Все для предпринимателя. Информационный портал

Экономическая школа протекционизм. Типы внешнеторговой политики: протекционизм и открытая экономика

Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков. Существуют две основные модели внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (либерализм). Различные стадии мирового экономического развития характеризовались превалированием одной из этих моделей внешнеторговой политики. Протекционизм - это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой - может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики. Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта — таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, «добровольных» ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер — защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам. Развитие интеграционных процессов привело к появлению «коллективного протекционизма» — образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение. В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Прибыль от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена налоговым и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако известен и такой случай, когда прибыль превышает потери. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

2. Основные виды протекционизма

К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров. К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль. Тарифы — это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа. Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи. Квоты — количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Страной восходящего солнца, касавшееся автомобилей. Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов. Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование. Валютный контроль ограничивает доступ к инвалюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться народным банком, осуществляющим покупку инвалюты на нац.

Основные виды протекционизма:

  1. Селективный протекционизм — защита от конкретного продукта, или против конкретного государства.
  2. Отраслевой протекционизм государства — защита конкретной отрасли.
  3. Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран.
  4. Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов.

В свою очередь государство может проводить два вида внешнеэкономической политики: или политику защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции (протекционизм), или политику свободной торговли (фритредерство), при которой полностью отсутствуют какие–либо ограничения на торговлю с другими странами, а таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Инструментами политики протекционизма являются тарифные и нетарифные ограничения (рис. 1).

Рис. 1 Инструменты протекционистской политики государства

Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России - впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией. Для эпохи домонополистского капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель - завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.

3. Современный протекционизм

Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов стран главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. В Российской Федерации дискуссии о преимуществах и недостатках протекционизма и свободы торговли начались в начале 90-х годов. В пользу открытия внутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт, свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однако в нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезис верен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства приняла такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые показали бы, что конкурентоспособные отрасли возникают исключительно по законам стихии рынка. Идея свободного государства исходит из необходимости ликвидации таможенных и экономического спадах барьеров на пути движения товаров между странами. Однако профессор Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал о том, что «свободная торговля – идеал будущего. В настоящее время она выгодна только для той страны, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны.» Сущность этого высказывания полностью соответствует и нынешнему состоянию экономики Российской Федерации. В настоящее время устранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеет перспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому аргументы на пользу свободы торговли не всегда оправданы и тем более не применимы для нашей экономической ситуации. В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:

  1. Необходимость обеспечения экономической безопасности страны.
  2. Специфика отдельных регионов и необходимость для их поддержки протекционистских мероприятий со стороны государства.
  3. В условиях спада производства – сохранение необходимых рабочих мест.
  4. В условиях экономического кризиса протекционистские таможенные меры не допустят превращения страны в экономический придаток развитых стран мира.

Естественно, что перечисленные аргументы в защиту протекционизма в большей степени относятся к имеющейся у нас в стране экономической ситуации. Итак, протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и протекционизма. Так, период со второй половины XIX в. до войны 1914-1918 гг. характеризовался господством фритредерским доминированием Британии как великой промышленной и торговой нации на мировом рынке. Именно в этот период были отменены Навигационные акты и Закон о зерновых (1866), заключены торгово-дипломатические договоры Наполеона с Британией, в которые включена была статья «О режиме наибольшего благоприятствования» (1860). Межвоенный период (1920-1939) характеризовался усилением протекционизма во всем мире. Так, в 1921 г. в Великобритании принимается таможенный закон «О защите промышленности» и подписываются со странами Британского Содружества стран так называемые Оттавские соглашения, устанавливающие имперские преференции. Соединенные штаты Америки в 1922 г., а затем в 1930 г. повышают таможенные тарифы. Франция с 1931 г. придерживается политики контингентирования. Республика Германия все определение стала проводить политику поворота к автаркии.

