Все для предпринимателя. Информационный портал

Наиболее крупные фонды денежных средств аккумулирует. Функции бюджета

В числе наиболее мощных инструментов государственного воздействия на экономику следует назвать финансовое управление на бюджетной основе, называемое бюджетным регулированием. Бюджеты разных уровней образуют сердцевину финансовых институтов государственного управления экономикой. Роль бюджетной системы государства настолько велика, что ее правомерно считать самостоятельным институтом государственного управления экономикой наряду с банковской системой.

Государственное бюджетирование как основное проявление финансового планирования представляет процесс формирования и использования бюджета - централизованного денежного фонда в целях финансирования обширного круга общественных благ, государственных программ. Государственное бюджетирование образует верхнюю часть пирамиды бюджетирования, охватывающей бюджетные процессы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

Бюджет, понимаемый упрощенно как «денежная сумка», кошелек для помещения, хранения, извлечения денег, в действительности представляет более сложное и многогранное понятие. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, организация, семья. С другой стороны, бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. С третьей стороны, бюджет отражает финансовое поведение, финансовую политику обладателя денежных средств, его умение балансировать доходы и расходы, распределять финансовые ресурсы.

Бюджетная деятельность на государственном уровне, которую, собственно, и именуют государственным бюджетированием, представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой, отображает не только финансовую, но и социально-экономическую политику государства в целом. Хотя государственный бюджет аккумулирует в себе только денежные средства государства, получаемые и расходуемые в течение одного года или другого бюджетного периода, он оказывает влияние на движение финансовых ресурсов, денежные потоки, а тем самым и на социально-экономические процессы в целом. С государственным бюджетом связаны, от него зависят инфляция, государственный долг, государственные социально-экономические программы, финансирование бюджетных организаций, социальные пособия и выплаты.

Бюджетирование, как форма государственного управления включает:

  • - установление объемов и структуры денежных доходов государства, источников доходов в течение бюджетного периода;
  • - формирование структуры и объемов, адресацию денежных расходов государства в течение бюджетного периода;
  • - достижение определенного уровня сбалансированности денежных доходов и расходов государства за бюджетный период;
  • - выделение приоритетных направлений расходования денежных средств государства, которые должны быть гарантированными, обеспеченными (защищенные статьи государственного бюджета);
  • - увязку бюджетов с основными направлениями проводимой государством экономической и социальной политики;
  • - создание государственных резервов, запасов денежных средств и регулирование внутреннего и внешнего государственного долга.

Таким образом, представляя в формальном восприятии законодательно утверждающую роспись государственных доходов и расходов за определенный период времени, государственный бюджет является в то же время финансовой основой государственного управления экономикой. В содержательном плане государственный бюджет есть способ формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов государства в целях финансирования государственного (бюджетного) сектора экономики, социальной сферы и обслуживания государственного долга.

В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько- нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход вытекает из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.

В странах с рыночной экономикой составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования.

Принципиально важен и тот факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты в парламентах и их комиссиях прорабатываются самым детальным образом, по всем доходным и расходным статьям, даже по отдельным объектам. В результате реформ бюджеты стали и в России предметом рассмотрения и утверждения законодательными органами. Но утвердив бюджет, часто с запозданием, о нем, к сожалению, не всегда помнят. Бывает, что властные органы принимают решения, разрушающие утвержденный бюджет.

Огромное значение для поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций имеют контроль за финансовыми потоками, своевременная корректировка доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Обычно денежные расходы превышают намеченные, а доходы оказываются ниже ожидаемых. Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов с тем, чтобы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с финансовыми возможностями.

Бюджетно-регулятивная функция государства в странах с рыночной системой хозяйствования достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой. С помощью бюджетов государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы.

Совокупность бюджетов, используемых в стране, именуют бюджетной системой. В странах с федеративным государственным устройством такая система обычно складывается из бюджетов трех уровней:

  • 1) федеральный бюджет, в котором сосредоточены бюджетные ресурсы, необходимые для осуществления затрат, носящих общегосударственный характер. Через этот бюджет также происходит процесс распределения и перераспределения национального дохода между различными субъектами Федерации;
  • 2) бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты), в которых сосредоточены бюджетные финансовые ресурсы крупных регионов, входящих в состав Федерации;
  • 3) местные (муниципальные) бюджеты, состоящие из финансовых ресурсов административно-территориальных образований в виде городов, районов, поселков, населенных пунктов.

