Все для предпринимателя. Информационный портал

Многонациональный состав населения России: источник силы или слабости? Национальный состав населения россии В рф живут сколько народов.

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ.

  1. однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т.к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар);
  2. с резким преобладанием одной нации , но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);
  3. двунациональные (Бельгия, Канада);
  4. с более сложным национальным составом , но относительно однородным в этническом отношении (в основном в Азии: Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос; а также в Центральной, Восточной и Южной Африке; есть они и в Латинской Америке);
  5. многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).

Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.

В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений. В первую очередь это относится к развивающимся странам, где происходит прогрессивный процесс объединения родственных племен в народности, а народностей в нации.

С середины 70-х гг. национальный вопрос приобрел большую остроту и во многих экономически развитых странах, что связано прежде всего с фактическим экономическим и социальным неравенством живущих в них наций и народностей. В первую очередь это относится к Великобритании, Франции, Канаде, Бельгии, Испании, ЮАР.

В Канаде две основные нации - англо-канадцы и франко-канадцы; государственными языками являются английский и французский. Франко-канадцы компактно живут в провинции Квебек, которая образует "Французскую Канаду" в отличие от всех остальных провинций, составляющих "Английскую Канаду". Но англо-канадцы стоят выше в социальной иерархии, занимают ключевые позиции в экономике, и это приводит к постоянному обострению межнациональных отношений. Часть франко-канадцев выдвигает даже требование суверенного Квебека, т. е. создания самостоятельного франко-канадского государства.

С конца 80-х гг. сильно осложнились межнациональные отношения в России и в ряде других государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в странах Восточной Европы, особенно в республиках бывшей Югославии.

Таблица 15. Крупнейшие народы и наиболее распространенные языки, на начало 90-х годов

Расовая дискриминация - ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их национальности. Крайняя степень расовой дискриминации, возведенная в ранг государственной политики - апартеид (ЮАР до середины 80-ых годов ХХ века).

Задачи и тесты по теме "Классификация стран по национальному признаку."

  • Страны мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 6 Заданий: 9

  • Население и страны Южной Америки - Южная Америка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Население и страны Северной Америки - Северная Америка 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Расы, народы, языки и религии мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 12 Тестов: 1

  • Государства Азии - Евразия 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 10 Тестов: 1

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.

Следствия осевого вращения. Московское время. Россия на карте часовых поясов. Поясное время. Житель Омска. Где начинаются новые сутки на Земле. В каком часовом поясе должен находиться населённый пункт. Летнее время. Виды движения Земли. Полный оборот. Сколько часовых поясов выделяют на территории нашей страны. Поясное время Омска. Самолет вылетел из Сан-Франциско. На разных меридианах время разное.

«Карта часовых поясов России» - Практическая работа. Россия. Труд и сон. Международное поясное время. Термины и понятия. Перевод времени. Время. Линия перемены дат. Переводить часы. Карта часовых поясов мира. Меридиан пункта. Границы часовых поясов. Местное время. Московское время. Поясное время. Населенный пункт. Декретное время. Познакомиться с положением России в часовых поясах.

«Административное деление России» - Геополитическое и экономико-географическое положение РФ. Транспортно-географическое положение. Административные районы в России. Внутренние различия. Экономико-географическое положение РФ. Уникальные и типичные черты России. Становление Российской империи. Тысячи муниципальных образований. Россия как государство. Современное развитие страны. Экономико-географические особенности. Муниципальные образования в России.

«Административно-территориальное деление России» - Западно-Сибирский ЭР. Состав. Волго-Вятский ЭР и Центрально-Черноземный ЭР. Поволжский ЭР. Центрально-Черноземный ЭР. Башкортостан. Население. Экономическая карта СКЭР. Волго-Вятский ЭР. Республика Карелия. Центральный ЭР. Кемеровская область. Эвенкийский автономный округ. Амурская область. Тамбовская область. Экономическая карта Западно-Сибирского ЭР. Горнодобывающая промышленность. Белгородская область.

«Европейская часть России» - Виды ЭГП. Северо-Западный район. Уральский экономический район. Тестирование. Что это. Европейский север. Специализация. Плодородные почвы. Природные ресурсы. Почему промышленность Санкт-Петербурга тяготеет к морскому побережью. Почему в Волгограде построен алюминиевый завод. Теория. Северный Кавказ. Специализация территории на производстве определенной продукции. Центрально-промышленный район. Уральский экономический район.

«Часовые пояса РФ» - Разница во времени. Преимущества и недостатки большой территории. Размеры территории. Выполните задания. Разница между часовыми поясами по долготе. Форма территории России. Сколько времени будет в Якутске, если в Благовещенске 10.00 часов дня. Преимущества. В каких часовых поясах располагается Россия. Размеры и форма территории России. Что нового вы узнали на уроке. Алгоритм определения поясного времени.

Национальный состав России

Данные по национальному составу России определяются благодаря письменному опросу населения входе всероссийской переписи населения. Население России согласно переписи населения 2010 года составляет 142 856 536 человек, из них указали национальность 137 227 107 человек или 96,06 %.

Наибольшая численность населения у русских. Русских в России проживает 111 016 896 человек, что составляет 77,71 % населения России или 80,90 % от числа указавших национальность. Далее следуют народы: татары - 5 310 649 человек (3,72 % от всех, 3,87 % от числа указавших национальность) и украинцы - 1 927 988 человек или 1,35 % от всех, 1,41 % от числа указавших национальность.

По сравнению с переписью населения 2002 года численность русских уменьшилась на 4 872 211 человек или на 4,20 %.
Численность татар и украинцев также сократилась на 243 952 (4,39 %) и 1 014 973 (34,49 %) соответственно . Из народов, население которых составляло более 1 млн. человек на 2010 год, уменьшение численности произошло у всех, кроме чеченцев и армян. Численность населения чеченцев увеличилась на 71 107 человек (5,23 %), армян - на 51 897 (4,59 %). Всего в России проживают представители более 180 национальностей (этнических групп).

