Все для предпринимателя. Информационный портал

Научно техническое сопровождение проектирования нормативные документы. "Строительная газета": Проектирование и возведение уникальных спортивных объектов требует научно-технического сопровождения со стороны специалистов

Проектирование уникальных большепролётных и высотных сооружений предполагает обязательное комплексное научно-техническое сопровождение, которое включает в полном объёме или частично: упомянутые ранее продувки макета сооружения в аэродинамической трубе и разработку рекомендаций по определению снеговых и ветровых нагрузок; изготовление и исследование физической модели сооружения; в особо сложных случаях не исключается и создание крупномасштабного прототипа сооружения, как это было сделано при проектировании Дворца спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге (на такой натурной модели были испытаны не только несущие конструкции, но и отработаны монтажные операции). Научные бригады могут оказать существенную помощь при составлении и исследовании расчётной схемы сооружения, выполнении проверочных расчётов. Кроме того, на-

учно-исследовательские и специализированные организации привлекаются к изготовлению и монтажу конструкций, разработке рекомендаций по обеспечению жизнеспособности сооружения в экстремальных ситуациях, проведению мониторинга основных несущих конструкций на стадии возведения и первых лет эксплуатации. Необходимо иметь систематическую обратную связь, контролируя поведение конструкций, для обеспечения долговечности объекта, обоснования новых требований к будущим подобным сооружениям.

Экспериментальные исследования на крупномасштабных моделях, на прототипах и на натурных объектах, выполняются не только для выявления действительного напряжён но-деформированного состояния сложных систем, оценки надёжности расчёта, обоснованности принятых исходных предпосылок, но и для исследования таких сторон работы конструкций, которые трудно поддаются решению математическими методами.

Другая важная задача - подготовка рекомендаций по выбору рационального варианта конструктивной схемы, оптимальных геометрических соотношений и жёсткостных параметров, исходя из оценки эффективности частей и системы в целом. Не все проектировщики сегодня могут охватить в сжатые сроки, которые отводятся на проектирование, этот комплекс проблем и найти ему подобающее решение. Подключение научных институтов к проектированию, как нельзя лучше, отвечает этим задачам.

8. Некоторые специальные вопросы проектирования

При проектировании уникальных сооружений необходимо учитывать также аварийные ситуации. Однако, при буквальном соблюдении ГОСТ"а «Надежность строительных конструкций и оснований» реальное проектирование становится невозможным, в виду неопределенности части требований п. 1.10 нормативного документа. Так, если пожарные воздействия более или менее полно определены нормативными документами, то ситуация с взрывом имеет весьма субъективное толкование. Заметим, что ГОСТ 27751-88 составлялся в СССР в 1984-87 г.г., когда рассматривались аварийные воздействия только промышленных взрывов. Сегодня этот термин (взрыв) некоторыми экспертами трактуется более широко, поскольку включает террористические акты. На основе анализа требований зарубежных норм предлагается следующая формулировка, вместо существующей (см. п.1.10 ГОСТ"а).

Аварийная расчетная ситуация - эта работа несущих конструкций в исключительных условиях (например, пожар, промышленный взрыв, авария оборудования, при малой вероятности проявления и небольшой продолжительности), которая приводит в большинстве случаев к тяжелым последствиям, если не принимаются специальные меры.

Возможные повреждения конструкций от аварий должны предотвращаться или ограничиваться за счет выбора и проведения одного или нескольких перечисленных ниже мероприятий:

Предупреждение, исключение или снижение опасности, которой может подвергаться конструкция или объект;

Выбор конструктивного решения, которое имеет малую чувствительность к перечисленным ранее воздействиям;

Выбор конструктивного решения, которое при аварийном локальном

повреждении или выходе из строя отдельного элемента или примыкающих к нему частей, не приводит к потере несущей способности всего сооружения;

Применение конструктивных систем, потеря несущей способности ко-

торых сопровождается предупредительным проявлением внешних признаков.

Перечисленные требования должны выполняться за счёт выбора подходящих стройматериалов, квалифицированно!"*] выполнения проектных работ, выбора метода контроля на всех стадиях проектирования, возведения и эксплуатации сооружения.

Отметим, что нормы РФ не регламентируют необходимость проверки несущих конструкций на живучесть. Эта ситуация непосредственно связана с необходимостью учёта в расчётах отказа какого-либо элемента конструкции. Естественно, возникают вопросы: какие элементы следует при расчётах исключить, в каком количестве, в какой последовательности, какие расчётные сочетания нагрузок принимать для этого случая? Следует ли при этом учитывать причину отказа, вид отказа и возможные его последствия? При этом необходимо иметь в виду, что каждому сооружению присуща некоторая вероятность разрушения. Попытка приблизить эту вероятность к нулю сопровождается стремлением стоимости сооружения к бесконечности. Повышенный уровень надежности уникального сооружения и, обеспечивающий его перечень дополнительных мероприятий, должен быть обязательно оговорен в «Техническом задании на проектирование», утверждаемом заказчиком.

Очевидно, что в одном нормативном документе нельзя отразить все требования к разным конструктивным системам. Обеспечить существование уникального большепролетного или высотного сооружения после отказа любого конструкторского элемента невозможно (например, опорный контур висячих или выпуклых оболочек, несущие пилоны или колонны высотного здания, подвески вантовых систем и т.п.). Очевидно, что живучесть таких сложных систем должна достигаться, в первую очередь, необходимыми запасами несущей способности основных элементов конструкций, включая те, которые обеспечивают общую устойчивость сооружения, исключением прогрессирующего обрушения системы, вследствие отказа второстепенных элементов конструкции, узлов и деталей; а также комплексом антитеррори-

стических организационных мероприятий, как это делается в авиационном транспорте и при охране мостов.

Раздел, который никогда не выполнялся и не выполняется в отечественной практике. Но сравнить итоговые технико-экономические показатели только что выполненного проекта с соответствующими данными объектов-аналогов, которые изучались в самом начале проектирования - разве это не интересно, разве это не еще одна проверка, позволяющая в случае кардинального расхождения цифр задуматься - не допущена ли где-то ошибка или, напротив, сделано нечто такое, что выводит объект на новый более высокий технико-экономический уровень. Заключительный сравнительный технико-экономический анализ будет завершением проектной документации, подтверждающим надежность инновационных решений и положений бизнес-плана, то есть исходных идей.

Экспертиза проектов

Отметим, что в практике проектирования стандартных объектов государственная экспертиза выполняется только на стадии «проект». Для уникальных сооружений справедлива обязательная независимая экспертиза законченной рабочей документации перед её сдачей в производство. Цель такой экспертизы - снизить вероятность фатальных ошибок.

