Все для предпринимателя. Информационный портал

Особенности оказания стоматологической помощи в рамках омс. Современные проблемы науки и образования

По профилю «стоматология» в настоящее время оказывается медицинскими организациями на территории Российской Федерации в порядке и по правилам, регламентированным двумя основными нормативными правовыми актами:

  • Приказ Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2011 г. № 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.01. 2012. регистрационный № 23035, опубликован 21.03.2012. в «РГ», федеральный выпуск № 5734, вступил в силу с 01.0.2012.);
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 13 ноября 2012 года № 910н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.12.2012, регистрационный № 26214, опубликован 11.04.2013. в «РГ», специальный выпуск № 6054, вступил в силу с 21.04.2013.) (действует и применяется в ред. Приказа Минздрава РФ от 17.06.2013 года № 469н) (далее по тексту также ).

Соблюдение стандартов медицинской помощи

При оказании медицинской помощи по профилю «стоматология» взрослым больным и детям со стоматологическими заболеваниями в рамках системы обязательного медицинского страхования медицинской организацией наряду с обозначенными выше порядками медицинской помощи применяются стандарты медицинской помощи . В случае предоставления медицинских услуг по профилю «стоматология» частными лечебными организациями соблюдение стандартов медицинской помощи хоть и является обязательным, но их выполнение регламентировано не так строго: по желанию пациента лечащий врач может выйти за их пределы или сделать некоторые отступления.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях

Настоящий Порядок (далее по тексту статьи «Порядок» означает Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2011. № 1496н) устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях медицинскими организациями, независимо от их организационно-правовой формы. Иными словами, медицинская помощь взрослому населению по профилю «стоматология» оказывается на основании одних правил, обязательных для соблюдения государственными и негосударственными медицинскими лечебными учреждениями при , так и бесплатных медицинских услуг . Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю «стоматология» в данной статье не рассматривается.

Стоматологические заболевания

Прежде стоит сказать, что стоматоло́гия (от др. греч. στόμα — рот + λογος — слово) — раздел медицины, объектом изучения которого являются зубы, их строение и функционирование, заболевания зубов, соответствующих методов профилактики и лечения зубов, а также болезни полости рта, челюстей и пограничных областей лица и шеи.

Стоматологические заболевания, таким образом, исходя из выше предложенного определения «стоматологии», можно обозначить как различного рода заболевания органов полости рта, в частности, зубов, десен, челюстей и проч., а также заболевания пограничных областей лица и шеи.

Пункт 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях закрепляет, что оказание медицинской помощи взрослому населению осуществляется при стоматологических заболеваниях зубов, пародонта, слизистой оболочки рта, языка, слюнных желез, челюстей, лица и головы, которые включают в себя:

  • поражения зубов (кариозные, некариозные и другие)
  • травмы (острые и хронические)
  • заболевания пародонта, слизистой оболочки рта, языка, слюнных желез, челюстей, лица и головы (острые, хронические, специфические воспалительные, онкологические*)
    * в случае выявления в ходе оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях симптомов онкологического заболевания, медицинская помощь пациенту оказывается в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи онкологическим больным, утвержденным
  • аномалии, дефекты и деформации развития зубов, челюстей, лица и головы, их предпосылки и последствия

Виды медицинской помощи при стоматологических заболеваниях и условия ее оказания

Как обозначено в пункте 3 Порядка медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в виде:

  • (далее по тексту также ПМСП), которая, как закреплено в статье 33 Федерального закона «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» № 323-ФЗ (далее по тексту также ФЗ № 323) является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь согласно пункту 6 статьи 33 ФЗ № 323 оказывается в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
  • , которая в соответствии с положениями статьи 35 ФЗ № 323 оказывается гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, в том числе бесплатно медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, в амбулаторных и в стационарных условиях. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация.
  • , в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, которая в силу статьи 34 ФЗ № 323 оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь как обозначено в пункте 2 статьи 34 оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Заметим, что в отношении каждого из указанных выше видов медицинской помощи разработан и применяется (подлежит обязательному применению всеми медицинскими организациями) свой особый специальный порядок оказания медицинской помощи.

Медицинские услуги по профилю «Стоматология»

Необходимо подчеркнуть также и то, что из всех перечисленных видов медицинской помощи, которая может быть оказана взрослым больным при стоматологических заболеваниях, превалирующей является первичная медико-санитарная помощь (ПМСМ). Вероятно, это происходит потому, что ПМСП в отличие от специализированного вида медицинской может оказываться в амбулаторных условиях. Применительно к профилю «стоматология» ПМСП представлена в 2 (два) подвидах: доврачебная и специализированная. При этом доврачебная медицинская помощь по профилю «стоматология» представлена такими услугами как: рентгенология, сестринское дело, стоматология, стоматология профилактическая, стоматология ортопедическая, пр. Специализированная медицинская помощь по профилю «стоматология» представлена такими услугами как: стоматология общей практики, стоматология ортопедическая, стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая, челюстно-лицевая хирургия, пр.

Врачебная первичная медико-санитарная помощь по профилю «стоматология» не, оказывается.

Высокотехнологичная медицинская помощь в стоматологии

Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи утвержден , вступившим в силу 1 января 2014 года (Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 декабря 2013 года, регистрационный номер 30804). Применительно к профилю «Стоматология» указанный выше нормативно-правовой акт не выделяет каких-либо видов высокотехнологичной медицинской помощи. Однако они присутствуют в смежной со стоматологией области - «Челюстно-лицевая хирургия»:

  • реконструктивно-пластические операции при врожденных пороках развития черепно-челюстно-лицевой области;
  • реконструктивно-пластические операции по устранению обширных дефектов и деформаций мягких тканей, отдельных анатомических зон и (или) структур головы, лица и шеи;
  • реконструктивно-пластические операции по устранению обширных дефектов костей свода черепа, лицевого скелета;
  • реконструктивно-пластические, микрохирургические и комбинированные операции при лечении новообразований мягких тканей и (или) костей лицевого скелета с одномоментным пластическим устранением образовавшегося раневого дефекта или замещением его с помощью сложного челюстно-лицевого протезирования и проч.

