Президиум Правительства России недавно одобрил Стратегию развития банковского сектора до 2016 года. В этом документе, в частности, сказано, что «основной целью развития российского банковского сектора на среднесрочную перспективу является активное участие в модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, при обеспечении его системной устойчивости».
Бесспорно, банковский сектор является важнейшим механизмом финансирования развития экономики и трансформации сбережений в инвестиции. Но готов ли российский банковский сектор к финансированию проектов и программ модернизации, каковы целевые стратегические показатели модернизации, и из каких источников она может финансироваться? Что понимают под модернизацией? Трактовка этого термина во многом зависит от того, кто говорит о модернизации. Политики имеют в виду модернизацию политической жизни, государственного устройства, политических партий, экономисты – модернизацию экономики, т. е. ее обновление и переход на современный уровень развития, население ждет обновления и улучшения условий жизни и труда.
Модернизация отраслей и предприятий реального сектора экономики является основой для обновления других сфер жизни любого общества — политической, духовной, социальной. В 1990-е годы производственные фонды предприятий всех отраслей пришли к такому состоянию, которое напрямую угрожает экономической безопасности страны. Поэтому для России первостепенное значение имеет модернизация производственных фондов действующих предприятий и отраслей, выпускающих конкурентоспособную готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, а также создание новых высокотехнологичных конкурентоспособных производств.
Чтобы достичь цели, ее надо иметь. Чтобы реализовать программу модернизации, ее надо сформулировать, задав количественно, целевые стратегические показатели, характеризующие ожидаемый результат достижения целей специально разработанной программы. Однако государственной программы и плана модернизации российской экономики не существует. Заложенные в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года идеи модернизации носят больше политический, во многом декларативный характер. Поэтому каждый субъект экономики понимает модернизацию по-своему, и все действуют разрозненно, преследуя исключительно индивидуальные цели.
Серьезные руководители крупных и средних компаний понимают, что без модернизации производственных фондов и выпускаемой продукции им не обеспечить конкурентоспособности и роста капитализации их предприятий. Для них основным источником финансирования остаются собственные средства, включая прибыль. Доля банковского кредитования в финансировании развития реального сектора мала — не более 5% от инвестиций в основной капитал.
Чтобы модернизировать экономику, государственная программа ее осуществления должна существовать не только в форме концептуальных намерений. Она должна быть построена на современных принципах стратегического и проектного управления и известна всем участникам рынка, включая население. Тогда менеджеры предприятий будут представлять себе, каким должен быть их вклад в реализацию программы модернизации, банки будут соответствующим образом формировать свою ресурсную базу и развивать инструменты финансовой поддержки модернизации, а государство – создавать соответствующие условия, законодательную базу и управлять реализацией программы и ее ресурсным обеспечением.
Глобальный рынок инвестиций По оценкам экспертов компании McKinsey&Company, тенденция к долгосрочному росту глобальных инвестиций сохранится, и потребность в них превысит к 2030 году 25% мирового ВВП. Это составит 24 трлн. долларов (для сравнения: в 2008 г. глобальный спрос на инвестиции составлял 11 трлн. долларов), в том числе в 4 трлн. долл. оценивается потребность в глобальных инвестициях в инфраструктуру, 5 трлн. долл. – в жилищное строительство.
Основным источником инвестиций являются, как известно, сбережения. Глобальный индекс сбережений падал 30 лет — до 2002 г., а потом начал расти — с 20,5% мирового ВВП в 2002 г. до 24% ВВП в 2008 г. По прогнозу компании McKinsey&Company в ближайшие годы индекс сбережений не будет расти, что во многом связано с изменением факторов роста экономик в развивающихся странах, прежде всего, в Китае.
Индекс сбережений в Китае в 2008 г. составил 50% национального ВВП. По мере повышения уровня жизни населения и стимулирования государством роста внутреннего потребления как источника роста национальной экономики индекс сбережений в Китае будет падать, что отразится на глобальном индексе. На глобальные сбережения и динамику их изменения в будущем большое влияние окажет также рост расходов, связанных со старением населения, особенно в странах в развитой рыночной экономикой.
