Все для предпринимателя. Информационный портал

Рынок регулирует отношения сфере производства. Смотреть что такое "Рыночные отношения" в других словарях

«Что такое экономика» - 0,4. 2004. 2002. Семья. Экономисты различают четыре вида ресурсов: Товаров. Показатели макроэкономики. 0,5. Присваивающее Приведите пример? 1,2. Усилия людей, затрачиваемые на производство товаров и услуг. Нужда в чем-либо для развития личности, фирмы, общества в целом. Экономики фирмы. 0,8. Средства удовлетворения потребностей – товары и услуги.

«Отношения в экономике» - Работу Выполнила Михайлова С. Рынок капитала: В качестве товара выступают ценные бумаги, валюта. Если же мало специалистов требуемой профессии, то и зарплата повышается в несколько раз. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Рыночные отношения в современной экономике. В рыночном механизме действуют экономические законы спроса и предложения.

«Вопросы по экономике» - Муниципальная собственность. Техническая отсталость. Итог. Частная и хозяйственная инициатива. Выполнение плана. Блиц. - Все, что юридически зарегистрировано как собственность. Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой командной экономики. Функции рынка. Являются ли следующие утверждения верными?

«Законы экономики» - Знакомство учащихся с основными понятиями экономической науки. Нужды и потребности людей. Вспомним строки из английской народной поэзии: «Из чего только сделаны девочки? Цель: Закрепление. Проблема экономического роста Проблема инфляции Проблема безработицы. Экономика, как хозяйственная система. Идеи экономистов… имеют гораздо большее значение, чем принято думать.

«Понятия экономики» - Земля - все виды природных ресурсов. Экономика - 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального производства, обеспечивающая обществу материальные возможности существования и развития; 3) наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

Тест по обществознанию Рыночные отношения в экономике для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Экономическая наука выделяет следующие типы экономических систем

1) совершенная, эффективная, рыночная, командная
2) традиционная, смешанная, эффективная, совершенная
3) традиционная, командная, рыночная, смешанная
4) экспортно-импортная, традиционная, эффективная, рыночная

2. На рисунке отражена ситуация на рынке ювелирных изделий: линия спроса D D 1 (Р - цена товара, Q - объём спроса товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с

1) увеличением количеств а магазинов, торгующих ювелирными изделиями
2) удорожанием технологии производства ювелирных изделий
3) увеличением доходов потребителей
4) увеличением налогов на производителей ювелирных изделий

3. На рисунке отражена ситуация на рынке обуви: линия предложения S переместилась в новое положение S 1 (Р - цена товара, Q - объём предложения товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с

1) увеличением доходов потребителей
2) уменьшением количества покупателей обуви
3) изменение м вкусов потребителей обуви
4) увеличением налогов на производителей обуви

4. Если на рынке предложение превысит спрос, то

1) потребительский спрос возрастёт
2) производители увеличат выпуск товаров
3) рыночная цен а упадёт
4) рыночная цена поднимется

5. Верны ли следующие суждения о величине спроса и предложения?

А. Величина предложения находится в прямой зависимости от цены товара.
Б. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о конкуренции?

А. Конкуренция приводит к дифференциации доходов производителей и потребителей.
Б. Конкуренция препятствует рациональному использованию ограниченных ресурсов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об облигации?

А. Облигация приносит доход её владельцу в зависимости от общей доходности предприятия.
Б. Облигация является наиболее распространённым видом ценных бумаг с длительным сроком действия.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. В стране В. формируются новые экономические организации: коммерческие банки, инвестиционные фонды, товарные и фондовые биржи, поощряется конкуренция и осуществляется демонополизация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране В. происходит переход к рыночной экономике?

1) усиление государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни
2) запрещение малого бизнеса
3) совершенствование государственного регулирования ценообразования
4) создание частного сектора в экономике

9. В стране И. существует экономическая система с элементами рынка, государственного регулирования и традиций. В такой системе и рынок, и государство играют важную роль в решении основных экономических вопросов. Какой тип экономической системы в стране И.?

1) традиционная
2) командная
3) рыночная
4) смешанная

10. В стране М. благодаря совместным действиям крупных фирм и государственных органов рыночная стихия ограничена, тщательно изучается массовый спрос, что позволяет определить количество, качество, номенклатуру продукции. Какой тип рынка имеет место в стране М.?

1) национальный
2) организованны
3) легальный
4) теневой

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Биржи

2. Найдите в приведённом списке признаки командной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями
2) капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц
3) все ресурсы становятся общенародной собственностью
4) решения по вопросам производства и распределения принимаются центральными органами управления
5) экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт
6) распределение ограниченных ресурсов осуществляется в соответствии с государственным планом

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. По своей форме рынок может выступать в виде базара, парикмахерской, магазина, _______________(А) и других видов учреждений. Но у них есть общее свойство: в этих местах происходит _______________(Б) - действие, при котором одно благо получается взамен другого. Зарождению и развитию рынка способствовали следующие причины. Во-первых, разделение _______________(В) - экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определённые операции и виды работ. Во-вторых, _______________(Г) ресурсов, которая преодолевается людьми через использование рынка. В-третьих экономическая _______________(Д) производителей, которая обусловлена частной собственностью. В-четвёртых, свобода _______________(Е), т. е. стремление каждого участника рынка к обеспечению своих экономических интересов.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.