Некоторые карты России по национальному составу

Карта расселения русских, украинцев и крымских татар в Крыму согласно данным переписи 2014 года в Крыму.

Согласно данным таблицы по ссылке со времени переписи 2001 года доля русских в Крыму увеличилась с 60,68% до 67,90% (на 7.22%) от лиц, указавших национальность. За это же время доля украинцев в Крыму снизилась с 24,12% до 15,68% (на 8.44%). Совокупная доля крымских татар и татар возросла с 10,26% + 0,57% = 10.83% до 10,57% + 2,05% = 12.62% (итого на 1.79%).

Ниже представлена таблица по национальностям в Российской Федерации с указанием численности в 2010 году и 2000 году, процента от общей численности населения РФ и от числа лиц, указавших национальности. Также в таблице представлена разница по числу лиц между переписями в количественном и процентном выражении. В таблице представлены только национальности, численность которых в РФ согласно переписи 2010 года превышает 100 тысяч человек. Полная таблица в .

Народность Численность 2010 чел. % от всего насел. % от указа
вших нац.
Численность 2002 чел. % от всего насел. % от указа
вших нац.
+/-
чел.
+/-
%
ВСЕГО, РФ 142 856 536 100,00 145 166 731 100,00 −2 310 195 −1,59
итого лиц, указавших нац-ть 137 227 107 96,06 100 143 705 980 98,99 100,00 −6 478 873 −4,51
1 Русские* 111 016 896 77,71 80,9 115 889 107 79,83 80,64 −4 872 211 −4,20
не указавшие национальность** 5 629 429 3,94 1 460 751 1,01 4 168 678 285,38
2 Татары 5 310 649 3,72 3,87 5 554 601 3,83 3,87 −243 952 −4,39
3 Украинцы 1 927 988 1,35 1,41 2 942 961 2,03 2,05 −1 014 973 −34,49
4 Башкиры 1 584 554 1,11 1,16 1 673 389 1,15 1,16 −88 835 −5,31
5 Чуваши 1 435 872 1,01 1,05 1 637 094 1,13 1,14 −201 222 −12,29
6 Чеченцы 1 431 360 1,00 1,04 1 360 253 0,94 0,95 71 107 5,23
7 Армяне 1 182 388 0,83 0,86 1 130 491 0,78 0,79 51 897 4,59
8 Аварцы 912 090 0,64 0,67 814 473 0,56 0,57 97 617 11,99
9 Мордва 744 237 0,52 0,54 843 350 0,58 0,59 −99 113 −11,75
10 Казахи 647 732 0,45 0,47 653 962 0,45 0,46 −6 230 −0,95
11 Азербайджанцы 603 070 0,42 0,44 621 840 0,43 0,43 −18 770 −3,02
12 Даргинцы 589 386 0,41 0,43 510 156 0,35 0,35 79 230 15,53
13 Удмурты 552 299 0,39 0,40 636 906 0,44 0,44 −84 607 −13,28
14 Марийцы 547 605 0,38 0,40 604 298 0,42 0,42 −56 693 −9,38
15 Осетины 528 515 0,37 0,39 514 875 0,36 0,36 13 640 2,65
16 Белорусы 521 443 0,37 0,38 807 970 0,56 0,56 −286 527 −35,46
17 Кабардинцы 516 826 0,36 0,38 519 958 0,36 0,36 −3 132 −0,60
18 Кумыки 503 060 0,35 0,37 422 409 0,29 0,29 80 651 19,09
19 Якуты 478 085 0,34 0,35 443 852 0,31 0,31 34 233 7,71
20 Лезгины 473 722 0,33 0,35 411 535 0,28 0,29 62 187 15,11
21 Буряты 461 389 0,32 0,34 445 175 0,31 0,31 16 214 3,64
22 Ингуши 444 833 0,31 0,32 413 016 0,29 0,29 31 817 7,70
23 Немцы 394 138 0,28 0,29 597 212 0,41 0,42 −203 074 −34,00
24 Узбеки 289 862 0,20 0,21 122 916 0,09 0,09 166 946 135,82
25 Тувинцы 263 934 0,19 0,19 243 442 0,17 0,17 20 492 8,42
26 Коми 228 235 0,16 0,17 293 406 0,20 0,20 −65 171 −22,21
27 Карачаевцы 218 403 0,15 0,16 192 182 0,13 0,13 26 221 13,64
28 Цыгане 204 958 0,14 0,15 182 766 0,13 0,13 22 192 12,14
29 Таджики 200 303 0,14 0,15 120 136 0,08 0,08 80 167 66,73
30 Калмыки 183 372 0,13 0,13 173 996 0,12 0,12 9 376 5,39
31 Лакцы 178 630 0,13 0,13 156 545 0,11 0,11 22 085 14,11
32 Грузины 157 803 0,11 0,12 197 934 0,14 0,14 −40 131 −20,27
33 Евреи 156 801 0,11 0,11 229 938 0,16 0,16 −73 137 −31,81
34 Молдаване 156 400 0,11 0,11 172 330 0,12 0,12 −15 930 −9,24
35 Корейцы 153 156 0,11 0,11 148 556 0,10 0,10 4 600 3,10
36 Табасараны 146 360 0,10 0,11 131 785 0,09 0,09 14 575 11,06
37 Адыгейцы 124 835 0,09 0,09 128 528 0,09 0,09 −3 693 −2,87
38 Балкарцы 112 924 0,08 0,08 108 426 0,08 0,08 4 498 4,15
39 Турки 105 058 0,07 0,08 92 415 0,06 0,06 12 643 13,68
40 Ногайцы 103 660 0,07 0,08 90 666 0,06 0,06 12 994 14,33
41 Киргизы 103 422 0,07 0,08 31 808 0,02 0,02 71 614 225,14
кряшены, сибирские татары, мишари, астраханские татары 6 Чеченцы чеченцы-аккинцы 7 Армяне черкесогаи 8 Аварцы андийцы, дидойцы (цезы) и другие андо-цезские народности и арчинцы 9 Мордва мордва-мокша, мордва-эрзя 12 Даргинцы кайтагцы, кубачинцы 14 Марийцы горные марийцы, лугово-восточные марийцы 15 Осетины дигорон (дигорцы), ирон (иронцы) 23 Немцы меннониты 25 Тувинцы тоджинцы 26 Коми коми-ижемцы 32 Грузины аджарцы, ингилойцы, лазы, мегрелы, сваны 40 Ногайцы карагаши

