Все для предпринимателя. Информационный портал

Налоги для государства то же что. Налоги и их роль в современном обществе

Эссе по обществознанию

Социология, социальная психология

«Кто хочет сдвинуть мир, тот пусть сдвинет себя» (Сократ).

Сдвинуть мир с мертвой точки получится только тогда, когда сможешь заставить двигаться самого себя. Данная мысль относится к социальной сфере общественной жизни. Древнегреческий философ поднимает проблему критичного отношения к себе. Трудно не согласиться с данным изречением.

Для решения глобальных проблем, требующих участия мирового сообщества, необходимо начинать с самого себя. Прийти к этому факту возможно только обладая таким свойством психической деятельности, как критичность. Так что же такое критичность? Критичность – умение осознавать собственные ошибки, анализировать свои мысли, способность подвергать их всесторонней редакции. Безусловно, данное качество является положительным, имея которое становится значительно проще взаимодействовать в любом цивилизованном обществе.

Я считаю, что только в меру критичный человек может быть полезен обществу. В истории нашей страны есть замечательный пример такой личности. Помимо всего прочего, этот человек наиболее сильно импонирует мне среди всех государственных деятелей России. Это первый Император Всероссийский Петр I Великий. Именно благодаря его критичности Россия шагнула на несколько ступеней выше на лестнице мирового политического первенства. Он критиковал российский народ, но не путем гнобления, репрессий или прочих неприятных процедур, а путем проведения своих великих реформ, которые значительно улучшили жизнь простых граждан. В деятельности Петра присутствовала и определенная доля самокритичности. Он организовывал посольства в Европу с целью получения знаний и опыта, иногда они были неофициальными, и ему приходилось представать простым рабочим-кораблестроителем.

Однако пока мы молоды мы не так часто обращаем внимание на сказанные невзначай слова, которые могут серьезно обидеть человека. Но коснись подобная ситуация нас, мы не спешим понять, что это была всего лишь шутка, а не упрек со злым умыслом. Становится понятно, что абстрактный индивид, описанный мной, является не самокритичным человеком, а наоборот, любит критиковать окружающих. Про таких говорят: «В чужом глазу соломинку увидел, в своих – бревна не замечает!». Плохо, когда такой человек – твой друг, куда хуже, если этот человек – твой начальник.

Таким образом, можно сделать вывод, что для совершения «больших» поступков, решения глобальных проблем, нужно, прежде всего, быть требовательным к самому себе. И тогда любая самая тяжелая проблема сможет разрешиться гораздо быстрее и легче, чем вам кажется.

В предложенном высказывании Екатерина 2 Великая поднимает проблему грамотного построения в стране налоговой системы. Зачем налоги государству и какими они должны быть, для того чтобы оправдать свои положительные функции?

Екатерина 2 считает, что налоги призваны обеспечить нормальное развитие государства, но они не должны существовать в такой форме, при которой могли бы стать реальной угрозой существования или процветания той или иной страны.

Я согласна с мнением автора. Действительно, налоги – это важнейший механизм, позволяющий стабилизировать положение дел в государстве, однако только разумное построение налоговой системы может привести к положительным результатам.

Прежде чем приступить к доказательству собственной точки зрения, хотелось бы обратиться к теоретической стороне вопроса. В основу высказывания Екатерины 2 положено такое понятие, как налоги. Что же это такое? Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства. Однако налоги в государстве выплачиваются по определённой схеме, что в целом составляет систему налогообложения, то есть определённый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти. Отвечая на вопрос о том, для чего нужны налоги государству, уместно вспомнить такие функции налогов, как фискальную, конкретно-учетную, распределительную и другие. Для того чтобы взимание налогов приносило действительную пользу государству, стимулировало его развитие, необходимо соблюдать принципы налогообложения, представляющие собой правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Среди них выделяют такие, как легитимность, всеобщность, справедливость, определённость и точность и другие. Наиболее важным мне представляется принцип эффективности налогообложения, суть которого состоит в том, что налоги не должны быть для населения настолько обременительными, чтобы это лишало государство последующих налоговых отчислений. Нарушение этого и некоторых других принципов способно держать государство «всегда в открытом море и…, наконец, потопить его».

