Все для предпринимателя. Информационный портал

§12. Размещение населения

По типу поселения населенные пункты подразделяют следующим образом: (на картах
их названия выделяют разными шрифтами):

Поселки городского типа (рабочие, курортные и прочие поселки);


и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа;

Поселки сельского и дачного типа (станицы, села, деревни, кишлаки, аулы), а также
отдельные дворы.

На картах их названия выделяют разными рисунками шрифтов (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Отображение типа поселения на топографических картах:

Снов - город; Новый - поселок городского типа; Локоть - поселок
сельского типа

По численности жителей населенные пункты подразделяют на следующие градации:

Города с числом жителей:

1 000 000 и более

от 500 000 до 1 000 000
от 100 000 до 500 000
от 50 000 до 100 000
от 10000 до 50 000
от 2 000 до 10 000
менее 2 000

Поселки городского типа с числом жителей:

2 000 и более
менее 2000

Поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, пристанях
и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа, с числом жителей:

1 000 и более
от 100 до 1 000
менее 100

Поселки сельского и дачного типа с числом жителей:

1 000 и более
от 500 до 1 000

от 100 до 500
менее 100
отдельные дворы

Число жителей в населенных пунктах устанавливается по основным картографическим
материалам с использованием новейших административно-территориальных справочников
и списков. Обязательно привлекаются данные переписи населенных пунктов.

Число жителей отображается на картах высотой шрифта. На старых картах под назва
нием населенных пунктов сельского типа указывается количество дворов, а на новых - число
жителей в тысячах с округлением (рис. 7.6):

при количестве жителей менее 1 000 - до 0,01 тыс.
от 1 000 до 100 000 - до 0,1
более 100 000 - до целых тысяч.

Например, при числе жителей 1 212 345, 17 145, 40 соответственно даются подписи
1212; 17,1; 0,04.

Рис. 7.6. Указание числа жителей в населенных пунктах сельского типа:
а - на новых топографических картах в тысячных долях;
б - на старых картах с указанием числа дворов

Политико-административное значение населенных пунктов отображается на картах
выделением столиц государств, административных центров и населенных пунктов, в кото
рых расположены местные органы власти.

Кроме того, на этих картах подчерком названия населенного пункта выделяют одно
именные названия с названиями железнодорожных станций, пристаней (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Населенный пункт Карелино, являющийся одноименным
с названием железнодорожной станции

Характер планировки. При изображении населенных пунктов на топографических
картах обязательно отображается их планировка. Города могут иметь регулярную, нерегуляр
ную и смешанную планировки.
Типичной для современных городов является регулярная пла
нировка: прямоугольная, радиальная и комбинированная. Разновидности этих планировок по
казаны на рис. 7.8.

Ре 2 улярная планировка - кварталы имеют форму правильных геометрических фигур
и относительно прямолинейные улицы.

Нере 2 улярная планировка - кварталы могут иметь произвольную форму и размеры, на
личие узких и кривых улиц.

Смешанная планировка - часть города имеет регулярную планировку, а другая часть -
нерегулярную.

Прямоу 2 ольная планировка - все улицы в городе взаимно-перпендикулярны.

Радиальная планировка - все улицы направлены к центру города.

Комбинированная планировка - часть города имеет радиальную структуру, а другая
часть - прямоугольную.


Рис. 7.8. Разновидности планировок городов:

а - регулярная (прямоугольная); б - радиальная; в - комбинирован
ная; 2 - нерегулярная; д - смешанная

Структура населенных пунктов сельского типа бывает:

Квартальная - представляет собой правильные кварталы, разделенные взаимно
перпендикулярными улицами. Застроенная часть кварталов проходит вдоль улиц.

Рядовая - представляет собой вытянувшиеся в один ряд постройки с прилегающими
с одной стороны приусадебными землями.

Участковая - представляет собой группы дворов, размещенные в беспорядке по всей
площади, занимаемой населенным пунктом.

Характер размещения населенных пунктов сельского типа на местности зависит от гео
графического ландшафта. Они могут размещаться по долинам рек, вдоль оврагов, по берегам
озер и морей, у перекрестков дорог и т. д. (рис. 7.9).


а -- квартальная; б - рядовая; в - участковое размещение;
2 - поселение в горной долине и около озера

Рис. 7.9. Типы застройки населенных пунктов сельского типа:
д - поселение по оврагу и водоразделу

Бессистемная застройка поселков сельского типа показывается условными знаками
отдельных строений. При большом количестве строений производится их отбор, при этом
в первую очередь показываются промышленные предприятия, общественные здания (шко
лы, больницы) и наиболее крупные строения. Делая генерализацию такого населенного
пункта, необходимо сохранить все крайние строения независимо от их размеров, чтобы вы
делить площадь, занимаемую этим населенным пунктом (рис. 7.10).

Рис. 7.10. Пример изображения поселка сельского типа с бессистемной застройкой:
а б
в

Рассредоточенная застройка поселков сельского типа показывается условными зна
ками отдельных дворов. Отбор дворов производится аналогично бессистемной застройке.
Крайние дворы также сохраняются, чтобы выделить общую площадь, занимаемую данным
населенным пунктом (рис. 7.11).


а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000

Рис. 7.11. Пример изображения поселка сельского типа с рассредоточенной застройкой:
в - на карте масштаба 1:100 000

Рассредоточенный тип поселения характеризуется тем, что отдельные жилые построй
ки находятся на значительном расстоянии друг от друга (более 50 м). Такой тип свойственен
для Абхазии, Средней Азии.

На топографических картах должны быть показаны, как правило, все населенные пунк
ты. При создании карт масштабов 1:50 000 и 1:100 000 на густонаселенные районы с боль
шим количеством отдельных дворов часть дворов может не показываться. На картах, созда
ваемых на необжитые и малообжитые районы, показываются все строения, в том числе и не
жилые.

На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показываются огнестойкие строения (камен
ные, кирпичные, железобетонные) заливкой оранжевого цвета, неогнестойкие (деревянные,
глинобитные и т. п.) - заливкой желтого цвета. На картах масштаба 1:100 000 характер огне
стойкости строений не показывается (рис. 7.12).

Рис. 7.12. Пример изображения поселка сельского типа:

а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000;
в - на карте масштаба 1:100 000

У крупных городов с числом жителей более 50 000 выделяют фоновой окраской оран
жевого цвета кварталы с плотной застройкой. К плотно застроенным кварталам относятся
кварталы или их части, в которых расстояния между строениями, как правило, не более 50 м.
В остальных городах, с числом жителей менее 50 000, кварталы даются заливкой черного
цвета (рис. 7.13).

Рис. 7.13. Пример изображения городов на картах масштаба 1:100 000:

а - крупный город с числом жителей более 50 000 человек; б - малый город
с числом жителей менее 50 000 человек

Составление населенных пунктов производится в определенной последовательности
(рис. 7.14):

1. Вначале наносят объекты, важные в экономическом отношении или имеющие значе
ние ориентиров (промышленные предприятия, сооружения башенного типа, церкви, памят
ники).

2. Дается изображение внешнего контура, магистральных и главных улиц.