К трехуровневой бюджетной системе, охватывающей федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, примыкают бюджеты хозяйствующих субъектов (юридических лиц) и семейные бюджеты. Бюджет хозяйствующего субъекта известен под названием бухгалтерского баланса, в нем сопоставляются доходы и расходы предприятия, компании, фирмы за определенный период времени. Семейный бюджет представляет таблицу доходов и расходов семьи за месяц или год. Бухгалтерские финансовые балансы доходов и расходов организации составляются в обязательном порядке, тогда как составление семейного бюджета - добровольное дело каждой семьи.

Общая структура бюджетной системы Российской Федерации представлена ниже на схеме 5. Реальная структура бюджетной системы несколько сложнее простейшего трехуровневого представления. Каждый из первых двух уровней этой системы представлен в двух формах: консолидированной и унитарной. Консолидированный бюджет в отличие от унитарного включает, охватывает как собственно бюджет данного уровня (федеральный, субъектов Федерации), так и бюджеты нижестоящего уровня.

Схема 5 Структура бюджетной системы Российской Федерации

В бюджетную систему России входят государственный бюджет в виде федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (включая бюджеты республик, входящих в состав Российской Федерации; краевые, областные бюджеты; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты городов, районов, поселков и других населенных пунктов.

Бюджетная система Российской Федерации строится на законодательной основе в виде бюджетного законодательства. Общие принципы бюджетного законодательства, правовую базу функционирования бюджетной системы, протекания бюджетных процессов устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в 1998 г. Кодекс определяет правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Охарактеризуем основные принципы построения и функционирования бюджетной системы и государственного бюджета, как его определяющей части, закрепленные в Бюджетном кодексе России.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, единообразие бюджетной документации и классификации, единый порядок построения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, их непротиворечивость:

Принцип самостоятельности бюджетов означает право самостоятельного составления и ведения бюджетов органами законодательной и исполнительной власти каждого уровня;

Принцип сбалансированности означает достижение соответствия доходов и расходов бюджета;

Принцип гласности (открытости) требует обязательного опубликования в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытости для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия бюджетов;

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что такие средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных целей.

В реальной практике государственного бюджетирования не все указанные принципы соблюдаются в полной мере. Об этом свидетельствует хотя бы сам факт наличия наряду с государственным бюджетом внебюджетных фондов, закрытости отдельных статей расхода бюджетных средств, неполной самостоятельности бюджетов нижних уровней. Государственный бюджет по своей экономической сущности отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования экономики, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления государством.

Посредством трансфертов, направляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации и далее в муниципальные бюджеты, формируются в экономическом аспекте федеральные бюджетные отношения.

В условиях перехода к экономике, основанной на рыночных отношениях, принимаются меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низкорентабельных государственных и негосударственных предприятий, отказу от применявшихся в советской экономике методов всеобщего экономического патернализма. Бюджетные ассигнования в основном направляются на осуществление государственных программ, финансирование собственно государственных расходов.

В тех случаях, когда имеющиеся доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к внутренним и внешним займам (как источникам доходов бюджета), прежде всего у организаций кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции, финансовых кризисов.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к величине валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике - ее развал, неэффективность финансовой системы, - тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всей экономике и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в первой фазе перехода к рыночной экономике в России, - это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невне- сение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей вследствие распада единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х гг. дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20-25% доходов и превышал 5% ВВП.

В начале первого десятилетия XXI в. российскому государству удалось сломить тенденцию дефицитного государственного бюджетирования и освоить составление профицитных, безубыточных бюджетов.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов. В целях покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего. Но если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет других ресурсов для кредитования, кроме увеличения выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, банков посредством продажи им государственных облигаций, способно порождать порочный круг, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом. Государственный долг складывается из двух составляющих: менее опасного внутреннего долга, о погашении или реструктуризации которого легче договориться со своими внутренними кредиторами, и более отягощающего внешнего долга, обслуживание которого должно быть согласовано с иностранными кредиторами. Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование бюджетных средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности представляет собой единый бюджетный процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.

В соответствии с законом президент должен заблаговременно, задолго до начала финансового года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Проект федерального бюджета составляется Правительством РФ за 10 месяцев до начала очередного бюджетного года. Правительство же готовит на основе предварительных бюджетных материалов проект Закона «О федеральном бюджете на следующий год» и вносит его в Государственную Думу, где проект рассматривается в четырех чтениях.

