Все для предпринимателя. Информационный портал

И с переходной экономикой быстро. Особенности и типы переходной экономики

Характеристика переходной экономики

Определение 1

Переходная экономика - экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к России и другим постсоветским (постсоциалистическим) государствам переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

В современной классической экономической теории изучается рыночная экономика как устойчивая, упорядоченная и равновесная система, которая находится в состоянии поступательного развития. В конце $XX$ века, в период перехода индустриального общества в постиндустриальное, сформировалась новая наука транзитология, которая изучает теоретические основы экономических трансформаций. Таким образом, транзитология - это наука об экономике переходного периода. Предметом этой науки являются проблемные вопросы трансформации системы хозяйствования. Субъектом же исследований транзитологии является экономическая система конкретной страны (или стран) которая находится в переходном состоянии, от одного качественного уровня к другому.

Рисунок 1.

Особенность переходной экономики в том, что, по сути, одновременно экономическая система имеет характерные черты сразу двух, зачастую диаметрально противоположных, систем. Эти особенности переходной экономики делают ее нечто большим, нежели процесс реформирования некоторых частей и элементов, это процесс смены всей существующей системы экономических отношений.

Классификация переходных процессов по характеру и типу

В процессе анализа истории экономических процессов выявилось, что в процессе развития существует несколько типов переходных экономик, отличающихся друг от друга по масштабам, а также по характеристике протекания процессов.

По масштабу принято разделять экономические процессы на:

  1. Глобальные;
  2. Локальные.

По данной классификации локальная переходная экономика существует в некотором отдельном районе, регионе или отдельно взятой стране. В своей основе локальная экономика переходного периода содержит конкретные экономические процессы, которые присущи данному региону, и делающие экономику данного региона уникальной и отличительной от экономики других стран и регионов. В плане масштаба локальная переходная экономика является экономикой исходного типа.

Под глобальной переходной экономикой подразумевают всеобщий процесс изменений, протекающий в масштабах мирового хозяйства или даже всей цивилизации, как правило, специалисты разделяют восточную и западную цивилизации. Естественно, что глобальные процессы по определению не возможны без включения в них локальных экономических изменений, именно благодаря этим локальным изменениям и происходят масштабные подвижки глобального характера. Однако глобальные процессы могут развиваться и вследствие неких глобальных факторов, как, например, глобальное разделение труда. Глобальные изменения процессы всегда имели место быть на протяжении существования человеческого общества. Для примера можно взять процесс разделения человеческой цивилизации на западную и восточную цивилизации в $I$ тысячелетии до нашей эры. На данном этапе развития нашего общества существуют все предпосылки к тому, что вскоре произойдёт объединение этих двух цивилизаций.

По тому, как протекают процессы, также выделяются два типа переходной экономики:

  • естественно-эволюционная;
  • и реформаторско-революционная.

Первый тип происходит при естественном ходе истории, второй - при возникновении в обществе, зачастую в случае революционных кардинальных процессов, программ и направлений развития общества, в том числе и в сфере экономики. Одним из примеров второго типа переходной экономики можно считать опыт воплощения в жизнь программы Л. Эрхарда в Германии после окончания Второй Мировой Войны.

Некоторые экономические школы считают, что в чистом виде эти типы переходной экономики встречаются весьма редко. В большинстве случаев имеет место их переплетение, по сути, это и есть переходная система экономики. Совершенно очевидно, что любая реформа будет ускорять (или замедлять) ход естественной экономической эволюции. В качестве примера можно рассмотреть реформу $1861$ года в России, которая была направлена на ускорение перехода от традиционного уклада в экономике к экономике нового капиталистического, то есть рыночного типа.

Логичным продолжением этих реформ можно рассматривать реформы Столыпина. По сути, эти реформы в экономической плоскости можно сравнивать с социально-политическими революциями, которые произошли в России.

Замечание 1

Конец $XX$ века ознаменовался массовым переходом от административно-командной экономической системы к рыночной во многих странах мира. В целом способы осуществления этих переходов можно разделить на два типа. Это переход путем создания специальных экономических институтов (это сделали Китай, а также Венгрия в Европе), или же путь «шоковой» терапии (этот тип характерен для большинства стран Восточной Европы, в том числе и для России). Классическую форму такого перехода продемонстрировала Польша $90$-х годов.

Главные особенности переходной экономики

Переходная экономика - это нормальное эволюционное состояние экономической системы, когда экономика работает в период перехода от одной ступени эволюции общества к другой, часто это период экономических, политических и социальных изменений. Исходя из этого, черты переходной экономики отличают ее от «обычной» экономической системы. Среди этих специфических особенностей можно выделить:

  • Заторможенность (инерционность) процесса воспроизведения.
  • Развитие новых форм, элементов и экономических институтов.

Зачастую эти особенности определяются как главные проблемы переходной экономики. Первая особенность (инерционность) объясняется тем, что из-за постоянного оглядывания на предыдущий этап не возможна быстрая, как бы этого не хотелось, замена экономических форм и отношений новыми. Именно этим явлением объясняется сохранение на достаточно большом промежутке времени пережитков старых экономических взаимоотношений.

Основные черты характерные для переходной экономики

В экономической теории выделяют основные черты переходной экономики, их как минимум пять.

    Изменчивость.

    Экономика переходного периода отличается своей изменчивостью, которая нарушает равновесие. Данная черта присуща для любого типа переходной экономики, обеспечивает как динамизм развития процесса, так и неопределённость перспектив процесса развития экономической системы.

    Смешение нового и старого.

    Особенности переходной экономики проявляются в переплетении новых и старых форм ведения хозяйства являются лакмусовой бумажкой на то, что процесс действительно начат, он идёт и по мнению многих специалистов свидетельствует о необратимости процесса.

    Альтернативность.

    Является фактором многовариантности развития событий и свидетельствует о возможности выбора наиболее благоприятного варианта развития.

    Противоречивость.

    Эта особенность касается не столько функционирования экономики, сколько возникающих противоречий между слоями общества и стоящими за ними субъектами хозяйствования. Обострение противоречий насколько сильно, что это может привести к революционным потрясениям и социальным катаклизмам.

    Историчность.

    Экономика переходного периода сама по себе носит исторический характер, который, несомненно, зависит от особенностей региона. Это значит, что одни и те же закономерности протекания экономических процессов проявляются в каждой стране по-разному.

Совершенно очевидно, что при формировании программ экономического развития следует учитывать основные черты переходной экономики, с целью недопущения возможных ошибок и просчётов.

Первым видом переходной экономики в XX в. была экономика перехода от капитализма к социализму в связи с Великой Октябрьской Социалистической революцией 1917 г., завершившегося в 30-х гг.

Основные черты переходной экономики от капитализма к социализму:

– революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими;

– многоукладность экономики при постепенном переходе к одному укладу, основанному на общественном типе собственности;

– установление диктатуры пролетариата, как орудия подавления сопротивления идеям социализма;

– стремление сократить переходный период.

Задачами переходного периода являлись:

– установление господства общественной собственности в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной;

– переход к распределению общественного продукта по труду;

– проведение индустриализации и коллективизации;

– создание материально-технической базы (МТБ) социализма;

– ограничение сферы действия рыночного механизма и переход к плановому ведению хозяйства.

Вторым видом переходной экономики (если стоять на позициях технократического подхода к классификации экономических систем) можно назвать переход к новому кейнсианскому типу регулирования экономики в странах Запада в середине XX в., что в результате привело к появлению постиндустриального типа экономической системы.

В этот переходный период происходили коренные изменения
в способах координации экономической деятельности, а именно, отказ от идеи Смита о «невидимой руке», регулирующей экономику, и признание идеи Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики.