Наибольший дисбаланс спроса на инвестиции и сбережений ожидается к 2020 г.
Глобальные сбережения к 2030 г. составят, по оценкам, 23% общемирового ВВП, что окажется меньше потребности в инвестициях на 2,4 трлн. долларов. Этот разрыв будет тормозить экономическое развитие.
Дефицит инвестиций в будущем повысит их стоимость. В настоящее время номинальные и реальные процентные ставки находятся на своем 40-летнем минимуме. Если они вернутся к среднему за 40 лет значению, то возрастут примерно на 150 базисных пункта.
Росту реальных процентных ставок может способствовать также монетарная политика, проводимая правительствами многих стран, следствием которой является повышенная волатильность инфляции.
Рост стоимости заемного капитала ограничит возможности российских банков по привлечению средств с международных рынков капитала и увеличению их ресурсной базы, а также повлияет на эффективность бизнеса. Конкурентные преимущества получат компании, имеющие возможности увеличения акционерного капитала. Рост реальных процентных ставок повысит привлекательность долгосрочных долговых ценных бумаг и понизит привлекательность инвестиций в акции.
Международный рынок капитала всегда являлся источником дешевого и долгосрочного фондирования российских предприятий. В ближайшие годы сохранится тенденция наращивания внешней корпоративной задолженности России, и увеличатся соответствующие риски. Однако эти заимствования не могут быть безграничными, и необходим постоянный мониторинг объема и структуры корпоративного внешнего долга.
Планируя модернизацию своего производства, формируя программу долгосрочных заимствований на внешних рынках, российские предприятия должны учитывать рост дефицита глобальных инвестиций и их стоимости в ближайшие 10 лет. В этих условиях повышается роль правительства в стимулировании роста долгосрочных сбережений и их эффективном использовании для внутренних инвестиций. Росту сбережений способствует также и сокращение госрасходов.
Возникшая в начале 2011 г. политическая нестабильность в странах арабского мира и последствия землетрясения в Японии послужат дополнительными форс-мажорными факторами повышения волатильности финансовых рынков, рисков глобальных инвесторов и изменения географии потоков глобальных инвестиций. В этих условиях в странах с развивающимися финансовыми рынками реализация программ экономического развития и повышения эффективности экономик будет зависеть от внутренних источников инвестиций и эффективной поддержки государства. В условиях глобальной макроэкономической и политической нестабильности роль государства как гаранта стабильности экономического развития страны должна повышаться.
Российский финансовый рынок и его возможности Российский финансовый рынок в настоящее время характеризуется достаточно устойчивым состоянием и перспективами развития. Индекс РТС и ММВБ достиг практически докризисного уровня, а капитализация некоторых компаний превысила докризисный уровень. Цели стратегии развития банковского сектора на период 2005-2010 гг. в целом выполнены. Банковский сектор имеет высокие ликвидность и рентабельность при большом притоке сбережений населения. Активы банковского сектора за 10 лет выросли в два раза — до 74,5% ВВП, сбережения населения — в 21 раз, кредиты нефинансовому сектору и населению увеличились с 18% до 40% ВВП.
Преодолев кризис, российский банковский сектор во втором полугодии 2010 года вновь стал развиваться. Хотя последствия кризиса будут сказываться еще достаточно длительное время, состояние банковского сектора является устойчивым. Создаются условия для дальнейшего повышения его вклада в развитие российской экономики, в том числе посредством предоставления финансовых ресурсов для ее модернизации и внедрения инноваций.
