д.т.н., профессор,
заслуженный деятель науки РФ
В последние годы наблюдается тенденция наращивания экономического потенциала высокоразвитых стран за счет научно-технических и технологических инноваций, причем активную роль в этом деле играет государство. Разработка и производство современных наукоемких изделий требуют создания необходимых для этого экономических условий, подготовки соответствующих кадров и значительного роста расходов на НИОКР. К примеру, в американской компании Lockheed Martin из 125 тыс. сотрудников новыми разработками занято более 70 тыс. ученых и инженеров, в том числе 20 тыс. специалистов по электронным системам и программному обеспечению. Обнаружив пробелы в подготовке системных инженеров, в США решили увеличить срок подготовки магистров инженерных наук до восьми лет.
Развитие отечественной инновационной экономики, национальной технологической базы и наукоемких производств требует современного кадрового обеспечения. Поэтому государство должно определить перспективы подготовки для них руководителей, научных кадров, инженеров и рабочих. Следует заметить, что модернизация промышленности и развитие наукоемких технологий двойного применения вызывают значительные изменения в структуре занятости. Они требуют иного подхода к подготовке специалистов для высокотехнологичных предприятий, обладающих необходимым производственным и личностным потенциалом, современными знаниями и профессиональными навыками. Поэтому нашей стране необходима национальная стратегия подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей, включающая переподготовку кадров для модернизации предприятий, подготовку научно-педагогических кадров мирового класса, а также подготовку рабочих, специалистов и научных работников разных специальностей.
Первая задача должна выполняться учреждениями дополнительного профессионального образования, вторая и третья задачи — силами высшей школы, научных организаций РАН и отраслевой науки, а также научно-промышленных структур.
Система профессионального образования пока не смогла устранить дефицита квалифицированных специалистов, рабочих и научных кадров. Наивно полагать, что рынок труда самостоятельно отрегулирует эти кадровые проблемы. О необходимости решения этой наболевшей проблемы недавно говорил Президент России. Корпоративно-образовательная и межвузовская интеграция ресурсов По мнению работников ряда ведущих машиностроительных предприятий многие выпускники инженерных вузов недостаточно подготовлены к работе на высокотехнологичных предприятиях, в частности, плохо владеют современными методами проектирования, не чувствуют полезности той или иной информации, необходимой для развития производства. Их переход на инженерные и управленческие должности возможен только после адаптации к производству. Для этого большая часть молодых специалистов с высшим образованием, не имеющих практического опыта, должна сначала потрудиться на рабочих должностях. Сегодня на инженерно-технические должности сразу могут претендовать не более половины вчерашних студентов, зарекомендовавших себя во время учебы и производственных практик, а на управленческие должности — не более 5%.
Сложность «вхождения» выпускников вузов на предприятия во многом обусловлена и тем, что их представления о перспективах трудоустройства и будущей трудовой деятельности не совпадают с реальной обстановкой и соотношением спроса и предложения на них. Недостаточная социальная адаптация молодых специалистов, их психологическая неподготовленность к работе на предприятии нередко приводят к негативному восприятию выпускников вузов работодателями. Понимание этой ситуации вызвало реформирование российской высшей школы путем создания параллельных структур — федеральных и исследовательских университетов, а также инновационных компаний при вузах и научных организациях.
Вместе с тем улучшение подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей неразрывно связано с повышением эффективности их использования. Иначе хорошо подготовленные молодые люди найдут способы избежать соприкосновения с отсталой технико-технологической производственной базой и косным менеджментом некомпетентных, но зато «своих» управляющих. То же самое случится и с повышением квалификации профессорско-преподавательских и научных кадров, заинтересованных во взаимодействии с передовыми предприятиями.
К сожалению, многие ФГУПы и корпорации, владеющие полным технологическим циклом производства сложной продукции, не смогли перестроиться в соответствии достижениями научно-технического прогресса и рыночными условиями, что привело некоторые из них к тяжелым последствиям, включая деградацию качества кадров.
Отказавшись от отраслевого управления, власть передала весомую часть высокотехнологичного комплекса госкорпорации «Ростехнологии» — ей подчинено уже более 500 разных предприятий и организаций, а в ее уставный фонд перечислены миллиарды рублей. Наряду с необходимостью внедрения новейших научно-технических разработок и технологий, эта разношерстная конгломерация требует высококлассного управления. Но когда управление огромной госсобственностью фактически выведено из под контроля государства, вряд ли приходится говорить об эффективности производства.
