Все для предпринимателя. Информационный портал

Расчет страховых взносов во внебюджетные фонды. Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами

Государство должно действовать в интересах граждан, поэтому оно ведет соответствующую политику (демографическую, экологическую, социальную, экономическую и другие). В качестве средства при этом используется ценовой и финансово-кредитный механизм.

Включает в себя отношения, которые связаны с накоплением материальных средств. Хранятся деньги во внебюджетных фондах, которые призваны обеспечить эффективное выполнение функций государства. Происходит это в виде ежегодного изъятия определенной части ВВП в форме налогов.

Во выплачивают:

Все работники, создающие собственным трудом нематериальные и материальные блага, получающие с этого доход;

Предприниматели, в том числе инвесторы.

Всего внебюджетных фондов четыре:

Социального страхования;

Занятости;

Пенсионный;

Медицинского страхования.

Рассмотрим подробнее страховые взносы во внебюджетные фонды. Пенсионный фонд РФ подотчетен правительству страны. Данное учреждение следит за полным и своевременным поступлением взносов. Размер тарифа установлен следующий:

Для большей части работодателей (производство, торговля, оказание услуг) - 28% от всех доходов, например, работы по договору поручения, подряда;

Для совхозов, колхозов, в том числе предприятий, работающих в сфере производства сельхоз продукции - 20,6% от заработной платы;

Для фермерских, крестьянских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, семейных общин народов Крайнего Севера, адвокатов, нотариусов, частных охранников, детективов - 5% от суммы дохода;

Для учреждений и предприятий, которые выплачивают авторские гонорары - 26% от полученной суммы;

Для граждан, которые покупают труд работников по найму в личных целях (ремонт, постройка дома и т.п.) - 28% к сумме оплаты.

Начисление страховых взносов в Социальный Фонд происходит в обязательном порядке для всех работодателей. Денежные накопления не могут быть перемещены в состав бюджетов РФ. Управляет им правительство России.

Установлен для учреждений, предприятий, организаций и прочих хозяйств в размере 5,4% от оплаты за работу. Данный взнос также платят граждане, использующие наемный труд в личном хозяйстве, фермерские, крестьянские хозяйства, семейные общины народов Крайнего Севера.

Фонд занятости предназначен для оплаты мероприятий, которые связаны с реализацией политики трудоустройства населения. Он образуется за счет:

Взносов работодателей;

Платежей с заработка работников;

Ассигнований из местных и республиканского бюджета.

Плательщиками являются различные организации и прочие хозяйства. Размер тарифа - 1,5% от зарплаты. Взнос не платят граждане, купившие труд наемных специалистов для собственных целей, предприниматели и другие граждане, которые официально не являются работодателями. Страховые взносы во внебюджетные фонды производят также фермерские, крестьянские хозяйства и семейные общины народов Крайнего Севера.

Фонды медицинского страхования аккумулируют средства, находящиеся в собственности государства. Создаются они органами местного управления.

Медицинское обязательное страхование в РФ подлежит уплате в размере 3,6% от зарплаты. Из них в Федеральный фонд - 0,2%, остальные 3,4% - в территориальные.

Платят взносы:

Организации, представительства и филиалы иностранных юридических лиц;

Фермерские, крестьянские хозяйства, семейные общины народов Крайнего Севера;

Граждане, которые купили наемный труд;

Частные детективы, охранники, нотариусы, адвокаты;

Лица профессий, связанных с творчеством.

Страховые взносы во внебюджетные фонды подлежат обязательной уплате всеми уполномоченными субъектами рынка.


