Все для предпринимателя. Информационный портал

Внешний аудит кредитной организации. Особенности внутреннего аудита в кредитной организации в современных условиях Аудит кредитных организаций проводится

Проверка внутренних документов банка включает проверку установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур. Целью ее является оценка качества и соответствия созданных в кредитной организации систем обеспечения соблюдения требований законодательства РФ и иных актов.

Цель повышения квалификации - научить проводить и анализировать операционную проверку оценки качества и соответствия систем, процессов и процедур, организационных структур банка и их достаточности для выполнения возложенных функций.

Выдаваемый документ: Удостоверение повышения квалификации.
Действующая акция: 15% скидка при записи двух и более участников.

Тема 1. Методическое обеспечение проведения проверок Службы внутреннего аудита в коммерческом банке (4 часа)

  • Обзор нормативных документов Банка России, регламентирующих деятельность СВА в кредитных организациях
  • Требования к внутренним документам кредитных организаций, регламентирующим деятельность СВА (в т.ч. проведение проверок), и практические примеры их реализации.
  • Формирование планов работы и планов проверок СВА на основе риск-ориентированного подхода.
  • Вопросы формирования программ проверок СВА в контексте снижения регуляторного риска.
  • Обзор Программ проверок по основным направлениям деятельности кредитной организации:
    а) Денежные средства и кассовые операции (в т.ч. операции по купле-продаже иностранной валюты в наличной форме), инкассация денежных средств
    б) Потребительское кредитование
    в) Кредитование юридических лиц (кроме кредитных организаций)
    г) Операций с ценными бумагами
    д) Финансово-хозяйственные операции. Обеспечение сохранности имущества.
    е) Проверка элементов расчетной базы, по которым формируется резерв на возможные потери, правильности его формирования и использования
    ж) Организация работы по привлечению денежных средств физических лиц. Операции по вкладам физических лиц и депозитам юридических лиц (кроме кредитных организаций)
    з) Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц
    и) Операции по привлечению средств кредитных организаций (в том числе межбанковских расчетов, межбанковских кредитов и депозитов
    к) Операции с собственными долговыми обязательствами кредитной организации
    л) Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам сейфов для хранения документов и ценностей
    м) Правомерность формирования собственных средств (капитала)
    н) Оценка информационных технологий, организации обработки и защиты банковской информации. Выполнение требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств
    о) Выполнение требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
    п) Соблюдение правил совершения расчетных операций (осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц) и отражения по счетам бухгалтерского учета, в т ч. операций, осуществляемых с использованием электронных средств платежа, в том числе платежных карт.
    р) Проверка правильности формирования доходов и расходов, финансового результата
    с) Оценка эффективности организационной структуры и качества управления
    т) Оценка эффективности системы управления банковскими рисками и капиталом
    у) Оценка организации внутреннего контроля, в том числе эффективности работы службы внутреннего контроля.
  • Практические образцы программ проверок по указанным направлениям входят в раздаточный материал.

Стоимость первой темы - 8900 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 2. Внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК) в соответствии с Указанием Банка России от 15.04.2015 г. № 3624-У: аспекты внутреннего аудита (4 часа)

  • Понятие и нормативная основа ВПОДК.
  • Обзор основных требований к ВПОДК кредитной организации в соответствии с Указанием № 3624-У.
  • Состав и характеристика составных элементов ВПОДК кредитной организации в соответствии с Указанием № 3624-У.
  • Цели и задачи внутреннего аудита ВПОДК.
  • Аудит организации ВПОДК в кредитной организации:
  • Корпоративное управление.
  • Документы, разрабатываемые в рамках ВПОДК.
  • Аудит организации системы управления рисками:
    - Общие вопросы.
    - Кредитный риск.
    - Рыночный риск.
    - Операционный риск.
    - Процентный риск.
    - Риск ликвидности.
    - Риск концентрации.
  • Аудит организации процедур управления капиталом:
    - Определение склонности к риску (риск-аппетита).
    - Определение агрегированной оценки рисков и требований к капиталу.
    - Процедура оценки достаточности капитала.
    - Процедуры распределения капитала через систему лимитов и контроля установленных лимитов.
  • Аудит процедур стресс-тестирования.
  • Аудит отчетности, формируемой в рамках ВПОДК.
  • Аудит результатов выполнения ВПОДК.
  • Приложения с примерами организации и рекомендациями по внутреннему аудиту основных компонентов ВПОДК.

Стоимость второй темы - 8500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 3. Внутренний аудит - эффективные деловые коммуникации. Психология поведения и общения в ходе аудиторской проверки (8 часов)
Психология поведения внутреннего аудитора в ходе аудиторской проверки:

  • цели внутреннего аудита. Развитие навыков и техники постановки задач. Ролевое распределение обязанностей в команде проверяющих, позволяющих комплексно и всесторонне рассматривать проблемы и находить оптимальные варианты устранения, выявленных недостатков;
  • принципы командного взаимодействия (с учетом требований из CIA), передача информаций в группе и эффективные деловые коммуникации;
  • практические рекомендации внутреннему аудитору по психологии поведения в ходе аудиторской проверки;
  • самопрезентация группы проверяющих внутренних аудиторов;
  • установление доверительных отношений с обьектом аудита;
  • интервьюирование (цели и задачи интервьюирования, развитие коммуникационных навыков и техники активного слушания, ошибки при интервьюировании), протоколирование интервью;
  • анализ различных кейсов.

Развитие навыков фасилитатора:

  • кто такой фасилитатор? где применяется навыки фасилитации во внутреннем аудите;
  • как использовать и применять фасилитационные методы и подходы на практике.

Изучение основных методов фасилитции:

  • метод организации встреч и переговоров в формате мировое кафе (Wold Cafe);
  • методы поиска будущего (Future Search и Serach Conference) и использование в работе внутреннего аудита технологий открытого пространства (Оpen Space Technology) в условиях наличия реальной и сложной бизнес-проблемы, когда никто не знает как к ней пойти (как ее решить);
  • метод динамической фасилитации (Dynamic Facillitation);
  • и т.д.

Эффективные деловые коммуникации:

  • принципы эффективной деловой коммуникации. Барьеры эффективной коммуникации;
  • убедительная коммуникация (корректность изложения материала (мыслей); убедительность аргументов; борьба с возражениями);
  • виды манипуляций. выявление случаев манипулирования аудиторской проверкой;
  • навыки и умение противостоять манипуляциям;
  • конфликтные ситуации с которыми сталкиваются внутренние аудиторы. Предотвращение конфликтов. Тактика поведения в конфликтной ситуации.

