9:51 31 декабря 2006

Политика недропользования Какой ей быть?

Политика недропользования Какой ей быть?ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
Волею судеб Россия является одним из богатейших государств мира по запасам полезных ископаемых. В ее недрах залегает колоссальное количество каменного угля, драгоценных, цветных и черных металлов, редкоземельных элементов, других полезных ископаемых. И, конечно, нельзя не упомянуть в данном случае об огромных запасах и ресурсах нефти и газа, являющихся, наряду с иными, основными факторами прогресса на современном этапе развития цивилизации. В настоящее время проблемы социально-эффективного использования природных ресурсов в нашей стране стоят перед обществом особо остро. Действительно, в переходный период в российской экономике сделана ставка именно на эксплуатацию природных ресурсов, в связи с чем вопросы их рационального использования вызывают пристальное внимание всех социальных слоев. За период 1992—2003 гг. наблюдался стремительный подъем уровня развития добывающих отраслей на фоне всеобщего отставания перерабатывающих отраслей и других секторов наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Согласно Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 2 ст. 9.). Во всех без исключения цивилизованных государствах, экономика которых ориентирована на эксплуатацию природных ресурсов, граждане так или иначе вовлечены в участие в прибылях, получаемых от разработки этих ресурсов. В нашей стране все осуществляется с точностью до наоборот. При наличии огромных естественных природных богатств треть населения проживает за черной бедности, когда «нефтяные» и «газовые» короли скупают футбольные клубы, острова в Карибском море и переводят доходы в офшорные зоны. Намеченный Конституцией Российской Федерации путь построения правового государства предопределил главенствующее значение законодательства в жизни современного российского общества. От состояния нормативно-правовой базы регулирования горно-добывающего и обрабатывающего комплексов России зависят многие политические, экономические и социальные процессы, происходящие в нашем государстве. Не считаться с этим нельзя. Поэтому главной задачей данной работы стало обоснование направлений системного совершенствования действующего законодательства, регулирующего отношения в области использования недр как основы построения и перехода к социально значимой рентоориентированной экономике России. Автор раскрывает проблемы, вызванные несовершенством действующего законодательства, регламентирующего отношения в сфере геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых, вскрывает причины указанного несовершенства и, что наиболее ценно, предлагает пути выхода из сложившейся на данный момент ситуации в области недропользования. В настоящем издании предлагается взаимоувязанная система экономических и юридических механизмов, призванных обеспечить рентонаправленное недропользование и справедливое распределение горной ренты (дарованного природой дохода, получаемого при эксплуатации месторождений полезных ископаемых) между недропользователем и государством, а тем самым и российским обществом. Центральная идея работы заключается в обосновании необходимости построения в Российской Федерации рентоориентированной экономики. Во многом данная задача, по мнению автора, выполнима за счет эффективной государственной политики в области недропользования. России предоставлена уникальная историческая возможность создания рентоориентированного рынка. Для этого, прежде всего, необходимо изменить нормативные правила доступа к недрам путем последовательного перехода к гражданско-правовой модели организации отношений государства и пользователя недр. Среди ключевых проблем, затрагиваемых в работе, является проблема собственности. Рассматривается право собственности на недра, добытые полезные ископаемые, полученную в результате недропользования горно-техническую и геологическую информацию, а также на горное имущество (в том числе объекты, созданные или приобретенные недропользователем в результате разработки месторождения полезных ископаемых). Автор предлагает оригинальные модели и заслуживающие внимания юридические конструкции. В частности, в качестве неотъемлемой части участка недр как главной вещи принимаются геологическая и горнотехническая информация о месторождении, а также горное имущество (движимое и недвижимое), составляющие с участком недр едины объект недропользования. Несомненный интерес для специалистов, занимающихся исследованием проблем возникновения и взимания природной ренты, и как одной из ее разновидностей — горной ренты, представляет часть работы, посвященная анализу существующей системы налогообложения в области недропользования, методикам и механизмам, призванным обеспечить справедливое распределение прибыли, полученной от коммерческого освоения месторождения. Не оставлена без внимания проблема резкого уменьшения за последние годы объемов геолого-разведочных работ и снижающихся темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы, что связано, прежде всего, с высокой обеспеченностью компаний, реализующих добычу полезных ископаемых, запасами минерального сырья. При этом одной из важнейших задач государства в данном направлении является возрождение самостоятельной службы геологического изучения недр. Иначе Россия в недалеком будущем рискует потерять былое влияние на мировом рынке полезных ископаемых, что, безусловно, скажется на ее развитии в целом. Значительное место в работе отведено проблеме таможенного регулирования при экспорте минерального сырья. Учитывая тот факт, что существенные различия цен реализации минерального сырья на внешнем и внутреннем рынках создают весомую долю дохода компаний, реализующих разработку недр, предложены действенные меры встраивания указанных доходов (как социально-экономической ренты) в общественные фонды, расходуемые на социально значимые цели. Несомненно, настоящая работа найдет своих читателей и послужит отличным научно-практическим руководством для органов государственной власти, призванных обеспечить рациональное использование недр как основу построения рентоориентированной экономики, направленной на повышение благосостояния российского народа.

                                                                                            Дмитрий ЛЬВОВ,                                                                                              академик РАН