При разработке бюджета на очередной год используется прогноз социально-экономического развития страны, составляется сводный баланс финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры на следующий год. В Российской Федерации бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Когда проект бюджета одобрен Государственной Думой и Советом Федераций, он передается Президенту РФ для подписания и обнародования.

Контроль за состоянием и ходом выполнения государственного бюджета осуществляется контрольно-счетной палатой при парламенте, которая, теоретически, в своей деятельности не зависит ни от парламента, ни от аппарата президента.

Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения. Через расходы и налоги государственный бюджет РФ выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.

Государственный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предостаточных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; смета доходов и расходов на определенный период времени, составляемая с указанием источников поступления государственных доходов и направления расходов средств.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами.

Бюджетная система Российской Федерации (РФ) состоит трех уровней:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных фондов;
  3. Местные бюджеты.

Консолидированный бюджет РФ составляет бюджеты консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидация бюджетов подразумевает из объединение по отдельным статьям и исключением взаимных операций и не предполагает простого арифметического сложения.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безмездном и безвозвратном порядке в соответствие с бюджетном и налоговом законодательством в распоряжение органов государственной власти.

Расходы бюджета – денежные средства, на финансовой обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Источники местного самоуправления подразделяются на:

  1. Внутренние источники – кредиты, получаемые от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемы путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ и муниципального образования; платежи и погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам, по государственным и муниципальным бумагам; бюджетные ссуды и кредиты; поступления от продажи имущества; суммы превышения доходов от расходов по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов.
  2. Внешние источники – государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, привлеченные РФ и ее субъектами.

Основные доходы государства – налоговые поступления и неналоговые платежи, а также доходы государства от выпуска и размещения государственных местных бумаг и доходы от приватизации государственной собственности.

В случае превышения превышение расходной части государственного бюджета над его доходной частью образуется дефицит госбюджета, который является одним из факторов инфляционного процесса и показателем кризисного составления государственных финансов. Если доходная часть бюджета превышает его расходную часть, возникает профицита бюджета.

Основные статьи дохода федерального бюджета являются :

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. налог на прибыль;
  3. акцизы;
  4. таможенные сборы и пошлины;
  5. неналоговые поступления.

Основные статьи расходов федерального бюджета :

  1. обслуживание государственного долга;
  2. на национальную оборону;
  3. на национальную сферу;
  4. на социальную сферу;
  5. финансовая помощь других уровней.

Профицит бюджета – явление достаточно новое для РФ и сохраняется на протяжение нескольких лет. Среди ученых-экономистов идут серьезные дискуссии о целесообразности профицита госбюджета при наличие социальных проблем.

Причины возникновения дефицита государственного бюджета :

  1. превышение обязательств государства перед обществом над его возможностями;
  2. государство выполняет несовместимую ему функции;

Важный показатель отношения дефицита государственного бюджета, если он составляет от 1 – 3 и до 5 % – госбюджет в норме, если он больше 10 % то может привести к гиперинфляции .

На составление госбюджета и размер его дефицита влияют три фактора:

  1. долгосрочные тенденции налоговых поступлений в государственных расходов;
  2. стадия экономического цикла в стране;
  3. текущая политика государства.

Основные способы финансового дефицита госбюджета:

  1. кредитно-денежная эмиссия;
  2. выпуск займов;
  3. увеличение налоговых поступлений.

Кредитная эмиссия связана с поступлением в оборот кредитных денег. Кредитные деньги развелись на базе функции денег как средства платежа. Раньше составлялись долговые расписки, в дальнейшим превратившиеся в документы векселя. Дальше банки стали выпускать свои долговые обязательства – банкноты. Дальше появились расчетно-платежные документы и электронные деньги.

Основной целью кредитно-денежной эмиссии является обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств в виде остатков на счетах в банках.

Кредитные деньги являются “полноценными”, если их количество растет вместе с ростом хозяйственного оборота. Выпуск кредитных денег сверх потребностей хозяйственного оборота ведет к инфляции. Особенно это связано с государственными краткосрочными обязательствами.

Государственные займы – кредитные отношения между государством и физическими лицами или юридическими лицами, в результате которых государство получает определенную сумму денежных средств на установленный срок за оговоренную плату.

Займы делятся на займы выпускаемые центральным правительством и займы, выпускаемые местными органами управления.

По месту размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте и размещаются внутри страны. Внешний заем заключается на иностранном денежном рынке в национальной или иностранной валюте.