Управление стрессом:

  • управление стрессом при выполнении аудиторского задания в условиях неопределенности;
  • в условиях постоянных изменений, необходимости приспосабливаться к новым технологическим изменениям; необходимости развития новых навыков и компетенций; при выполнении дополнительных обязанностей;
  • стресс при взаимоотношениях с коллегами (нездоровая конкуренция, соперничество, недостаточная поддержка в коллективе; стресс, связанный с опаской сокращения штата, старение);
  • стресс при взаимоотношениях с подчиненными (неумение управлять критически настроенным и необузданным коллективом; напряженный климат, авторитарный стиль руководства);
  • разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив и продвижения по службе;
  • конфликт требований организации и семьи (отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки, иное);
  • методы саморегуляции и управления стрессом;
  • работа с собственными эмоциями, позитивное мышление;
  • иные аспекты (по усмотрению лектора в зависимости от группы участников, характера и масштабов деятельности, организаций в которых работают участники треннинга; характера обсуждаемых на треннинге проблем).

Ответы на вопросы слушателей.

Стоимость третьей темы - 13500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 4. Принципы внутреннего аудита банковских автоматизированных систем и систем электронного банкинга (8 часов)

  • Изменения в структурах банковских рисков и управлении ими в условиях автоматизации банковской деятельности и применения технологий электронного банкинга.
  • Принципы внутреннего аудита в кредитной организации с точки зрения Базельского комитета по банковскому надзору и Банка России - интерпретация в приложении к контролю функционирования и аудиту информационным системам:
  • Базовый подход к осуществлению аудита автоматизированных систем: общее содержание и основные процедуры.
  • Особенности осуществления внутреннего аудита в условиях электронного банкинга: специфика информационных потоков при дистанционном банковском обслуживании, потенциальных угроз и управления банковскими рисками.

Стоимость четвертой темы - 12500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Стоимость мероприятия: 34500 руб.
Форма обучения: Очно / Вебинар / Повышение квалификации

Контроль кредитных организаций помимо внутреннего аудита, осуществляемого в рамках системы внутреннего контроля, осуществляется также путем проведения внешнего аудита. Внешний аудит , проводимый независимым аудитором, является промежуточным звеном контроля за деятельностью кредитных организаций между внутренним контролем кредитной организации и внешним надзором за ее деятельностью со стороны Банка России. Это обусловлено, с одной стороны, договорным характером отношений между кредитной организацией и внешним аудитором. С другой – внешний аудит для кредитных организаций является обязательным в силу закона, а результаты внешнего аудита подлежат представлению в Банк России, который использует внешний аудит кредитных организаций и его результаты как один из инструментов банковского надзора.

Кредитные организации являются видом коммерческих организаций, деятельность которых в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности подлежит обязательному ежегодному внешнему аудиту независимой аудиторской организацией.

Отчетность кредитной организации согласно ч. 1 ст. 42 Закона о банках подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией. В данной статье также указано, что проводить аудит кредитных организаций вправе только аудиторские организации, имеющие в соответствии с законодательством РФ на осуществление таких проверок, которые ко времени получения такой лицензии осуществляли аудиторскую деятельность не менее двух лет.

Вместе с тем в новом Законе о лицензировании отдельных видов деятельности аудиторская деятельность не упоминается как деятельность, подлежащая лицензированию. Заметим, что до принятия указанного Закона лицензирование аудиторской деятельности предусматривалось утратившим ныне силу Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с аналогичным названием. В соответствии с п. 5.2 ст. 18 этого Закона лицензирование аудиторской деятельности прекратилось с 1 января 2010 г.

Новый Закон об аудиторской деятельности в п. 2 ст. 23 установил, что проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги вправе только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вступившие в саморегулируемые организации аудиторов. Лицензирование аудиторских организаций и лицензионный контроль ранее осуществлялись в целях проверки качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, не являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, для подтверждения соблюдения аудиторами требований об обучении по программам повышения квалификации.

В настоящее время согласно ст. 7 Закона об аудиторской деятельности вместо лицензионных требований требования к аудиторским организациям определяются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Контроль соответствия качества работы аудиторских организаций и аудиторов указанным требованиям осуществляется в форме внутреннего и внешнего контроля.

Внешний контроль аудиторской деятельности проводится саморегулируемыми организациями, членами которых являются аудиторские организации, в отношении своих членов, а внешний контроль аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе и кредитных организаций, в соответствии со ст. 10 указанного Закона об аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также Минфин России в соответствии с Положением о Минфине России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329.

Противоречие ст. 42 Закона о банках нормам иных вышеназванных законов отсутствует, поскольку требование о необходимости лицензирования аудиторских организаций в данной статье упоминается лишь постольку, поскольку данное требование установлено законодательством РФ. Тем не менее по-прежнему остается в силе требование ст. 42 Закона о банках, касающееся необходимости двухлетнего опыта аудиторской деятельности, предъявляемое к аудиторским организациям, осуществляющим аудит кредитных организаций.

Аудиторская проверка кредитной организации, как отмечалось выше, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации.

Указанные требования о необходимости включения в аудиторское заключение сведений о выполнении кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России, только подтверждают необходимость проведения аудиторских проверок кредитных организаций аудиторскими организациями, имеющими специальную подготовку в области аудита кредитных организаций. Соответственно, аудит кредитных организаций проводится аудиторскими организациями, в составе которых работают аудиторы, получившие квалификационный аттестат банковского аудитора в соответствии с Программой проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит)) (одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 декабря 2008 г. (протокол № 71) и утверждена Минфином России 27 января 2009 г.).

В указанных ранее документах Базельского комитета по банковскому надзору, касающихся внутреннего контроля в кредитных организациях, содержатся рекомендации, которые относятся также к взаимоотношениям кредитных организаций с внешним аудитом, и взаимоотношениям внешнего аудита кредитных организаций с внутренним аудитом (со службой внутреннего контроля).

В частности, согласно упомянутым рекомендациям внешним аудиторам не следует вступать в конфликт интересов с кредитной организацией. Цель аудита финансовых отчетов кредитной организации внешним аудитом состоит в том, чтобы позволить независимому аудитору вынести заключение о соответствии основных положений подготовленных этой кредитной организацией финансовых отчетов установленному механизму с учетом действующих в стране правил и нормативов.