4. Политика либерализации в мировой торговле

После завершения Второй мировой войны всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В странах под эгидой ООН была создана организация ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных пошлин. Решению этих же задач способствовало создание в Западной Европе Экономического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли. «Раунд Кеннеди» стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, устанавливающих снижение таможенных пошлин на 35-40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли. В 80-90-е гг. в общем русле либерализации мировой торговли во внешнеторговой политике ведущих западных стран снова стали проявляться элементы протекционизма, связанные с обострением международной конкуренции. Несмотря на проделанную ГАТТ работу по либерализации мировой торговли, внешняя торговля остается одним из основных направлений государственного регулирования национальной экономики. Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной отдельно взятой экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности процесса взаимовыгодных торговых операций. Для сложноустроенной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики. Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятиям страны новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долгосрочному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм все в большей и большей степени препятствует действию этих сил. В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов. Реализация фритредерской модели в чистом виде для переходных экономик затруднена в силу ряда обстоятельств. Прежде всего потому, что постсоциалистические страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по отношению к развитым странам условиях, большинство секторов переходных экономик в той или иной степени отстают от уровня развития соответствующих секторов в высокоразвитых странах. Способными выжить здесь могут быть наиболее примитивные секторы - сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей. Развитые страны могли бы «задушить» и эти производства, но они либо не располагают соответствующими природными ресурсами и заинтересованы в их использовании, либо предпочитают не использовать » грязные технологии» на своих территориях. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии является сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров. Безусловно, существует возможность сначала укрепить хотя бы некоторые отрасли производства, подтянув их до уровня мирового рынка. Но в процессе подтягивания потребовалось бы оградить их от более мощных на данный момент соперников, а это уже покушение на священные и незыблемые принципы свободной конкуренции и фритредерства. Опыт «Азиатских тигров» и чилийской экономики времен Пиночета не подтверждает реализацию фритредерской модели в чистом виде. Так, формальное фритредерство пиночетовской экономики на самом деле предполагало поддержку со стороны государства, прежде всего отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, а также политику бесконечных кредитов у западных кредиторов. В результате экономика Чили сделала шаг вперед в деле технического перевооружения государства. Что касается стран Тихоокеанского бассейна, сумевших сделать рывок в своем экономическом развитии, то здесь модель фритредерства существовала скорее как идеологическая вывеска. Фактически проводилось целенаправленное развитие экономики под защитой протекционистских мер. Меры поддержки распространялись на создание собственной промышленности и постиндустриальных сфер, таких как сфера образования, способных на равных конкурировать на мировом рынке. Вместе с тем ослабление протекционизма, выразившееся в этих странах в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, неизбежно привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в пользу более эффективных видов производства. Размер прироста ВВП в этом случае зависит как от самого характера проводимых реформ, так и от масштаба перераспределения ресурсов. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона рост ВВП составил 5-6 %, а рост внешней торговли 9-10 % в год. При этом данные показатели были достигнуты после начала реформирования экономики стран этого региона, и одной из реформ явилась либерализация внешней торговли.

5. Основные выводы

Исходя из анализа информации о политике протекционизма и либерализации в мировой торговле. Можно сделать определенные выводы, что политику протекционизма и либерализма надо использовать сдержанно. Поскольку если не использовать протекционизм на территории страны, то можно будет потерять целые отросли экономики страны. Так же в свою очередь нельзя полностью изолироваться от либерализации внешнего рынка, поскольку это может привести к стогнации экономики как частично, так и полностью.

Список используемой литературы

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
  2. Бровкова Е.Г., Продиус И.П. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. – М.: Сирин, 2002.
  3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учеб./ Л.Е. Стровский и др.; под ред. Л. Е.Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Учеб. пособие/ под ред. Е.П. Пузаковой. – М.: Экономистъ, 2005.
  5. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и техника внешнеторговых операций: Учеб. пособие. – М.: Интел-Синтез, 2001.

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. Такая политика осуществляется с помощью таможенных и налоговых барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

Протекционизм был характерен для экономической политики России в XIX - начале ХХ вв. Из-за относительной слабости отечественной промышленности, государство вынуждено было вводить высокие таможенные пошлины и облагать большими налогами товары иностранного производства, что бы дать возможность развиваться российской промышленности. Протекционизм играл большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности в России, но, вместе с тем, приводил к снижению качества российских товаров и к понижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В области внешней торговли государственная политика России в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства (свободной торговлей). Смена курса происходила раз в пять--десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце века -- протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны. Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины -- от 15 до 200% и более.