3. Изображение второстепенных улиц и проездов.

4. Внутриквартальная застройка - показываются строения и сооружения в кварталах.

5. Заполнение контуров угодий условными знаками.

Рис. 7.14. Порядок составления населенного пункта

При составлении населенных пунктов всех трех масштабов необходимо точное сохра
нение очертаний и положения улиц, переулков, проездов, площадей и кварталов.

В понятие «улица» включаются проезжая часть и тротуары, зеленые насаждения между
ними и элементы благоустройства (фонари, указатели переходов, ограждения и др.).

На карте масштаба 1:25 000 показываются все улицы, проезды и тупики. На карте мас
штаба 1:50 000 не показываются некоторые второстепенные улицы, если их показ мешает
правильному отображению застройки. На карте масштаба 1:100 000 отбор улиц и тупиков
производится в зависимости от величины кварталов населенных пунктов.

Второстепенные улицы и тупики исключаются за счет объединения мелких кварталов
в более крупные. При этом необходимо сохранить планировку, форму и величину кварталов.

На карте масштаба 1:25 000 при изображении кварталов городов и поселков городского
типа показываются все строения и сооружения в них, если расстояния между ними будут не
менее 0,3 мм. Если расстояние будет меньше указанной величины, то строения следует пока
зывать с отбором. В первую очередь наносятся выдающиеся строения, затем строения,
имеющие большие размеры, а также расположенные у перекрестков улиц и на окраинах на
селенных пунктов. Примеры генерализации изображения застройки кварталов в городах
и поселках дачного и сельского типа показаны на рис. 7.15, 7.16.

Рис. 7.15. Генерализация изображения застройки в малых городах и поселках городского
типа в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

Рис. 7.16. Генерализация изображения застройки в поселках дачного и сельского типа
в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

На этих картах также выделяют парки, скверы, фруктовые, ягодные и цитрусовые сады,
виноградники, спортивные площадки, а также пустыри в кварталах населенных пунктов.

Подписи названий населенных пунктов. У всех нанесенных населенных пунктов должно
указываться их официальное название. На карте масштаба 1:100 000 можно оставлять без
подписей названий населенные пункты с числом жителей менее 50 человек, если их подписи
на данном участке нельзя разместить из-за большой перегрузки карты.

1. Какие требования предъявляются к изображению населенных пунктов на крупно
масштабных топографических картах?

2. Как классифицируются населенные пункты при их изображении на крупномас
штабных топографических картах?

3. Каким образом передается тип поселения на крупномасштабных топографических
картах?

4. Как подразделяются города, поселки городского типа и поселки сельского типа по
числу жителей?

5. Как передается число жителей на картах масштаба 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000?

6. Чем отличается показ числа жителей в поселках сельского типа на старых картах
и новых?

7. Какие названия населенных пунктов выделяются подчерком названия?

8. Какие планировки могут иметь города?

9. Чем отличается регулярная планировка города от нерегулярной планировки?

10. Чем отличаются смешанная и комбинированная планировки города?

11. Какие существуют виды застроек поселков сельского типа?

12. Дать характеристику бессистемной застройки населенного пункта сельского типа.

13. Дать характеристику рассредоточенной застройки населенного пункта сельского

14. Как производится отбор населенных пунктов на картах этих масштабов?

15. В какой последовательности составляется населенный пункт на картах этих мас
штабов?

16. Как производится отбор улиц, проездов и тупиков?

17. Как показываются выдающиеся строения?

18. До какого масштаба включительно показывается огнестойкость кварталов? Как она
передается на картах?

19. Что обозначает оранжевый цвет кварталов на топографических картах масштаба

20. Как делается отбор строений внутри кварталов населенных пунктов?

21. Как показываются плотно застроенные части кварталов?

22. Как делается отбор строений при бессистемной застройке?

23. Как делается отбор отдельно стоящих дворов при изображении населенных пунк
тов с рассредоточенной застройкой?

24. Какие населенные пункты на картах масштаба 1:100 000 можно оставлять без под
писи?

7.4. Изображение путей сообщения и их генерализация

На топографических картах дороги подразделяются по способу передвижения, мате
риалу покрытия, условиям проходимости и пропускной способности.

На топографических картах показываются:

Железные дороги;

Монорельсовые и подвесные дороги, фуникулеры и бремсберги, трамвайные линии
и наземные участки линий метрополитена;

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием;

Автодороги без покрытия или улучшенные грунтовые дороги, грунтовые, полевые
и лесные дороги;

Караванные пути, вьючные и пешеходные тропы, зимние дороги;

Железнодорожные сооружения (станции и станции метрополитена, разъезды, плат
формы, остановочные пункты, железнодорожные вокзалы, депо, блокпосты, семафоры и све
тофоры и др.);

Мосты, туннели, эстакады, виадуки, насыпи и выемки;

Трубы, пешеходные мосты, съезды с дорог с покрытием, фашинные участки дорог,
гати, гребли;

Горные перевалы, ограды и обсадки вдоль дорог.

К картам всех трех масштабов предъявляются следующие требования:

1. Правильно передать густоту дорожной сети.

2. Точно передать местоположение дорог.

3. Правильно показать класс каждой дороги и ее состояние.

4. Четко показать пересечения дорог, участков дорог у мостов, переправ и в местах, где
затруднен объезд.

5. Подробно отобразить дорожные сооружения, характеризующие оснащенность дорог,
служащих ориентирами.

6. Ось условного знака дороги должна точно соответствовать оси ее изображения на
картографическом материале.

7. Изображение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов со
держания карты .

Сухопутные пути сообщения по способу передвижения подразделяют на рельсовые
и безрельсовые . К рельсовым дорогам относят железные дороги, подвесные дороги, фунику
леры и бремсберги, трамвайные линии и наземные участки линий метрополитена.

Железные дороги показываются на картах с подразделением по ширине колеи (широ
коколейные с шириной колеи 1435 мм и более, в РФ - 1524 мм) и узкоколейные с шириной
колеи менее 1435 мм); по числу путей на одно-, двух- и многопутные; по виду тяги - элек
трифицированные и прочие и по состоянию полотна - действующие, строящиеся, разобран
ные (рис 7.17).

Рис. 7.17. Изображение железных дорог и сооружений на крупномасштабных топографических
картах:

а - однопутные, двухпутные, трехпутные; б - электрифицированные: однопутные, двухпут
ные, трехпутные; в - узкоколейные железные дороги и трамвайные линии; г - подвесные до
роги и фуникулеры; д - железнодорожные станции

Кроме этого показываются также монорельсовые железные дороги, трамвайные линии
(общим условным знаком с узкоколейными железными дорогами), подвесные дороги, фуни
кулеры (железные дороги на крутых подъемах, в горах с канатной тягой) и бремсберги, на
земные участки линий метрополитена.

Если линия железной дороги проходит через населенный пункт, то ее показывают без
разрыва, а при необходимости можно уменьшить толщину знака.

На картах показываются все железнодорожные станции, разъезды, платформы и оста
новочные пункты. Если станции расположены вне населенных пунктов, то обязательно дает
ся их название. На карте масштаба 1:25 000 показываются семафоры и светофоры.