Страны начали разрабатывать специальную бюджетно-налоговую, кредитно-денежную политику, т. е. систему мер, регулирующую поведение субъектов экономики. Все это обеспечивало стабильное развитие стран Запада довольно долго, до 70-х гг. XX в.

Третий вид переходной экономики – переход развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки к новой независимой экономике после освобождения от колониальной зависимости в середине XX в.

Основные задачи переходного периода в этих странах:

1) ликвидация деформаций в экономике: изменение структуры народного хозяйства; создание базиса для независимости;

2) переход к новой экономической системе – смешанной экономике.

Четвертый вид переходной экономики – переход от административно-командной экономики к рыночной.

Основными чертами переходного периода являются:

– переход к многоукладной экономике с господством частной формы собственности – основы рыночных отношений;

– сочетание элементов старой и новой экономических систем;

– неустойчивость, состояние неравновесия (кризисные явления в производстве, торговле, финансах и т. д.);



– качественные изменения производственных отношений: замена административных методов хозяйствования рыночными;

– переход осуществляется в условиях разрушения СССР – единого мощного государства, когда разорвались сложившиеся хозяйственные связи;

– переход осуществляется в условиях формирования новых международных отношений.

Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена ее эффективностью. Исторический опыт показал, что наиболее эффективным, обеспечивающим наиболее высокий жизненный уровень населения, типом экономической системы является рыночная экономика, основанная на частной собственности и личном интересе, где ниже трансакционные издержки, и где возникают «общественные выгоды», т. е. выгоды для потребителя и производителя при условии, что товары продаются по равновесной (конкурентной) цене.

Цель и задачи переходного периода к рыночной экономике

Основная цель переходного периода – переход к новой экономической системе – рыночной экономике смешанного типа.

Для этого необходимо решить следующие задачи :

1. Путем реформирования отношений собственности, создать новую, характерную для рыночной экономики основу.

2. Осуществить переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. Сформировать рыночные отношения, создать инфраструктуру рынка.

3. Преодолеть кризисные явления в экономике.

4. Создать развитую систему социальной защиты населения.

Эти задачи решаются разными способами .

Первая задача – реформирование отношений собственности осуществляется путем разгосударствления и приватизации , сущность и способы осуществления которых рассмотрены в теме «Социально-экономическая сущность отношений собственности».

Вторая задача – формирование рыночных отношений решается тремя способами: 1) путем либерализации экономики; 2) структурных преобразований экономики; 3) институциональных преобразований.

Либерализация экономики – это система мер, с помощью которых устраняются государственные ограничения в предпринимательской деятельности субъектов экономики в таких процессах, как: 1) движение цен (они должны складываться под влиянием спроса и предложения, т. е. устанавливаться рынком, а не государством); 2) движение товаров и услуг, особенно ресурсов; 3) налогообложение, квотирование, лицензирование и
т. д.; 4) государственная монополия на осуществление хозяйственной деятельности.

Структурные преобразования , как способ решения второй задачи – это изменение структуры народного хозяйства: ликвидация отживших отраслей и производств, создание новых с учетом имеющихся ресурсов, переход на новые технологии и т. д. Все это может осуществляться с помощью государства (правительства), которое способно разработать и реализовать промышленную политику, т. е. систему мер для быстрого роста экономики.

Институциональные преобразования – это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения субъектов экономики, создание рыночных организаций и учреждений и замена ими старых, командно-административных. Это создание условий для действия рыночной системы, т. е. создание рыночной инфраструктуры.

Рыночные институты – это рыночные правила, законы и учреждения, которые разрабатывают эти правила, контролируют их выполнение. Без контроля рыночные институты разрушаются и возникают криминальные структуры.

В переходный период необходимо создать новые законы о собственности, налогах, ценах, предпринимательстве, конкуренции, банках, биржах, о новой системе государственного регулирования экономики. Надо создать рынки потребительских товаров, капитала, земли, труда, денег, валюты.

Рыночные отношения будут созданы тогда, когда все субъекты экономики будут обладать рыночным поведением, т. е. обладать экономической свободой, экономической обособленностью, а в экономике будет господствовать конкурентная среда.

Третья задача – преодоление кризисных явлений, решается путем разработки эффективной экономической политики (бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, социальной).

При решении этой задачи возникают большие трудности. Прежде всего не ясно, какими методами воздействовать на экономику. От административно-командных надо отказываться, а рыночные еще не действуют, т. к. еще не созданы рыночные отношения. Такое промежуточное состояние, особенно если оно продолжается долго, влечет за собой появление кризисных явлений. Необходимо как можно быстрее создавать рыночные отношения и придать им господствующий характер.

Четвертая задача – создание развитой системы социальной защиты, обусловлена необходимостью оградить население от тяжелых последствий реформирования экономики. При этом надо разработать систему мер с адресной социальной поддержкой нуждающимся слоям населения: выплата вовремя пенсий, пособий, зарплаты, дотирование оплаты коммунальных услуг и др.

Социальная политика государства включает в себя систему мер, направленных на повышение жизненного уровня и улучшение качества жизни населения.

В порядке самостоятельной работы студенты подготовят рефераты-доклады о способах решения основных задач переходного периода в Республике Беларусь.

2. Пути перехода к рыночной экономике:
эволюционный и «шоковая терапия»

Можно выделить два пути перехода к рыночной экономике: эволюционный и «шоковая терапия».

Эволюционный путь предполагает проведение медленных, последовательных реформ государством, которое играет главную роль в формировании рыночных отношений. Постепенное преобразование социально-экономических отношений позволяет избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

Основные черты эволюционного пути:

– государство постепенно, на основе долгосрочных реформ формирует рыночные отношения;

– рыночные отношения сначала охватывают сферу производства
и сбыта потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли (производство средств производства);

– либерализация цен проводится постепенно и на последующих этапах реформы экономики, причем сохраняется государственный контроль над ценами в отраслях, продукция которых входит в производство любых товаров (энергетика, транспорт), чтобы не усиливалась инфляция;

– проводится жесткая финансовая, денежная политика в целях сдерживания инфляции и недопущения нарушения закона денежного обращения;

– активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, особенно мелкий и средний бизнес в производстве и сфере услуг.

Примером такого пути перехода является Китай, Венгрия, Республика Беларусь, Россия.

Шоковая терапия – это такой путь перехода к рыночной экономике, который предполагает одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и формирование бездефицитного бюджета.

В основе этого подхода лежит идея монетаризма о способности рыночной экономики к саморегулированию, что обусловливает минимальную роль государства в переходном периоде. Главная задача государства в этот период – поддержание устойчивости финансовой системы, денежного обращения, недопущение инфляции. Однако, считают сторонники шоковой терапии, на пути к рыночным отношениям много препятствий и одно из главных – это позиция аппарата чиновников, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса, т. е. хотят всегда управлять и поэтому препятствуют развитию рыночных отношений, при которых их руководящая роль сводится к минимуму, т. к. экономика сама развивается.

Основные черты шоковой терапии :

– одномоментная либерализация цен, т. е. государство перестает регулировать цены на все товары, и они продаются свободно по конкурентным ценам. Эта мера приводит к ликвидации товарного дефицита и запускает механизм рынка;

– ускоренная приватизация государственной собственности, в том числе переход к частной собственности на землю, что создает основу рыночных отношений;

– ликвидация централизованного планирования и включение экономических методов регулирования экономики с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики;

– либерализация внешнеэкономической деятельности, создание открытой экономики.

При использовании метода шоковой терапии возникает ряд отрицательных (негативных) последствий: стремительный рост цен, т. к. в наследство достается дефицит на многие товары; массовые банкротства предприятий и рост безработицы; падение жизненного уровня значительной части населения, социальная дифференциация; наиболее прибыльной становится не сфера производства, а перераспределительная деятельность в финансовой сфере, куда устремляется поток реальных денег.

