Все для предпринимателя. Информационный портал

Отчет об исполнении бюджета кратко. Составление бюджетной отчетности

Бюджетная отчетность – отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это сводные данные по установленным формам об имуществе и финансовых активах учреждения и о результатах его хозяйственной деятельности. Такую отчетность составляют на основании данных бухгалтерского (бюджетного) учета. Порядок составления и представления регламентируется Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Минфина от 28.12.2010 №191н.

Отчетность составляется и представляется в обязательном порядке. Информация бухгалтерской (финансовой) отчетности является абсолютно открытой и, в некоторых случаях (для организаций, финансируемых благодаря взносам юридических и физических лиц), обязательной для публикации.

Формирование отчетности происходит по следующим принципам:

1. Баланс исполнения бюджета – отражает данные о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах на первый и последний день отчетного периода по счетам единого плана счетов бюджетного учета.

2. Сведения о формировании финансовых результатов

Отчет о финансовых результатах и их использовании отражает данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам КОСГУ;

Отчет об исполнении бюджета отражает показатели бюджетной росписи, данные по исполнению бюджета в соответствии с законом о бюджете по кодам классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

3. Дополнительные формы

Отчет о движении денежных средств отражает операции на счетах бюджетов по кодам КОСГУ;

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного задания и иных нефинансовых результатах деятельности получателя бюджетных средств в отчетном году.

Главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств, главные администраторы, администраторы доходов бюджетов, главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов, финансовые органы Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов (финансовые органы), органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (органы казначейства), органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (органы, осуществляющие кассовое обслуживание), составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.

К иным организациям относятся юридические лица не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, кассовое обслуживание которых осуществляют органы Федерального казначейства, финансовые органы.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных и автономных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, финансовые органы публично-правовых образований составляют и представляют годовую, квартальную и месячную финансовую отчетность бюджетных и автономных учреждений на основании финансовой отчетности бюджетных и автономных учреждений по формам, установленным Министерством финансов РФ.

2. Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, на следующие даты:

Месячная – на первое число месяца, следующего за отчетным,

Первым отчетным годом для вновь созданных главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджетов, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, считается период с даты их регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке по 31 декабря года их создания.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

4. Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

5. Дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления могут быть установлены:

Главным распорядителем бюджетных средств – для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств;

главным администратором доходов бюджета – для подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

Главным администратором источников финансирования дефицита бюджета – для подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

Финансовым органом – для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, для своих территориальных органов, организующих исполнение бюджета;

Финансовым органом, уполномоченным на формирование отчета об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации – для финансовых органов бюджетов, отчет об исполнении бюджетов которых включается в отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

Органом казначейства, органом, осуществляющим кассовое обслуживание – для своих территориальных органов.

6. Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа, органа казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.

В случае передачи получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета полномочий по ведению бюджетного учета иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) бюджетная отчетность составляется и представляется в установленном порядке и соглашением о передачи полномочий по ведению бюджетного учета. Бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией подписывается руководителем получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета передавшего полномочия по ведению учета, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета.

7. Бюджетная отчетность составляется:

На основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;

На основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности;

На основании показателей форм финансовой отчетности, представленных бюджетными и автономными учреждениями созданными РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием;

На основании показателей форм финансовой отчетности представленных Учредителями бюджетных и автономных учреждений.

Перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.

8. В случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бюджетной отчетности за отчетный период не представляется.

Если по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение, то в бюджетной отчетности этот показатель отражается в отрицательном значении – со знаком «минус».

9. Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

10. Получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

Администратор доходов бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета и (или) главному администратору доходов бюджета в установленные им сроки.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и (или) главному администратору источников финансирования дефицита бюджета в установленные им сроки.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, на основании представленной распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетной отчетности составляет сводную и (или) консолидированную бюджетную отчетность и представляет ее финансовому органу соответствующего бюджета и (или) главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета в установленные ими сроки.

Учредитель бюджетных и автономных учреждений, на основании представленной автономными и бюджетными учреждениями финансовой отчетности составляет сводную финансовую отчетность бюджетных и автономных учреждений.