Формы оказания медицинской помощи при стоматологических заболеваниях

Согласно правилам пункта 4 статьи 32 Федерального закона «Об охране здоровья граждан» медицинская помощь при стоматологических заболеваниях может быть оказана в одной из ниже представленных форм:

  • острые заболевания, состояния, обострение хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента
  • Неотложная МП внезапные острые заболевания, состояния, обострение хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента
  • Плановая МП профилактические мероприятия при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью

В состояниях, представляющих угрозу жизни, медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях может быть и должна быть оказана в экстренной форме. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ФЗ № 323 медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. Обязанность медицинской организации по оказании гражданам медицинской помощи в экстренной форме прямо закреплена в подпункте 1 пункта 1 статья 79 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Медицинские вмешательства при оказании стоматологической помощи

Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях предусматривает выполнение следующих мероприятий, необходимых для профилактики, восстановления и поддержания здоровья граждан, перечисленных в пункте 4 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях:

  • профилактические (в том числе профилактические медицинские осмотры, которые рекомендуется проводить 1 раз в год).
  • лечебные
  • диагностические
  • реабилитационные

Медицинские работники в стоматологии

Обозначенные выше мероприятия, являющиеся составной частью того либо иного вида медицинской помощи, оказываются следующими специалистами:

  • Врачи стоматологического профиля
    • врачи-стоматологи-терапевты
    • врачи-стоматологи-хирурги
    • врачи-стоматологи ортопеды
    • врачи ортодонты
    • врачи-челюстно-лицевые хирурги
    • врачи-стоматологи общей практики
  • Фельдшеры и врачи других специальностей (При выявлении признаков стоматологического заболевания указанными медицинскими работниками после проведения мероприятий, направленных на устранение состояний, представляющих угрозу жизни, и на устранение боли, пациент направляется в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи врачами стоматологического профиля.)
  • Зубные врачи
  • Зубные техники
  • Гигиенисты стоматологические

Оказание медицинской помощи при стоматологических заболеваниях

Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в рамках медицинских организаций либо их структурных подразделений, а именно:

  • в стоматологических поликлиниках;
  • в отделениях/кабинетах стоматологического профиля в медицинских организациях;
  • в стоматологических кабинетах в образовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и в организациях;
  • в мобильных стоматологических кабинетах;
  • в хирургических челюстно-лицевых и стоматологических отделениях стационара.

Для каждой из перечисленных выше структурных единиц, в рамках которых может быть оказана медицинская помощь по профилю «стоматология», Порядок предусматривает следующие базовые условия:

  • Положение об организации деятельности
  • Рекомендуемые штатные нормативы персонала (не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения)

Стоматологические поликлиники

В целях обеспечения единого подхода к на территории Российской Федерации Порядок предусматривает следующие нормативно-правовые регламенты:

  • Приложение № 1. Положение об организации деятельности стоматологической поликлиники
  • Приложение № 6. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала стоматологической поликлиники
  • Приложение № 11. Стандарт оснащения стоматологической поликлиники:
    • Стандарт оснащения отделения (кабинета) общей практики стоматологической поликлиники
    • Стандарт оснащения отделения (кабинета) терапевтической стоматологии стоматологической поликлиники
    • Стандарт оснащения отделения (кабинета) хирургической стоматологии стоматологической поликлиники
    • Стандарт оснащения отделения (кабинета) ортопедической стоматологии стоматологической поликлиники
    • Стандарт оснащения стоматологической (зуботехнической) лаборатории стоматологической поликлиники
    • Стандарт оснащения ортодонтического отделения (кабинета) стоматологической поликлиники
    • Стандарт оснащения физиотерапевтического отделения (кабинета) стоматологической поликлиники
    • Стандарт оснащения рентгенологического отделения (кабинета) стоматологической поликлиники
    • Стандарт оснащения кабинета функциональной диагностики в стоматологии стоматологической поликлиники
    • Стандарт оснащения мобильного стоматологического кабинета
    • Стандарт оснащения централизованного стерилизационного отделения (блока) стоматологической поликлиники

Отделения/кабинеты стоматологического профиля в медицинских организациях

Применительно к организации работы отделений либо кабинетов стоматологического профиля в медицинских организациях Порядком предусмотрено следующее:

  • Приложение № 2. Положение об организации деятельности отделений (кабинетов, лаборатории) стоматологического профиля в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
  • Приложение № 7. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала отделения (кабинета, лаборатории) стоматологического профиля в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь
  • Приложение № 12. Стандарт оснащения отделений (кабинетов, лабораторий) стоматологического профиля в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь:
    • Стандарт оснащения отделения (кабинета) общей практики в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь
    • Стандарт оснащения отделения (кабинета) терапевтической стоматологии в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь
    • Стандарт оснащения отделения (кабинета) хирургической стоматологии в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь
    • Стандарт оснащения отделения (кабинета) ортопедической стоматологии в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь
    • Стандарт оснащения стоматологической (зуботехнической) лаборатории в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь
    • Стандарт оснащения ортодонтического отделения (кабинета) в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь
    • Стандарт оснащения рентгенологического отделения (кабинета) в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь

Стоматологические кабинеты в образовательных учреждениях, призывных пунктах, на предприятиях и в организациях

Работа стоматологических кабинетов в образовательных учреждениях, призывных пунктах, на предприятиях и в организациях строится с учетом следующим предусмотренных Порядком требований:

  • Приложение № 3. Положение об организации деятельности стоматологического кабинета в образовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и в организациях.
  • Приложение № 8. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала стоматологического кабинета в образовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, призывных пунктах на предприятиях и в организациях.
  • Приложение № 13. Стандарт оснащения стоматологического кабинета в образовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и в организациях

