Все для предпринимателя. Информационный портал

К методам мобилизации денежных фондов относятся. Методы и формы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты - налоговый метод - метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

7. Финансовая система государства.

Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы:

1. Сюда входит бюджетная система.

2. Внебюджетные целевые фонды.

3. Финансы предприятий и организаций.

4. Фонды имущественного и личного страхования.

5. Кредит, который подразделяется на государственный, муниципальный и банковский.

Главным звеном финансовой системы традиционно считается бюджетная сфера. Перераспределение через бюджет должно обеспечивать нормальное развитие производство и средств производства. Тоже самое, касается производственной и непроизводственной сферы, промышленности, сельского хозяйства и других диспропорций. Финансовую систему необходимо отличать от финансового аппарата. Финансовый аппарат - это часть аппарата государственного управления, на который возложено управление финансовой системой.

Внебюджетные целевые фонды. Правовой статус фондов подробно регламентирован в бюджетном кодексе и в законодательстве субъектов. Если бюджетные фонды связаны с развитием общих задач, то внебюджетные связаны с конкретной задачей, напр., пенсионный фонд.

Фонд имущественного и личного страхования. Источниками образования этих фондов являются денежные средства предприятий и населения, и чем лучше будет финансовое положение этих двух групп, тем лучше будет состояние этих фондов.

Финансы предприятий. Объем таких децентрализованных денежных фондов напрямую зависит от состояния налоговой системы государства. Если налоговая система государства достаточно "щадящая" и объем налоговых платежей невелик, то децентрализованные фонды государства растут. Это хорошо, поскольку средства этих фондов будут оставаться в государстве и использоваться для различных нужд.

Кредит. Государственный и муниципальный кредит представляют собой механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах. Деньги, которые лежат в банках без движения - за счет них банк сам дает кредиты.


Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распре­деления и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определи­ли необходимость существования денег, кредита, других экономических кате­горий, что является вторым условием существования финансовой деятельнос­ти (см. схему 1).

В процессе осуществления финансовой деятельности государство реша­ет в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обес­печить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стиму­лировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансо­вого контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределе­ния и использования денежных ресурсов (см. схему 2).

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разно­образных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собира­ния и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финан­совой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическимилицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг;

г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-

д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние (см. схему 4).

Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институ­тов (групп экономических отношений) образует финансовую систему (см. схему 7):

1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему госу­дарственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости на­селения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и дру­гие), государственный кредит.-

2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объеди­няет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу при­влечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: соци­альное, личное, имущественное, страхование ответственности, предприни­мательских рисков, перестрахование.

5. Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства




Навигация

»

4. Существуют следующие методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (см. схему 3):

а)налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;

б)метод добровольного привлечения денежных средств - в форме вкладов населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг;

в)метод взимания сборов и пошлин, т.е. платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т.п.);

г)метод страхования - образуются страховые фонды;

д ) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Методы мобилизации фондов денежных средств │

└────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌──────────┬─────────────┼────────────┬────────────┐

│ │ │ │ │

▼ │ ▼ │ ▼

┌───────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ ┌───────────────────┐

│Налоговый метод│ │ │Метод добровольного │ │ │ Взимание сборов │

│ │ │ │привлечения денежных│ │ │ и пошлин │

│ │ │ │ средств (вклады, │ │ │ │

│ │ │ │ гос. займы и др.) │ │ │ │

└───────────────┘ │ └────────────────────┘ │ └───────────────────┘

┌──────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Метод проведения │ │ Эмиссия денег │

│ страхования │ │ │

└──────────────────┘ └───────────────────┘

Схема 3. Методы мобилизации фондов денежных средств

Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств - относятся:

а)финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б)кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в)выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей , осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 4).

│ Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств │

└──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

│ 1. Финансирование ├─┼─┤ 2. Кредитование │

└────────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐

│3. Выплата страховых возмещений,├─┴─┤ 4. Расчеты │

│ пенсий, пособий, выигрышей │ │ │

Схема 4. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств

Осуществление финансовой деятельности обусловлено объективным существованием финансов. Финансы (от лат. finire) представляют собой экономические отношения, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения денежных средств аккумулируются и распределяются государственные денежные средства (см. схему 5).

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в обществе. С помощью финансов происходит распределение (перераспределение) национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции, или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом; к этим отношениям относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Финансы │

└───────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

└───────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

┌───────────────┴────────────────┐ ┌─────────────────┴────────────────┐

│ Система стоимостных (денежных) │ │ Денежные фонды, мобилизуемые и │

│ отношений, в процессе которых │ │ используемые государством и │

│ формируются государственные │ │ муниципальными образованиями │

│ и муниципальные денежные фонды │ │ для реализации своих функций │

│ в результате распределения и │ │ │

│перераспределения национального │ │ │

│ дохода │ │ │

└────────────────────────────────┘ └──────────────────────────────────┘

Схема 5. Понятие финансов

В свою очередь, совокупность всех финансовых институтов (групп экономических отношений) в их взаимосвязи образует финансовую систему (см. схему 6):

1. Государственные финансы включают в себя централизованные финансы, аккумулированные в бюджетной системе, в том числе бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и др.).