1. Статистические данные, информация об авариях уникальных объектов, опыт выявления причин обрушения большепролетных покрытий показывают, что в большинстве случаев катастрофические ситуации становятся результатом комплекса ошибок, в ряду которых первое место занимают просчеты проектировщиков.

2. Нарушение технологии проектирования, отсутствие чётких формализованных регламентов, описывающих последовательный набор обязательных действий при проектировании, плохая информированность основных действующих лиц - конструкторов - об опыте проектирования родственных объектов, увлечение компьютерными расчётами без чёткого представления работы конструкции, проверенной приближенными расчётами на ранних стадиях проектирования, провоцируют появление грубых ошибок в проектах.

3. В технических заданиях не фиксируется степень ответственности сооружения, не узаконены необходимость физического моделирования, научного сопровождения проектирования и строительства. Авторский надзор

ведется формально, заказчик и эксплуатирующие службы не всегда ведут с помощью научных бригад наблюдения за строительными конструкциями во время строительства и после сдачи объекта.

4. Сложные конструктивные системы рассматриваются без учёта физической и геометрической нелинейности, в железобетонных элементах не принимаются во внимание нарастание прогибов от влияния длительной ползучести бетона.

5. Динамические характеристики сооружений не выявляются, хотя в ряде случаев только динамическими расчетами можно выявить недостатки выбранных расчетных схем.

6. Инженерные изыскания, как правило, недостаточны по объёму и методически не соответствуют рангу возводимых уникальных объектов.

Вышесказанное позволяет ориентировать проектировщиков при работе над уникальными объектами на необходимость:

Чтобы продуктами предпроектной деятельности обязательно стали: «Техническое задание на проектирование», «Специальные технические условия проектирования, изготовления конструкций и их монтажа», материалы геофизических, геодезических и геологических изысканий, «Бизнес-план строительного объекта»;

Чтобы проектирование велось в 3 стадии: эскизный проект {концепту-

альная стадия), «Проект» (выявление основных технико-экономических характеристик) и рабочее проектирование (выполнение чертежей, по которым будет возводиться сооружение и расчёты на прочность, де форматив но сть и устойчивость сооружения);

Чтобы в технических заданиях обязательно предусматривалось выполнение параллельных расчётов конструкций сторонними специалистами с использованием комплекса расчётных программ, не применённого авторами проекта;

Чтобы проводилась экспертиза не только «Проекта», но и рабочей (3-ей) стадии, как это было предусмотрено еще в 1976 - 1979 г.г. при разработке спортивных объектов Олимпиады-80;

Чтобы обязательным разделом а номенклатуре проектных работ стало

научное сопровождение будущего объекта, включающее: продувку макета сооружения в аэродинамической трубе, разработку рекомендаций по определению снеговых и ветровых нагрузок; исследование физической модели сооружения; составление и исследование расчётной схемы сооружения, максимально приближенной к натурной системе; выполнение проверочных расчётов несущих конструкций. Кроме того, должны привлекаться научно-исследовательские и специализированные организации к изготовлению и монтажу конструкций,

разработке рекомендаций по обеспечению жизнеспособности сооружения в экстремальных ситуациях, в т.ч. противопожарных и антитеррористических, к проведению мониторинга основных несущих конструкций на стадии возведения и первых лет эксплуатации; чтобы было принято за правило: при разработке концептуального (эскизного) проекта использовать приближенные расчёты, дающие возможности конструктору понять «жизнь конструкции»; чтобы проектирование, как процесс, было формализовано, контроль и приемка отдельных частей проекта, скрытых работ, изготовление конструкций строго расписаны;

чтобы разработка проекта уникальных сооружений учитывала специальные факторы, такие как: статическая и динамическая реакция сооружения на различные сочетания нагрузок и воздействий, включая монтажные; местную и общую устойчивость системы в целом и отдельных структурных элементов; физическую и геометрическую нелинейность, кратковременную и длительную ползучесть; надёжность и запасы прочности материалов, в том числе усталостной и т.п.;

Чтобы расчёт уникальных сооружений выполнялся для единой пространственной системы, включающей фундаменты, каркас, большепролётное покрытие;

Чтобы инженерной общественностью было признано, что живучесть таких сложных систем должна достигаться, в первую очередь, необходимыми запасами несущей способности основных элементов конструкций, включая элементы, обеспечивающие общую устойчивость сооружения; исключением прогрессирующего обрушения системы, вследствие отказа второстепенных элементов конструкции, узлов и деталей; и не в последнюю очередь, комплексом антитеррористических организационных мероприятий;

Чтобы повышенный уровень надёжности уникального сооружения и, обеспечивающий его перечень дополнительных мероприятий, был обязательно оговорен в «Техническом задании на проектирование», утверждаемым заказчиком.

Лекция шестая*

Устойчивое развитие - что это такое?

В последнее время в специальной литературе, посвященной развитию городов, стали активно использоваться термины «устойчивое развитие» «устойчивое проектирование», «устойчивое строительство». Английское существительное «stability», превращенное в русское прилагательное, в сочетании со словами «развитие», «проектирование», «строительство» приобрело двусмысленное значение. Интересно покопаться в термине «устойчивое развитие» и задуматься над его антиподом - «неустойчивое развитие». Разве такое может быть? Ну уж об устойчивом строительстве и говорить нельзя без содрогания: если мы стремимся к нему, значит ли это, что мы сегодня строим неустойчиво? Если продолжить экскурс в значение слова «стабилизация», выяснится, что у латинского «stabilis» (устойчивый) есть и несколько иное толкование - упрочение, постоянство, приведение в постоянное, устойчивое состояние поддержание этого состояния. Такое определение внушает надежду. Очевидно, стабильность следует" понимать как непрерывное развитие, как осознание факта, что нельзя развить одно, разрушая другое. Это и есть то, что следует понимать под «устойчивым развитием».

Тогда не «проектирование» и не «строительство» становятся главными в ранее приведенных словосочетаниях, а стабильность. А проектирование и строительство должны создавать предпосылки к постоянному развитию общества, взаимосвязей искусственной, создаваемой человеком среды, с природным окружением, к укреплению этих связей, а не уничтожению их, в чем в последнее столетие мы весьма преуспели.

Однако, и проектирование, и строительство существуют не сами по себе и не для себя, а призваны выполнять социальный заказ. Чтобы этот заказ был направлен и на удовлетворение нужд человека, и не нарушал «покой Земли», следует воспитывать новое отношение человека к своему окружению.