Мобильные стоматологические кабинеты

Мобильные стоматологические кабинеты организованы и действуют в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами, являющимися Приложениями к Порядку:

  • Приложение № 4. Положение об организации деятельности мобильного стоматологического кабинета
  • Приложение № 9. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала мобильного стоматологического кабинета

Хирургические челюстно-лицевые и стоматологические отделения стационара

Хирургические челюстно-лицевые и стоматологические отделения стационара функционируют в медицинских организациях в соответствии с нижепредставленными Приложениями к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях:

  • Приложение № 5. Положение об организации деятельности хирургического челюстно-лицевого и стоматологического отделения стационара
  • Приложение № 10. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала хирургического челюстно-лицевого и стоматологического отделения стационара (из расчета на 30 коек)
  • * - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Северный государственный медицинский университет Кафедра терапевтической стоматологии

Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы

Кафедра судебной медицины и права

Организация стоматологической помощи населению

Архангельск

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета В.Ф. Михальченко; доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе (международная

деятельность) ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. В.М. Ломоносова» Федерального агентства по образованию А.Г. Калинин; Организация стоматологической помощи населению:

учебное пособие для врачей-стоматологов /под ред. А.С. Оправина, А.М. Вязьмина.- Архангельск:

Изд-во Северного государственного медицинского университета. – 2011. 519 с.

Целью издания учебного пособия является изложение одного из важнейших разделов дисциплины «Организация стоматологической помощи населению». В нем освещены вопросы организации стоматологической помощи городскому и сельскому населению, виды и структуры стоматологических медицинских организаций, стандарт их оснащения, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемиологические требования, штатное расписание медицинского персонала и порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности. Отражены вопросы состояния и развития альтернативной стоматологической помощи. Представлены основные правовые положения медицинской деятельности в соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта Российской Федерации. Учебное пособие предназначено для врачей – стоматологов, преподавателей и студентов медицинских вузов.

Оправин А.С. доктор медицинских наук, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии СГМУ; Вязьмин А. М. доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного

здоровья, здравоохранения и социальной работы СГМУ; Светличная Т.Г. доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья,

здравоохранения и социальной работы СГМУ, директор Института сестринского образования СГМУ; Санников А.Л. доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья,

здравоохранения и социальной работы СГМУ; Токуева Л.И. кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ;

Кузьмина Л.Н. кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ; Цыганова О.А. кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья,

здравоохранения и социальной работы СГМУ; Варакина Ж.Л. кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы СГМУ;

Ившин И.В. кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой судебной медицины и права СГМУ; Спирина М.В. старший преподаватель кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы СГМУ.

1.1. Организация, функции и работа стоматологической поликлиники, отделения,

кабинета……………..…………………………………………………………………..…10

1.1.1. Виды и структура стоматологических поликлиник………………………….….12

1.1.2. Отделения и функциональные кабинеты стоматологических поликлиник…....47

1.1.2.1. Стоматологический кабинет. Стандарт оснащения…………………….....47

1.1.2.2.Терапевтическое отделение……………………………………………….......50

1.1.2.3. Хирургическое отделение…………………………………………………...71

1.1.2.4. Ортопедическое отделение с зуботехнической лабораторией…………....81

1.1.2.5. Отделение детской стоматологии…………………………………………105

1.1.2.6. Физиотерапевтическое отделение (кабинет)………………………….....142

1.1.2.7. Рентгенологический кабинет………………………………………………153

1.1.2.8. Кабинет профилактики…………………………………………………….168

1.1.3. Санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемиологические требования к стоматологическим медицинским организациям………………176

1.1.3.1. Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям……………………………………………….177

1.1.3.2. Санитарно-противоэпидемиологические требования к стоматологическим медицинским организациям…………………..............................................182

1.1.4. Штатные нормативы медицинского персонала стоматологических организаций…………………………………………………………………….…189

1.1.5. Порядок допуска к осуществлению профессиональной (медицинской) деятельности. Сертификат специалиста…………………………………..….....192

1.1.6. Стоматологическая Ассоциация России……………………………………......204

2.1. Стоматологическая помощь на уровне ФАП, врачебной амбулатории или участковой больницы………………………………………………………………......234

2.2. Стоматологическая помощь на уровне отделения, кабинетов центральной районной больницы (ЦРБ)……………………………………………………………...................237

2.3. Стоматологическая помощь на уровне областной (краевой, республиканской) стоматологической поликлиники……………………………………..……………....238

2.4. Штатные нормативы медицинского персонала для оказания стоматологической помощи жителям сельской местности………………………………………………...240

3.1. Особенности рынка стоматологических услуг в РФ………………………………...246

3.2. Стоматологическая медицинская услуга как экономическая категория…………...255

3.3. Стоматологическая организация как услугопроизводящее предприятие………….256

3.4. Ценообразование стоматологических услуг………………………………………....260

4.1. Стоматологическая учетно-отчетная документация………………………………...268

4.2. Показатели работы врача-стоматолога……………………………………………….293

4.2.1. Основные эпидемиологические показатели…………………………………….293

4.2.2. Показатели стоматологической заболеваемости………………………………..293

4.2.3. Анализ и планирование работы стоматологических лечебно-профилактических учреждений……………………………………….................................................294

4.2.4. Количественные и качественные показатели на терапевтическом приеме…...295

4.2.5. Показатели работы на стоматологическом хирургическом приеме……….…..299

4.2.6. Показатели работы на ортопедическом приеме…………………………….…..299

4.2.7. Показатели работы на ортодонтическом приеме……………………………....300

4.2.8. Порядок расчета основных качественных показателей работы врача-

стоматолога……………………………………………………………………… 301

4.2.8.1. Терапевтический прием…………………………………………………….301

4.2.8.2. Ортопедический прием……………………………………………………..302

4.2.8.3. Хирургический прием………………………………………………………303

4.2.8.4. Детский прием………………………………………………………………303

4.2.8.5. Показатели оценки работы заведующего отделением (терапевтическим и хирургическим)……………………………………………………………..304

