Все для предпринимателя. Информационный портал

Пути укрепления доходной части федерального бюджета российской федерации. Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации Анализ исполнения федерального бюджета

  • Индутенко Антонина Николаевна , кандидат наук, доцент, старший преподаватель
  • Шапошникова Владислава Сергеевна , студент
  • Белгородский государственный университет
  • СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Статья посвящена рассмотрению вопросов о налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета. Также приведены и проанализированы данные по поступлению доходов федерального бюджета, произведен анализ динамики поступлений за 2014-2016 г. И в заключении приведен список мероприятий по укреплению доходной части федерального бюджета Российской Федерации в условиях современного экономического развития государства.

  • Особенности осуществления бюджетной политики России на современном этапе
  • Анализ состава, динамики и структура бюджета домашних хозяйств
  • Бюджет фонда обязательного медицинского страхования РФ: проблемы формирования и исполнения
  • Российская Федерация в системе международных финансовых отношений
  • Проблемы организации муниципальных финансов и пути их преодоления в Европейских странах

Мировой финансовый кризис и сложившаяся в настоящее время неблагоприятная внешнеэкономическая и политическая ситуация в мире существенно уменьшили устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, что привело к нехватке доходов в федеральный бюджет.

Планирование доходов является важнейшей частью бюджетного процесса государства. От точности планирования доходов бюджета зависят качество бюджетной политики в целом и объем принимаемых на себя государством бюджетных обязательств в частности.

Финансовые потоки государства, совокупность его обязательств и источников их финансирования отражаются в федеральном бюджете - важнейшем финансовом документе страны.

Структура статей бюджета свидетельствует о приоритетных направлениях развития России и социально-экономическом уровне страны. Доходная часть бюджета отражает поступающие в бюджет денежные средства, которые будут использованы на покрытие расходов бюджета.

В данный момент проблема обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета, а также стабильность поступления доходов в федеральный бюджет, ставит перед Правительством Российской Федерации основную задачу по обеспечению наилучшего соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней и минимизации их дефицита. Вследствие этого, вопрос о поиске путей укрепления доходной части федерального бюджета является довольно актуальным.

Для того, что разработать эффективный комплекс мероприятий по укреплению доходной части федерального бюджета необходимо изначально проанализировать структуру и динамику доходов. Далее будут проанализированы статьи доходов федерального бюджета за 2014-2016 г, что послужит базой для определения дальнейших основных стратегических направлений в отношении формирования доходной части федерального бюджета. Анализ данных представлен в таблице 1 «Динамика поступления налоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года»

Таблица 1. Динамика поступления налоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года

Виды доходов

2014, млрд.руб

2015, млрд.руб

2016, млрд.руб

Доходы всего

Налоговые доходы

Налог на прибыль

НДПИ на нефть

НДПИ на газ

Сбор за пользование объектов животного мира и водных биологических ресурсов

Акцизы по подакцизным товарам

Водный налог

Государственная пошлина

По данным таблицы мы видим, что в 2016 году по сравнению с 2014 годом доходы в общем снизились на 7% или 1036,5 млрд.руб. Это произошло за счет снижения на 5% НДПИ на нефть, понижение составило 121,5 млрд.руб, и неналоговых активов. При этом все остальные налоговые доходы возросли. Налог на прибыль, например, вырос на 79,9 млрд. или на 19,4%, НДС вырос на 639 млрд.руб, НДПИ на газ также вырос на 3% , что составило 11 млрд.руб. Также на 4% выросла государственная пошлина и на 8% выросли показатели по поступлению НДФЛ, увеличение составило 0,8 млрд.руб. Показателем, который в 2016 году по сравнению с 2014 остался неизменным, несмотря на то, что в 2015 году он слегка поднялся, является водный налог. Поступления от него составляют 2,2 млрд.руб.

Также на доходы в целом влияют и неналоговые доходы, представленные в таблице 2 «Динамика поступления неналоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года».

