Краткая характеристика экономических систем. Типы экономических систем и их характеристика
Экономическая система представляет особый механизм, созданный для решения двухсторонних проблем редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определенные способы их размещения между альтернативными направлениями использования.
Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.
В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:
Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I , фашистская Германия);
- стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);
- хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;
Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;
Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.
В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.
Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.
Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.
Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.
В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.
Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:
q обеспечение занятости;
q полное использование производственных мощностей;
q стабилизация цен;
q параллельный рост заработной платы и производительности труда;
q равновесие платежного баланса.
Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.
Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.
Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.
В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.
В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.
Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одногосостояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.
От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.
Для переходных экономик стран бывшего «социалистического лагеря» сегодня существует широкий спектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих «социалистические» атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик типа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем, начавших с реализации принципов «шоковой терапии». При этом в переходной экономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. Первая из них заключается в постепенном умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившего свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей в мировой практике тенденции социализации. Вторая тенденция связана с генезисом отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности). Третья тенденция заключается в усилении процесса социализации – возрастания роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций. Очевидно, что в таких условиях окончательный выбор экономической системы в России будет зависеть в конечном счете от соотношения политических сил в стране, характера проводимых преобразований, масштабности и эффективности осуществляемого реформирования всех сфер общественной жизни, а также от адаптации общества к переменам.
Подводя итог, отметим, что экономические системы многомерны. Они могут быть формализованы: ES = f (A 1, A 2, A 3 ... An ). Иначе говоря, экономическая система (ES ) определяется своими свойствами (А), где существует n таких свойств. Это и означает, что экономическая система не может быть определена в терминах единственной характеристики.
Различные школы экономической мысли по-разному классифицировали социально-экономические системы. Сегодня ведущими критериями являются форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельности. Отношения собственности оказывают решающее влияние на устройство любой экономической системы. Экономическая система - совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем организационных форм собственности. Со времени появления человеческого общества существовали самые различные экономические системы. Однако их можно разделить на две группы: рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешанная экономика) и нерыночные экономические системы (традиционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.
В развивающихся странах действует традиционная экономическая система , в ряде государств сохранились ее некоторые элементы. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика - первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятельность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:
Социально-экономические отношения в обществе определяются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;
Экономические роли индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Социум развивающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, религиозные, кастовые и др.);
Технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся традициям и обычаям общественного устройства;
Устойчивое превышение темпов роста населения над темпами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся странах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;
Многоукладность экономики, когда сосуществуют различные формы производства - от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;
Активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие экономики, оказание социальной поддержки беднейшим слоям населениям Значительную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохранение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соотношение часто достигает 1: 20.
Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивного роста, т. е. возможности использования дополнительных ресурсов. Характерные черты административно-командной экономики:
Государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или государственной собственностью и никому конкретно не принадлежат;
Отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных планов. План предусматривает производство количества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается монополизм производителя;
Коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного экономического планирования, являющегося основой хозяйственного механизма. Оно охватывает все уровни этого механизма - от домашнего хозяйства до государственного;
Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти. Административные средства регулирования подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.
Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Считается, что эта экономическая система способствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и занятости, экономическому росту. Основные черты чистого капитализма:
Частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Материальные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:
Рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической экономики служит рынок, или рыночная система ценообразования. Система рынков и цен играет роль основной организующей силы. Посредством рыночного механизма общество выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;
Личный интерес как стимул экономического развития. Каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы экономических ресурсов в целях личного интереса стремятся получить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся приобрести их по самой низкой цене:
Свобода предпринимательства и свобода выбора. Владельцы материальных ресурсов и денежного капитала, как производитель, так и потребитель, могут использовать эти ресурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;
Наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рынком, так как экономическая власть широко рассеяна;
Ограниченная роль государства. Считается, что капиталистическая экономика - саморегулирующаяся система, поэтому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установлением правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.
Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регулирования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраняются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешанными, хотя одни больше тяготеют к административно-командным, а другие - к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление определенной модели смешанной экономики определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.
Основные черты американской модели смешанной экономики:
Низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;
Всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;
Высокий уровень социальной дифференциации. Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.