Финансовый орган на основании представленной ему консолидированной бюджетной отчетности составляет консолидированную бюджетную отчетность об исполнении бюджета и представляет ее финансовому органу, уполномоченному формировать отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, в установленные им сроки.

Финансовый орган на основании представленной ему сводной финансовой отчетности бюджетных и автономных учреждений составляет сводную финансовую отчетность бюджетных и автономных учреждений публично-правового образования и представляет ее органу, уполномоченному формировать отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, в установленные им сроки.

В случае, если дата представления бюджетной отчетности установленная главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, финансовым органом уполномоченным на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации совпадает с праздничным (выходным) днем, бюджетная отчетность представляется на следующий рабочий день.

Субъект бюджетной отчетности, ответственный за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности (пользователь бюджетной отчетности), обязан производить проверку предоставленной ему бюджетной отчетности путем выверки показателей представленной отчетности по установленным соответственно Министерством финансов Российской Федерации и пользователем бюджетной отчетности контрольным соотношениям (камеральная проверка бюджетной отчетности).

Пользователь бюджетной отчетности обязан по просьбе субъекта бюджетной отчетности, предоставившего отчетность, проставить на копии бюджетной отчетности отметку о дате ее представления и, в случае получения положительного результата по факту проведения камеральной проверки бюджетной отчетности – отметку о дате принятия бюджетной отчетности.

При получении бюджетной отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бюджетной отчетности обязан уведомить субъекта бюджетной отчетности о ее получении в электронном виде.

Порядок уведомления субъекта бюджетной отчетности о результатах проведенной камеральной проверки бюджетной отчетности, представленной им, и о дате ее принятия, устанавливается пользователем бюджетной отчетности.

В случае выявления в ходе проведения камеральной проверки бюджетной отчетности несоответствия бюджетной отчетности требованиям к ее составлению и представлению, пользователь бюджетной отчетности не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления несоответствия, уведомляет об этом субъект бюджетной отчетности, представивший отчетность, который в свою очередь обязан в течение срока, установленного пользователем бюджетной отчетности, предпринять необходимые меры для приведения ее в соответствие с установленными требованиями.

Бюджетная отчетность, содержащая исправления по результатам камеральной проверки бюджетной отчетности, представляется субъектом бюджетной отчетности с сопроводительным письмом, содержащим указания о внесенных изменениях.

Состав бюджетной отчетности

Главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств, главные администраторы, администратор источников финансирования дефицита бюджета, администратор доходов бюджета представляет отчетность по следующим формам:

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);

Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138);

Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230);

Финансовая отчетность бюджетных и автономных учреждений в отношении которых главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств осуществляются функции и полномочия учредителя.

Финансовые органы представляют отчетность по следующим формам::

Баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140);

Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120);

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124);

Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности (ф. 0503134);

Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);

Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503114);

Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

Пояснительная записка (ф. 0503160);

Сводная финансовая отчетность бюджетных и автономных учреждений публично-правового образования.

Финансовый орган, уполномоченный на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РФ представляет отчетность по следующим формам:

Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);

Консолидированный отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта РФ и муниципальных образований (ф. 0503314);

Консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323);

Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360);

Сводная финансовая отчетность бюджетных и автономных учреждений публично-правововых образований входящих в состав соответствующего консолидированного бюджета РФ.

Орган казначейства представляет отчетность по следующим формам:

Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150);

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

Отчет по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151);

Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);

Отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153);

Пояснительная записка (ф. 0503160);

Орган, осуществляющий кассовое обслуживание , представляет отчетность по следующим формам:

Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503155);

Баланс по операциям кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503154);

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года органа, осуществляющего кассовое обслуживание бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503111).

