Все для предпринимателя. Информационный портал

Скрытый рынок труда в ссср. Социально-экономические предпосылки развития рынка труда россии в переходный период онищенко александр васильевич

Введение………………………………………………………………………. 3 1. Становление системы принудительного труда ………………………. 5 2. Особенности экономики принудительного труда ……………………. 8 3. Проявления мобилизационной экономики на примере строительства гидроэлектростанций…………………………………….. 16 Заключение…………………………………………………………………… 27 Список литературы…………………………………………………………. 29 Введение Главными устоями коммунистического режима в СССР принято считать тотальный политический и идеологический контроль над общественной...

5303 Слова | 22 Стр.

  • Экономика труда

    рефератов 1. Особенности предложения труда в России. 2. Особенности спроса на труд в России. 3. Использование модели «труд – досуг» для анализа российского рынка труда . 4. Модель домашнего производства и возможности ее применения в России. 5. Роль домашнего хозяйства в СССР и в современной России. 6. Инвестиции в человеческий капитал в России: направления, особенности , проблемы. 7. Проблемы и перспективы инвестиций в образование в России. 8. Анализ эластичности спроса на труд на рынке образовательных...

    1298 Слова | 6 Стр.

  • Особенности рынка труда в России

    «Особенности формирования и функционирования рынка труда в России» Выполнила: студентка группы ФК1-4 Муталиев Мухаммед Х. Научный руководитель: д.э.н., профессор Вафина Наиля Хаевна Москва 2012 План: Введение 2 Глава 1. Рынок труда : сущность и модели 2 1.1. Понятие рынка труда , его сущность и структура 2 1.2. Особенности функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 2 Глава 2. Особенности формирования и функционирования рынка труда...

    7949 Слова | 32 Стр.

  • экономика труда

    России в международном рынке труда Реферат по дисциплине «Экономика труда » Выполнил(а): студент(ка) группы 6-Э-2 Ф.И.О. Шумилова М. В. Руководитель: Виноградова В. В. Санкт-Петербург 2016 Оглавление Введение 3 1. Внешнеэкономические связи России. 5 1.1. Роль и место России в мировой торговле. 5 1.1.1. Устройство импорта. 6 1.1.2. Структура экспорта. 7 1.2. Россия на международном рынке труда . 7 2. Экспорт рабочей силы из России 9 2.1 Общие особенности экспорта рабочей силы...

    3063 Слова | 13 Стр.

  • Принудительный труд в экономике СССР

    советского времени, позволяет глубже исследовать социальную историю того общества. Социальный состав и структура советского общества отличались сложностью, неоднородностью и многообразием. Его особенностью в сталинскую эпоху существования был высокий удельный вес заключенных, принудительно привлеченных к труду . Длительность пребывания в лагерях – для значительной массы от 10 лет и выше, превращали лиц, отбывающих наказание, в устойчивую социальную группу со своим образом жизни, внутренней...

    6666 Слова | 27 Стр.

  • Основные особенности и тенденции развития рынка труда в России и развитых стран

    КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Экономике труда » Тема: “ Основные особенности и тенденции развития рынка труда в России и развитых стран” СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 1.основные модели национальных рынков труда и трудовых отношений…..6 2. Современные тенденции развития трудовых отношений в развитых странах……………………………………………………………………………16 3. Трудовые отношения в бывшем СССР …………………………………….....................................

    7546 Слова | 31 Стр.

  • Особенности развития торговли в России, Франции и Германии в 19 – 20вв.

    Астраханский государственный технический университет Особенности развития торговли в России, Франции и Германии в XVIII – XXвв. Астрахань 2008 Экономика как наука в Западной Европе начала складываться в XVII-XVIII вв. в тесной связи с развитием и укреплением капиталистического способа производства. Попытки разработки последовательной экономической концепции, объясняющей причины внешней торговли и ее место в хозяйственной жизни страны, начали предприниматься при ликвидации феодальной...

    6364 Слова | 26 Стр.

  • Имидж России на международном рынке труда

    HR-ИМИДЖ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА В современных условиях ускорения глобализации мировой экономики большое значение для России приобретает ее вхождение в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда . Россия вышла на международный рынок труда довольно недавно – примерно четверть века назад. За эти годы изменился характер потоков иностранной рабочей силы в Россию, увеличились масштабы легального трудоустройства российской рабочей силы...

    1366 Слова | 6 Стр.

  • Развитие менеджмента в СССР и России

    совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством. В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов. Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда . Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название...

    1577 Слова | 7 Стр.

  • Особенности исторического пути СССР и России

    ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной» ЭССЕ на тему: « Особенности исторического пути СССР и России» Выполнила: Студентка 0215 группы Отделение: «Сестринское дело» Саргсян Рузан Предмет: История Преподаватель: Варламенко В.В. Самара, 2014г. СССР так же и Россия всегда занимали и занимают своё особенное место в мире. Российская цивилизация не является ни азиатской, ни европейской. Это особая пограничная...

    639 Слова | 3 Стр.

  • Реферат по истории России. Перестройка и распад СССР.

     Реферат по истории России. Перестройка и распад СССР . Введение 1. На пути к ""перестройке"" 2. ""Перестройка"": в поисках путей ""совершенствования социализма"" 3. Кризис ""Перестройки"" и распад СССР Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ 1. НА ПУТИ К "ПЕРЕСТРОЙКЕ" Советская система централизованного планирования функционировала почти 70 лет. К главным плановым целям относилось проведение с конца 1920-х гг. социалистической индустриализации быстрыми темпами и достижение на ее основе военной...

    3020 Слова | 13 Стр.

  • Перестройка в ссср: замыслы и реальность

    культурологии и истории ПЕРЕСТРОЙКА В СССР : ЗАМЫСЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Выполнила: студентка 514 Семенова Е. Ю Содержание 1. Введение……………………………………………………………3 2. Стратегия и тактика, цели и программа…………………5 3. социалистической перестройки 4. Этапы перестройки……………………………………….9 5. Заключительный этап перестройки. Распад СССР ……16 6. Замыслы и достижения…………………………………...

    3479 Слова | 14 Стр.

  • Менеджмент в ссср и россии

    социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку , в жизни отдельного человека превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в тридцатые годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область...

    2211 Слова | 9 Стр.

  • Индустриализация СССР

    Заключение………………………………………………………………….……10 Список использованной литературы. Введение Индустриализация СССР СССР СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Хотя основной промышленный потенциал страны был создан позднее,...

    2282 Слова | 10 Стр.

  • Особенности налоговой системы в СССР

    «Санкт-петербургский государственный горный университет» Кафедра экономики, учета и финансов. КОНТРОЛЬНАя РАБОТА Финансы на тему: «Особенности налоговой системы в СССР » ВЫПОЛНИЛ: студент 3 курса ИУП и ИП Группа 934-01 Шифр 9701131083 Васин ВВ ПРОВЕРИЛ: Атабиева Э.Б. Санкт-Петербург 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 1.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СССР В 1917 – 1941 1.1 Первые шаги после Великой Октябрьской Социалистической революции. ВВЕДЕНИЕ...

    7029 Слова | 29 Стр.

  • Индустриализация ее предпосылки, основные этапы, результаты. Особенности становления индустриальной экономики во Франции в 19 веке.

    На тему: Индустриализация ее предпосылки,основные этапы,результаты. Особенности становления индустриальной экономики во Франции в 19 веке. Выполнила студент 2 курса гр.ЭБХ(б)2-12: К. К. Проверил старший преподаватель: Д. Д.К. Бишкек-2013 План. Введение 1.Индустриализация…………………………………………………………………...4 1.1.Ее предпосылки,основные этапы,результаты…………………………………....5 2.Особенности становления индустриальной экономики во Франции в 19 веке…8 Глоссарий……………………………………………………………………………...

    1915 Слова | 8 Стр.

  • Политика «Военного коммунизма» и НЭП в СССР

    источников 16 Тест 17 Введение 20-е годы XX века, особенно первая их половина, привели к возникновению первых ростков нового политического мышления, хотя сам термин родился в наше время. Но именно 20-е годы на практике дали сочетание новой экономической политики, демократизации, плюрализма с успехами мирного сосуществования. Был открыт путь к ненасильственному миру и строительству социализма в СССР без социальных катастроф, на основе «гражданского мира». То и другое могло...

    3099 Слова | 13 Стр.

  • Миграция в сфере труда

    Содержание Введение 1. Трудовые ресурсы и их использование 2. Безработица 3. Рынок труда 4. Миграции населения 5. Задачи Правительства РФ в области трудовых ресурсов и в социальной сфере Список используемой литературы Введение Региональная экономика – одна из важнейших отраслей экономических знаний. Региональная экономика изучает природно-ресурсный потенциал России и её регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики...

    3061 Слова | 13 Стр.

  • Налоги в ссср

    ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Доклад на тему: «Налоги в СССР 1917-1991 года» Выполнила студентка Туфанова Кристина Максимовна Группа 08181 Проверила Алимурзаева Ирина Ивановна Великий Новгород 2012 г. Налоги в СССР (1917-91 гг.) В результате прошедшей в феврале 1917 г. революции...