Это очень трудная задача. Нас на земле много. Мы расточительны, торопливы и ленивы. Придумывая и используя новые технологии, мы заботимся лишь о сиюминутной выгоде. Мы производим и потребляем больше, чем нужно, и стремимся убедить себя в необходимости постоянного роста потребления. «Совершенствуя» привычный образ жизни, мы уговариваем себя, что способствуем прогрессу, но при этом забываем сохранять естественные тысячелетние связи с Природой, И, как ни высокопарно это звучит, Природа возвращает нам долги с лихвой. «Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча, нечеловеческая сила Земное сбросила с Земли» (А.Кочетков). Поэты, как всегда, правы, потому что их устами говорит Бог. Неужели мы не чувствуем сужающихся стен тупика, куда упрямо спешим, заклиная: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять, взять, взять их!»...

* Лекция написана совместно с д.т.н. Тетиором А.Н.

Очевидно, чтобы развитие общества, страны, города было устойчивым, предстоит сделать так много, что его итог представляется столь далеким, масштабы работы столь грандиозными, что кажется, прекрасное будущее никогда не наступит.

И оно не наступит для нас, сейчас живущих, для наших детей, внуков и более отдаленных потомков, если не работать сегодня во имя этой великой цели - сделать жизнь на земле красивой и радостной.

Город может считаться устойчиво развивающимся, если создается и поддерживается искусственная здоровая среда обитания, основанная на экологических принципах и эффективном использовании природных ресурсов, если обеспечивается высокое качество жизни, если деятельность горожан не препятствует самовосстановлению окружающей среды, не чинит вред собственному здоровью, если наряду с использованием обычных источников энергии используются возобновляемые природные ресурсы. Вышеприведенные условия не полны, не абсолютны, поскольку деятельность человека многогранна, она связана не только с материальной средой. Городская жизнь - это центр, средоточие духовных ценностей, именно в городах они активно воспроизводятся и именно здесь должны создаваться условия для новых духовных, этических, эстетических, социальных, философских, политических и культурных устремлений. Насыщенность ими общества, ступень их реализации отличает устойчивое развитие общества от утилитарного роста материальных благ. Это особенно важно потому, что скученность населения в городах без постоянной заботы о духовном благополучии порождает чувства и действия, далекие от солидарности, общительности, терпимости, сострадания и т.п. Как это ни парадоксально, именно последние наполняют смыслом словосочетание «устойчивость развития». Роль архитектуры в «воспитании чувств» общеизвестна. В этой связи интересна цитата из «Декларации взаимосвязей для устойчивого будущего» {принята на Всемирном Конгрессе архитекторов в Чикаго в 1993 г.): «Архитекторы обязуются ставить устойчивость природной среды в центр своей практики и профессиональной ответственности. Они должны просвещать своих коллег, строителей-практиков, клиентов, студентов и публику о важности и реальной возможности подобного проектирования; включать охрану природы в проектирование, строительство, эксплуатацию и использование вторичных ресурсов, разрабатывать стандарты проектирования для устойчивого развития мест поселения».

Так с чего следует начинать?

С обучения, с изменения образа мысли и действия. С осознания продолжения своей жизни в жизни потомков. Каждый момент нашей жизни может быть рассмотрен под углом зрения: все, что я (мы) делаю (ем), помогает улучшать жизнь города, его жителей за пределами сегодняошего дня. Если ответы, рассмотренные всесторонне, носят позитивный характер - значит, город устремлен в завтра, значит, его развитие устойчиво. Если нет -

значит, я (мы) способствую (ем) его умиранию, и третьего не дано. Вот несколько из этих вопросов:

Красива ли архитектурно-ландшафтная среда города? Есть ли она вообще сегодня и будет ли завтра?

Уменьшается ли последовательно в городе рост использования энергии и ресурсов, насколько полно утилизируются отходы, насколько безопасно для здоровья жителей и природы «запрятано» то, что уже не может быть вторичным ресурсом?

Предоставляет ли город каждому человеку широкие возможности в выборе профессии, места работы, создает ли город условия для профессионального и духовного роста?

Обеспечиваются ли в городе равные возможности для различных этнических, возрастных, культурных, профессиональных и других групп?

Достаточно ли экологичны все формы жизни и деятельности человека в городе (транспорт, промышленность, энергетика, здания и инженерные сооружения и др.)?

Обеспечивается ли в городе экологическое воспитание жителей и формирование новой экологичной этики?

Что мы используем полностью, стопроцентно, и не выбрасываем раньше времени?

Попробуйте ответить и вы поймете, что наши города в своем большинстве требуют экологической и социальной помощи.

Поэтому создание норм экологического восстановления города и его районов, новых архитектурно-планировочных решений и конструктивных систем зданий и сооружений, использование возобновляемых источников энергии, нетрадиционных для нашей энергетики, - становятся первоочередными мерами этой помощи. В ближайшее время чрезвычайно актуальными окажутся программы воспитательного характера, направленные на рациональное потребление энергии. Пример западных стран говорит, что бережное отношение к ресурсам страны нужно прививать с детских лет - и чем раньше, тем лучше.

Выезжая за рубеж, в европейские страны, мы не перестаем восторгаться чистотой улиц, озелененными пространствами, частыми вкраплениями естественной среды в городской ландшафт. Чтобы и у нас это стало привычным, необходимы нормы проектирования, позволяющие сохранять и восстанавливать естественные ландшафты и их компоненты, поддерживать биоразнообразие, повышать устойчивость искусственных ландшафтов. Жизнь в опрятном городе воспитывает жителей, создает условия для формирования уютных дворов, свободных от автотранспорта тротуаров и проездов, а построенные в районах города здания общественных собраний (театров), экологических центров образования и воспитания с видеозалами, библиотеками усилят воспитательное воздействие.

Городской транспорт в развивающемся городе - это транспорт, не подавляющий пешеходное движение, а включающий в свою структуру сеть велодорожек и стоянок для велосипедов. Эффективная очистка воздуха, почвы, воды, восстановление их свойств, внедрение безотходных технологий - это все черты города будущего, города развивающегося.

Таким образом, проектирование и строительство в развивающемся городе - это исключительно важная деятельность. Поэтому необходимо сосредоточить усилия научных работников и проектировщиков на создании теоретических основ и детальных разработок здоровых городов, районов, зданий и инженерных сооружений.

И еще одна проблема, без которой невозможны ни устойчивость, ни развитие. Качество нашей работы. Качество - проблема национальная. Никому в мире не нужны никудышные товары, услуги, изделия. Нельзя строить развивающееся общество без обмена технологиями и продуктами этих технологий. Замкнутое на себя общество не может развиваться, оно обречено. А мы торгуем ресурсами: нефтью и газом. К ним нет претензий. Качество продукта обеспечила природа. Что же касается плодов нашего технологического умения, то их не так много, в чем заинтересован мир. Разве что «МИГи», «СУшки» и ракетные комплексы. И это для устойчивого развития? Большая часть предприятий промышленного комплекса занимает непомерно огромные территории. Используя эти территории нерационально, отравляя воздух, воду, почву, реки и подземные воды отходами своего производства, они наносят огромный ущерб всему живому. Казалось бы, выполняя социальную задачу, - градообразующий фактор заводов и фабрик несомненен, - город получает «дивиденды», диаметрально противоположные ожидаемым.