2.Институт финансов предприятий , учреждений и организаций объединяет децентрализованные финансы: 1) предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

3. Институт кредитования образуют : 1) финансы, аккумулированные в банковской системе; 2) государственный кредит.

4. Институт страхования. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.


┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Финансовая система │

└──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┘

┌────────────────┬─────────────────┼───────────────┬─────────────────┐

│ │ │ │ │

┌───────┴───────┐ ┌─────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────────┴───────┐

│Государственные│ │ Финансы │ │ Кредитование │ │Страхование│ │Местные финансы │

│ финансы │ │предприятий,│ │ │ │ │ │ │

│ │ │учреждений, │ │ │ │ │ │ │

│ │ │организаций │ │ │ │ │ │ │

└────────┬──────┘ └──────┬─────┘ └──────┬───────┘ └────┬──────┘ └────────────────┘

┌─────┴──────┐ │ ┌──────┴───────┐ │

│ │ │ │ │ │

┌──┴───┐┌───────┴───────┐ │ ┌──────┴────────┐┌────┴─────┐ │ ┌────────┐┌──────────────┐

│Бюджет││Государственные│ │ │Государственный││ Финансы │ │ │ Бюджет ││ Внебюджетные │

│ ││ внебюджетные │ │ │ кредит ││банковской│ │ │ ││ фонды │

│ ││ фонды │ │ │ ││ системы │ │ │ ││ │

└──────┘└───────────────┘ │ └───────────────┘└──────────┘ │ └────────┘└──────────────┘

┌─────────────┴─┐ ┌─────────┴─┬─────────────┐

│ │ │ │ │

┌──────┴─────┐┌────────┴─────┐ ┌───┴──┐┌───────┴─────┐┌──────┴────┐

│ Финансы ││ Финансы │ │Личное││Имущественное││Другие виды│

│коммерческих││некоммерческих│ └──────┘└─────────────┘└───────────┘

│организаций ││ учреждений, │

│ ││организаций и │

│ ││ общественных │

│ ││ организаций │

└────────────┘└──────────────┘


Схема 6. Финансовая система государства

5. Местные финансы. В соответствии с законодательством местные финансы включают средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Финансовую деятельность осуществляют все органы государства и муниципальных образований. В то же время ее значимость и специфический характер обуславливают необходимость формирования специальных субъектов, наделяемых соответствующей компетенцией в сфере финансов. К ним в первую очередь относятся Министерство финансов РФ и Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Важнейшую роль в процессе проведения финансовой деятельности играет Министерство финансов РФ , Положение о котором утверждено ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г . В соответствии с названным Постановлением министерство является федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности , производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Положением закреплен ряд полномочий Министерства финансов (см. схему 7).

Для реализации перечисленных полномочий в структуре Министерства финансов РФ образованы следующие департаменты (см. схему 8).

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб (см. схему 9).


┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Полномочия │

└──────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┐

┌─────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Вносит в Правительство РФ │ │Принимает нормативные правовые│ │ │

│проекты федеральных законов, │ │ акты в сфере финансов п. 5.2 │ │ Осуществляет │

│ нормативных правовых актов │ │Постановления Правительства РФ│ │ │

│Президента РФ и Правительства│ │ от 30.06.2004 г. │ │ │

│ РФ в сфере финансов │ │ "О Министерстве финансов РФ" │ │ │

└─────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘ └───────────────────────┬─────────────────────┘

┌──────────────┬─────────────────┬─────────────────┬───────────────────┬──────────┴┬─────────────┐

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

┌────────────┐┌───────────────┐┌─────────────────┐┌───────────────┐┌───────────────┐┌───────────┐┌─────────────┐

│составление ││представление в││ управление ││ выполнение ││ управление ││ сбор, ││ организацию │

│ проекта ││ правительство ││ средствами ││ функций ││государственным││обработку ││перечисления │

│федерального││ отчетности об ││стабилизационного││ эмитента ││ долгом РФ ││ и анализ ││межбюджетных │

│ бюджета ││ исполнении ││ фонда ││государственных││ ││информации ││ трансфертов │

│ ││ федерального ││ ││ ценных бумаг ││ ││о состоянии││ │

│ ││ бюджета ││ ││ ││ ││ финансов ││ │

└────────────┘└───────────────┘└─────────────────┘└───────────────┘└───────────────┘└───────────┘└─────────────┘


Схема 7. Полномочия Министерства финансов РФ


┌─────────────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌──────────────────┐

│ Департамент │ │Департамент│ │Департамент│ │ Департамент │ │ Департамент │

│административный │ │ бюджетной │ │налоговой и│ │ международных │ │ финансовой │

│ │ │ политики │ │таможенно- │ │финансовых отношений,│ │ политики │

│ │ │ │ │ тарифной │ │ государственного │ │ │

│ │ │ │ │ политики │ │ долга и │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ государственных │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ финансовых активов │ │ │

└────────┬────────┘ └─────┬─────┘ └─────┬─────┘ └──────────┬──────────┘ └─────────┬────────┘