Платежи производятся в следующие внебюджетные фонды:
а) пенсионный фонд:
б) фонд социального страхования;
в) фонд занятости;
г) фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке (из некоторых источников неналогового характера), так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально–технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.
Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во–первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения) и, во–вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего и капитального характера), осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. На федеральном уровне внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России, на региональном уровне – по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и на муниципальном уровне – по решению органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы представлены Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) – оба фонда в 1991 г. были отделены от бюджетной системы, Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ, создан в 1991 г.), Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС, созданные в 1993 г.). Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 39). Каждый имеет право:
на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41, п.1);
на защиту от безработицы (ст. 37, п. 3).
Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
всеобщность – охват всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
необлагаемость налогом;
общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;
гласность, демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – еще и взноса работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателя 38,5% начисленной оплаты труда (включается в себестоимость продукции) и 1,0% заработной платы – для работника. Тарифы устанавливаются Федеральным Собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Тарифы страховых взносов работодателей–организаций в государственные внебюджетные фонды (%)

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц: платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в банк одновременно с платежным поручением (чеком) на получение средств на выплату заработной платы.
Часть тарифа в размере 3,6% с 1993 г. выделена в качестве самостоятельного страхового взноса в фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 июля 1994 г. по страховым взносам платежи с расчетных счетов юридических лиц осуществляются в следующем порядке: в первую очередь в Пенсионный фонд, а в остальные – в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Штрафы и пени по платежам относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30–дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Плательщики (юридические и физические лица) ПФ ФСС ГФЗН ФОМС
Работодатели – российские и иностранные юридические лица х х х Х
Крестьянские (фермерские) хозяйства х х х Х
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования х х х Х
Предприниматели без образования юридического лица ^ х х Х
Граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы) х х х Х
Граждане, использующие труд наемных работников х х х Х
Работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды х
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей*


Х
Общественные организации пенсионеров и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей
х х Х
Религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей х х
Х

* При условии, что численность работающих в них инвалидов – не менее 50% общей численности работающих.
Не являются плательщиками отдельных страховых взносов:
в ПФ – общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей;
в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово–кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени, (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того. Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
Страховые взносы – преобладающие доходы ПФ РФ.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19 .02. 1996г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ:
выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви, других средств индивидуальной защиты;
компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;
страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.
Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФ РФ в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей – один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства – один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 –го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФ РФ относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФ РФ (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции. Финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в ФСС.
Средства ПФ РФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматривают в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 .08. 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 .02. 1994 г.
Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно–курортное лечение – оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет:
страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
доходов от инвестирования части временно свободных у его средств;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС был установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят.
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно–курортное лечение и физкультурно–оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетньгх документов.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по Закону РСФСР "О занятости населения РСФСР" (19 .04. 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением, Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. Средства ГФЗН направляются на:
программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
программы материальной поддержки безработных – пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;
информационную поддержку программ занятости;
страховой резерв;
содержание служащих Фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово–кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:
1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;
2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;
3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
5) других поступлений, не запрещенных законодательством.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно–правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.
Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0,2% направляются в Федеральный фонд, а 3,4% – в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.
Плательщик, исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу, определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5–го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации, не позднее 25–го числа текущего месяца.
Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.
Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы.
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

С 2001 года вводится единый социальный налог вместо разрозненных выплат в социальные внебюджетные фонды.

Во внебюджетные фонды исчисляются работодателем и выплачиваются из его бюджета. С 2017 года принимается к действию гл.34 НК РФ, в которой конкретно прописаны виды страх. взносов, базы и для их исчисления. Юридические лица обязаны производить расчет страх. взносов и перечислять их в бюджет государства, а также составлять соответствующую отчетность.

Общие сведения про страховые взносы во внебюджетные фонды

Понятие и суть

Страх. платежи во внебюджетные фонды представляют собой перечисления работодателя по сотрудникам, числящимся у него в штате либо работающим по гражданско-правовым соглашениям. Такие отчисления направляются в ПФР, ФОМС и ФСС для реализации задач, ради которых эти фонды созданы. Иными словами, денежные средства, представляющие собой страховые взносы, могут быть потрачены получателем только по строго оговоренному направлению, к примеру, Пенсионный фонд — на выплаты пенсий гражданам или Фонд соц. страхования — на выплату пособий социального характера.

Страховые взносы перечисляются только во внебюджетные фонды, а платежи в бюджет — это, как правило, налоги, которые не имеют строгой направленности использования. Иными словами, налоги перечисляются в бюджет, а государственные органы используют их по назначению. Это одно из главных отличий платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.