1) обособленность
2) фактор
3) конкуренция
4) товар
5) биржа
6) ограниченность
7) труд
8) ресурс
9) обмен

Запишите рядом с каждой буквой номер выбранного вам и слова.

Ответы на тест по обществознанию Рыночные отношения в экономике для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-3
2-3
3-4
4-3
5-3
6-1
7-2
8-4
9-4
10-2
Задания с кратким ответом
1. фондовая
2. 346
3. 597613

Многодетным, повышать качество народного образования и медицинского обслуживания).  

Энергокомпания должна внимательно следить за техническими нововведениями в инвестиционном комплексе и отслеживать ситуацию на рынке соответствующих услуг. Большое значение имеет развитие в этой сфере механизмов рыночной конкуренции. Выбор поставщиков оборудования, проектных и прочих услуг во всех звеньях инвестиционного цикла должен производиться энергокомпаниями исключительно на конкурсной основе. В период перехода к развитым рыночным отношениям в этом процессе должны принимать активное участие государственные органы регулирования электроэнергетики, особенно на региональном уровне.  

Непосредственное отношение к рыночным параметрам малой фирмы имеет ее расположение. Если фирма функционирует в сфере услуг , то ее лучше расположить таким образом, чтобы перспективная клиентура имела наиболее свободный доступ. Если это промышленное предприятие , то необходимо учитывать расстояние до источников сырья и мест сбыта, обеспечение коммунальными услугами , наличие рабочей силы и т.д. Для многих розничных торговых фирм правильное расположение, по сути, означает успех или неудачу всего дела. Предпринимателя интересуют следующие вопросы  

Резюмируя вышесказанное о важнейших рычагах регулирования качества продукции - сертификации и стандартизации, хотелось бы отметить, что объективной основой усиления государственного управления в данной сфере явилась необходимость защитить человека, его имущество и среду обитания от отрицательных последствий, связанных со становлением рыночных отношений в России. Между тем в середине прошлого века мир вступил в период, когда качественные параметры во многих сферах жизни пришли на смену количественным. Многие страны, занимающие сегодня лидирующие позиции в мировой экономике , не имеют ни обширных территорий, ни богатых природных ресурсов . Их главным оружием в сфере маркетинга для завоевания лидерства являются высокий технический уровень и качество товаров (работ, услуг).  

Общим недостатком развития рыночных отношений в ЖКХ является отсутствие механизма, регулирующего взаимные обязательства сторон и согласование этих обязательств. Не отработан механизм применения экономических санкций за нарушение условий договора , а также инструментарий регулирования отношений в жилищно-коммунальной сфере в системе орган местного самоуправления - заказчик - производитель - потребитель услуг.  

Необходимо уделять должное внимание модернизации рынка домашних хозяйств , занятых в аграрном секторе, способствовать усилению кооперативов, создать сферу обслуживания сельского хозяйства , увеличить поток инвестиций и оказывать помощь развитию сельского хозяйства , ускорить научно-технический прогресс и способствовать формированию сельскохозяйственной инфраструктуры, совершенствовать систему финансовых услуг , осуществлять сельскохозяйственную налоговую реформу , снижать налоговое бремя сельских производителей. Активно осуществлять политику освоения западных регионов, планомерного регионального развития. Необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в отсталых регионах, осуществить их всестороннюю экономическую и социальную модернизацию, ускорить темпы осуществления его индустриализации и урбанизации, стимулировать развитие отношений этих регионов с приморскими регионами. Усилить интеграцию центральных, западных и восточных регионов. Следует развивать и усовершенствовать существующую экономическую базу, продолжать реформирование системы управления государственным капиталом. Необходимо развивать как промышленность центральных, так и периферийных регионов. Государственные предприятия являются основой китайской промышленности. Важно осуществлять формирование многоукладной экономики, активно способствовать созданию акционерных предприятий, создать многоуровневую систему инвестиций, стратегически важные предприятия должны при этом находиться под контролем государства. Нужно осуществлять реформирование предприятий монопольного характера, увеличивать степень их конкурентоспособности, способствовать развитию индивидуальных и частных предприятий , осуществлять политику увеличения занятости, осуществлять динамичное развитие прочих сфер экономики. Осуществлять рыночные реформы в сфере финансов, налогообложения, земельной собственности , ускорить формирование гармонично развитой негосударственной экономики, усовершенствовать систему гарантии индивидуальных прав человека.  