Таблица 2. Динамика поступления неналоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года

Виды доходов

2014, млрд.руб

2015, млрд.руб

2016, млрд.руб

Абсолютное отклонение, млрд.руб 2016/2014

Относительное отклонение, % 2016/2014

Доходы всего

Неналоговые доходы

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ РФ

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Таможенные пошлины

Платежи при пользовании природными ресурсами

Доходы от продажи материальных и не материальных активов

Патентные и иные пошлины

Прочие неналоговые доходы

Безвозмездные поступления

В целом в 2016 году можно увидеть следующую картину по неналоговым поступлениям, видно, что поступления довольно отличаются по своим объемам и происходят резкие скачки. То есть некоторые показатели сильно увеличиваются, в 2-5 раз, а некоторые наоборот понижаются на половину.

В 2016 году очень сильно увеличились два показателя, это доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ РФ, увеличение составило 698,7 млрд.руб или он вырос в 4 раза, а также в 5 раз или на 111,5 млрд.руб увеличились прочие неналоговые поступления.

Также значительное увеличение произошло и с показателем который увеличился почти в 3 раза или на 838 млрд.руб, это доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Можно отметить, что такой большой скачок произошел именно в 2016 году, так как в 2015 году, увеличение было совсем незначительным. Примерно на таком же уровне находятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, которые в 2016 году увеличились в 2,3 раза или на 51 млрд.руб.

Что касается понижения показателей в 2016 году, то сюда можно отнести доходы от внешнеэкономической деятельности и таможенные пошлины. Эти два показателя снизились примерно на 2700 млрд.руб или на 55%. Остальные показатели в 2016 году изменились незначительно.

В текущем году замедление, начавшееся в российской экономике еще в 2013 году, продолжается, причем экономическая ситуация пока не сильно улучшилась по сравнению с предыдущими годами. Макроэкономические параметры, которые получились по факту, значительно отличаются от показателей прогноза, что существенно влияет на результаты исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В условиях недостаточности бюджетных ресурсов важнейшим направлением реализации бюджетной стратегии является увеличение доходов федерального бюджета. Для этого необходимо уточнить подходы по укреплению доходной части федерального бюджета Российской Федерации и провести ряд мероприятий, которые поспособствуют этому.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • необходимо привести в соответствие порядок формирования и состав бюджетной отчетности, статистической и налоговой отчетности, обеспечив их сопоставимость в отраслевом и территориальном аспектах;
  • следует обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налогов и налоговых льгот;
  • сформировать нормативно-правовую базу, которая будет регламентировать создание и ведение реестра доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • установить единые правила формирования первичных документов по доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, реквизиты и формы распоряжений о переводе указанных денежных средств, а также платежей за государственные и муниципальные услуги и услуги;
  • определить структуру и правила формирования идентификаторов плательщика, получателя, начисления, иных идентификаторов, позволяющих обеспечить однозначное определение платежа.

Список литературы

  1. Жарковская, Е.П. Финансы [Текст]: учебное пособие / Е.П. Жарковская, И.О. Арендс.-М.: Омега-Л, 2016. – 400 с.
  2. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник и практикум для бакалавров / Л. Н. Лыкова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 353 с.
  3. Поляк Г.Б. Бюджетная система России [Текст]: учебное пособие / Г. Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 212 с.

Доходы бюджета - это централизованный фонд денежных средств, формируемых за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства. Финансы: Учебник/ Под редакцией Дробозиной Л.А. - с. 153

Федеральный бюджет Российской Федерации по сути своей является главным финансовым планом государства, утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) в форме федерального закона.

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают собой денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти.

Доходную часть федерального бюджета составляют следующие федеральные налоги и сборы:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы на отдельные группы и виды товаров (алкогольная продукция, табачная продукция, бензин и различная топливная продукций, легковые автомобили, мотоциклы и другие подакцизные товары);

· налог на добычу полезных ископаемых;

· сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· водный налог;

· государственные пошлины (за исключением государственных пошлин, подлежащих перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты);

· налог на доходы физических лиц.

