Все для предпринимателя. Информационный портал

Уровень открытости бюджетных данных. Рейтинг уровня открытости бюджетных данных

Инициатива по разработке рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных принадлежит Центру прикладной экономики, сотрудники которого и претворили идею в жизнь. Собственно, регионы достаточно активно участвуют в процессе рассекречивания параметров главного финансового документа. Опыт отдельных территорий насчитывает уже по 5–6 лет. «Традиционно вектор развития задавал Минфин России, - говорит директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ И. А. Соколов, - а здесь получилось все наоборот: регионы сами решили сделать свою финансовую политику более доступной для понимания широкой аудиторией. И этот шаг соответствует логике развития бюджетного процесса». Именно этот опыт и был всесторонне рассмотрен, изучен и ранжирован по ряду показателей разработчиками рейтинга. В феврале 2015 года прошел семинар «Открытый бюджет. Рейтинг субъектов по уровню открытости бюджетных данных», организованный Научно-исследовательским финансовым институтом и ООО «Центр прикладной экономики». На мероприятии были представлены итоги рейтинга 2014 года, а также обсуждена методика его проведения и составления в 2015 году.

Первая попытка оценить открытость бюджетных данных была сделана в 2013 году. По сравнению с рейтингом 2014 года в нем было меньше позиций, тем не менее последующий рейтинг сохранил идеологию предыдущего. Что касается статуса оценки деятельности субъектов по обеспечению открытости бюджетных данных, то, как сказала заместитель директора Центра прикладной экономики О. А. Трофимова, никаких нормативных актов, утверждающих методику проведения рейтинга, Правительство РФ не принимало. Единственное - методика была одобрена рабочей группой Минфина России по вопросам развития проекта «Бюджет для граждан».

Рейтинг 2013 и 2014 годов составлялся для всех регионов России, кроме Республики Крым и города Севастополь. Сейчас переходный период, определенный для этих субъектов, закончился, и в рейтинге 2015 года они уже будут присутствовать.

Что оценивается при проведении рейтингов?

При проведении рейтингов рассматривается, какая информация о бюджетных данных и в каком объеме предоставляется обществу. Оценивается ее полезность, доступность и актуальность. Кроме того, эксперты изучают, какие механизмы используются для взаимодействия с общественностью и насколько активно общественность участвует в обсуждении бюджетных вопросов. Последнее - наиболее сложный момент в деятельности по обеспечению открытости бюджетных данных. И как отмечают эксперты, в этом направлении движение прослеживается, но медленное. Тем не менее вопросам взаимодействия с общественностью в проекте методики проведения рейтинга-2015 придается большее значение. «Следует обратить внимание на то, что оценка уровня открытости бюджетных данных не преследует в качестве своей цели анализ соблюдения субъектами РФ требований бюджетного законодательства, - подчеркнула Трофимова. - Но в то же время не противоречит этим требованиям».

В 2014 году в методике появились две существенные новации. Специалисты Центра прикладной экономики стали составлять рейтинг поэтапно в соответствии с этапами бюджетного процесса. На первом этапе (март - апрель) рассматриваются основные характеристики утвержденного бюджета на текущий год и то, каким образом они представлены общественности. На втором этапе (июнь - июль) с тех же позиций анализируется годовой отчет об исполнении бюджета предыдущего года. На третьем этапе (август - сентябрь) - исполнение текущего бюджета и организация финансового контроля. На четвертом (октябрь - ноябрь) - составление проекта бюджета на следующий год.

Вторая новация - согласование предварительных результатов рейтинга с субъектами РФ. Это обеспечивает обратную связь с регионами и дает возможность выявить ошибки в показателях и внести в них уточнения.

Итоги

Верхнюю строчку в рейтингах и 2013-го, и 2014 года занимает Краснодарский край. В 2013 году регион набрал 30% от максимально возможного количества баллов, в 2014-м - уже 80%. Средний балл всех регионов в 2014 году вырос по сравнению с 2013-м с 11 до 30%. Это говорит о том, что работа по обеспечению открытости совершенствуется, к чему, в частности, стимулирует и участие в рейтинге.

Так, популярные сегодня «Бюджеты для граждан» при составлении рейтинга тоже учитываются. Но качество этой формы донесения информации до населения, как считает Трофимова, пока достаточно низкое. Некоторые субъекты слишком упрощают подачу информации, в результате жители региона получают минимум сведений. «Есть и такие „Бюджеты для граждан“, - говорит представитель Центра прикладной экономики, - в которых присутствует излишняя детализация какой-то не очень значительной информации, в то время как не представлены важные и системные показатели. Например, в одном из регионов, в „Бюджете для граждан“ в разделе „Доходы“ были показаны ставки транспортного налога, ранжированные по маркам машин. Про другие же налоги - ни строчки». Пока методика оценки открытости бюджетов подобные недоработки не учитывает. И так как информация по доходам пусть узко и однобоко, но представлена, эксперты в соответствующей строчке должны поставить галочку.