    6366 Слова | 26 Стр.

  • Особенности развития маркетинга в Росии

    Содержание Введение ………………………………………………………………………………..…….. 3 Особенности развития маркетинга в России ……………………………………..………... 4 Зарождение маркетинга в эпоху Российской Империи (1880-1917) ..………………….… 4 Новая экономическая политика (04.1921 – 10.1929) ………………………………………. 4 Хрущевская оттепель …………………………………………………………..…………….. 5 Старт: перестройка (1986 – 1991) ……………………………………..……….……….…… 6 Эпоха рынка …………..………………………………………………………...…………… 11 Антимаркетинговые стереотипы ……………………………………………………………...

    10126 Слова | 41 Стр.

  • Особенности спроса и предложения на рынке труда

    и кредит” ОСОБЕННОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Курсовая работа по дисциплине “Микроэкономика” Выполнила: Студентка группы 59 «Д» Ю.О. Агафонова Руководитель доцент Т.Б. Суржикова Омск 2010 Содержание Введение…………………………………………………………………………..........3 1. Концептуальные подходы к анализу функционирования современного рынка труда ……………………………………………………………………………….……5 1.1. Неоклассический подход к анализу функционирования современного рынка труда …………………………………………………………………………………...

    6945 Слова | 28 Стр.

  • Россия на мировом рынке труда

    Мировой рынок рабочей силы………………………………………………………………………..…………………………….4 | | |1.1. Понятие, особенности ……………………….……………………………………………………………………………………….4 | | |1.2. Мировой рынок труда , воспроизводство рабочей силы: особенности в современных | | |условиях………………………………………………………………………………………………………|условиях……………………………………………………………………………………………………………………………………………...

    7341 Слова | 30 Стр.

  • На каких работах запрещается применение труда женщин

    запрещается применение труда женщин? Труд женщин регулируется как общими, так и специальными нормами права. Это связано с необходимостью установления дополнительных гарантий указанной категории работников. Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда , а также на подземных работах кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда , на которых запрещается...

    1401 Слова | 6 Стр.

  • Распад СССР

    демократизации общества 6 ♣Реформы в экономике 7 ♣Гласность 10 ♣Реформы политической системы 13 Последствия перестройки. Распад СССР 17 ♣Распад СССР 19 Заключение 23 Литература 24 ВВЕДЕНИЕ Тема перестройки и распада СССР особенно интересна тем, что в настоящий момент трудно найти человека, судьба которого не изменилась бы существенным образом в связи с реформами М.С. Горбачева...

    7805 Слова | 32 Стр.

  • «Перестройка» в ссср

    «ПЕРЕСТРОЙКА» В СССР ПЛАН 1. Причины «Перестройки» Роль Горбачева в осуществлении «Перестройки» Краткий обзор состояния советской экономики в период с 1975 по 1985 г. 2. Цели и результаты «Перестройки» Демократизация общества Осуществление Последствия Отзывы 3. «Перестройка» как главная причина развала СССР Причины развала СССР Последствия развала СССР для России и мирового сообщества Процессы в СНГ и в России в современное время...

    4437 Слова | 18 Стр.

  • Особенности реформ управления и регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

    Особенности реформ управления и регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью Бывшим социалистическим странам предстоит большая работа по преобразованию сверхмонопольных структур, характерных для централизованной, командно-административной экономики, в структуры конкурентные, эффективно работающие, предпринимательские. Этот процесс чрезвычайно труден , противоречив и требует немало времени. Проблемы преобразования...

    1991 Слова | 8 Стр.

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК Роль СССР в Совете Экономической Взаимопомощи ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студентки 6 курса ОЗО Специальность «история» ...

    20307 Слова | 82 Стр.

  • Развитее рынка труда РФ в условиях глобализации

    Развитие рынка труда российской федерации в условиях глобализации Специальность - 08.00.14 "Мировая экономика" АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва-2000 Диссертация выполнена на кафедре статистики и финансов экономического факультета Российского Университета дружбы народов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы определяется следующим. Труд выступает, прежде...

    6570 Слова | 27 Стр.

  • Современные тенденции и особенности развития мирового рынка транспортных услуг

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 5 1.1. Место и значение услуг в экономике и внешней торговле современных государств 5 1.2. Транспортное право и транспортное законодательство 12 ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 17 2.1. Правовые проблемы транспортно-экспедиторской деятельности 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29 ВВЕДЕНИЕ Актуальность курсовой работы. В последние десятилетия...

    5731 Слова | 23 Стр.

  • Сравнительный анализ социально-экономического развития СССР и стран Европы в 80е годы XX века

    Федерации Государственно образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский Национальный Исследовательский Университет Им. А.Н.Туполева Реферат по социологии На тему: Сравнительный анализ социально-экономического развития СССР и стран Европы в 80е годы XX века Выполнил: студент гр.2411 ...

    4889 Слова | 20 Стр.

  • Таможенная служба СССР

    Содержание Введение 1. Внешнеэкономическая деятельность СССР в 80-е годы 2. Таможенная политика СССР в 80-е годы 3. Таможенный Кодекс СССР 1991 как логическое завершение этапа внешнеэкономической реформы (1986-1991 г.г.) Заключение Литература Введение В послереволюционной России и в дальнейшем – в Союзе ССР – процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. В целом в период – с октября 1917 года и по 1991 год...

    5468 Слова | 22 Стр.

  • Ликвидация ссср и образование снг рф как правопреемница ссср

    Контрольная работа №1 по истории студента группы МОСМ-291 Рощина Бориса Дмитриевича Контрольная работа №1 Вариант №19 Вопрос №1 Расширение Евросоюза, формирование мирового "рынка труда ", глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Расширение Европейского союза - это процесс укрупнения Европейского союза (ЕС) посредством вступления в него новых государств-членов. Иногда процесс расширения также называют Европейской интеграцией. Однако этот термин используется и когда речь...

    2744 Слова | 11 Стр.

  • «Становление и развитие банковской системы в России. Проблемы и перспективы российского рынка кредитных ресурсов»

    УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» Кафедра «Экономической теории» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Макроэкономика» на тему: «Становление и развитие банковской системы в России. Проблемы и перспективы российского рынка кредитных ресурсов» Содержание Введение. 1. Понятие банковской системы России 2. История становления...

    5268 Слова | 22 Стр.

  • Реформы ссср

    Реформы в СССР в 20-е – 30-е годы 1. Политика «военного коммунизма» 2. НЭП: причины введения и сущность 3. Индустриализация промышленности СССР 4. Коллективизация сельского хозяйства 1. Политика «военного коммунизма» ""Военный коммунизм" – это система временных, чрезвычайных, вынужденных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1920 гг. … Вынужденное проводить в жизнь "военно-коммунистические"...

    11354 Слова | 46 Стр.

  • Распад СССР и его последствия

    Контрольная работа № 1. Тема: «Распад СССР и его последствия» План работы: 1. Введение. 2. Материальное обеднение населения в условиях кризиса экономики. 3. Рост безработицы и обеднение работающих. 4. Институты социальной защиты и самоорганизация населения. 5. Незащищённость как состояние и как процесс. 6. Заключение. Введение Одним из самых значительных событий последних десяти лет был распад Советского Союза и образование на его территории 15 независимых государств...

    2297 Слова | 10 Стр.

  • Мировая экономика - мировые рынки труда

    экономике на тему: «Мировой рынок труда » Челябинск, 2009 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Мировой рынок труда . 5 2. Международные миграции населения 13 3. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы. 16 4. Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах. 21 5. Основные центры международной трудовой миграции. 26 Заключение 30 литературА 32 Введение Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает...

    5884 Слова | 24 Стр.

  • Экономические реформы в России (СССР) в период 30-х – 40-х гг. ХХ века

    САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Региональная экономика» РЕФЕРАТ По ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Тема: Экономические реформы в России (СССР ) в период 30-х – 40-х гг. ХХ века Выполнила студентка гр. 10710/20 Воронина О.А. (Ф.И.О.) (Подпись) Руководитель,(уч. степень, должность) Зайченко И.М. (Ф.И.О.) ...

    3029 Слова | 13 Стр.

  • Особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями

    отношений. Столь высокая оценка актуальности данной проблемы объясняется сравнительно высоким уровнем женской безработицы в стране, низкой востребованностью женщин на рынке труда , сложностью демографической ситуации и традиционно двойной трудовой нагрузкой, которую испытывают работающие женщины России. Вопрос о правовом регулировании труда женщин перестал быть только внутригосударственным делом, достаточно давно принял интернациональный характер. Существует большое число правовых актов, принимаемых...

    4885 Слова | 20 Стр.

  • Экономика труда

    мгновенную связь между удаленными точками планеты. Транснациональный капитал не знает границ, а транснациональные компании открывают свои филиалы в тех странах, где размещение этих филиалов сулит наибольшие прибыли. Интеграционные тенденции особенно заметны в Западной Европе, где шенгенский договор практически стер государственные границы, а ввод единой валюты в еще большей мере подчеркнуло общность экономического пространства. Интегративные тенденции касаются не только перемещений товаров...

    6327 Слова | 26 Стр.