К доходам федерального бюджета также причисляют доходы от внешнеэкономической деятельности и прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Составление проекта федерального бюджета обязанность Правительства Российской Федерации, непосредственно составлением проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Проект федерального бюджета составляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основе:

· бюджетного послания Президента Российской Федерации;

· прогноза социально-экономического развития;

· основных направлений бюджетной и налоговой политики;

· государственных целевых программ.

Бюджетным посланием Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика и приоритетные направления при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Президент Российской Федерации в обращении к обеим палатам Федерального Собрания отметил цели, которые следует достичь за предстоящий период 2014-2016 гг.:

1) необходимо обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать выполнение социальных обязательств государства;

2) необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах стратегических задач (должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития);

3) оптимизация структуры расходов федерального бюджета;

4) развитие программно-целевых методов управления;

5) принятие решений, обеспечивающих сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;

6) создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;

7) развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности (упростить процедуру уплату налогов и сделать ее более удобной как для физических лиц, так и для предпринимателей)

8) укрепление системы межбюджетных отношений (необходимо более слаженное взаимодействие бюджетов разных уровней, открытость в межбюджетных отношениях, что позволит различным ведомствам более четко организовать совместную работу по укреплению экономической мощи страны);

9) повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.

Президент Российской Федерации в бюджетном послании отметил необходимость в скорейший срок завершить разработку Бюджетной стратегии на период до 2030 года.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и одобряется Правительством российской Федерации, на период не менее трех лет.

Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 - 2016 годы производится на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития, в условиях действующего на день внесения проекта закона о федеральном бюджете в законодательный орган.

В основе разработки проекта федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов лежат достигнутые в последние годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня сбалансированности бюджета и сокращение дефицита.

Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2014 - 2016 годы, представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета

Показатель

изменение

изменение

изменение

Объем ВВП

млрд. рублей

Курс доллара США (среднегодовой)

руб. за долл. США

Цена на нефть марки "Юралс"

долл. / барр.

Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ)

долл. / тыс.

Цена на газ (ДЗ)

долл. / тыс.

Объем импорта, всего

млрд. долл.

Объем импорта, всего

млрд. долл.

Объем экспорта, всего

млрд. долл.

Объемы экспорта:

млн. тонн

млрд. куб. м

Нефтепродуктов

млн. тонн

Налогооблагаемые объемы экспорта:

млн. тонн

млрд. куб. м

Нефтепродуктов

млн. тонн

Налогооблагаемые объемы добычи:

млн. тонн

млрд. куб. м

Газового конденсата

млн. тонн

Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом, бюджетном и таможенном законодательстве (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с изменением законодательства Российской Федерации (млрд. рублей)

Наименование

Изменение законодательства - всего

индексация специфических ставок акцизов:

на табачную продукцию (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 1 200 руб. за 1 тыс. штук)

на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 660 руб. за 1 литр безводного этилового спирта)

на нефтепродукты (установление ставок на автомобильный бензин 4 и 5 классов с 1 января 2014 г. в размере 9 916 и 6 450 руб. за 1 тонну, с 1 января 2015 г. - 10 858 и 7 750 руб. за 1 тонну; установление ставок с 1 января 2016 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 500 руб. за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса - 5 970 руб. за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 9 577 руб. за 1 тонну, на прямогонный бензин - 14 665 руб. за 1 тонну)

на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья

на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации

увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2014 году с 6,57% до 7,54%, в 2015 году с 5,94% до 7,07%, в 2016 году с 5,94% до 6,61% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014-2016 гг.)

увеличение доходов федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, исходя из 25% чистой прибыли акционерных обществ, определенной по МСФО

индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 2014 году в 2,5 раза, в 2015 году на 5%

увеличение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть в связи с необходимостью урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти и российских нефтепродуктов государствам Таможенного союза

снижение норматива зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году с 20% до 5%

Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2014 году на 142,8 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году - на 197,3 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году - на 389,8 млрд. рублей (0,4% ВВП).