Обратимся к наиболее стабильной отрасли московского городского хозяйства - жилищному строительству. Если наши будущие жилища мы строим плохо, значит, мы провоцируем будущих владельцев жилья полностью переустраивать и переоборудовать квартиры. На слом и выброс идет весь внутренний обустрой. Значит, мало того, что на один и тот же объект идет двойная порция ресурсов и двойной живой труд, мы просто способствуем истощению природных богатств, обесцениваем свою деятельность. Два примера - лишь малая часть антиприродной деятельности человека. Разрушение природы, истощение недр - следствия жизни порознь человека и природы, неразумного, расточительного хозяйствования, жизни без устремления в будущее.

Приведенная ниже таблица показывает как далека еще Москва от показателей, характеризующих устойчивое развитие, как много еще предстоит сделать.

В статье рассматриваются вопросы организации на постоянной основе научно-технического сопровождения проектирования и строительства подземных сооружений.

Проектирование и строительство подземныхсооружений — это весьма наукоемкая область техники и производства, которая существует и развивается в нашей стране и за рубежом многие десятки лет.
Данная статья носит прикладной характер, поэтому нас интересуют, в первую очередь, проблемы науки подземного строительства современного периода и, главным образом, применительно к условиям нашей страны.

1. РЕШЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Многообразие подземных сооружений очень велико. Это тоннели различного назначения (автодорожные, железнодорожные, гидротехнические, коммунальные и др.), метрополитены, хранилища различного назначения, торговые комплексы и прочие сооружения, обусловленные интенсификацией процессов комплексного освоения подземного пространства.

Наверное, оправданным будет подход, предусматривающий, что при получении научного решения по вопросам, относящимся к строительству наиболее технически сложных подземных сооружений, это «автоматически» даст решение аналогичных вопросов для более простых подземных сооружений.

В профессиональном сообществе не вызывает сомнений то обстоятельство, что наиболее сложную гамму научно-технических проблем перед нами на сегодняшний день ставит программа развития московского метрополитена. Это обусловлено темпами и объемами проектирования и строительства, сложностью организации работ в условиях городской застройки, весьма неблагоприятной геологией и еще целым рядом причин.

Необходимо отметить, что Москва, Санкт-Петербург, другие города Российской Федерации, где ведется крупное подземное строительство, конечно же, не обделены вниманием науки. В интересах этих строек (включая проектные работы) проводится большое количество научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Исполнителями этих работ являются научные учреждения, не только лучшие в нашей стране, но и снискавшие мировое признание. Это Горный институт НИТУ МИСиС (бывший МГГУ), Московский государственный университет путей сообщения (ИПСС), Институт динамики геосфер Российской академии наук, Горный институт КНЦ РАН, ЦНИИС (филиал: Научно-исследовательский центр «Тоннели и метрополитены»), НИПИИ «Ленметрогипротранс», Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения, такие организации, как НИЦ ОПП АО «Мосинжпроект», НИЦ ТА и ряд других. В этих организациях трудятся такие маститые ученые, как Н.Н. Мельников , М.Г. Зерцалов , Б.И. Федунец , В.А. Гарбер , К.П. Безродный и другие. Их вклад в науку подземного строительства трудно переоценить.

Некоторые ученые, а также заказчики искренне уверены, что те НИОКР, которые выполняются, это и есть научно-техническое сопровождение проектирования и строительства подземных сооружений. На самом деле это не так. Те НИОКР, которые выполняются в настоящее время и в которых на самом высоком уровне решаются весьма актуальные научно-технические задачи, не являются научно-техническим сопровождением проектирования и строительства, а являются локальным научно-техническим обеспечением решения тех или иных производственно-технических проблем. Причем решения о выполнении НИОКР принимаются, как правило, организациями-заказчиками (хотя и с учетом рекомендаций ученых), которые настроены на минимизацию научных исследований и конструкторских разработок и в ряде случаев принимают технические решения административно-командными методами.

В условиях строительства московского метрополитена проблема усугубляется большим количеством участников проектных и строительных организаций (вполне оправданным с точки зрения производственных задач). Все эти предприятия обладают высокими профессиональными качествами в своей области, но каждое из них имеет свой опыт, свои навыки, свои традиции (производственные) и, наконец, свои возможности и отношение к использованию научной поддержки у них у всех разное. В результате мы сдаем метрополитену не единый комплекс, созданный на основе научно обоснованных, оптимальных, унифицированных технических решений, а «лоскутное одеяло», с которым ему придется еще долго разбираться.

Выстроить в такой ситуации какую-либо единую научно-техническую политику весьма затруднительно по указанным выше причинам, а также по причине отсутствия системы координации и контроля выполнения НИОКР. Между тем такие системы в мировой практике существуют, и реализуются они в виде постоянно действующего научно-технического сопровождения по соответствующему комплексу, программе, проекту и др.

2. ПРИМЕРЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

В нашей стране научно-техническое сопровождение (в истинном значении этого понятия) развито в таких отраслях, как атомная промышленность, оборонно-промышленный комплекс и т.п.

В этих отраслях назначается головная научно-исследовательская организация по научно-техническому сопровождению программы, или главный конструктор комплекса, который сопровождает данный комплекс. Сопровождение ведется начиная с момента выработки функциональных требований и разработки технического задания и далее — на стадиях НИОКР, проектно-изыскательских работ (ПИР), строительно-монтажных работ (или заводского изготовления), сдачи в эксплуатацию и функционирования по предназначению (включая проведение модернизаций и реконструкций), вплоть до снятия комплекса с эксплуатации и его утилизации. При этом часть перечисленных этапов (видов работ) головная организация выполняет самостоятельно. По остальной (как правило — превалирующей) части она вносит предложение заказчику о привлечении необходимых научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Затем головная организация отслеживает и координирует их деятельность в рамках данной программы (конечно же, речь не идет о мелочной опеке и тотальным контроле). Естественно, такая система обуславливает проведение большего объема НИОКР, чем при их «локальной» организации, и, соответственно, приводит к увеличению расходования средств на науку.

Но это оправдано. Ведь недаром же во времена СССР (да в какой-то мере и в наше время) военно-промышленный комплекс не только был отраслью, наиболее щедро финансируемой государством, но и отраслью наиболее продвинутой в научно-техническом отношении. Причем не только в масштабах страны, но и в мире. Кстати, подобная система применялась при проектировании и строительстве первой очереди московского метро, которое было признано лучшим в мире (возглавлял научную комиссию академик

Г.М. Кржижановский).