XIX в. был для России временем хотя и медленного, но неуклонного подъема. Усилилась европеизация России, и страна стала важной частью мирового сообщества -- как в плане политическом, так и экономическом. Значительными были сдвиги в жизни самого российского общества -- страна, почти половина населения, которой была в рабском состоянии в начале этого периода, стала свободной.

В первую четверть XIX в. темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявляло большого внимания к этим вопросам. Несмотря на начавшийся промышленный переворот, в середине XIX в. в стране по-прежнему преобладал ручной, а не машинный труд. Наиболее успешно развивались отрасли легкой промышленности -- текстильная и пищевая.

Все более отставала от мирового уровня черная металлургия. Развитие большинства отраслей промышленности сдерживалось существованием системы крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве. В конце XIX в. Россия имела высокие темпы промышленного развития, которые носили неравномерный характер (подъемы сменялись замедленным развитием и кризисами), но при этом по уровню его развития значительно отставала от передовых стран мира, которые по производству продукции на душу превосходили Россию более чем в десять раз. Машиностроение в России было слабо развито и промышленный переворот был далек от завершения.

Государство занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны.Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда.

Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер. Это:

* таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;

* нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.

Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.

Приспосабливаясь к интернационализации хозяйственной жизни и новому этапу НТП, государство осуществляет сейчас регулирование более масштабно и оперативно. Регулирование направлено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее. Процессы разгосударствления, происшедшие во многих странах в 80-е годы, означают поиск более приемлемого соотношения между частными и общественными началами, а также переориентацию государственного хозяйствования непосредственно на поддержку частного предпринимательства.

Во внешнеэкономических отношениях на протяжении 80-х годов отчетливо проявлялись две тенденции -- дерегулирование и pocт протекционизма. При этом дерегулирование особенно активно проявилось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров отчетливо давал о себе знать в торговой сфере. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность. Она проявляется в провозглашенных целях и осуществляемых мерах. Кроме того, торговая политика этих стран в возрастающей степени стала расходиться с их экономической политикой в целом. В 80-е годы правительства все больше полагались на ценовые и рыночные механизмы.

Во второй половине 90-х годов возобновилась тенденция к снижению торговых барьеров. Этот процесс был распространен не только на промышленные товары, но и на сельскохозяйственную продукцию и интеллектуальную собственность. Средний тариф на промышленные изделия в развитых странах снизился в конце 90-х годов до 3,9%, на товары из развивающихся стран -- остается более высоким, особенно на текстиль, одежду, рыбную продукцию (общий средний тариф -- 5,4%). Масштабы нетарифных барьеров были снижены примерно до 7% всего объема импорта ведущих стран.

Современный протекционизм во внешней торговле сосредоточивается в относительно узких областях, чувствительных для предпринимательства и занятости в развитых странах. В отношениях с другими развитыми странами он используется в торговле продукцией сельского хозяйства, текстилем, одеждой, черными металлами. В торговле развитых с развивающимися странами он охватывает и другие товары обрабатывающей промышленности.

08Июл

Что такое Протекционизм

Протекционизм – это вид экономической политики, который направлен на поддержку и развитие отечественных производителей товаров и услуг, за счет государственной помощи и снижения влияния внешних конкурирующих вызовов.

Протекционизм — простыми словами.

Простыми словами, протекционизм – это модель экономики, в которой искусственно все преференции отдаются собственным производителям. Государство создает для них благоприятную среду за счет снижения конкуренции на рынке, что достигается благодаря закрытию своего рынка для иностранных компаний. Зачастую в таких моделях, отечественные компании активно финансируются из государственной казны.

Политика протекционизма и государственный протекционизм, в чем суть.

В стране с протекционистской политикой, отечественные производители изолированы от конкуренции с иностранными фирмами благодаря ряду барьеров на ввоз импорта. Они также часто поддерживаться непосредственно правительством с использованием субсидий и дотаций. Противоположностью протекционизма является свободная торговля, в которой импортные товары могут свободно ввозится в страну. Благодаря свободной торговле, рынок является здоровой экономической средой, где правила и цены устанавливаются за счет таких многих факторов как: спрос и предложение, качество и сервис. Именно по этой причине, многие передовые страны предпочитают развиваться именно в условиях открытой торговли, а политику протекционизма считают пережитком прошлого.

Цели и мотивы экономического протекционизма.

Логика протекционизма заключается в том, что отечественные отрасли промышленности могут пострадать, когда сталкиваются с иностранным импортом. Зачастую импортные продукты являются гораздо дешевле отечественных за счет многих факторов. Иногда на цену может повлиять: более дешевая рабочая сила, доступность природных ресурсов, техническое превосходство в производстве или другие факторы.

Установив жесткие импортные тарифы и квоты, правительство может теоретически увеличить рынок для отечественных товаров, фактически закрыв рынок для иностранных производителей. Это, в свою очередь, призвано помочь отечественной экономике.

Когда ограничения на импорт сопровождаются государственными субсидиями, и ведется политика по стимуляции экспортных операций, теоретически это должно благотворно влиять на экономику страны. Тем не менее, это не всегда так. Благодаря отсутствию конкуренции, компании могут проявлять меньший интерес к разработке инновационных продуктов, придерживаясь старых изобретений и технологий. Они также могут сталкиваться с экспортными барьерами, поскольку зарубежные страны часто реагируют на протекционизм с помощью собственной протекционистской политики. В итоге мы получаем ситуацию, в которой никто не хочет торговать в одностороннем порядке с глухой протекционистской страной.

Плюсы и минусы политики внешнеэкономического протекционизма.

Основным минусом данной политики является тот факт, что при отсутствии свободного рынка, цены на товары и услуги становятся завышенными, а их качество очень низким. Без низкой стоимости и высокого качества иностранной конкурентной продукции, отечественные компании могут позволить себе взимать, все что угодно, за свои товары и услуги. Помимо этого, в условиях протекционизма, местные компании могут лоббировать различные законопроекты, помогающие им диктовать стандарты качества выпускаемой продукции. В данном случаи, если нет необходимости постоянно улучшать свой продукт, то и техническое усовершенствование предприятий становится не самым приоритетным делом. В итоге научный прогресс в плане производства затормаживается.

Каждое государство, которое хочет существовать, должно заботиться об экономической составляющей жизни. Одним из самых важных механизмов является протекционизм.

Что такое протекционизм?

Так называют экономическое покровительство государства, которое проявляется в том, что внутренний рынок своей страны ограждается от импорта в него иностранных товаров. Также проводится поощрение экспорта путём увеличения конкурентоспособности продукции на внешних рынках. При грамотной политике это выливается в экономический рост.

Но имеет и негатив государственный протекционизм. Его значение в экономике может поменяться на диаметрально противоположное, если бесцеремонно тянуть одеяло на себя, поскольку это вызовет ответные действия со стороны других стран.

Зачем проводится политика протекционизма?

Её задачей является стимулирование развития национальной экономики, а также защита от иностранной конкуренции с помощью нетарифных методов. При усилении процесса мировой глобализации чрезвычайно важной является выработка адекватной политики протекционизма, чтобы увеличить на внутреннем и внешнем рынке. При активных и рациональных действиях государственная политика протекционизма для предприятия позволит эффективно и быстро им адаптироваться к меняющимся условиям развития экономики мира.

Что нам говорит история?

В разные периоды государственные образования постоянно меняли свои направления экономической политики. Они двигались то к то к протекционизму. Правда, ни одна государственная никогда нигде так и не приняла радикальную форму. Так, для абсолютно необходимо чтобы существовало движение товаров, технологий, капитала и труда без каких-либо ограничений. А такое положение дел имеет свои нюансы, из-за которых ничего подобного организовано не было. Поэтому абсолютный государственный протекционизм - это что-то из области фантастики. Сейчас любое правительство регулирует оборот ресурсов в своей стране. Несмотря на то что массовым является декларирование открытости экономики, по сути, так прикрывают довольно хитрый протекционизм государственных экономических интересов.

Дилемма

Значительной теоретической задачей является выбор: что же лучше - протекционизм или свобода торговли. Так, преимущества первого в том, что он позволяет развивать национальную промышленность. Свобода торговли может похвастаться тем, что сравниваются национальные издержки с международными. И конца краю не видно дискуссии про то, что же лучше.

Если рассматривать развитие этой дилеммы, то стоит заметить, что до начала 70-х годов прошлого века страны мира постепенно переходили на поддержку свободы торговли и усиливали либерализацию. Но с того момента фиксируется обратная тенденция. Так, государства отгораживаются от других с помощью изощренных тарифов и различных барьеров, защищая свою экономику от иностранной конкуренции.

Виды защиты

Что же в качестве цели перед собой ставят различные государства, обращаясь в сторону протекционизма? Об особенностях позволяют судить виды защиты. Всего их выделяют два:

  1. Постоянная защита. Используется для огораживания от иностранной конкуренции отраслей, что имеют стратегическое значение для отечественной экономики (сельское хозяйство, военная промышленность), имеет значительную важность в критических ситуациях (например, война).
  2. Временная защита. Используется для того, чтобы огородить отрасти, что были недавно созданы, пока они не станут настолько стабильны, что смогут успешно конкурировать с аналогичными сферами других государств.

Также могут быть приняты соответствующие меры, если торговые партнеры ввели определённые протекционистские ограничения со своей стороны. Явный государственный протекционизм - это такая мера, которая почти всегда влечёт за собой ответную реакцию. Своеобразным выходом может стать пропаганда покупать отечественную продукцию без активации каких-то ограничений.

Формы протекционизма

В каком виде он может существовать? Выделяют четыре формы:

  1. Селективный протекционизм. Подразумевает защиту от конкретного товара/государства.
  2. Отраслевой протекционизм. Сюда относят защиту определённой сферы экономической жизни (к примеру, сельской хозяйство).
  3. Коллективный протекционизм. Под этим понимают взаимную защиту нескольких стран, что объединились в союз.
  4. Скрытый протекционизм. Под ним понимают защиту, во время которой используют не таможенные методы, в том числе и те, что стимулируют отечественного производителя.

Современный протекционизм

Под ним подразумевают нетарифные и таможенно-тарифные ограничения. Основной задачей правительства в сфере международной торговли является помощь экспортерам в продаже продукции на внешних рынках путём увеличения их конкурентоспособности, а также ограничение импорта с использованием средств уменьшения привлекательности зарубежных товаров на территории страны. При этом большая часть методов регулирования занимается тем, что регулирует импорт. Остальные форсируют экспорт.

Говоря про тарифные ограничения, следует сказать, что существуют только и квоты. Это всё, что к мерам государственного протекционизма относится и никем не прячется. Все они ориентированы на то, чтобы регулировать импорт. Но к мерам государственного протекционизма относится и нетарифное ограничение. Под ним понимают квотирование, лицензирование, государственные закупки, различные требования по присутствию местных компонентов, технические сборы, налоги и сборы для нерезидентов, демпинг, субсидирование и кредитование экспорта. Это под собой подразумевают меры государственного протекционизма. Относится к ним и ещё ряд меньших по важности составляющих, но ввиду редкости применения и специфичности, они будут опущены в рамках данной статьи. Кстати, можно сказать, что к мерам государственного протекционизма относится и введение санкций по отношению к другим странам. Но это специфический вопрос, единого мнения по которому пока нет.

Государственный протекционизм в России: текущее положение дел и перспективы развития

По таможенно-тарифному регулированию следует отметить, что осуществляется внедрение новых технологий, что позволяют совершать улучшенное администрирование и отслеживание положения дел. На нетарифном поле происходит расширение использования специфичных методов в рамках управления. При этом существует ориентация на экспорт высокотехнологичных услуг, товаров и технологий.

В долгосрочной перспективе важным является инновационное развитие. Особенно его значение растёт при постепенном исчерпании потенциала эффективности других факторов. должна предполагать создание условий, при которых будет расти развивающаяся активность и доля инвестиций, что направлена на внедрение продуктов и технологических процессов нового качества. В конечном результате это будет иметь исключительное значение в вопросе повышение качества жизни населения.

Важной для удовлетворения потребностей людей является поддержка малого и среднего бизнеса. Здесь можно работать на снижение количества административных барьеров, упрощение документальных процессов (регистрация и закрытие предприятия), сокращения перечня видов деятельности, что требуют лицензии. В конечном итоге, необходимо стремится формировать инвестиционно-привлекательную среду. Не в последнюю очередь путём снижения совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Пока же нельзя сказать, что этот аспект к мерам государственного протекционизма относится.

Протекционизм (англ. protectionism от лат. protectio — прикрытие, защита, покровительство) — экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В узком смысле под протекционизмом понимается таможенная политика, проводимая в целях ограничения или недопущения товаров иностранного происхождения на внутренний рынок.

В широком смысле протекционизм предоставляется системой мер, направленных на защиту интересов национальных производителей, а также на поощрение и стимулирование национального производства. Таможенная политика является лишь частью данной системы.

Протекционизм осуществляется отдельными государствами или их экономическими объединениями (например, по отношению к третьим странам при импорте сельскохозяйственной продукции), то есть может иметь место так называемый коллективный протекционизм. Если от иностранной конкуренции защищается национальное производство в целом, такую политику называют тотальным протекционизмом. Если же она касается отдельных отраслей народного хозяйства, протекционизм называют селективным, или выборочным. Частным случаем последнего является аграрный протекционизм.

Протекционизм имеет давнюю историческую традицию. Он появился в XVII веке в Европе, когда национальные государства, опираясь на концепцию , стремились к достижению положительного сальдо в первую очередь путем ограничения . Новый всплеск протекционизма произошел в XIX веке как противовес сторонникам политики свободной торговли. Особую популярность в то время имела концепция защиты молодых отраслей промышленности. XX век вплоть до 80-х гг. отмечен явным преобладанием протекционизма. До 50-х гг. преобладал очень сильный протекционизм, в 50-70-е гг. произошло его значительное ослабление, особенно в практике развитых стран, в 70-80-е годы протекционизм вновь усилился. В 90-е годы активизировалось наступление на протекционизм, связанное в первую очередь с деятельностью .

В историческом разрезе прослеживается постоянное противостояние концепций и практики протекционизма, с одной стороны, и свободной торговли, с другой, как двух антиподов. Ослабляя международную конкуренцию путем протекционизма, государство одновременно ослабляет стимулы к развитию, снижению издержек производства, повышению качества продукции. Национальный потребитель платит больше за приобретаемые товары. Поэтому периоды протекционизма неминуемо сменяются периодами его ослабления или свободной торговли.

Существует несколько вариантов проведения протекционистской политики.

Во-первых, это введение на товары и услуги. Иногда их размер может доходить до запретительных величин, когда ввоз того или иного предмета становится экономически нецелесообразным.

Во-вторых, введение . Так, в 1980 году было заключено торговое соглашение между Японией и США, по которому ограничивалось количество ввозимых в Америку автомобилей.

В-третьих, утверждение стандартов и нормативов, которым не соответствует продаваемая на международном рынке продукция. В качестве примера можно привести российские нормы СЭС относительно мяса птицы, импортируемой из США.

В-четвертых, прямая государственная поддержка внутренних товаропроизводителей. Скажем, в ряде стран Европы получают фермеры.

Инструментами протекционизма служат все меры таможенного регулирования: тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование, квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, нормы санитарного, эпидемиологического, экологического контроля, технические стандарты и др.). Роль отдельных инструментов протекционизма в настоящее время кардинально меняется. Высокие, т.е. протекционистские, таможенные пошлины, количественные ограничения, которые традиционно занимали основное место в арсенале открытого протекционизма, согласно решениям ВТО не могут применяться большинством стран мира (кроме развивающихся стран и стран с переходной экономикой) для защиты отдельных отраслей. На первый план выходят более завуалированные инструменты санитарного и технического контроля, то есть открытый протекционизм сменяется косвенным.

Протекционизм — точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие таким формам промышленного развития, которое влияет на внутреннее распределение доходов или улучшает условия торговли страны путем использования ее международного монопольного положения.

Некоторые политики используют протекционистские меры для своего собственного блага, другие, не одобряющие протекционизм, продолжают поддерживать его, так как не могут позволить себе потерять голоса или финансовую поддержку тех, кто этого требует.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!