Автодороги при изображении на картах подразделяются на автомагистрали, автодоро
ги с усовершенствованным покрытием и автодороги с покрытием, на улучшенные грунтовые
дороги, грунтовые (проселочные) дороги, полевые и лесные дороги, караванные пути
и вьючные тропы, пешеходные тропы (см. подразд. 5.3). Особыми условными знаками выде
ляются дороги с деревянным покрытием и зимние дороги (рис. 7.18).

Рис. 7.18. Пример классификации дорог на крупномасштабных топографических картах:

а - автомагистрали; б - автодороги с усовершенствованным покрытием; в - автодороги с
покрытием; г - улучшенные грунтовые дороги; д - автодороги с деревянным покрытием;
е - грунтовые дороги и труднопроезжие участки дорог; ж - полевые и лесные дороги;
з - зимние дороги

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием показываются на картах данных масштабов все, независимо от густоты дорожной
сети. Улучшенные грунтовые дороги показываются также, как правило, все, только при со
ставлении карт масштаба 1:100 000 могут исключаться небольшие по протяженности дороги.

Грунтовые (проселочные) дороги на карты масштаба 1:25 000 наносятся, как правило,
все. На картах масштабов 1:50 000 и 1:100 000 дороги наносятся с отбором, если в данном
районе густая сеть дорог. При нанесении дорог низших классов предпочтение отдается:

1. Дорогам, обеспечивающим связь населенных пунктов с железнодорожными стан
циями, пристанями, аэродромами и дорогами высших классов.

2. Дорогам, являющимся продолжением главных проездов в населенных пунктах.

3. Всем дорогам, которые ведут к источникам воды, через перевалы к государственным
границам или вдоль границ.

4. Соединяющим населенные пункты по кратчайшему расстоянию.

5. Дорогам, обладающим наилучшими условиями проезда и имеющим более ровный
профиль.

При составлении дорог обязательно учитываются особенности картографируемой тер
ритории. Например, зимние дороги показываются только на картах, создаваемых на малооб
житые и труднодоступные районы, где отсутствуют дороги более высокого класса и проезд
возможен только в зимнее время.

На картах, создаваемых на малообжитые, горные и пустынные районы с редкой сетью
дорог, показываются все караванные пути и вьючные тропы.

Пешеходные тропы показываются при изображении труднодоступных районов (гор, та
ежных лесов, зарослей кустарников, болот), где нет других путей сообщения.

Обобщение контура дорог практически не делается. Обобщение допускается при изо
бражении извилистых дорог в горах, когда все извилины передать нельзя, при этом необхо
димо сохранить все основные повороты дорог.

Кроме основных дорог на картах выделяются фашинные участки дорог, гати и гребли
при длине их не менее 2 мм.

Фашины - представляют собой связки хвороста, уложенные на продольные лежни
и прижатые жердями; сверху фашины засыпают землей или песком.

Гати - сплошные настилы из бревен, размещенные по хворосту или жердям.

Гребли - невысокие насыпи из грунта, камней, и песка.

Иногда все эти примитивные сооружения по дорогам имеют местные названия, напри
мер, выстилки.

Если дороги пересекают горные хребты, то необходимо показывать перевалы с подпи
сями их отметок высот и периода доступности, например: (ГУ-Х), т. е. перевал доступен
с апреля по октябрь. Главные перевалы должны выделяться более крупным размером знака
и подписи.

При изображении автомагистралей и автодорог подписывается их техническая характе
ристика: ширина покрытия (для автомагистралей - ширина одной полосы и количество по
лос), ширина дороги с обочинами (для автодорог) и материал покрытия, а также обозначает
ся граница смены материала покрытия. Материал покрытия обозначается условными сокра
щенными подписями:

А - асфальтобетон, асфальт
Б - булыжник

Б м - битумоминеральная смесь

Б р - брусчатка

Г - гравий

К - камень колотый

Ц - цементобетон

Щ - щебень

Ш л - шлак

При изображении улучшенных грунтовых дорог подписывается только ширина проез
жей части дороги.

У изображений автомагистралей и автодорог даются подписи номеров дорог, а также
выделяют номера трансмагистральных маршрутов (европейских, азиатских и др.). Номера
определяются по новейшим дорожным картам и атласам автомобильных дорог (рис. 7.19).

У выходов за рамку листа карты условных знаков дорог подписывается их направле
ние: дается подпись собственного названия ближайшего населенного пункта и указывается
расстояние в километрах (рис. 7.19)

Порядок и правила составления дорог. Дороги на картах данных масштабов всегда
составляются в последовательности от высшего класса к низшему. Железные и автодороги
отрабатываются сразу на всем листе, а остальные - составляют по отдельным участкам.

Вначале составляются дорожные сооружения, условные знаки которых прерывают
изображение дороги (например, железнодорожные станции, туннели, мосты). Потом состав
ляется сама дорога, а только после этого наносятся все остальные дорожные сооружения.

При изображении дорог необходимо следить за тем, чтобы ось условного знака дороги
точно соответствовала оси ее изображения на картографическом материале. Векторизация
дорог делается строго по оси условного знака дороги.

Нарушение этого правила допускается только в том случае, когда произошло слияние
дороги с другими объектами. Если при составлении дорог в более мелком масштабе про
изошло слияние дороги с берегом реки, озера или моря, то смещается условный знак дороги.
Если произошло слияние двух дорог, то смещается условный знак дороги низшего класса.

Рис. 7.19. Указание номеров дорог и их направлений на топографических картах

С особой тщательностью отрабатываются на карте повороты и пересечения дорог. Изо
бражение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов содержания
карты (гидрографии, населенных пунктов и др.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие виды дорог показываются на крупномасштабных топографических картах?

2. Как классифицируются железные дороги?

3. Какие требования предъявляются к изображению дорог?

4. Как показывается линия железной дороги, проходящей через населенный пункт?

5. Как показываются железнодорожные станции? Какие станции подписываются?

6. Как классифицируются автомобильные и грунтовые дороги?

7. Как делается отбор грунтовых и полевых дорог на картах масштаба 1:100 000?

8. С учетом чего передается конфигурация автодорог?

9. Какая характеристика дается автомагистралям и автодорогам?

10. Как даются подписи номеров и характеристик дорог?

11. Какие дорожные сооружения даются на картах этих масштабов?

12. Каким дорогам низшего класса отдается предпочтение при их генерализации?

13. В каком случае показываются зимние дороги?

14. Что такое фашины, гати, гребли?

15. Какая характеристика дается дорогам, пересекающим горные хребты?

16. Что подписывается у выходов за рамку листа карты основных дорог?

17. В какой последовательности составляются дороги?

18. В каком случае ось дороги может быть отодвинута относительно ее положения на
исходном картографическом материале?

7.5. Изображение рельефа и его генерализация
на крупномасштабных топографических картах

Рельеф на картах всех трех масштабов изображается горизонталями, условными знака
ми
обрывов, скал, оврагов, промоин, осыпей, и т. п. и отметками высот. Изображение рель
ефа дополняется подписями абсолютных и относительных высот характерных точек местно
сти, подписями горизонталей и указателями направления скатов (бергштрихами)
(см. подразд. 5.4, 5.4.1).