возможных искажений учетных записей

при расчете заработной платы

1. Стандартный вариант (отсутствие искажений)

2. Искажение базовой ставки (оклада)

3. Искажение рабочего времени

4. Искажение итоговой суммы

5. Искажение путем составления дополнительной записи

6. Искажение путем дополнительных начислений

7. Искажения путем исправлений нескольких итоговых сумм

8. Искажения путем исправлений нескольких промежуточных сумм


Прогноз доходов федерального бюджета, млрд. рублей

Показатель Отчет Прогноз
ВВП 26 904 33 258 41 445 39 064 44 957 49 659 55 223 61 873
Доходы, всего 6 278,9 7 781,1 9 275,9 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
%% к ВВП 23,3 23,4 22,4 18,8 17,3 17,4 16,5 16,1
Нефтегазовые доходы 2 943,5 2 897,4 4 389,4 2 984,0 3 744,3 4 003,0 4 088,1 4 295,0
%% к ВВП 10,9 8,7 10,6 7,6 8,3 8,1 7,4 6,9
Ненефтегазовые доходы 3 335,4 4 883,7 4 886,5 4 353,8 4 039,5 4 614,8 5 043,6 5 688,9
%% к ВВП 12,4 14,7 11,8 11,2 9,0 9,3 9,1 9,2
- поступление ЕСН 315,8 405,0 506,8 509,8 28,1
Временно свободные средства госкорпораций Роснанотех и Фонд ЖКХ 85,4
Возврат остатков субсидий и субвенций бюджетами субъектов РФ 0,3 2,0 5,5 23,0 19,7 0,8 0,8 0,8
Централизация счетов ФТС 111,2
Доходы от перечисления части прибыли ЦБ РФ 40,9 19,6 12,2 48,8 188,0 60,0 40,0 40,0
Доходы от управления средствами Резервного фонда и ФНБ 28,6 * 297,6 124,3 72,5 41,1
Ненефтегазовые доходы ** 2 978,4 4 457,1 4 333,4 3 278,0 3 679,4 4 481,5 4 961,7 5 648,1
%% к ВВП 11,1 *** 13,4 *** 10,5 *** 8,4 8,2 9,0 9,0 9,1
Справочно: учтено в доходах за счет изменения законодательства 255,2 441,2 669,1

* - доходы от размещения средств Стабилизационного фонда РФ

** - без учета ЕСН, средств госкорпораций, централизации счетов ФТС, доходов от перечисления части прибыли ЦБ РФ, доходов от управления средствами РФ и ФНБ

*** - снижение ненефтегазовых доходов в % к ВВП связано с проведением ускоренного возмещения НДС крупным налогоплательщикам-экспортерам продукции металлургической, угольной, нефтяной и других отраслей в IV квартале 2008 г. и введением с 1 января 2008 г. поквартальной уплаты НДС.


Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными положениями НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Уполномоченными финансовыми органами в этой сфере являются Главное управление федерального казначейства Минфина РФ и его территориальные подразделения, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные казначейства.
Отчет об исполнении федерального бюджета, а также отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов направляются Правительством РФ для их утверждения в Государственную Думу по основным показателям.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отчет об исполнении бюджета субъекта РФ утверждается его законом, отчет об исполнении бюджета представляется в законодательный орган субъекта РФ высшим должностным лицом этого субъекта либо руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка указанного отчета (п. 3 ст. 272 НК РФ).
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов (п. 4 ст. 272 НК РФ).
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета проводится соответствующими контрольными органами представительных органов:
1) на федеральном уровне – Счетной палатой РФ;
2) на уровне субъектов РФ – региональными контрольно-счетными палатами.
Кроме того, представительный (законодательный) орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц (п. 5 ст. 272 БК РФ).
Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки отчета. Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов, представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета.

Является процесс исполнения бюджета и составление отчета об исполнении бюджета. Он начинается после утверждения бюджета законодательными органами власти. Эта стадия имеет своей целью выполнение доходных и расходных частей бюджета. Таким образом, исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финансировании соответствующих мероприятий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов . В отношении федерального бюджета это означает, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Именно Федеральному казначейству принадлежит исключительное право на открытие и закрытие счетов федерального бюджета, а также определение их режима. Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Составной частью исполнения бюджета является кассовое исполнение бюджета , осуществление которого возложено на банковскую систему. При этом действует принцип единства кассы . В соответствии с эти принципом зачисление поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета проводится на единый счет бюджета, с которого осуществляются также и все расходы. Таким образом, кассовое исполнение бюджетов в соответствии с принципом единства кассы означает, что все доходы каждого бюджета концентрируются в одном кассовом учреждении, исполняющем данный бюджет. Из этого же кассового учреждения осуществляется и выдача денежных средств всем организациям, которые финансируются изданного бюджета.