Аудиторы на выборочной основе проверяют документальные подтверждения операций и учетных записей, являющихся основанием для финансовой (бухгалтерской) и публикуемой отчетности. Аудитор оценивает используемые кредитной организацией принципы и правила бухгалтерского учета и существенные допущения, сделанные руководством, а также общее представление финансовой отчетности.

Несмотря на то что внешние аудиторы по определению не являются частью кредитной организации и поэтому не входят в ее систему внутреннего контроля, их деятельность оказывает важное влияние на качество внутреннего контроля. К тому же внешние аудиторы обеспечивают обратную связь, помогающую следить за эффективностью системы внутреннего контроля.

Внешний аудитор обычно передает органам управления кредитных организаций информацию об управленческих недостатках, о замечаниях, относящихся к составу остатков на счетах или кредитного портфеля, состоянию ликвидности или доходам, финансовым нормативам, достаточности системы внутреннего контроля, анализу банковских рисков или соблюдению правовых или надзорных требований.

Служба внутреннего контроля также должна подлежать независимой проверке внешнего аудитора, соответственно внешнему аудитору следует получать консультацию и иметь доступ к соответствующим заключениям службы внутреннего контроля. Аналогичным образом внешний аудитор обычно информирует службу внутреннего контроля о любом существенном обстоятельстве, которое может повлиять на внутренний контроль.

Органы управления кредитной организации обязаны предоставлять внешнему аудитору информацию, необходимую аудитору при проведении аудиторской проверки и подготовки отчета, которая может оказать существенное влияние на финансовую отчетность и соответственно на аудиторское заключение.

Основная цель проведения внешнего аудита кредитной организации состоит в предоставлении аудитором мнения о том, дает ли опубликованная финансовая отчетность кредитной организации достоверное представление о финансовом положении кредитной организации и результатах его деятельности за период, отраженный в данной финансовой отчетности. Обычно аудиторский отчет готовится для акционеров, однако используется многими другими сторонами, такими, как вкладчики, другие кредиторы и контролеры. Отчет аудиторов позволяет определить достоверность финансовой отчетности.

Для подготовки заключения в отношении финансовой отчетности аудитор должен получить достаточное подтверждение тому, что информация, содержащаяся в бухгалтерских записях и прочих источниках, является надежной и достаточной для использования в качестве основы для подготовки финансовой отчетности, и тому, что соответствующая информация должным образом отражена в финансовой отчетности. Для этой цели аудитор:

  • – проводит проверку и оценку бухгалтерских систем и системы внутреннего контроля, на которые он намерен положиться;
  • – тестирует данные системы контроля с целью оказания содействия при определении характера, объема и продолжительности прочих аудиторских процедур;
  • – осуществляет такие проверки, проводит беседы и процедуры подтверждения бухгалтерских операций и остатков по счетам так, как он считает необходимым в данных обстоятельствах.

Однако подробная проверка всех операций кредитных операций является практически неосуществимой. Таким образом, аудит основан на проведении проверок и оценке систем внутреннего контроля, разработанных для подтверждения правильности бухгалтерских записей и сохранности активов, на использовании выборочных проверок и процедур аналитического исследования и на подтверждении и оценке активов и пассивов. При проверке финансовой отчетности ему может оказаться полезной большая часть работы службы внутреннего контроля.

Аудитор планирует и проводит аудит таким образом, чтобы иметь веские основания для выявления искажений в финансовой отчетности кредитной организации, которые по отдельности или в целом являются существенными в отношении финансовой информации, содержащейся в данной финансовой отчетности. Оценка того, что является существенным, находится в профессиональной компетенции аудитора, однако существенность может также зависеть от иных факторов, например, юридических или нормативных требований как к финансовой отчетности в целом, так и к ее отдельным статьям. Таким образом, аудитор может исходить из различного уровня существенности в отношении различных элементов финансовой отчетности.

Выборочный характер аудиторской проверки и другие присущие ей ограничения вместе с ограничениями, существующими в любой системе внутреннего контроля, делают неизбежным риск того, что некоторые значительные неточности могут остаться незамеченными. Поэтому аудитор должен считать представленные факты соответствующими истине, а документы и учетные записи – подлинными, если только у него не появилось доказательств в пользу обратного.

При обнаружении аудитором существенной ошибки в финансовой отчетности, включая применение неадекватной учетной политики, оценку активов, с которой он не согласен, или непредставление важной информации, он должен потребовать от руководства кредитной организации исправления указанной ошибки и внесения соответствующей корректировки финансовой отчетности. При отказе руководства кредитной организации внести исправление в финансовую отчетность отчет аудитора о результатах проверки финансовой отчетности будет содержать соответствующие оговорки или отрицательное заключение. Такой отчет сильно подорвет доверие к кредитной организации и даже повлияет на стабильность ее работы, поэтому органы управления кредитной организации, как правило, делают все необходимое, чтобы избежать такой ситуации. Аудитор не должен составлять заключение без оговорок, если ему не была предоставлена вся запрошенная им информация или не были даны соответствующие разъяснения.

Как правило, аудитор по результатам аудита направляет письмо органам управления кредитной организации. В письме обычно содержатся замечания и перечисляются несущественные ошибки или упущения, обнаруженные аудитором в процессе проверки, которые не упомянуты в отчете в качестве оговорки, поскольку обнаруженные в финансовых документах ошибки являлись несущественными. Письмо может касаться конкретных вопросов, таких, как содержание счетов бухгалтерского учета или кредитного портфеля, ликвидность, прибыль, коэффициенты, адекватность систем контроля или выполнение требований законодательства и органов надзора.

Органы надзора также должны учитывать наблюдения и рекомендации внешних аудиторов в отношении эффективности внутреннего контроля и следить за тем, чтобы органы управления кредитной организации принимали к сведению и выполняли замечания и рекомендации внешних аудиторов.

Согласно ч. 4 ст. 42 Закона о банках аудиторское заключение внешнего аудитора направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации.

В целях организации взаимодействия Банка России с внешними аудиторами кредитной организации Банк России издал письмо от 10 ноября 2000 г. № 171-Т "Об усилении взаимодействия территориальных учреждений Банка России и аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)", в которое включил рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского кмитета по банковскому надзору "Отношения между органами надзора за банками и внешними аудиторами", одобренные для публикации Международным комитетом по аудиторской деятельности и Комитетом Базельских контролеров в 1989 г.