В результате того, что крупномасштабные топографические карты используются для
детального изучения и оценки местности и проведения различных расчетов и измерений по
ним, то к изображению рельефа предъявляются наиболее строгие требования:

1. Необходимо наглядно передать характер рельефа и степень его расчлененности.

2. Точно отобразить расположение, размеры и формы неровностей местности, характе
ризующие ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, а также возможность ори
ентирования на местности.

3. Наглядно и правильно передать морфологические особенности различных типов
рельефа (равнинно-эрозионного, холмисто-моренного, горного, карстового, вулканического,
рельефа песков и др.).

4. Точно и четко передать основные орографические линии и точки (водоразделов,
тальвегов, уступов, вершин, седловин и т. д.).

5. Правильно и четко отобразить направление склонов, их крутизны, а также резких
нарушений поверхности (обрывов, оврагов и промоин, выходов коренных пород и др.).

6. Расставить отметки высот таким образом, чтобы была возможность быстрого опре
деления абсолютных высот точек местности и превышений одних точек над другими .

При изображении рельефа горизонталями очень важно правильно подобрать высоту
сечения рельефа. Основная высота сечения устанавливается в зависимости от характера
рельефа картографируемой территории. В пределах одного листа карты основная высота се
чения не меняется. На топографических картах, согласно , применяются следующие вы
соты сечения (табл. 7.4).

Процесс размещения населения по терри-тории и его результат в виде совокупности сложившихся поселений называется рассе-лением .

Население крайне неравномерно распре-делено по территории России. Показателем размещения населения служит его плотность — отношение численности населения к площади, на которой оно проживает (чел./км 2).

По плотности населения (8,4 чел./км 2) Россия занимает одно из по-следних мест в мире (рис. 261). В целом степень её заселённости очень невелика. Однако в Московском регионе плотность превышает 300 чел./км 2 , тогда как на севере Сибири менее 1 чел./км 2 .

На картах плотность населения показывается способом картограммы .

Картограмма используется для отображения как качественной, так и относительной количественной характеристики явления (например, плотности чел./км 2), размещённого на площади. При этом в легенде кар-ты есть шкала, раскрашенная по принципу: чем выше относительное количество, тем интенсивнее раскраска.

Анализ карты плотности населения России показывает, что основная часть населения проживает в Основной зоне расселения (Глав-ной полосе расселения), занимающей почти всю европейскую часть страны (за исключением Севера), которая клином выступает за Урал в азиатскую часть. Занимая 1/3 территории страны, она сосредотачивает более 90% населения. Сплошной характер расселения вызван здесь при-родными условиями, историей заселения, особенностями социально-экономического развития.

Естественно, что районы с благоприятными климатическими условия-ми притягивают население, тем более что оно более успешно может здесь заниматься земледелием и другой хозяйственной деятельностью.

В России выделяются три группы поселений: города , посёлки город-ского типа , сельские поселения (деревни, сёла, аулы). Основой разви-тия городских поселений является промышленное производство, сельские же поселения связаны с сельским хозяйством, лесозаготовка-ми, рекреацией. В Главной полосе расселения сосредоточена основная часть российских поселений: городов, посёлков городского типа, сель-ских поселений.

К северу от основной полосы расселения и хозяйственного освоения простирается отличающаяся экстремальными природными условиями зона Севера. На обширных пространствах (2/3 территории России) безлюдно и проживает всего 1/15 часть населения. Это зона очагового заселения. Городские и сельские поселения отдалены друг от друга на десятки и сотни километров. Они приурочены к местам разработки месторождений полезных ископаемых, долинам рек, транспортным коммуникациям.

Наряду с постоянно обитаемыми распространены временные и се-зоннообитаемые населённые пункты. Временные возникают в районах лесоразработок, изысканий и добычи ценных полезных ископаемых. После выработки ресурсов они пустеют. Сезоннообитаемые поселения используются, например, рыболовецкими предприятиями, в сезон пу-тины, а также для сельскохозяйственных работ, промысла.

Жители северных районов испытывают на себе влияние необычно длитель-ной и суровой зимы, короткого холодного лета, нарушение фотопериоди-чности (отсюда «солнечное голодание» во время полярной ночи и «световое излишество» во время полярного дня), сильные возмущения в атмосфере. Мощность тропосферы сокращается от 16 км на экваторе до 8 км на полю-сах. В результате магнитные бури, космические излучения, солнечный ветер достигают на Севере своего максимального проявления. Здесь дышит кос-мос! И его дыхание сказывается на здоровье человека. Если в Гималаях мож-но подняться до 4 тыс. м над уровнем моря и не почувствовать ухудшения своего состояния, то на Тянь-Шане или Кавказе проявления гипоксии (кисло-родного голодания) начинаются на высоте 3 тыс. м. На Камчатке или Поляр-ном Урале неадаптированный организм испытывает негативные изменения уже с высоты 1600-1800 м. В Высокой Арктике одышка проявляется уже на уровне моря и ведёт к сердечной недостаточности.

Территориально близко расположенные населённые пункты за счёт многочисленных взаимосвязей образуют групповые системы расселения. Ведущим звеном при этом выступает город как опорный пункт, центр концентрации территориального управления в области производ-ственной и непроизводственной деятельности. Материал с сайта

Рис. 263. Деревня

Ещё В. П. Семёновым-Тян-Шанским была разработана типология заселения сельской местности в зависимости от природных условий и занятий населения. В северных районах преобладают мелкие сёла и деревни. По мере продвижения на юг повышается доля крупных поселений — станиц, где прожи-вает несколько тысяч жителей.

Существующие проблемы в аграрном секторе экономики России, невосполнимые потери сельского населения привели к сокращению значительного ко-личества российских сёл и дере-вень. Многие из них используют-ся сейчас в качестве сезонных на дачный период отпусков.

Дальнейшая судьба сельских поселений России, многих посёлков городского типа, да и малых городов зависит от развития их экономиче-ского базиса. Поэтому подъём сельского хозяйства, развитие лесопро-мышленного комплекса и инфраструктуры — дороги, газификация, средства связи, водопроводная сеть, сфера услуг, — несомненно, послу-жат не только стабилизации населения, но и, возможно, его увеличе-нию за счёт миграции горожан, которых не устраивает неблагоприят-ная экологическая ситуация в крупных городах.

Население крайне неравномерно размещено на территории России. Основная часть проживает в наиболее освоенной Главной полосе рассе-ления, отличающейся более благоприятными климатическими условиями, высоким уровнем социально-экономического развития и ранней исто-рией освоения. Здесь сосредоточена подавляющая часть городов, по-сёлков городского типа, сёл. В зоне Севера — очаговое расселение. Сельское расселение имеет зональный характер.