До 2017 года расчет и перечисление страх. взносов регламентировались Федеральным законом «О страх. взносах» от 24 июля 2009 года №212-ФЗ. Этот нормативно-правовой акт был отменен, когда полномочия по были переданы от внебюджетных фондов в налоговую инспекцию. Начиная с 2017 года работает гл.34 НК РФ «Страх. взносы», введенная Законом от 03.07.2016 №243-ФЗ. На данный момент все операции, связанные со страховыми взносами, в том числе по операциям их начисления, перечисления и сдачи отчетности, контролируются налоговыми органами. Единственный момент — ФСС продолжает контролировать страх. , и отчеты передаются именно туда.

Страховые взносы во внебюджетные фонды и их суть — тема видео ниже:

Типы платежей и их плательщики

На сегодняшний момент страх. взносы делятся на:

  1. пенс. страхование;
  2. мед. страхование;
  3. соц. страхование на время болезни и в период материнства;
  4. соц. страхование от несчастных случаев на производствах и проф. заболеваний.

Являются , которые выплачивают заработную плату своим сотрудникам. Налогооблагаемой базой по расчетным показателям являются выплаты или иные суммы физ. лицам, выполняющим определенные операции для работодателя по трудовым или гражданско-правовым соглашениям.

В базу для расчета взносов не входят выплаты социального характера, к примеру, пособие по болезни, пособие по уходу до 1,5 лет, выходные пособия при сокращении штата.

Отдельно отметим, что выплаты по гражданско-правовым соглашениям не облагаются взносами по обязательному соц. страхованию.

Отчисления во внебюджетные фонды и их расчет рассмотрены видео ниже:

Правила вычисления страховых взносов

Рассмотрим более детально, как рассчитываются страх. взносы по каждому типу обязательного страхования.

  1. взносы на обязательное пенс. страхование рассчитываются как 22% от базы для вычисления взносов в пределах установленного законом лимита на одного сотрудника (876 тыс. руб.), 10% от базы сверх установленного лимита на одного сотрудника.
  2. взносы на обязательное мед. страхование рассчитываются как 5,1% от базы для исчисления взносов на одного сотрудника.
  3. взносы на обязательное соц. страхование на период болезни или в связи с материнством рассчитываются как 2,9% от базы для вычисления в пределах определенной законом границы на каждого сотрудника (755 тыс. руб.), 0% от базы свыше установленной границы на каждого сотрудника;
  4. взносы по соц. страхованию от несч. случаев на производстве и проф. заболеваний рассчитываются как %-ная ставка от базы для расчета взносов. Процент колеблется в зависимости от класса проф. риска (с I по XXXII) и может иметь значения от 0,2 до 8,5.

Пример исчисления страховых взносов по одному сотруднику с учетом установленного законом лимита представим в таблице:

Месяц База для расчета ПФР 22% (в пределах лимита) ПФР 10%

(сверх лимита)

ИтогоОМС 5,1% ФСС 2,9% ФСС 0,2% (несч. случ.)
Январь 73 000 16 060 0 16 060 3 723 2 117 146
Февраль 64 000 14 080 0 14 080 3 264 1 856 128
Март 99 000 21 780 0 21 780 5 049 2 871 198
Апрель 55 000 12 100 0 12 100 2 805 1 595 110
Май 78 000 17 160 0 17 160 3 978 2 262 156
Июнь 79 000 17 380 0 17 380 4 029 2 291 158
Июль 83 000 18 260 0 18 260 4 233 2 407 166
Август 86 000 18 920 0 18 920 4 386 2 494 172
Сентябрь 67 000 14 740 0 14 740 3 417 1 943 134
Октябрь 94 000 20 680 0 20 680 4 794 2 059 188
Ноябрь 59 000 12 980 0 12 980 3 009 0 118
Декабрь 61 000 8 580 2 200 10 780 3 111 0 122
ИТОГО 898 000 192 720 2 200 194 920 45 798 21 895 1 796

Все расчеты представлены на одного сотрудника с учетом, что в его базу для расчета не входят различные виды пособий. Если они имеются, их нужно в обязательном порядке исключать из расчета. Аналогичный расчет проводится по всем сотрудникам, и полученные результаты суммируются по каждому виду взносов для получения конечного результата по предприятию.