Неудобство в таких взаимоотношениях может быть устранено, если экспортер сможет организовать их на взаимовыгодных условиях. Классическим примером может служить поставка продукции под частной торговой маркой , называемой иногда торговой маркой оптовой фирмы. В данном случае экспортер берет на себя обязательство производить товар в соответствии с требованиями оптовой фирмы и использовать ее торговую марку и упаковку. Это может помочь экспортеру приспособиться к рынку и обезопасить его на период действия контракта. Если экспортер достаточно компетентен в сфере услуг , то он может установить и более долгосрочные отношения. Он может также получить возможность поставлять продукцию с торговой маркой посредника оптовым фирмам на другие рынки или рыночные сегменты , тем самым уменьшая свою зависимость. Но тем не менее, экспортер, распространяющий часть своей продукции под торговой маркой посредника, всегда будет подвержен большому риску.  

Следующий шаг после структурирования по рыночному признаку - организация персонала службы продаж вокруг индивидуальных покупателей, что позволяет компаниям-поставщикам двигаться вверх по лестнице ценности. Широкое применение данной структуры определяется несколькими причинами. Первая из них заключается в растущей концентрации во всех секторах - промышленном, потребительском, в сфере услуг . В большинстве компаний до 50% объема продаж приходится всего на 20% покупателей. Вторая причина - увеличение степени централизации решений о закупках. Многие организации переходят от децентрализованных закупок, осуществляемых СБЕ, к централизации данной функции, что позволяет эффективно использовать покупательную способность компании в целом. Третьей причиной является постоянное усложнение взаимоотношений покупателя и продавца. Чем больше функций и людей вовлечено в процесс покупки , тем острее необходимость в координации. В результате многие компании вводят должность руководителей групп по работе с клиентами, которые управляют возникающими в процессе купли -продажи отношениями с отдельными покупателями, поддерживают и развивают взаимосвязи.4 Эти структуры будут рассмотрены несколько позже.  

В России объекты социальной бытовой инфраструктуры, куда относятся и предприятия, оказывающие платные услуги, в основном переданы в ведение местных органов власти, однако это произошло не повсеместно и осталось много нерешенных проблем. Прежде всего, большое значение для дальнейшего совершенствования и развития платного обслуживания населения имеет четкое разграничение и уточнение функций управления на всех его уровнях федеральном, субъектов федерации, областном, муниципальном перестройка между ними финансовых отношений разработка социальных стандартов в сфере услуг создание нормативной и экономической базы для их развития. В этом направлении проводится большая работа как на региональном, так и федеральном уровнях. Предприятия сферы услуг входят в число народно-хозяйственных систем, призванных удовлетворять разнообразные, жизненно важные, постоянно растущие потребности населения страны в услугах. Расширение и развитие сферы услуг , которая за последние 10-15 лет достигла масштабов отрасли народного хозяйства , приобретает все большее значение и она занимает особое место в формировании рыночных отношений . Предприятия и организации отрасли способствуют решению ставшей закономерно острой в годы реформ проблемы занятости, особенно женщин и вносят существенный, хотя еще и явно недостаточный вклад в формирование бюджетов всех уровней.  

По мере перехода к нормальным рыночным отношениям в управленческих сферах России, в государственных и частных предприятиях , в том числе и с коллективной (акционерной) формой собственности , а также в некоммерческих структурах общественных организаций (фондах, объединениях, движениях и т.п.) неизбежно формируется новый для нас, но хорошо известный в мире маркетинговый подход к решению проблем управления производством и создания товаров в вещественной форме и в форме услуг в интересах потребителя и производителя с разумным соблюдением баланса этих интересов.  

Объективной предпосылкой формирования финансового рынка является несовпадение потребности в денежных средствах у хозяйствующих субъектов с наличием источников ее удовлетворения. Денежные средства имеются в наличии у владельцев, а инвестиционные потребности возникают у других субъектов рыночных отношений (акционерных обществ , функционирующих в сфере производства, государства и т. д.). Следовательно, назначение финансового рынка состоит в посредничестве движению денежных ресурсов от их владельцев (собственников) к пользователям (инвесторам). Владельцами выступают юридические лица и граждане, имеющие свободные денежные средства и желающие их выгодно разместить в приносящие доход объекты. Пользователи денежных средств - хозяйствующие субъекты и государство, вкладывающие их в различные сферы предпринимательской деятельности (расширение производства , товаров, услуг), а также покрытие дефицита бюджетной системы и др.  

Пятилетний период (1992-1997) был временем адаптации к рынку не только налоговых правоотношений , но и всей российской системы товарно-денежных отношений . В этот период резко возросла потребность в том, чтобы обеспечить достоверной информацией всех экономических контрагентов, включая зарубежных партнеров России. В связи с этим была развернута широкомасштабная научно-методическая работа по созданию Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее Концепция). Создание новых концептуальных основ бухгалтерского учета - проблема крайне сложная, поскольку ее решение заключается в кардинальной трансформации всей нормативно-методической базы учета и отчетности, более 70 лет служившей потребностям централизованной экономики, в систему, обеспечивающую интересы не только отдельных собственников, но и государства как персонифицированного производителя общественных услуг и товаров. Концепция призвана обеспечить интегрированные интересы внутренних и внешних пользователей на уровне отечественной экономики, а также способствовать расширению сферы российского участия на международном рынке товаров, труда и капиталов. Несмотря на то, что предпринятые в 1996-1997 гг. усилия Правительства России переориентировать систему бухгалтерского учета на потребности рынка существенно изменили принципы построения его базовых основ, они не привели ее за слишком короткое для этого время в соответствие с требованиями мировых стандартов рыночной экономики . Поэтому система бухгалтерского учета переживает, как любая другая экономическая система , все трудности переходного к рынку периода и сопряженные с этим просчеты и недостатки реформирования своих методологических и методических основ. Особенно это проявляется в системе экономических отношений собственников с государством.  