3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УНИКАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Крупный мегаполис, каковым является Москва, требует реализации большого количества производственно-технических программ, весьма сложных в инженерном отношении и поэтому высоко наукоемких. Одной из таких программ является строительство метрополитена, которое беспрерывно ведется уже около 90 лет. Правительство Москвы, понимая важность проблемы, приняло ряд решений, направленных на выполнение положений Федерального закона «О техническом регулировании», обеспечение надлежащего качества и безопасности объектов строительства путем применения прогрессивных технических решений и научных методов решения технических вопросов на всех стадиях проектирования и строительства. В целях практической реализации указанных положений Правительство Москвы в лице руководства Строительного комплекса разработало совместно с Госстроем и ввело в действие рекомендации по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных .

Разумеется, ввиду большого объема уже построенных сооружений метрополитена, выполненных проектно-изыскательских работ и строительных заделов применить указанные рекомендации в полном объеме на данном этапе не представляется возможным. Тем более что Градостроительным кодексом РФ метрополитены не отнесены к уникальным сооружениям, хотя отвечают такому критерию, как заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров. Однако невозможность использования указанного документа по отношению к метрополитенам в полном объеме не препятствует применению его положений (как аналога) в части, касающейся формулирования задач научно-технического сопровождения при проектировании и строительстве сооружений метрополитена.


Структура научно-технического сопровождения метростроения

Эти задачи сформулированы в Решении по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства объектов московского метрополитена, принятом АО «Мосинжпроект» и Тоннельной ассоциацией России, согласованном Московским метрополитеном и утвержденном Департаментом строительства Москвы . Головной организацией по научно-техническому сопровождению определена Тоннельная ассоциация России.
Исходя из необходимости обеспечения единой научно-технической политики при создании метрополитенов, предлагается рассматривать научно-техническое сопровождение как комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера. Такие работы должны выполняться в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов метрополитена для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) сооружений метрополитена, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций.
Целью научно-технического сопровождения проектирования и строительства (НТСС) является обеспечение:
. безопасности людей, объектов строительства, а также зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния строительства (на основе научного прогноза и анализа данных мониторинга объектов, осуществляемого специализированными организациями);
. качества и экономичности выполняемых работ, надежности объектов строительства, с учетом их уникальности и ответственности.
Структуру научно-технического сопровождения метростроения можно представить в виде укрупненной схемы взаимодействия организаций, участвующих в проектировании и строительстве метрополитена (см. схему).

4. ЗАДАЧИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЕТРОСТРОЕНИЯ

В ходе выполнения научно-технического сопровождения проектирования и строительства метрополитена должны решаться задачи:

Участия в предварительной проработке концепции планируемого к сооружению объекта метрополитена, в подготовке задания на проектирование;

Участия в принятии оптимальных проектных решений по техническим и технологическим вопросам, возникающим в процессе проектирования и строительства;

Участия в составлении перечня и подготовке на стадии строительства технических заданий на разработку ППР, технологических карт, регламентов, ТУ и др.;

Составления программы работ по проведению НТСС и технических заданий на различные виды мониторингов;

Экспертного анализа проектной документации в целях совершенствования объемно-планировочных и конструктивных решений, уточнения перечня особо ответственных узлов и элементов для проведения мониторинга (совместно со специализированными организациями и проектировщиком);

Анализа выполненных расчетов по проектируемому объекту строительства;

Анализа и обобщения данных всех видов мониторинга, полученных от специализированных организаций;

Оценки пригодности конструкций, выполненных с отклонениями от проекта, в том числе обоснованной соответствующими расчетами и дополнениями к проектной документации (совместно с проектировщиком);

Разработки специальных технических условий и дополнительных технических рекомендаций, не входящих в действующие нормативно-технические документы;

Разработки рекомендаций и предложений по совершенствованию технологий строительно-монтажных работ и применению новых эффективных материалов на основе передовых достижений науки, техники, зарубежного и отечественного опыта;

В Решении по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства объектов московского метрополитена не затронуты задачи мониторинга, в том числе мониторинга несущих конструкций, геотехнического мониторинга, мониторинга зданий и сооружений окружающей застройки и т.д. Безусловно, эти работы проводятся при строительстве, но они, так же, как и НИОКР, единообразно не структурированы, не подвергаются комплексному анализу и координации, не обеспечены сметно-финансовым механизмом и не защищены от действий отдельных должностных лиц, желающих сэкономить.

Научно-техническое сопровождение и мониторинг строительства тесно связаны и должны развиваться совместно. Необходимо, чтобы специалисты, практикующие в этой области, вносили свои предложения по совершенствованию и оптимизации мониторинга и НТСС в свете изложенного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мельников Н.Н., Епимахов Ю.А., Абрамов Н.Н., Кабеев Е.В. Сотрудничество науки и производства — залог эффективного и безопасного строительства подземных сооружений // Метро и тоннели. — 2013. — № 6. — С. 10-13.
2. Меркин В.Е., Зерцалов М.Г., Конюхов Д.С. Управление геотехническими рисками в подземном строительстве// Метро и тоннели. — 2013. — № 6. — С. 36-39.
3. Яцков Б.И., Синицкий Г.М., Кутузов Б.Н., Максимова В.Н., Меркин В.Е., Федунец Б.И. Лефортовские тоннели. Как строить: открытым или закрытым способом? // Метро и тоннели. — 2001. — № 4. — С. 6-8.
4. Гарбер В.А. Как оптимизировать процесс проектирования новых линий метрополитенов // Метро и тоннели. — 2013. — № 4. — С. 23-29.
5. Безродный К.П. Роль науки в технологических и конструктивных решениях Ленметрогипротранса // Метро и тоннели. — 2006. — № 6. — С. 15-16.
6. МРДС 02-08 Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных. — М: Правительство Москвы; Госстрой, 2008.
7. Градостроительный кодекс РФ (редакция, действующая с 22.01.2015 г.).
8. Решение по вопросу научно-технического сопровождения проектирования и строительства объектов Московского метрополитена. — М., 2015.

Стадионы, которые строятся сегодня в Москве, Казани, Сочи, Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде, Калининграде, Саранске, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге, предназначены для самой популярной игры в мире - футбола. Но для нас работа над ними - далеко не игра. Наша главная забота - надежность, функциональность и красота. Эти три кита и легли в основу наших усилий.

Надо отметить, что все сооружения с пролетами свыше 100 метров и консолями покрытия над трибунами более 20 метров по Градостроительному кодексу относятся к уникальным сооружениям. Уникальность сооружения определяется и значимостью объекта: количеством людей, постоянно или временно находящихся на его территории, стоимостью восстановления сооружения в случае аварии.