4.2.8.6. Показатели оценки работы заведующего ортопедическим отделением...304

4.2.8.7. Показатели оценки работы заведующего производством зуботехнической лаборатории…………………………………………………………………305

4.2.8.8. Анализ деятельности стоматологических учреждений…………………..305

4.2.8.9. Оценка деятельности стоматологического учреждения (в динамике за последние 3-5 лет) …………………………………………………………306

4.3. Международные подходы к изучению эпидемиологии стоматологических

заболеваний……………………………………………………………………………..308

4.4 Стоматологическая заболеваемость населения России………………………………310

4.5. Диспансеризация………………………………………………………………………..315

5.1. Понятие о нетрудоспособности. Виды нетрудоспособности………………………...336

5.2. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях и травмах………..337

5.3. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи..339

5.4. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу (МСЭ)………...340

5.5. Экспертиза временной нетрудоспособности в практике врача-стоматолога……….341

5.6. Порядок учета и хранения документов удостоверяющих временную нетрудоспособность…………………………………………………………………….343

6.1. Понятие, цели, виды медицинского страхования. Механизм страховой медицины.347

6.2. Задачи и принципы обязательного медицинского страхования. Субъекты и участники системы ОМС……………………………………………………………….359

Тестовые задания

Эталоны ответов

Список основной литературы

Глава 7. Права граждан в области охраны здоровья. – О.А. Цыганова

Вопросы для повторения и обсуждения

Тестовые задания

Эталоны ответов

Список основной литературы

Глава 8. Качество медицинской помощи: проблемы и решения. – Т.Г. Светличная

8.1. Современная концепция качества медицинской помощи……………………………413

8.1.1 Методологические подходы к изучению качества медицинской помощи…...414

8.1.2 Организационно-методические подходы к оценке качества медицинской помощи за рубежом………………………………………………………………419

8.1.3 Альтернативные подходы к управлению качеством медицинской помощи....423

8.2. Управление качеством медицинской помощи в здравоохранении РФ……………...431

8.2.1. Организация контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения………………………………………………………………….433

8.2.2. Организация процедуры вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи……………………………………………………………………………435

8.2.2.1.Организация и порядок проведения вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе ОМС………………………………...........439

8.3. Технологии контроля качества медицинской помощи…………………………….…442

8.3.1. Стандарты и стандартизация в здравоохранении……………………………...442 8.3.1.1.Определение понятия «стандарт», виды стандартов. Порядок разработки и

использования стандартов в здравоохранении……………………………..442 8.3.1.2.Определение понятия «стандартизация». Организация системы

стандартизации в здравоохрании……………………………………………448

8.3.2. Значение медицинского (клинического) аудита в обеспечении и контроле

качества медицинской помощи………………………………………………….451 8.3.2.1.Ошибкоопасные места лечебно-диагностического процесса и пути

снижения риска возникновения врачебных ошибок…………………….....452

8.3.3. Показатели деятельности системы здравоохранения и их значение в оценке качества медицинской помощи………………………………………………….458

8.4. Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении……………………….466

8.4.1. Значение лицензирования и аккредитации в обеспечении качества

медицинской помощи……………………………………………………………468 8.4.1.1.Определение понятия «лицензирование». Порядок проведения

лицензирования учреждений здравоохранения………………………….....468 8.4.1.2.Определение понятия «аккредитация». Порядок проведения аккредитации

учреждений здравоохранения……………………………………………….471 8.4.1.3.Использование процедур лицензирования и аккредитации в системах

управления КМП за рубежом………………………………………………..475

8.4.2. Значение сертификации и аттестации медицинских работников в обеспечении качества медицинской помощи………………………………….........................477

8.5. Управление качеством стоматологической помощи…………………………………480

9.1. Основы медицинской психологии……………………………………………………..500

9.1.1. Роль медицинской психологии в практической работе врача-

стоматолога….........................................................................................................506

9.2. Вопросы врачебной этики и деонтологии……………………………………………..511

9.2.1. Понятие врачебной этики и деонтологии………………………………………511

9.2.2. Врач и больной…………………………………………………………………...513

ВВЕДЕНИЕ

Востребованность стоматологической помощи в Российской Федерации всегда была высокой. Удельный вес стоматологических заболеваний среди общей заболеваемости населения по обращаемости достигает 20-25%, на 1000 жителей приходится 345-550 случаев. Распространенность кариеса составляет по разным регионам Российской Федерации от 95% до 100%. У лиц старше 35 лет распространенность тяжелых форм пародонтита достигает 100%, а к 65 годам каждый житель России в среднем имеет 5-6 зубов из 28-32. В 99% случаев стоматологические больные обслуживаются в амбулаторнополиклинических учреждениях. В системе здравоохранения Российской Федерации в настоящее время работают 47 тысяч стоматологов и более 18 тысяч зубных врачей со средним специальным образованием. Из всех стоматологов 43,8% составляют стоматологи-терапевты, 8,6% – стоматологи детские, 9,6% – стоматологи-хирурги, 17,7% – стоматологи-ортопеды, 16,7% – стоматологи. Обеспеченность специалистами (врачами-стоматологами и

зубными врачами) на 10000 населения достигает 4,5 .

В номенклатуру должностей по стоматологии приказом Министерства

Здравоохранения Российской Федерации

«О введении специальности

―стоматология профилактическая‖» от 6

февраля 2001г. № 33

должность «гигиениста стоматологического».

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, яви-

основными

предпосылками

реформирования

здравоохранения. Цели реформы здравоохранения изложены в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (1997). Существенным образом они отразились на стоматологической службе. Главнейшая задача ее – адаптация к условиям рыночных отношений.

Последнее десятилетие стоматологическая служба Российской Федерации характеризуется:

Широкой и разнообразной сетью учреждений различных форм собственности;

большой численностью кадров; высокой ресурсоемкостью;

появлением новых нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность, гарантирующих выполнение персоналом своих обязанностей на должном уровне, эффективное и качественное обеспечение оказываемой помощи.