По срокам погашения выделяют текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные государственные займы. Текущие займы выпускаются на срок от трех месяцев до года, кратко срочные от 1 до 2-3 лет, среднесрочные от 2-3 до 10 лет, долгосрочные от 5-10 до 40-50 лет.

Наиболее распространенная форма текущего долга государства – казначейские векселя, выпускаемые сроком на 91 день для покрытия кассового покрытия дефицита бюджета. Выпуск и погашение казначейских векселей осуществляют эмиссионные банки.

По методу размещения займы подразделяют на добровольные и принудительные. Принудительные займы выпускаются в военное время. Государственные займы, кредиты, гарантии – обычно добровольная сделка. Различают облигационные и безоблигационные государственные займы.

Облигационные займы – внутренние займы, размещаемые на рынке ссудного капитала и оформляются облигациями.

Безоблигационные займы – займы правительства у сберегательных касс и внешние межправительственные займы облигациями не оформляются.

Увеличение налоговых поступлений осуществляется через основные функций.

Фискальная функция – с помощью данной функции формируются и мобилизуются финансовые ресурсы государства для выполнения обще государственных или целевых государственных программ.

Регулирующая функция выражается в использовании государством налогов для воздействия на процесс общественного производства.

Стимулирующая функция реализуется через систему налогового механизма, а также предоставленных льгот (необлагаемый минимум, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категории налогоплательщиков, понижение налоговых ставок).

Дестимулирующая функция направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо процессов (введение повышенных таможенных пошлин).

Воспроизводственная функция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов (налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы).

Распорядительная (социальная) функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.

Контрольная функция связана с организацией налогообложения и состоит в том, что государство осуществляет контроль за правильностью и своевременностью налоговых платежей и имеет право на получение от налогоплательщиков информации, позволяющий оценивать движение важнейших финансовых положений.

Поощрительная функция связана с таким порядком налогообложения, который отражает признание государства особых заслуг определенных категорий граждан перед государством.

Также относят следующие способы повышения налогов в бюджет:

  1. расширение круга налогоплательщиков;
  2. увеличение числа тех объектов, с которых взимается косвенные налоги;
  3. повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.

Поступление в бюджет – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения государственных функций, которые предоставляют собой денежные средства, поступающие безвозмездном и безвозвратном порядке. Они же и формируют различные фонды, например фонд медицинских страхований.

Главный материальные источник доходов бюджета – национальный доход. Его рост обеспечивает постоянное увеличение объема дохода государства и доходов государственного бюджета. Значительная часть государственных доходов представляет собой различные формы собственности. Также государство аккумулирует в свои доходы для удовлетворения общегосударственных потребностей и часть дохода граждан.

Основу поступлений в бюджет составляют платежи, мобилизуемые в виде налогов и сборов.

Доходы бюджета подразделяются на отдельные элементы :

  1. налоговые и неналоговые поступления;
  2. поступления от основного капитала;
  3. поступление трансфертов.

Поступления от продажи основного капитала включается :

  1. от продажи государственного имущества;
  2. от продажи товаров из государственного материального резерва;
  3. от продажи земельных участков;
  4. от продажи не материальных активов.

Трансферты тоже подразделяются на :

  1. трансферты общего характера;
  2. целевые текущие трансферты;
  3. целевые трансферты на развитие.

Трансферты общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия. Бюджетными субвенциям являются трансферты, которые передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты, а бюджетные изъятия – трансферты из нижестоящих в вышестоящие бюджеты.

Целевые трансферты передаются на определенные цели и не целевому назначению.

Трансферты – это перевод, перемещение денежных средств с других экономических объектов из одной страны в другую.

Классификация доходов государства.

Состав и особенно структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода, особенностей социально-экономического развития.

По социально-экономическому признаку – доходы, поступающие от: государственных предприятий и организаций :

  1. муниципальных предприятий и организаций, негосударственных организаций и предприятий;
  2. совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
  3. граждан.

По территориальному признаку :

  1. федеральных;
  2. региональных;
  3. местных.

По методу мобилизации - государственные и муниципальные доходы подразделены на обязательные и добровольные доходы, при этом к обязательным относят большую часть поступлений в бюджет, они являются безвозвратными и безвозмездными.

По форме образования :

  1. Налоговые;
  2. Неналоговые(например, штрафы).

По получателю дохода :

  1. Российская Федерация;
  2. Субъекты Российской Федерации;
  3. муниципальные образования.