Первая и по времени, и по значимости - это отпуск цен в условиях, когда отсутствует рынок и конкуренция, когда монополистические структуры зачастую коррумпированного или мафиозного характера сумели овладеть процессом реализации товарной массы и, соответственно, диктовать цены . Свободное ценообразование требует конкуренции на рынках. Это является необходимым условием эффективности рыночной экономики. Система цен, балансирующих спрос и предложение, обеспечивает координацию решений многочисленных хозяйствующих субъектов. Сейчас нет ни того, ни другого. При свободном ценообразовании и конкуренции производство должно расширяться, у нас же катастрофический рост цен сопровождается столь же катастрофическим падением производства. Что же произошло с начала 1992 года в сфере товарно-денежных отношений Во-первых, бурный рост цен, сопровождаемый резким сокращением производства и инвестиций. В 1992, 1993 и 1994 годах цены росли такими темпами, что за 3 года они увеличились в 785 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовый внутренний продукт за это время снизился в 1992 г. на 22%, в 1993 г. - на 12%, в 1994 г. - на 15%, в 1995 г. на 4%, в 1996 г. на 6%. Еще большими темпами падали инвестиции 1992 г. - на 40%, в 1993 г. - на 12%, в 1994 г. - на 26%, в 1995 г. - на 10%, в 1996 г. - на 18%.  

Статья 40 НК РФ дает легальное определение рыночной цены товара (работы, услуги), которой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом рынком товаров является сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) продукцию на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за ее пределами.  

Технология реформирования ЖКХ включает и формирование механизма защиты прав потребителей . Правовой основой защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является Зако Российской Федерации "О защите прав потребителей ". Для обеспечения социальной защиты низкодоходных семей при переходе жилищно-коммунального хозяйства к рыночным отношениям нужно расширить сферу действия системы жилищных субсидий (в том числе путем пересмотра и упорядочения действующей системы льгот и перевода большей части их в систему субсидий). Для этого необходимо принять на региональном уровне закон "О порядке предоставления гражданам компенсаций, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг " в соответствии с установленными на федеральном уровне правилами и нормами. Также предстоит разработать нормативный акт, определяющий состав доходов, включаемых в совокупный доход семьи при предоставлении компенсаций (субсидий) на оплату услуг ЖКХ.  

Реальное введение элементов рыночных отношений в сферу теплоснабжения невозможно без отказа от льготных тарифов и отмены перекрестного субсидирования между разными группами потребителей . В идеале все население должно оплачивать 100% стоимости услуг1, основываясь на показаниях теплоиз-мерительных приборов (отопление, ГВС), причем непосредственно поставщику этих услуг по двустороннему договору и прозрачным (экономически обоснованным) тарифным ставкам . При этом потребитель должен иметь возможность контролировать качественные параметры теплоснабжения, порождая, таким образом, ответственность поставщика.  

Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений , в т. ч. и несводимые потребности общества как такового способность блага удовлетворять несводимые потребности - социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность , которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о невидимой руке , от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где

Национальная экономика Кошелев Антон Николаевич

54. Регулируемые рынки

54. Регулируемые рынки

Регулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.

Внешним источником регулирования выступает государство или уполномоченные им на это органы. Методом для регулирования является государственное регулирование рынка – система методов нормативно-правового, административного и экономического регулирования рынка, осуществляемая уполномоченными государством органами.

Неспособность в некоторых ситуациях рынка к саморегуляции вызывает объективную необходимость государственного регулирования (например, в области производства общественных благ, регулирования занятости, финансово-кредитной сферы). Объяснение в потребности внешнего регулирования рынка связано в основном с тем, что многие кризисы рынка могут быть урегулированы только при вмешательстве государства.

Объемы, масштабы и эффективность регулирования непосредственным образом связаны с тем, на каком уровне развития находится рынок. На настоящий момент государственное регулирование входит в процесс воспроизводства национальной экономики.

В зависимости от конкретной ситуации на рынке трансформируются и задачи государственного регулирования. Обычно к ним относятся создание условий устойчивого экономического роста, снижение объемов безработицы, инициирование структурной трансформации рынка, создание системы защиты национального производителя и стимулирование экспорта товаров.

Объектами государственного регулирования рынка являются конкретные проблемы, которые возникли или могут сформироваться в процессе функционирования рынка, несущие существенный ущерб уровню жизни населения и экономическому росту.