│ │ │ │ │

└────────────────┴─────────────┴───┬──────────────┴──────────────────────┘

┌──────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

│ Департамент │ │ │ Департамент │

│бюджетной политики│ ┌─────────────────────┴──────────────────────┐ │ регулирования │

│ в сфере ├──┤Центральный аппарат Министерства финансов РФ├──┤ государственного │

│ государственной │ └─────────────────────┬──────────────────────┘ │ финансового │

│ военной и │ │ │ контроля, │

│правоохранительной│ │ │ аудиторской │

│ службы и │ │ │ деятельности, │

│ государственного │ │ │бухгалтерского учета│

│оборонного закона │ │ │ и отчетности │

└──────────────────┘ │ └────────────────────┘

┌───────────────────┬─────────┴────────────┬────────────────┐

┌─────┴──────┐ ┌──────────┴──────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌─────┴─────┐

│Департамент │ │ Департамент │ │ Департамент │ │ Правовой │

│межбюджетных│ │ бюджетной политики │ │бюджетной политики│ │департамент│

│ отношений │ │в отраслях социальной│ │ в отраслях │ │ │

│ │ │ сферы и науки │ │ экономики │ │ │

└────────────┘ └─────────────────────┘ └──────────────────┘ └───────────┘


Схема 8. Структура Министерства финансов РФ


│ Министерство финансов РФ │

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│ осуществляет координацию и контроль деятельности │

│ находящихся в его ведении │

└───────────────────────────┬──────────────────────────┘

┌────────────┬────────────┬────────────┬─────────────┬───────────────────┐

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

┌───────────┐┌───────────┐┌───────────┐┌────────────┐┌────────────┐┌───────────────────────┐

│Федеральной││Федеральной││Федеральной││Федеральной ││Федерального││Контроль за исполнением│

│ налоговой ││ службы ││ службы ││ службы по ││казначейства││Федеральной таможенной │

│ службы ││страхового ││финансово- ││финансовому ││ ││ службой нормативных │

│ ││ надзора ││бюджетного ││мониторингу ││ ││ правовых актов по │

│ ││ ││ надзора ││ценных бумаг││ ││ вопросам исчисления и │

│ ││ ││ ││ ││ ││ взимания таможенных │

│ ││ ││ ││ ││ ││ платежей, определения │

│ ││ ││ ││ ││ ││ таможенной стоимости │

│ ││ ││ ││ ││ ││товаров и транспортных │

│ ││ ││ ││ ││ ││ средств │

└───────────┘└───────────┘└───────────┘└────────────┘└────────────┘└───────────────────────┘


Схема 9. Взаимодействие Министерства финансов РФ с федеральными службами

» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

  • экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансовая система РФ, ее состав

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

  • с входящими в нее и ;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • , объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).

Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов , специально созданных для управления финансами и для осуществления в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья : бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства . Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам ; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет .

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

  • Российской Федерации;
  • Российской Федерации;
  • Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

    Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

    По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

    По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

    • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
    • подзаконные.

    Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

    К финансово-плановым актам относятся:
    • основной финансовый план государства — РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
    • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
    • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
    • финансовые планы страховых организаций;
    • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
    • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
    • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

    Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

Осуществляется финансовая деятельность специальным ап­паратом на основании разнообразных методов (в том числе - сти­мулов, ограничений и санкций).

В зависимости от участников финан­совой деятельности методы ее осуществления делятся надве группы:

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (добровольные, обязательные и смешанные );

Методы их распределения и использования.

1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на виды:

а)налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

б)обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований;

г)взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);

д) с помощьюметода страхования образуются страховые фонды;

е)эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние.

2) Методы распределения фондов денежных средств:

а)финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б)кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называтьфинансовым институтом, к которым относятся, на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави­сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении денежных средств используются финан­сирование и кредитование .

Фи­нансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий. Это обеспечение денежными средствами по­требностей расширенного воспроизводства.

В условиях рыночной экономики государственные и муни­ципальные органы власти финансируют только целевые мест­ные программы. Государ­ственные и муниципальные нужды обеспечиваются за счет бюд­жетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения поставленных задач.

Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финанси­рование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляе­мых на льготных условиях в распоряжении предприятия, и т. п. Конкретные виды, размеры и порядок предоставления финан­совых льгот устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления во время утверждения конкретной целевой программы.

Через бюджетную систему осуществляется и опосредованное финанси­рование государством важных мероприятий и программ.

Кредитование , как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается возмездностью , срочностью и возвратностью . Кредиты из государственных и муниципальных средств предоставляются в основном частным предприятиям, но возможны случаи полу­чения государственных и муниципальных кредитов и бюджет­ными предприятиями, учреждениями, организациями.

Использование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется посредством расчетных операций , которые могут быть в наличной и безналичной формах.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными , так и регулятивными способами, адми­нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч­ной экономики применение административных методов в фи­нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга­ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос­ти любых административных решений и на устранение элемен­тов администрирования в финансовой деятельности.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;

б)законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) -рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;

в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

а) Министерство финансов РФ.

б)Федеральное казначейство РФ.

в)Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!