В настоящее время субъектам Российской Федерации даны широкие полномочия, в связи с чем деятельность однотипных учреждений здравоохранения может значительно различаться .

На основе нормативно-правовых актов Российской Федерации в области охраны здоровья населения и практике организации медицинской помощи и, в частности, стоматологической, нами представлены наиболее типичные, оптимальные формы, методы и содержание работы основных структурных элементов системы здравоохранения.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОРОДСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

1.1. Организация, функции и работа стоматологической поликлиники, отделения, кабинета

В Российской Федерации деятельность лечебно-профилактических учреждений, в том числе стоматологических, независимо от их организационно-правовой основы и формы собственности, регламентируется Основами Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. № 5487-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288, Федеральных законов от 02.03.1998 г. № 30-ФЗ, от 20.12.1999 г. № 214-ФЗ и от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ).

Стоматологическую службу планирует и контролирует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в субъектах Федерации – их администрации, в состав которых входят комитеты (управления, департаменты, министерства) здравоохранения .

На всех административных уровнях управления здравоохранением предусмотрена должность главного специалиста, в том числе по стоматологии. Главные специалисты назначаются из числа наиболее квалифицированных врачей-стоматологов, профессоров, доцентов, научных сотрудников, работающих в области стоматологии и знающих организацию стоматологической помощи населению. Наиболее часто эти должности занимают главные врачи областных (республиканских, краевых) или крупных городских стоматологических поликлиник, в условиях района – главный врач районной стоматологической поликлиники.

Формы и методы работы главного стоматолога

Главный стоматолог осуществляет:

Научное и организационно-методическое руководство работой стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов;

Проведение мероприятий по организации и обеспечению стоматологической помощью населения;

Внедрение в практику работы стоматологических поликлиник (отделений, кабинетов) новых методов профилактики и лечения заболеваний зубов, челюстей, слизистой оболочки полости рта;

Оказание лечебно-консультативной помощи областной стоматологической поликлиникой городским и районным поликлиникам (отделениям, кабинетам); городской стоматологической – отделениям, кабинетам районных поликлиник;

Организация контроля качества лечебно-профилактической работы поликлиник, отделений, кабинетов;

анализ стоматологической заболеваемости населения; контроль над выполнением планов развития стоматологической

помощи в области, городе, районе;

Контроль проведения плана санации полости рта организованным контингентам населения;

Контроль выполнения плана мероприятий по усовершенствованию врачебного и среднего мед. персонала;

Предоставление справки о состоянии стоматологической помощи населению в управления, департаменты и министерства здравоохранения.

Для полного удовлетворения потребностей населения в стоматологической помощи необходимы сеть учреждений и кадры стоматологического профиля с учетом существующих уровней и структуры патологии челюстно-лицевой области.

Реформы здравоохранения, проводимые в России в последние десятилетия, не могли не коснуться стоматологической помощи . Реформирование организации стоматологической помощи осуществляется разгосударствлением и приватизацией государственных медицинских учреждений, внедрением рыночной экономики, развитием частного сектора и предпринимательства .

В современных условиях стоматологическую помощь населению оказывает сеть государственных и коммерческих стоматологических учреждений. Изменение форм собственности привело к образованию новых структур: частные стоматологические клиники, центры профилактики, узкоспециализированные клиники. К настоящему времени в Российской Федерации сформировалось 3 формы собственности: государственная, частная и смешанная .

Тем не менее, в складывающихся рыночных условиях значительную часть стоматологической помощи берут на себя государственные стоматологические учреждения (поликлиники, отделения, кабинеты).

В целях дальнейшего совершенствования и развития здравоохранения в Российской Федерации был издан Приказ Министерства здравоохранения и

социального развития РФ «Об организации медицинской помощи» от 13 октября 2005г. № 633. Приложением № 1 к данному приказу утверждено «Положение об организации медицинской помощи». Согласно ему выделяются:

1. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП)

Стоматологическая помощь в рамках ПМСП организуется в муниципальном районе (в амбулатории, участковой больнице, поликлинике, в том числе детской, районной больнице, центральной районной больнице).

В городском округе стоматологическая помощь организуется в городской поликлинике, в том числе детской, центре, медсанчасти, городской больнице.

ПМСП является гарантированным (доступным и бесплатным) видом помощи, оказываемой гражданам в зоне их первого контакта с системой здравоохранения. Она включает профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений, санитарно-гигиеническое образование (Н. Найговзина, 2005).

2. Стоматологическая специализированная медицинская помощь

8447 0

Важнейшим направлением государственной политики в сфере здравоохранения последних 15 лет стало внедрение обязательного медицинского страхования (ОМС). С принятием в 1991 г. и введением в действие в полном объеме в 1993 г. Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» по существу началось формирование экономически ориентированной модели организации медицинской помощи с многоканальной системой финансирования. Очевидно, что этот закон сегодня по многим положениям можно признать морально устаревшим, однако есть еще одна серьезная проблема. Дело в том, что в ходе внедрения и реализации системы ОМС допускалась порочная практика нарушения закона. Негативные последствия правового нигилизма в управлении системой ОМС, усугубляемые неизбежными финансовыми трудностями в условиях экономического кризиса, создают неопределенность перспектив развития этой системы и ведут к дальнейшей дискредитации самой идеи ОМС в общественном сознании.

Одной из сложных проблем ОМС остается проблема планирования в здравоохранении. С 1999 г. планирование медицинской помощи населению России осуществляется с использованием программно-целевого метода по основным видам медицинской помощи на душу населения в год, а реализация программы государственных гарантий - через госзаказ, представленный соответствующими плановыми показателями. Эта система нуждается в совершенствовании, поскольку она в лучшем случае ориентирована на решение задачи определения бесплатной стоматологической помощи, а порядок и условия ее предоставления до сих пор четко не определены и требуют более точной конкретизации.