  • Развал СССР

    Был ли неизбежен распад советского союза? 1 ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ И ЧТО ПРИОБРЕЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗВАЛА СССР То, что произошло в Беслане 1-3 сентября 2004 года, не оставило равнодушным ни одного гражданина Российской Федерации. Возмущениям нет предела. И снова возникает вопрос: почему в Советском Союзе не было такого разгула терроризма, какой наблюдается сегодня в Российской Федерации? Некоторые считают, что в Советском Союзе просто умалчивали о подобных террористических актах. Но шило в мешке...

    4825 Слова | 20 Стр.

  • распад ссср

    1 1. Социально-экономические предпосылки распада СССР : 1.1 Дезинтеграционные процессы в СССР ....................................2-5 1.2 Реформы политической системы в СССР ................................6-8 1.3 Попытка усиления исполнительной власти.............................9-12 2. Распад СССР и «парад суверенитетов».....................................13-15 3. Последствия распада СССР : 3.1 Экономические последствия................................................

    4473 Слова | 18 Стр.

  • распад ссср

    Введение 1. Социально-экономические предпосылки распада СССР 1.1. Дизентеграционные процессы в СССР 1.2. Реформы политической системы в СССР 1.3. Попытка усиления исполнительной власти 2. Распад СССР и «парад суверенитетов» 3. Последствия распада СССР 3.1. Экономические последствия 3.2. Политические последствия Заключение Список используемой литературы Введение Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980-х гг. В этот...

    4424 Слова | 18 Стр.

  • Распад СССР

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральская государственная юридическая академия Институт прокуратуры Кафедра теории государства и права Контрольная работа по предмету «Политология» На тему «Распад СССР » Выполнил: Борисенков А.В. студент 209 группы Института Прокуратуры Проверил: Саенко П. А. ...

    4530 Слова | 19 Стр.

  • Техническое нормирование труда на предприятии.

    нормирование труда на предприятии. Сожержание: Введение………………………………………………………………………2 Содержательная часть………………………………………………………..3 1. Этапы научной технико-нормировочной работы. 2. Разновидности норм труда : норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма времени обслуживания, норма численности. 3. Производственные нормы труда (ЕНиР, ВСН, ВНиР, ТНиР, УСН, ГЭСН и др.) Аналитическая часть………………………………………………………….13 1. Приведите примеры расчета норм труда . 2. Отразите...

    3551 Слова | 15 Стр.

  • Распад СССР

    этнических конфликтов. В результате вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Попытки решить проблему национализма с помощью войск не привели к положительным результатам, а еще больше подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР . Ослаблению союза способствовал нараставший экономический кризис. М. Горбачев и центральное правительство, явно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа...

    4399 Слова | 18 Стр.

  • Проведение индустриализации в СССР

    5 5 2. План индустриализации в СССР 11 3. Достижения и издержки промышленного скачка 16 Заключение 18 Список литературы 20 ВВЕДЕНИЕ Социалистическая индустриализация СССР - процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны...

  • Новые переводы

    РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА1

    Саймон Кларк Университет Уорвика, Великобритания

    Перевод М.С.Добряковой Научное редактирование - В.В.Радаев

    Рынок труда в советский период

    Рынок труда был единственным рынком, существовавшим в Советском Союзе в форме, которая могла быть признана в капиталистической экономике (67, 68). Несмотря на намерения властей планировать распределение рабочей силы и на настойчивые уверения почти всех советских ученых, что рабочая сила не является товаром, на практике работники более или менее свободно меняли места работы, а работодатели более или менее свободно нанимали тех, кого желали. Хотя зарплата жестко контролировалась в попытках подавить конкуренцию на рынке труда, работодатели в базовых секторах экономики могли предлагать более высокий уровень оплаты, жилье, а также широкий и всё возрастающий спектр социальных льгот с целью привлечения отобранных работников. Наименее привилегированные отрасли не могли соперничать теми же методами, т.е. предлагать лучшую зарплату и социальные льготы, однако они могли предложить менее интенсивный режим работы, менее строгую трудовую дисциплину, а также больше возможностей для дополнительных заработков на стороне путем комбинирования нескольких рабочих мест в течение рабочего дня или просто путем приворовывания общественной собственности. При этом заработную плату отдельным работникам можно было увеличивать за счет присвоения им более высоких разрядов и категорий или за счет ослабления норм выработки. В то же время, не существовало тех формальных институтов рынка труда, которые обеспечивают процесс смены рабочих мест в развитых капиталистических экономиках. В России, в общем и целом, люди вынуждены были искать информацию о рабочих вакансиях через неформальные каналы. Однако прежде, чем обратиться к рассмотрению этих неформальных каналов, нам следует кратко обрисовать формальные институты, которые должны были регулировать движение рабочей силы в конце советского периода.

    Распределение рабочей силы административными методами Вхождение на рынок труда

    Здесь в центре административного регулирования находилась система жесткого распределения выпускников после окончания образовательных учреждений. Эта

    1 Данный текст является переводом части статьи Clarke, S. The Russian labour market // Аспекты социальной теории и современного общества / Ред. А.Согомонов, С.Кухтерин. М.: Институт социологии РАН, 1999. С. 73-88 (73-120). Перевод размещается с любезного согласия автора.

    система относилась прежде всего к выпускникам высших и средних специальных учебных заведений: они в обязательном порядке должны отработать на предписанном им месте в течение трех лет. При этом власти рассчитывали на то, что они останутся на данном рабочем месте на всю оставшуюся жизнь. Распределение выпускников по рабочим местам осуществлялось Комиссией по распределению, действовавшей в учебном заведении. Она исходила из пожеланий студента, его академических достижений и общественно-политической активности, а также специфических требований работодателей, обращавшихся к руководству учебных заведений. Лучших студентов или тех, у кого были хорошие связи, часто распределяли по их собственному выбору, - например, на то предприятие или в ту организацию, где они проходили преддипломную практику. Других же направляли в отдаленные регионы страны, в первую очередь, в Сибирь и на Дальний Восток, где сохранялся дефицит рабочей силы. Однако на практике эта система никогда не работала в полной мере: одни студенты сами находили работу и просто не появлялись там, куда их распределяли; другие уезжали на место распределения и обнаруживали, что работы там для них не предусмотрено; а третьи покидали места распределения, не дожидаясь истечения трехлетнего срока (67, рр. 46-47). С 1980-х гг. система распределения распространялась также и на выпускников профессионально-технических училищ. Как правило, эти студенты направлялись на предприятие, к которому было прикреплено их ПТУ, хотя на практике и здесь многие находили себе работу сами. Местные комиссии по распределению молодежи, как предполагалось, должны были находить рабочие места для выпускников школ, однако их эффективность была весьма спорной (68, р. 110).

    Административное распределение на следующих этапах

    Хотя в стране и существовала четкая карьерная лестница, при восхождении по которой важную роль играли личные связи, равно как профессиональные и политические качества, ее верхние позиции также заполнялись административными способами. Назначение людей на высшие посты во всех сферах экономической, социальной и политической жизни регулировалось номенклатурной системой, в рамках которой парткомы всех уровней утверждали список лиц, подходящих для повышения по службе. Из этого списка и выбирались кандидаты при возникновении вакантной должности (73). В принципе, любому члену партии могло быть предписано в интересах партийного государства перейти на другую работу, например, поехать в отдаленный регион, что было распространено в 1930-е гг., однако в послесталинский период такая практика стала достаточно редкой.

    Другие административные методы назначения людей на рабочие места основывались на материальном стимулировании и не включали принудительного компонента, так что их следует считать скорее рыночными, нежели административными механизмами (67, рр. 45-53). Оргнабор возник в начале 1930-х гг. по инициативе промышленных предприятий, заключавших договоры с колхозами о поставках рабочей силы. Постепенно оргнабор был приведен в систему и бюрократизирован, и вскоре он превратился в основной канал набора сельского населения для работы в промышленности и строительстве в то время, когда сельчане не имели права покидать свое место жительства. Начиная с 1950-х гг. оргнабор использовался прежде всего для привлечения рабочей силы в развивающиеся регионы Сибири и Дальнего Востока. С конкретным работодателем в этом случае заключался контракт на срок от одного до пяти лет (средняя продолжительность - 2 года), ему выделяли подъемные и оплачивали транспортные расходы. В 1980-е гг. оргнабор покрывал 20% планового набора работников для Сибири и Дальнего Востока, при этом почти треть проходила по линии

    Министерства энергетики, в то время как его доля в промышленности в целом была не столь велика. Поскольку для членов семей в этом случае дополнительных средств не выделялось, то большинство людей, нанимаемых подобным образом, были одинокими, и примерно две трети из них были моложе 29 лет. С оргнабором возникли те же проблемы, что и с распределением выпускников: многие обнаруживали, что жилищные условия и условия труда не соответствовали обещанному; или же люди просто оказывались не нужны и уезжали прежде, чем истекал срок договора. Были также жалобы и на то, что по оргнабору привлекаются далеко не лучшие работники, а лишь летуны, перескакивающие с места на место в расчете на подъемные и покрытие транспортных расходов (67, рр. 51-52). Схемы расселения людей в сельской местности были менее масштабны, однако они предусматривали более существенные выплаты и позволяли переезжать семьям в полном составе (68, рр. 112-113).