В таблице 2.3 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2014 - 2016 годы.

Таблица 2.3 - Структура доходов федерального бюджета (млрд. рублей)

Показатель

Доходы, всего

в том числе:

Нефтегазовые доходы

в том числе:

Таможенные пошлины

Ненефтегазовые доходы

в том числе:

Налог на прибыль организаций

(без нефтегазовых доходов)

Таможенные пошлины

(без нефтегазовых доходов)

Прочие ненефтегазовые доходы

На основании таблицы 2.3 составлено графическое изображение динамики структуры доходов - рис. 1.

Рис. 1.

Таким образом, на рис. 1 очевидно увеличение как нефтегазовых, так и не нефтегазовых доходов за период с 2013 по 2016 гг.

На рис. 2 представлено изображение структуры нефтегазовых доходов за 2013-2016 гг.


Рис. 2.

Понижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентном соотношении к ВВП в 2014 - 2016 годах по отношению к 2013 году выражено уменьшением экспортных цен на природный газ, объема добычи нефти и горючего природного газа, объема экспорта природного газа и товаров, сформированных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю и объемов экспорта нефти.

На рис 3. Представлено графическое изображение динамики структуры не нефтегазовых доходов за 2013-2016 гг.


Рис. 3.

Снижение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014 - 2016 годах по отношению к 2013 году в основном связано с прогнозируемым снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ввозных таможенных пошлин в связи с более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю, а также уменьшением средневзвешенных ставок импортного тарифа.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" прогнозируемый объем доходов федерального бюджета был утвержден в размере: 2014 г. - 13 570 млрд. рублей, что составит 18,5% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 615 млрд. рублей; 2015 г. - 14 564 млрд. рублей, что составит 19,8% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 384 млрд. рублей; 2016 г. - 15 905 млрд. рублей, что составит 21,6% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 млрд. рублей.

Доходная часть федерального бюджета на 2014 и плановый период 2015 и 2016 гг. сформирован в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов. В прошлые периоды, необоснованные точными расчетами, сумма доходов федерального бюджета представляла собой меньше, чем было написано в проекте федерального бюджета на отчетный и плановый период. Вследствие чего снижается открытость бюджета и не поступление доходов в полном объеме отражается в том, что расходная часть федерального бюджета не может быть полностью исполнена.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Финансово-экономические основы формирования федерального бюджета государства. Формирование федерального бюджета на 2014-2016 гг., его доходов и расходов. Пути повышения эффективности и совершенствование механизма формирования доходов федерального бюджета.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2014

    Определение понятия, сущности, роли и функций бюджета страны. Анализ динамики доходов и расходов современного федерального бюджета Российской Федерации. Управление доходами федерального бюджета: проблемы и основные направления совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

    Сущность, источники формирования федерального бюджета Российской Федерации, проблемы мобилизации федеральных налогов в его доходной части. Анализ налоговых доходов федерального бюджета, их содержание и характеристика в условиях рыночной экономики.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2014

    Экономическая сущность расходов бюджета, их классификация и порядок формирования. Анализ динамики состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации и расходов бюджета РСО-Алания. Направления совершенствования расходов бюджетов в РФ.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2015

    Понятие, классификация и формы расходов федерального бюджета Российской Федерации, факторы, определяющие их величину. Анализ формирования и исполнения расходной части федерального бюджета в 2007-2010 гг. Межбюджетные трансферты региональных бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Понятие бюджетной системы и государственного бюджета. Бюджетная политика Российской Федерации. Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета России. Методы решения проблемы эффективного управления структурой доходов федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Структура Федерального казначейства в Российской Федерации. Анализ действующего механизма казначейской системы исполнения доходов федерального бюджета. Проблемы исполнения доходной части бюджета и поиск путей совершенствования по ее формированию.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2012