Одновременно с утверждением бюджета на очередной финансовый год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало следующего бюджетного года. Это своего рода резерв, предназначенный для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих в результате того, что поступление доходов в бюджет и осуществление расходов могут не совпадать во времени. В течение года оборотная кассовая наличность должна быть израсходована на финансирование временных кассовых разрывов. Однако она должна быть обязательно восстановлена к началу нового финансового года в утвержденной сумме.

Исполнение бюджета возложено на исполнительные органы власти, которые являются распорядителями бюджетных средств. В свою очередь, все распорядители бюджетных средств подразделяются на главных (главные кассиры) распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. Он определяет также задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы расходов и доходов подведомственных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись; определяет лимиты бюджетных обязательств; осуществляет контроль получателей бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Он составляет бюджетную роспись по подведомственным получателям бюджетных средств; определяет задания на предоставление услуг; утверждает сметы расходов и доходов; осуществляет контроль за использованием подведомственными получателями бюджетных средств.

Исполнение бюджета может осуществляться как по доходам, так и по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и в соответствии со следующими обязательными последовательно осуществляемыми процедурами:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Основным документом, на базе которого осуществляется оперативное исполнение бюджетов, является бюджетная роспись . Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств па основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджета. Она составляется в течение 10 дней со дня утверждения бюджета по распорядителям и получателям бюджетных средств, с поквартальной разбивкой. Бюджетная роспись представляет собой оперативный план распределения расходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), содержит сроки поступления налогов и других платежей.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительные и контрольные органы.

Сводная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в форме уведомлений показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.

В процессе исполнения бюджета важное значение принадлежит утверждению лимитов бюджетных обязательств , которые представляют собой объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимиты бюджетных обязательств доводятся не позднее, чем за пять дней до начала периода их действия. Изменение лимита бюджетных обязательств возможно только в случае изменения бюджетных ассигнований или блокировки расходов.

Получатели бюджетных средств принимают на себя бюджетные обязательства , а орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

  • при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного кодекса РФ:
  • при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
  • при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • при блокировке расходов.

Блокировка расходов бюджета — это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполнимыми.

Блокировка расходов может осуществляться на любом этапе исполнения бюджета, в том числе при выявлении органом, исполняющим бюджет, или органом государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.

В случае ус тановления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Это значит, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последующих рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств, не использованные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, могут использоваться и в следующем году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах.

Отчет об исполнении бюджетов осуществляется уполномоченным исполнительным органом и может быть оперативным, ежеквартальным, полугодовым и годовым. Отчет направляется в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда. На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

В отчетах бюджетных организаций в обязательном порядке отражаются: степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг; данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг; данные об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений. В свою очередь, Министерство финансов РФ совместно с Федеральным агентством но управлению федеральным имуществом РФ готовит сводный отчет о расходах средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ. Для этого главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую финансовую отчетность в Счетную палату РФ для внешней проверки. Результаты внешней проверки оформляются заключениями по каждому главному администратору в срок до 1 июня текущего финансового года.

Заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ должно обязательно включать:

  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с указанием: а) выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств; б) расходования средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи; в) руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
  • заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью;
  • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;
  • анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения но выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;
  • анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных
  • интересов, заключения по выявленным фактам предоставления инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ:
  • анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг. Правительство РФ направляет не позднее 15 июня текущего
  • финансового года в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

На основании внешней проверки Счетная папата готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 15 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в Государственную Думу не позднее срока внесения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета, Правительство РФ представляет:

  • проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;
  • баланс исполнения федерального бюджета;
  • отчет о финансовых результатах деятельности:
  • отчет о движении денежных средств;
  • пояснительную записку;
  • отчеты об использовании ассигнований резервных фондов, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), балансовый учет которых осуществляется Министерством финансов РФ, о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга РФ на начало и конец отчетного финансового года, об исполнении приложений к федеральному закону о федеральном бюджете за отчетный финансовый год;
  • отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета, доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства, а также заключение Председателя Счетной палаты РФ. Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Председатель Верховного Суда РФ могут, по собственной инициативе или по предложению Председателя Государственной Думы, представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  • об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

В большинстве стран, в том числе и в России, исполнение бюджета носит непредсказуемый характер. Это обусловлено нестабильностью макроэкономической ситуации и невозможностью точно предсказать объем ВВП, уровень инфляции, количество собираемых налогов и т.п. Поэтому постоянно требуется привязывать исполнение бюджета к меняющимся условиям. Такая привязка осуществляется за счет механизма корректировки расходов бюджетов, который применяется для того, чтобы фактические расходы находились в соответствии с фактическими доходами в целях поддержания макроэкономической стабильности.

Если в процессе исполнения бюджета фактически запланированные расходы не совпадают с доходами, то применяется процедура сокращения расходов бюджета (секвестирована) . Секвестр — это пропорциональное сокращение расходов бюджета, за исключением защищенных статей (заработная плата, стипендии, медицинские услуги и т.п.), проводимое в случае превышения предельного размера дефицита бюджета. Несмотря на то, что сокращение расходов происходит по всем основным категориям, секвестироваиис приводит к значительному изменению расходной части. Это связано с тем, что существуют защищенные статьи, расходы по которым не могут быть сокращены ни при каких условиях.

Секвестирование — хотя и необходимое, но весьма болезненное средство, которое имеет целый ряд негативных последствий. Прежде всего оно порождает неуверенность в завтрашнем дне и создает ситуацию постоянного финансового стресса. В результате сокращаются долгосрочные инвестиции, растут неплатежи и цены, за счет которых поставщики стремятся компенсировать дополнительные издержки, которые могут возникнуть в результате сокращения расходов бюджета в будущем. Бюджетной организации постоянно приходится пересматривать бюджетный план, сокращать платежи, которые связаны прежде всего с закупками необходимого оборудования. Все это создает неуверенность в завтрашнем дне, подрывает доверие к правительству.

Кто и как принимает решение о сокращении утвержденных расходов бюджета, зависит от объема снижения доходов. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений доходов из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному финансированию расходов бюджета не более чем на 5%, то руководитель финансового органа (для федерального бюджета — это министр финансов РФ) вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим. При этом в решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета.

Если сокращение доходов бюджетов происходит от 5 до 10%, то такое решение принимает соответственно Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В их решении должны быть также указаны дата, с которой вводится этот режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение расходов бюджета осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов бюджета и всех получателей бюджетных средств, а также по всем объектам, включенным в адресную инвестиционную программу.

Если в процессе исполнения бюджета происходит сокращение доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и, соответственно, снижение расходов бюджета более чем на 10%, орган исполнительной власти представляет органу законодательной власти изменения и дополнения в Закон о бюджете.

Это в полной мере относится и к федеральному бюджету. Если сокращение расходов федерального бюджета происходит более чем на 10%, то Государственная Дума обязана во внеочередном порядке в течение 25 дней принять новый Закон о бюджете в трех чтениях.

Первое чтение проекта Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее 5 дней со дня его внесения. При этом заслушивается доклад Правительства РФ и Счетной палаты РФ о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет. Государственная Дума принимает доклад за основу и утверждает новые основные характеристики федерального бюджета.

Второе чтение должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня принятия проекта закона в первом чтении. При рассмотрении во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.