** - не указавшие национальность (2002, 2010), включая лиц, по которым сведения получены из административных источников (2010).

Ответ на поставленный в заголовке вопрос в общем-то очевиден. Многонациональность может быть как источником силы, так и источником слабости государства или даже его гибели. Но не сама по себе, а в сочетании с определенными политическими, социально-экономическими, военными и прочими факторами. Важно посмотреть, когда и при каких обстоятельствах наступает тот или иной результат.

Практически в любой многонациональной стране первостепенную важность имеют взаимоотношения живущих в ней народов. Эти отношения отличаются особой сложностью и чувствительностью. Порой даже неудачно оброненное слово или бытовая склока из-за какого-то пустяка могут привести к всплеску накопившихся где-то внутри взаимных обид и претензий, высвободить невиданной силы национальную энергию, которая, трансформировавшись в национализм, шовинизм или расизм, может со всей своей мощью обрушиться на другие народы, встретив подобную же волну с их стороны. Но может быть и другой вариант взаимодействия соседних народов, когда они, находя условия своего существования вполне приемлемыми и благоприятными, соединяют свои творческие способности и энергию на благо общей родины, а если надо? то и на её защиту.

Национальный вопрос в той или иной форме и степени остроты существует практически в любом регионе мира. В развивающихся странах Азии и Африки конфликты на национальной и тесно связанной с ней религиозной почве? обычное дело. Но не избежали национальных проблем и сытые, демократические страны Запада, где, казалось бы, есть все необходимое для спокойного, благочинного сосуществования различных этносов и национальных групп. В Шотландии и Квебеке возможны референдумы об отделении, соответственно, от Великобритании и Канады. В Барселоне в сентябре 2012 г. прошла 1,5-миллионная демонстрация под лозунгом "Каталония? новое государство Европы". В Бельгии партии, представляющие валлонов и фламандцев, около года не могли договориться о формировании коалиционного правительства.

Еще не так давно был очень популярен (по крайней мере в либеральных кругах) призыв вернуть Россию в мировую цивилизацию, в ряды "цивилизованных стран". По сути это был призыв примкнуть к западной цивилизации. Из мировой цивилизации Россия никогда? ни в царское, ни в советское время? не выпадала по определению. Ведь мировая цивилизация на то и мировая, что она вбирает в себя самостоятельные локальные цивилизации, представляя собой их взаимодействующую систему. Как невозможно представить себе мировую цивилизацию, например, без Китая, Индии, мусульманского мира, очень непохожих на Запад, так невозможно? и без России.

Если во многих областях западный опыт вполне может быть использован в Российской Федерации, то в сфере национальных отношений и национальной политики ситуация значительно отличается. Здесь едва ли подходит прямое заимствование западных моделей. Так, проживающие в России десятки и сотни народов на протяжении веков сохраняют свою национальную идентичность. Поэтому российским реалиям не соответствует американский "плавильный котел", в котором до последнего времени прибывавшие в США иммигранты "переваривались", "переплавлялись" и вливались в единую американскую нацию. При этом новые жители Соединенных Штатов могли различаться лишь какими-то своими этническими корнями (американцы немецкого, итальянского, русского и т.д. происхождения).

Не может быть механически перенесена в Россию и политика мультикультурализма, проводившаяся в последние десятилетия в Западной Европе. Она отрицает интеграцию через ассимиляцию и предполагает адаптацию мигрантов в западное общество при сохранении ими своей культуры. Однако на практике получился чрезмерный перекос в сторону гарантирования прав приезжих без обеспечения выполнения ими обязательств по отношению к коренному населению и обществу в целом. Выражающая эту политику политкорректность порой граничит с абсурдом. Изрядная доля мигрантов напрочь отказывается не то что ассимилироваться, но и просто принять и признать порядки, традиции и ценности своей новой страны, предпочитая жить в замкнутых национально-религиозных общинах. С другой стороны, коренное население испытывает нарастающее ощущение некомфортности проживания в своей собственной стране. В результате? обострение межнациональных отношений и вынужденное признание лидерами ряда государств Западной Европы краха политики мультикультурализма.

Таким образом, международный опыт решения национального вопроса надо учитывать, по мере необходимости использовать, но он не всегда подходит к конкретным, порой уникальным, условиям России.

Нашу страну всегда населяли представители разных народов. В Древней Руси с основным славянским ядром соседствовали финноязычные, а также балтийские и тюркские племена.

Единое Русское (Российское) государство, образовавшееся на рубеже XV-XVI вв., своим многонациональным характером отличалось от единых государств в Западной Европе (Англии, Франции, Испании), которые сложились в ту же эпоху именно на национальной основе. Эта характерная черта России стала особенно очевидной со второй половины XVI в. после присоединения к Москве Среднего и Нижнего Поволжья и Приуралья, где проживали татары, башкиры, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, коми и другие народы. В XVII в. подданными русского царя стали племена и народности Сибири и Дальнего Востока, а также жители Левобережной Украины.