Данная статья представляет себя шпаргалку для бухгалтеров, которым нужно быстро освежить в памяти самые основные вопросы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в соответствующее законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно - материал будет актуальным всегда.

В какие фонды начисляются взносы

Обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Суть обязательного страхования в следующем. Плательщик делает регулярные платежи, а фонд при наступлении страхового случая производит установленные законом выплаты. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФР начисляет ему пенсию, в случае болезни ФСС выплачивает пособие по больничному листу и проч.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.

Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».

В 2009 году и раньше первый, второй и третий вид страховых взносов входили в единый социальный налог. Начиная с 2010 года, они регулируются Федеральным законом от 24.07.09 № 212 (далее - Закон № 212-ФЗ).

Начисление и уплата взносов «на травматизм» регулируется Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ).

Кто платит взносы

  • организации, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;
  • физические лица без статуса ИП, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и проч.); то есть те, кто трудится «на себя», а не на работодателя.

Нередко бывает так, что один и тот же человек подходит сразу под несколько приведенных выше определений. В этом случае страховые взносы нужно платить по каждому основанию. Самый распространенный пример - индивидуальный предприниматель, который трудится «на себя» и при этом имеет штат наемных работников. Такой ИП должен отдельно начислить взносы на собственные доходы и отдельно - на зарплату работников.

На что начисляются взносы

Выплаты сотрудникам

Работодатели-организации и работодатели-ИП начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Выплаты подрядчикам

Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров. Тут есть исключение: заказчик работ или услуг освобождается от обязанности начислять взносы в случае, когда подрядчик имеет статус ИП и платит взносы «за себя». Также под взносы не попадают суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, взносы не начисляются на суммы, выплаченные при аренде личного автомобиля сотрудника).

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

Взносы в ФСС на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

В отношении иностранцев и лиц без гражданства, получающих доходы в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, установлены определенные особенности (см. табл.).

Особенности начисления взносов на выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства

Пенсионные взносы

Медицинские взносы

Взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Взносы «на травматизм»

Иностранец постоянно или временно проживает в РФ

в рамках трудового договора

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

не начисляются

Иностранец временно пребывает в РФ

в рамках трудового договора

не начисляются

не начисляются

начисляются

в рамках гражданско-правового договора

начисляются, если договор заключен на 6 мес. и более, либо не имеет срока, и иностранец не является высококвалифицированным специалистом

не начисляются

не начисляются

начисляются, если это предусмотрено договором

Иностранец работает в зарубежном филиале российской компании или выполняет работы или оказывает услуги за рубежом по договору подряда

не начисляются

не начисляются

не начисляются

не начисляются

На что не начисляются взносы

Существует закрытый перечень выплат, которые не облагаются пенсионными и медицинскими взносами, а также взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этот список входит пособие по больничным листам, все виды установленных законом компенсаций, суточные, полученные во время командировки и проч. Полный перечень приведен в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Существует и перечень выплат, освобожденных от взносов «на травматизм» (ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ). Он практически совпадает со списком, принятым для остальных взносов.

На практике много споров возникает из-за выплат, которые не упомянуты в приведенных выше перечнях и не связаны с трудовыми обязанностями. Это относится, в частности, к премиям по случаю юбилея, к стоимости путевок, оплаченных работодателем и др. По мнению страхователей, взносы на такие суммы начислять не нужно, однако сотрудники внебюджетных фондов считают иначе. Подобные споры нередко заканчиваются в суде, причем арбитражная практика по данному вопросу весьма противоречива.

Как рассчитать облагаемую базу

Организации и ИП отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты.

Облагаемая база по медицинским взносам, а также взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ. В 2012 году размер предельной базы составляет 512 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 512 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2013 года, отсчет пойдет заново.

База по пенсионным взносам не лимитируется. Но для выплат, начисленных сверх предельной величины базы, предусмотрен пониженный тариф (см. ниже).

База по взносам «на травматизм» также не лимитируется, причем пониженный тариф здесь не предусмотрен.

Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

Страховые тарифы

Для большинства плательщиков в 2012 и 2013 году действуют тарифы взносов, указанные в таблице.

