11:26 28 октября 2007

Кто взводит ценовой курок бензинового пистолета? / Моисей Гельман

Ежегодно, дважды, а то и трижды в год, в России повсеместно, будто по сговору, подскакивают цены на бензины всех марок и заодно на дизтопливо, мазут, авиационный керосин и прочие продукты нефтепереработки. Недавно они вновь возросли, и Федеральная антимонопольная служба в очередной раз безуспешно пригрозила нефтяникам принять карательные меры.

Между тем руководители экономических министерств полагают происходящее фатально неизбежным, с гордостью поясняя властям и населению страны, что всё это доказывает рыночность нашей экономики. Мол, живём мы теперь в мировом рынке, а нефть там всё дорожает и дорожает. Цены же мировые. И мы от них не должны отставать. Так что нечего на зеркало пенять…

Однако наши доморощенные рыночники при этом умалчивают, почему глобальная ценовая агрессия углеводородов при нашей «рыночности» не сказывается должным образом на росте зарплаты, то есть цене труда, большинства граждан страны, а также росте пенсий и стипендий. Умалчивают то ли от непонимания причин происходящего, то ли из-за лукавства, полагая, что «пипл всё схавает».

На самом же деле единых общемировых цен на ту же нефть не существует. Они, как известно, в каждой стране свои и указываются в национальной валюте. Объясняется это отсутствием мировых денег, которые можно было бы использовать в международной торговле в качестве всеобщего платёжного средства (когда-то им являлось золото). А то, что принимают за глобальные цены на нефть, указывается в долларах США. Валюте отнюдь не мировой, хотя кому-то её весьма выгодно считать таковой, превращенной в глобальный политический инструмент экспансии Соединенных Штатов.

Любопытно ещё одно обстоятельство. Россия – крупный поставщик нефти. И если нефть за рубежом по мере роста её востребованности там дорожает, то с какой стати, при отсутствии у нас её дефицита, она должна также дорожать и внутри страны, вызывая увеличение инфляции и снижение покупательной способности рубля?

Причины беспрепятственных ценовых гонок на внутреннем рынке вообще и топливном его сегменте, в частности, кроются в порочной экономической и финансовой политике, остающейся в основе своей неизменной с 1992 г, т. е. со времён Гайдара (см. «Инфляция как порождение антирыночной экономической политики». – «Промышленные ведомости № 4, апрель 2006 г.). При этом созданы условия, толкающие нефтяные компании на расширение объёмов экспорта за счёт увеличения внутри страны стоимости своей продукции и снижения на неё, тем самым, внутреннего платёжеспособного спроса. На такие действия при высоких «мировых» нефтяных ценах компании провоцируют, первую очередь, два обстоятельства: — валютный курс, по которому благодаря далеко не случайным усилиям Центробанка и Минфина «цена» доллара оказалась примерно втрое завышена по сравнению с реальным курсом его обмена с рублём — их паритетом покупательной способности;

— высокая доля налогов от выручки, достигающая в нефтяных компаниях, по оценкам, 50-60%.

Искусственно созданный валютный диспаритет позволяет получать в рублях от экспорта нефти и нефтепродуктов значительно больше выручки и прибыли по сравнению с их продажей внутри страны, а Минфину накачивать профицит бюджета.

В результате многолетних ценовых гонок абсолютное первенство в чемпионате России по подорожанию прочно удерживает дизельное топливо: к началу нынешнего года по сравнению с 1991-м его продажная цена, согласно данным Росстата, увеличилась более чем в 169 000 раз (с учётом деноминации рубля в 1996 г.). Бензины несколько поотстали: в среднем литр за эти годы подорожал более чем в 92 000 раз.

Для сравнения: если, к примеру, в 1991 г., продав тонну пшеницы, стоившую тогда 400 прежних рублей, сельчанин мог приобрести 4 тонны дизтоплива, то в декабре прошлого года, когда за тонну пшеницы он мог выручить в среднем 3535 рублей, за тонну дизтоплива, стоившую уже 16 925 рублей, надо было заплатить почти пятью тоннами зерна. За эти годы стоимость пшеницы возросла всего лишь в 8837 раз, т. е. почти в 19 раз меньше дизтоплива. Что же касается реальной среднемесячной зарплаты, то она в 2006 г. с учётом «скрытой», согласно данным Росстата, достигла лишь 82% от уровня 1991 г. и возросла по номиналу примерно в 7000 раз (с учётом упомянутой деноминации).