В настоящее время «Бюджет для граждан» реализуется в двух видах: размещается на специализированном портале или издается в виде брошюры. И составители рейтинга выявили парадокс: брошюрованные «Бюджеты для граждан», несмотря на свою статичность, оказались лучше виртуальных. Причина в том, что специализированные порталы создаются, бюджеты для граждан на них размещаются, но информация обновляется порой реже, чем переиздаются бумажные варианты. «Нам известны 18 специализированных порталов. Но назвать хотя бы один, где бы сведения о бюджете представлялись на должном уровне, я не могу, - отмечает Трофимова. - Более того, некоторые субъекты, которые делают бюджет для граждан в двух вариантах, за брошюрованный получили больше баллов».

Еще один негативный момент, на который эксперты указали субъектам РФ, заключается в том, что мало кто из региональных финансовых органов, представляя информацию о расходах, расходы на здравоохранение дает с учетом средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В результате у граждан складывается неверное видение ситуации в медицине, потому что большая часть денег на финансирование отрасли идет именно через ТОМС. Информация должна подаваться комплексно с учетом всех финансовых потоков. То же самое можно сказать и в отношении консолидированного бюджета региона. Министерство финансов субъекта, несмотря на то что оно работает только с региональным бюджетом, должно предоставлять общественности сводную информацию.

Изменения 2015 года

По предложению Министерства финансов РФ и в соответствии с решением Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства в 2015 году составлением рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных будет заниматься Научно-исследовательский финансовый институт, но специалисты Центра прикладной экономики тоже в этом будут участвовать, и преемственность сохранится. В методике проведения мониторинга и составления рейтинга 2015 года сформулированы более развернутые и жесткие требования к «Бюджету для граждан» и специализированным сайтам для их публикации, что, вероятно, станет стимулом для развития этого направления, а также усилены вопросы, связанные с участием общественности в бюджетном процессе.

Составители рейтинга при проведении мониторинга будут применять понижающий коэффициент за публикацию документов на специализированных сайтах в графическом формате, который делает их неудобочитаемыми, а также за сложность в поиске документа на сайте. Еще одно ноу-хау 2015 года - создание Библиотеки лучшей практики, которую планируется сформировать в целях систематизации позитивного опыта субъекта РФ в области открытости бюджетных данных и информирования о нем региональных и местных органов власти. За публикацию в библиотеке информации об интересных, нестандартных подходах составители рейтинга будут добавлять субъектам дополнительные баллы.

Рейтинг субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2014 г.

Наименование субъекта
Российской Федерации

Место по РФ

Итого по I–IV этапам

I этап. Характеристики первоначально утвержденного бюджета и состояние инфраструктуры для обеспечения открытости бюджетных данных

II этап. Годовой отчет об исполнении бюджета

III этап. Исполнение бюджета, контроль и аудит

IV этап. Составление проекта бюджета

Краснодарский край

Омская область

Оренбургская область

Красноярский край

Кировская область

Мурманская область

Республика Адыгея

Иркутская область

Пермский край

Свердловская область

Пензенская область

Архангельская область

Удмуртская Республика

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Нижегородская область

Тамбовская область

Рязанская область

Владимирская область

Республика Карелия

Новгородская область

Брянская область

Республика Калмыкия

Астраханская область

Ульяновская область

Республика Бурятия

Тульская область

Алтайский край

Смоленская область

Самарская область

Вологодская область

Курская область

Волгоградская область

Ставропольский край

Тверская область

Ивановская область

Ленинградская область

Ростовская область

Белгородская область

Московская область

Курганская область

Ярославская область

Республика Марий-Эл

Чувашская Республика

Республика Мордовия

Магаданская область

Челябинская область

Калужская область

Республика Коми

Приморский край

г. Санкт-Петербург

Ненецкий автономный округ

Тюменская область

Новосибирская область

Липецкая область

Ямало-Ненецкий автономный округ

Забайкальский край

Саратовская область

Костромская область

Воронежская область

Камчатский край

Амурская область

г. Москва

Республика Саха (Якутия)

Республика Хакасия

Хабаровский край

Калининградская область

Республика Северная Осетия - Алания

Псковская область

Республика Татарстан

Сахалинская область

Республика Башкортостан

Еврейская автономная область

Республика Алтай

Республика Тыва

Томская область

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Кемеровская область

Чукотский автономный округ

Орловская область

Республика Дагестан

Чеченская Республика

Республика Ингушетия

С. В. МАРТЫНЕНКО

На сайте журнала «Бюджет» есть , посвященная открытому бюджету. Ознакомиться с материалами .

10:32 — REGNUM Подведены итоги рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2015 год. Рейтинг составлен Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) совместно с Центром прикладной экономики по заказу департамента бюджетной политики Минфина России.

Рейтинг формируется по результатам оценки, проведенной на основе анкеты. Анкета базируется на принципах лучшей практики и методологических подходах, используемых Международным бюджетным партнерством (International Budget Partnership) при расчете Индекса открытости бюджета (Open Budget Index), при этом вопросы анкеты отражают особенности бюджетного законодательства Российской Федерации.