Данным письмом Банк России в целях повышения качества взаимодействия Банка России с аудиторскими организациями предложил территориальным учреждениям Банка России в качестве методической основы руководствоваться указанными рекомендациями Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского комитета по банковскому надзору.

Направление кредитными организациями в Банк России аудиторских заключений осуществляется в следующих целях:

  • – поддержание стабильности кредитной организации и защита интересов вкладчиков. Банк России как заинтересованный орган надзора осуществляет контроль за жизнеспособностью кредитной организации в данный момент и в будущем, и финансовая отчетность помогает ему оценить развитие ситуации. Внешний аудит позволяет оценить достоверность формирования финансовой отчетности;
  • – создание и наличие надежной системы внутреннего контроля для обеспечения безопасного и благоразумного управления деятельностью кредитной организации, тогда как система внутреннего контроля оценивается внешним аудитором;
  • – существование надежной системы учета как предпосылки получения надежной информации для оценки и управления рисками.

Иногда аудитор получает важную информацию, которая, насколько ему известно, не была сообщена Банку России, но которую следует предоставить Банку России. К примеру, такая ситуация может возникнуть, если:

  • – аудитору стало известно о фактах, которые могут угрожать существованию кредитной организации;
  • – аудитор обнаруживает факты, свидетельствующие о мошенничестве со стороны органов управления кредитной организации;
  • – точка зрения аудитора по каким-то важным вопросам, связанным с финансовой отчетностью, кардинально отличается от точки зрения органов управления, вследствие чего аудитор намерен составить аудиторское заключение, содержащее оговорки;
  • – аудитор счел необходимым, чтобы кредитная организация сообщила о каких-либо фактах в Банк России, а органы управления кредитной организации, получив такую рекомендацию, не сделали этого.

В книге раскрываются наиболее важные вопросы курса «Основы банковского аудита». Отдельные разделы лекций изложены в концептуальном плане, что позволит быстро и качественно подготовиться как к зачету, так и к экзамену. Данное пособие систематизирует комплекс знаний и навыков по предмету «Банковский аудит» как для студентов, аспирантов и преподавателей, так и для профессионалов, а также всех интересующимся данной тематикой.

6. Организация внешнего банковского аудита. Технология аудиторской проверки кредитной организации.

Банковский аудит является одним из видов аудиторской деятельности, который может осуществляться физическим лицом (аудитором) при наличии аттестации и лицензии, а также юридическим лицом (аудиторской фирмой) при наличии лицензии.

Для проведения аттестации и выдачи лицензии на право осуществления банковского аудита, ЦБ РФ создана центральная аттестационная аудиторская комиссия (цалак) Банка России. Её состав утверждается председателем ЦБ РФ. Функции рабочего аппарата цалак возлагается на Управление лицензированием и аттестацией банковского аудита департамента лицензирования банков и аудиторской деятельности Банка России.

Все физические лица, желающие заниматься банковским аудитом самостоятельно или в составе аудиторской фирмы должны пройти аттестацию (сдать квалификационный экзамен).

К аттестации допускаются лица, одновременно удовлетворяющие 2-м критериям:

1) Имеющие высшее или среднее специальное экономическое или юридическое образование;

2) Имеющие стаж работы на постоянной основе более 3-х лет (из которых последние несколько лет – аудитором, руководителем аудиторской фирмы, научным работником или преподавателем по экономическому профилю, бухгалтером, экономистом, ревизором и по другим специальностям по банковскому делу в банковской сфере).

За проведение аттестаций взимается плата в размере 20 мрот на дату предоставления в ЦБ РФ всех необходимых документов. Аттестат выдаётся сроком до 3-х лет в зависимости от результата экзамена. Если в течение 2-х лет с момента получения аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве банковского аудитора или в службе внутреннего контроля кредитной организации, то цалак принимает решение об аннулировании аттестата. По истечении срока действия аттестата аудитор в праве подать в цалак заявление о его продлении.

ЦАЛАК вправе назначить повторную сдачу квалификационных экзаменов в следующих случаях:

1) Наличия обоснованных претензий к аудитору со стороны территориальных учреждений ЦБ РФ, налоговых органов, заказчиков, а также других аудиторов и аудиторских фирм;

2) Наличие существенных изменений в законодательстве.

ЦАЛАК может продлить аттестат до 3-х лет, за что взимается плата в размере 50% первоначальной платы за проведения аттестации.

Физические лица, прошедшие аттестацию могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, либо самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве индивидуального частного предпринимателя (пбюл).

Аудиторская фирма может проводить аудит кредитных организаций только после получения лицензии Банка России.

Рассмотрение вопроса о выдаче лицензии аудиторской фирме осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) Фирма должна иметь организационно-правовую форму в виде ЗАО с уставным капиталом не менее 100 мрот на дату регистрации;

2) В штате фирмы должно быть не менее 2-х аттестованных цалаком аудиторов или совместителей из числа преподавателей.

За рассмотрение заявления о лицензировании взимается плата в размере 3 мрот, за выдачу лицензии – 10 мрот. Фирма, получившая лицензию на осуществление аудиторской деятельности, вносится в государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензии, который ведётся Департаментом лицензирования банков и аудиторской деятельности ЦБ РФ.

Дата публикации: 27.02.2018

Дата изменения: 27.02.2018

Прикрепленный файл: docx, 60.31 кБ

по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности

кредитных организаций 1

(одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол № 76)

Настоящие методические рекомендации не заменяют МСА. Перечень вопросов/процедур, описанных в настоящих Методических рекомендациях, не является исчерпывающим и обязательным. Выбор процедур, включая оценку рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие недобросовестных действий или ошибок, определяется аудиторской организации на основе профессионального суждения. Если аудиторская организация в рамках конкретного аудиторского задания обоснованно решает не выполнять какие-либо процедуры, описанные в настоящих Методических рекомендациях, сам по себе данный факт не может и не должен рассматриваться как недостаток проведенного аудита.

Руководство кредитной организации несет ответственность за подготовку и достоверное представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки такой отчетности, и за систему внутреннего контроля, которую руководство считает необходимой для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок. Цель аудиторской организации состоит в получении разумной, но не абсолютной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок, и в составлении аудиторского заключения, содержащего мнение аудиторской организации о достоверности данной отчетности. В силу неотъемлемых ограничений аудита существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не удастся обнаружить, даже если аудит должным образом спланирован и проводится в соответствии с МСА. Аудиторская организация получает понимание системы внутреннего контроля, имеющей значение для аудита, с целью разработки аудиторских процедур, соответствующих обстоятельствам, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля аудируемой кредитной организации.

При подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности руководство кредитной организации несет ответственность за оценку способности кредитной организации продолжать непрерывно свою деятельность, за раскрытие в соответствующих случаях сведений, относящихся к непрерывности деятельности, и за составление отчетности на основе допущения непрерывности деятельности (за исключением случаев, когда руководство намеревается ликвидировать кредитную организацию, прекратить ее деятельность или когда у него отсутствует какая-либо иная реальная альтернатива, кроме ликвидации или прекращения деятельности). В свою очередь, аудиторская организация делает вывод о правомерности применения руководством аудируемой кредитной организации допущения о непрерывности деятельности, а на основании полученных аудиторских доказательств – вывод о том, имеется ли существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности аудируемой кредитной организации продолжать непрерывно свою деятельность.

Получение понимания аудируемой кредитной организации и ее окружения, включая ее систему внутреннего контроля;

Тестирование средств контроля;

Выполнение процедур проверки по существу;

Выполнение процедур на завершающей стадии выполнения аудиторского задания, формирование мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения по ней.

Понимание аудируемой кредитной организации и ее окружения

Для того, чтобы получить понимание аудируемой кредитной организации и ее окружения, включая ее систему внутреннего контроля, аудиторской организации целесообразно выполнить следующие процедуры:

1) получить и проанализировать акты проверок Банка России, налоговых и иных регулирующих, контрольных, надзорных органов, а также выпущенные по результатам проверок предписания;

2) получить и проанализировать акты проверок службы внутреннего аудита кредитной организации;

3) получить и проанализировать структуру группы, в которую входит кредитная организация, а также список связанных сторон;

4) проанализировать структуру бухгалтерского баланса, отчета о финансовом положении и отчета о финансовых результатах, отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе аудируемой кредитной организации. При этом целесообразно обратить особое внимание на наличие:

4.1) значительных объемов и/или значительного роста кредитов, выданных физическим лицам и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями;

4.2) значительных объемов и/или значительного роста текущих счетов и депозитов физических лиц;

4.3) выпущенных долговых или долевых ценных бумаг, включенных в котировальный список;

4.4) значительных по объему небанковских операций (активов и обязательств и/или доходов и расходов), например, вложений в движимое или недвижимое имущество, полученное в результате взыскания задолженности;

4.5) значительных по объему инвестиций в некотируемые долевые ценные бумаги, включая паи паевых инвестиционных фондов;

4.6) значительных по объему нестандартных и/или сложноструктурированных операций;

4.7) значительных изменений в структуре активов и обязательств и/или доходов и расходов по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

5) проанализировать значения обязательных нормативов аудируемой кредитной организации в течение отчетного периода.

Тестирование средств контроля

В процессе оценки рисков аудиторская организация получает понимание системы внутреннего контроля, имеющей значение для аудита, с целью разработки аудиторских процедур, соответствующих обстоятельствам, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля аудируемой кредитной организации. МСА не требуют, чтобы аудиторская организация проводила тестирование операционной эффективности средств контроля. Тестирование операционной эффективности средств контроля проводится аудиторской организацией, если:

1) оценка ею рисков существенного искажения на уровне предпосылок включает ожидание того, что средства контроля эффективны (т.е. аудиторская организация намерена полагаться на операционную эффективность средств контроля при определении характера, сроков и объема процедур проверки по существу); или

2) одни лишь процедуры проверки по существу не в состоянии обеспечить получение достаточных надлежащих аудиторских доказательств на уровне предпосылок. Тестирование операционной эффективности средств контроля, как правило, проводится аудиторской организацией с учетом уровня существенности соответствующих операций, для следующих областей:

2.1) кредиты, выданные физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями;

2.2) текущие счета и депозиты физических и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями;

2.3) межбанковские операции по привлечению и размещению денежных средств;

2.4) доходы и расходы от операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, иностранной валютой;

2.5) прочие операции кредитных организаций (например, комиссионные доходы и т.п.).

Выполнение процедур проверки по существу

Характер, сроки и объем аудиторских процедур определяется с учетом и в ответ на оцененные риски существенного искажения на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как правило, областями наиболее высокого риска в кредитных организациях являются следующие:

1) соблюдение обязательных нормативов, установленных Банком России, а также наличие вложений кредитной организации в источники собственных средств (капитала);

2) соблюдение законодательных требований в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – «ПОД/ФТ»);

3) соблюдение требований к оценке активов;

4) соблюдение применимых нормативных актов в отношении полноты отражения обязательств, резервов – оценочных обязательства некредитного характера, условных обязательств кредитного характера;

5) соблюдение применимых нормативных актов в отношении отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности нестандартных, сложноструктурированных операций, а также операций, приводящих к значимому эффекту на финансовый результат кредитной организации;

6) применение принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также наличие существенной неопределенности в связи с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности кредитной организации продолжать непрерывно деятельность;

7) соблюдение применимых нормативных актов в отношении полноты раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Примерный перечень аудиторских процедур в соответствующих областях приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации должно включать результаты проверки аудиторской организацией вопросов, предусмотренных статьей 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Для целей такой проверки аудиторская организация проводит дополнительные к аудиту процедуры, а также надлежаще документирует их.

Выполнение процедур на завершающей стадии выполнения аудиторского задания, формирование мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней

На завершающей стадии выполнения аудиторского задания, при формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней аудиторская организация должна оценить, подготовлена ли бухгалтерская (финансовая) отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Оценке, в частности, подлежит:

1) является ли информация, представленная в бухгалтерской (финансовой) отчетности, уместной, надежной, сопоставимой и понятной. При осуществлении такой оценки учитывается:

1.1) включена ли информация, которая должна быть включена, а также то, надлежащим ли образом эта информация классифицирована, сгруппирована и представлена;

1.2) не искажено ли общее представление бухгалтерской (финансовой) отчетности включением информации, которая является несоответствующей или делает неочевидным надлежащее содержание раскрытых вопросов;

2) обеспечивает ли бухгалтерская (финансовая) отчетность надлежащее раскрытие информации, позволяющее предполагаемым пользователям отчетности понять влияние существенных операций и событий на информацию, представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При рассмотрении полноты раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации аудиторской организации рекомендуется:

1) заполнить проверочный список полноты раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности или выполнить иную аналогичную процедуру;

2) проверить точность числовой и поясняющей информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации аудиторской организации рекомендуется особое внимание уделить проверке:

1) полноты и точности раскрытия информации о системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы;

2) полноты и точности раскрытия информации об операциях со связанными сторонами, в том числе полноты перечня лиц, включенных в состав банковской группы, в которую входит аудируемая кредитная организация;

3) достаточности раскрытой информации в случае, если выявлены определенные события или условия и имеется существенная неопределенность в отношении способности кредитной организации непрерывно продолжать деятельность. Если аудиторская организация приходит к выводу о наличии существенной неопределенности, в аудиторском заключении необходимо привлечь внимание к соответствующему раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности или, если такое раскрытие информации является ненадлежащим, модифицировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, должно включать описание ключевых вопросов аудита, когда аудиторская организация принимает решение проинформировать о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении. Ключевыми вопросами аудита являются те вопросы, которые согласно профессиональному суждению аудиторской организации являлись наиболее значимыми для аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ключевые вопросы аудита выбираются из числа вопросов, которые были доведены до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление в аудируемой кредитной организации. Области, требующие значительного внимания аудиторской организации, часто представляют собой компоненты бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые связаны со сложностями или требуют применения руководством значимого суждения, а, следовательно, обычно предполагают использование аудиторской организацией сложных, комплексных суждений. В свою очередь, это часто влияет на общую стратегию аудита, распределение ресурсов аудиторской организацией и объем работ, выполняемых в отношении таких вопросов в рамках аудита. Это может влиять, например, на уровень участия более опытных сотрудников в аудиторском задании или на привлечение эксперта аудиторской организации или лиц, обладающих знаниями и опытом в особой области бухгалтерского учета или аудита, которые являются сотрудниками аудиторской организации или привлекаются ею для работы в данных областях. В случае выбора какого-либо вопроса в качестве ключевого вопроса аудита аудиторская организация должна убедиться в наличии в бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующего раскрытия, касающегося данного вопроса.

Ключевые вопросы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций могут включать, например:

1) оценку величины резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности/резервов под обесценение по кредитам, выданным физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями;

2) оценку справедливой стоимости некотируемых долевых инструментов;

3) оценку прочих активов (например, гудвила, отложенных налоговых активов);

4) определение стороны, обладающей конечным контролем, а также перечня связанных сторон кредитной организации;

5) оценку критериев прекращения признания финансовых активов;

6) оценку критериев наличия контроля или существенного влияния.

Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно включать раздел, отражающий результаты процедур, выполненных в рамках исполнения требований статьи 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

ПРИМЕРЫ

аудиторских процедур

в отношении областей наиболее высокого риска

в кредитных организациях

Согласно пункту А31 МСА 500 «Аудиторские доказательства» надежность информации, используемой в качестве аудиторских доказательств, и, следовательно, самих аудиторских доказательств зависит от ее источника и характера, а также от обстоятельств, при которых она получена, включая при необходимости средства контроля за ее подготовкой и поддержанием. Аудиторская организация должна выбирать ту форму аудиторских доказательств, которая является наиболее приемлемой в сложившихся обстоятельствах, и отдавать предпочтение наиболее надежным формам аудиторских доказательств.

1. Соблюдение обязательных нормативов, установленных Банком России, а также наличие вложений кредитной организации в источники собственных средств (капитала)

1.1. Проверка расчета величины собственных средств (капитала) кредитной организации.

1.2. Выявление вложений кредитной организации в источники собственных средств (капитала), экономическое содержание которых не удовлетворяет условиям источников базового капитала, добавочного капитала и (или) дополнительного капитала. Указанные вложения могут быть выявлены аудиторской организацией, в том числе, при анализе операций, осуществляемых кредитной организации, а также предлагаемых ею продуктов на стадии получения понимания аудируемой организации и ее окружения, включая систему внутреннего контроля.

1.3. Выявление связанных сторон кредитной организации. Для этого с учетом применимых нормативных актов Банка России возможны следующие аудиторские процедуры:

1.3.1. интервью с лицами, ответственными за составление, ведение и поддержание в актуальном состоянии перечня связанных сторон кредитной организации;

1.3.2. анализ перечня связанных сторон, предоставленного кредитной организацией, в том числе анализ изменения этого перечня по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

1.3.3. определение бенефициарных владельцев контрагентов кредитной организации, объем операций с которыми является существенным для кредитной организации или для самого контрагента;

1.3.4. анализ условий совершаемых кредитной организацией операций (например, уровень процентной ставки по размещенным или привлеченным средствам, наличие или отсутствие обеспечения, вид и стоимость обеспечения);

1.3.5. анализ экономической целесообразности совершаемых операций как для кредитной организации, так и ее контрагента(ов).

1.4. Пересчет ключевых обязательных нормативов по состоянию на отчетную дату (например, нормативов достаточности капитала, нормативов максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков).

2. Соблюдение законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ)

При проверке данного вопроса аудиторская организация выбирает аудиторские процедуры, руководствуясь соответствующими нормативными правовыми актами, а также иными документами, изданными уполномоченными органами. В случае выявления аудиторской организацией обстоятельств в области ПОД/ФТ, в отношении которых руководством кредитной организации не предоставлены надлежащие достаточные разъяснения, выполняются дополнительные аудиторские процедуры. Среди таких обстоятельств, например:

а) большой объем сомнительных операций, информация о которых направляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу;

б) большое количество регулярно закрывающихся счетов юридических лиц;

в) значительные по размеру односторонние прибыльные/убыточные операции, например, с производными финансовыми инструментами, ценными бумагами с одним контрагентом (с неизвестным контрагентом; с контрагентом, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, предоставляющей низкий уровень налогообложения («налоговое убежище»); др.).