Шоковая терапия наиболее широко применялась в Польше, в других странах Центральной и Восточной Европы.

3. Проблемы переходной экономики в Республике Беларусь

В настоящее время экономика республики находится на этапе перехода к смешанной экономике рыночного типа. Поставлена цель – создать социально-ориентированную рыночную экономику , т. е. такой тип экономической системы, который предполагает активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Основными чертами такой модели экономики являются:

– господство конституционных гарантий личных прав и свобод граждан;

– свобода предпринимательства, выбора профессии и места работы;

– равенство всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества;

– обеспечение взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда;

– социальная защита нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения.

Необходимость социальной ориентации экономики обусловлена социальным характером экономических отношений, т. е. тем, что в основе экономических процессов лежат не только личные интересы, но и общественные (всех членов общества). Поэтому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Эти преобразования нельзя сводить лишь к социальному обеспечению и социальной защите малоимущих групп населения. Более важным элементом социальной политики является социальный аспект приватизационной, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой и иной экономической политики, т. е. создание условий, при которых благосостояние населения будет достигаться не столько перераспределением благ, сколько активной деятельности его населения. Только в этом случае можно говорить о социальной ориентации экономики.

В мировой практике сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы.

Американская модель рыночной экономики предусматривает проведение либеральной социальной политики, ориентированной на снижение вмешательства государства в решении индивидуальных проблем граждан, на предоставление им возможно большей экономической свободы. Задача государства – создать условия для самостоятельного решения гражданами своих социальных проблем, для чего активно поощряется предпринимательство, обогащение наиболее активной части населения. Социальное равновесие обеспечивается за счет перераспределения части национального дохода.

К особенностям американской модели рынка относится и антициклический и антиинфляционный характер вмешательства государства в экономику. Регулирование экономики осуществляется через систему государственного лицензирования производства определенных товаров, ограничение вывоза ряда товаров в другие страны, контроля за денежным обращением при помощи банковского кредита, регулирования рынка труда путем определения минимального размера зарплаты, создания фронта общественных работ.

Шведская модель рыночной экономики характеризуется иным подходом к решению социальных проблем. В основе модели лежат рыночные отношения в рамках трех форм собственности (частной, государственной и кооперативной) в сочетании с активным использованием государственного регулирования. Главным объектом регулирования являются трудовые отношения на общенациональном уровне (например, установление тарифных ставок), а также на уровне предприятий государственной собственности, на которых воспроизводится основная часть рабочей силы страны. Поэтому в Швеции самый высокий среди индустриально развитых стран уровень занятости.

Сердцевину шведской системы составляет социальная политика, в основе которой – три основных принципа: равенство, т. е. обеспечение равных возможностей достижения благосостояния; предоставление социальных гарантий населению при разных ситуациях; достижение полной занятости трудоспособного населения. Сокращение имущественного нера-
венства достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения.

Для успешного проведения социальной политики в государстве установлен один из самых высоких уровней налогообложения, который составляет более 50% ВНП (в других странах он колеблется от 30 до 40%).

Немецкая модель рыночной экономики называется еще социальным рыночным хозяйством, для которого характерны значительный удельный вес государственной собственности, сильные позиции частного предпринимательства и рыночного механизма в структуре экономики.

Законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, выпуск высококачественной продукции, защиту конкуренции, охрану окружающей среды.

Особую роль играет государство в решении социальных проблем (ликвидация безработицы, обеспечение социального страхования), в производстве общих благ (охрана окружающей среды, строительство дорог и т. д.).

Особенностью немецкой модели является регулирование экономики посредством преимущественно кредитно-денежной политики, а не бюджетно-налоговой, что связано с традиционно более высокой организацией финансового капитала в Германии по сравнению с США. Воздействие на уровень цен, структуру спроса и предложения осуществляется не через налоговую систему (американская модель), а через поддержание оптимального сочетания между величиной ссудного капитала и капитала, занятого в промышленности, и связанной с этим величиной процента.

Особое место в немецкой модели занимает политика доходов и занятости. Государство поощряет рост доходов производителей.

Японская модель рыночной экономики характеризуется смещением социальных функций от государства в сторону фирм и организаций.

В Японии фирмы не только дают работу домашним хозяйствам, но и берут на себя функции обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, проявляют заботу об обучении и образовании подрастающего поколения, о переподготовке и повышении квалификации взрослого населения.

Центральным звеном японской модели является система пожизненного найма работника фирмой. Сущность системы состоит в том, что предприятие поддерживает тесную связь с высшими и средними учебными заведениями, обеспечивая студентам производственную практику, в ходе которой выясняется, на какую должность и в какой отдел будет зачислен практикант после окончания учебы. Через каждые 3–5 лет работник перемещается по служебной лестнице и в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин увольняется на пенсию.

Системой пожизненного найма охватывается от 25 до 35% работников, остальные нанимаются на определенный срок. Они увольняются без каких-либо условий за счет чего фирма гибко приспосабливается к рынку.

Китайская модель – модель социально ориентированного рыночного социализма, характерна для стран социалистической ориентации, реформирующих свою экономику в сторону широкого использования рыночных отношений.

Страны, использующие данную модель, активно сотрудничают с развитыми и развивающимися странами, особенно в инвестиционной сфере.
С одной стороны, они способствуют развитию индивидуальных, интеллектуальных, предпринимательских способностей у населения, а с другой стороны, создают равные возможности для каждого получить образование, медицинскую помощь, доступ к культуре и передовой цивилизации.

Основная идея реформирования экономики Китая – поощрять рыночные отношения там, где возможно, и сохранять государственный контроль, где необходимо. В середине 80-х гг. XX в. в Китае были сняты все ограничения на индивидуальную трудовую деятельность, на создание частных предприятий в сфере производства потребительских товаров, в торговле и в аграрном секторе, где сосредоточено 80% населения. Поэтому прежде всего широко осуществлялись аграрные преобразования. Земля осталась в государственной собственности, но коллективные хозяйства распущены,
а земля передана крестьянам в аренду сроком на 30 лет (затем срок продлили еще на 30 лет). Была разрешена субаренда (сдача земли в аренду другим лицам), а арендную плату разрешили платить и натурой (произведенной продукцией). Реформа пошла на столько успешно, что за 5 лет
в стране был ликвидирован дефицит товаров. Удачным решением было создание свободных экономических зон, куда устремились иностранные инвестиции. В государственной собственности остается тяжелая промышленность, где проводятся постепенные реформы, например, этим предприятиям разрешается выпускать и продавать акции. Госпредприятия финансируются из госбюджета. Они зачастую неконкурентоспособны. В конечном итоге они будут преобразованы, но пока нельзя допустить кризиса
и массовой безработицы.

Таким образом, в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики: частный сектор и государственный. Государство планирует и регулирует денежно-кредитные отношения, контролирует цены, осуществляет социальную политику.

Рассмотрение некоторых моделей рыночной экономики показывает, что не существует единой общепризнанной модели социально ориентированной рыночной экономики. Каждая страна исходит из своей специфики.

Что касается выбора Республикой Беларусь модели социально ориентированной рыночной экономики, в качестве перспективной, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики республики, менталитета ее народа ни одна из рассмотренных моделей не может быть полностью использована. Республике необходима своя модель рыночного хозяйства. (Конечно же, с учетом зарубежного опыта).

Во-первых, проблему создания социально ориентированной экономики нельзя сводить к простому обеспечению максимального числа жителей страны средствами существования, к перераспределению доходов. Это слишком дорогостоящее дело, т. к. надо вводить высокие налоги, чтобы собирать большие суммы денег и перераспределять в пользу малообеспеченных слоев населения.

