Усугубляющееся охлаждение в отношениях между Вашингтоном и Москвой представляет угрозу для американских компаний, надеющихся заключить деловые соглашения с Россией, по меньшей мере, на 2 млрд. долларов, заявляют представители России и другие осведомленные лица. Представители Кремля дали понять, что согласие США по важному вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию повысило бы шансы американских компаний. Они предупредили также, что участившаяся критика Президента России Владимира Путина со стороны американских чиновников может отразиться на бизнесе.
«Когда происходят подобные вещи, – сказал недавно советник президента по экономическим вопросам Игорь Шувалов, говоря об усиливающейся критической риторике между Вашингтоном и Москвой, – они начинают сказываться на всех сферах жизни». Он назвал две конкретные сделки, которые могут пострадать: 12-миллиардный Штокмановский проект по разработке природного газа, за право участия в котором соревнуются Chevron и Conoco Phillips, а также французская Total и норвежские компании Statoil и Norsk Hydro; и 3-миллиардная сделка по покупке самолетов российской авиакомпанией «Аэрофлот», которая будет делать выбор между Boeing и европейским Airbus. Это были бы крупнейшие сделки между Россией и США.
До недавнего времени, по сведениям осведомленных лиц, американские компании были настроены оптимистично относительно своего участия в обеих сделках. Однако ожидаемое объявление решений газовой монополии «Газпром» и государственной авиакомпании «Аэрофлот» теперь было отложено. Эта отсрочка произошла одновременно с паузой в переговорах о вступлении России в ВТО и усилением критики Вашингтона в адрес Путина, которого обвиняют в ограничении деятельности демократических институтов России и использовании обширных энергетических ресурсов страны в качестве политического оружия. Самой резкой атакой стало выступление вице-президента Дика Чейни в Литве в начале мая.
Представители России предупреждают, что последующие подобные выступления в тот период, когда Москва пытается отлакировать свой международный имидж в канун саммита ведущих индустриальных стран «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле, могут спровоцировать ответный удар по американским компаниям.
Публично Шувалов представил этот момент в более позитивном ключе, сказав, что лидеры еще могут исправить положение и увеличить шансы американских компаний. Однако в частном порядке российские чиновники высказывают более жесткую позицию. «Они проводят совершенно четкую связь между заявлениями американских правительственных чиновников и наказанием компаний», – говорит находящийся в Вашингтоне консультант, информированный о ходе дискуссии. Москва также надеялась заключить соглашения по вступлению в ВТО, что является приоритетом для Путина, до начала саммита.
В условиях усиления Кремлем роли государства в российской экономике, по мнению экспертов, растут его возможности использовать бизнес как политический рычаг. Среди членов правлений «Газпрома» и «Аэрофлота» преобладают чиновники из правительства России. «Руководство «Аэрофлота» руководствуется в принятии решений исключительно техническими и финансовыми критериями, но для правительства политические факторы также будут иметь значение, – говорит Лев Кошляков, заместитель генерального директора «Аэрофлота». – Очевидно, что охлаждение в отношениях повлияет на решение о выборе самолетов для закупки».
Ожидалось, что решение будет объявлено в мае, но теперь представители «Аэрофлота» сообщили, что это произойдет не раньше июня. Аналитики и дипломаты указывают, что политические соображения могут являться всего лишь одной из целого ряда причин, стоящих за отсрочкой, которая помимо прочего является методом давления на всех потенциальных западных партнеров, вынуждая их выдвинуть более выгодные предложения.
Высокопоставленный представитель руководства «Газпрома» недавно заявил, что выбирать партнеров для разработки Штокмановского месторождения, одного из крупнейших неразработанных месторождений в мире, будут исключительно на основании экономических соображений. Представители компании говорят, что отсрочка связана со сложностями в сравнительной оценке конкурирующих потенциальных партнеров.
Первоначально «Газпром» должен был сообщить о своем выборе год назад, затем срок был перенесен на весну этого года. Вчера высокопоставленный представитель правительства сказал, что о решении будет сообщено этим летом. Boeing и Chevron отказались дать комментарии. ConocoPhillips заявила, что поддерживает вступление России в ВТО. «The Wall Street Journal» — Inosmi.ru