На этой странице материал по темам:

  • Население россии 11 век

  • Доклад по теме плотность населения и система растений

  • Доклад на тему расселение в сельской местности

  • Факторы размещения населения россии реферат

  • География размещение населения конспект краткий

Вопросы по этому материалу:

Вся территория России, за исключением некоторых арктических районов, практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность населения — 8,6 человек на 1 кв. км (в Европейской части — 29 человек на 1 кв. км, а в Азиатской — около 2 человек на 1 кв. км). Наибольшая плотность населения (которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку) наблюдается в . Самая высокая плотность населения (320 чел на 1 кв.км) в Московской области, а самая низкая – в Эвенкийском АО (0,03 чел на 1 кв.км).

Формы расселения и типы населенных пунктов

Живет в населенных пунктах, которые подразделяются на:

  • города;
  • поселки городского типа;
  • рабочие поселки;
  • курортные поселки;
  • сельская местность (села, деревни, аулы, станицы).

Городом в России считается населенный пункт, в котором живет не менее 12 тыс человек при условии, что 95 % из них рабочие и служащие, а также члены их семей.

Поселком городского типа считается населенный пункт, численность населения которого не менее 3 тыс человек и доля незанятых сельским хозяйством составляет 85 %.

Жители городов и поселков городского типа считаются городским населением.

В России насчитывается свыше тысячи городов и около 2200 поселков городского типа.

Города различают по функциям: промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты и т.д., а также по людности: малые (до 20 тыс.), средние (до 100 тыс.), большие (до 250 тыс), крупные (до 500 тыс), крупнейшие (до 1 млн) и города-миллионеры.

Города-миллионеры : Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Пермь.

Города-миллионеры, а также ряд крупнейших городов вместе со смежными городами меньших размеров образуют городские агломерации . Самая крупная агломерация России – Московская (14 млн человек). Другие крупные агломерации: Самарская, Нижегородская, Екатиринбургская.

Следующая стадия городского развития – мегалополисы в России пока не представлены. В стадии формирования находится мегалополис Москва – Владимир – Нижний Новгород, возможно формирование мегалополиса на оси Москва – Санкт-Петербург.

Сельское поселение отличается от городского меньшими размерами и зональной спецификой, т.е. характер расселения сельского населения различается по природным зонам в зависимости от условий для хозяйственной деятельности, обычаев и традиций проживающих в тех регионах народностей.

В зоне тундры преобладают крупные постоянные поселки по берегам рек, где жители занимаются охотой и рыболовством, которые сочетаются с временными пунктами, где останавливаются при перегоне стад оленеводы.

В северной тайге поселения, средние по величине, расположены также по берегам рек и озер, так как по ним чаще всего сплавляют лес. Жители этих селений занимаются лесозаготовками и на заливных лугах.

В южной тайге сеть мелких поселений обычно приурочена к возвышенностям, где небольшие сельскохозяйственные земли перемежаются с лесами и болотами.

В южной части лесной зоны земледелие носит уже не очаговый, а выборочный характер (распахано до 40% площадей). Сеть поселений здесь очень густая, но численность жителей в них невелика (в среднем 100 жителей). Это связано с невысоким плодородием подзолистых и дерново-подзолистых почв.

В лесостепной и степной зонах , где находятся самые плодородные почвы – , существует сплошное земледелие. Сеть поселений здесь менее густая, чем в лесной зоне, но сами населенные пункты многочисленны.

В сухих степях и пустынях земледелие опять приобретает черты очагового типа, поэтому сельские поселения крупные и располагаются в долинах рек и у пастбищ.

В горных районах расселение подчинено высотной зональности: в долинах рек расположены крупные поселения, жители которого занимаются , а выше расположены мелкие населенные пункты животноводов.

Урбанизация в России

В России, как и в большинстве развитых стран мира,приостановился : соотношение городских и сельских жителей сохранилось на уровне переписи 1989 г. — 73% (или 106,4 млн. человек) и 27% (или 38,8 млн. человек) соответственно.

Большая часть городского населения России проживает в крупных, крупнейших городах и городах – миллионерах. Причем, почти пятая часть населения страны проживает в 13 городах — «миллионниках»: Численность двух самых крупных городов России составила: Москвы — 10,4 млн. человек, — 4,7 млн. человек. Столица Российской Федерации входит в число 20-ти крупнейших городов мира. Среди субъектов РФ самые высокие показатели урбанизации (не считая городов Москва и С.Петербург) имеют: Мурманская область (92%), Магаданская область (92%) и Ханты-Мансийский АО (91%). Самые низкие показатели имеют Усть-Ордынский Бурятский АО (0%), Корякский АО (26%), Эвенкийский АО (33%), Чеченская республика (34%).

Среди регионов самые высокие показатели имеет (78%), Центральный район (77%), и (по 76%). Наименее урбанизирован (50%).

Зоны расселения населения России

По плотности и особенностям расселения людей, преобладающим типам населенных пунктов и степени хозяйственного освоения в России различают несколько зон.

Основная полоса расселения

Она включает почти всю Европейскую часть России, юг Сибири и Дальнего Востока и занимает 34% территории страны. Здесь находится зона сплошного заселения страны и проживает 93 % ее населения. В пределах этой зоны наблюдается высокая плотность населения (50 человек на 1 кв км), большое число крупных городов, городских агломераций, сосредоточена почти вся обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство (без оленеводства) страны.

Зона Крайнего Севера

Она расположена к северу от основной полосы расселения и включает 64% территории страны. Расселение в пределах этой зоны очаговое, т.е. отдельные населенные пункты и их группы разбросаны островками на необъятных просторах тундры и тайги, вблизи крупных ресурсных баз, по долинам рек и вдоль транспортных путей. Плотность населения здесь очень низкая – 0,9 человек на кв км и проживает всего 11,5 млн человек. В настоящее время происходит отток населения из этой зоны.

Аридная зона

Эта зона находится в районах пустынь и полупустынь, где крупные города формируются вблизи месторождений , а сельские поселения там, куда приходит вода.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Амурский государственный университет

ГОУВПО «АмГУ»

Кафедра Мировая экономика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Территориальная организация населения

Особенности размещения населения в мире и факторы, их определяющие

Благовещенск 2011


Введение

1. Особенности размещения населения в мире

2. Факторы, определяющие размещение населения в мире

2.1 Природный фактор

2.2 Исторический фактор

2.3 Демографический фактор

2.4 Социально-экономический фактор

2.5 Естественное движение (воспроизводство)

2.6 Миграция (механическое движение население)

2.7 Расовый и этнический (национальный) состав населения

2.8 Демографическая (половозрастная) структура населения, трудовые ресурсы, формы расселения людей

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ

Человек разумный (Homo sapiens) выделился из древнейших человекообразных обезьян примерно 50-100 тыс. лет назад. Произошло это событие в обширной зоне, охватывающей центральную и северо-восточную Африку, юго-западную Азию и юго-восточную Европу.

О численности людей в мире еще 200-300 лет назад было мало что известно. Она росла очень медленно из-за высокой смертности, которая объясняется низким уровнем развития производительных сил и большой зависимостью человека от природной среды; население нередко уменьшалось из-за массового голода, частых эпидемий и войн. Например, в середине XIV в. в Европе от эпидемии чумы - "черной смерти" - погибло около 15-20 млн. человек (1/6 часть всего населения). В результате крестовых походов население Европы и Ближнего Востока потеряло несколько миллионов человек.