Основными точками государственного регулирования рынка являются:

1) экономические циклы;

2) структура рынка;

3) обращение и накопление капитала;

4) регулирование уровня занятости;

5) денежно-кредитная сфера рынка;

6) ценообразование;

7) конкуренция;

8) распределение и перераспределение доходов населения и национального богатства;

9) экология;

10) внешнеэкономические отношения.

В хозяйственной практике ни одной страны невозможно встретить исключительно регулируемый или нерегулируемый рынок. Как показывает опыт, только разумное совмещение элементов свободного рынка и государственного регулирования позволяет стимулировать устойчивый экономический рост и стабильность национальной экономики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета автора Кондраков Николай Петрович

8.6.4. Регулируемые и контролируемые расходы по каждому центру затрат В целях контроля и регулирования затраты подразделяются следующим образом: регулируемые и нерегулируемые; затраты в пределах норм, плана, смены и отклонения от норм, плана, сметы; контролируемые и

Из книги Корпоративные финансы автора Шевчук Денис Александрович

1.1. Финансовые рынки Финансовый рынок – организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие

автора Никаноров П С

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ) Настоящий Федеральный закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов,

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению

Из книги Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли автора Лин Кетти

Централизованные рынки По своей природе централизованные рынки - это монополии, которые контролируются одним специалистом. По этой причине цены могут меняться в интересах специалиста, но не трейдеров. Представим, что на рынке много продавцов, у которых специалист

Из книги Биржевая торговля по трендам. Как заработать, наблюдая тенденции рынка автора Ковел Майкл

Неэффективные рынки Как известно всем авторам, особенно начинающим и неизвестным, пишущим о довольно непонятных вещах, таких как следование тренду, нужно потратить немало времени на то, чтобы заинтересовать читателей своей книгой. Поскольку я в точности соответствую

Из книги Крутое пике [Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса] автора Стиглиц Джозеф Юджин

Эффективные рынки и рынки информации Чикагская школа и ее последователи хотели верить, что рынок информации является таким же, как и любой другой рынок. В отношении информации также существуют спрос и предложение. Считалось, что так же, как рынки могут быть эффективными

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

2. Регулируемые и нерегулируемые рынки В зависимости от наличия внешнего управления протекающими на рынках процессами, они делятся на регулируемые и нерегулируемые.Нерегулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы не

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

53. Нерегулируемые рынки. Государственное регулирование рынкаНерегулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы не подвергаются управлению, а протекают сообразно естественным механизмам рыночной саморегуляции.Такое состояние

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

3.4 Финансовые рынки Теоретически возможны три механизма трансформации сбережений в инвестиции, способные функционировать по отдельности или в каком-то сочетании:1) государственные инвестиции с соответствующим уровнем налогов (советский опыт);2) распределение

автора Куртис Фейс

Рынки Рынки в портфеле при тестировании включали австралийский доллар, британский фунт, зерно, какао-бобы, канадский доллар, нефть, хлопок, евро, евродоллар, крупный рогатый скот, золото, уголь, мазут, бензин, японскую иену, кофе, говядину, свинину, мексиканский песо,

Из книги Путь Черепах. Из дилетантов в легендарные трейдеры автора Куртис Фейс

Быстрые рынки Иногда рынок движется очень быстро, так что если вы разместили лимитный ордер, он просто может быть не исполнен. Во время быстрого движения цена на рынке может измениться на тысячи долларов за контракт всего за несколько минут.В таких случаях Черепахам

Из книги Мир в 2050 году автора Эндрюс Джон

Развитые рынки Индустриализация рынков развивающихся стран шла нога в ногу с глобализацией. Их промышленные товары захватывали заморские рынки, их доля в мировой торговле стабильно расширялась. Так как их экономика продолжит расти и развиваться в грядущие

Из книги Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века автора Энгдаль Уильям Фредерик

«... и рынки эти за границей» В 1944 году на комиссии Конгресса США, изучавшей вопросы послевоенной экономики, помощник министра Дин Ачисон сказал:«... никто... никогда не верил, что наш внутренний рынок при нынешнем его устройстве сможет вместить все выпускаемые страной

автора Мур Джеффри

Ранние рынки Первоначальный «пул» покупателей продукта новой технологии состоит в основном из новаторов и ранних последователей. В индустрии хай-тек новаторы лучше известны как технологические энтузиасты, или просто технари, а ранних последователей называют

Из книги Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок автора Мур Джеффри

Основные рынки Основные рынки хай-тек похожи на основные рынки любой другой отрасли, особенно те, где осуществляются продажи между юридическими лицами.На них доминирует раннее большинство. Его представителей в мире хай-тек принято называть прагматиками, которых,

Характерной чертой рыночных отношений в сфере недвижимости являются наличие специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения, связанные с недвижимым имуществом, и, что особенно важно, более значительная, чем в других секторах рыночной экономики, роль региональных и муниципальных нормативных актов.

Законодательство в сфере недвижимости представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие правовые нормы.

Систему законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере недвижимости (прил. 6).

