Работа XI Санкт-Петербургского международного экономического форума (ПЭФ) закончилась на мажорной ноте. Его экономическую эффективность определили сразу: 25 российских компаний и федеральный бюджет выделили на его проведение 500 млн. рублей, а протоколов о намерениях и инвестиционных соглашений подписано на сумму 13,5 млрд. долл.
Губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко справедливо заметила, что для осознания результатов форума нужно время. Нужно понять, почему на международном форуме основная доля соглашений и протоколов пришлась на российские компании (9,5 млрд. долл.), что (кто) стоит за 4 миллиардами долларов иностранных инвестиций и 6 миллиардами долларов частно-государственных.
По информации Интерфакса, в работе ПЭФ приняли участие 8966 человек из 65 стран мира: 54 официальных делегаций, 9 президентов, 4 премьер-министра, 40 министров и столько же послов. 12 президентов стран СНГ, которые дружно прибыли на неформальный саммит в северную столицу, корреспондент Интерфакса, по всей видимости, по старой памяти включил в состав делегации России как правопреемницы СССР.
Форум стал важным шагом на пути обеспечения «преемственности курса на интеграцию Российской Федерации в мировую экономику и мировое сообщество» (Г. Греф). Как сказал С. Б. Иванов, «работа по подготовке внешнеэкономической стратегии будет завершена в ближайшие полгода», когда будут определены не только приоритеты, но и сформулирована «конкретная повестка для институтов, работающих на повышение международной конкурентоспособности отечественной экономики».
Данные заявления, сделанные на форуме, сопряжены с одной из задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (МЭРТ) — «обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий» по 4-5 товарам с долей в мире не менее 10%. В качестве отраслей, выбранных для обеспечение ответа на «системный долговременный вызов», определены такие отрасли, как авиационная, судостроительная, электронная, атомная энергетика, информационно-коммуникационные технологии.
Дискуссии на ПЭФ показали видение российской стороной механизмов достижения целей. Если на прошлогоднем форуме российской стороной ключевое внимание уделялось обеспечению стратегической энергетической безопасности, то на нынешнем проблема переведена в плоскость «стратегического диалога поставщиков, транзитеров и потребителей энергоресурсов» Евразийского материка с участием Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.
Россия готова быть коридором в области транспорта, телекоммуникаций и логистики, поэтому приветствовалось «двустороннее движение капиталов» (в России иностранных инвестиций накоплено порядка 150 млрд. долл., а вывезено – до 140 млрд. долл.). При этом уж больно «настойчиво» продавливается план 1936 года о строительстве канала Каспий – Черное море по территории России, реанимируется идея поворота сибирских рек для удовлетворения потребностей республик Средней Азии, идут разговоры о проектах магистралей на Аляску и прочем. И хотя 7 субъектов Федерации не имеют железнодорожного транспорта, принято решение о строительстве второй очереди Волго-Дона.
Наряду с этим Россия готовится быть региональным центром диверсификации активов в мировой финансовой системе, внести свой вклад в создание региональных евразийских институтов свободной торговли при совокупном ВВП стран СНГ в 1,2 триллиона долл. На форуме прозвучала критика по поводу архаичности, недемократичности и неповоротливости некоторых международных организаций, включая ВТО. На фоне заявлений зарубежных партнеров о технически возможном варианте вступления России в ВТО к концу текущего года, эта критика свидетельствует о перспективах, а не о завершении процесса.
Вместе с тем, XI Санкт-Петербургский международный экономический форум показал всемерное стремление сделать из России площадку для развития других стран, но не самой России. Высказанное в кулуарах мнение одного из ведущих специалистов МЭРТ о том, что в мае — начале июня 2007 года сальдо «двустороннего потока» капитала (инвестиций) «вдруг» приобрело для России характеристику со знаком «–», никого не заинтересовало. А. Кудрин и др. считают, что в этом году будет взят рубеж в 90-100 млрд. долл., А. Жуков твердо убежден, что инфляция не выйдет за прогнозные 8%.