Оснащение предприятий зарубежным современным технологическим оборудованием, приобретаемым за средства госбюджета, не ведет к росту эффективности производства. Надежда на то, что сначала мы обеспечим заводы оборудованием, а потом привлечем туда кадры, неверна из-за быстрого морального старения высокотехнологичного оборудования, отсутствия стимулов повышения производительности труда и зачастую бездарного руководства. Проблема это не техническая и даже не экономическая, а политическая.
В первую очередь необходимо прекратить бесперспективное вливание огромных ресурсов во все ОАО и ФГУПы, сосредоточив усилия на селективной поддержке лишь тех предприятий, которые доказали свою живучесть в жестком соревновании с мировыми лидерами. Для них надо обеспечить опережающую подготовку и закрепление конкурентоспособных кадров. Динамику развития промышленности ведущих стран во многом определяют новые компании, действующие в области высоких технологий. При этом крупные инвестиции ими направляются на приобретение знаний и технологий.
Без взаимодействия с промышленным сообществом вуз не в состоянии адекватно оценить и спрогнозировать изменения конъюнктуры рынков труда и образовательных услуг.
Поэтому ведущие технические университеты в последние годы разработали программы партнерства с предприятиями, ориентированные на совместную подготовку специалистов и кооперированное проведение исследований и разработок. Для этого создаются корпоративные образовательно-производственные структуры, позволяющие вводить студентов в профессиональную среду их будущей производственной деятельности на ранних стадиях обучения.
Присутствие на рынке порождает не только конкуренцию, но и партнерские отношения, а также обмен методической и научно-технической информацией. Опыт взаимодействия вузов и предприятий показывает, что даже крупный ведущий вуз, как правило, не может обеспечить формирование у студентов всего комплекса необходимых профессиональных знаний и навыков. Поэтому наряду с корпоративным взаимодействием с предприятиями нужна межвузовская интеграция. Ее главная цель — координация усилий образовательных учреждений в сфере подготовки специалистов путем внедрения инновационных образовательных технологий. Некоторые вузы пошли по пути объединения своих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов.
Организационно межвузовские объединения сейчас реализуются в виде ассоциаций, ресурсных центров коллективного пользования, корпоративных университетов и др. Совместная разработка, апробация и внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных и педагогических технологий снизит финансовую нагрузку на каждый вуз, приведет к формированию унифицированной информационно-образовательной среды, повысит качество и доступность образования.
Общегосударственная система подготовки современных кадров Для обеспечения высокотехнологичных предприятий специалистами предлагается создать общегосударственную систему подготовки современных кадров, которая будет включать следующие подсистемы:
— подсистема отраслевых корпоративных вузов, создается путем интеграции национальных исследовательских университетов и других ведущих инженерных вузов с профильными промышленными предприятиями, например, в виде консорциума. Цели — подготовка разработчиков сложных систем, специалистов по их стоимостному анализу, руководителей высокотехнологичных предприятий и научных кадров, а также проведение научных исследований и внедрение инноваций. Срок обучения специалистов и магистров в таких вузах — не менее 6-7 лет, соотношение преподавателей и студентов — 1 к 4, объем выполняемых научных и инновационных работ — не менее объема финансирования образовательной деятельности. Число вузов, входящих в подсистему, – не более 50. Подсистему уже сегодня можно организовать на основе национальных университетов и части ведущих вузов, участвующих в выполнении государственного плана подготовки кадров для оборонных предприятий;
— подсистема внутрифирменных вузов, создается передачей соответствующих технических вузов в состав крупных промышленных объединений. Цель — подготовка рабочих и инженерных кадров. Подготовка рабочих кадров, мастеров и технологов цехового и заводского уровней должна проводиться по программам начального и среднего профессионального образования, используя советский опыт образования «завод-втуз». Число передаваемых технических вузов, по оценкам, может составить до 30-40. Подготовка по программам начального и среднего профессионального образования возможна включением в вузы соответствующих образовательных центров предприятий и учреждений;
— подсистема региональных научно-образовательных промышленных кластеров, ядро которых составят корпоративные технические вузы, объединенные с профильными учреждениями начального и среднего профессионального образования. Такие вузы, взаимодействуя в рамках консорциумов с промышленными предприятиями в регионах и центрами дополнительного профессионального образования, смогут оперативно обеспечивать кадровые потребности при создании перспективных разработок и тиражировании новых изделий;
— подсистема в виде федеральных научно-образовательных центров высоких технологий, создаются на базе ведущих институтов РАН и государственных научных центров. Цели: подготовка научных кадров — магистров, кандидатов и докторов наук, проведение научных исследований и инновационная деятельность. Такие центры вместе с высокотехнологичными предприятиями смогут организовать межотраслевые консорциумы, что активизирует работу конструкторско-технологических и научных организаций РАН и государственных научных центров.