Источники права подразделяются на две основные группы:

федеральные законы в сфере недвижимости и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;

законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Конституция РФ является правовой основой развития всего российского законодательства. Она имеет высшую силу и прямое действие. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, должны полностью соответствовать положениям Конституции РФ.

В Конституции РФ решаются вопросы компетенции РФ и ее субъектов по жилищному и гражданскому законодательству. Так, по Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Исходя из этого, жилищные отношения могут регулироваться как актами РФ, так и актами субъектов РФ. Конкретное разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в жилищной сфере можно определить путем анализа законодательства, договоров России с субъектами Федерации, конкретных правоотношений.

Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует Федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Жилищный кодекс (ЖК), другие федеральные законы регламентируют жилищные отношения, которые согласно ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Поэтому ЖК и федеральные законы выступают одновременно в качестве правовой базы, на основе которой принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Исходя из конституционных положений, законодательство в РФ в сфере недвижимости развивается как сложная система, в которой в качестве системообразующих законов выступают Конституция РФ, федеральные законы (например, «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), Жилищный кодекс РФ и другие акты.

В то же время законодательство в сфере недвижимости невозможно рассматривать как систему только одних законов в узком смысле, в состав указанного законодательства должны включаться и другие нормативные правовые акты, что вытекает из ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и «принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».

В состав жилищного законодательства, кроме законов и других нормативных актов гражданско-правового, финансового характера, входят также законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие компетенцию органов исполнительной власти - правительства РФ, министерств и других федеральных органов управления, предприятий, учреждений, организаций в области управления государственным и муниципальным жилищным и другими фондами, организации эксплуатации и ремонта жилищного фонда и др.

Новый ГК содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (гл. 18 и 35 ГК РФ). В 1983 - 1995 гг. жилищное законодательство России развивалось отдельно от гражданского законодательства.

Согласно собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т.е. для проживания собственника и членов его семьи. ГК РФ одновременно устанавливает также, что жилые помещения могут сдаваться для проживания других граждан на основании договора.

Вторая часть ГК РФ включает гл. 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения, осуществляемого, как правило, на коммерческих началах. Вместе с тем в ГК РФ прямо признается существование жилищного законодательства как отрасли законодательства. Это вытекает из Конституции РФ, в которой упоминается отдельно гражданское законодательство (п. «о» ст. 71) и жилищное законодательство (п. «к» ст. 72).

Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением как жилыми, так и нежилыми помещениями (см. раздел 4).

В ГК РФ (ст. 3) понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле - имеются в виду только федеральные законы. Иные нормативные правовые акты выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». В говорится, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ». Из этого следует, что, во-первых, отношения в сфере недвижимости, которые регулируются нормами ГК, являются предметом ведения РФ, поскольку само гражданское законодательство относится к предметам ведения Федерации; во-вторых, нормы, содержащиеся в актах законодательства в сфере недвижимости и носящие гражданско-правовой характер, должны соответствовать положениям ГК РФ, если иное не предусмотрено законом.

В целом федеральные законы являются источниками правового регулирования. Так, среди федеральных законов особое место занимает Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», принятый 24 декабря 1992 г. Данный закон является важнейшим политико-правовым актом, призванным обозначить основные направления жилищной политики. Этот Закон определяет наиболее важные, общие начала правового регулирования разнообразных жилищных и связанных с ними иных общественных отношений, которые подлежат конкретизации в нормах и актах жилищного, а также земельного, гражданского, административного и иного законодательства.

Закон от 24 декабря 1992 г. определяет основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Законом также расширены возможности развития частной собственности в жилищной сфере, установлено право частной собственности на недвижимость или ее часть, а также предусмотрены возможности для развития долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного строительства. В Закон включена ст. 19 «Приобретение гражданами жилья в частную собственность», в соответствии с которой граждане имеют право на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости многими способами.

Предусмотрена также возможность перехода объектов жилищной сферы из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством. Последнее обстоятельство является важным компонентом в системе реализации конституционного права на жилище, расширяя права собственников жилых домов и жилых помещений.

В Законе урегулированы также отношения найма жилья, обмена жилыми помещениями (ст. 17, 20), включены нормы, посвященные регулированию земельных отношений: строительству, содержанию и ремонту жилья, налогово-кредитной поддержке жилищной реформы (ст. 22 - 28) и др.

Жилищный кодекс РФ включает почти все жилищно-правовые нормы, содержащиеся ранее ГК РСФСР (глава «Наем жилого помещения»), а также содержит много новых норм, соответствующих периоду принятия Кодекса и введения его в действие.

Жилищный кодекс является наиболее полным и кодифицированным законодательным актом, регулирующим достаточно полно и конкретно соответствующие жилищные отношения в России, в нем собраны воедино правовые нормы, систематизированные по отдельным институтам жилищного законодательства.