    Классификация расходов федерального бюджета. Анализ расходов федерального бюджета Российской Федерации за последние годы. Проблемы финансирования социальных расходов, пути решения. Сравнительный анализ расходов бюджета Российской Федерации и других стран.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010



Продолжение таблицы 4

Показатели, млрд.руб. 2014 2015 2016 Удельный вес в %, 2014 г Удельный вес в %, 2015 г Удельный вес в %, 2016 г
Общегосударственные вопросы(в т.ч. обслуживание государственного и муниципального долга*) 850,7 935,7 1 117,6 6,38 6,31 7,16
Национальная оборона 2 103,6 2 479,1 3 181,4 15,77% 16,71% 20,37%
2 061,6 2 086,2 1 965,6 15,45% 14,07% 12,58%
Национальная экономика 1 849,3 3 062,9 2 324,2 13,86% 20,65% 14,88%
177,5 119,6 144,1 1,33% 0,81% 0,92%
Охрана окружающей среды 24,3 46,4 49,7 0,18% 0,31% 0,32%
Образование(Культура, кинематография и средства массовой информации*) 672,3 638,3 610,6 5,04% 4,30% 3,91%
Культура, кинематография(Здравоохранение и спорт*) 94,8 97,8 89,9 0,71% 0,66% 0,58%
Здравоохранение 502,0 535,5 516,0 3,76% 3,61% 3,30%
Социальная политика 3 833,1 3 452,4 4 265,3 28,73% 23,28% 27,31%
Физическая культура и спорт 68,0 71,2 73,0 0,51% 0,48% 0,47%
77,3 74,8 82,1 0,58% 0,50% 0,53%
360,3 415,6 518,7 2,70% 2,80% 3,32%
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 668,1 816,1 682,0 5,01% 5,50% 4,37%

За период 2014 – 2016 гг. расходы федерального бюджета Российской Федерации возросли, причем увеличение происходило во всех исследуемых годах.

Наибольшее влияние оказала социальная политика, она имеет самый большой удельный вес во всем исследуемом периоде: в 2014 г. - 3833,1млрд. руб. (28,7%), в 2015 г. - 3452,4 млрд. руб. (23,28%), в 2016 г. – 4265,3 млрд. руб. (27,31%).

Статья «Национальная оборона» также оказала существенное влияние на увеличение расходов бюджета. Расходы по ней увеличивались за весь выбранный для исследования период: в 2014 г. – 2103,6 млрд. руб. (15,8%), в 2015 г. – 2479,1 млрд. руб. (16,7%), в 2016 г. – 3181,4 млрд. руб. (20,4%).

Судя по этим данным можно сделать вывод, что национальная оборона является одним из приоритетных направлений в общих расходах государства, так как деятельность по обороне страны является важным фактором укрепления её независимости и могущества.

Наименьшие расходы были произведены на охрану окружающей среды: в 2014 г. – 24,3 млрд. руб. (0,2%), в 2015 г. – 46,4 млрд. руб. (0,31%), в 2016 г. – 49,7 млрд. руб. (0,3%). Несмотря на то, что они занимают наименьший удельный вес, можно отметить, что расходы за 2014-2016 гг. постепенно увеличиваются. С каждым днем состояние окружающей среды ухудшается, поэтому государство должно продолжить тенденцию к увеличению расходов на её охрану.

Анализ динамики расходов бюджета представлен в таблице 5.

Таблица 5

Динамика расходов федерального бюджета за период 2014 – 2016гг.