Во-вторых, социально ориентированная экономика – это экономика, где созданы условия для роста благосостояния каждого в результате трудовой деятельности, в результате предпринимательства.

В-третьих, проводя социальную политику, надо учитывать менталитет людей, унаследованные от прошлого иждивенческие настроения, надежду на помощь государства. Люди еще не имеют стимулов к борьбе за существование. Еще не все могут воспользоваться возможностью самореализации и самообеспечения. Если это не учитывать, то произойдет расслоение общества на очень богатых и очень бедных, что может привести, в свою очередь, к расколу общества.

В-четвертых, система социальной защиты не должна ограничиваться поддержкой малообеспеченных слоев населения. Она должна включать и защиту лиц, участвующих в общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется это через законодательное регулирование труда (продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т. д.) и его оплаты (установление минимальной зарплаты и др.),
а также через определение прав работников при приеме на работу и увольнении.

В-пятых, социально ориентированная рыночная экономика – это экономика, способная эффективно функционировать и обеспечивать рост производства и развитие общества. В то же время создание данной модели требует в качестве предпосылки высокого уровня развития экономики.

Таким образом, чтобы в стране была высокоэффективная экономика, надо обеспечить преобладание рыночных отношений, для чего надо решить основные задачи переходного периода: реформировать отношения собственности (разгосударствление и приватизация); создать рыночные отношения, включая инфраструктуру рынка; преодолеть кризисные явления в экономике и создать систему социальной защиты.

От характера намеченных преобразований будет зависеть процесс превращения бывшей государственно-социалистической экономики в рыночную.

Одной из важнейших задач в Республике Беларусь является регулирование процессов разгосударствления и приватизации . На ближайшую перспективу государственная программа приватизации в Беларуси предусматривает: завершение приватизации малых предприятий; активизацию процесса разгосударствления крупных предприятий; введение института банкротств; продажу предприятий-должников и ликвидацию отдельных безнадежно неэффективных предприятий; создание условий для более активного участия иностранных инвесторов и капитала.

Для создания рыночных отношений в Республике Беларусь принят целый пакет «рыночных» законов, создающих правовую основу для формирования рыночной экономики. Это законы: «О собственности», «О предпринимательстве», «О разгосударствлении и приватизации», «О занятости», «О труде», «О защите прав потребителя», «О социальной защите населения», «О валютном регулировании», «О едином налоге с предпринимателя» и др. Предстоит дальнейшая законодательная работа и работа по выработке механизмов реализации законов.

Преодоление кризисных явлений (спад производства, безработица, инфляция) осуществляется не только с помощью жесткой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, но и путем структурной перестройки экономики, основанной на высоких наукоемких и ресурсосберегающих технологиях. Предусмотрено на первом этапе ресурсы направлять в отрасли с коротким циклом воспроизводства и оборотом, т. е. с быстрой отдачей вложений. На втором, после того, как будет достигнута стабилизация (подавлена инфляция, укреплен рубль и т. д.) и будет создан механизм превращения накоплений (сбережений) в инвестиции, объектами технического перевооружения будут отрасли с высокими технологиями.

Особое значение в Республике Беларусь придается регулированию социальных отношений . Государство реализует программу социальной защиты населения. Регулируются доходы с тем, чтобы не допустить значительного разрыва в уровне жизни различных слоев и предотвратить социальную напряженность в обществе. Постоянно повышается минимальная зарплата, которая в перспективе должна быть равна прожиточному минимуму. Нуждается в совершенствовании и пенсионная система.

Что удалось сделать в Республике Беларусь в переходный период?

Заложена база суверенного государства, сформированы необходимые государственные институты.

Утвердились принципы сильной социальной политики государства.

Удалось существенно продвинуться в вопросах обеспечения законности и правопорядка, формирования гражданского общества.

Намечена структурная перестройка экономики с целью перейти на ресурсосберегающие технологии. Определены приоритеты экономического развития:

– наращивание экспорта товаров и услуг;

– развитие агропромышленного комплекса;

– развитие жилищного строительства;

– активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

– формирование эффективной системы здравоохранения.

Сегодня, в 2003 г., в республике поставлены следующие задачи:

– повысить конкурентоспособность экономики, т. е. производить продукцию по мировым стандартам, для чего наращивать экономический и научно-технический потенциал, повысить образовательный и квалификационный уровень работающих;

– обеспечить экономическую безопасность страны, т. е. не допускать зависимости от других стран;

– добиться социальной стабильности, благоприятной демографической ситуации, и экологии;

– поддерживать достаточный оборонительный потенциал и высокие политические позиции в мире;

– обеспечить развитие демократии, обеспечивающей свободу предпринимательства.

Группы стран с переходной экономикой

2. Особенности переходной экономики России:

Экономика страны накануне радикальных реформ

2.2. Рыночные преобразования в России:

Механизм российских реформ

Совокупные спросы совокупное предложение в переходной экономике

Россия: монополизм особого рода и особенности антимонопольной политики

Российский рынок труда. Безработица

Предпринимательство в России

2.3. Источники и распределение денежных доходов россиян:

Источники денежных доходов

Неравенство в распределении доходов

Проблема бедности в России

Социальная политика в России

Экономический рост в России: проблемы и перспективы

2.4. Формирование открытой экономики России:

Открытая экономика: сущность и показатели

России: от автаркии к открытой экономике

Переходная экономическая система

Экономическое развитие неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Сегодня пристальное внимание как российских и зарубежных ученых, так и широкой общественности, привлекают сложные и противоречивые преобразования, проходящие в постсоциалистических странах, в том числе и в России. В этой главе мы рассмотрим сущность переходной экономики, ее основные черты, варианты перехода к рынку, а также специфику реформ в ряде постсоциалистических стран.

1.1. Переходная экономика: сущность и особенности

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансформации.

Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов.

Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе.

Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся.

Во-вторых , неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию.

В-третьих , альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий.

Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества.

В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

В-пятых , историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.).

Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

1.2. Современная переходная экономика: основные направления и проблемы, модели реформирования

В настоящее время в центре внимания экономики переходного периода (транзитологии) находятся вопросы перехода от централизованно планируемой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Почти 30 странам предстояло осуществить переход от системы, основанной на тотальном огосударствлении экономической и политической жизни, к основам рыночной демократии. Причем если в ряде государств это было возвращение к относительно недавнему прошлому, то на постсоветском пространстве речь шла о восстановлении практически заново хозяйственно-политических принципов рыночной экономики.

Общепризнанной теоретической концепции перехода от плановой экономики к рыночной на сегодняшний день не существует. Это тот случай, когда создание научной теории переходного периода следует за практикой преобразований.

Основные направления и проблемы перехода к рынку

Перед всеми бывшими социалистическими странами стояла одна и та же задача - переход от административно-командной к рыночной экономике. Эта задача в разных странах решалась по-разному. Однако во всех государствах переходный период имел общие тенденции.

Выделяют следующие основные направления перехода к рынку.

Во-первых , либерализация экономики. Либерализация экономики - система мер, направленных на отмену или резкое сокра­щение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Основные направления либерализации экономики - либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен - это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. Предполагает свободную торговлю и свободное ценообразование. Либерализация хозяйственных операций - отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, пре­доставление возможностей для осуществления предприниматель­ства. Либерализация внешней торговли - отмена монополии государства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству.