Третье чтение проекта Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее чем через 5 дней со дня его принятия во втором чтении. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом. Если указанный законопроект не принимается в указанный срок, то Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета вплоть до его принятия.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной Думой. В случае отклонения Советом Федерации указанного закона осуществляются согласительные процедуры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

1. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанными фондами при формировании бюджетной отчетности и представляются в составе бюджетной отчетности в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовыми отчетами об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, представляются Правительством Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации для их внешней проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, готовит заключения на них и не позднее 1 сентября текущего года представляет заключения на соответствующие отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляет их в Правительство Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 1 августа текущего года одновременно с проектами федеральных законов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, годовой бюджетной отчетностью об исполнении соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и иной отчетностью, предусмотренной бюджетным законодательством Российской Федерации. В составе материалов к проекту федерального закона об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за отчетный финансовый год Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты:

1) о формировании и об использовании средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию;

2) о формировании и об использовании средств выплатного резерва Пенсионного фонда Российской Федерации;

3) о формировании и об использовании средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом Российской Федерации установлена срочная пенсионная выплата.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При рассмотрении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год Государственная Дума заслушивает доклады Правительства Российской Федерации, доклады представителей Счетной палаты Российской Федерации и содоклады Комитета по бюджету.

4. По результатам рассмотрения годовых отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральные законы об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

5. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фондом и представляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ежегодно не позднее 15 апреля текущего года высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации для подготовки заключения на него.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, готовит заключение на него в течение 1,5 месяца и представляет соответствующее заключение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 1 июня текущего года одновременно с проектом закона субъекта Российской Федерации об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иной бюджетной отчетностью об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.


Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом.
В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.
Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.
Порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.
Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.


Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков ее формирования и представления.
В целях эффективного управления государственными финансовыми ресурсами на органы казначейства возложены функции организации и осуществления учета операций по движению средств бюджетов.
По временному критерию выделяют оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность.
Оперативная - отчетность, передаваемая в течение 1 месяца вышестоящему органу федерального казначейства и органам исполнительной власти РФ, субъекта РФ и муниципального образования. Оперативная отчетность включает также ежедневную отчетность. Оперативная отчетность имеет своей целью прежде всего отражение поступления доходов бюджета.
Ежемесячная отчетность составляется по итогам месяца по доходам и расходам и представляется вышестоящему органу казначейства на определенную дату месяца, следующего за отчетным.
Квартальная отчетность составляется органом казначейства по завершении отчетного квартала по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года и представляется в вышестоящий орган казначейства. Главное управление Федерального казначейства представляет эту отчетность в Правительство и Счетную палату РФ не позднее 45 дней после окончания отчетного периода.
Министерство финансов РФ имеет право вводить дополнительные формы отчетов или изменять существующие для более полного и достоверного представления сведения об исполнении федерального бюджета.
Годовая отчетность составляется управлениями федерального казначейства.
Главное управление контролирует правильность составления отчетности об исполнении федерального бюджета и может отказать в приеме отчетности. В случае отказа федеральное казначейство устанавливает время на устранение замечаний.
Порядок представления в Правительство РФ Министерством финансов ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета установлен одноименным положением. Формы квартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, представляемой в Правительство РФ, утверждены Приказом Министерства финансов.
Правительство РФ представляет ежеквартальный, полугодовой и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание РФ. Один экземпляр ежеквартального, полугодового и годового отчетов об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату РФ для осуществления последующего контроля. Отчет представляется также в Федеральное казначейство.
В конце каждого года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности, на основании которого все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. В отчетах в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по представлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.
Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.
Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, готовят отчеты по расходам указанных бюджетных средств. Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.
Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Министерством государственного имущества России готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.
Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам.
Федеральные казенные предприятия готовят годовые бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.
Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу РФ и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме ФЗ.
Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу РФ вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.
Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении ФЗ о федеральном бюджете на отчетный год.
Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу РФ представляются следующие материалы:
- отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;
- отчет Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;
- отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований;
- ряд других отчетов.
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение полутора месяцев после представления указанного отчета в Государственную Думу РФ, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Результату проверки оформляются заключением Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета.
При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума РФ заслушивает:
- доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
- доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
- доклад Генерального прокурора России о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
- заключение Председателя Счетной палаты РФ.
По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума РФ принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета либо решение об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!