Доклад на тему “Государственный бюджет” обновлено: 8 января, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Каждый из нас так или иначе хочет накопить денежную сумму для каких-то своих потребностей. Но это бывает нелегко, ведь часто весь наш доход уходит на все более-менее срочные нужды, после чего уже ничего не остается. Когда же после распределения капитала на все свои потребности остается некая сумма, мы говорим о временно свободных денежных средствах. Аккумуляции – это как раз-таки процессы накопления таких денежных средств. Этот термин чаще всего используется в аспекте банковской деятельности. Что значит слово «аккумуляция» и как оно соотносится с работой финансовых учреждений, выясним далее.

Понятие аккумуляции временно свободных денежных средств

Аккумуляция денежных средств – это один из видов деятельности коммерческих банков, причем один из важнейших. Ее суть заключается в том, что они сосредотачивают на своих счетах так называемые «свободные» деньги вкладчиков и получают доход, перераспределяя их. Эти финансы не задерживаются внутри банковской организации, а превращаются в капитал, вкладываясь в государственную экономику, предоставляясь в качестве кредитов и используясь для покупки ценных бумаг.

Малоизвестным фактом является то, что банки в начале своей деятельности использовали лишь собственные свободные финансы. Но когда кредиты и разного рода займы начали становиться популярнее, они стали применять практику аккумулирования чужого капитала за счет взносов своих вкладчиков, что повлекло за собой появление такого понятия как банковские вклады.

Вклады или депозиты нужны для того, чтобы в дальнейшем финансовые организации могли перераспределять капитал клиентов за более высокий процент. Суть в том, что каждый вкладчик, относя свои деньги в банковское отделение, дает их ему в долг под определенную процентную ставку, установленную для депозитов. А банк, в свою очередь, дает эти средства в долг тем, кто обратился к нему за кредитом (отдельным гражданам, индивидуальным предпринимателям или компаниям), и получает с них установленный процент.

Конечно же, коммерческим банкам необходимо эффективно стимулировать вкладчиков к накоплению и сбережению финансов на их счетах. Для этого ими проводится гибкая депозитная политика, заключающаяся в высокой процентной ставке по депозитам, гарантиях надежной сохранности их вкладов, а также доступности сведений о деятельности банковских организаций.

Считается, что в капитале современных банков 80% составляют привлеченные финансы, и только 20% – их собственные. Такая небольшая доля своего капитала объясняется тем, что он необходим лишь для возможности осуществления банками своей деятельности:

Таким образом, собственный капитал банковской организации – это, по сути, ее некий гарантийный фонд, и он просто необходим для обеспечения стабильности и эффективности ее работы. Учитывая то, что через «руки» финансовых учреждений ежедневно проходят огромные суммы их клиентов, их можно назвать своего рода посредниками между теми, кто нуждается в деньгах, и теми, кто может их предоставить.

Особенности банковской деятельности по аккумулированию свободных финансов

Во-первых, банк перенаправляет накопленные суммы в пользу тех, кто обращается к нему со своими финансовыми потребностями, то есть заемщиков. Во-вторых, он не приобретает права собственности на эти деньги, ведь их владельцами выступают вкладчики, которые внесли свои денежные вклады на депозитные счета. В-третьих, такие финансовые учреждения действуют на основе лицензий и уполномочены контролирующими органами на осуществление подобной деятельности. Кроме того, как уже было подмечено, в капитале банка доля его собственных средств крайне мала по сравнению с чужими. Таким образом, сложно отрицать, что аккумулирование временно свободных финансов входит в разряд самых важных функций банка.

Какое же главное предназначение аккумуляции свободных денежных средств? Роль этого процесса важна для самих финансовых учреждений, граждан и для всего государства.

Первым делом, банки выполняют функцию финансового перераспределения, а также поддержки для представителей малого и среднего бизнеса. Как известно, в разряд банковских заемщиков входят не только отдельные физлица, нуждающиеся в деньгах для отдыха или новой покупки, а и предприниматели, загоревшиеся интересной идеей, но не имеющие финансовой возможности ее воплотить. Аккумулирование финансов дает возможность сконцентрировать как можно большее количество денег, переданных вкладчиками, и отдать их тем, кто жаждет пустить их в дело. А развитость бизнеса напрямую влияет на развитие всей государственной экономики и пополнение бюджета страны.

Также аккумуляция позволяет сократить издержки на поиск кредитных финансов, то есть избежать больших временных и финансовых затрат при поиске заемных средств.