3. Соблюдение требований к оценке активов

3.1. В отношении ностро счета и размещенных межбанковских кредитов (далее – МБК), включая начисленные по ним проценты:

3.1.1. Выявление ненадежных кредитных организаций и банков-нерезидентов (например, на основании рейтингов, информации в СМИ, страны регистрации, длительности нахождения средств на счетах в банке-нерезиденте, отсутствия экономической целесообразности для размещения средств в банке-нерезиденте, др.). В отношении ненадежных кредитных организаций и банков-нерезидентов подтверждается наличие/отсутствие неучтенных соглашений с контрагентом аудируемой кредитной организации (например, соглашения, по условиям которого контрагент аудируемой организации финансирует связанных с аудируемой кредитной организацией лиц за счет средств, размещенных аудируемой кредитной организацией, причем средства, размещенные аудируемой кредитной организацией, являются обеспечением по обязательствам связанных с кредитной организацией лиц, которых профинансировал контрагент аудируемой кредитной организации);

3.1.2. подтверждение остатков в кредитных организациях и банках-нерезидентах;

3.1.3. проверка классификации ностро счетов и МБК по группам риска, а также величины созданных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (резервов под обесценение) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО;

3.1.4. подтверждение наличия/отсутствия обременения по остаткам по ностро счетам и (или) МБК (в случае наличия сомнений в том, что ностро счета и (или) МБК являются необремененными).

3.2. В отношении кредитов, выданных физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями (включая начисленные по ним проценты) и условных обязательств кредитного характера:

3.2.1. подтверждение остатков по кредитам и условным обязательствам кредитного характера;

3.2.2. выявление кредитов, выданных контрагентам, не ведущим реальную деятельность. При этом необходимо руководствоваться признаками, определенными соответствующим нормативным актом Банка России;

3.2.3. выявление сомнительных кредитов (необеспеченных, не имеющих четкой цели, предоставленных лицам, зарегистрированным в «налоговых убежищах», др.). В отношении сомнительных кредитов подтверждается наличие/отсутствие неучтенных соглашений с контрагентом аудируемой кредитной организации (например, соглашения, по условиям которого контрагент аудируемой организации финансирует связанных с аудируемой кредитной организацией лиц за счет средств, размещенных аудируемой кредитной организацией, причем средства, размещенные аудируемой кредитной организацией, являются обеспечением по обязательствам связанных с кредитной организацией лиц, которых профинансировал контрагент аудируемой кредитной организации);

3.2.4. проверка классификации кредитов и условных обязательств кредитного характера по группам риска, а также величины созданных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (резервов под обесценение) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО;

3.2.5. проверка наличия и стоимости обеспечения, а также соответствия обеспечения, используемого при определении величины резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, требованиям, установленным применимым нормативным актом Банка России (при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета);

3.2.6. проверка обоснованности прекращения признания кредитов, проданных в течение отчетного периода по цессии. Аудиторская организация рассматривает необходимость получения подтверждения от контрагента кредитной организации (покупателя) по операции продажи кредитов по цессии отсутствия каких-либо соглашений по обратному выкупу данных кредитов, гарантий в отношении проданных кредитов и т.п., заключенных/выданных кредитной организацией;

3.2.7. дополнительные аудиторские процедуры в случае, например:

3.2.7.1. резкого роста депозитов физических лиц, сопровождающегося соответствующим ростом кредитного портфеля по сравнению с соответствующим предыдущим периодом;

3.2.7.2. наличия необеспеченных кредитов, выданных организациям, осуществляющим торговую деятельность;

3.2.7.3. наличия высокой концентрации кредитного портфеля.

3.3. В отношении ценных бумаг:

3.3.1. подтверждение количества ценных бумаг в депозитариях с указанием ценных бумагах, находящихся в залоге;

3.3.2. выявление ненадежных депозитариев и проверка соблюдения кредитной организацией в отношении выявленных ненадежных депозитариев установленных Банком России требований по формированию резервов на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверены такими депозитариями;

3.3.3. подтверждение активности/неактивности рынка по тем ценным бумагам, по которым справедливая стоимость определяется на основании котировок, но наблюдаются резкие изменения в объеме и/или частоте торгов по состоянию на отчетную дату и (или) в течение отчетного периода операции с данными ценными бумагами осуществлялись в незначительных объемах и (или) с незначительной частотой;

3.3.4. проверка оценки некотируемых ценных бумаг (в части определения справедливой стоимости и (или) в части определения группы риска и величины резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (резервов под обесценение)) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО. В случае привлечения специалиста в области оценки аудиторская организация руководствуется требованиями МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора».

3.4. В отношении производных финансовых инструментов:

3.4.1. проверка оценки производных финансовых инструментов в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО. Особое внимание должно быть уделено оценке сложных производных финансовых инструментов, например, опционов, кредитно-дефолтных свопов. В случае привлечения специалиста в области оценки аудиторская организация руководствуется требованиями МСА 620.

3.5. В отношении отложенных налогов:

3.5.1. проверка расчета отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;

3.5.2. проверка критериев признания отложенных налоговых активов.

3.6. В отношении активов, порядок бухгалтерского учета которых установлен Положением Банка России от 22 декабря 2014 года № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» (далее – Положение № 448-П), и прочих активов (например, предоплата):

3.6.1. подтверждение существования активов по состоянию на отчетную дату;

3.6.2. рассмотрение необходимости изучения правоустанавливающих документов в отношении активов, порядок бухгалтерского учета которых установлен Положением № 448-П;

3.6.3. проверка величины переоцененной или справедливой стоимости активов, порядок бухгалтерского учета которых установлен Положением № 448-П, учитываемых по переоцененной или справедливой стоимости, в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО. В случае привлечения специалиста в области оценки аудиторская организация руководствуется требованиями МСА 620;

3.6.4. выполнение аудиторских процедур в отношении оценки активов, не оцениваемых по справедливой или переоцененной стоимости (включая проверку на обесценение) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО.

3.7. В случае если аудиторская организация оценивает риск того, что кредитная организация не отражает факт наличия обременения по активам, как значимый, необходимо получить подтверждение наличия или отсутствия обременения по активам кредитной организации.

3.8. В случае существенных требований к связанным сторонам кредитной организации по состоянию на отчетную дату аудиторская организация рассматривает необходимость выполнения дополнительных процедур, направленных на проверку кредитного качества требований к связанным сторонам кредитной организации.

4. Соблюдение применимых нормативных актов в отношении полноты отражения обязательств, резервов – оценочных обязательств некредитного характера, условных обязательств кредитного характера

4.1. Подтверждение сумм по обязательствам и условным обязательствам кредитного характера кредитной организации.

4.2. Проверка полноты налоговых обязательств кредитной организации. В случае привлечения специалиста в области налогообложения аудиторская организация руководствуется требованиями МСА 620.

4.3. Анализ актов проверок регулирующих, надзорных и контролирующих органов (Банк России, налоговые органы, др.).