В XVIII-XIX в. границы России далеко продвинулись на запад и на юг, охватывая все новые территории и народы. Многонациональность населения страны еще более усилилась. Были присоединены Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина, Крым, Бессарабия, Финляндия, Польша, Северный Кавказ и Закавказье, Казахстан и Средняя Азия. Сложилась огромная многонациональная Российская империя. Уже тогда это была необычная держава, заметно отличавшаяся от созданных в то же время на Западе империй колониального типа. По сравнению с ними Россию правильнее было бы назвать империей особого типа, способной не просто перемалывать и ассимилировать покорённые народы, а как бы вбирать их в себя, включать их в общеимперскую жизнь при сохранении их национальной идентичности.

Хотя в этом плане при желании можно найти и исключения (например, Польша, Финляндия). В советское время царскую Россию было принято называть "тюрьмой народов". В подтверждение приводились факты национального угнетения и дискриминации. Но все же это была какая-то странная "тюрьма". Предполагаемый "тюремщик" (читай? русские) нес на себе основное бремя затрат, усилий и жертв ради сохранения и укрепления державы, не получая при этом никаких привилегий на этнической основе. Самые тяжелые государственные повинности (крепостное право, рекрутчина, подушная подать) в полном объеме распространялись именно и прежде всего на русских, тогда как многие инородцы были от них освобождены.

Положение в некоторых национальных районах благодаря проведенным там Петербургом преобразованиям выгодно отличалось от ситуации в собственно русских регионах. Так, Александр I в 1809 г. предоставил широкую автономию Финляндии, в 1815 г. даровал конституцию Польше, в 1816-1819 гг. освободил от крепостного права крестьян Лифляндии и Эстляндии. Проекты же соответствующих реформ для всей России (конституция, разработанная под руководством Н.Н.Новосильцева, план А.А.Аракчеева по ликвидации крепостничества) были положены "под сукно".

Да и сам "русский" царизм, который согласно рассматриваемой формуле эксплуатировал все народы России (в том числе и русских трудящихся), отнюдь не был примером этнической чистоты. У представителей династии Романовых после Петра III и Екатерины II собственно русской крови осталось не так много. Все правящие верхи и дворянство в целом были многонациональны. Это не удивительно. В состав правящего класса вливались как приехавшие в Россию иноземцы, так и верхушка покоренных народов, получавшие зачастую равные с русским дворянством права и привилегии.

Показательно, что императорская Россия не утратила ни одной территории в результате национал-сепаратистских выступлений. Южную Бессарабию (устье Дуная) потеряли в 1856 году после Крымской войны, но вскоре вернули (1878 г.), Аляску продали США в 1867 г. по решению самого Петербурга, а Южный Сахалин в 1905 г. уступили Японии в результате поражения в войне.

Имели место в царской России национальный гнет и неравенство народов? Были ли национальные движения и восстания? Конечно, были. Можно вспомнить череду восстаний в национальных районах? от только что покоренного Казанского ханства в 50-е годы XVI в. до Туркестана в 1916 г., мощные выступления в Польше в 1830-1831 и 1863-1864 гг., неоднократные волнения в Грузии и т.д. Но в каких странах в этот период (XVIII-XIX в.) царила идиллия в межнациональных отношениях, а политика властей вызывала бы только удовлетворение и одобрение нетитульных народов? Напомним, что, к примеру, рабство как крайняя форма национального и расового угнетения было отменено в большинстве испанских колоний в 1811 г., в Британской империи в 1833 г., в колониях Франции? в 1848 г., Нидерландов? 1863 г., в США? в 1863 г. (запрещено поправкой к конституции в 1865 г.), в Османской империи в 1882 году, в Бразилии? в 1888 г. В эту же историческую эпоху пало крепостное право в России (1861 г.).

Властвование царизма в многонациональной стране до поры до времени облегчало одно обстоятельство. Становление и оформление наций, вызревание национального самосознания и подъем национальных движений? это явления, в полный голос давшие о себе знать только в XIX в. и далее по нарастающей? в XX в. Когда эти движения набрали силу, власть не смогла вовремя сориентироваться и ответить на брошенные ей вызовы. Петербургские верхи так и не выработали чёткой и ясной программы по национальному вопросу.

В результате событий 1917 г. рухнула династия Романовых, а затем, как многим казалось, навсегда развалилась Российская держава. Всплеск социально-политических и экономических противоречий и тяготы мировой войны, наложившись на проблемы, порождённые многонациональностью страны, способствовали ее распаду. Хотя революции? и февральская, и октябрьская 1917 г. ? произошли прежде всего в центре, в столице, национальные районы ответили на них резкой активизацией национально-сепаратистских движений. Не вдаваясь в детальный анализ событий 1917-1920 гг., хотелось бы сделать несколько замечаний.

Во-первых, почему-то принято считать, что те, кто провозглашал в национальных регионах независимость, были выразителями воли чуть ли не всего местного населения. Между тем немало (а то и множество) "националов" поддерживали там или советскую власть, или белое движение. Победа и красных, и белых означала бы, что единство многонациональной страны было бы сохранено. Применительно к красным это подтверждается последующим развитием событий. Что касается белых, то известен их лозунг "За единую и неделимую Россию" (как вариант: единая Россия с возможным предоставлением автономии отдельным районам).

Во-вторых, утверждение власти национальных правительств, объявивших о независимости, происходило в условиях грубого внешнего вмешательства и при непосредственной поддержке интервентов. Не будь интервенции, наверное, мало какой национальный режим устоял бы в условиях гражданской войны. На Украине Центральная Рада, а затем Директория начисто проиграли борьбу за власть Советам и искали спасения, призывая в страну интервентов (Центральная Рада? немцев, Директория? поляков). В Грузии 26 мая 1918 г. была провозглашена независимость, но в это время в Поти уже высаживались немецкие войска, которые вскоре вступили в Тифлис. В Азербайджане мусаватисты смогли войти в Баку только вместе с турецкими войсками. При этом в современной историографии и публицистике стран ближнего зарубежья о советских (русских) войсках часто пишут как об интервентах, тогда как о настоящих интервентах высказываются гораздо мягче, скорее как о союзниках в борьбе за независимость от России. Выходит, что для местных режимов важно было именно отделиться от России, а не получить подлинную независимость. О какой независимости можно говорить в условиях иностранной оккупации?