Во-вторых, структурные преобразования экономики. Структурная перестройка - формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает изменение структуры собственности и отраслевой структуры национального хозяйства. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти всю экономику. Например, в СССР структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. имела следующий вид: 88,6 % - государственная; 8,7 % - колхозная; 1,5 % - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Практически во всех бывших социалистических странах была утяжелена структура промыш­ленности (преобладало производство средств производства) и не­доразвит агросектор. Экономика бывшего СССР, кроме тoгo, была перегружена военными расходами. По оценкам специали­стов, оптимальным считается, если военное производство со­ставляет примерно 1-2 % ВВП. Максимальной считается доля в 6 % ВВП. В СССР к концу 80-х гг. расходы на военное производ­ство превысили 25 % ВВП. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Структурная перестройка базируется на разгосударствлении и демонополизации экономики. Разгосударствление - процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень пред­приятий. Разгосударствление экономики опирается на проведе­ние денационализации и приватизации. Денационализация собст­венности - переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов эконо­мики. Приватизация представляет лишь один из многих вариан­тов денационализации. Приватизация - переход государствен­ной собственности в частные руки. Демонополизация - создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Здесь предполагается обеспечение дос­тупа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий.

В-третьих, институциональные преобразования экономики. Институциональные преобразования представляют собой создание условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики. Преобразование правовых институтов предполагает принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики. Формирование рыночной инфраструктуры предполагает создание коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства - предпринимательства и конкуренции.

Для современной переходной экономики характерны три группы проблем, которые так или иначе проявили себя во всех государствах осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Во-первых, проблемы либерализации экономики и макроэкономической стабилизации. Эти проблемы стоят рядом, поскольку кризис системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом, и проблема перехода к рыночному ценообразованию оказалась сопряжена с проблемой остановки инфляции. На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Во-вторых, институциональные проблемы, т. е. формирование условий для функционирования рыночной системы. Об институциональных преобразованиях уже говорилось. Важнейшее из таких преобразований - создание системы отношений частной собственности на основе общенародной. В-третьих, возможности и перспективы экономического роста. Решение данной проблемы усложнялось необходимостью коренной трансформации хозяйственной структуры плановых экономик. Выход из трансформационного кризиса определяли способы адаптации индустриальных экономик к постиндустриальным требованиям, а также принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны по уровню своего экономического развития.

Введение

1.Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции

2. Трансформационный спад как феномен переходной экономики

Заключение

Список использованной литературы


Введение

С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. В некоторых других странах, главным образом в Восточной Европе, перемены начались даже немного раньше.

Переходный период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени еще часто называют периодом постсоциалистической трансформации.

Естественно, что экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе – в политических и государственно- административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.

Смена строя может протекать по-разному. В нашей стране смена власти в 1991 году произошла после драматических событий – подавления августовского путча, распад СССР, самороспуска Верховного Совета и вынужденного отказа от власти президента СССР.

Рассмотрим подробнее, что же такое переходная экономика?


1.Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции

Переходная экономика - переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие, как новых черт переходной экономики, так и ее особенности .

Выделяют следующие основные черты переходной экономики.

1. Переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своем базисе. Термин «базис» в экономической теории является ключевым и включает в себя: тип собственности на средства и продукты производства; формы хозяйственных связей; тип координации деятельности между субъектами экономики.

С созданием базиса новой экономики завершается переходное состояние экономической системы и она обретает новое качество.

2. Важной чертой переходной экономики является ее многоукладность. Под экономическим укладом понимается тип экономических отношений, допускающий одновременное сосуществование в данной стране не только различных форм, но и типов собственности. Таким образом, переходная экономика характеризуется наличием старого и нового базиса, а также сосуществованием различных типов регулирования хозяйственных связей между субъектами экономики.

3. Переходной экономике свойственно неустойчивое развитие, поскольку совершается постоянная трансформация старых отношений в условиях отсутствия новых институтов и правил, в результате чего! происходит конфликт старых и новых экономических интересов.

4. Преобразования в переходной экономике занимают достаточно продолжительный период, что объясняется рядом факторов:

Сложностью и противоречивостью преобразований;

Естественными факторами;

Невозможностью единовременно осуществить переворот технологического базиса, модификацию экономики, сформировать новые экономические институты.

Переходной экономике и смешанной экономике свойственны общие черты:

Сочетание рынка и государственного регулирования;

Совмещение капиталистических форм и социальной ориентации развития экономики и т. д.

Вместе с тем названным типам экономики присущи и качественные отличия. Отметим некоторые из них.

Во-первых, смешанная экономика представляет собой современную экономическую систему, сочетающую рыночное и государственное регулирование.

Во-вторых, смешанная экономика как современная экономическая система является доминирующей в большинстве развитых стран ми

Что касается переходной экономики, то она:

Не воспроизводится на собственном экономическом базисе, а является переходящей от одной экономической системы к другой;

В отличие от смешанной экономики характеризуется неустойчивостью;

Охватывает сравнительно незначительный временной период, в то время как смешанной экономике свойственно неизменное состояние экономической системы.

Переходная экономика имеет несколько разновидностей:

1. Экономика переходного периода от капитализма к социализму (в нашей стране он охватывал период от Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. до 30-х гг. XX в.).

2. Принципиальное изменение в методах согласования в пределах одной и той же экономической системы, но они касаются ее базиса и экономической политики. Эта разновидность переходной экономики предполагает неизбежную замену старых институтов, разработку новых методов регулирования и выбор новых теорий социально-экономического развития.

3.Экономическая система отдельных стран требует изменения в связи с изменением места конкретной страны в системе международных экономических и политических связей. Эти изменения обусловлены необходимостью устранения деформаций в экономике бывших колониальных стран.

4.Преодоление продолжительного периода нестабильного экономического развития государств. Примером подобной разновидности являются, например, страны Латинской Америки, в которых в течение более двух десятилетий наблюдались низкие темпы роста экономики, нарастающий внешний долг, резкий контраст доходов населения, высокая инфляция и т. д.

5. Переходная экономика бывших союзных республик СССР и других постсоциалистических стран. Она носит межсистемный переход. Особенность этой переходной экономики заключается в том, что происходит переход от социалистической экономической системы к капиталистической экономической системе, т. е. движение вспять, или точнее - переход от «чистой» экономической системы к смешанной .

В современной смешанной экономике государство должно выполнять следующие функции:

1.Обеспечение институционально-правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, общих основ внешнеэкономической деятельности и т. д.).

2.Устранение либо компенсация отрицательных эффектов рыночного поведения и удовлетворение потребностей людей в общественных благах, которые рынок произвести не может: решение вопросов национальной обороны, экологии, образования, науки, здравоохранения и т. п.

3. Проведение экономической политики, направленной на:

Поддержание нормального функционирования рыночного механизма;

Сглаживание циклических колебаний;

Преодоление последствий экономических шоков;

Обеспечение предпосылок для долговременного экономического роста (особенно при помощи бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и структурной политики).

4.Осуществление активной и принципиальной антимонопольной политики.

5.Поддержание устойчивого социального климата в обществе посредством перераспределения имеющегося дохода.

6. Проведение стабилизационной политики государства, нацеленной на восстановление и поддержание макроэкономическим) равновесия (в частности, полной занятости, стабильного уровня цен). Различают формальную и реальную стабилизацию. Формальная стабилизация - достижение устойчивого состояния по одному макроэкономическом индикатору (инфляция, безработица, и изменение валового внутреннего дохода). Реальная стабилизация означает не только, например, снижение безработицы, ной наличие условий экономического роста. Переход к реальной стабилизации предполагает необходимость в нарастании государственного спроса, инвестиций, жесткого контроля за ценами и доходами.


2. Трансформационный спад как феномен переходной экономики

На протяжении 90-х годов, вплоть до 1999 г. российская экономика находилась в состоянии затяжного экономического спада, достигшего наивысшей точки в кризисном 1998г. Экономическому спаду предшествовала стагнация советской экономики в 80-е годы, на преодоление которой и была направлена в свое время концепция ускорения развития, разработанная в годы перестройки. Однако потенциал развития социализма был к тому времени полностью исчерпан, что выразилось в его неспособности обеспечивать дальнейший экономический рост. Безысходность ситуации обрекла на неудачу предпринятую попытку реанимации социализма, закончившуюся его летальным исходом. С 1990 г. экономический рост прекратился даже по официальным данным. Начался затяжной трансформационный спад.