Тарифы страховых взносов в 2012-2013 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории

Для некоторых категорий плательщиков установлены пониженные тарифы. Так, «упрощенщики», которые занимаются определенными видами деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное производство и пр.), в 2012 и 2013 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию. Например, для оптовых торговцев пищевыми продуктами установлен первый класс риска и соответствующий ему страховой тариф 0,2%.

Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»

Для тех, кто работает «на себя» установлены отдельные правила.

«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в размере, который равен стоимости страхового года. Это фиксированная величина, которая не зависит от доходов предпринимателя.

Значения, установленные на 2012 год, составляют: стоимость страхового года по взносам в ПФР - 14 386,32 руб., по взносам в ФФОМС - 2821,93 руб.

Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные взносы в размере стоимости страхового года. В 2012 году эта величина по взносам в ФСС равна 1604,63 руб.

Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.

Как работодатели определяют сумму, подлежащую перечислению

Работодатели обязаны делать ежемесячный обязательный платеж по взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Чтобы рассчитать сумму платежа, нужно сложить все облагаемые выплаты, начисленные с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца, и умножить на страховой тариф. Из этой величины следует вычесть взносы, перечисленные с начала года и до предшествующего календарного месяца включительно. Полученная величина и есть текущий ежемесячный платеж.

Если работодатель выплачивал сотрудникам в течение месяца пособия по больничным или декретные, то он может уменьшить взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как известно, первые три дня больничного оплачиваются за счет работодателя, а остальные - за счет ФСС. Так вот, из суммы ежемесячного платежа можно вычесть сумму пособий, которые подлежат уплате за счет ФСС. В ситуации, когда пособия превышают взносы, величину превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей.

Взносы «на травматизм» также перечисляются ежемесячно. Для некоторых страхователей ФСС устанавливает надбавки или скидки. В этом случае сумма платежа увеличивается или уменьшается исходя из размера надбавки или скидки.

Когда и как перечислять взносы

Ежемесячные обязательные платежи по пенсионным, медицинским взносам, а также взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Так, ежемесячный платеж за август необходимо перечислить не позднее 15 сентября, платеж за сентябрь - не позднее 15 октября и т.д.

Взносы «на травматизм» с зарплаты персонала перечисляются в срок, установленный для получения зарплаты за истекший месяц. Если уплата взносов «на травматизм» предусмотрена гражданско-правовым договором, то деньги в ФСС переводятся в сроки, указанные в договоре.

Платежи необходимо перечислять отдельно в каждый из фондов. При этом на два платежа в ФСС - «на травматизм» и по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - нужно оформить две самостоятельные платежки. Пенсионные взносы также переводятся двумя платежками: на страховую и накопительную части пенсии (основные тарифы, по которым распределяются взносы, см. в таблице).

10% (полностью солидарная часть)

«Индивидуалы» перечисляют пенсионные и медицинские взносы отдельными платежками не позднее 31 декабря текущего года. А те из них, кто добровольно застраховался на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в срок не позднее 31 декабря текущего года делают перечисления в ФСС.

Когда отчитываться по взносам

Работодатели представляют расчеты по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФФОМС не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и годом). Иными словами, расчеты в общем случае нужно сдать не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля.

Кроме того, работодатели обязаны отчитаться перед ФСС не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в общем случае это 15 апреля 15 июля, 15 октября и 15 января). В Фонд соцстрахования необходимо представить расчет, где указана информация по взносам «на травматизм» и по взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также работодатели представляют в ПФР так называемую персонифицированную отчетность - сведения о страховых взносах и страховом стаже. Срок ее сдачи - не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Если численность персонала за предшествующий год превышает 50 человек, указанную выше отчетность нужно представлять в электронном виде. Вновь созданные организации с численностью работников более 50 человек также отчитываются в электронном виде.

Страховые взносы в 2014 году , как и в 2015-м, уплачивались из расчета 30% от дохода работника, в том числе 2,9% — в ФСС, 5,1% — в ФОМС и 22% — в ПФР. Причем предел для удержания в указанных выше значениях составлял 624 000 руб., а в 2015-м — 670 000 и 711 000 руб. для взносов в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд соответственно.