Следует отметить, что стоматологическая часть программы государственных гарантий не имеет научного обоснования. Ситуация осложняется тем, что в стране нет ни общепризнанной единой методики определения показателей потребления стоматологических услуг населением, ни постоянно действующей общенациональной системы мониторинга стоматологической заболеваемости населения. В официальных государственных докладах о состоянии здоровья граждан России отсутствует информация о стоматологической заболеваемости, а данные специальной литературы носят фрагментарный характер и в лучшем случае могут являться основой для расчета коэффициентов потребления стоматологических услуг только в отдельных регионах страны.

Как справедливо отмечает в своем исследовании И.С. Кицул (2002), принцип, используемый при обосновании программы государственных гарантий, не предусматривает научно обоснованного расчета объема стоматологической помощи. Использование показателя «число посещений» применительно к стоматологической помощи, нельзя признать методически корректным, поскольку оценка работы врача-стоматолога по числу посещений не отражает истинной картины в отношении его трудозатрат. В свою очередь вызывает сомнения и предлагаемый прием для перевода УЕТ в посещения (коэффициент 0,76), использование которого не только искажает истинные объемы оказанной стоматологической помощи, но и занижает их.

Анализ применяемых подходов к обоснованию объемов стоматологической помощи населению убеждает в необходимости методологии, основанной на оценке истинных уровней потребности населением стоматологической помощи. В этой связи чрезвычайно актуальной представляется задача создания современной системы планирования стоматологической помощи, важнейшим элементом которой должен быть мониторинг стоматологической заболеваемости.

В основе формирования любой системы находится ее организационная структура и, прежде всего, субъекты, входящие в ее состав. Как известно, основными субъектами ОМС по закону являются застрахованные граждане, страхователи, страховщики и медицинские учреждения. Кроме того, по правовому статусу к косвенным субъектам ОМС можно отнести органы государственной власти, профессиональные медицинские ассоциации и фонды ОМС.

Согласно логике действующего законодательства и современным экономическим реалиям отношения по организации и финансированию стоматологической помощи в системе ОМС должны носить гражданско-правовой характер. При этом взаимодействие юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов должно строиться на основе соответствующих договоров, выполнение которых обеспечивает в конечном итоге гарантии оказания гражданам бесплатной стоматологической помощи. Такое положение закреплено де-юре. Однако существующая де-факто схема организации стоматологической помощи в системе ОМС выглядит иначе. Вместо гражданско-правовой модели на принципах социально-значимого партнерства сформировалась выраженная административная модель регулирования отношений в системе ОМС при доминирующей роли органов государственной власти и фондов ОМС, фактически полностью узурпировавших полномочия по определению правил организации медицинской помощи в системе ОМС. Данная ситуация с ее порочными последствиями достаточно ярко проявляется на примере проблемы тарификации медицинских услуг.

В соответствии со статьей 24 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» тарифы на медицинские услуги при ОМС устанавливаются соглашением между страховщиками, органами государственного управления, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями. Следовательно, согласование тарифов на стоматологические услуги и порядка их индексации должно осуществляться совместными решениями этих равноправных сторон. Однако на практике такое согласование происходит крайне формально путем подписания соответствующих тарифных соглашений, причем зачастую без участия профессиональных стоматологических ассоциаций.

На основании официальных сведений Федерального фонда ОМС о деятельности стоматологических учреждений в системе ОМС за 2007 г. проведен расчет показателей фактического финансирования стоматологической помощи в 85 субъектах Российской Федерации. При этом стоимость 1 УЕТ в регионах варьировала в широком диапазоне: от 13,11 руб. в Тульской области до 178,04 руб. в Чукотском автономном округе. Такие диспропорции показателей финансового обеспечения стоматологической помощи населению в одной стране вряд ли можно объяснить влиянием региональных коэффициентов.

Проблема недофинансирования стоматологических учреждений в системе ОМС упирается в несоответствие установленных тарифов размерам необходимых затрат на оказание стоматологической помощи. При формировании тарифов на стоматологические услуги обычно учитываются только расходы по таким статьям, как заработная плата с начислениями, медицинские расходы (на медикаменты, материалы, инструментарий) и расходы на мягкий инвентарь по его износу. За счет средств ОМС не возмещаются другие издержки, в том числе затраты по содержанию зданий, приобретению и эксплуатации оборудования и т.д. Фактически источником для покрытия дефицита финансирования деятельности по оказанию бесплатной стоматологической помощи в основном являются доходы от реализации платных услуг.

Важно учесть, что по закону тарифы на медицинские услуги в системе ОМС должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи. Следовательно, все затраты, связанные с выполнением стоматологического раздела программы ОМС, должны в любом случае покрываться тарифами на стоматологические услуги. Поскольку тарифное регулирование призвано обеспечить баланс доходов и расходов, адекватные тарифы могут быть установлены только при наличии соответствующих финансовых ресурсов. Если же необходимые средства отсутствуют, то должны сокращаться объемы и перечень бесплатных медицинских услуг, а не размеры тарифов.

В условиях развития ОМС особую актуальность приобретает задача создания системы управления качеством стоматологической помощи. Однако в здравоохранении проблема качества решается главным образом через контроль. В официальных документах Минздрава РФ прослеживается идеология административного контроля качества, а не создания систем управления качеством, хотя известно из зарубежного и отечественного опыта, что качество не возникает в процессе контроля, а создается на каждом этапе оказания медицинской услуги (М.А. Садовой, И.Ю. Бедорева, 2008).

С введением системы ОМС функция контроля качества медицинской помощи была закреплена за страховыми компаниями, поскольку они экономически заинтересованы в таком контроле, располагая полномочиями применять штрафные санкции. Но контролирующая деятельность страховщиков зачастую сводится лишь к тому, что они фактически проводят так называемую медико-экономическую экспертизу, целью которой является проверка правильности тарификации услуг, а отнюдь не оценка качества медицинской помощи. Между тем, Приказ Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 24.10.1996 г. № 363/77, официально закрепивший основы ведомственного и вневедомственного контроля, через 10 лет после издания признан утратившим силу в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к нормативным актам.