Однако нормы ЖК регулируют в основном отношения, складывающиеся в связи с пользованием жилыми помещениями. Вопросу регулирования жилищных отношений в частном и других жилищных фондах в Кодексе уделяется недостаточно внимания, в нем не нашли отражения появившиеся разнообразные формы приобретения жилья в собственность. После принятия ЖК был издан целый ряд новых жилищных законов, появились новые понятия, которые не включены в Кодекс (например, понятие «частный жилищный фонд», «приватизация» и др.).

Особое место занимает Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 г. Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяет правовые, социальные, экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Вступление граждан в права собственности на жилье дает им возможность эффективно вкладывать свои средства, выступать со своей недвижимостью на рынке жилья, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем. Закон подробно определяет, как и в каком порядке, с соблюдением каких правил производится приватизация жилья.

Одним из наиболее важных федеральных законов, принятых за последнее время, является Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ, принятый Государственной Думой РФ 17 июня 1997 г. и одобренный Советом Федерации 3 июля 1997 г.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Законодательство РФ о государственной регистрации прав на недвижимое имуществ и сделок с ним состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Субъекты РФ принимают правовые нормативные акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной для всех субъектов, действующих на рынке недвижимости, и проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

ГК сориентирован на создание в стране государственной системы регистрации прав на недвижимость европейского типа:

«Права собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации» (ст. 131). Ту же формулировку можно увидеть и в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако Российское государство сегодня не в состоянии обеспечить формирование объектов недвижимости (их физическое и юридическое обособление, выделение из всей массы недвижимости) в массовых масштабах, а потому не может гарантировать, что система регистрации прав на недвижимость способна защитить права приобретателей недвижимости от исков третьих лиц.

В качестве генерального направления выбрано создание в стра-. не кадастровой системы, но фактически в настоящее время можно говорить лишь о постепенном формировании системы кадастра по мере поступления недвижимости в рыночный оборот. Именно по такому пути идет становление кадастра в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах Федерации. Это самый реальный вариант его создания, требующий весьма продолжительного времени для формирования его в полном объеме. Развернутая система регистрации только начинает формироваться, поэтому далеко не всегда регистрирующие органы обладают необходимой совокупностью информации, позволяющей дать однозначный ответ на все вопросы, возникающие по поводу прав на недвижимость, что влечет за собой увеличение времени, необходимого для проведения сделок, и одновременно существенно повышает риск.

В отличие от стран с развитыми системами регистрации прав на недвижимость и отлаженными процедурами перехода прав на недвижимость для российского рынка недвижимости характерны более высокие издержки проведения сделок.

Однако если система регистрации все же сформирована и процедура передачи прав однозначно определена и четко сформулирована, тем не менее проведение практически любой сделки с недвижимостью требует значительно больших затрат времени и средств на предварительное изучение объекта, на проведение процедур, связанных с передачей прав на недвижимость, чем при сделках с другими товарами.

Субъекты Федерации также принимают законы, регулирующие отношения в сфере недвижимости.

Например, в Москве принят ряд законов, регулирующих отношения, возникающие на рынке недвижимости. Так, действует постановление Правительства Москвы от 19 сентября 1995 г. № 782 «О московской городской программе «Жилище». Программа разработана с целью формирования новых методов и форм долгосрочной жилищной политики, создающих правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для ускорения решения жилищной проблемы в Москве в условиях социально-ориентированной рыночной экономики путем стимулирования воспроизводства жилья. Программа представляет собой комплекс мероприятий по целенаправленному социально и экономически сбалансированному изменению форм и принципов хозяйствования, обеспечивающих реализацию концепцию новой жилищной политики на основе реформирования жилищной сферы.

Цель жилищной реформы состоит в поэтапном переходе к снижению уровня бюджетного дотирования жилищной сферы и создании эффективно функционирующей многосекторной, социально-ориентированной цивилизованной рыночной среды при условии реализации спроса на частное и социальное жилье, роста качества предоставленных населению жилищно-коммунальных услуг, соблюдения принципов социальной приемлемости.

Кроме того, распоряжением мэра Москвы от 26 сентября 1995 г.№ 516-РМ «Об упорядочении управления имущественным комплексом г. Москвы» упорядочено управление имущественным комплексом Москвы, осуществлена координация деятельности департаментов и управлений правительства Москвы.

На рис. 2.3 приведены основные законодательные акты в сфере недвижимости, которые имеют отношение как в недвижимости в целом, так и к строительной отрасли, создающей недвижимость.

В системе законодательно-правовых актов особое место занимают жилищное право и акты, регулирующие сами жилищные отношения, а также связанные с жилищным строительством.

Рис. 2.3. Законодательные акты в сфере недвижимости

Как известно, решение жилищной проблемы является одной из важнейших задач Российского государства и общества.

Жилище является главнейшим материальным условием жизни человека наряду с пищей, одеждой, водой, воздухом и т.д. потребность человека в жилье возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. носит постоянный характер, видоизменяясь с возрастом, появлением семьи и т.д.

Жилищная реформа, развитие рынка жилья и жилищного строительства являются важнейшими условиями перехода к новым социально-экономическим отношениям.