Инновации на потоке

Большая часть стадионов, возводимых к ЧМ-2018, отличается конструктивным новаторством, обладает броским обликом, сочетанием оптимальной и эффективной формы конструкции, применением новых материалов, методов проектирования и строительства. В этой связи возникают дополнительные требования к номенклатуре и объемам изысканий и проектных работ, изготовлению и монтажу конструкций, правилам их приемки и эксплуатации. При проектировании таких сооружений возникают проблемы, выходящие за рамки существующих нормативных документов. Работа институтов НИЦ «Строительство» направлена на решение этих проблем с учетом минимизации расходов.

Обеспечение надежности уникальных объектов требует научно-технического сопровождения при их проектировании и возведении - комплекса работ научно-методического, экспертно-контрольного, информационно-аналитического и организационного характера.

В число основных задач институтов НИЦ «Строительство» входят разработка «Специальных технических условий» на проектирование, научно-техническое сопровождение на всех этапах проектирования, исследование (при необходимости) физической модели сооружения, испытания сложных натурных узлов, обеспечение безопасности сооружения от прогрессирующего обрушения, сопровождение изготовления и монтажа конструкций, проведение мониторинга на стадии возведения и эксплуатации сооружения.

«Специальные технические условия» (СТУ) - нормы, которые содержат отсутствующие или дополнительные, более высокие, требования по надежности и безопасности зданий и сооружений, отражающие особенности проектирования, строительства и эксплуатации применительно к конкретному уникальному объекту. Требования к разработке СТУ являются неотъемлемой частью проектной документации на объект.

СТУ включает перечень вынужденных отступлений от действующих нормативных документов, детальное обоснование их необходимости и мероприятия, компенсирующие эти отступления для конкретного объекта. В СТУ должны быть приведены данные об уровне проектированию основных конструкций, по применению и объемам опытно-конструкторских и исследовательских работ, перечень основных нормативных документов, необходимых для проектирования.

Сопровождение при проектировании

Если говорить о стадионах для ЧМ по футболу, то институты НИЦ «Строительство» на этапе эскизного проектирования провели исследование и анализ существующего мирового опыта возведения аналогичных объектов, разработку и научное обоснование новых рациональных вариантов конструктивных предложений, максимально используя современные достижения в области конструкций, материалов.

На стадии «проект» для принятых технических решений исследованы схемы с различной компоновкой и расположением несущих конструкций, выполнен анализ их работы в составе системы при варьировании геометрических и жесткостных параметров, проработаны отдельные узлы и детали с учетом различных факторов.

На стадии «РД» осуществлено исследование новых конструктивных решений, подготовлены рекомендации на их проектирование и оптимальные параметры основных элементов. Разработаны методики расчета, не входящие в действующие нормативно-технические документы, моделирующие действительные условия работы конструкции, поэтапную последовательность монтажа с учетом фактических нагрузок и физико-механических свойств примененных материалов. При этом расчетные схемы включали основание, фундаменты, каркас сооружения и трибун, пространственное покрытие.

Выполнены поверочные статические и динамические расчеты конструкции в геометрически нелинейной постановке с применением современных вычислительных комплексов, численное моделирование работы отдельных узлов и деталей. В ряде случаев учитывалась физическая и конструктивная нелинейность. Для конструкций, непосредственно воспринимающих многократно повторяющиеся вибрационные или другого вида нагрузки, проводились исследования на выносливость. Узлы, в которых возникают пластические деформации противоположных знаков (при двух возможных сочетаниях расчетных нагрузок и воздействий), подлежали дополнительной проверке на малоцикловую усталость.

Надежность конструктивных решений была подтверждена анализом расчетных схем с оценкой принятых методов и средств выполнения расчетов, исследованием результатов расчетов (в том числе проверочных) на прочность и устойчивость пространственной системы сооружения, сопоставлением теоретических данных с экспериментальными. Проведены многофакторный анализ конструктивно-технологических показателей качества и согласование проектной документации.

В нормативных документах, как правило, отсутствуют данные по климатическим нагрузкам на большепролетные покрытия с пространственной формой поверхности. Для таких сооружений разрабатывались специальные рекомендации по определению снеговых и ветровых нагрузок на основании продувок модели сооружения в специализированной аэродинамической трубе, позволяющей моделировать действительные ветровые воздействия.

Моделирование переноса снега в аэродинамической трубе дает возможность получить качественную характеристику возможных отложений снега на покрытиях сложной формы. Ввиду того, что предполагаемый срок эксплуатации таких сооружений более продолжителен, чем рядовых построек, расчетные климатические нагрузки принимались соответствующей обеспеченности, что приводит к необходимости увеличения этих нагрузок по сравнению с действующими нормами.

Возможные цели исследований уникальных конструкций на физических моделях включают оценку несущей способности и надежности конструкций на основе экспериментального определения напряженно-деформированного состояния; проверку расчетной модели и методики расчета, обоснованности принятых исходных предпосылок; экспериментальное исследование особенностей работы конструкций, которые трудно поддаются решению математическими методами, и в связи с чем необходим синтез теории и эксперимента.

Изготовление и монтаж конструкций

Процесс научно-технического сопровождения изготовления и монтажа конструкций включает целый ряд задач. К ним относятся разработка «Технических условий на изготовление, монтаж и приемку конструкций», содержащих требования, не входящие в действующие нормативно-технические документы или регламентирующие более высокие требования; разработка рекомендаций по применению материалов нового поколения с более высокими рабочими свойствами, чем в требованиях нормативных документов. Кроме того, это еще и проведение технического контроля качества применяемых материалов, конструкций на стадии изготовления и возведения, испытание и сертификация стальных изделий зарубежной поставки.

Институтами НИЦ «Строительство» разработаны рекомендации по обеспечению безопасности сооружения от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения при аварийных воздействиях.

Безопасность конкретного большепролетного сооружения от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения конструкций при аварийных воздействиях обеспечивается правильным выбором и применением одного или нескольких перечисленных ниже мероприятий, в ряде случаев соответствующих определенному аварийному воздействию:

1. Назначение необходимых запасов несущей способности основных («ключевых») элементов конструкций, в первую очередь обеспечивающих общую устойчивость сооружения.

2. Исключение или предупреждение опасности аварийных воздействий, которым может подвергаться конструкция или объект.

3. Выбор рациональных конструктивных решений и материалов, обеспечивающих несущую способность сооружения.

4. Проектирование «ключевых» элементов с учетом возможности восприятия аварийных воздействий в дополнение к стандартным проектным нагрузкам и воздействиям.

5. Мониторинг состояния несущих конструкций и организация надлежащей эксплуатации.

На стадии проектирования большепролетных сооружений рекомендуется рассматривать несколько взаимосвязанных подходов по обеспечению безопасности конструкций от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения при аварийных воздействиях, а именно: системный принцип - оценка уязвимости примененных конструктивных схем при аварийных воздействиях и лавинообразном обрушении, разработка решений, которые являются эффективными для уменьшения последствий при различных сценариях угрозы; превентивные меры безопасности - снижение степени опасности аварийных воздействий; замедление обрушения - для обеспечения достаточного времени и путей эвакуации из здания после начала локального повреждения конструкции.