Основные черты европейской модели смешанной экономики:
Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;
Защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;
Сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.
Особенности японской модели смешанной экономики:
Координация деятельности правительства и частного сектора. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;
Особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;
Особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.
Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:
На многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;
Многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;
Смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;
Многообразие форм распределения национального продукта.
В основе системы распределения должны лежать два принципиально различных, но во многом сходных механизма распределения. Один из них основан на рыночных методах, второй - на принципе распределения по труду. Распределительный механизм - это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость положения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.
Изучаемые вопросы
1. Понятие экономической системы.
2. Типы экономических систем.
Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).
Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование).
В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:
· Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.
Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.
Основные черты американской модели смешанной экономики:
· низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;
· всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;
· высокий уровень социальной дифференциации . Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.
Основные черты европейской модели смешанной экономики:
· активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;
· защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;
· сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.
Особенности японской модели смешанной экономики:
· координация деятельности правительства и частного сектора . Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;
· особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;
· особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.
Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:
· на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;
· многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;
· смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;
· многообразие форм распределения национального продукта.
Пределы вмешательства государства в экономику.
Наиболее сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.
Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного механизма.
Так, например, желание обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества в Швеции, в государстве, которое называли государством "всеобщего благоденствия ", заставило правительство поднять уровень налогообложения индивидуальных доходов до 80%, что подрывало у высокооплачиваемой части населения стимулы к высокоэффективному труду, к овладению сложными специальностями и в результате вело к снижению эффективности производства, торможению производительности труда. С другой стороны, для получателей социальных пособий возможность, не работая, обеспечить себе вполне сносный уровень жизни порождала среди определенной их части иждивенческие настроения, не способствовала укреплению семьи (пособие обычно выплачивалось только одиноким матерям; если женщина выходили замуж, выплата пособия прекращалась). Это вызвало снижение эффективности шведской экономики.
Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.
Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, какими бы благими намерениями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные деформации рыночных процессов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его слои, которым государство стремилось помочь.
Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.
+ совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:
социально-экономические отношения;
организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
хозяйственный механизм;
система стимулов и мотиваций участников;
экономические связи между предприятиями и организациями.
В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:
Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I, фашистская Германия);
- стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);
- хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;
Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;
Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.
В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.
Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.
Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.
Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.
В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.
Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:
q обеспечение занятости;
q полное использование производственных мощностей;
q стабилизация цен;
q параллельный рост заработной платы и производительности труда;
q равновесие платежного баланса.
Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.
Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.
Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.
В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.
В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.
Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одногосостояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.
От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.
Рыночная экономика .Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.
Отличительные черты:
Многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;
Развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
Ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;
Изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
Рост уровня образования (послешкольное);
Новое отношение к труду (творческое);
Повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
Гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
Информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
- ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
Глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).
Термином «экономическая система» обозначается общая сумма элементов, связанных между собой. Предполагается некая целостность отношений между людьми в , основой которых является производство, координация и употребление благ экономики. Все они различаются по способам распределения хозяйственного труда людей и виду собственности на ресурсы. В современном мире существует целый список экономических концепций. Каждая их них имеет как положительные, так и отрицательные стороны, а также свои уникальные особенности. Вот характеристика самой распространенной из них.
Вконтакте
Описание
Самой первой из всех, существующих на данном этапе развития человечества, можно назвать традиционную схему. На сегодняшнее время ней всё еще пользуются практически все страны третьего мира. Отличительной чертой данной структуры является то, что именно и в каком количестве производит традиционная экономическая система. Более развитые государства, а также те, которые находятся на пути активного развития, имеют традиционную экономику более сложного образца.
Экономическая концепция зародилась и продолжает свое существование на различных этапах жизни государства, являет собой сложные взаимоотношения между производителями продукции и потребителями.
Существует несколько основных видов систем . Первой такой формой считается общепринятая, которая основывается на обычаях каждого отдельно взятого племени.
К примеру, если несколько поколений подряд занималось выращиванием пшеницы, то все следующие будут делать то же самое. Никому из жителей не приходит в голову, что такое положение дел может быть невыгодно и можно заниматься чем-то другим.