Термин «трансформационный спад» введен в научный оборот венгерским ученым Я.Корнаи. Он утверждал, что при переходе от административно-командной системы к рынку экономика переживает глубокий кризис, вызванный переходным, трансформационным состоянием экономической сиг темы. Оно выражается в том, что прежние, плановые механизмы организации экономической координации уже разрушены, а новые рыночные механизмы еще слабы или отсутствуют вообще .

Переходная экономика - уже не плановая, но еще и не рыночная экономика. Между различными типами хозяйства, между различными экономическими системами лежит длительная полоса переходного периода, который по определению не способен обеспечить немедленный экономический подъем уже вследствие коренного преобразования всей системы экономических и других отношений. А потому это неизбежно в любой переходной экономике. Переходных периодов было немало в многовековой истории человечества, когда происходила смена экономических, а следовательно, и всех прочих общественных отношений .

Не составляет исключения и переходный период от плановой к рыночной экономике, от социализма к капитализму. Трансформационного спада не удалось избежать ни одной из постсоциалистических стран, хотя масштабы спада производства были разными.

Исключением явилась КНР, но китайские реформаторы сознательно не относят свою страну к числу постсоциалистических.

Глубина и продолжительность трансформационного спада во всех постсоциалистических странах оказались разными. Россия в этом смысле относится к числу «рекордсменов» и по его продолжительности, и по его разрушительной силе, уступая пальму первенства лишь немногим из стран СНГ.

Каковы же причины, порождающие трансформационный спад в экономике переходного периода? Представляется целесообразным выделить две их группы. К первой относятся те, что порождены предшествующим развитием, ко второй - обстоятельствами самого переходного периода как такового.

Остановимся на первой группе. Неизбежность трансформационного спада обусловливается необходимостью частичного разрушения унаследованной от прошлого макроэкономической структуры в силу следующих обстоятельств:

Смены критерия сбалансированности в связи со сменой экономических систем;

Необходимости преодоления противоречий социализма, материализацией которых данная структура является, что наиболее отчетливо просматривается в структурных и технологических дисбалансах, ей присущих.

В связи со сменой критерия макроэкономической сбалансированности выдвигается проблема глобальной реструктуризации, направленной на преодоление унаследованных от прошлого дисбалансов, которые таковыми в советский период не трактовались.

Как уже отмечалось, структурный дисбаланс проявляется в наличии избыточных для новой системы экономических отношений производственных мощностей в отраслях тяжелой промышленности, в ВПК - в особенности, что связано с завершением в 80-е годы холодной войны в связи с окончанием глобального противостояния. Устранение избыточных мощностей достигалось различными путями, в том числе конверсией отраслей ВПК, перепрофилированием, реструктуризацией и даже банкротством убыточных и неперспективных предприятий первого подразделения. Неизбежным следствием этих процессов явилась деиндустриализация унаследованного научно-производственного потенциала, так как именно в подлежащих сокращению производственных мощностях (а это, прежде всего отрасли ВПК и на него преимущественно работающие), сосредоточивалось высокотехнологичное наукоемкое производство. В гражданском комплексе, напротив, мощностей явно недоставало для удовлетворения внутренних потребностей. Но парадокс состоял в том, что отрасли именно этого комплекса в наибольшей мере подверглись разорению. Причиной явилась их технологическая отсталость, в полной мере выявившаяся в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности, поставившей их в отношения гибельной для них конкуренции с внешним миром.

В результате произошел общий спад промышленного производства, в наименьшей мере затронувший лишь отрасли ТЭК, продукция которого на протяжении последних десятилетий остается неизменно востребованной на внешних рынках, чем поддерживается высокий уровень цен на нее. Все эти обстоятельства привели к возрастанию удельного веса добывающих отраслей, хотя и не столь значительному, если учесть более высокий спад в обрабатывающих отраслях. Тем не менее, можно говорить о деградации макроэкономической структуры, если подходить к ней с позиции современных стандартов соотношения отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, демонстрируемых развитыми странами. Пока что сделаны лишь первые шаги в преобразовании унаследованной структуры народного хозяйства, позволившие приступить к устранению наиболее очевидных дисбалансов. Но и это имеет важное значение для обеспечения условий возрождения экономического роста.

Не менее значимы и способствовавшие трансформационному спаду обстоятельства, порожденные самим переходным периодом.

Среди них отметим наиболее существенные:

Дезинтеграционный кризис, которым сопровождалась гибель социализма, а это распад мировой социалистической системы, Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и даже ряда стран (СССР, ЧССР, СФРЮ);

Длительность процесса формирования нового класса собственников как субъектов инвестирования;

Отсутствие денежного капитала, накопление которого уже в переходный период удлиняло образование промышленного;

Массовый отток накопленного в стране денежного капитала за рубеж;

Повсеместная всеобщая криминализация экономической деятельности .

Дезинтеграционный кризис выразился в распаде мировой социалистической системы и Совета экономической взаимопомощи, а вместе с тем и традиционных экономических связей, сложившихся в течение десятилетий внутри этих образований, что не могло не стать фактором снижения темпов роста во входивших в них странах. Однако наиболее разрушительным по своим последствиям был распад СССР, а вместе с ним - единого народно-хозяйственного комплекса, сформировавшегося за три четверти века, единого экономического пространства. Так, по экспертным оценкам, на долю этого обстоятельства приходится одна треть спада в российской экономике.

Приостановка экономического роста неизбежна и вследствие коренного преобразования отношений государственной собственности. С разрушением старой системы экономических отношений покидает историческую арену класс прежних собственников, новый же отнюдь не мгновенно нарождается. Между тем, как известно, инвестиционная деятельность, обеспечивающая экономический рост, образует функцию именно собственника объектов реального сектора экономики, позволяющую ему сохранить свой социальный статус приумножением и качественным совершенствованием этих объектов, используя в этих целях различные доступные ему источники инвестиционных средств, собственных и заемных, внутренних и внешних. Формирование класса собственников протекает в процессе первичного капиталообразования. При этом исторически и логически исходной формой капитала выступает денежная. Денежный капитал не только по определению не мог появиться в советский период, но и вынужденные сбережения населения, исчислявшиеся накануне рыночной трансформации в миллиардах рублей, не успели принять форму денежного капитала. Это произошло вследствие их полного обесценения в условиях гиперинфляции, явившейся следствием либерализации цен в январе 1992 г. в хронически дефицитной и сверхмонополизированной советской экономике. Но без денежного капитала исключается участие в денежном этапе приватизации, тем более что в индустриальной, к тому же чрезвычайно богатой природными ресурсами стране речь шла о присвоении в огромных масштабах. Так, национальное богатство СССР на 1985 г. исчислялось астрономической суммой в 3,6 трлн. руб. - без стоимости земли, недр, лесов. Стоимость основных производственных фондов в том числе составляла 2,34 трлн. руб.

Раздел и передел такого богатства сами по себе требуют не только немалого времени, но и наличия сопоставимых размеров денежного капитала. Отсутствие такового в исходном пункте явилось одной из основных экономических причин проведения на первом этапе бесплатной приватизации, хотя ей подлежала отнюдь не большая и не лучшая часть государственного имущества. Но уже вскоре за ней последовала денежная. К тому же практически сразу начался постваучерный передел собственности, участие в котором также немыслимо без денежного капитала. Острая и настоятельная потребность в денежном капитале в немалой мере питала криминальные способы борьбы с конкурентами за объекты присвоения.