Темпы роста населения, увеличиваясь по мере совершенствования производства, развития земледелия и животноводства, определялись улучшением условий жизни людей, успехами медицины. В результате численность населения Земли эволюционировала следующим образом (млн чел.): 15 тыс. лет до н. э. - 3; начало нашей эры - 230; 1000 г. - 305; 1500 г. - 440; 1650 г. - 550; 1800 г. - 952; 1900 г. - 1656.

Одна из важнейших задач географии населения - анализ его пространственного размещения. Расселены люди на планете крайне неравномерно. Более чем две трети человечества сконцентрировано примерно на 8% площади суши, а 10% ее до сих пор необитаемы (Антарктида, почти вся Гренландия и т. д.).

Другие особенности размещения населения на Земле таковы: около 72 % населения проживает в Евразии - области происхождения и формирования человека, 60% населения - в умеренном поясе северного полушария; больше половины людей сосредоточено на низменностях (до 200 м над уровнем моря), хотя последние составляют менее 30 % суши. Население как бы "сдвинуто" к морю - почти 1/3 людей проживает на расстоянии не более 50 км от моря, эта полоса занимает 12% суши. В целом на населенной части Земли средняя плотность населения - 45 человек на 1 кв. км. Крупных ареалов с относительно высокой плотностью населения (свыше 50 человек на 1 кв. км) сравнительно немного:

Европа (без северной ее части);

в Азии - Индо-Гангская низменность, Южная Индия, Восточный Китай, Японские острова, остров Ява;

в Африке - долина Нила и низовья Нигера;

в Америке - некоторые приморские районы на северо-востоке США, в Бразилии и Аргентине.

Среди наиболее плотно заселенных стран мира - Бангладеш (930 человек на 1 кв. км), Нидерланды и Бельгия - по 330-395 человек на 1 кв. км, а в городских районах плотность населения часто достигает нескольких тысяч человек на 1 кв. км.


1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МИРЕ

Сведения о численности населения получают на основе всеобщих переписей населения, которые проводятся в большинстве стран мира не реже одного раза в десятилетие (обычно один раз в 10 или 5 лет), а также на основе текущего учета движения населения, который ведется соответствующими органами (в нашей стране - загс, милиция) при гражданской регистрации рождений, смертей, браков и разводов, переездов населения и т. п.

Однако установить точно численность населения невозможно, так как в некоторых странах переписи либо не проводились вовсе, либо их не было давно, а текущий учет численности населения организован плохо. Поэтому общая численность населения мира, отдельных его регионов, стран и районов имеет приближенный характер.

На протяжении всей истории человечества численность населения увеличивалась очень медленно. Это объяснялось большой зависимостью человека от природы, низким уровнем производства, частыми войнами, эпидемиями, голодом. Только в XIX в. население Земли стало расти быстрее. Особенно быстрый рост его наступил в XX в. Если в 1850 году численность населения мира составляла 1 млрд. человек, то 1987 г. она преодолела пятимиллиардный рубеж, а в 2000 г. уже превысила 6 млрд. человек. Таким образом, за последние 150 лет человечество увеличило свою численность в 6 раз. По прогнозам, вплоть до 2015 г. абсолютный ежегодный прирост населения будет оставаться на прежнем, очень высоком уровне (примерно 90 млн. человек), а общая численность населения Земли на этом рубеже составит 7,5 млрд. человек, к 2025 году она достигнет 8 млрд. человек. Такое резкое увеличение численности населения, столь высокие темпы его роста получили название «демографического взрыва».

Население размещается на нашей планете крайне неравномерно: более 85% населения Земли сосредоточено в восточном полушарии, 90% - в Северном, более половины людей проживает на низменностях (до 200 м над уровнем моря) и в приморских районах (на расстоянии, не превышающем 200 км от моря). Примером неравномерности размещения может быть и характер распределения людей по частям света: 60% населения сконцентрировано в Азии, около 12% - в Европе, 13% - в Африке, 14,0% - в Америке (Северной и Южной), 0,6% - в Австралии и Океании (данные на 2000 г.).

Еще более существенны различия в характере распределения населения по странам мира. Особую группу образуют страны с числом жителей, превышающим 100 млн. человек: Китай (1 млрд. 272 млн. человек), Индия (1002 млн. человек), США (276 млн. человек), Индонезия (212), Бразилия (170), Пакистан (151), Россия (143), Япония (129), Бангладеш (128), Нигерия (123). На пороге 100-миллионников стоят Филиппины, Эфиопия, Иран, Конго (Заир).

Средняя плотность населения обитаемой суши - 45 человек на 1 кв. км, но около половины ее имеют плотность населения менее 5 человек на 1 кв. км, а 15% ее территории совершенно не освоено людьми (области с экстремальными природными условиями - приполярные зоны, пустыни, высокогорья).

Наиболее заселенными районами (200 человек на 1 кв. км и выше) мира являются:

Восточная и Юго-Восточная Азия (включает Восточный Китай, КНДР, Республику Корею, Японию, Тайвань, Вьетнам, Таиланд, Лаос, Сингапур, Индонезию, Малайзию, Филиппины), где проживает около 2 млрд. человек, а плотность населения в отдельных местах (долина реки Янцзы, Японские острова, остров Ява и др.) превосходит 300 человек на 1 кв. км;

Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка) с численностью населения более 1,2 млрд. человек и сосредоточением населения в отдельных местах (долина Ганга и Брахмапутры) до 500 человек на 1 кв. км;

Западная Европа (Великобритания, север Франции, Германия, страны Бенилюкс);

Восточная Америка (юго-восток Канады и северо-восток США, острова Вест-Индии, приморские районы Бразилии и Аргентины);

Северо-Восточная Африка (долина Нижнего Нила).

Среди стран мира наиболее высокую плотность населения имеют Монако (15,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Сингапур (4,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Бангладеш (более 800 чел. на 1 кв. км), Нидерланды и Бельгия (320-350 чел. на 1 кв. км), Индия (300), Китай (125). Для сравнения: средняя плотность населения США - 27 чел. на 1 кв. км, России - 8,7 чел., Канады и Австралии - 2 чел. на 1 кв. км.

В большинстве стран мира численность населения не достигает и 10 млн. человек. Более 80% населения проживает в развивающихся странах, на них же приходится и основная доля трудовых ресурсов мира.

население размещение движение состав


2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В МИРЕ

Неравномерность размещения населения на земном шаре объясняется следующими факторами.

2.1 Природный фактор

Первая причина - влияние природного фактора. Понятно, что обширные районы с экстремальными природными условиями (пустыни, ледовые пространства, тундра, высокогорья, тропические леса) не создают благоприятных предпосылок для жизни людей. Это можно продемонстрировать на примере таблицы 60, которая хорошо показывает как общие закономерности, так и различия между отдельными регионами.

