Владимир Лисин,
председатель Совета директоров Группы «НЛМК»
Уже в первые недели 2014 года стало ясно, что глобальная экономика входит в новую фазу неопределенности. К развивающимся рынкам сегодня вновь приковано пристальное внимание. Волатильные движения валют и фондовых рынков отражают опасения среди инвесторов относительно влияния сворачивания программы смягчения ФРС и финансовой стабильности в Китае. Ключевые тренды указывают на то, что Китай прошел точку максимального роста. Те горнодобывающие компании, которые годами рассчитывали на ускорение спроса в этой стране, попали в ловушку новой реальности. Давление на них в 2014 году из-за роста стоимости заимствований может только усилиться.
Мировой рынок стали быстро приближается к моменту истины, когда стратегии многих производителей, особенно в Европе, будут проверены на прочность. Бизнес-модели, которые были основаны на увеличении производственных мощностей в ущерб всем другим факторам, оказались уязвимы перед изменившейся структурой спроса. Лишь программы роста, которые были направлены на выпуск стальной продукции с высокой добавленной стоимостью при снижении ее себестоимости, подтвердили свою состоятельность в сегодняшних условиях.
Раньше эффективность различных стратегий роста компаний сталепроизводителей не всегда была очевидна для субъектов рынка: инвесторы зачастую не полностью отличали их между собой и судили о секторе как о едином целом. Однако в будущем разрыв между показателями эффективности этих компаний заметно увеличится. Некоторые из наших конкурентов, похоже, искренне верили, что в нашем секторе будет наблюдаться постоянный рост глобального спроса, что привело к существенному избытку мощностей, которые глобально оцениваются в 500 млн. тонн. В Евросоюзе общие мощности по производству стали до кризиса в 2008 году составляли около 250 млн. тонн, тогда как после кризиса они сократились всего лишь до 210 млн. тонн.
В этой ситуации европейским производителям стали, ослабленным высокими затратами, которые обусловлены дорогими энергоносителями и ограниченным доступом к ключевым видам сырья, следует сфокусироваться на выпуске премиальной и специальной продукции. Производители же низкомаржинальной стальной продукции (commodity steel) продолжат сталкиваться с серьезными проблемами. К сожалению, эта ситуация будет продолжительной из-за близорукой государственной поддержки неэффективных европейских производителей стали. Это только откладывает неизбежное закрытие наименее жизнеспособных предприятий, тогда как оно является необходимым, чтобы привести европейские мощности в соответствие с региональной и глобальной реальностью спроса.
Некоторые производители стали отреагировали на нынешнюю ситуацию призывом к всеобъемлющему соглашению между производителями и правительствами о координации усилий по сокращению мощностей. Но, как бы привлекательной не казалась эта идея, я не верю, что она реализуема. Лучшим распределителем ресурсов является рынок, и только те производители, которые удовлетворяют его потребностям, будут процветать в долгосрочной перспективе.
Ряд европейских компаний осознали эту реальность и предприняли впечатляющие усилия для улучшения эффективности затрат. Мы наблюдали, как решают эту задачу в Северной Европе путем консолидации активов. Именно подобные действия необходимы для укрепления конкурентоспособности европейских компаний на глобальном рынке. В частности, ключевым производителям континента необходимо увеличивать производство качественной продукции с высокой добавленной стоимостью. Я уверен, что бизнес-модель Группы «НЛМК» отвечает потребностям нынешнего рынка. Мы являемся одним из наиболее эффективных производителей стальной продукции в мире, сочетая в себе особые качества наших российских и зарубежных технологических операций.
Сохранить занятость в европейской промышленности в долгосрочной перспективе возможно только в случае высокой эффективности затрат как в производстве сырья, так и сырой стали, и при наличии технологически продвинутых прокатных мощностей. Модель, которую мы внедрили в «НЛМК», это сочетание низкозатратного производства стали и ключевых видов сырья на развивающихся рынках с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью вблизи конечных потребителей в таких развитых странах, как Бельгия, Дания, Франция, Италия и США.
Такая модель обеспечивает стратегическую гибкость для достижения успеха в условиях медленного роста и жесткой конкуренции. Она позволяет нам поставлять продукцию как российскому строительному сектору, так и крупным международным клиентам, таким как ABB, Caterpillar, Renault, SchneiderElectric, Siemens, Volvo, VW и многим другим. Все они рассматривают «НЛМК» как предпочтительного поставщика высококачественной стальной продукции. Помимо этого, мы завоевываем новые рынки новой промышленной продукции, например, поставляя стальные листы для производства ветряных электростанций в Дании, которая является мировым лидером ветряной энергетики.
Так что же ожидает стальной сектор в дальнейшем? Я верю, несмотря на то, что вызовы остаются, они же создают хорошие возможности роста для таких компаний как «НЛМК», которые знают, как ими воспользоваться.
Файнэншл Таймс, 10 февраля 2014 г.
металлургия, НЛМК