Отметим, что, с данной точки зрения, и спонтанная приватизация носила вынужденный характер, тем более что осуществлена была - еще до официального провозглашения рыночных преобразований - в тех или иных масштабах во всех постсоциалистических странах. Денежного капитала как такового не было, но вместе с тем можно было в полной мере и безнаказанно использовать административный ресурс в условиях начавшегося хаоса. Поэтому вполне объяснимо то, что ее субъектами стали прежде всего представители власть имущей номенклатуры, а также представители крупного теневого бизнеса, получившие к тому времени возможность легализовать свой капитал на основе вновь принятых в тот период прорыночных по существу законов.

Итак, требуется длительное время для появления новых собственников. К тому же первые из них, появившиеся в годы ваучерной приватизации, весьма часто оказывались временщиками, терявшими в силу тех или иных причин приобретенные объекты в ходе начавшегося постваучерного передела собственности. Потребовалось время и для накопления денежного капитала. И хотя победу на аукционах и тендерах обеспечивали не только деньги, но и множество привходящих обстоятельств, как, например, степень близости претендентов к властным структурам, подкуп государственных чиновников разного уровня, способность успешно лоббировать конфликтные сделки и пр., - все же их участникам пришлось выкладывать сотни миллионов долларов, а в начале нового века счет пошел и вовсе на миллиарды. Но их надо было накопить, начиная, по существу, с нуля. Многообразные способы такого накопления наработаны историей становления капитализма и весьма приумножены российской практикой первичного капиталообразования в лихие 90-е годы. Но в любом случае между образованием денежного и промышленного капитала неизбежен временной лаг, что уже само по себе выступает фактором трансформационного спада.

Продолжительность трансформационного спада тем более возрастает, если накопленный в стране денежный капитал устремляется за рубеж. А это вполне естественно в условиях экономической, политической и прочей нестабильности, свойственной всякой переходной экономике, в условиях, когда за прозрачными и легко преодолимыми границами давно сформировался благоприятный инвестиционный климат. По экспертным оценкам, за 90-е годы из России было вывезено порядка 200-300 млрд. долл. Накопленного в стране капитала, не говоря уже об ущербе, причиненном экономике так называемой утечкой мозгов, потери от которой не менее значительны.

Как видим, множество внутренне присущих переходной экономике обстоятельств не только ограничивают экономический рост, но и порождают прямо противоположное явление - трансформационный спад разной продолжительности и разрушительной силы в зависимости от конкретно-исторических условий той или иной постсоциалистической страны. Переход от спада к росту происходит по мере овладения капиталом реальным сектором экономики, по мере формирования благоприятного инвестиционного климата в стране, не только приостанавливающего отток отечественного капитала за рубеж, но и стимулирующего приток иностранного капитала. Такой процесс отчетливо наметился в российской экономике в последние годы, начиная с 1999 г. Вместе с тем любое обострение взаимоотношений властных структур с крупнейшими российскими компаниями без убедительных для представителей крупного бизнеса причин чревато опасностью ухудшения ситуации для национальной экономики с точки зрения притока иностранного капитала и оттока отечественного. И уж во всяком случае сдерживается переход от восстановительного экономического роста к инвестиционному.

Все эти процессы и явления, порождающие и питающие трансформационный спад, отчетливо просматриваются не только в переходной российской экономике, но и экономике в других постсоциалистических стран, хотя в силу специфики каждой из них они протекают в них по-разному. Но в любом случае по мере появления критической массы подлинных собственников, способных перейти от первоначального, то есть вневоспроизводственного, накопления капитала к воспроизводственному, трансформационный след становится отправной точкой экономического роста.

Различные страны с переходной экономикой характеризуются крайне неравномерной динамикой макроэкономических показателей. Их с определенной условностью можно разделить на следующие типы:

1)страны, для которых на первом этапе трансформации была характерна своеобразная "макроэкономическая яма": значительное (кризисное) снижение объемов производства и ВВП в 1990-92 гг. с последующим резким замедлением спада и выходом в 1993-1994 гг. (а в Польше - уже в 1992 г.) на траекторию роста. К этой группе относятся Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Венгрия, с несколько менее уверенным выходом из "ямы" - Болгария, Румыния, Албания, Эстония, Литва, Латвия и Армения. В Болгарии в 1996-97 гг. экономический рост вновь сменился катастрофическим спадом, в Албании жесточайший политический кризис привел к полному распаду государственности, в Латвии и Румынии рост так и остался весьма медленным и неустойчивым.

2)страны, экономики которых находятся в состоянии непрерывного не-равномерно замедляющегося спада.

Государства Восточной Европы прошли «дно» экономического спада в первой половине 90-х гг. В середине 90-х гг. почти все они вошли в стадию роста, кроме Болгарии, где в 1996-1997 гг. экономическая ситуация вновь резко ухудшилась. В конце 90-х гг. Восточная Европа в целом, и особенно те государства, где энергично и последовательно проводились рыночные реформы, приблизились к докризисному уровню и даже превзошли его (Польша, Словакия и Словения). Особенно высокими темпами развивается польская экономика, которая уже значительно превысила уровень конца 80-х гг.

В отличие от России, где самыми устойчивыми оказались предприятия добывающего комплекса, в Восточной Европе наибольшую жизнеспособность проявили те производства, которые занимают «срединное» положение в технологической цепочке. Это отрасли, выпускающие продукцию с невысокой добавленной стоимостью: текстильная, пищевая, деревообрабатывающая, полиграфическая и т. д. Они не требуют больших капиталовложений, ориентированы главным образом на потребительский спрос, который стабилизировался уже к середине 90-х гг., и обладают сравнительным преимуществом в издержках на мировом рынке.

Почти полностью рост обеспечивается расширением «нового частного сектора», т. е. частных фирм, созданных в последние годы «с нуля» и не обремененных типичными проблемами государственных и приватизированных предприятий (устаревшее оборудование, излишки рабочей силы, наличие объектов социальной сферы и т. д.). Частные предприятия быстро появились именно в вышеперечисленных отраслях, продемонстрировавших относительную устойчивость в трудных условиях переходного периода.

Например, в Польше в начале 90-х гг., когда страна переживала «шоковую терапию», частный сектор был единственной растущей сферой экономики. В 1993 г. объем производства в этом секторе, включая компании с иностранным участием, по официальным данным, увеличился на 35%, тогда как на государственных предприятиях производство сократилось на 6%. Надолго частных предприятий приходилось более 50% ВВП Польши, причем речь идет о «новом частном секторе», потому что приватизации в Польше тогда фактически не было. На самом деле доля частного сектора была еще выше, потому что результаты его деятельности не полностью отражаются в статистике. В Венгрии доля частного сектора в 1993 г. оценивалась в 30% ВВП.

Быстро увеличивается производство и на новых предприятиях, построенных иностранными компаниями (они обычно предпочитают новое строительство приобретению старых заводов, требующих дорогостоящей модернизации, урегулирования отношений с другими собственниками и улаживания трудовых конфликтов).

Примечательно, что экономическая политика восточноевропейских стран весьма прагматична и мало связана политической идеологией новых правительств, сменивших радикальных либералов в 1993-1995 гг. Для укрепления денежной системы, развития рыночных институтов и решения острейших бюджетных проблем новые руководители обычно вынуждены сокращать государственные расходы и приватизировать государственную собственность не менее энергично, чем реформаторы начала 90-х гг.

Такое положение особенно характерно для Болгарии, Венгрии и Польши. Именно «левые» правительства этих стран в середине 90-х гг. приступили к «приватизации» системы социального обеспечения и блокировали попытки ортодоксальных политических групп восстановить элементы административно-командной экономики (в Болгарии - путем воссоздания аграрных кооперативов, в Польше - путем ренационализации банков).