4.4. Анализ открытых судебных разбирательств, по которым кредитная организация выступает в качестве ответчика.

4.5. Анализ взаимоувязки показателей бухгалтерского баланса (включая внебалансовые статьи), отчета о финансовом положении и отчета о финансовых результатах, отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе.

5. Соблюдение применимых нормативных актов в отношении отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности нестандартных, сложноструктурированных операций, а также операций, приводящих к эффекту, значимому для финансового результата кредитной организации

5.1. Выявление нестандартных, сложноструктурированных операций, а также операций, приводящих к эффекту, значимому для финансового результата кредитной организации. Для этого выполняются следующие процедуры:

5.1.1. анализ взаимоувязки показателей бухгалтерского баланса (включая внебалансовые статьи), отчета о финансовом положении и отчета о финансовых результатах, отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе;

5.1.2. проведение тренд-анализа, причем особое внимание должно быть уделено анализу нестандартных трендов.

5.2. Получение понимания экономической сути операции (наличие экономической целесообразности для всех сторон операции).

5.3. Анализ первичной документации.

5.4. Проведение интервью с руководством кредитной организации.

5.5. Проверка корректности отражения операции в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО.

6. Применение принципа непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также наличие существенной неопределенности в связи с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности кредитной организации продолжать непрерывно свою деятельность

Особое внимание должно быть уделено процедурам, направленным на проверку правомерности применения принципа непрерывности деятельности, в случаях, когда, например: деятельность кредитной организации убыточна; в течение отчетного периода кредитной организацией нарушались обязательные нормативы; по результатам проверок кредитной организации регулирующими, надзорными, контролирующими органами были выявлены существенные замечания. В этих целях целесообразны следующие аудиторские процедуры:

6.1. изучение и анализ актов проверок Банка России, налоговых и иных регулирующих, надзорных, контролирующих органов, а также выпущенных по результатам проверок предписаний и предпринятым кредитной организацией мерам в ответ на полученные предписания;

6.2. изучение и анализ актов проверок службы внутреннего аудита кредитной организации и предпринятые кредитной организацией меры в ответ на полученные замечания;

6.3. анализ позиции кредитной организации по ликвидности, в частности, наличию у кредитной организации запаса ликвидности (путем проведения интервью с лицами, ответственными за управление риском ликвидности в кредитной организации, анализа договоров открытых кредитных линий и т.п).

1 - Настоящие Методические рекомендации подготовлены по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности (в том числе практики осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских
2 - организаций), не является нормативным правовым актом.
Здесь и далее бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, и консолидированная финансовая отчетность, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

К законодательным и нормативным актам, регламентирующим проведение расчетных операций, относятся:

  • 1. Гражданский кодекс РФ (гл. 9, 27, 28, 29, 44, 45 регулируют корреспондентские отношения, а ст. 55, 849, 855 регулируют проведение операций по расчетам с филиалами).
  • 2. Положение ЦБ РФ «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 04.02.2004 № 242-П.
  • 3. Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 № 2-П (с изменениями и дополнениями).
  • 4. Инструкция ЦБ РФ «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14.01.2004 № 109-И.
  • 5. Положение ЦБ РФ «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 05.12.2002 № 205-П (с изменениями и дополнениями).
  • 6. Положение ЦБ РФ «Положение о межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» от 23.06.98 № 36-П.
  • 7. Указание ЦБ РФ «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» от 24.04.2003 № 1274-У.
  • 8. Приказ МНС России, ГТК России и Минфина России «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» от 03.03.2003 № БГ-3-10/98/197/22н.
  • 9. Указание ЦБ РФ «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 15.12.2002 № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 20.06.2003 № 1294-У.
  • 10. Положение ЦБ РФ «Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ» от 01.04.2003 № 222-П.
  • 11. Указание ЦБ РФ «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и(или) не предусмаривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» от 07.08.2003 № 1317-У.
  • 12. Письмо ЦБ РФ «Об усилении контроля при установлении корреспондентских отношений с кредитными организациями- нерезидентами от 24.01.2003 № 12-Т.

Целевая направленность проводимого аудита расчетных операций заключается в проверке соблюдения кредитной организацией и ее клиентами платежной дисциплины.

Задача аудиторской проверки операций банка по корреспондентским счетам состоит в оценке движения средств по этим счетам с точки зрения правомерности отнесения на них поступивших или списанных сумм, определения своевременности совершения операций и соответствие бухгалтерского учета требованиям нормативных документов Банка России, а также правилам и обычаям международного делового оборота. В связи с этим необходимо учитывать, что отдельных нормативных актов, регламентирующих учет межбанковских расчетных операций в иностранной валюте, Банком России в настоящее время не предусмотрено. Поэтому учет данных операций в кредитных организациях ведется согласно Положению ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П. Осуществляя аудиторскую проверку, необходимо обратить внимание на наличие в аналитическом учете банка (филиала) ведения лицевых счетов отдельно по филиалам, клиентам и банкам-контрагентам в разрезе каждого вида валюты.

При аудите расчетных операций в первую очередь рассматриваются документы, обязательные для ведения учета этих операций кредитной организацией, к которым относятся:

лицензия на осуществление банковских операций, выданная кредитной организации Банком России;

  • - сообщение о внесении кредитной организации (филиала) в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и о присвоении им соответствующего порядкового номера;
  • - учетная политика кредитной организации; внутрибанковские правила построения расчетной системы

кредитной организации;

  • - Книга регистрации открытых счетов;
  • - договоры банковского счета с клиентами;
  • - договоры о корреспондентских отношениях и дополнительные соглашения к ним;
  • - сводный баланс кредитной организации и балансы за определенный период - ежедневные, ежемесячные, квартальные, годовые с учетом заключительных оборотов;

оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (филиала) - форма № 101 (ежемесячная); ведомость остатков по счетам кредитной организации; ведомость расхождений (журналы раккордов) с выписками из банка-корреспондента;

  • - бухгалтерский журнал;
  • - лицевые счета;
  • - документы дня;

материалы различных проверок коммерческого банка (инспекционной, аудиторской, ревизионной и др.).

При проверке филиала кредитной организации необходимо дополнительно рассмотреть следующие документы:

Заверенную в установленном порядке копию сообщения Банка России о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ему порядкового номера;

оригинал доверенности, выданной кредитной организацией руководителю филиала, удостоверяющей его полномочия;

Положение о филиале;

распоряжение руководителя кредитной организации об открытии счетов межфилиальных расчетов;

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!