Главная общая закономерность заключается в том, что 80% всех людей живет на низменностях и возвышенностях высотой до 500 м, которые занимают всего 28% земной суши, в том числе в Европе, Австралии и Океании в таких районах живет более 90% всего населения, в Азии и Северной Америке - 80% или около этого. Но, с другой стороны, в Африке и Южной Америке 43-44% людей обитает на территориях, превышающих по высоте 500 м. Подобная неравномерность характерна и для отдельных стран: к самым «низменным» относятся, например, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия, Китай, США, а к самым «возвышенным» - Боливия, Афганистан, Эфиопия, Мексика, Иран, Перу. При этом большая часть населения концентрируется в субэкваторитальном и субтропическом климатических поясах Земли.

2.2 Исторический фактор

Вторая причина - воздействие исторических особенностей заселения земной суши. Ведь размещение населения по территории Земли складывалось на протяжении всей истории человечества. Процесс формирования людей современного вида, начавшийся 40-30 тыс. лет назад, происходил в Юго-Западной Азии, Северо-Восточной Африке и Южной Европе. Отсюда люди затем распространились по всему Старому Свету. Между тридцатым и десятым тысячелетиями до нашей эры они заселили Северную и Южную Америку, а в конце этого периода - и Австралию. Естественно, что время заселения в какой-то мере не могло не сказаться на численности населения.

1. По составу основного контингента обслуживаемых покупателей.

1.1. Магазины, обслуживающие городских жителей.

1.2. Магазины, обслуживающие сельских жителей.

2. По характеру размещения на территории населенного пункта ма­газины, создаваемые в городах, подразделяются на две основные группы.

2.1. Магазины, размещаемые непосредственно в жилой застройке.

2.2. Магазины, размещаемые в местах общегородского значения.

Характер размещения магазина определяется разнообразными фак­торами - величиной города и его планировочной структурой; состоянием внутригородских транспортных связей; направлениями и интенсивностью основных потоков движения населения (маршрутами внутрисуточной его миграции); плотностью населения в отдельных жилых и административ­ных районах; расположением производственных, административных и культурно-просветительных объектов, но наиболее важным фактором при этом является его функциональная направленность на удовлетворение ос­новных групп потребностей покупателей.

Так, магазины первой группы призваны удовлетворять наиболее массовые и постоянные потребности в товарах (основные группы продо­вольственных товаров; хозяйственные, галантерейно-парфюмерные и не­которые другие группы непродовольственных товаров повседневного спроса), поэтому определяющим фактором при их размещении является радиус пешеходной доступности (он принимается обычно в пределах до 500 м). Следует при этом отметить, что в практике размещения таких мага­зинов в странах с развитой рыночной экономикой этот фактор не является столь определяющим, так как практически каждая семья там имеет маши­ну, а покупки таких товаров совершаются обычно один раз в неделю. Раз­мещение магазинов этой группы следует сочетать с основными направле­ниями пешеходных маршрутов внутри жилой застройки.

Магазины второй группы призваны удовлетворять периодические и эпизодические потребности покупателей в товарах, к их услугам они об­ращаются редко, поэтому радиус пешеходной доступности не играет для них определяющей роли. Главными факторами для покупателей являются широта предлагаемого выбора таких товаров и обеспечение транспорт­ной доступности при размещении магазинов. Наиболее эффективными формами территориальной концентрации таких магазинов в планировоч­ной структуре городов являются общегородские центры, центры админи­стративных районов, крупнейшие транспортные магистрали (особенно места их пересечения), территории, непосредственно примыкающие к же­лезнодорожным и автовокзалам, крупным рынкам и т. п.

В сельской местности магазины первой группы также равномерно размещаются на территории всех сельских населенных пунктов, в то время как магазины второй группы создаются, как правило, только в селах - центрах притяжения (крупных сельских населенных пунктах, в которых располагаются административные, производственные, культурно - просветительные и др. объекты).

3. По формам товарной специализации.

3.1. Универсальные.

3.2. Комбинированные.

3.3. Специализированные.

3.4. Узкоспециализированные.

3.5. Неспециализированные.

Универсальные магазины реализуют, как правило, все основные группы продовольственных или непродовольственных товаров. При этом универсальные продовольственные магазины могут включать в свой ас­сортимент и некоторые группы непродовольственных товаров, в то время как универсальные непродовольственные магазины (универмаги) могут реализовать и ряд групп продовольственных товаров. Универсальные ма­газины являются наиболее удобными для покупателей, так как обеспечи­вают комплексное удовлетворение их спроса. При этом, объединяя разно­образный ассортимент товаров, универсальные магазины обеспечивают достаточно глубокую его специализацию в разрезе отдельных своих струк­турных подразделений. Вместе с тем, следует учесть, что универсальные магазины являются наиболее сложными объектами управления, так как требуют высокого профессионализма менеджеров в сфере функциониро­вания всех основных сегментов потребительского рынка.

Комбинированные (или комплексные) магазины реализуют товары различных групп, объединенные общностью их потребления, т. е. удовле­творяют комплексный спрос отдельных категорий покупателей. Наиболее распространенными комбинированными (или комплексными) магазинами являются «Товары для детей»; «Товары для женщин»; «Товары для дома»; «Товары для отдыха и спорта»; «Диетические продукты» и некоторые дру­гие. Как видно из этих примеров, комбинированные магазины могут созда­ваться для реализации как непродовольственных, так и продовольственных товаров.

Специализированные магазины реализуют две-три группы товаров, объединенных общностью спроса. Примерами специализированных мага­зинов могут выступать магазины одежды, обуви, хозяйственных товаров, хлебокондитерских изделий, мясо-рыбных товаров и многие другие. В розничной торговой сети специализированные магазины получили наи­большее распространение. Это связано с тем, что, ограничивая свою дея­тельность определенным сегментом потребительского рынка, торговое предприятие может обеспечить достаточно высокую степень удовлетворе­ния спроса покупателей на отдельные товары, предложить достаточно ши­рокую номенклатуру дополнительных услуг, соответствующих особенно­стям реализуемых товаров, сформировать высокопрофессиональный со­став персонала в рамках избранной специализации.

Узкоспециализированные магазины реализуют товары одной группы (а иногда и отдельной подгруппы). Видами товарной специализации таких магазинов являются, например, женская обувь, электроосветительные при­боры, инструменты, мужские сорочки и другие. Еще более углубляя и ог­раничивая рыночный сегмент и соответственно повышая уровень обслу­живания покупателей, выбор такой формы специализации магазинов таит в себе и определенные угрозы, связанные с колебаниями конъюнктуры по­требительского рынка. Избежать этой угрозы можно путем выбора узкой специализации деятельности по товарам наиболее массового спроса, а также по товарам, находящимся на ранних стадиях своего жизненного цикла.

Неспециализированные (или смешанные) магазины реализуют това­ры разных групп, не связанных (или слабо связанных) между собой общ­ностью спроса. В отличие от универсальных магазинов они предлагают ограниченную номенклатуру групп продовольственных и непродовольст­венных товаров. Магазины такой формы специализации выбираются обычно для размещения в сельской местности.

Рассматривая формы товарной специализации магазинов, следует обратить внимание на то, что границы ассортиментного профиля многих из них в настоящее время выглядят несколько «размытыми». В целом ряде специализированных и узкоспециализированных магазинов встречается несвойственный им ассортимент товаров, носящий случайный характер.