Таким образом, критический анализ сложившейся ситуации позволяет выделить следующие основные проблемы организации стоматологической помощи в системе ОМС:

  • декларативность и неконкретность государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной стоматологической помощью;
  • противоречие между сложившимся порядком взаимоотношений субъектов ОМС и принципами действующего закона;
  • несовершенство применяемых методик формирования и обоснования стоматологического раздела программы ОМС;
  • несоответствие тарифов реальным затратам на оказание стоматологической помощи;
  • отсутствие единой системы управления качеством стоматологической помощи.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что закон и практика его реализации в сфере ОМС нуждаются в совершенствовании, которое следует признать принципиально важным условием дальнейшего развития не только стоматологической службы, но и всей системы здравоохранения в целом.

Е.О. Данилов
г. Санкт-Петербург

Бытует мнение, что лечение у стоматолога всегда платно для гражданина. На самом деле существуют четкие обязательства государства перед гражданами в области охраны здоровья, в том числе и по оказанию стоматологической помощи. Стоит отметить, что бесплатная медицинская стоматологическая помощь доступна абсолютно каждому застрахованному лицу и нет разницы в том, какая страховая компания выдала ему полис.

В каждом регионе Российской Федерации действует своя Территориальная программа обязательного медицинского страхования, сформированная согласно требованиям единой программы государственных гарантий.

По полису ОМС, на всей территории страны, оказывается только неотложная медицинская помощь. Оказание же плановой медпомощи возможно только на территории страхования - в регионе проживания.

Это означает, что при возникновении у гражданина заболевания полости рта, слюнных желез и челюсти, он(она) имеет право на получение необходимой стоматологической помощи (в поликлинике, стационаре) медицинской организации районного, областного, а при наличии медицинских показаний, и федерального уровня на бесплатной основе.

Как записаться?

Чтобы бесплатно вылечить зубы, необходимо обратиться в стоматологическую поликлинику или в стоматологическое отделение больницы, здравпункта...

Если помощь нужна ребенку, то обращаться следует в детскую стоматологическую поликлинику, часто взрослое и отделение для детей действуют в рамках одной поликлиники.

Если необходимо лечение в стационарных условиях, то пройти его можно в соответствующем стационаре. Также бесплатные услуги по страховому полису ОМС можно получить и в некоторых частных клиниках, работающих в системе ОМС.

Как и к обычной поликлинике, к стоматологии нужно прикрепиться. Для этого обратитесь с полисом ОМС и паспортом в регистратуру выбранной вами поликлиники. В дальнейшем, при обращении за стоматологической медицинской помощью, предусматривается возможность предварительной записи на прием к врачу всеми доступными способами: по телефону, в журнале предварительной записи в медицинской организации и, при наличии технической возможности, электронная запись с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Сроки оказания помощи

Следует помнить, что в соответствии с Территориальной программой при обращении за стоматологической помощью, экстренная медицинская помощь должна быть оказана незамедлительно, оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме составляет не более 2 часов с момента обращения.

Срок ожидания приема врачами участковыми не должен превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Сроки проведения консультаций врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет не более 14 (в Москве 10) рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.

Сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 (в Москве 10) рабочих дней со дня назначения.
Сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 (в Москве 26) рабочих дней со дня назначения.

Какая стоматологическая помощь не входит в Территориальную программу?

Из программы исключено зубное протезирование, этот вид стоматологической помощи оплачивается за счет личных средств граждан, кроме льготной категории населения, которая финансируется за счет соответствующего бюджета.
К сожалению, бывают случаи незаконного отказа в бесплатной стоматологической медицинской помощи по Территориальной программе или указанную помощь вам предлагают оплатить.

Часто в страховую компанию поступает вопрос, возможно ли поставить фотополимерную пломбу по полису ОМС? Дело в том, что в каждом регионе действует своя Территориальная программа государственных гарантий, которая включает разный комплекс медицинских услуг. В большинстве регионов данный вид пломбы не включен в перечень. В Московской области есть такая возможность, но выбор пломбировочного материала осуществляется исключительно врачом-стоматологом с обязательным информированием пациента о методе лечения. Выбор метода лечения с использованием материалов из фотополимеров возможен при отсутствие противопоказаний (наличие воспаления десен, площадь поражения зуба кариесом, аллергические реакции и т.д.).

В Москве фотополимерный материал не входит в перечень услуг по полису ОМС. Виды пломбировочного материала: цемент, пломба металлосодержащая, пломба из композитного материала химического отверждения.

Более подробную информацию вы можете уточнить у страхового представителя по номеру контакт-центра 8-800-200-92-04.

Что делать?

Во-первых, обратиться к администратору медицинской организации (главному врачу, заместителю главного врача, заведующему отделением) с просьбой разъяснить причину отказа или требования об оплате. В большинстве случаев проблема решается на месте. В случае отказа администратора в помощи, обратитесь в свою страховую медицинскую компанию (название, телефон, адрес, адрес электронной почты имеется на Вашем полисе ОМС). Сотрудники страховой компании предоставят вам нужную консультацию и, при необходимости, примут меры к решению возникшей проблемы.

Виды стоматологической помощи

Пародонтология:

    Специализированная (стоматологическая) медицинская помощь применяется при лечении и профилактике заболеваний около зубных тканей

    Показания: кровоточивость или отек десен, зуд в деснах, появление "карманов" между зубом и десной, подвижность зубов.