При принятии решений должны учитываться: причины и вид аварийных воздействий; возможные последствия лавинообразного обрушения, включающие опасность для жизни и увечий людей, экономические и социальные потери; стоимость и сложность мероприятий по обеспечению безопасности конструкций от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения при аварийных воздействиях.

Повышенные требования к надежности уникальных большепролетных сооружений определяют необходимость их контроля по техническому состоянию с организацией системы мониторинга - оценка и прогноз фактической несущей способности конструкций, прогнозирование на этой основе остаточного ресурса сооружения, принятие решений о продлении срока их безаварийной эксплуатации.

Вишенка на торте

На начальных стадиях проектирования институтами был выполнен анализ различных решений с учетом всевозможных, зачастую противоречивых, факторов, при тесном творческом сотрудничестве с ведущими архитекторами и инженерами. В ряде случаев институтами АО «НИЦ «Строительство» по ходу проектирования вносились предложения по улучшению принятых решений, с целью снижения сметной стоимости. Так, например, стадион в Калининграде - сокращение расхода металла на покрытие с 13500 до 5000 тонн; стадион в Ростове-на-Дону - сокращение расхода металла на покрытие с 11000 до 4500 тонн.

В рамках работы, помимо решения основной проблемы по обеспечению повышенного уровня надежности стадионов, НИЦ «Строительство» решена задача по уменьшению стоимости возведения при обязательном выполнении требований FIFA.

В.Ф. КОРОВЯКОВ, доктор техн. наук, профессор, советник по научно-организационной работе, ГУП «НИИМосстрой»

В статье рассматриваются вопросы качества производства строительно-монтажных работ и применяемых материалов, изделий и конструкций при возведении монолитных, в том числе высотных, зданий. Они являются определяющими в обеспечении надежности и долговечности конструкций и комплексной безопасности зданий в целом.

Как показывает практика, 50% повреждений или дефектов в конструкциях зданий возникают на стадии строительства, в т.ч. более половины из них - из-за не- удовлетворительного выполнения строительных работ. Другая половина повреждений обусловлена причинами, возникшими до начала строительства. Это ошибки и недостаточность предварительных исследований, в т.ч. геологических, а также ошибки при проектировании. Статистика показывает, что повреждения, возникающие при неправильной эксплуатации, занимают не более 20% от выявляемых дефектов (Бурхард Томанн «Мониторинг строительных конструкций для обеспечения безопасности и сохранности зданий и сооружений» - Строительный эксперт, № 17, 2005).

Из этого следует вывод, что для исключения или, по крайней мере, значительного уменьшения рисков появления дефектов, снижающих безопасность и надежность зданий и сооружений, необходимо принимать меры, начиная с подготовительного этапа строительства и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию.

К этим мерам нужно отнести научно-техническое сопровождение строительства высотных зданий и организацию мониторинга технического состояния особо ответственных конструкций с момента их возведения и на весь период эксплуатации.

Под научно-техническим сопровождением строительства (НТСС) понимается комплекс работ научно-методического, экспертно-контрольного (в т.ч. контроль правильности выполнения строительно-монтажных работ), информационно-аналитического и организационно-правового характера для обеспечения качества и безопасности при строительстве и последующей эксплуатации зданий и сооружений. Часто используется термин «строительный мониторинг», который включает те же задачи.

В нашем понимании мониторинг - это систематическое и/или периодическое слежение (наблюдение) за деформационным или напряженно-деформационным состоянием грунтов, оснований, фундаментов, конструкций или частей здания и объекта в целом в процессе строительства по определенной программе с целью обеспечения безопасного функционирования зданий и сооружений и принятия соответствующих мер при обнаружении отклонений для восстановления нормативной работоспособности конструкции. Мониторинг при строительстве осуществляется в составе НТСС или как отдельная работа. В процессе эксплуатации мониторинг должен осуществляться постоянно.

Современное строительство в г. Москве характеризуется применением новых, более совершенных, проектных решений, материалов, конструкций и технологий, развитием специализации исполнителей и связанным с этим большим числом участников строительного процесса. В этих условиях наряду с грамотной организацией производства и продуманной координацией взаимодействия исполнителей решающее значение приобретает эффективный контроль над своевременным внедрением технических новшеств, строгим соблюдением технологической дисциплины, всех требований по качеству применяемых материалов и конструкций, выполняемых на объектах работ.

Строительный контроль на объектах выявляет ряд типичных нарушений, имеющих место при монолитном бетонировании. К таким нарушениям относятся:

Использование неквалифицированной рабочей силы и недостаточный уровень подготовки инженерно-технических работников в ряде подрядных организаций;

Несоответствие показателей прочности бетона в проектном возрасте требуемым, что может отрицательно сказаться на несущей способности конструкции, если при последующем твердении прочность не достигнет требуемого значения;

Наличие крупных пустот в теле бетона до обнажения арматуры из-за недостаточного уплотнения, что также снижает прочностные и деформационные характеристики конструкций, вследствие чего в ряде случаев требуется их усиление, особенно колонн и перекрытий;

Уменьшенная толщина защитного слоя до арматуры, оголение арматуры, приводящее к коррозии, появлению ржавчины на поверхности бетона;

Неудовлетворительное состояние поверхностей конструкций (темные пятна, пустоты, каверны, ржавые пятна и т.д.), что является следствием недостаточной подготовки опалубки, применения некачественных смазок;

В зимнее время часто распалубка производится до приобретения бетоном критической прочности, за уложенным бетоном не осуществляется надлежащий уход, что в дальнейшем вызывает недобор прочности бетона;

Часто отсутствует входной контроль бетонных смесей, нарушаются условия хранения контрольных образцов, что приводит к использованию бетонов, не соответствующих требованиям, получению недостоверных результатов испытаний.

Основными причинами такого состояния качества строительства является неудовлетворительный производственный и лабораторный контроль подрядных организаций, крайне недостаточный входной контроль поступающих материалов и конструкций, слабый технический надзор заказчиков и авторский надзор проектных организаций, ограниченных по своим техническим возможностям.

Существует мнение, что действующая система контроля качества строительства, созданная много лет тому назад, на современном этапе развития инвестиционно-строительного комплекса не может обеспечивать выполнение возросших и принципиально новых требований к качеству из-за отсутствия необходимой организационной и технической базы у застройщиков и инвесторов. Система, базирующаяся в основном на методах контроля, не опирающихся на результаты производственных и лабораторных испытаний, исследований и проверок, не в состоянии гарантировать качество строительства, соответствующее новым требованиям.