    Комсомольские призывы первоначально были введены Н.С.Хрущевым с целью освоения целинных земель, впоследствии они все больше использовались для привлечения рабочей силы на крупные стройки страны. Хотя условия договоров были более гибкими, чем в случае с оргнабором, а идеологическая нагруженность - гораздо сильнее, материальные условия были схожими, и, как оказалось, люди, мобилизованные по призыву комсомола, не особенно стремились остаться на месте работы после окончания действия контракта. Большинство студентов заключали краткосрочные договоры, в основном, для работы на стройках или в сельском хозяйстве, прежде всего, в период каникул.

    Наконец, важно не забыть и о той важной роли, которую играл принудительный труд на протяжении всего советского времени. Хотя массовые репрессии закончились со смертью И.В.Сталина, очень большое число людей были осуждены на те или иные сроки заключения в исправительно-трудовых колониях. При этом впоследствии им часто вменялось принудительное поселение в регионах, где наблюдался дефицит рабочей силы. Помимо этого, широко использовалось огромное число призывников в армию и военнослужащих: они работали на гражданских объектах или восполняли сезонные потребности в рабочей силе, - например, по сбору урожая или уборке улиц от мусора в конце зимы.

    Мобильность рабочей силы

    В соответствии с советским идеалом, каждый индивид должен был получить место работы согласно своей квалификации и нуждам экономики. Предполагалось, что впоследствии он сделает карьеру на предприятии или в организации, куда был направлен, причем назначение на высшие должностные посты будет контролироваться номенклатурной системой. Причиной столь упорного стремления закрепить структуру занятости была не столько попытка планирующих властей контролировать распределение рабочей силы (практически, этого они могли достичь и рыночными механизмами), сколько центральная роль, отводимая рабочему месту в процессе поддержания порядка и стабильности советского общества.

    Рабочее место являлось основным звеном осуществления социальной интеграции в рамках советской системы. И политика партии была направлена на то, чтобы закрепить людей на их рабочих местах: так легче было регулировать и контролировать их жизнь. При этом проведение данного идеала на практике осуществлялось, прежде всего, путем предоставления предприятиями значительных социальных льгот и привилегий за выслугу лет. Основное место работы являлось не только источником средств к существованию, но также и показателем социального статуса. Отсутствие работы

    обрекало не только на материальные лишения, но и на риск подвергнуться тюремному заключению по обвинению в "тунеядстве". Увольнение, даже самых недисциплинированных работников, как средство контроля над рабочей силой властями не поощрялось, ибо уволенных надо было направлять на какое-то другое место работы. Так что число дисциплинарных увольнений было чрезвычайно невелико, хотя нарушителей дисциплины руководство предприятия могло вынудить уйти по собственному желанию.

    Такая политика находила отражение и в субъективной ориентации работников, в основе которой был идеал: работа на всю жизнь, а рабочее место - "второй дом". Идеальным трудовым путем для советского работника было найти подходящее место работы и затем оставаться на нем до конца его/ее трудовой жизни, делая карьеру за счет перемещения с одной должности на другую внутри самого предприятия. Если все же возникала необходимость сменить место работы, то делалось это по переводу, согласованному с руководством предприятий и/или внешними организациями. Такой перевод позволял работнику сохранить непрерывный трудовой стаж и связанные с ним социальные льготы.

    На практике, однако, все это не работало, как было предписано, поскольку не было эффективного механизма, который удерживал бы людей на их месте работы, при этом предприятия и организации всегда соперничали друг с другом за рабочую силу. Рабочие, особенно на ранних этапах своей карьеры, искали лучшую оплату и условия труда, лучшие перспективы в отношении обеспечения жильем и детским садом (67, рр. 280-282). В результате уровень мобильности рабочей силы был достаточно высок. Таким образом, большая часть найма работников происходила вне какого-либо административного распределения рабочей силы, а осуществлялась непосредственно между индивидом и будущим работодателем. При этом примерно две трети составляли прямые переводы с одной работы на другую (67, р. 276).

    Данных о текучести кадров и о каналах, при помощи которых люди находили работу в советской системе, крайне мало, поскольку подобная информация считалась государственной тайной и вплоть до конца советского периода не подлежала публикации. А имеющиеся данные (прежде всего, данные исследовательских отчетов) совершенно не согласуются между собой (о такого рода данных см. 67, гл. VI). Как пишет А.Котляр, 14,2% общего числа занятых в России в 1980 г. составляли выпускники образовательных учреждений, 2,8% - молодые люди, 3,8% шли по переводу, 0,9% - по оргнабору и переселению сельских семей, 0,5% - по призыву комсомола, а 77,8% составлял непосредственный найм работников предприятиями (67, р. 269; 68, рр. 109-113; 61, р. 62).

    Столь малая доля административных методов распределения работников является результатом высокой текучести рабочей силы, которая означала, что большую часть всех наймов составляли люди, которые по собственному усмотрению перемещались с одного места работы на другое. Общий уровень мобильности рабочей силы в Советском Союзе начиная с 1960-х гг. был сопоставим с аналогичными показателями для капиталистических рынков труда: текучесть составляла приблизительно 20% в год и сократилась примерно до 15% в середине 1980-х. Эти цифры близки к аналогичным показателям для многих европейских стран; они выше, чем в Японии, и существенно ниже, чем в Соединенных Штатах2. Однако советское трепетное отношение к высокому

    2 Официальные данные показывают, что с середины 1970-х гг. произошло значительное

    уровню мобильности рабочей силы становится вполне понятным, если поместить его в контекст динамики занятости, с одной стороны, и социальных норм - с другой. "Экстенсивный" путь предполагал жесткую структуру занятости, рабочие места ликвидировались крайне редко, поскольку создание новых производств не сопровождалось ликвидацией старых производственных мощностей. Таким образом, очень немногие люди были вынуждены оставить свои рабочие места в результате сокращения штатов, еще меньшее число - в результате дисциплинарных увольнений. Аналогично, централизованное установление уровня оплаты труда не оказывало давления на работников депрессивных отраслей путем снижения относительного уровня этой оплаты. С другой стороны, мощные социальные нормы поддерживали стабильность занятости. Высокий уровень трудовой мобильности был свойственен, как правило, прежде всего молодым работникам, искавшим более подходящее место работы, а также наименее социализированным и наименее дисциплинированным работникам, которые к тому же обычно обладали и более низкой квалификацией. Тем не менее, постоянный дефицит рабочей силы свидетельствовал о низком уровне безработицы, и те, кто оставлял свое место работы, были уверены в том, что найдут другую работу, как только они сами того пожелают. Несмотря на сдерживание трудовой мобильности, работники имели достаточную свободу для смены рабочих мест в соответствии с собственными интересами и предпочтениями.

    Текучесть кадров рассматривалась советскими властями не только с точки зрения негативных социальных последствий, но и как серьезная экономическая проблема, растрата ресурсов. Работники оставляли места, для которых их готовили, и уходили на новую работу, где им вновь требовалось время для подготовки. При этом перерыв между работой на старом и новом местах составлял примерно один месяц (67, р. 306316). Соответственно, было достаточно много исследований, посвященных причинам высокой текучести кадров. Задачей этих исследований было выявление путей совершенствования системы заработной платы и премий, а также изменение условий труда, которые позволили бы снизить мобильность рабочей силы. Представления о мобильности рабочей силы как положительном явлении отсутствовали и среди экономистов, которые не рассматривали ее как средство увеличения производительности труда, достигаемого путем лучшего соответствия работника месту его работы. Отсутствуют они и среди работников, которые не могли рассматривать ее как средство, позволяющее конструировать полноценную трудовую жизнь. Следовательно, институты рынка труда, подобные тем, что есть на Западе, были весьма не развиты, а мобильность рабочей силы никогда не изучалась как инструмент реструктурирования экономики или как элемент стратегии работников в сфере занятости.

    сокращение коэффициента текучести рабочей силы (впоследствии он начал подниматься от 11% работников промышленности в 1986 г. до 13% в 1989 г. (26, р. 126) и до примерно 30% в 1992 г.). Советские комментаторы объясняли столь резкое падение уровня текучести в первой половине 1980-х гг. успешным применением ряда мер по улучшению трудовой дисциплины и снижению текучести, которые последовали за официальным заявлением в декабре 1979 г. Западные комментаторы были более скептичны в отношении эффективности этих мер, среди которых была, например, такая: рассмотрение заявления об уходе продлевалось на 2-4 недели. Отчасти снижение уровня текучести в середине 1980-х гг. можно объяснить старением рабочей силы (68, р. 217), а также, вероятно, непродолжительной кампанией Ю.В.Андропова по ужесточению трудовой дисциплины (67, р. 315; 61, р. 63).