В-третьих, при разговоре о становлении новых государств, образовывавшихся на территории бывшей Российской империи, надо помнить, что процесс получения независимости затрагивает две стороны: тех, кто отделяется, и тех, от кого отделяются. Само по себе провозглашение независимости ещё не обязательно означает появление самостоятельного субъекта международного права. Требуется в первую очередь признание той страны, от которой "уходят". Показательно, что Эстония, Латвия и Литва, в которых местные национальные силы, противостоявшие большевикам, провозгласили независимость в 1918 г., не сумели сразу добиться международного признания. Только после того, как в 1920 г. Советская Россия заключила с ними мирные договоры и признала их независимость, Великобритания, Франция, США и другие страны также сделали аналогичные заявления.

В-четвертых, оставшаяся под властью большевиков большая часть страны, на которой были созданы советские республики, очень скоро стала восстанавливать своё пусть не формальное, но фактическое единство. Во всех республиках у власти была одна и та же партия большевиков, руководство которой находилось в Москве. 1 июня 1919 г. был принят декрет ВЦИК "Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". По этому декрету создавалась единая Красная Армия, командование которой располагалось в Москве. Подлежали объединению республиканские Советы народного хозяйства, а также наркоматы финансов, труда и путей сообщения. На практике функции этих объединённых органов обычно выполняли соответствующие ведомства РСФСР. Многие решения руководства РКП(б), а также органов власти и государственного управления РСФСР распространялись на другие республики. Фактически это отражало начало процесса сближения и объединения советских республик под главенством Советской России, который в 1922 г. подтолкнёт И.В.Сталина к выдвижению плана "автономизации". Указанные обстоятельства, относящиеся к эпохе революции и гражданской войны, свидетельствовали о силе и прочности нитей, объединявших многие народы нашей страны и обеспечивавших восстановление её единства, несмотря ни на какие беды, испытания и утрату отдельных территорий.

Образовавшийся в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик многие называют? кто с гордостью, кто с ненавистью? "красной империей". И снова это будет необычная империя, если вообще этот термин применим к СССР. В классической империи интересы метрополии превыше всего. Колонии для того и нужны, чтобы метрополия и её население получали выгоду от своего господствующего и руководящего положения в империи. Не совсем так, а то и совсем не так обстояло дело в СССР.

Возьмём ли национальный состав правящего слоя, особенно в первые два десятилетия после 1917 г., проведение административных (ставших после 1991 г. государственными) границ между территориями с русским и нерусским населением, финансовые потоки из центра на окраины и обратно. Во всех этих вопросах интересы, условно говоря, "метрополии" и государствообразующего народа часто ограничивались или даже приносились в жертву интересам "колоний" и их народов.

Несмотря на всю сложность, противоречивость, а зачастую и трагичность преобразований в 1920-1930-е гг., их важнейшим результатом стало упрочение единства народов СССР, умножение мощи союзного государства. Лучшее тому доказательство? победа Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Гитлер очень надеялся, что нападение на СССР вызовет внутри нашей страны взрыв социальных и национальных противоречий, нерусские народы восстанут против Москвы и большевистский "колосс на глиняных ногах" развалится. Однако многонациональное советское государство, при всех издержках и потерях, выдержало тяжелейшее испытание на прочность.

В послевоенный период интеграционные процессы внутри СССР продолжались и усиливались. Многие перекосы и трагические последствия сталинской национальной политики были смягчены и устранены. Достигнутый уровень социального единства общества и глубина процессов интернационализации показались советскому руководству достаточными, чтобы выдвинуть и активно пропагандировать тезисы о решении в СССР национального вопроса и о возникновении новой исторической общности людей? "советского народа".

Ныне эта идея нередко примитивно трактуется как простое слияние разных наций и народностей в единый советский народ, считай, советскую нацию. Тогда же, в 1970-1980-е гг., подчеркивалось, что это не механическое объединение или тем более ассимиляция. Это именно новая социальная и интернациональная (или: классовая и межнациональная) общность, представляющая собой следующий шаг в развитии исторических общностей людей (от рода и племени в первобытную эпоху до нации при капитализме и социализме и теперь к новой, советской общности на этапе развитого социализма и строительства коммунизма). Длительное совместное проживание в едином государстве привело к тому, что у всех народов, у людей всех национальностей стало появляться все больше общих черт в их жизни, поведении, менталитете. Но культура каждого народа оставалась национальной по форме. Считалось, что все это явилось результатом прочности социально-политического и идейного единства всех классов и социальных слоев, наций и народностей, населяющих территорию СССР. Как показали последующие события, представления о "прочности" и "единстве" оказались преувеличенными, а недостаточное внимание к национальным проблемам обернулось трагическими последствиями для союзного государства. Сочетание многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов привело к развалу СССР.

Многонациональный характер государства дал основу для распространения и победы сепаратистских, центробежных сил. Распад СССР стал "крупнейшей геополитической катастрофой века" (В.В. Путин).

В грандиозных по размаху и последствиям и драматических по характеру событиях, связанных с гибелью Союза, ещё предстоит детально разобраться. Многие силы и механизмы, задействованные в этом процессе, до сих пор скрыты от посторонних глаз, а конкретные обстоятельства случившегося, мотивы действий многих политических игроков зачастую остаются под покровом тайны.