Говоря о том, чем может грозить государству нерациональное построение налоговой системы, обратимся к примерам из истории России. Так, в 1648 году, во время правления Алексея Михайловича Романова, произошёл Соляной бунт. Правительство царя, желая наладить положение государственной казны, увеличить налоговые поступления, а вместе с тем и доходы государства, ввело косвенный налог на ввоз соли, из-за чего купцы резко повысили цены на этот товар. Вскоре налог был отменён, но государство решило взыскать задолженности за введённые ранее подати. Тяжесть налогового гнёта легла на население «чёрных» слобод. Вспыхнул бунт. Данный факт из истории говорит о том, что налоги, вводимые неразумно, не оправдывают стремления наладить положение государственного бюджета, увеличить его доходную часть. На практике подобные меры разжигают народное недовольство, подрывая тем самым устои государства и авторитет лиц, стоящих у власти.

Проблема роли налогов и организации государством их выплаты актуальна и на сегодняшний день. Обратимся, например, к налоговой политике, проводимой в Финляндии. В этом государстве налоги на доходы физических лиц составляют около 32%, а налоги на прибыль юридических лиц взимаются в размере 20%. То есть налоги в Финляндии достаточно высокие. Однако при этом страна развивается нормально. В списке ООН Финляндия стоит на первом месте по индексу счастья. А всё дело в правильном построении налоговой системы и в разумной в целом политике государства. Расходы государственного бюджета идут преимущественно на транспорт, здравоохранение, образование и иные социальные нужды. Это говорит о том, что хорошо налаженная система налогообложения в купе с разумной политикой тех, кто стоит у власти, способствуют процветанию государства и благополучию населения.

Таким образом, налоги – сложный и противоречивый по своим последствиям механизм, который способен оказать огромное влияние на положение дел в государстве. Отсюда следует сделать вывод о том, что если в государстве соблюдаются основные принципы налогообложения, а налоговая система построена грамотно, то налоги превращаются в мощную силу, которая может ввести государство «в гавань», то есть обеспечить его нормальное развитие и процветание.

Обновлено: 2018-03-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его» (Екатерина II Великая)

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости и значении налогов для государственной финансовой системы. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.

Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» определяет общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом, она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др.

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Налоги вводятся законами, каждый из которых должен конкретизировать следующие элементы налога:

Объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению.

Субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо.

Источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог.

Ставка налога - величина налога с единицы объекта налога.

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону. Объектами налогообложения, являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами".

"По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующие льготы:

Ø необлагаемый минимум объекта налога;

Ø изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

Ø освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

Ø понижение налоговых ставок;

Ø вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

Ø целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

Ø прочие налоговые льготы".

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

1.Кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп, и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2.На основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход, примером может служить налог на прибыль.

3.У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.


| 2 | | | | | | | | | |

Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская)

Императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год.

Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства.

При Екатерине Великой границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа).

Система государственного управления при Екатерине Второй впервые со времени Петра I была реформирована.

В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

Правление Екатерины II характеризовалось экстенсивным развитием экономики и торговли , при сохранении «патриархальной» промышленности и сельского хозяйства. Указом 1775 года фабрики и промышленные заводы были признаны собственностью, распоряжение которой не требует особого дозволения начальства. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). В 1768 году в Санкт-Петербурге и Москве были учреждены государственные ассигнационные банки и с 1769 года впервые был налажен выпуск бумажных денег - ассигнаций (эти банки в 1786 году были объединены в единый Государственный ассигнационный банк).

Введено государственное регулирование цен на соль, которая являлась одним из жизненно важных в стране товаров. Сенат законодательно установил цену на соль в размере 30 копеек за пуд (вместо 50 копеек) и 10 копеек за пуд в регионах массовой засолки рыбы. Не вводя государственную монополию на торговлю солью, Екатерина рассчитывала на усиление конкуренции и улучшение, в конечном итоге, качества товара. Однако вскоре цена на соль была вновь повышена.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!