Кто платит страховые взносы на обязательное социальное страхование

Сначала следует разобраться, кто же обязан платить страховые взносы. Это две категории плательщиков — юридических и физических лиц:

  • юрлица-работодатели и ИП с наемными работниками;
  • предприниматели и самозанятые лица, платящие взносы за себя.

Что относится к страховым взносам

Виды страховых взносов можно выделить, исходя из того, куда они уплачиваются:

  • в Пенсионный фонд;
  • в Фонд социального страхования (на случай недолговременной утери трудоспособности по болезни, а также при травматизме и профзаболеваниях);
  • в Федеральный фонд ОМС.

Страховые взносы в 2015 году с доходов иностранных граждан, находящихся в России, удерживаются таким образом (кроме высококвалифицированных специалистов (ВКС) временного пребывания):

  • в Пенсионный фонд — 22% вне зависимости от статуса пребывания иностранца и срока действия трудового контракта с ним;
  • в ФСС России — 2,9% с доходов постоянно и временно проживающих и 1,8% — с доходов временно пребывающих иностранцев;
  • в ФФОМС — 5,1% с доходов постоянно и временно проживающих иностранцев (кроме ВКС), а с доходов временно пребывающих иностранных граждан они не удерживаются;
  • в ФСС на травматизм — по действующей отраслевой ставке для всех категорий иностранцев.

Доходы иностранных ВКС, временно пребывающих в РФ, страховыми взносами не облагаются. С них уплачиваются только взносы на травматизм.

Доходы беженцев и граждан стран ЕАЭС облагают так же, как и доходы граждан РФ.

Страховые взносы во внебюджетные фонды

Страховые взносы во внебюджетные фонды (ПФР, фонд соцстрахования на случай временной нетрудоспособности и по причине материнства, фонд обязательного медстрахования) пришли на смену единому соцналогу. Это произошло с начала 2010 года.

Что касается страховых взносов в 2014 году и 2015 году, то всё пока остается без изменений, за исключением предельной базы, которая ежегодно индексируется. Плюс в 2015 году стали удерживаться страховые взносы с доходов иностранных граждан, которые работают в России.

Страховые взносы в 2011 году

В 2011 году совокупный размер страховых взносов составлял 34%, из которых в Пенсионный фонд платилось 26%, в Фонд социального страхования — 2,9%, в Федеральный фонд ОМС — 3,1%, в местный фонд обязательного медстрахования — 2%. Граничная величина дохода составляла 463 000 руб. С сумм, превышающих этот размер, не удерживались страховые взносы.

Страховые взносы в 2012 году

Величина страховых взносов в 2012 году составляла 30% (22% — ПФР с разделением на накопительную и страховую части для родившихся позже 1967 года, 2,9% — ФСС и 5,1% — ФОМС), а размер граничной суммы дохода — 512 000 руб. для ПФР и ФСС. В ПФР с суммы, превышающей величину граничной суммы дохода, появилась обязанность начислять взносы на страховую часть в размере 10%. С этого года перестали делаться отчисления в территориальный фонд ОМС и все взносы по медстрахованию стали начисляться и уплачиваться в федеральный фонд ОМС.

На период с 2012 по 2018 годы (п. 3.4 ст. 58 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах») для льготников (страхователи с основным видом деятельности, указанным в подп. 8, 10, 11 и 12 п. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ) установлена возможность платить всего 20% в Пенсионный фонд без уплаты иных страховых взносов.

Страховые взносы в 2013 году

В 2013 году для работодателей-страхователей размер страховых взносов также составлял 30% (22% — ПФР, 5,1% — ФФОМС и 2,9% — ФСС). Размер граничной доходной базы увеличился до 568 000 руб. Ставка 10% для отчислений в ПФР с суммы, превышающей граничную, сохранена.

Обязательные страховые взносы 2014 года

Довольно часто бухгалтеры допускают не только орфографические ошибки при заполнении отчетности (например, указывают «староховые взносы») , но и арифметические.