Либералы заявляют, что, может быть, развал СССР и вызывает сожаление (хотя, мол, все империи неизбежно разрушаются), но зато удалось сохранить целостность России. На самом деле нынешняя Российская Федерация? это бывшая РСФСР, а историческая (Большая) Россия, которая носила название Советский Союз, оказалась разрушенной. Советская страна была единым целым, живым развивающимся организмом. При всех кардинальных трансформациях XX века она сохранила генетическую преемственность с предшествовавшими эпохами. Так что Союз отнюдь не был случайно составленной пирамидкой из 15 кубиков (союзных республик), каждый из которых имел свое название и жил своей жизнью. Показательно, что все годы существования СССР на Западе его называли Россией. Да и мы сами сейчас часто говорим "Россия" вместо "СССР", когда речь идет о советском периоде отечественной истории.

Утверждается также, что "демонтаж империи" и демократические преобразования прошли без кровопролития. В жизни всё было гораздо сложнее. В ряде районов некогда единой страны дело дошло до прямого вооруженного противостояния из-за национальных и региональных противоречий, стоившего жизни множеству людей (сепаратистский мятеж в Чечне, гражданская война в Таджикистане и другие "горячие точки"). Трагические события в Москве в сентябре-октябре 1993 г. тоже имели связь с развалом СССР.

В новой исторической обстановке надо найти пути укрепления единства народов нынешней России, чтобы избежать повторения судьбы погибшего Союза. Важно, чтобы решение национальных проблем российские власти искали не в абстрактной теории и словесных заклинаниях, а прежде всего в приземлённой действительности. преступность, Надо бороться c такими явлениями, как этническая преступность, вызывающее поведение отдельных мигрантов, коррупция и кумовство на национальной почве, перекосы в национальном составе чиновников и бизнесменов в отдельных республиках, монополизм этнических групп в тех или иных видах бизнеса. Необходимо на практике обеспечить равные условия для людей всех национальностей, воспитывать толерантность, уважительное отношение к чувствам и ценностям других народов.

Особое значение приобретает русский вопрос. Было время, когда государство заботилось прежде всего об интересах нерусских народов. Теперь пришел черед принять действенные меры по поддержке русского народа, русского языка, русской культуры. От того, как чувствует себя народ, по сути являющийся государствообразующим, в огромной степени зависит состояние всего общества. Тем более, что русскость? это не только и не столько показатель этнического происхождения, сколько показатель принадлежности к русской цивилизации. В этом смысле русскость не отторгает, а, наоборот, объединяет и консолидирует другие народы, живущие в одной стране с русскими и принимающие русскую культуру и русский язык наряду со своими национальными культурой и языком. Русский народ выполняет, таким образом, интегрирующие функции в многонациональном Российском государстве. Русский культурный код лежит в основе российской цивилизации.

Важный аспект русского вопроса? положение соотечественников, проживающих за рубежом. Президент Румынии Т.Бэсеску публично заявлял, что "Румыния и румыны? единственная страна, единственный народ, оставшийся в Европе разделённым после воссоединения Германии" (имелось в виду, что румыны и молдаване? это, дескать, один народ). В связи с этим стоит напомнить, что к разделённым народам можно было бы отнести, например, венгров, сербов, албанцев, осетин. Но самый большой разделённый народ в Европе? это русские. После развала СССР за пределами нынешней России оказалось, по разным оценкам, 20-25 млн русских. Если немцы 40 лет называли себя "разделенной нацией" и боролись за объединение, то почему русские не могут хотя бы назвать себя разделённым народом? Конечно, это вызовет всплеск обвинений в "имперском мышлении" и каких-то других "грехах", но это будет констатацией реального факта.

Расширение и укрепление многосторонних связей с бывшими союзными республиками, ныне независимыми государствами, особенно с теми, где проживает много русских и других славян, является важнейшей задачей внешней политики Москвы. В последнее время российское руководство активно занялось проблемами евразийской интеграции и добилось на этом пути ощутимых сдвигов. В июле 2012 г. на совещании послов и постоянных представителей России президент В.В.Путин подчеркнул: "...Углубление интеграционных процессов на пространстве СНГ? это сердцевина нашей внешней политики, курс, рассчитанный на историческую перспективу. ... Будем планомерно вести дело к созданию евразийского экономического союза, что должно быть еще более глубокой степенью интеграции".

Однако на пути евразийской интеграции стоит немало серьезных препятствий.

Во-первых, не может не сказаться более чем 20-летнее раздельное, независимое существование бывших советских республик. Поначалу, когда Советский Союз только что разрезали "по живому", разрыв, например, устоявшихся экономических, технологических и прочих связей сказывался крайне болезненно. Но за последующие годы производство (если, конечно, оно не сгинуло вовсе) более-менее восстановилось, обросло новыми связями, вступило в новые кооперационные схемы с другими партнерами, как правило, не из СНГ. Доля взаимной торговли постсоветских государств в их товарообороте, составлявшая поначалу его большую или даже подавляющую часть, затем резко сократилась. Основная часть экспорта-импорта теперь приходится на Евросоюз, США, Китай, Турцию. С этими же партнерами интенсивно развиваются связи и во многих других областях, например, в образовании (в том числе обучение за рубежом), науке, культуре.

Во-вторых, Россия в силу сложности и неоднозначности своего нынешнего состояния, будь то экономика, права человека, демократия, уровень и образ жизни, преступность и т.д., пока не обладает достаточной притягательной силой, чтобы вовлечь в интеграционные процессы на постсоветском пространстве новых участников и устранить сомнения у тех, кто уже в них серьезно вовлечён. Да и в самой России, прежде всего в её элите, не все готовы одобрить и активно поддержать евразийскую интеграцию. Не для того некоторые российские политические силы в свое время активно участвовали в развале СССР, чтобы теперь заняться собиранием его осколков.

