Весьма вероятно, что многосторонние переговоры и согласования будут успешно завершены и Россию примут, наконец, в ВТО. После чего заработают принципы свободного движения товаров в новом пространстве, включающем и нашу территорию, и тогда к нам направится возросший поток зарубежных товаров, а наша конкурентная продукция начнет движение в обратном направлении.
Видимо по этой причине правительство озаботилось поддержкой экспортеров путем введения страхования экспортных поставок, предоставления экспортерам долгосрочных льготных кредитов, своевременным возмещением НДС. Но достаточно ли предпринимаемых усилий для обеспечения успеха экспортных поставок?
Известно, заинтересованного покупателя за рубежом необходимо убедить в том, что продукция российского производителя соответствует нормам безопасности, действующим в регионе продажи. А как это сделать? Уверен, если этот вопрос задать отечественным производителям, например, электромеханической продукции, то почти все руководители соответствующих предприятий растерянно разведут руками.
Ведь в стране не существует информационной базы, которая подсказывала бы, как поступать в этом случае, каким обязательным директивам, регламентам, требованиям и т.п. документам должна соответство-вать продукция, поставляемая в тот или иной регион мира. Более того, из-за отсутствия необходимых технических регламентов у производителей нет законных требований, предъявляемых к продукции, поставляемой и на внутренний рынок.
В этой связи хотелось бы вернуться к идее использования классификатора продукции в качестве дерева технических регламентов («Безопасность труда в промышленности», № 7, 2006). Предлагалось, в отличие от положений Федерального закона «О техническом регули-ровании», разработать дерево технических регламентов в соответствии с общероссийским классификатором продукции (ОКП) в виде системы кратких документов с перечнем обяза-тельных качественных требований, предъявляемых к продукции.
В них помимо обязательных требований, предъявляемых к продукции в РФ, следует также включить обязательные требования к продукции, предназначенной для поставки в другие страны. Такой подход позволит выработать пакет предложений по гармонизации технических требований, предъяв-ляемых к различным видам продукции в рамках ВТО.
К сожалению, в России нет пока развитой сети аккредитованных испытательных лабораторий и органов по сертификации, имеющих полномочия производить оценку соответствия продукции обязательным требованиям, принятым за рубежом. А по некоторым видам испытаний, например по электромагнитной совместимости технических средств, у нас вообще не аккредитовано ни одной лаборатории или органа по сертификации. Поэтому российским производителям продукции придется обращаться в зарубежные органы по сертификации.
Допустим, продукция имеет малые габариты. А если это крупный электродви-гатель, станок, угольный комбайн либо другое оборудование с массой от нескольких сотен килограммов до нескольких тонн. Организация отправки такой продукции за границу, решение таможенных вопросов, проведение испытаний, возможный возврат на доработку и повторное представление образцов могут стать серьезным препятствием, особенно для предприятий малого бизнеса.
В то же время в некоторых странах существуют испытательные лаборатории и органы по сертификации, аккредитованные в российской системе сертифика-ции ГОСТ Р, в результате чего зарубежные производители получают преимущество, поскольку они могут провести на своей территории необходимые испытания и оформить сертификаты соответствия системы ГОСТ Р, дающие право на поставку продукции в РФ.
Время уходит. Россия на пороге ВТО. Вероятно, вопросы сертификации следовало решать заранее: оценить номенклатуру видов испытаний отечественной продукции с учетом перспективы поставки в те или иные регионы мира, выбрать испытательные лаборатории и органы по сертификации, которым предложить провести работы с зарубежными партнерами по взаимному признанию результатов испытаний, создать соответствующую информацион-ную базу, подписать необходимые межправительственные соглашения и др.
Иначе нерешенность на государственном уровне затронутых вопросов может привести к тому, что свобод-ное движение товаров после вступления России в ВТО окажется односторонним и отечест-венный товаропроизводитель исчезнет. Неужели обвал в прошлом году российского рынка алкогольной продукции ничему не научил? Владимир Нейман, заместитель генерального директора ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации, кандидат технических наук г. Москва