Основой жилищной реформы в России является поэтапный переход от непосредственного выполнения государством функций финансирования, строительства, распределения жилищного фонда, а также функций собственника этого фонда к обеспечению правовых и экономических предпосылок и стимулов для формирования рыночных отношений в жилищной сфере. Регулирование жилищных отношений имеет довольно сложный характер и осуществляется главным образом на базе сочетания принципов жилищного и гражданского законодательства. Все это повышает необходимость углубленного изучения и освоения основных жи-лищно-правовых и иных правовых категорий в сфере регулирования жилищных отношений, без знания которых невозможно правильное применение действующего законодательства.

Жилищное право - это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Жилищное законодательство имеет своей задачей регулирование жилищных отношений (ст. 2 ЖК РФ). В преамбуле Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» также говорится, что закон устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений.

Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название «жилищные отношения».

По смыслу закона жилищные отношения - это общее, родовое понятие, которым охватываются различные виды отношений, возникающих по поводу жилища: по пользованию жилыми помещениями, предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, по строительству, управлению и эксплуатации жилищного сектора экономики.

Общественные отношения, которые по принятой Жилищным кодексом терминологии являются жилищными, имеют ту характерную особенность, что они складываются, как правило, по поводу готового объекта, которым является жилой дом или иное жилище, включенное в установленном порядке в состав жилищного фонда, предназначенное для проживания. Наличием такого специфического объекта регулирования общественных отношений-жилищное законодательство отличается от других отраслей законодательства и права.

Как замечает Ю.К. Толстой, «действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие «жилищные отношения». Их регулирование происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм.

Жилищные отношения можно разделить на следующие основные группы:

1. Отношения по найму жилых помещений на основании договора найма либо пользования жилыми помещениями по иным основаниям (иному договору, членству в жилищном кооперативе и др.). Отношения пользования жилыми помещениями - сердцевина жилищных отношений вообще, поскольку именно в них реализуется конкретная потребность гражданина в жилом помещении.

Отношения пользования жилыми помещениями регулируются главным образом нормами гражданско-правового характера.

2. Жилищные отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями. Субъектами этих отношений, с одной стороны, являются граждане, которые обращаются с просьбой о предоставлении им жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий, а с другой ~ государственные органы, органы

местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, которые правомочны решать вопросы о предоставлении жилых помещений как собственники или уполномоченные на то организации.

Жилищные отношения этого вида регулируются главным образом нормами административно-правового характера, а в некоторых случаях (например, при предоставлении жилого помещения члену ЖК или ЖСК) - гражданско-правового характера.

3. Жилищные отношения по пользованию служебными жилыми помещениями, общежитиями, другими специализированными жилыми помещениями (жилыми домами), т.к. пользование этими объектами не имеет цели постоянного проживания граждан в них.

4. Жилищные отношения, возникающие в области строительства жилья, управления, эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилищного фонда.

Жилищные отношения этого вида носят в основном характер управленческих и стоимостных решений, поэтому регламентируются нормами административного, финансового, налогового, земельного права. Вместе с тем часть этих отношений, связанных со строительством и ремонтом жилых помещений, может регулироваться нормами гражданско-правового характера.

Система отношений по управлению жилищным фондом включает:

отношения по государственному управлению в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда;

отношения по непосредственному управлению отдельными объектами жилищного фонда, осуществляемому министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами и организациями, которым принадлежат соответствующие жилищные фонды, а также образуемыми ими органами управления;

отношения по государственному учету жилищного фонда и государственному контролю за его использованием и сохранностью.

Отдельную группу управленческих отношений образуют отношения, связанные со строительством и передачей жилых домов одним органом управления другому, с исключением жилых домов из состава жилищного фонда, с приватизацией жилых помещений и др. В этих случаях соответствующие государственные и общественные органы управления выступают в качестве либо субъектов имущественных прав, либо носителей государственно-властных полномочий по управлению объектами жилищного фонда.

5. Отношения, возникающие в связи со строительством и приобретением в собственность жилого дома или части его, которые регламентируются нормами административно-правового характера, земельного права и отчасти гражданского права.

Термин «жилищное право» может трактоваться в узком и широком смыслах.

Жилищное право в узком смысле традиционно понимается как часть гражданского права, совокупность норм гражданско-правового характера, регулирующих отношения пользования жилыми помещениями, проживание в них. Эти отношения являются ядром жилищных отношений, главным компонентом их содержания.

Жилищное право в широком смысле - комплексная отрасль, в которой объединены нормы и правовые института гражданского, административного и других отраслей права. Понятие жилищного пава в широком смысле сформулировано на базе содержания и смысла жилищных законов - ЖК РФ, Основ жилищного законодательства РФ, Законов РФ «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в которых жилищные отношения как предмет жилищного права охватывают разнообразные виды этих отношений, а не только отношения пользования жилыми помещениями и отношения, возникающие в процессе реализации права на жилище.

Комплексный характер жилищного права заключается в том, что оно объединяет не только нормы гражданско-правового характера, но также и другие нормы - административно-правового, земельно-правового, финансово-правового характера.

Предыдущая
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!