В-третьих, национальные элиты постсоветских государств не особенно рвутся в новые интеграционные объединения, видимо, опасаясь за свою власть и собственность и не желая конкурировать с более мощным российским бизнесом. Они по-прежнему надеются получить больше выгод от сотрудничества с дальним зарубежьем, прежде всего с США, Европейским Союзом, Китаем или по крайней мере? одновременно "доить двух коров". Евроатлантическая ориентация имеет много сторонников на постсоветском пространстве, и они, очевидно, не предрасположены поддерживать евразийскую интеграцию и сближение с Россией.

В-четвертых, старшие поколения жителей новых независимых государств, значительная часть которых с ностальгией вспоминает времена СССР, постепенно уходят. Представления населения о современной России и отношениях с ней формируются прежде всего под воздействием своих политиков и СМИ, которые смотрят на все с собственной колокольни и часто изображают Россию не с лучшей стороны. Аукаются разного рода споры, конфликты с Россией, торговые войны с ней (была даже настоящая, горячая война). Новые поколения уже не помнят времена единого союзного государства, зачастую воспринимают своих соседей на постсоветском пространстве как чужаков и потому не чувствуют особой потребности в интеграции с ними. Ситуация усугубляется резким падением уровня знания русского языка в странах Закавказья и Центральной Азии.

В-пятых, Запад сделает всё для того, чтобы воспрепятствовать интеграции на постсоветском пространстве. Можно не сомневаться, что в ход будут пущены все средства? от словесных увещеваний и финансово-экономических пряников до жесткого давления, угрозы "цветной революции" и использования "пятой колонны". Упускать плоды своей победы в "холодной войне" Запад не захочет ни при каких обстоятельствах. Кстати, и Китай вряд ли охотно откажется от преимуществ развития отношений со странами СНГ на двусторонней основе, а не в составе какого-то интеграционного объединения.

История многонационального Российского государства, как и всей русской (российской) цивилизации, свидетельствует о том, что в ней были величайшие взлеты и победы, но были и настоящие катастрофы. Теперь от воли и усилий нынешнего поколения зависит то, станет ли этническое, языковое, религиозное, культурное многообразие России источником ее мощи и процветания, залогом преодоления невзгод и достижения новых побед.

Сергей Михайлович Монин? кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО(У) МИД России.

РОССИЯ НАВСЕГДА

Подпишитесь на нас

§ 7. Россия как многонациональное государство

По мере продвижения русского населения за пределы своего первоначального ареала в состав России входили не только новые земли, но и присоединялись новые народы. В XVI в. Иван Грозный обратился к народам, находящимся под властью татаро-монгольских ханов, с приглашением – принять русское подданство. На это предложение челобитной царю откликнулись башкиры (1552 г.) и в 1557 г. они вошли в состав России. В первой половине XVII в. начался переход калмыков в русское подданство (в 1655 г. они приняли присягу охранять русскую границу на юге от крымских татар и турок). В этот же период в состав Русского государства вошли народы, населявшие восточную Сибирь (якуты, буряты, хакасы и др.), во второй половине XVII – первой половине XVIII в. – народы северо-востока Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, уже с XVI в. Россия становится многонациональным государством.

Образование мощного централизованного многонационального государства имело большое значение для народов, живущих на границах России (украинцев, белорусов, молдаван) и ведущих борьбу против иноземных захватчиков. В 1655 г. Великая Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией (Правобережная, так же как Восточная Галичина, Закарпатье и Северная Буковина, присоединится позже). В XVIII в. молдавский господарь Кантемир принял решение (1711 г.) перейти под протекторат России. Россия вынуждена была вести изнурительные войны с турками и литовско-польским государством Речь Посполитая, отстаивая свои интересы на землях украинцев и белорусов.

В результате Северной войны (1700–1721 гг.) Россия прорубила «окно в Европу», получив доступ к Балтийскому морю и присоединив территории Эстонии, части Латвии и Карелии (с Выборгом). В ходе русско-шведской войны (1808–1809 гг.) от Швеции к России перешло Великое княжество Финляндское, которое имело особый статус в составе России и пользовалось политико-правовой автономией. В ходе трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 г.) между Австрией, Пруссией и Россией в состав последней вошли Белоруссия, Правобережная и Западная Украина (кроме Львова), большая часть Литвы и Курляндии.

Во второй половине XVIII в. в результате российско-турецких войн России отошли Крым и северные побережья Азовского и Черного морей. Россия усиливает свое влияние и на Северном Кавказе , где ей противостоят крымские ханы, Турция и Иран. В XVII–XVIII вв. русское подданство приняли ряд горских народов: кабардинцы, карачаевцы, черкесы, осетины (последние впоследствии в большинстве своем приняли и православие). В 1809 г. ряд народов Дагестана также приняли подданство России. На Северном Кавказе опорой Русского государства становится казачество. Процесс присоединения народов Северного Кавказа не проходил бескровно и был связан в основном с военными методами. В ходе Кавказской войны (1817–1834 гг.) весь Северный Кавказ был поставлен под контроль России. Наместник императора на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе.

Закавказье подвергалось неоднократным разделам между Ираном, Турцией, Византией, Арабским Халифатом и монголо-татарскими ханами. Народы региона, прежде всего христианские, также искали защиты у сильной России. В результате русско-иранской войны (1828–1829 гг.) Восточная Армения присоединилась к России. На основе подписания Георгиевского трактата (в 1783 г.) Восточная Грузия обратилась к русскому царю за помощью в борьбе против Турции и Персии, а позже (в 1799 г.) присоединилась к России. В этот же период послы Азербайджанского ханства неоднократно направлялись в Петербург также с просьбой о присоединении, которая была удовлетворена в 1801 г., а к концу 1806 г. б?льшая часть земель Азербайджанского ханства стала территорией России.