Оценка представляет собой сумму баллов, присвоенных субъектам Российской Федерации в результате ответов на каждый из вопросов анкеты, и проводится в четыре этапа, соответствующих основным этапам бюджетного процесса в Российской Федерации:

1. Первоначальное утверждение бюджета;

2. Годовой отчет об исполнении бюджета;

3. Текущее исполнение бюджета и финансовый контроль;

4. Составление проекта бюджета.

Результаты рейтинга позволяют оценить уровень прозрачности бюджетов различных субъектов Российской Федерации, увидеть, какая информация и в каком объеме предоставляется для граждан на разных этапах бюджетного процесса, насколько она актуальна и доступна, а также насколько активно жители регионов участвуют в обсуждении бюджетных вопросов.

Наименование субъекта Российской Федерации

Место по Российской Федерации

Место по федеральному округу

Итого баллов за 2015 год

Баллов за лучшую практику

Баллов по тематическим разделам

1.Характеристики первоначально утвержденного бюджета

5.Годовой отчет об исполнении бюджета

9.Внесение изменений в бюджет

10. Промежуточная отчетность и аналитические данные

11.Финансовый контроль

13.Проект бюджета и материалы к нему

Публичные сведения о деятельности государственных учреждений

в том числе:

Бюджет для граждан

в том числе:

Инфраструктура и общественное участие

в том числе:

2.Публичные сведения о плановых показателях деятельности государственных учреждений

6.Публичные сведения о фактических показателях деятельности государственных учреждений

3.Бюджет для граждан (закон о бюджете)

7.Бюджет для граждан (годовой отчет об исполнении бюджета)

14.Бюджет для граждан (проект бюджета)

4.Общественное участие (I квартал 2015 года)

8.Общественное участие (II квартал 2015 года)

12. Инфраструктура и общественное участие (III квартал 2015 года)

15.Общественное участие (IV квартал 2015 года)

Максимальное количество баллов

210,0

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Ненецкий автономный округ

Южный федеральный округ

Республика Адыгея (Адыгея)

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия — Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан (Татарстан)

Удмуртская Республика

Чувашская Республика — Чувашия

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Крымский федеральный округ

Республика Крым

г. Севастополь

Рейтинг субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных в 2016 году по результатам I–II этапов возглавили Оренбургская область, Краснодарский, Красноярский края. Эти регионы были отнесены к группе с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных и набрали от 79,3 до 100 процентов от максимально возможного количества баллов. Последние строчки рейтинга заняли Липецкая область, Чукотский автономный округ и Калужская область.

Рейтинг составлен Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) по заказу Министерства финансов Российской Федерации. Результаты рейтинга позволяют оценить уровень прозрачности бюджетов различных субъектов РФ, увидеть, какая информация и в каком объёме предоставляется для граждан на разных этапах бюджетного процесса, насколько она актуальна и доступна.

Предусмотрено четыре этапа для проведения мониторинга и составления рейтинга. Итоги подводятся поэтапно, нарастающим итогом. В данном исследовании представлены результаты первых двух этапов. Итоговый рейтинг планируется опубликовать в январе 2017 года.

На I–II этапах оценивалась открытость бюджетных данных по таким направлениям, как характеристика первоначально утверждённого бюджета, годовой отчёт об исполнении бюджета, сведения о деятельности государственных учреждений, «Бюджет для граждан» (закон о бюджете, годовой отчёт об исполнении бюджета), общественное участие.

Повышение открытости бюджетной сферы является одним из важных направлений деятельности Открытого правительства. В рамках этой работы совместно с Министерством финансов РФ реализуется проект « », направленный на предоставление россиянам в понятной и доступной форме информации о приоритетах бюджетной политики, параметрах бюджетной системы РФ и результатах использования бюджетных средств.

По направлению характеристики первоначально утверждённого бюджета лучше всего работает Ненецкий автономный округ. По такому критерию, как годовой отчёт об исполнении бюджета, лидером стал Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Лучшей в разделе публичных сведений о деятельности государственных учреждений стала Воронежская область. Лидером в работе по направлению «Бюджет для граждан» стала Владимирская область, в направлении общественного участия лучшей стала Оренбургская область.

По итогам первых двух этапов составления рейтинга 2016 года также была составлена «Библиотека лучших практик», в которую вошли наиболее удачные способы раскрытия регионами бюджетной информации, а также инновационные решения, направленные на обеспечение открытости бюджетных данных. В этом году в течение первых двух этапов библиотеку пополнили 13 примеров.

Лучшие практики по раскрытию бюджетной информации продемонстрировали Красноярский край, Омская, Архангельская, Магаданская, Сахалинская, Самарская области, Чукотский автономный округ, Красноярский, Пермский, Краснодарский края.

В реализации инновационных мер и механизмов, направленных на обеспечение открытости бюджетных данных и вовлечение граждан в процессы бюджетного планирования и контроля, отличилась Республика Татарстан. В регионе доступны версии сайта (сайт Министерства финансов Республики Татарстан), где публикуются бюджетные данные на русском и татарском языках. Также в данном разделе лучшие практики показала Ярославская область - в работе с проектом «Открытый региональный бюджет для депутата».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!