Еще этот механизм дает возможность получать прибыль. То есть когда финучреждения перераспределяют временно свободные финансовые ресурсы, они могут получать доход в виде разницы между процентами, которые они взымают с заемщиков, и процентами, которые они выплачивают вкладчикам.

Что можно в итоге сказать об аккумуляции? По сути, это получение денег от денег. Основным методом аккумуляции денежных средств является привлечение денежных вкладов граждан и организаций. Выгоду от такой деятельности получают все:

  1. те, кто передают свои свободные средства и получают за это проценты;
  2. те, кто аккумулируют денежные массы в своих руках и получают проценты за передачу их нуждающимся;
  3. те, кто обращаются за кредитованием и имеют возможность получить его быстро и без лишних затрат.

Не только банки занимаются аккумулированием «свободных» денег − разные финансово-промышленные предприятия и инвестиционные фонды также накапливают финансовые ресурсы для инвестирования. Но главное их отличие от банковских учреждений в данном случае – это то, что они совершают такую деятельность для своих целей. Поэтому именно банковская аккумуляция очень важна и для населения, и для государственной экономики в целом.

Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из функций государственного бюджета - финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.

2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.

3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.

4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.

5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Пояснение.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год. Государственный бюджет - это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов. Доходы государственного бюджета: налоги на доходы юридических и физических лиц, поступления от реального сектора (налог на прибыль), поступление косвенных налогов и акцизов, пошлины и неналоговые сборы, региональные и местные налоги. Расходы государственного бюджета: промышленность, социальная политика, сельское хозяйство, государственного управление, международная деятельность, оборона, правоохранительная деятельность, наука, здравоохранение.

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов. В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета. Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы. Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита. Источники финансирования бюджетного дефицита: внутреннее финансирование (выпуск и продажа ценных бумаг; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; использование средств центрального банка) и внешнее финансирование (продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке; кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций; кредиты иностранных правительств).

1) Одна из функций государственного бюджета - финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата - да, верно.

2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства - да, верно.

3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга - нет, неверно.

4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства - нет, неверно.

5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства - да, верно.

Бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, реализации соци­альных мероприятий, решения приоритетных экономических задач и выполнения других функций, присущих государству.

Сущность государственного бюджета как экономической кате­гории реализуется в трех функциях, выполняемых бюджетом:

Распределительной,

Контрольной,

Фискальной.

Содержание распределительной функции государственного бюджета (или функции экономического регулирования) реализует­ся в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государст­ва. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджетной системе посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйст­вующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой госу­дарством социально-экономической политикой перераспределяют­ся затем как в сферы материального производства, имеющие для страны приоритетное значение, так и в сферу нематериального производства, находящуюся у бюджета на содержании.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ре­сурсов протекает не только между различными уровнями государ­ственной власти, но и между разными подразделениями общест­венного производства. Такой масштаб сферы действия распредели­тельной функции бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производ­ства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перерас­пределения через бюджет и части стоимости необходимого продук­та, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюд­жет является объективным количественным отражением экономи­ческих процессов, протекающих в структурных звеньях экономики - количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств выступают индикаторами того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от различных хозяйствующих субъектов. Бюджет показывает, соот­ветствует ли размер поступающих в распоряжение государства ре­сурсов объему его потребностей, являются ли эффективными пря­мые государственные инвестиции и т. д. При этом в бюджетном процессе определяются узкие места экономики, и Правительст­во имеет возможность скорректировать направления движения централизованных финансовых ресурсов, чтобы воздействовать на активизацию деятельности тех или иных сфер экономики.

Фискальная функция бюджета состоит в реализации фискаль­ной политики государства - воздействия государства на деловую активность с помощью изменения объема государственных расхо­дов и налоговых ставок. Например, как известно из экономической теории, если уровень безработицы рассматривается как недопус­тимо высокий, то государство может снизить подоходный налог и/или увеличить государственные расходы, что приведет к росту деловой активности и снижению безработицы. Таким образом, фис­кальная политика служит инструментом контроля над безработи­цей и инфляцией, повышения инвестиционной активности финан­совых ресурсов, роста общего экономического потенциала.

Национальный фонд Республики Казахстан осуществляет сберегательную и стабилизационную функции.

Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы. Формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан определяются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач Национального фонда Республики Казахстан. Доверительное управление Фондом осуществляет Национальный банк РК на основании договора о доверительном управлении, заключаемом между Национальным банком РК и Правительством РК.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!