    На практике центральные власти стремились регулировать рынок труда посредством скорее рыночных, нежели административных механизмов. Более высокая зарплата выплачивалась работникам в отдаленных регионах, где рабочая сила была дефицитной, и в базовых отраслях промышленности, где также предполагались более широкие социальные льготы. Это давало базовым отраслям, и прежде всего военно-промышленному комплексу, большое преимущество на рынке труда, позволявшее перетягивать лучших работников и иметь стабильный кадровый состав. Оборотной стороной этой ситуации было то, что менее приоритетные отрасли, включая сферу услуг, легкую промышленность и строительство, испытывали больше трудностей в привлечении рабочей силы и более высокую текучесть кадров (68, р. 217; 62). Изменения в социальной политике, произошедшие с середины 1980-х гг., были нацелены на то, чтобы закрепить работника на предприятии, обеспечив его жильем и предоставив более широкий спектр социальных льгот и пособий, привязанных к данному рабочему месту. Однако в результате более обеспеченные предприятия получили более выигрышные позиции на рынке труда. Данные обследований показывали огромные различия в уровне текучести кадров на разных предприятиях одной и той же отрасли, отражая тем самым масштабы конкуренции между предприятиями на рынке труда. Была также выявлена более высокая текучесть в крупных городах, на более мелких предприятиях, а также среди более молодых и низкооплачиваемых работников (67, рр. 275-276).

    Посредники на рынке труда

    Несмотря на то, что большая часть всех случаев найма работников обходилась без административного контроля, в течение почти всего советского периода на рынке труда существовали формальные посредники, занятые, в частности, распределением молодежи и таких особых категорий, как инвалиды, демобилизованные из армии и освобожденные из мест заключения. Только в 1 969 г., с целью повышения эффективности рынка труда, были вновь созданы биржи труда (в 1930 г. они были упразднены в связи с официальным объявлением о ликвидации безработицы). В период между этими двумя событиями предприятие полностью отвечало за трудоустройство уволенных работников, а также за выплату компенсации за две недели после увольнения. К 1970 г. было учреждено 134 бюро по найму, а к 1989 г. на территории Советского Союза возникло 812 центров занятости и 2000 бюро по найму. Однако по ряду причин такие бюро оказались не эффективными. Во-первых, по иронии судьбы, в отличие от большей части капиталистических стран, эти учреждения не получали государственной поддержки, а должны были финансировать свою деятельность посредством отчислений от предприятий, что вело к недофинансированию и проблемам с кадрами (67, рр. 24, 406-407). Во-вторых, многие предприятия не сообщали об имевшихся у них вакансиях, а большая часть заявленных рабочих мест предназначалась для низкоквалифицированных работников. В-третьих, эти бюро имели очень низкую репутацию и были последним прибежищем, куда направлялись люди, которые отчаялись найти работу собственными усилиями, и предприятия, которым никак не удавалось заполнить пустовавшие рабочие места. Тем не менее, согласно их собственным отчетам, эти бюро вскоре стали играть решающую роль в процессе распределения рабочей силы, обеспечивая более 20% всех приемов на работу в России в 1981 г. Они существенно сократили временной разрыв при переходе с одной работы на другую, обеспечили в 1973 г. информацией о рабочих местах 87% желающих и действительно трудоустроили 59% (68, рр. 115-116). Согласно нашим собственным данным, эти бюро и их преемники, как мы увидим ниже, играли на рынке труда гораздо

    менее значительную роль. Политика на рынке труда

    В течение всего советского времени политика на рынке труда была подчинена первоочередной задаче мобилизации резервов рабочей силы на нужды строительства советской промышленности. В 1930-е гг. нужно было переселить, в значительной мере силой, большую долю сельского населения в новые центры перерабатывающей и добывающей промышленности. После смерти Сталина акцент постепенно сместился к использованию материальных стимулов при привлечении сельского населения в промышленность и строительство, однако к концу 1950-х гг. уже стало ясно, что притока рабочих рук (в том числе, женщин) из игравшего вспомогательную роль сельского хозяйства в армию наемного труда, а также естественного прироста городского населения не достаточно для удовлетворения ненасытной потребности советской системы в рабочей силе. В течение 1960-х и 1970-х гг. все большую роль играло привлечение неработающего населения, состоявшего прежде всего из пенсионеров и женщин с детьми. Ограничения, распространявшиеся на занятость пенсионеров, были постепенно ослаблены, и к концу советского периода пенсионеры могли получать пенсию в полном объеме, даже если они продолжали работать, при существовании определенного "потолка" максимального общего дохода3. Аналогично, получила широкое распространение система выплаты пособий по уходу за ребенком, и женщины получили новые права, касающиеся декретного отпуска. Все эти меры оказали заметное воздействие на привлечение в состав рабочей силы этих двух категорий работников (67, рр. 106-107, 218-225). В то же время, они противоречили целям социальной и демографической политики, что особенно касалось занятости женщин с детьми. Драматической иллюстрацией положения дел являлся высокий уровень детской смертности и резкое снижение уровня рождаемости.

    Начиная с 1980-х гг. советские специалисты переключили внимание с дефицита рабочей силы на внешнем рынке труда к избытку рабочей силы, занятой на существующих предприятиях. Это вело к спорам о том, в какой степени советские предприятия подпитывали немалые внутренние резервы рабочей силы, которые могли бы быть мобилизованы на удовлетворение потребностей продолжающегося экономического роста (эти дебаты рассматриваются подробно в ). Теоретическую проблему составляло явное сосуществование дефицита рабочей силы на макроуровне и ее избытка на микроуровне. Феномен "избыточной занятости" объяснялся недостатками системы планирования, которая давала предприятиям стимул к максимальному увеличению рабочей силы и которая требовала от них придерживать существенную часть рабочей силы в качестве резерва на случай меняющихся потребностей4. Причина виделась также в несовершенстве стратегии

    3 Пенсионеры в России могут быть достаточно молоды. Дело не только в том, что пенсионный

    возраст здесь на пять лет ниже, чем в большинстве стран (55 лет для женщин и 60 для мужчин), но и в том, что многие работники имеют право досрочного выхода на пенсию в силу вредных или тяжелых условиях работы. Шахтер на подземных работах, например, может выйти на пенсию после 20 лет стажа. Эти "привилегии" уравновешиваются низкой продолжительностью жизни, особенно у мужчин, а также широкого распространения несчастных случаев и заболеваний на производстве.

    4 Такие потребности включали право местных властей призывать значительную часть рабочей

    силы с местных предприятий для удовлетворения каких-либо краткосрочных нужд. Этим правом они широко пользовались, особенно в случае сбора урожая, строительства, а также

    капиталовложений, где акцент на основном производстве привел к крайне низкому уровню механизации вспомогательного труда; а также в некомпетентности руководителей, которая вела к неэффективному использованию рабочей силы в рамках предприятия.

    Предпринимались попытки искоренить недостатки системы планирования путем серии "экспериментов", проведенных начиная с середины 1 960-х гг. Предлагалось дать предприятиям и организациям стимул к сокращению числа занятых путем сохранения за ними средств, сэкономленных в результате увеличения производительности труда. Как и в случае со всеми прочими советскими "кампаниями", такие эксперименты давали неплохие результаты на передовых предприятиях в краткосрочном периоде, однако, по причине системных сбоев, в долгосрочном периоде сохранить значимое влияние экспериментов не удавалось (1; 68, рр. 169-81; 67, рр. 161-71). В основе таилось противоречие между целостностью административно-командной системы, требовавшей, чтобы центр сохранял контроль над распределением ресурсов, и необходимостью стимулирования инициативы в приобретении ресурсов и распоряжении ими.

    К середине 1980-х гг. стал общеизвестным тот факт, что советская экономика имела излишки в размере 10-15% рабочей силы, однако никогда не приводились источники подобных данных (67, р. 154). Поскольку мнение о том, что дефицит рабочей силы был советской выдумкой, а ее придерживание - неотъемлемой чертой советских предприятий, стало обычным для аналитиков постсоветского периода, важно пояснить, что же понимается под этими внутренними излишками. Данные обследований неизменно демонстрировали, что подавляющее большинство предприятий сталкивались с дефицитом рабочей силы, и это оказывалось существенным препятствием на пути выполнения плана. С другой стороны, данные обследований также показывали, что после проведения системных реформ - таких, как изменение системы планирования, совершенствование системы управления и повышение надежности поставок - многие предприятия смогли бы выполнить производственный план, задействовав гораздо меньше рабочей силы. Более рациональная программа инвестирования, включая демонтаж устаревших заводов и механизацию подсобного и вспомогательного труда, позволила бы сберечь еще больше труда (68, рр. 19-20, 151160). Таким образом, нет свидетельств в пользу того, что имелся существенный избыток рабочей силы в том смысле, что предприятия и организации накапливали трудовые резервы, которые можно было бы безо всяких усилий высвободить для более эффективного их использования. Это верно лишь в том смысле, что имелся чрезвычайно широкий спектр путей увеличения производительности труда посредством реформы системы управления и более рациональных программ капиталовложений (см. 8, 52). Это послужило основой для серии реформ в эпоху перестройки, сутью которых являлось высвобождение внутренних резервов труда на основе все более радикальной трансформации административно-командной системы. Результатом этих попыток стала стремительная дезинтеграция системы, когда центр лишился контроля над распределением ресурсов, которое прежде и составляло основу

    ремонта муниципальных зданий и дорог. Согласно опубликованным данным, в течение 1980-х гг. в Советском Союзе подобные задания поглощали 700-800 000 человеко-лет в год (68, р. 113). Цифра это, однако, явно существенно занижена, поскольку значительная часть такого рода мобилизаций рабочей силы осуществлялась неформально и, следовательно, официально не регистрировалась.