Отличительные черты
Перечислим особенности традиционной экономической системы. Базовыми составляющими является массовая распространенность ручного труда, отсутствие или медленное развитие технического прогресса, а также наличие различных видов хозяйственности.
Государства с имеют широко распространенное мелкотоварное производство, основой которого является частная собственность. Обычаи и традиции страны с такой экономикой притормаживают технологический процесс. А при высокой рождаемости это во всех случаях приводит к бедноте. Обычаи меняются, но, к сожалению, очень медленно.
Важно! Нельзя утверждать, что в слаборазвитых странах традиционная экономическая система преобладает, так как в некоторых регионах России можно встретить ее элементы.
Традиционная экономика
Признаки
Основные признаки традиционной экономической системы в странах третьего мира:
- недоступность образования для некоторых слоев общества;
- отсутствие или слабое проявления прогресса в области науки;
- игнорирование прогрессивных технологий;
- преобладание ручного труда населения в экономике страны;
- давление со стороны религии на политические взгляды людей;
- базирование власти на основе традиционных родоплеменных отношений и устоев;
- ограничение прав низших слоев общества и прочее.
Главной задачей является выбор наиболее выгодного способа решения определенной проблемы. При этом важно достичь полного удовлетворения потребностей. Говоря о том, в каких странах присутствует данная экономическая форма, можно четко обозначить такие регионы, как Африка, особенно Южная, и государства Азии.
Все «за» и «против»
Перечислим плюсы и минусы традиционной системы. По большей части такая подобная форма имеет отношение к первобытному обществу и воспринимается современниками как неразвитая и слабая. Но по сравнению с рыночной, можно утверждать, что общепринятая разновидность более стабильна и имеет высшее качество производимой продукции.
Это объясняется грошовой заинтересованностью рабочих в реализации продукции собственного производства. Исходя из этого, можно утверждать, что это в большей степени предсказуемая форма, чем все остальные. Народ имеет уверенность в завтрашнем дне, поэтому здесь имеет место высокая степень доверия правящей верхушке общества.
Несмотря на перечисленные достоинства традиционной экономики, минусов у нее намного больше. Основным из них считается полное отсутствие технического прогресса, которое обеспечивает экономические отношения. Объем производства продукции находится на низкой стадии развития, что объясняется преобладанием ручного труда над машинным. Также характерна зависимость от климата и от других внешних факторов. К минусам также можно отнести незащищенность населения в социальном плане, которая нередко провоцирует различные конфликтные ситуации в обществе.
Проблема неравенства в социуме
В общепринятой системе присутствует авторитарный принцип распределения производственных ресурсов между населением. Большую часть общественных благ выделяют правящей элите страны. В этом и кроется причина того, что уровень жизни большинства находится на невысоком уровне. Чаще всего люди в стране с такой формой экономики подвержены идеологическому воздействию, поэтому у них не наблюдается повышенного интереса к всякого рода излишествам и предпринимательской деятельности. Факторы, которые смогли оказать влияние на какие-либо изменения в хозяйстве при общепринятой системе, практически отсутствуют.
Важно ! Именно в традиционной экономике власть навязывает населению консервативную идеологию, так что роль государства в ней можно назвать ведущей.
Какие-либо внешние субъекты не имеют большого интереса в том, чтобы в государстве с привычной общепринятой системой произошли изменения в хозяйственной модели. Это объясняется тем, что никто не хочет появления новых конкурентов на мировом и все в высшей степени заинтересованы в сохранении прежней структуры.
Виды
Какие еще черты традиционной экономической системы следует выделить дополнительно: она состоит из набора общих структур, которые разделяются на четыре основных вида.
Перечислим основные виды:
- традиционная экономика;
- рыночная;
- командная;
Важно! Традиционная экономическая система считается прародительницей всех остальных.
В командной экономике все вопросы о производстве решаются централизованно. Частная собственность в странах с командной формой управления отсутствует частично или полностью. Одним из плюсов такой экономики является низкая вероятность кризиса перепроизводства. Но вместе с этим возникает большая вероятность дефицита продуктов производства.