Если такие ошибки не влияли на размер удерживаемых взносов, то исправления в отчетность не вносились. Но если ошибки могли привести к сложностям при получении пенсии (когда, например, была неправильно указана фамилия), требовалось подавать уточненный отчет.

Так, отчет в ПФ России по форме РСВ-1 за 2014 год следует уточнить в 2015 году на бланке, действовавшем в уточняемом периоде. При этом суммы уже нужно указывать не только в рублях, но и в копейках. Это правило действует с 2015 года даже при уточнении отчетов за 2014 год.

Какой страховой взнос не зависит от предельной базы

При расчете страховых взносов в 2014 году сверх предельной базы уплачивались лишь пенсионные платежи в размере 10% от суммы превышения. С 2015 года взносы в ФФОМС следует уплачивать в размере 5,1% со всей суммы начислений вне зависимости от размера полученного сотрудником дохода. Остальное осталось без изменений.

Взносы в ПФР в 2013 году

Взносы в ПФР в 2013 году удерживались в размере 22%, при этом для тех лиц, кому в том году исполнилось 47 лет, и старше накопительная часть взноса равнялась 0%. Для тех же, кому в 2013 году еще не исполнилось 47 лет, накопительная часть взноса составляла 6%, а страховая — 16%; при превышении предельной доходной базы удерживалось еще 10% с суммы превышения в страховую часть взносов в ПФ России.

В 2013 году граничная база дохода для удержания пенсионных взносов составляла 568 000 руб.

Взносы в ПФР в 2014 году

Для пенсионных страховых взносов в 2014 году изменился лишь подход к расчету взносов, перечисляемых в ПФР (в т. ч. и на ОМС) для ИП. Если до 2014 года все физлица-предприниматели вне зависимости от размера полученного дохода уплачивали фиксированный платеж, то с 2014 года размер платежа по пенсионным страховым взносам стал составлять для всех 17 328,48 руб. в год, а на ОМС — 3399,05 руб. в год. А при размере полученного дохода сверх предельных 300 000 руб. в ПФР стало нужно еще дополнительно уплачивать 1% от суммы превышения.

Для работодателей-страхователей ничего принципиально в удержании взносов в ПФР не поменялось, кроме предельной базы. В 2014 году ее размер составил 624 000 руб. и с полученного выше этого значения дохода удерживался взнос в ПФР уже в другом размере, который составлял 10%.

Страховые взносы за работников в 2014 году для ИП

Платеж ИП страховых взносов в 2014 году за наемных работников осуществлялся по таким же правилам, как и для юрлиц-работодателей. Так, если доход работника не превышал 624 000 руб., то с его дохода уплачивался взнос на ОПС в размере 22%, взнос в ФСС — 2,9%, а в ФФОМС — 5,1%. При превышении предельной базы дополнительно уплачивалось 10% в ПФР.

Подробнее о страховых взносах для ИП вы сможете прочитать в статье «Какие страховые взносы платит ИП в 2014-2015 годах?» .

Страховые взносы на ОПС для ИП

Страховые взносы 2015 года на обязательное пенсионное страхование для ИП составляют 18 610,8 руб. вне зависимости от того, ведется деятельность или нет, за небольшим исключением. А при превышении годового дохода 300 000 руб. ИП уплатят еще на ОПС 1% от суммы превышения.

От обязательной уплаты страховых взносов освобождаются лишь те ИП, которые:

  • призваны для выполнения воинской службы;
  • ухаживают за ребенком до 1,5 лет (но не дольше чем 6 лет) или ребенком-инвалидом; инвалидом первой группы или за родственником старше 80 лет;
  • проживающие с супругом военным-контрактником, служащим дипломатического или консульского представительства при неимении возможности трудоустроиться (но не дольше чем 5 лет).

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в 2016 году

Изменения 2016 года традиционно сводятся к увеличению пределов облагаемой базы (постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265). Кроме того, вносятся изменения в КБК (приказы Минфина России от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 N 190н). Наряду с ежеквартальным отчетом РСВ-1 вводится дополнительная ежемесячная отчетность о работающих сотрудниках, содержащая информацию об их Ф. И. О., СНИЛС и ИНН, и ответственность за представление недостоверных сведений (закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «Об изменении законов РФ»).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!