Показатели 2014г 2015г. Отклонение Темп роста % Темп прироста % 2015г 2016г. Отклонение Темп роста % Темп прироста %
Расходы, всего 13 342,9 14 831,6 1 488,7 111% 11% 14 831,6 15 620,3 788,7 105% 5%
Общегосударственные вопросы 850,7 935,7 85,0 110% 10% 935,7 1 117,6 181,9 119% 19%
Национальная оборона 2 103,6 2 479,1 375,5 118% 18% 2 479,1 3 181,4 702,3 128% 28%
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 061,6 2 086,2 24,6 101% 1% 2 086,2 1 965,6 -120,6 94% -6%
Национальная экономика 1 849,3 3 062,9 1 213,6 166% 66% 3 062,9 2 324,2 -738,7 76% -24%

Продолжение таблицы 6

Показатели 2014г

Отклонение

Темп роста %

Темп прироста % Отклонение Темп роста % Темп прироста %
Жилищно-коммунальное хозяйство 177,5 -33% 24,5 120% 20%
Охрана окружающей среды 24,3 91% 3,3 107% 7%
Образование 638,3 -34,0 638,3 610,6 96% -4%
Культура, кинематография 97,8 3,0 97,8 89,9 92% -8%
Здравоохранение 535,5 33,6 535,5 516,0 96% -4%
Социальная политика 3 452,4 -380,8 3 452,4 4 265,3 124% 24%
Физическая культура и спорт 71,2 3,2 71,2 73,0 103% 3%
Средства массовой информации 74,8 -2,5 74,8 82,1 110% 10%
Обслуживание государственного и муниципального долга 415,6 55,3 415,6 518,7 125% 25%

Данные из таблицы 5 представлены наглядно с помощью графика (рис. 2).

Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета за период 2014 – 2016 гг.

При сравнении 2014 и 2015 гг. было выявлено, что больше всего увеличились расходы на национальную экономику, а именно 1213,6 млрд. руб. (66%), но при сравнении 2015 и 2016 гг. произошло уменьшение расходов на 738,7 млрд. руб. (24%). Таким образом за период 2014-2016 гг. увеличение было не самым большим – а именно на 474,9 млрд. руб. Чего нельзя сказать о расходах на национальную оборону, в течение всего исследуемого периода они показывали стабильное увеличение: за период с 2014по 2015 гг. произошло увеличение на 375,5 млрд. руб. (18%), за период 2015-2016 гг. -702,3 (28%), таким образом, за весь выбранный для исследования промежуток времени (2014-2016) расходы увеличились на 1077,8 млрд. руб. и составили 3181,4 млрд. руб.

Несмотря на это, самыми большими стали расходы на социальную политику, хотя за период 2014-2015 они были уменьшены на 380,8млрд. руб. (10%), они показали рост в 2015-2016 - 812,9 млрд. руб. (24%), составив в 2016 - 4265,3 млрд. руб. и тем самым среди произведенных расходов они заняли первое место.

За период с 2014 по 2016 г, больше всего уменьшились расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В 2014-2015 г на 24,6 млрд. руб. (1%) был небольшой рост, но в 2015- 2016 г.г. было сокращение на 120,6 млрд. руб. (6%). Таким образом, за весь период расходы уменьшились на 96 млрд. руб.

  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
  • РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Задача обеспечения сбалансированности бюджета является важнейшей для государства при реализации экономической политики. В данной статье подлежит рассмотрению и анализу доходы и расходы федерального бюджета за период 2013-2017 годы.

  • Роль Федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации
  • Использование механизмов государственно-частного партнерства в целях развития общественной инфраструктуры
  • Пути укрепления доходной части Федерального бюджета Российской Федерации

Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП - с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП .

Таблица 1. Основные показатели федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, доходы бюджета составили 14720,3 млрд. руб, а в 2016 - 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо?

По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.

Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета - это сокращение федеральных расходов . Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.

На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано .

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.

Таблица 2. Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб.

Показатели/Годы

2017 в % к 2013

Нефтегазовые доходы

Налог на прибыль

Таможенные пошлины

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

Прочие доходы

По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета . Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику - 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год . Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части.

Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.

Список литературы

  1. Государственное и муниципальное управление: Учебник/Под ред. Н.И. Захарова [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 278 с.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
  3. Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса /Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2016. - С. 158-159.
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации /Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: http://minfin.ru/ru/
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!