Опыт Восточной Европы показал, что, несмотря на быстрое развитие «нового частного сектора» и приток иностранного капитала, динамика экономического роста в огромной степени зависит от состояния основной массы государственных и приватизированных предприятий. Эта зависимость проявляется двояко:

во-первых, без улучшения финансового положения основной массы предприятий нельзя ожидать расширения производства обычной, массовой и стандартной продукции для внутреннего рынка;

во-вторых, кризис в реальном секторе лишает государство налоговых доходов и, напротив, вынуждает его отвлекать огромные средства на субсидии, дотации к ценам, пособия по безработице и иные формы поддержки предприятий и рабочих. Из-за этого государство не в состоянии выполнить свои бюджетные обязательства по другим статьям расходов, что оборачивается дефицитом бюджета и ростом инфляции.

Дефицит бюджета, как и в России, первоначально покрывался за счет эмиссии государственных ценных бумаг. Это приводило к известному явлению - «эффекту вытеснения» (crowding out), т. е. отвлечению скудных финансовых ресурсов из реального сектора. Банки предпочитали вкладывать деньги не в производство, а в надежные ценные бумаги, выпускаемые государством. Это приводило к еще большему «инвестиционному голоду» и спаду производства.

Чтобы разорвать этот «порочный круг», восточноевропейские страны провели широкие кампании санации банков и реструктуризации предприятий .

В Югославии динамика ВВП первоначально была схожа с динамикой ВВП республик Закавказья (нарастающее углубление спада). Но затем проис-ходит внезапный переход от спада в 27.7% к экономическому росту. В отличие от других стран Центральной и Восточной Европы Югославия обеспечила экономический рост не через 2-4 года после начала реализации программы финансовой стабилизации, а практически сразу с ее началом.

Российская экономика по всем указанным выше параметрам имела к на-чалу переходного периода самые "благоприятные" условия для глубокого трансформационного кризиса. Производственная структура была резко пере-кошена в сторону высокого удельного веса первого подразделения, группы "А" в промышленности при значительном развитии производств ВПК. Слабо развита была сфера обслуживания. В области техники и технологии экономика занимала ведущие позиции лишь в ряде отраслей (космос, военная техника), в целом обладала слабой конкурентоспособностью на мировых рынках, была утяжелена массой устаревшего оборудования. Особенно сложной была задача реформирования в области рыночных отношений: было необходимо воссоздать рыночные институты "из ничего". Развитие производства ради производства определяло относительно низкий уровень жизни населения, что означало отсутствие в обществе некоего "запаса прочности", благоприятствующего его радикальному реформированию. Глубокое проникновение в общество социалистического менталитета стало одной из причин остроты борьбы политических сил в процессе трансформации, слабости демократических сил. Необоснованные, неоправданно оптимистические заявления руководства страны о преодолении трудностей за год-полтора породили соответствующие ожидания населения и тем более глубокое разочарование при их неосуществлении.

В начале переходного периода многие предполагали, что в России сложится экономика либерального типа, похожая, например, на экономическую систему США. Однако практика показала, что вопрос о конечной цели трансформации гораздо сложнее. Особенности исторического опыта России нельзя отбрасывать в сторону. Россия не может быть похожа ни на США, ни на Германию, ни на какую-либо иную страну. Оставаясь самобытной, она должна взять все позитивное из мирового опыта.

Очевидно одно: Россия должна развиваться по пути рыночного и демократического государства. Рынок глубоко связан с демократией. Эта связь обусловлена, во-первых, тем, что частный собственник должен видеть в государстве не противника, а союзника и покровителя, способного защитить его права собственности. Уверенность в незыблемости своих экономических и политических прав позволяет собственнику развивать свое дело на основе долгосрочной и продуманной стратегии. Во-вторых, демократия обеспечивает такие условия, при которых важные государственные решения принимаются в интересах большинства и, следователь но, благоприятствуют тем направлениям и сферам экономической деятельности, которые являются наиболее перспективными на каждый данный момент времени.

Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными социально-экономическими тенденциями (мегатрендами) свидетельствует о том, что конечной целью переходного периода должна служить социальная рыночная экономика.

Будущая смешанная модель российской экономики, которая явится итогом переходного периода, должна обладать следующими основными чертами:

Органичным единством и взаимодействием рынка и государства, при котором частная собственность и рыночные механизмы распределения ресурсов сочетаются с надежной защитой государством конкуренции и других «правил игры», активным участием государства в производстве «общественных благ» и в развитии социальной сферы;

Наличием развитых институтов рынка, образующих целостную взаимоувязанную систему и способных обеспечить быстрый рост благодаря мобильности всех факторов производства и их эффективному использованию;

Социальной ориентированностью экономики, отвечающей высоким современным требованиям к качеству рабочей силы, творческой мотивации трудовой и предпринимательской деятельности, гуманизации отношений на производстве, состоянию образования, науки, здравоохранения, культуры, окружающей среды;

Социальным партнерством, опирающимся на развитые институты гражданского общества и демократической государственной власти .


Заключение

Переходный период - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Одной из относительно простых форм демонтажа выступает либерализация экономики. Но рыночное поведение экономических субъектов может опираться только на рыночные институты. Поэтому институциональная трансформация первична по отношению к другим направлениям реформ.

На раннем этапе реформ центральная задача состояла в подавлении инфляции, обеспечении макроэкономической стабилизации и либерализации экономики. В ходе реформ большинство стран были вынуждены пойти на резкие и болезненные для народного хозяйства и населения меры «шоковой терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов позволяет перейти к этапу экономического роста. На третьем, завершающем этапе реформ должна сложиться современная структура экономики.

Теория и практика трансформации позволяют выделить несколько закономерностей переходного периода. Это изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация, приватизация, трансформационный спад и интеграция в мировое хозяйство. Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что конечной целью постсоциалистической трансформации для России является социальная рыночная экономика.

Экономика /под ред. А.И.Архипова, А.К.Большакова- М., 2008.- С.627

Экономика /под ред. А.И.Архипова, А.К.Большакова- М., 2008.- С.537

Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений и состояний экономики является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических отношений. Эти переходы могут носить и локальный , и всеобщий характер. Примеры изменений первого рода постоянно происходят на наших глазах - изменяется форма собственности предприятий, за последние годы появились совершенно новые формы доходов, изменяются отношения между людьми по поводу собственности на жилье и т.д. и ранее, в прежней системе, постоянно происходили подобные изменения.

От локальных изменений в экономике следует отличать всеобщее изменения, которые характеризуют переход всей системы экономическихотношений в новое качество, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы, или формируются новая экономическая система вместо прежней.

Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, которые приводят к ее радикальным изменениям. Из сказанного вытекают основные черты переходные черты и ее отличия от сложившихся экономических систем.

Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Понятие основа экономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также присущий системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

Во-вторых, многоукладность экономики – свойство переходной экономики. Экономический уклад – это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений, уклады, характеризующиеся различными типами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего развития и существования собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе, господствующего типа координации и капиталистической формы собственности. Иное дело переходная экономика. Многоукладность здесь существует как элемент основы.


В переходной экономике существует и старая и новая основа и ещё только формируется новая система связей. Применительно к переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой соседствуют различные типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и незаконные, и т.д. преодоление многоукладность в основе экономики – одна из целей переходной экономики.

В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует. В силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов; происходит столкновение старых и новых экономических интересов, тенденция к постоянному обострению экономических и политических отношений – внутреннее свойство переходных экономик. Это требует создание особых способов поддержания стабильности в устранении экстремальных условий перехода.

В–четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов. Это прежде всего следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов, - известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласований интересов, а также государственной поддержки тем субъектам экономики, которые оказались в трудном положении по независящим от них причинам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!