Особенно это относится к строительству (реконструкции) высотных, большепролетных и других уникальных зданий и сооружений, где существующая система контроля качества в первую очередь нуждается в дальнейшем развитии и дополнении для соответствия новым требованиям. Прежде всего система должна быть направлена на обеспечение безопасности объекта в процессе строительства и дальнейшей эксплуатации. Для этого нужны новые подходы к созданию более эффективной системы контроля, должным образом оснащенной необходимыми техническими средствами.

Как показывает опыт, в качестве такой системы контроля с учетом специфики объектов может быть принято научно-техническое сопровождение строительства (реконструкции) с широким использованием технических средств научными организациями по договорам с инвесторами и заказчиками. Введение научно-технического сопровождения строительства позволит установить эффективный контроль качества работ по возведению сложных в техническом отношении зданий и сооружений с проведением комплексных испытаний ответственных конструкций, узлов и систем. Кроме того, для ряда объектов необходим мониторинг наиболее ответственных конструкций как в процессе их возведения, так и при эксплуатации.

Следует подчеркнуть, что в задачу научно-технического сопровождения не входит дублирование существующих форм контроля, а только их эффективное дополнение за счет использования специальных средств, инструментальных и лабораторных исследований, сплошного контроля применения технических новшеств и обобщения опыта для последующего использования. Научно-техническое сопровождение строительства (реконструкции) объектов и существующие формы контроля - это два направления, ориентированные на достижение единого конечного результата: готового объекта соответствующего функционального назначения, отвечающего современным требованиям безопасности в течение всего периода эксплуатации.

Организация и ведение системы научно-технического сопровождения или в ряде случаев мониторинга в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений возможны при выполнении ряда требований и условий, необходимых для эффективного ее функционирования.

Опыт ГУП «НИИМосстрой» научно-технического сопровождения строительства ряда крупных объектов подтвердил эффективность такой системы контроля качества. В настоящее время при участии ГУП «НИИМосстрой» разработаны нормативные и методические документы, регламентирующие выполнение этих работ: ГОСТ Р 53778-2010 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Общие требования, Технические рекомендации по научно-техническому сопровождению и мониторингу строительства большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений (ТР 182-08), Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных (МРДС 02-09).

Научно-техническое сопровождение требует комплексного подхода. Наряду с конкретными работами по возведению конструкций из монолитного бетона и железобетона на объектах городского заказа и инвестиционных объектах необходимо проводить обучение на базе высших учебных заведений и учебных центров с последующей аттестацией инженерно-технических работников, что в конечном счете будет способствовать обеспечению качества строительства.

Многие крупные строительные организации поняли эффективность такой работы, как научно-техническое сопровождение и мониторинг, и приглашают для ее выполнения научно-исследовательские организации, высшие учебные заведения и другие компетентные организации.

Значительный эффект получен от экспертизы строительных лабораторий, участвующих в городском заказе, на предмет их соответствия современным требованиям.

Выполнение всего комплекса мероприятий будет способствовать повышению качества монолитного строительства.

ТЕХНОЛОГИИ БЕТОНОВ № 12, 2014

Компания А-ЭКСПЕРТ осуществляет научно-техническое сопровождение объектов капитального строительства на всех его этапах. Для чего оно необходимо и как выполняется?

Научно техническое сопровождение – это комплекс проверочных мероприятий, который позволяет сделать все процессы на стройплощадке максимально прозрачными, управляемыми и предсказуемыми. Такое сопровождение всегда осуществляется сертифицированным экспертом или группой экспертов в интересах заказчика. Оно помогает максимально оптимизировать проект и по времени выполнения, и по цене.

Задачи научно-технического надзора

Строительство лишь тогда будет успешным и принесет экономическую отдачу, когда оно выполняется под строгим контролем со стороны заказчика. А это - работа для сертифицированных экспертов, которые занимаются документированием процессов на стройплощадке с обязательными фото- и видеофиксациями на всех этапах проекта. Кроме того в ходе сопровождения выполняется:

  1. Проверка документов для подтверждения характеристик конструкций, материалов, изделий, оборудования. То есть, эксперт-универсал или узкий специалист проверяет наличие и содержание сертификатов, техпаспортов, актов о лабораторных исследованиях и пр.
  2. Учет оплаченных работ, в том числе и с выявленными недостатками. Оформление актов о недостатках строительных работ.
  3. Обзор ранее выполненных работ, в том числе и оценку скрытых конструкций.
  4. Также инженеры научно-технического сопровождения строительства совместно с Рабочей Комиссией при приемке объекта участвуют в проверках конструкций и узлов, делают заключение о качестве и монтаже спецоборудования.

Почему вам следует доверить сопровождение команде А-ЭКСПЕРТ?

Наша компания специализируется на проведении строительных экспертиз самого разного рода. Она располагает сертифицированными специалистами, готовыми дать оценку всему происходящему на объекте, по любому разделу проекта. Будь то проектирование, геологические изыскания, инженерные коммуникации , расчет перекрытий , потеря прочности здания – по любому вопросу в А-ЭКСПЕРТ найдется высококвалифицированный специалист, который будет действовать беспристрастно, строго в интересах заказчика. Он своевременно укажет на то, что подрядчик не выполняет строительные нормативы, потребует приостановки некачественно выполняемых работ, даст рекомендации для корректировки сметы.

Мы можем начать сопровождение с начала строительства или подключиться на любом этапе работ. Работаем как на новых, так и на реконструируемых объектах.

Опыт показывает, что лучше всего подключать специалистов научно-технического сопровождения на этапе проектирования. Это помогает сократить смету иногда до 30%.

Если нужен специалист в определенной области (отделка, водопровод и канализация, скрытые конструкции, бетон, кровельные работы и пр.), мы предоставим в ваше распоряжение инженера с огромным опытом, проведем необходимые исследования.

Плюсы научно-технического сопровождения очевидны:

  • Сокращение издержек в результате постоянного контроля.
  • Повышение качества строительных работ из-за более строгого соблюдения исполнителями ГОСТов и строительных нормативов.
  • Обеспечение качества материалов: проверка сопроводительных документов и проведение лабораторных испытаний. Проверяются сертификаты и условия хранения.
  • Порядок в строительной документации, которая будет необходима при дальнейшей эксплуатации здания.

Также, эксперт может опосредованно влиять на соблюдение календарных планов, предоставляя заказчику самую «свежую» и объективную информацию о ходе строительства.

Технический и научный надзор в строительстве дает клиентам нашей компании дополнительные гарантии соблюдения сроков, правил, сметы. Стоимость услуг научно-технического сопровождения строительства составит малую часть от затрат заказчика, но поможет избежать штрафных санкций, лишних издержек, исполнения судебных решений и прочих неприятностей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!