    его власти над предприятиями и организациями (12). Влияние перестройки на советский рынок труда

    Данная работа не предполагает освещения всех поворотов и скачков перестройки, здесь затрагивается лишь ее влияние на советский рынок труда (68, главы 9 и 10; 67, глава VIII). Принципиальными элементами программы реформ с точки зрения развития рынка труда была реформа оплаты труда 1986 г. и Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который был совмещен с возобновившейся борьбой против нетрудовых доходов; Закон 1987 г. о государственном предприятии; Закон 1988 г. о кооперативах и Закон 1989 г. об аренде; наконец, распространение деятельности Бюро по трудоустройству и введение с 1988 г. пособия по безработице.

    Основной целью реформы оплаты труда была более тесная увязка зарплаты и производительности труда, увеличение самостоятельности предприятий и учреждений в установлении уровня оплаты и ее дифференциации в зависимости от динамики производительности труда, с последующим сокращением рабочей силы (21). Реформа была впервые введена на экспериментальной основе на белорусской железной дороге в 1985-86 гг., где решающим образом повлияла на уровень зарплаты, занятости и производительности труда - и в результате была распространена на всю советскую систему путей сообщения5. Повсеместное проведение реформы оплаты труда требовало радикальных изменений в отношениях между предприятиями и стоявшими над ними министерствами - изменений, которые дали бы большую самостоятельность предприятиям в определении числа занятых и распоряжении собственными доходами. Эти изменения произошли в 1987 г., когда был принят Закон о государственном предприятии.

    Ожидалось, что реформы приведут к массовым высвобождениям, однако предполагалось, что последующая перегруппировка рабочей силы поможет избежать безработицы, которая в течение всего периода перестройки продолжала считаться недопустимым явлением. С целью облегчения трудоустройства высвобождаемой рабочей силы, в 1988 г. Бюро по трудоустройству были даны значительные полномочия. Предприятия и организации теперь были обязаны информировать их обо всех своих вакансиях, а также предстоящих сокращениях (санкции, впрочем, были ничтожными). Центральные службы получили новые права по координации переподготовки кадров (хотя при этом затраты должен был покрывать новый работодатель), а также предоставлять консультации по вопросу о выборе профессии. Право на пособие сокращенным работникам (выплачиваемое работодателем) было увеличено с размера двухнедельной зарплаты, как это было прежде, до размера двухмесячной зарплаты. При этом тем, кто зарегистрировался в центре занятости в течение двух недель с момента сокращения, в дальнейшем продолжали выплачивать ежемесячное пособие. Права Бюро по трудоустройству были еще более расширены Законом о занятости 1991 г., который впервые признал существование безработицы и учредил Федеральную службу занятости, финансировавшуюся за счет обязательных

    5 Эти усовершенствования имели мало отношения к реформе оплаты труда. Треть всех сокращений рабочих мест в Белоруссии приписывалась дополнительным капиталовложениям, более половины - интенсификации труда посредством пересмотра норм и сокращения уровня занятости, а одна восьмая - рационализации управления. Одна пятая тех, кто потерял работу, были вновь заняты в системе железнодорожного транспорта, 40% ушли на пенсию и 40% нашли работу в других отраслях (67, р. 395).

    отчислений, привязанных к фонду оплаты труда предприятий. Согласно новому Закону, пособие по безработице должно было выплачиваться через службы занятости; оно добавлялось к компенсации при сокращении штатов, которую предприятие обеспечивало в соответствии с предыдущим законом. Закон предоставлял службам занятости широкий спектр новых возможностей, включая осуществление подготовки и переподготовки, финансирование поддержания и создания рабочих мест, общественных работ.

    Относительно роли, которую сыграла реформа отплаты труда, было немало споров. Все, однако, сходятся в том, что она не оправдала возложенных на нее ожиданий. По данным советских специалистов, 2,3 миллиона рабочих мест были упразднены к июлю 1988 г. в связи с этой реформой. Однако 13% таких случаев объясняются ликвидацией незаполненных вакансий, 35% составляют перемещение персонала на вакантные места внутри предприятия или организации, 1 7% - это выход на пенсию работников, достигших пенсионного возраста, а оставшаяся треть, или 800 тыс. работников, т.е. менее 1 % рабочей силы, искали работу в других местах. Иными словами, реформа оплаты труда объясняла в лучшем случае лишь 1 0% общей текучести кадров в год своего проведения (68, р. 252).

    На поверку оказалось, что гораздо большее влияние, нежели реформа оплаты труда или Закон о государственном предприятии, имело законодательство о новых формах трудовой деятельности. Индивидуальная трудовая деятельность всегда существовала легально в форме крестьянского подсобного хозяйства и нелегально в форме оказания широкого спектра услуг населению. К 1980-м гг. получили распространение субподрядные работы, осуществляемые независимыми бригадами рабочих (шабашников), прежде всего в сфере строительства в сельских регионах (68, рр. 113114; 67, рр. 363-374). Законы об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперативах и об аренде не только предоставляли отдельным гражданам возможность легально продавать продукты своего индивидуального или коллективного труда, но и, что более важно, давали предприятиям и организациям лазейку, через которую они могли избегать централизованного контроля над оплатой труда и занятостью путем заключения договоров с формально независимыми кооперативами и арендными предприятиями, а также избегать контроля над их финансовой деятельностью, учреждая формально независимые "карманные банки". Эти-то реформы и сломали систему административного контроля над оплатой труда и занятостью и выступили стимулирующим фактором существенного роста текучести кадров в конце 1980-х гг.

    Непосредственное влияние перестройки на советский рынок труда было относительно ограничено. В правовой или административной сфере произошел ряд перемен, касавшихся распределения и повторного втягивания рабочей силы. В структуре же рабочей силы никаких существенных изменений не произошло. Существовала неярко выраженная тенденция перераспределения рабочей силы из сферы материального производства в сферу услуг. Более существенно выросла текучесть кадров, что, вероятно, в большей мере являлось следствием новых возможностей в нарождавшемся частном секторе, нежели влиянием реформы оплаты труда или большей независимостью, предоставленной государственным предприятиям. Возросла роль Бюро по трудоустройству рабочей силы, рост занятости стал контролироваться, однако уровень безработицы существенно не вырос, поскольку сокращения на производстве компенсировались уходом части пенсионеров с рынка труда. Тем не менее, размывание, а затем и развал административно-командной системы, вынудившие быстрый переход к рыночной экономике, привели к значимым изменениям в структуре

    оплаты труда и занятости, что сказалось на увеличении уровня мобильности рабочей силы по мере того, как работники реагировали на меняющиеся рыночные условия.

    Литература

    1. Arnot, B. Controlling Soviet Labour. Basingstoke: Macmillan, 1988.

    2. Ashwin, S. The Anatomy of Patience. Manchester: Manchester University Press, 1999.

    3. Brainerd, E. Winners and Losers in Russia"s Economic Transition. American

    4. Economic Review 88, 1998. Pp. 1094-116.

    5. Brown, A.N. The Economic Determinants of Internal Migration Flows in Russia During Transition, 1997, cited in Grogan, 1997.

    6. Brown, W., Marginson, P. and Walsh, J. Management: Pay Determination and Collective Bargaining in Edwards, P.K. (ed.) Industrial Relations: theory and practice in Britain. Oxford: Blackwell Business, 1995.

    7. Brown, W. and Nolan, P. Wages and Labour Productivity: The Contribution of Industrial Relations Research to the Understanding of Pay Determination. British Journal of Industrial Relations 26, 1988. Pp. 339-61.

    8. Clarke, S. Labour Relations in Transition. Cheltenham: Edward Elgar, 1996b.

    9. Clarke, S. Structural Adjustment without Mass Unemployment. Cheltenham: Edward Elgar, 1998a.

    10. Clarke, S. and Kabalina, V. The New Private Sector in the Russian Labour Market. Europe-Asia Studies 52, 1, 2000.

    11. Clarke, S. and Metalina, T. Training in the New Private Sector in Russia. International Journal of Human Resource Management, 2000.

    12. Clarke, S., Borisov, V. and Fairbrother, P. The Workers" Movement in Russia. Cheltenham: Edward Elgar, 1995.

    13. Clarke, S., Fairbrother, P., Burawoy, M. and Krotov, P. What about the Workers? Workers and the Transition to Capitalism in Russia. London: Verso, 1993.

    14. Commander, S., Tolstopiatenko, A. and Yemtsov, R. Channels of Redistribution: Inequality and Poverty in the Russian Federation. Inequality and Poverty in Transition Economies. London: EBRD, 1 997.

    15. Commander, S., Dhar, S. and Yemtsov, R. How Russian Firms Make Their Wage and Employment Decisions in Commander, S., Fan, Q. and Schaffer, M.E. (eds.) Enterprise Restructuring and Economic Policy in Russia. Washington D.C.: The World Bank, 1996.