Спровоцированный ценовой диспаритет стал значимым фактором непропорционального по затратам распределения доходов и, как следствие, падения платёжеспособного спроса, аутсайдером по которому на ресурсы и технику оказалось сельское хозяйство. Поэтому продукты питания и одежда с обувью у нас теперь в основном заграничные.

Недавнее подорожание хлеба – лишь слабая и безуспешная попытка догнать убежавшие далеко вперёд цены на то же топливо. Значительный их отрыв от цен промышленной, сельскохозяйственной и потребительской продукции – явное свидетельство сговора и злоупотребления монопольным положением продавцов на топливном рынке. Однако Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» прописан таким образом, что никаких монополистов, кроме естественных, у нас нет и быть не может, а потому злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке у нас просто некому. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к статье 4 упомянутого закона, в которой дано определение основных понятий. Тогда станет ясно, почему Федеральная антимонопольная служба столь беспомощна, хотя давным-давно могла бы выправить положение с ценами на бензин. И не только…

Начнём с товарного рынка, под которым понимается «сфера обращения товара… на территории Российской Федерации или части её, определяемой, исходя из экономической возможности… приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за её пределами». Доминирующим на рынке, когда вводится контроль над ценами, признаётся положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 65%. Но оно может быть признано таковым антимонопольным органом, если доля и меньше 65%, вплоть до 35%, однако критерии для такого признания весьма туманны.

Столь же «конкретны» критерии определения монопольно высокой цены, которую согласно статье 5 Закона «О конкуренции…» запрещается устанавливать или поддерживать. Но монопольно высокие цены устанавливают и поддерживают повсеместно, так как в законе отсутствуют количественные критерии для квалификации и выявления поборов при продажах продукции.

Обратимся к бензину. Если исходить из процитированного выше определения «товарный рынок», то у владельцев автомашин всегда есть возможность приобрести топливо в любой из частей территории Российской Федерации. Ведь бензин продаётся во всех регионах, городах и весях. Таким образом, топливный рынок согласно законодательству охватывает всю территорию страны, и доминирующее на нём положение хозяйствующего субъекта, в данном случае какой-либо из нефтяных компаний, следует оценивать согласно закону только относительно всей территории России.
Следовательно, никто из более десятка нефтяных компаний, поставляющих бензин и торгующих им на бензоколонках, под понятие «доминирующее положение», при котором вводится контроль цен, не подпадает. Ведь доля каждой из них на топливном рынке страны «в среднем по больнице» много меньше 35%.

Однако известно, что владельцы автомашин любого населенного пункта не ездят специально заправляться в соседние области. Поэтому объективно топливные рынки для потребителей размещаются в границах городов или субъектов Федерации. И в большинстве из них, что не является секретом, топливные рынки в полном соответствии с Законом «О конкуренции…» монополизированы одной, двумя или тремя компаниями, устанавливающими по сговору монопольно высокие, почти идентичные цены на бензины и дизтопливо соответственно.

Надо заметить, что не только бензин, а абсолютно все потребительские товары и продукты питания приобретаются «электоратом» в местах его проживания. Но об этом, видимо, не догадываются депутаты Госдумы. Иначе бы они по иному сформулировали понятие рынка, регламентировав наличие множества регионональных рынков, и создав тем самым возможности контроля за ценами нынче камуфлируемых упомянутым законом под конкурентов действующих монополистов.

Так что ещё одна из причин ценовой инфляции и разбегающихся в разные стороны цен топлива и иных видов продукции кроется в порочности антимонопольного законодательства, разрешающего монополистам повсеместно свободно злоупотреблять своим доминирующим положением на рынках различных товаров.

Чтобы обуздать ценовую инфляцию, в том числе на бензиновом рынке, потребуется устранить весь комплекс порождающих её причин. Для этого необходимо построить иную, чем существующая, экономику. Рыночную социально ориентированную, к примеру, как в скандинавских странах, взамен нынешней монопольно спекулятивной и криминализированной. Но предварительно надо будет изменить и дополнить соответствующее законодательство, регламентировав в том числе ценообразование, а также первичность доходов населения в развитии экономики и государства, и внедрить иную налоговую систему. Обо всем этом подробно говорится в упомянутой выше публикации «Промышленных ведомостей».

Российская газета Приложение «Россиская бизнес-газета» № 616 от 14 августа 2007 г.