Внешнее управление: финансово-экономические аспекты / Татьяна Прудникова

Внешнее управление с финансово-экономической точки зрения представляет собой реструктуризацию организации-должника в целях восстановления его платежеспособности. При этом реструктуризация может осуществляться как путем мобилизации внутренних ресурсов должника, так и (при их недостаточности) за счет привлечения финансовых ресурсов третьих лиц (инвесторов). Под реструктуризацией, как правило, понимается комплекс мер по изменению финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, направленных на увеличение эффективности использования его ресурсов. Реструктуризация включает в себя умелое маневрирование финансами, производственной номенклатурой, обязательствами, а также освобождение от лишних затрат. Однако осуществление реструктуризации организации-должника в рамках судебной санации имеет свои существенные отличительные черты, обусловленные законодательством о несостоятельности (банкротстве). В соответствии с п. 2 ст. 74 и п. 1 ст. 82 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) назначенный арбитражным судом для реализации процедуры внешнего управления арбитражный управляющий должен разработать план внешнего управления, подготовка, утверждение на собрании кредиторов и реализация которого являются ключевыми моментами процедуры судебной санации. Разработка плана внешнего управления должна осуществляться на основе данных, полученных при проведении инвентаризации имущества и обязательств должника, а также выводов, сформированных в результате анализа финансового состояния должника. План внешнего управления — это документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. Однако план внешнего управления не является сугубо финансово-экономическим документом. Его специфической особенностью является одновременный учет как требований, предъявляемых к хозяйственной деятельности должника, важнейшие из которых — обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов, так и требований Закона. Поскольку внешнее управление — это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, то для оценки ее результативности большое значение имеет законодательно установленный критерий восстановления платежеспособности должника. В соответствии с п.1 ст. 82 Закона платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 3 Закона. Следует особо подчеркнуть, что в соответствии со ст.70 Закона удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, в период внешнего управления не допускается. В том случае, если внешнее управление завершается восстановлением платежеспособности должника, расчеты с кредиторами осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 94 Закона. Из данных норм Закона следует, что в плане внешнего управления должен найти отражение размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со ст. 70 Закона под мораторий, а также величина процентов, начисляемых на сумму этих требований кредиторов. Очевидно, что оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных соот- ветствующего реестра, ведение которого осуществляется внешним управляющим. Однако исходя из того, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления, следует учитывать, что реестр требований кредиторов может существенно меняться в течение всей процедуры судебной санации. Поэтому оценку размера требований кредиторов, получаемую на основе анализа данных реестра, необходимо уточнить исходя из результатов анализа данных инвентаризации обязательств должника. Кроме мораториальных требований, в плане должен найти отражение и размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по отплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами в конце периода внешнего управления внешнему управляющему следует учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена ранее. Таким образом формируется оценка потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, главная задача, подлежащая решению при разработке плана внешнего управления, — найти и показать основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах. Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет мер, направленных на восстановление платежеспособности должника. Поэтому описанию включаемых в план внешнего управления мер и мероприятий по восстановлению платежеспособности, а также изложению последовательности, оценки затрат и результатов их реализации должно быть уделено особое внимание. Анализ сроков реализации намеченных мер и результатов их осуществления в сопоставлении с необходимыми затратами позволит определить общие подходы к прогнозированию денежных потоков должника в период внешнего управления. При прогнозировании поступлений (или притоков) средств к должнику необходимо определить их основные источники. Так, например, одним из важнейших источников является выручка по основной деятельности. Ее прогнозирование следует осуществлять с учетом результатов реализации мер, направленных на повышение эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия, в том числе связанных с перепрофилированием производства, изменением номенклатуры выпуска продукции и услуг, изменением объемов выпуска и др. Кроме того, в качестве источников поступлений следует рассматривать реализацию части имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, уступку прав требования должника, продажу предприятия (бизнеса) должника, а также исполнение обязательств должника третьими лицами. Необходимо отметить, что особое место в ряду источников восстановления платежеспособности занимают амортизационные отчисления, которые, несмотря на свое специфическое назначение, могут привлекаться для достижения целей судебной санации. При выявлении и оценке источников восстановления платежеспособности должника следует уделять особое внимание анализу динамики такого показателя, как доля денежных средств в расчетах. В том случае, если эта доля мала и у