    16. Commander, S., McHale, J. and Yemtsov, R. Russia in Commander, S. and Coricelli, F. (eds.) Unemployment, Restructuring and the Labor Market in Eastern Europe and Russia. Washington DC: The World Bank, (1995).

    17. Davis, S.J. andHaltiwanger, J. Wage Dispersion Between and Within US Manufacturing Plants, 1963-86. Brookings Papers on Economic Activity, Microeconomics, 1991. Pp.11580.

    18. Doeringer, P.B. and Piore, M.J. Internal Labor Markets and Manpower Analysis. Lexington: Heath, 1971.

    19. Donova, I. Wage systems in pioneers of privatisation in Clarke, S. (ed.) Labour in Transition: Wages, Employment and Labour Relations in Russian Industrial Enterprises. Cheltenham: Edward Elgar, 1996.

    20. Earle, J. and Sabirianova, K. Understanding Wage Arrears in Russia, SITE Working Paper No. 139, Stockholm School of Economics, 1999.

    21. Fevre, R "Informal Practices, Flexible Firms and Private Labour Markets". Sociology 23, 1989. Pp. 91-109.

    22. Filtzer, D. Soviet Workers and Perestroika. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

    23. Gaddy, C. andIckes, B. Russia"s Virtual Economy. Foreign Affairs 77, 1998. Pp. 53-67.

    24. Gerber, T.P. and Hout, M. More Shock than Therapy: Market Transition, Employment and Income in Russia, 1991-1995. American Journal of Sociology 104, 1998.

    25. Gimpel"son, V. and Lippoldt, D. Labour Turnover in Russia: Evidence from the Administrative Reporting of Enterprises in Four Regions Transition Economics Series No. 4. Vienna: Institute for Advanced Studies, 1999.

    26. Goskomstat RSFSR (1990). Narodnoe khozyaistvo RSFSR v 1989 g. Moscow: Respublikanskii informatsionno-izdatel"skii tsentr.

    27. Goskomstat Trud i zanyatost" v Rossii. Moscow: Goskomstat Rossii, 1995 c.

    28. Goskomstat "O differentsiyatsii zarabotnoi platy rabotayushchikh na predpriyatiyakh (organizatsiyakh) v 1 polugodii 1996 goda". Informatsionnyi statisticheskii byuulleten" 13, 1996b. Pp.65-82.

    29. Goskomstat "Rynok truda Rossiiskoi federatsii v 1996 godu". Informatsionnyi statisticheskii byuulleten" 13, 1996d. Pp. 45-64.

    30. Goskomstat "Organizatsiya obsledovanii naseleniya po problemam zanyatosti (obsledovanii rabochei sily) v rossiiskoi federatsii". Voprosy statistiki 5, 1997a. Pp. 27-38.

    31. Goskomstat "O raspredelenii rabotayushchikh po razmeram zarabotnoi platy v 1997 godu". Statisticheskii byulleten" 2(41): (1998b). 70-96.

    32. Goskomstat "O zanyatosti naseleniya". Statisticheskii byulleten" 9(48), 1998 c. Pp. 59-156.

    33. Goskomstat Rossiiskii Statisticheskii Ezhegodnik. Moscow: Goskomstat Rossii, 1998 e.

    34. Goskomstat "O zanyatosti naseleniya". Statisticheskii byulleten" 3(53), 1999a. Pp. 5-141.

    35. Goskomstat Rossiya v Tsifrakh. Moscow: Goskomstat Rossii., 1999b.

    36. Goskomstat Sotsialnoe polozhenie i uroven" zhizni naseleniya Rossii 1998. Moscow: Goskomstat Rossii. (1999c).

    37. Granovetter, M. The Strength of Weak Ties. American Journal of Sociology 78 (May), 1973. Pp. 1360-80.

    39. Grimshaw, D. and Rubery, J. Integrating the internal and external labour markets. Cambridge Journal of Economics 22, 1998. Pp. 199-220.

    40. Grogan, L. Wage Dispersion in Russia. Amsterdam: Tinbergen Institute, mimeo,1997.

    41. Groshen, E.L. Sources of Intra-Industry Wage Dispersion: How Much for Employers

    Matter?. Quarterly Journal of Economics 106, 1991. Pp. 869-84.

    42. Gudkov, L.D. Kharakteristiki respondentov, otkazyvayushchikhsya or kontaktov c intervyuerami. VTsIOM: Ekonomicheskie i sotsial"nye peremeny: monitoring obshchestvennogo mneniya: 45-8, 1996.

    43. Healey, N.N., Leksin, V. and Svetov, A. Privatisation and enterprise-owned social assets. Russian Economic Barometer 2, 1998. Pp. 18-38.

    44. Ickes, B. andRyterman, R. From Enterprise to Firm: Notes for a Theory of the Enterprise in Transition in Grossman, G. (ed.) The Post-Communist Economic Transformation. Boulder: Westview Press, 1994.

    45. Ilyin, V. "Social contradictions and conflicts in Russian state enterprises in the transition period" in Clarke, S. (ed.) Conflict and Change in the Russian Industrial Enterprise. Cheltenham: Edward Elgar, 1996.

    46. IMF/World Bank/OECD "A Study of the Soviet Economy, 3 volumes", 1991.

    47. Jenkins, R., Bryman, A., Ford, J., Keil, T. andBeardsworth, A. Information in the Labour Market: the Impact of Recession. Sociology 17, 1983. Pp. 260-7.

    48. Jenkins, S.P. Accounting for Inequality Trends: Decomposition Analyses for the UK, 1971-86. Economica 62, 1995. Pp. 29-63.

    49. Kabalina, V. and Ryzhykova, Z. Statistika i praktika nepolnoi zanyatost" v Rossii (Short-time Working in Russia). Voprosy ekonomiki 2, 1998. Pp. 131-43.

    50. Kapelyushnikov, R. Job Turnover in a Transitional Economy. Labour Market Dynamics in the Russian Federation. Paris: OECD/CEET, 1 997.

    51 . Kapelyushnikov, R. Job Turnover in a Transitional Economy. Labour Market Dynamics in the Russian Federation. Paris: OECD/CEET, 1 997.

    52. Kapelyushnikov, R. Overemployment in Russian Industry: Roots of the Problem and Lines of Attack. Studies on Russian Economic Development 9, 1998. Pp. 596-609.

    53. Kapelyushnikov, R. Rossiiskii rynok truda: adaptatsiya bez restrukturizatsii. Moscow: IMEMO, 1 999.

    54. Korovkin, A.G. and Parbuzin, K.V. Evaluation of Structural Unemployment in Russia. Russian Economic Barometer 2, 1998. Pp. 13-17.

    55. Kotlyar, A. Sistema trudoustroistva v SSSR. Ekonomicheskie nauki 3, 1984.

    56. Kruger, A.B. and Summers, L.H. Efficiency Wages and the Inter-Industry Wage Structure. Econometrica 56, 1988. Pp. 259-93.

    57. Layard, R., Nickell, S. and Jackman, R. Unemployment: Macroeconomic Performance and the Labour Market. Oxford: Oxford University Press, 1991.

    58. Leontaridi, M.R. Segmented Labour Markets: Theory and Evidence. Journal of Economic Surveys 12, 1998. Pp. 63-101.

    59. Linz, S.J. Russian Labor Market in Transition. Economic Development and Cultural Change, 1995. Pp. 693-716.

    60. Magun, V. Rossiiskie trudovye tsennosti: ideologiya i massovoe soznanie. Mir Rossii 4, 1998. Pp. 113-44.

    Главная > Документ

    Политика эффективной занятости в СССР.

    Рынок труда в послереволюционной России.

    Рынок труда при НЭПе.