Петербургский, Кубанский (Сочинский), Байкальский, Красноярский, Самарский и в перспективе Владивостокский (либо Хабаровский) экономические международные форумы указывают на географию освоения территории России зарубежными партнерами. При этом освоение не противоречит курсу государственной политики – добиться конкурентоспособности российских продуктов на мировом рынке.
Сегодня для этого в основном работают монополии ТЭК и финансовая система. Как-то обречено из уст начальника экспертного управления президентской администрации прозвучало, что не удалось «пробить» даже НДПИ на газ для увеличения поступлений в трехлетний федеральный бюджет. Заявление А. Дворковича о том, что в России «прямые и косвенные государственные инвестиции превышают размер частных инвестиций», сделанное им в начале июня 2007 года, свидетельство роли государства в данном процессе.
Развитие новых холдингов сведется, скорее всего, не к тому, чтобы под одной крышей собрать государственные активы и эффективно ими распоряжаться, а к санации отраслей под крышей госкорпораций. Санации будут сопутствовать, как было сказано на форуме, «приватизация непрофильных активов, включая финансовые, транспортные и логистические компании, а также развитие аутсорсинга и меры по стимулированию конкуренции среди поставщиков».
Таким видит процесс С. Б. Иванов, не указывая, сколько будет санировано рабочих мест и сколько останется «социалки» на предприятиях холдингов. Ведь рабочие места «не имеют» никакого отношения к тому, что в 2020 году ВВП на душу населения в России обещано довести до 30 тыс. долл. в ценах 2005 года, по паритетной покупательной способности.
Холдинги действительно будут создавать дорогостоящие товары, покупаемые на мировом рынке. Останется только поделить созданный прибавочный продукт на число оставшихся россиян. Например, «титановая уральская долина» доведет свою долю на мировом рынке титана до 30-40%, а с 2012 года, согласно заключенным на форуме соглашениям, в Россию станут поступать сделанные из российского титана Боинги: по одному лайнеру в месяц. Положительным может быть то, что полеты этих 22 лайнеров станут безопаснее для пассажиров.
А кого будет интересовать, что титан производят, сократив в несколько раз число работающих и затраты на социальную инфраструктуру. А если «титановцы» пробьют для себя еще и «особую экономическую зону» (ОЭЗ), то по конкурентоспособности будут впереди планеты всей.
Особые экономические зоны – особая гордость МЭРТа. Но как-то обращается внимания на то, что именно они являются локомотивами не только роста экономики страны, но и использования ее ресурсов. Глава нового федерального агентства по управлению ОЭЗ М. Мишустин не скрывал, что на форуме (стенд РосОЭЗ занимал площадь 500 квадратных метров) предпримет массированное наступление на потенциальных инвесторов.
Своей главной задачей он видит создание «дружественной среды администрирования» за счет государства и налоговой политики по принципу «инвестор – наш император». 13 зон, в их числе технико-внедренческие, промышленно-производственные, туристически-рекреационные, а в перспективе и портовые, будут работать на вполне приемлемых для инвесторов условиях: на ввозимые и вывозимые товары отменят НДС и пошлины, на продаваемые на территории России товары ЕСН будет снижен до 14%, налог на прибыль – на 4%, производители на 5 лет получат освобождение от налогов на имущество и землю. Законы об ОЭЗ закрепили мотивацию экспортного производства.
Оказывается, не беда, что в 2010 году сальдо российского импорта и экспорта может оказаться близко к нулевому значению. А как может быть иначе, если консалтинг по промышленно-производственным и технико-внедренческим зонам осуществляли специалисты из Сингапура, а по туристически-рекреационным зонам – Германии и Австрии при посильной помощи прочно стоящих на ногах в рыночных условиях специалистов Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Института экономики переходного периода и «Леонтьевского центра».