Для планирования и координации регионального, отраслевого и межотраслевого сотрудничества в общегосударственной системе должно быть создано кадровое агентство. Оно обеспечит также координацию отношений в подготовке кадров между государством, вузами, предприятиями и студентами, которые обучаются за счет бюджетных средств. Каждая из сторон должна будет выполнять свои обязательства в полном объеме, невыполнение должно предусматривать возмещение ущерба. Это изменит психологический настрой студента, его понимание своей востребованности, перспектив роста, ответственности и т.д.
Ведущие технические вузы и региональные власти уже осознали необходимость ориентированной на производство подготовки специалистов. Например, национальный исследовательский университет МАИ при поддержке департамента промышленности правительства Москвы организовал в вузе обучение своих студентов рабочим профессиям, которые пользуются большим спросом. Такое взаимодействие усиливает участие, роль и ответственность региональных властей за кадровое обеспечение предприятий, работающих в регионе.
Остановимся подробнее на организации обучения во внутрифирменных вузах высокотехнологичных предприятий. Нужно разработать для них систему государственных образовательных стандартов, в которой начальное профессиональное образование станет обязательной частью стандарта среднего профессионального образования, а тот — частью стандарта высшего профессионального образования. Такие технические вузы смогут принимать на обучение практически всех желающих, сдавших ЕГЭ.
Обучение будет проводиться по следующей схеме. После окончания первого курса студенты получат документ о получении рабочей профессии, и из них по результатам экзаменов отберут способных для дальнейшего обучения. После окончания второго (третьего) курса выдается диплом техника и проводится отбор на право получения инженерного образования. Те, кто не прошли отбор, будут работать на предприятии в должностях, соответствующих освоенной профессиональной образовательной программе. При этом они смогут продолжить обучение по очной (после двух лет работы), очно-заочной или заочной форме. Получить высшее образование можно будет за 4,5 – 5 лет, при этом предприятия решат кадровую проблему за счет распределения у себя на работу выпускников.
В предлагаемой системе создаются возможности открытого доступа к идеям, информации, знаниям, программам, методикам и технологиям обучения, ориентированного на повышение качества образования и конкурентоспособности. Задачи развития инновационного потенциала и обновления технического образования будут решаться совместно. А взаимодействие с предприятиями и научными учреждениями превратит вузы в субъектов реального сектора экономики.
Федеральные университеты и национальные исследовательские университеты вместе с федеральными научно-образовательными центрами высоких технологий возьмут на себя основную часть функций межрегиональной и межотраслевой координации подготовки кадров.
Должно быть предусмотрено обязательное участие вузов в выполнении федеральных целевых и научно-технических программ и НИОКР в определенном размере от общего объема их финансирования. Это позволит создать организационно-технологические основы для роста инноваций.
Требуют решений правовые, финансовые и экономические вопросы создания и развития внутрифирменных вузов. Предлагаемый вариант передачи профильных технических вузов в состав ведущих промышленных объединений может сопровождаться соответствующим увеличением в них доли государственной собственности или передачей ее в доверительное управление.
Увеличению ресурсного обеспечения таких вузов будет способствовать принятие новых для них правовых норм в налогообложении и ценообразовании. Это, например, включение затрат организаций на обучение в структуру цены изделий, производимых в рамках государственного оборонного заказа и поставляемых на экспорт, а также увеличение доли таких затрат, учитываемых в налогообложении, установление льготного налогообложения имущественного комплекса, используемого в образовательном процессе, и др. Таким образом, внутрифирменный вуз и само предприятие будут экономически заинтересованы в подготовке конкурентоспособных специалистов и активной инновационной и научной деятельности.
Создание предлагаемой системы образования потребует соответствующих изменений в структуре государственного управления. В частности, представляется целесообразным
вместо Министерства образования и науки создать новый правительственный орган — Федеральное агентство высоких технологий и инноваций, сочетающее в себе функции прежнего миноборонпрома и американской «DARPA». Агентство должно обладать широкими полномочиями для организации разработок и внедрения инноваций в высокотехнологичных отраслях экономики. Ему надо будет передать в управление технические исследовательские университеты и вузы, осуществляющие подготовку кадров для оборонной промышленности, а также государственные пакеты акций высокотехнологичных предприятий.
Тесное взаимодействие предприятий с вузами поспособствует модернизации производственного потенциала и повышению конкурентоспособности отечественной экономики.