В середине 60-х гг. XIX в. Россия начала активное продвижение всреднеазиатском направлении . Здесь к этому времени существовали три государственных образования: Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. Присоединение к России казахских земель (в 1846–1854 гг.) вызвало военное столкновение с кокандским ханом. В 1865 г. наступление русских войск завершилось взятием Ташкента, который стал центром вновь образованного Туркестанского генералгубернаторства. В 1876 г. Кокандское ханство вошло в состав России, а Хива и Бухара сохранили свою автономию. Присоединение Средней Азии завершилось в 1885 г. взятием самой южной крепости – Кушки.

Таким образом, на протяжении трех веков – с XVI по XIX – Россия сформировалась как многонациональное государство. В 1721 г. Петру I был присвоен титул императора, а Российское государство стало Российской империей.

Национальная политика в Российской империи

Национальная политика – система законодательных, организационных и идеологических мер, предпринимаемых государством по регулированию взаимоотношений между народами, этническими группами страны, направленных на реализацию их национальных интересов, на разрешение национальных противоречий в сфере межнациональных отношений.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межэтнических и межконфессиональных отношений. В Российской империи складывался определенный тип межнациональных отношений.

Во-первых , более 90 % народов и их территорий добровольно вошли в состав Российского государства. Действительно добровольным было вхождение в состав Российского государства народов, населявших огромные территории Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды, Казахстана, Алтая и др. Ни один, даже самый малочисленный народ, находясь в составе Российской империи, не исчез физически, не перестал существовать как этнос. Главной целью Российской империи была не религиозная и культурная ассимиляция народов, а безопасность государства.

Во-вторых , Российское государство являлось единым, территориально целостным государством. Вхождение народов в состав крупного централизованного Российского государства в целом имело прогрессивное значение и создало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития этих народов.

В-третьих , по существу не было экономического ограбления национальных окраин. Русские переселенцы не отбирали землю у земледельческих народов Поволжья, Закавказья, Средней Азии. Вовлечение новых территорий в орбиту единого всероссийского рынка, а через него – в сферу мирового хозяйства, способствовало экономическому и социальному развитию самых отдаленных окраин, которые, оказавшись в могущественной стране, контактировали с народами, достигшими более высокого социально-экономического и культурного развития.

В-четвертых , несмотря на отдельные ограничения по этническому признаку, в России не было юридически господствующей нации и национального угнетения в пользу русских, не существовало нации имперской и колониальных народов, как это было между западными метрополиями и их колониями. Не отрицая негативных моментов, связанных с фактическим положением некоторых национальных окраин, нельзя не видеть тех очевидных преимуществ, которые обрели народы, будучи в составе Российской империи.

Российская федерация – федеративное государство

Федеративное государство – государственно-правовое объединение, обеспечивающее единство всех входящих в него территориальных единиц, пользующихся определенной политической и правовой самостоятельностью в форме национально-территориальных автономий.

Национально-территориальная автономия (НТА) – одна из форм самоопределения, которая обеспечивает благоприятные возможности для хозяйственного, политического и культурного развития народов. В основе создания НТА лежат исторически сложившиеся границы проживания одного или двух этносов, отличающихся своеобразием хозяйства, культуры, быта, традиций. Исходя из этого, национально-государственные и национально-территориальные образования называются именем самоопределившихся этносов, приобретающих статус титульных этносов .

После Октябрьской революции 1917 г. идея НТА была положена в основу национальной политики в Российской Федерации. В целях обеспечения благоприятных условий для социально-экономического и культурного развития национальностей были созданы НТА различных уровней: автономные республики, автономные области и национальные (автономные) округа. По характеру и объему полномочий НТА в РСФСР осуществлялись в двух формах: политической и административной .

После распада СССР и провозглашения суверенитета РФ произошли изменения в ее внутреннем устройстве. Все автономные республики, автономные области и автономные округа приобрели статус равноправных субъектов. В настоящее время идет процесс вхождения ряда НТА в состав крупных административно-территориальных единиц.

Источники информации

1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2003.

2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998.

3. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001.

4. Колосов В., Петров Н. и др. Субъекты Федерации: какими им быть // Полис. 1994. № 4.

5. Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993.

6. Основы национальных и федеративных отношений / под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. М., 2001.

7. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы / под ред. Ю. Веденеева. М., 1996.

Вопросы и задания

1. Как Россия стала многонациональным государством? Как изменялось ее геополитическое положение на разных этапах российской истории?

2. Что отличало национальную политику Российской империи от колониальной политики стран Запада в Азии, Африке, Латинской Америке?

3. Какие формы государственно-территориального устройства существуют в современном мире?

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Многослов-2, или Записки офигевшего человека автора Максимов Андрей Маркович

Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей Леонидович

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Государство Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести. КОНФУЦИЙ, китайский философ Как возникли первые государства? Давно дело было, уже никто и не

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

Россия богатых. Россия бедных Начнем с гордой здравицы: русская земля богата, обильна, плодородна. А. К. Толстой не возражает, однако придерживается следующего мнения: «Земля наша богата, порядка только нет». Под этими строками хочется подписаться многим русским.Богатство

Из книги автора

Локальный мир и государство В принципе авторитарная власть в том виде, в котором она существовала в древних синкретических формах и в условиях того, что по Марксу иногда называют азиатским способом производства, опиралась на местные локальные патриархальные сообщества,

Из книги автора

Локализм и государство Локализм вышел на последнюю прямую, движимый стремлением уйти от тоталитаризма, авторитаризма, от высших центров власти, от государственности вообще. Процесс шел к атомизации общества, к бесконечному распаду на локальные миры, на сообщества, где

Из книги автора

Глава I ГОСУДАРСТВО ЦЕРКОВНОЕ И ГОСУДАРСТВО КНЯЖЕСКОЕ Рим на европейской «шахматной доске»В воскресенье 29 сентября 1420 года Мартин V торжественно вступил в Рим. Избранный 11 ноября 1417 года на церковном соборе в Констанце и являющийся отныне единственным римским папой, он

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!