Наряду с мотивацией производства конкурентоспособной продукции заслуживает внимания еще одна идея, прозвучавшая на XI ПЭФ. Она связана с тем, что человеческий капитал остается все-таки главным двигателем экономического роста. Только в России, как было сказано, маловато городов (агломераций) мирового значения. Поэтому будет сделана ставка на создание новых крупных городов для выполнения «особой социальной культурной роли».
Притом, что большинству созданных 40-50 лет назад 70 наукоградов, а также многим сотням русских провинциальных городов и тысячам сел, можно сказать, приказано «долго жить». А ведь их жители и воплощают собой Россию. Нельзя создавать конкурентоспособное будущее, варварски относясь даже не к тому, что создали далекие предки, а к результатам труда ныне живущего, только старшего поколения.
В прошлом году, на X ПЭФ, российское общество было названо креативным, в нынешнем Россия названа «страной, которая стремится к построению справедливого общества, основанного, прежде всего, на моральных ценностях. Страной, которая глубоко анализирует стратегические процессы в мире и нацелена на укрепление доверия между народами и странами».
Данное положение требует перевода на язык политики и повседневной жизни применительно к нынешнему уровню социально-экономического развития, продолжительности жизни россиян, доли нищих и бедных в составе населения страны. Справедливость, стремление выжить и право на жизнь не относятся к компетенции политиков, но от них многое зависит в государстве Российском.
Буквально за день до открытия Санкт-Петербургского форума в «Российской газете» была опубликована статья председателя Конституционного суда РФ В. Зорькина «Стандарт справедливости». Приведем из нее две цитаты.
Первая: «Исследователи оценивают сегодняшнее состояние России как формального социального государства на уровне первой половины 20-х г.г. XX века. Среди причин такой «неразвитости» социальных механизмов – пережитки советской политической и социальной системы, несоответствие экономических, социальных и иных целей политики государства друг другу, а также то, что сейчас Россия по важнейшим макроэкономическим показателям находится в группе развивающихся стран. Кроме того, на сегодняшний день нет окончательной определенности с моделью обеспечения социальных функций государства».
Вторая цитата: «Должен быть определен круг (каталог) социальных прав, подлежащих конституционно-правовой защите. Наиболее полный перечень социальных прав содержится в части 1 Европейской Социальной Хартии от 3 мая 1996 года (не ратифицирована Российской Федерацией)».
Пожалуй, комментарии излишни. Удивляет — трудно подобрать более мягкое выражение — то, что на мнение председателя Конституционного суда нет реакции. Зорькин в 2006 году дал исчерпывающую характеристику нормотворчества и правоприменительной практики в России. Прошел год. Он дает не менее жесткую характеристику соблюдения социальных прав в России. Положение не только не изменилось, а продолжается «произвольная практика законодателя».
Если нет адекватной реакции на мнение главы Конституционного суда, то что впереди? По меньшей мере – произвольная практика и законодателя и исполнителя законов. Яркий пример тому – трехлетний бюджет, предусматривающий не только сворачивание нацпроектов к 2010 году, но и реальное сокращение социальных расходов федерального бюджета.
Притом, что законодатель согласно Конституции не может принимать законы, понижающие достигнутый уровень защиты прав и свобод человека.
А вот что сказал Зорькин в отношении пенсионной системы: «Посредством социального законодательства решаются задачи, связанные с направлением инвестиций в экономику страны, т.е. во главу угла ставится, прежде всего, достижение экономического эффекта, а не обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров».
Анализ реализации нацпроектов показывает, что явление, отмеченное В. Зорькиным, распространилось на все сферы социальной жизни. «Существует реальная опасность, подчеркивает председатель Конституционного суда России, — нарушения баланса конституционно защищаемых ценностей, разрыва между социальными и экономическими задачами, между правами граждан и публичными интересами». Народ России действительно на протяжении всей отечественной истории стремился к правде и справедливости. Он выстрадал право на справедливость. Это не «идея», это практика, к сожалению, не правоприменительная. Разрыв между экономическими целями России на международной арене и во внутренней государственной социально-экономической политики является наиболее опасным для перспектив ее развития как государства.
Фонд стратегической культуры