Ортодонтия:

    Специализированная (стоматологическая) медицинская помощь оказывается детям при лечении стоматологической патологии с применением съемной аппаратуры (ортодонтических пластинок: не более двух пластинок в 6 месяцев) с использованием отечественных материалов, за исключением брекет системы

    Сроки ожидания в амбулаторных условиях составляет не более 14 рабочих дней

    Показания: исправление врожденных патологий зубного ряда (исправление прикуса) у детей

Стоматологическая ортопедия:

    Специализированная (стоматологическая) медицинская помощь не включена в базовую программу ОМС и не предоставляется по обязательному медицинскому страхованию

    Для зубопротезирования установлены льготные категории населения

    Показания: приобретенные в течение жизни патологии зубов (протезирование и имплантация утерянных зубов, коррекция деформированных)

Снятие зубных отложений (зубной камень над и под десневой):

    Вид лечения в стоматологии, предоставляемый в рамках программы ОМС. Лечение и профилактика механическим (механический способ чистки зубов заключается в удалении налета и зубных камней с помощью инструментов (крючков, кюрет и др.) и аппаратуры (ультразвуковых скейлеров, порошково-струйных систем) и ручным способом одномоментно в области до шести зубов

    Сроки ожидания в амбулаторных условиях составляет не более 14 рабочих дней

    Показания к выполнению лечебного мероприятия определяет лечащий врач

Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об организации амбулаторной стоматологической помощи
в системе обязательного медицинского страхования

_________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 22 сентября 2006 года N 389-р .

Во исполнение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.10.2000 г. N 1090-р "О территориальной программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в Санкт-Петербурге" и в целях обеспечения жителей Санкт-Петербурга гарантированными объемами бесплатной стоматологической помощи:

1. Утвердить:

1.1. "Формуляр материалов, расходного инструментария и лекарственных средств для оказания амбулаторной стоматологической помощи в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования граждан РФ в Санкт-Петербурге" (приложение N 1).

1.2. "Объем амбулаторной стоматологической помощи взрослому населению в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования граждан РФ в Санкт-Петербурге" (приложение N 2).

1.3. "Объем амбулаторной стоматологической помощи детскому населению в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования граждан РФ в Санкт-Петербурге" (приложение N 3).

2. Считать утратившими силу приказ Комитета по здравоохранению от 30.06.1995 г. N 381 "Об организации работы стоматологической службы в условиях действия Закона об обязательном медицинском страховании", приказ Комитета по здравоохранению от 14.10.1996 г. N 429 "О внесении изменений и дополнений в приказ Комитета по здравоохранению N 381 от 30.06.1995 г.", пункт 3 и приложение N 1 распоряжения Комитета по здравоохранению от 09.01.2001 г. N 2-р "О введении стоматологической и онкологической помощи в систему обязательного медицинского страхования" .

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по организации медицинской помощи населению Жолобова В.Е.

И.о. председателя Комитета
по здравоохранению
А.И.Фролова

Приложение 1 к распоряжению. УТРАТИЛО СИЛУ

Приложение N 1
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 06.02.2001 N 28-р

Формуляр материалов, расходного инструментария и
лекарственных средств для оказания амбулаторной
стоматологической помощи в соответствии с Территориальной
программой обязательного медицинского страхования
граждан РФ в Санкт-Петербурге

___________________________________________
Приложение 1 утратило силу на основании
распоряжения Комитета по здравоохранению
Санкт-Петербурга от 22 сентября 2006 года N 389-р -
см. предыдущую редакцию

___________________________________________

Приложение 2 к распоряжению. Объем амбулаторной стоматологической помощи взрослому населению в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования граждан РФ в Санкт-Петербурге

Приложение N 2
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 06.02.2001 N 28-р

1. Стоматологическая помощь.


Прием стоматолога лечебно-диагностический.



Лечение кариеса, пульпита, периодонтита.

Снятие постоянной пломбы.

Трепанация коронки зуба.

Терапевтическое лечение зуба с переломом корня.


Лечение заболеваний пародонта.

Снятие зубных отложений.

Обучение гигиене полости рта.

Контроль гигиены полости рта.

Определение гигиенических индексов.

Избирательное пришлифовывание зубов.

Покрытие зубов лаком.

Вскрытие абсцесса внутриротовым разрывом.


Обнажение коронки ретинированного зуба.

Послеоперационная перевязка в полости рта.

Остановка кровотечения.

Хирургическая обработка ран с наложением швов.



Операции на мягких тканях полости рта.

Удаление зубов.





Ортодонтическое лечение с использованием пластинки с наклонной плоскостью, дуги Энгля, пращи.






Приложение 3 к распоряжению. Объем амбулаторной стоматологической помощи детскому населению в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования граждан РФ в Санкт-Петербурге

Приложение N 3
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 06.02.2001 N 28-р

1. Стоматологическая помощь.

Прием стоматолога профилактический и медико-социальный.

Прием стоматолога диспансерный, лечебный, диагностический.

Прием стоматолога консультативный.

Посещение стоматолога на дому с автотранспортом.

Лечение некариозных поражений твердых тканей зуба, кариеса, пульпита, периодонтита.

Лечение при травматическом повреждении зуба.

Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта.

Удаление камня.

Реминерализирующая терапия.

Проведение профессиональной гигиены всех зубов.

Контроль гигиены полости рта с использованием индикаторов.

Составление плана профилактики.

Вскрытие абсцесса внутриротовым разрезом.

Лечение альвеолита с кюретажем лунки.

Обнажение коронки ретенированного зуба.

Послеоперационная перевязка.

Остановка кровотечения.

Хирургическая обработка раны с наложением швов.

Иссечение "капюшона" при перикоронарите.

Лечение заболеваний слюнных желез.

Операция на мягких тканях полости рта.

Удаление зубов.

Вправление вывиха, подвывиха ВНЧС.

Аппликационная, инфильтрационная, проводниковая анестезия.

Наркоз внутривенный, масочный.

Профилактика аномалий лицевого скелета, функциональное лечение.

Аппаратное ортодонтическое лечение с использованием дуги Энгля, аппарата Клампта, пластинки расширяющей и вестибулярной, пластинки с упором для языка, с наклонной плоскостью.

Наложение пращи.

Серебрение кариозных полостей.

2. Помощь вспомогательных служб.

Рентгенологические исследования.

Физиотерапевтическое лечение по медицинским показаниям (по направлению лечащего врача).


Редакция документа с учетом

изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро “КОДЕКС”

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!