- и ресурсосбережения должна основываться на оптимизации себестоимости электроэнергии по критериям минимизации общесистемных затрат, включая удельные затраты условного топлива, с учётом сравнительного анализа различных способов производства и транспортировки электроэнергии, а также развития соответствующих систем и магистралей транспортировки газа и электроэнергии. Оптимизация себестоимости электроэнергии по указанным критериям должна обеспечиваться, в частности, за счёт выбора более дешёвого из альтернативных путей транспортировки газа или электроэнергии или их комбинаций,  и строительства газопроводов и/или линий электропередачи, а также обоснованного развития Единой энергосистемы;

— создание на базе энергогазового энергохолдинга российской управляющей энергокомпании с передачей ей в управление госпакетов акций «Транснефти» и «Роснефти» — условно «Росэнергопром». В неё могут  войти  другие компании, поставляющие топливо для производства электроэнергии; 

— привлечение финансовых средств и материальных ресурсов из стран-участниц проведения предлагаемой энергетической политики для инвестирования в значимые для экономики страны отрасли, обслуживающие ТЭК.

Учитывая стратегическую заинтересованность стран ЕС в надежных поставках российских энергоресурсов, что возможно при консолидации финансовых и технологических ресурсов всех заинтересованных сторон и координации управления, «Росэнергопром» может стать ядром будущей евразийской транснациональной энерготопливной компании, о которой сказано ниже. Тогда для повышения надежности и эффективности энергоэлектроснабжения своих стран члены такого альянса смогут перейти к  координированному управлению балансами производства и потребления своих энергоресурсов. В частности, создание совместно со странами ЕС и СНГ евразийской объединенной энергосистемы, подобной бывшей системе «Мир», позволит частично заместить  экспорт газа поставками электроэнергии и тем самым уменьшить капитальные затраты на обновление и развитие газотранспортной системы в  России и за ее рубежами.

Создание одной из крупнейших энергетических компаний мира позволит решить многие общие проблемы электроэнергетики, а также топливной и смежных отраслей экономики, которые порознь бывшее РАО «ЕЭС» и «Газпром» решать не могли или не желали.

В странах-участницах проведения предлагаемой энергетической политики:

— разработка межгосударственных балансов экспортируемых и импортируемых энергоресурсов   и оперативное управление этими балансами. Балансы должны оптимизироваться по критериям минимизации общесистемных затрат, в том числе выбором более дешёвых и надёжных путей транспортировки энергоресурсов с учётом их стоимости, надежности и других критериев. Одним из таких средств явится создание объединённой евразийской энергосистемы,  структуру которой и перетоки в ней потребуется постепенно оптимизировать по упомянутым выше критериям;

— создание евразийского управляющего энергохолдинга, который будет разрабатывать межгосударственные балансы экспортируемых и импортируемых энергоресурсов, осуществлять  оперативное управление этими балансами, координировать  электроснабжение стран-участниц общей политики посредством объединённой евразийской энергосистемы с оптимизацией в ней перетоков электроэнергии, а также оптимизацией транспортировки экспортируемых газа, угля и нефти;

— создание евразийского инвестиционного фонда для обновления и развития систем энергоснабжения стран-участниц евразийского энергохолдинга;

— переход на взаиморасчёты за энергоресурсы по национальным валютам. Курсы валют устанавливаются равными паритетам покупательной способности соответствующих валют, отнесённой к средней стоимости единицы условного топлива в соответствующих странах. Курсы периодически корректируются  на индекс инфляции. Для снижения при этом изъятия денег из обращения в соответствующих странах целесообразно перейти к клиринговым расчётам с созданием единого евразийского расчётного центра.

                  НЕКОТОРЫЕ ДОСТИЖИМЫЕ ПРИ ЭТОМ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Высокая капитализация нового энергохолдинга «Росэнергопром» увеличит его инвестиционную привлекательность в сравнении с образующими его субъектами. Все это позволит привлечь необходимые средства в развитие не только газовой отрасли  и электроэнергетики, но и работающих на эти  отрасли других секторов экономики, в первую очередь — энергетического машиностроения.

2. Ввиду ожидаемого в ближайшие годы снижения поставок газа, чтобы исключить  его дефицит, необходимо уменьшить потребление. Для этого есть существенные возможности. Так, только за счет возврата к прежним оптимальным принципам организации перетоков электроэнергии можно сэкономить до 20% ныне впустую сжигаемого на электростанциях топлива. Владельцы электростанций в этой экономии сегодня не заинтересованы из-за снижения прибыли, которая вымогается у потребителей неэффективной эксплуатацией станций. Кроме того, часть тепловых электростанций можно будет заместить атомными. Экономия газа внутри страны позволит выиграть время для разработок новых газовых месторождений и восстановления прежней пропускной способности газотранспортной системы, а также выполнять экспортные контракты.

3. В рамках нового энергохолдинга окажется возможным сбалансированное регулирование тарифов на газ и электроэнергию с повышением нынешней стоимости газа без угрозы последующей инфляции при ограничении цены на электроэнергию. Это также позволит снизить потребление газа в топливном балансе страны.

4. В рамках холдинга часть экспортных поставок газа можно будет заместить более выгодным экспортом  соответствующего количества электроэнергии, так как большую часть продаваемого за рубеж голубого топлива сжигают там на электростанциях. Использование имеющихся и строительство необходимых для этого новых линий электропередачи окажется в ряде случаев дешевле строительства или обновления соответствующих газовых магистралей. Примером такой упущенной возможности является газопровод «Голубой поток», следующим будет через Балтику.

5. Энергохолдинг сможет перейти к комплексной оптимизации электро- и газоснабжения страны, добиваясь общесистемного снижения финансовых затрат и потерь энергоресурсов. В этом будут  заинтересованы акционеры холдинга, которыми должны стать потребители электроэнергии и газа. Одним из критериев оптимизации явится системный показатель — минимизация удельных энергозатрат в производстве конечной продукции и увеличение тем самым ее конкурентоспособности. В рамках системной оптимизации можно будет решать, в частности, комплексные задачи экономически рационального размещения новых электростанций, газопроводов и линий электропередачи с учетом оптимизации при этом перетоков газа и электроэнергии и других показателей, добиваясь снижения затрат на снабжение потребителей энергоресурсами.

                                                                    ***

Создание комплексной энергетической компании, одной из  самых крупных в мире, даст России все основания предложить странам Евросоюза и  другим заинтересованным государствам Европы и Азии открыть новую страницу в экономических и геополитических отношениях на евразийском континенте.

Электроэнергетика и газовая отрасль, пожалуй, последние остающиеся подконтрольными государству геостратегические ресурсы. И ещё не поздно их использовать в качестве локомотива для вывода экономики страны из кризиса. Но для этого потребуется политическая воля руководителей государства.

М. М. Гельман,

директор,  главный редактор

Экспертного некоммерческого партнерства

«Редакция газеты «Промышленные ведомости»,

 кандидат технических наук                                                                                

КОНЦЕПЦИЯ единой евразийской энергетической политики, которую в общих интересах может предложить Россия странам Европы и Азии (краткие основные тезисы, проект) / Моисей Гельман