4. По определяющему методу продажи товаров магазины подразде­ляются на следующие основные группы.

4.1. Магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей.

4.2. Магазины, реализующие товары по методу самообслуживания.

4.3. Магазины, реализующие товары по образцам и каталогам.

Магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей осущест­вляют продажу товаров через продавцов. Выбор такой технологии торго­вого обслуживания определяется прежде всего спецификой ассортимента реализуемых товаров. В первую очередь такой выбор оправдан для спе­циализированных и узкоспециализированных магазинов, реализующих до­рогостоящие малогабаритные товары, требующие большого объема кон­сультаций покупателей при их покупке (ювелирные изделия, меховые то­вары и т. п.). Кроме того, (такие магазины оправдывают себя при продаже товаров, трудно поддающихся стандартизации и предварительной фасовке (свежее мясо, живая рыба и т. п.). Критерием выбора таких магазинов мо­жет служить и необходимость обеспечения сохранности товаров, если они размещаются в местах со случайным контингентом покупателей (при рын­ках, автобусных и железнодорожных станциях и т. п.).

Магазины, реализующие товары по методу самообслуживания, осно­ваны на принципе свободного отбора товаров покупателями. Такие мага­зины наиболее эффективны при продаже товаров простого ассортимента наиболее массового спроса (например, универсам), а также при продаже товаров, хорошо известных покупателю, ассортимент которых носит отно­сительно стабильный характер. Кроме того, выбор таких магазинов эффек­тивен при высокой интенсивности покупательских потоков, так как этот метод продажи дает существенную экономию численности персонала.

Магазины, реализующие товары по образцам или каталогам, осуще­ствляют продажу товаров на основе предварительного ознакомления и расчета за товары, обеспечивая их последующую доставку на дом покупа­телям. Выбор такой определяющей технологии эффективен прежде всего при продаже технически сложных или крупногабаритных товаров (телеви­зоры, холодильники, стиральные машины, автомобили, мебель, основные виды стройматериалов и т. п.), образцы которых размещаются в магазинах - салонах, магазинах-складах и т. п. Торговля по каталогам может охваты­вать практически все основные группы непродовольственных товаров сложного ассортимента, выбор которых не может быть обеспечен в рамках лишь одного магазина (магазин посылочной торговли).

Выбор определяющего метода продажи товаров формирует основу торгово-технологического процесса магазина и уровень обслуживания по­купателей. Кроме того, он существенно влияет на численность персонала магазинов, размер товарных запасов, уровень расходов по обеспечению товародвижения и другие показатели, определяющие экономическую эф­фективность деятельности торгового предприятия.

5. По ценовым уровням реализуемых товаров магазины подразделя­ются на такие основные группы.

5.1. Магазины среднего уровня цен.

5.2. Магазины низких цен.

5.3. Элитные магазины с наиболее высоким уровнем цен.

Магазины среднего уровня цен имеют наибольшие возможности по­строения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей. Такие магазины рассчитаны на об­служивание наиболее массовых покупателей.

Магазины низких цен формируют свой ассортимент за счет наиболее дешевых разновидностей товаров, качество которых обычно уступает среднему уровню. Кроме того, в таких магазинах существенно занижен критерий уровня торгового обслуживания, особенно по параметрам, вызы­вающим дополнительные расходы магазина. Такие магазины рассчитаны преимущественно на обслуживание покупателей с наиболее низким уров­нем доходов.

Элитные магазины с наиболее высоким уровнем цен выбираются торговым предприятием в том случае, если избранная им рыночная ниша связана с обслуживанием покупателей с наиболее высоким уровнем дохо­дов. Высокий уровень цен на товары в этом случае обусловлен подбором особого (элитного) их ассортимента, обеспечением наивысшего качества реализуемой продукции, широкой номенклатурой дополнительных торго­вых услуг, а также высоким уровнем расходов на соответствующее оформ­ление интерьера торгового зала.

6. По размерам торговой площади магазины подразделяются на четыре основных группы.

6.1. Мелкие.

6.2. Средние.

6.3. Крупные.

6.4. Крупнейшие.

При этом для городских и сельских магазинов критерии их размер­ной дифференциации различны. К мелким магазинам в условиях город­ской застройки относят обычно магазины с торговой площадью до 250 кв. м., в сельской местности - соответственно до 100 кв. м. Обычно та­кие магазины размещаются в приспособленных помещениях и рассчитаны на обслуживание относительно небольшого контингента покупателей. К средним магазинам в городах относят магазины с торговой площадью 251-1000 кв. м., а в сельской местности соответственно 101-400 кв. м. Та­кие магазины размещаются как в приспособленных помещениях, так и в специально построенных зданиях. На такой торговой площади могут быть организованы специализированные и узкоспециализированные магазины любой из групп товарной специализации, а также магазины комплексного спроса и универсальные продовольственные. К крупным магазинам в го­родах относят магазины с торговой площадью 1001-3500 кв. м., а в сель­ской местности соответственно 401-1000 кв. м. Такая торговая площадь позволяет создавать магазины комплексного спроса, а также универсаль­ные продовольственные и непродовольственные магазины. К крупней­шим магазинам в городах относят магазины с торговой площадью свыше 3500 кв. м., а в сельской местности - свыше 1000 кв. м. Такие высокие размеры торговой площади предназначаются обычно для создания универ­сальных непродовольственных магазинов в крупных городских и сельских населенных пунктах.

В практике организации торговой сети размеры магазинов, предна­значенных для нового строительства, определенным образом стандартизи­руются. Так, с учетом принятого стандарта проектирования размеры го­родских магазинов, предназначенных для нового строительства, установ­лены со следующими параметрами торговой площади: 250; 400; 650; 1000; 1500; 2500; 3500; 4500; 6500; 8500; 11000; 15500 и 22000 кв. м. Размеры сельских магазинов, предназначенных для нового строительства, установ­лены в следующих стандартах: 100; 150; 250; 400; 650; 850; 1000; 1650; 2150 и 3150 кв. м. Учитывая, что эти размерные стандарты магазинов были введены еще в 1981 году и в соответствии с ними строилась их сеть на протяжении последних почти двух десятилетий, они являются наиболее

Распространенными вариантами размеров действующих магазинов. Виды зданий магазинов:

Встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учрежде­ний);

Встроенно-пристроенные;

Кооперативного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй - предприятия бытового обслуживания;

Отдельно стоящие.

Требования, предъявляемые к торговым зданиям:

Технологические - наличие специальных помещений для организа­ции торгового процесса и рационального движения покупательских, то­варных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслу­живания покупателей с минимальными затратами труда и средств;

Архитектурно-строительные - использование современных индуст­риальных методов строительства отдельных помещений; возможность ре­конструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных под­ходов и подъездов к магазину;

Технические - обеспечение соответствующего оптимального коли­чества воздуха, освещения;

Эстетические - оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением;

Экономические - эффективность торгового процесса, выбор усло­вий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строитель­ство, эксплуатацию.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!