должника возникают затруднения с осуществлением текущих платежей, которые могут осуществляться только в денежной форме (например, заработная плата работников, обязательные платежи), под сомнение может быть поставлена и возможность достижения целей внешнего управления. Прогноз расходов должника должен учитывать результаты реализации намеченных мер по восстановлению платежеспособности должника, в том числе таких, как закрытие нерентабельных производств, снижение производственных и непроизводственных издержек и др. Кроме того, следует учитывать расходы на реализацию части имущества и (или) предприятия (бизнеса) должника на судебные издержки и осуществление внешнего управления, удовлетворение требований к должнику граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по отплате труда. Результатом прогнозирования поступлений средств и их расходов в период внешнего управления является определение величины свободных средств, в том числе и денежных, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Для повышения обоснованности прогнозных расчетов представляется целесообразным осуществлять их вариантно, что вполне согласуется с основными принципами экономического прогнозирования. При этом достигается необходимая гибкость плана внешнего управления, позволяющая арбитражному управляющему совместно с кредиторами в процессе реализации плана избирать в рамках разработанного плана оптимальную стратегию восстановления платежеспособности должника в зависимости от изменения конкретных условий. При разработке плана необходимо уделять большое внимание срокам реализации внешнего управления: план должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника. Данное требование Закона зачастую имеет существенное значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии возможности восстановления платежеспособности должника, поскольку прогнозирование денежных потоков должника проводится в определенном периоде, на конец которого осуществляется расчет суммы накопленных свободных средств для расчетов с кредиторами. Кроме того, в случае продления срока внешнего управления в плане должны содержаться достаточные основания (плановые проектировки, прогнозные расчеты), которые позволят сделать выводы о том, что продление срока внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника. В соответствии со ст. 95 Закона план внешнего управления может содержать мероприятия, направленные на достижение соглашений об отступном или о новации обязательства либо о прекращении обязательств иным образом. Кроме того, план может содержать мероприятия, направленные на достижение мирового соглашения между должником и его кредиторами. Таким образом, в план внешнего управления включаются следующие разделы: — общая характеристика должника; — финансовое состояние должника; — прогноз величины денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов; — меры по восстановлению платежеспособности должника; — обоснование возможности восстановления платежеспособности должника (в пределах установленного срока внешнего управления либо при продлении срока внешнего управления); — порядок и сроки реализации плана внешнего управления. Разумеется, в каждом конкретном случае в план могут включаться и иные разделы, отражающие как специфику должника, так и особенности избранной кредиторами стратегии восстановления его платежеспособности. Кроме того, при разработке плана необходимо учитывать особенности процедур банкротства отдельных категорий должников, в первую очередь сельскохозяйственных и градообразующих организаций, а также организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс. Несмотря на сложность задач, которые могут встать перед разработчиками планов внешнего управления, необходимо соблюдать единые методические подходы к их решению, базирующиеся на положениях Закона. В то же время накопленный практический опыт позволяет автору высказать свое мнение о наиболее часто встречающихся в планах внешнего управления недостатках. Так, например, известны случаи, когда в планах внешнего управления, утвержденных собранием кредиторов, не было предусмотрено начисление процентов в соответствии со ст. 70 Закона. Весьма распространенной является ситуация, когда представленные в плане внешнего управления данные по накоплению средств для погашения требований кредиторов не взаимоувязаны с данными реестра требований кредиторов должника и из сопоставления этих сведений невозможно сделать однозначного вывода о потенциальной возможности восстановления платежеспособности должника к окончанию периода внешнего управления. Встречаются случаи, когда сроки реализации мероприятий, включенных в план внешнего управления организации, существенно превышают предельные установленные Законом сроки. Можно привести также примеры того, что в план внешнего управления включаются мероприятия по созданию на базе имущества должника дочерних обществ в целях последующей продажи их акций. Однако при этом в плане не рассматриваются вопросы установления порядка формирования уставных капиталов таких обществ, а также порядка осуществления продажи их акций; отсутствуют и финансово-экономические расчеты, обосновывающие конечную эффективность реализации данных мероприятий с точки зрения восстановления платежеспособности должника. Известны также случаи, когда для восстановления платежеспособности должника в план внешнего управления включались взаимозачеты по мораториальным требованиям.

От качества подготовки плана внешнего управления и его соответствия требованиям Закона во многом зависят финансовые результаты и эффективность внешнего управления, в целом оцениваемые исходя из того, удовлетворены ли интересы кредиторов должника и создана ли основа для последующей его финансовой устойчивости.

, к.э.н., ученый секретарь Российского сообщества независимых экспертов

и антикризисных управляющих

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru