председатель наблюдательного совета
ОАО МАБ «Темпбанк»
Куда идет предприниматель за средствами? Естественно, в банк, образно говоря, в магазин, где торгуют специфическим товаром – деньгами. В высокоразвитых странах получить деньги — долгосрочные и краткосрочные кредиты под любой вид деятельности, даже связанный с высокими рисками, — в принципе не проблема, если у вас есть обоснованный бизнес-план, хорошая репутация в обществе и чистая кредитная история. В этих странах созданы и действуют банковские системы, состоящие из государственных, акционерных и частных банков.
В советские времена мы имели мощную банковскую систему – только Госбанк с филиалами по всей стране был крупнейшим в мире. Его активы превышали совокупные активы таких крупнейших банков, как BANK OF AMERICA, CITI BANK, CHEIS Mantheten BANK (США), Дойче банк (ФРГ), Креди Лионе (Франция), Дайити Канге банк (Япония) и Барклайз банк (Англия). А ведь помимо Госбанка действовали Стройбанк и Внешэкономбанк СССР, чьи активы были чуть поменьше, но тоже весьма внушительными. Рабочий капитал страны в те времена, по разным оценкам, составлял от 2,5 трлн. до 3 трлн. долларов и более.
Сейчас капитал всех банков России далеко не дотягивает до триллиона долларов. Остальное расхищено и вывезено. По оценкам различных экспертов и самого Минфина из России за годы реформ вывезено от 300 млрд.- это оценка Минфина — до 1,5 трлн. долларов. Зная примерно объем товарных и сырьевых запасов СССР, драгоценных металлов и драгоценностей, проданных за границу, объемы вывоза нефти, газа, металлов и т.д., и сравнивая их с объемами возврата валютной выручки, считаю, что вывезено около 1,5 трлн. долларов. Объемы хищения и разбазаривания ресурсов говорят о масштабе средств, которые регулярно вкладывались в развитие хозяйства при советской власти. Отсюда и мощь советской банковской системы, сравнимая в то время только с американской.
Чем же ее заменили, и способна ли банковская система нынешней России обеспечить рост российской экономики? Ее начали строить в начале 1990-х по подобию американской и западной банковских систем. В 1998 году капитал всех наших 2,5 тысячи банков был чуть более 19 миллиардов долларов, что слегка превышало капитал Дойче банка, одного их трех госбанков ФРГ. Только к сегодняшнему дню уцелевшей после дефолта половине российских банков удалось нарастить капитал до прежнего уровня. Активы крупного российского банка из первой «двадцатки» (без учета Сбербанка и Внешторгбанка) составляют всего лишь несколько миллионов долларов, в то время как банка из первых двадцати в Японии – 44 миллиарда, в Великобритании – 4 миллиарда, а в крохотной по сравнению с Россией Венгрии – около миллиарда долларов. Тридцать четыре миллиарда долларов – сегодняшняя «мощь» всей банковской системы России. Даже при всем желании банков система по объему ресурсов пока не способна стать источником развития экономики.
Мне, как и миллионам моих соотечественников мучительно больно смотреть, как у нас на глазах гибнет экономика, разрушаются промышленность и сельское хозяйство, культура, здравоохранение и просвещение, финансовая и банковская системы. Все, что мы создавали тяжелым, напряженным трудом. Но любая критика бесплодна, если не несет в себе конструктивного начала. Можно долго плакать над сгоревшим домом, можно и по миру пойти после этого с протянутой рукой. Что, кстати, и сделали и делают «либералы- демократы». В середине 1990-х они слезно выпрашивали по всему миру займы. Но никто за них не отчитался, никто не знает, куда они делись и кто ответственен за их исчезновение.
Банковская система занимает исключительное место в экономической интеграции страны. Банки при помощи финансовых инструментов регулируют денежные потоки, активно способствуют увеличению производственного и торгового капитала. Именно на основе этих постулатов принималось решение о проведении банковской реформы
в 1987-1988 годах, у истоков которой я стоял. Планировалось постепенное реформирование банковской системы, переход банков к коммерческой деятельности, в связи с чем было образовано пять коммерческих банков — Промстройбанк, Агропромбанк, Внешторгбанк, Жилсоцбанк и Сбербанк. Главенствующая роль отводилась государственному Центральному банку СССР, который должен был стать «банком банков».
В документах по реформированию банковской системы предусматривалось также создание сети инновационных, паевых и акционерных банков. Так и было. Практически одновременно с основными банками были созданы два акционерных в Ленинграде и один в Москве, и 15 инновационных банков. Однако ход нормальных событий прервался, когда реформой занялись люди с авантюристическими замашками либо выполнявшие чей-то заказ. Они извратили, сломали эту концепцию, ликвидировали специализированные коммерческие банки и стали поспешно создавать новые акционерные и паевые банки. Процесс, на мой взгляд, принял неуправляемый, стихийный характер, и с целью обогащения банки стали создаваться случайными людьми.
Ассоциация российских банков в прошлом году с горечью констатировала: «В России отсутствует устойчивая база развития экономики, масштабы российской банковской системы явно не соответствуют экономическим потребностям страны и значительно меньше масштабов банковских систем многих стран».
По «мощи» банковской системы мы не то чтобы с США тягаться не можем, английские банки в 15 раз превосходят российские. Сравните: банковские активы Великобритании составляют 5 триллионов 332 миллиарда долларов, России – всего 257 миллиардов. Капитал английских банков составляет 487 миллиардов долларов, российских – всего 34 миллиарда (данные за 2005 год). Куда же меньше, куда дальше вниз катиться?
Президент Владимир Путин на встрече с банкирами в Новосибирске признал важность и необходимость укрепления банковской системы, отметив, что в настоящее время банки не в полной мере решают присущие им задачи. В связи с этим хотелось бы высказать ряд предложений.
В соответствии с высказыванием президента России о том, что наша страна должна занять подобающее ей место в мире в области развития энергетики, было бы целесообразно создать целевой банк топливно-энергетического направления, а также специализированный банк по инновациям с филиалами по стране. Износ основных фондов в промышленности составляет 60-70 процентов, и если не направить в ближайшие 2-3 года целенаправленно инвестиции на их обновление и модернизацию, то российская экономика деградирует окончательно.
Модернизация должна проходить на базе внедрения новых технологий, но это не означает, что надо повсеместно одновременно производить полную замену устаревшего оборудования. На ряде предприятий временно вполне возможно осуществить малую модернизацию и впоследствии появится возможность накопления капитала для значительного переоборудования производственных фондов.
В инновационном банке целесообразно также сосредоточить кредитование и финансирование геологоразведочных работ. Правительство собирается в ближайшие 2-3 года вложить в геологоразведку большие инвестиции, поэтому надо установить строжайший контроль за целевым использованием этих средств.
Особого внимания заслуживает развитие банковской системы в аграрном секторе. Наряду с существованием государственного сельскохозяйственного банка необходимо создавать и другие банки, обслуживающие предприятия аграрного сектора экономики.
Должна быть широко развита сеть кооперативных банков. Примерная структура сети этих банков такова: областные кооперативные банки, которые будут всячески поддерживать низовую сеть и перераспределять имеющиеся кредитные ресурсы; районные кредитные ассоциации; кредитные кооперации на селе; ассоциация ссудно-сберегательной кассы. В эту сеть также могут входить строительные сберкассы.
Активное развитие ипотеки, а также малого и среднего бизнеса может стать мощнейшим рычагом в подъеме всей экономики и решении социальных вопросов. О недостатках финансирования этого направления свидетельствуют такие показатели.
Потребительское кредитование в ВВП стран ЕС составляет 30-40%, кредитование малого бизнеса 15-31%, в России – всего 5% и 1% соответственно.
На решение именно этих проблем коммерческие банки должны не менее 20-30% своих ресурсов направлять именно в эти каналы. При этом должна быть изменена процентная политика. Многие коммерческие структуры и даже крупные банки обращаются за инвестициями и кредитами в другие государства. Хотя мы могли бы удовлетворять эти потребности за счет своих ресурсов. Ведь те средства, которые нам предоставляются в кредит европейскими странами и Соединенными Штатами, по существу являются нашими ресурсами, и нам их дают под 4-5%. Но мы могли бы использовать эти ресурсы сами, и выдавать кредиты на развитие важных направлений не под 14-15% годовых, а также под 4-5%. Очевидно следует создать специальный акционерно-государственный банк по обслуживанию малого и среднего бизнеса. В Японии этим занят один из крупнейших банков страны.
В кратчайший период нужно рассмотреть и такие формы кредитования и финансирования экономики как венчурное и лизинговое. Эти направления у нас используются крайне мало, их удельный вес в объемах капитальных вложений составляет 3-4 процента, в то время как индустриальные страны почти полностью свои основные фонды формируют через эти формы. Для подъема экономики эти формы могли бы сыграть большую роль в перевооружении промышленности новыми технологиями и оборудованием и, в конечном счете, обеспечить развитие технопарков. Сейчас предполагается создание такого технопарка в Новосибирском научном городке.
Было бы неплохо одновременное решать там и вопросы венчурного и лизингового направления, а опыт затем распространить на всю страну. Это дало бы толчок в техническом перевооружении наших предприятий, что позволило бы России занять достойное место на мировом рынке, выпуская высококачественную продукцию. Сейчас инновации в реализуемой российской продукции составляют около 8%, в то время как в Японии и США более 60%.
Очень важным для укрепления банковской системы и ее активного участия в развитии экономики является рост капитализации банков. И здесь необходима помощь государства. Давать деньги на капитализацию надо под определенные направления – программы. Это обеспечит их выполнение и одновременно пополнит капиталы банков, которые смогут активно выступать и внутри страны, и на европейском рынке. Кроме того, необходимо временно создавать льготные условия для банков: дифференцированно уменьшать им платежи в бюджет по сравнению с теми суммами, которые они сейчас перечисляют, а некоторые банки полностью освободить от платежей, и эти высвобождающиеся ресурсы направлять на капитализацию. Я имею в виду банки, работающие на стратегических направлениях.
Еще одна актуальная проблема – совершенствование расчетов. В советское время в денежном обороте наличные деньги составляли всего 10%, а 90% были безналичные. В настоящее время безналичный расчет составляет около 60% оборота, а расчет наличными – 40%. Такое соотношение сейчас целесообразно — оно дает возможность рационально регулировать денежные потоки, ускоряет оборачиваемость средств и обеспечивает надлежащий контроль за их целевым использованием. Но в дальнейшем бесспорно лидирующее место займут безналичные расчеты. Будут создаваться расчетные центры, которые смогут обеспечить расчеты не только фирм и предприятий, но и межгосударственные расчеты, и расчеты с физическими лицами. На смену чекам и кредитным картам придет электроника. Уже сейчас надо заняться этой проблемой.
Целесообразно при Правлении Центрального банка РФ создать группу крупных специалистов, которые бы постоянно занимались изучением кредитных, денежных и расчетных процессов, и на этой основе разрабатывали соответствующие предложения. Со стороны Центрального банка необходимо усилить контроль за деятельностью банков. Но при этом нельзя обюрокрачивать этот важнейший участок работы. Разве можно анализировать ту гору информации, которую запрашивают от банков? Лишь различного рода отчетов и cведений представляется в Банк России и его органы до 90 видов. Трудно представить, что такая масса информации эффективно используется в управлении банковской системой.
Автор Михаил Семенович Зотов – один из известнейших банкиров страны. В 1941 г. сражался под Москвой в легендарной Панфиловской дивизии. С 1946 г. – начальник управления кассовых операций Госбанка СССР, управляющий Ленинградской городской конторой, с 1954 г. – заместитель председателя правления Госбанка СССР, с 1959 г. – руководитель Российской конторы Госбанка СССР. С 1973 г. – Председатель Правления Стройбанка СССР, а затем Промстройбанка Союза. Инициатор банковской реформы в годы перестройки. Сейчас – председатель наблюдательного совета, советник председателя правления ОАО МАБ «Темпбанк».