    Безработица... В пробудившемся от многолетнего застоя обществе ее образ возник внезапно вместе с ощущением острой тревоги и неминуемой расплаты за фальшь догматизма и беспринципную лакировку действительности. Еще совсем недавно в теории и практике управлении народным хозяйством начисто отрицалась сама возможность безработицы в нашей стране, она считалась недопустимой даже в период крупномасштабных преобразований в экономике. Чтобы преодолеть догматизм в теории занятости, необходимо прежде всего очистить ее от традиционных наслоений. Долгие годы нам твердили: пусть у тебя пока нет того - другого - третьего, зато у тебя есть работа! Так что, будь ласков, реализуй одно из главных прав человека - права на труд - в полной мере. Такая идеология очень способствовала возникновению системы труда, при которой человек превратился по существу в придаток машины или мотыги, в “производственный ресурс”. Выработанная система занятости и привела к отставанию нашей экономики. Переходя к рыночной экономике которой, естественно, соответствует рынок труда, мы начинаем понимать, что чем экономика эффективней, свободнее, тем большее значение в ней имеет система занятости как ее социальная основа, и что только свободный труд может быть эффективным, а не труд по принуждению из-под административной палки под угрозой или в результате уголовного наказания. Речь идет о создании современного рынка труда. При обосновании новой политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике полезно использовать опыт развитых стран, но и критически переосмыслить свой собственный опыт - положительный и отрицательный. Хотелось бы надеяться, что наше общество сумеет сделать правильные выводы из уроков истории и не допустит повторения прежних ошибок. Революция и безработица . Одно из исходных догматических представлений состоит в том, что капиталистическому производству во всех случаях соответствует резервная промышленная армия и безработица. Однако, к началу 1917г. в экономике России спрос промышленности на рабочую силу превышал ее предложение. После февральской революции было закрыто 568 промышленных предприятий и с их закрытием возникла массовая безработица, а предложение на рынке труда превысило спрос на рабочие руки. Октябрьская революция положила начало революционной ломке отношений в сфере труда. Советское правительство своими первыми декретами о труде удовлетворило все социалистические требования рабочих. Это создало основные предпосылки для борьбы с усилившейся безработицей. К апрелю 1918г. было зарегистрировано уже 344 тыс. безработных, 33% из них составляли квалифицированные рабочие. Примерно столько же могли быть неучтены из-за отсутствия на местах органов трудоустройства. Осуществляемые государством и рабочими организациями экстренные меры по сдерживанию безработицы дали положительные результаты. Безработица в крупных городах постепенно рассасывалась. Этому способствовали некоторое оживление дел в промышленности, начало строительного сезона и сельхоз работ, традиционно привлекавших дополнительную рабочую силу. Национализация явилась неизбежным следствием всей совокупности политических, социальных и экономических условий того времени. Она предотвратила дальнейшее закрытие предприятий и создала условия для обеспечения полной занятости трудящихся масс, хотя бы на неэффективной основе. Принудительное регулирование заработной платы, которая в то время была ниже прожиточного минимума, привело к значительному падению производительности труда. Правительство решило прибегнуть к принудительному учету и мобилизации рабочей силы. Так был постепенно подготовлен полный переход от добровольного к принудительному привлечению и учету всей рабочей силы страны. Hасаждение военного коммунизма в условиях полной разрухи на транспорте, упадка промышленности, разорения городов, роста голода и эпидемий привело к милитаризации труда. Таким образом, к концу 1920 года всеобщность труда провозглашенное из принципов социализма, превратилось в тотально милитаризованную трудовую повинность. Форма огосударствления труда соответствовало вполне реальное принуждение к труду, поддерживаемое системой репрессивных органов. Это приводило к тому, что в условиях неэффективного хозяйствования все резервы рабочей силы находились в скрытом виде на предприятиях и в хозяйствах. Не стало безработных, так как очень многие долгое время предпочитали находиться “на работе без работы”, в ожидании очередной мобилизации, а сам производительный труд окончательно потерял экономические стимулы в условиях декретированного минимального уравнительного распределения. После того как военный коммунизм полностью исчерпал свои возможности в области организации общественного производства и регулирования рынка труда, был осуществлен переход к новой экономической политике. Это предполагало и проведение новой политики в области занятости. Сначала были упразднены комтруды и разного рода комиссии с возложением их функции на органы НКТ, расформированы неспособные прокормить себя трудовые армии. Частично введено право перехода из одного учреждения в другое. После этого была проведена демобилизация возрастных групп, освобожден от массовой трудовой повинности ряд категорий трудящихся, существенно сокращены, а затем и расформированы последние трудовые части. На повестку дня выдвигались принципиальные задачи перехода к экономическим методам трудовых ресурсов, решения социальных проблем эффективной занятости, связанных с резервом рабочей силы. Однако принципиальных выводов по проблеме занятости из области первых лет революции так и не было. По - прежнему считалось, что путь к социализму лежит через одинаково принудительный труд для всех членов общества, образование промышленных армий. Занятость и рынок труда при НЭПе. Введение НЭПа означало признание провала административно-комадных методов военного коммунизма, основанных на тотальном принуждение к труду. Трудовые мобилизации и повинности населения, милитаризация труд и ставшие обязательными коммунистические субботники показали свою полную неэффективность при восстановлении разрушенного народного хозяйства. Надвигалась экономическая катастрофа. Для подъема трудовой активности требовалось создать экономическую заинтересованность, освободить его от военно-административного принуждения к труду. Структурные преобразования вызывали появления безработицы среди тех, кому раньше была обеспечена стабильная занятость на государственной службе независимо от уровня профессиональной квалификации и состояния экономической конъюнктуры. Резкое сокращение числа и штатов всех советских учреждений, массовая демобилизация из рядов Красной Армии, перевод всех предприятий промышленности на полный хозрасчет привели к превышению предложения труда над спросом на рабочие руки. Для подъема производительных сил необходимо было обеспечить сбалансированность рабочей силы и рабочих мест на новой экономической и организационной основе с учетом региональных и отраслевых условий формирования занятости.В результате на рынке труда появились неконкурентно способные группы работники незанятость которых принимала устойчивые формы. Нужно было обеспечивать их трудовую активизацию, адаптацию на производстве, защитить от административного произвола, поддержать на период безработицы. В ноябре 1922 года был принят Кодекс законов о труде, который зафиксировал коренные перемены в его общественной организации, связанные с проведением НЭПа. В кодексе была зафиксирована полная отмена трудовых организаций и повинностей. Важной формой борьбы с массовой безработицей, принимавшей в ряде регионов страны застойные формы, стали общественные работы. Для женщин были введены льготные условия, посылки на работу, в том числе группами, организованы женские артели, работа в столовых и прачечных. Биржи труда были открыты для всех желающих получить работу. НЭП привел к появлению рынка труда. При всех достоинствах НЭПа возникшую тогда безработицу обычно относят к одной из серьезных негативных ее сторон. До сих пор ее ликвидация признается несомненной заслугой того социализма, который был воздвигнут на руинах НЭПа. После “великого перелома” в угаре экономического романтизма на фоне взятых высоких темпов и рубежей валовых показателей было торжественно провозглашено,что в нашей стране навсегда покончено с этим социальным злом, наследием капитализма. Теперь настало время восстановить тот бесспорный в научном отношении факт, что НЭП не только воспроизводил безработицу в ее разнообразных проявлениях, но и предполагал формирование резервной армии труда как условия реализации прогрессивных сдвигов в экономике. Ликвидации безработицы тем способом каким она была проведена означала конец рынка труда, свободного от внеэкономического принуждения. Административно-бюрократическая система вновь обрела власть над общественным трудом. Безработица, как феномен НЭПа имела обоснования определяемые всем ходом общественного развития: социально-экономическими переменами, отраслевыми сдвигами, региональными особенностями и демографическими процессами. НЭП так и не довел до конца решение проблем занятости и безработицы. Помешал “великий перелом” , возродивший административное принуждение к труду, пожизненно прикрепивший работника к фабрично-колхозной системе. И все же уроки НЭПа не прошли бесследно. Усваивая их мы начинаем понимать, что перестройка экономики на принципах эффективности требует формирование рынка труда, освобождения работника от пут принудиловки, создания личной заинтересованности в высокопроизводительном творческом труде.

    Содержание

    Введение 3
    1. Понятие и особенности функционирования рынка труда 4
    1.1 Понятие и сущность рынка труда 4
    1.2 Функции рынка труда 6
    1.3 Механизм функционирования рынка труда 7
    2. Рынок труда в СССР 11
    2.1 Перспективы труда в СССР 11
    2.2 Характер и особенности труда 15
    3. Современное состояние рынка труда в России 20
    Заключение 25
    Список литературы 27

    Введение

    Среди экономистов нет единства в оценке рынка труда и механизма его функционирования. Классическая политическая экономия исходит из того, что рынок труда, где реализуется лишь один производственный ресурс, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия. Основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы. С помощью заработной платы, по оценке представителей этой концепции, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Если на рынке труда существует равновесие, то безработица невозможна.
    Рынок труда в России на протяжении последних лет стабильно рос вместе с ростом экономики. Растущий рынок труда породил рост благосостояния, к которому россияне быстро успели привыкнуть. Однако финансовый кризис, который неожиданно для большинства граждан пришел в Россию осенью 2008 года, изменил все.
    Целью данной работы является проведение исследования рынка труда в СССР и в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    1) определить понятие и сущность рынка труда,
    2) изучить основные функции рынка труда,
    3) проанализировать механизм функционирования рынка труда,
    4) рассмотреть перспективы рынка труда в СССР,
    5) выявить особенности рынка труда в СССР,
    6) определить современное состояние рынка труда в России.
    Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.

    1. Понятие и особенности функционирования рынка труда
    1.1 Понятие и сущность рынка труда

    Одним из четырех основных факторов производства является труд, под которым в экономической теории понимают вклад в процесс производства, делаемый людьми в виде расходования физической и умственной энергии. Термином труд также обозначают трудовые ресурсы - важнейший элемент богатства общества, качество и количество которых в значительной мере определяют уровень развития хозяйства отдельных стран.
    В рыночной экономике существует специфический рынок труда. Он является составной частью структуры рыночных отношений и функционирует наряду с рынками других факторов производства, товаров, услуг. Рынок труда можно определить как систему отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда.
    Рынок труда - особая экономическая категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда .
    Как экономическая категория рынок труда представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и размещения работников в системе общественного разделения труда по законам товарного производства и обращения.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!