Потребность в инвестициях в основной капитал, необходимых для целенаправленной модернизации, оценивается для России в сумму, намного превышающую прогнозный объем инвестиций в основной капитал, составляющий на 01.01.2016 г. 19 трлн. рублей или 25% прогнозируемого ВВП. Стратегией развития банковского сектора до 2016 г. ставится задача увеличения активов банковской системы страны выше 90% ВВП, кредитного портфеля – до 60% и капитала – до 15 % ВВП. Прогнозируемый объем кредитов предприятиям реального сектора к 2016 г. составит 28 трлн. рублей или 37% ВВП.
Учитывая, что кредиты сроком более трех лет составляют около 40% объема кредитов, предоставляемых российскими банками нефинансовому сектору, их сумма к 2016 г. составит 11,2 трлн. руб. или (при курсе 28 руб./долл.) 400 млрд. долларов, что позволит реализовать примерно 800 проектов в среднем по 500 млн. долларов каждый. И это при достаточно амбициозной стратегии развития российского банковского сектора. Реально же в ближайшие годы российские банки будут вынуждены придерживаться более консервативных стратегий своего развития и соответствующего увеличения кредитования.
Наряду с кредитами банковского сектора источниками финансирования модернизации являются также прямые иностранные инвестиции в Россию, государственная поддержка, собственные средства предприятий и заимствования предприятий и государства на рынке капитала. Объем прямых иностранных инвестиций в Россию в 2010 г. сократился почти вдвое по сравнению с максимальными показателями 2007- 2008 гг. и составил по данным Росстата около 1% ВВП — 445 млрд. рублей или 19 млрд. долларов. В структуре прочих иностранных инвестиций в 2010 г. отмечалось повышение объемов и доли кредитов, предоставленных под гарантии Правительства Российской Федерации и банковские вклады (см. таблицу). Только 40% прямых иностранных инвестиций в российскую экономику направлялись на развитие и модернизацию отраслей промышленности и 6% — транспорта, а всего 8,8 млрд. долларов.
По оценкам аналитиков, роста прямых иностранных инвестиций в Россию в ближайшие годы ожидать не приходится не только в связи с растущей глобальной политической, экономической и экологической нестабильностью в мире, но и в связи с предстоящими президентскими выборами и завершением в России реализации крупных международных инфраструктурных проектов. Поэтому до 2016 г. объем прямых иностранных инвестиций в Россию может составить 757-1000 млрд. рублей (1-1,5% ВВП).
Российский рынок капитала не позволяет пока привлекать долгосрочные ресурсы на привлекательных с учетом эффективности российских предприятий условиях. Сокращаются и возможности фондирования модернизации за счет бюджета. Согласно прогнозу Минэкономразвития инвестиционные расходы бюджета сократятся с 3,7% ВВП в 2008-2009 гг. до 2,6-2,8% в 2011-2012 гг., государственный спрос будет стагнировать, расходы на финансирование программ по преодолению ограничений инфраструктуры и по модернизации будут ограничены. Между тем согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года модернизация российской экономики и снятие инфраструктурных ограничений требуют поддержания государственных инвестиций на уровне не ниже 4 % ВВП.
Рассчитывать на увеличение господдержки банковскому и реальному сектору российской экономики в этих условиях не приходится. Объемы финансовой поддержки проектов модернизации госкорпорациями будут ограничены их возможностями увеличения ресурсной базы, основным источником пополнения которой будут внешние заимствования. Объем портфеля кредитов, предоставляемых Внешэкономбанком, как национальным банком развития, предприятиям нефинансового сектора может увеличиться к 2016 г. примерно на 600-620 млрд. рублей или на 22 млрд. долларов.
Объем и структура иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый
сектор экономики России
годы |
инвестиции, млн. долл. |
доля от общей суммы,% |
||||||
Всего |
Прямые |
Портфельные |
Прочие |
Прямые |
Портфельные |
Прочие |
||
2006 |
55109 |
13678 |
3182 |
38249 |
24,8 |
5,8 |
69,4 |
|
2007 |
120941 |
27797 |
4194 |
88950 |
23,0 |
3,5 |
73,5 |
|
2008 |
103769 |
27027 |
1415 |
75327 |
26,0 |
1,4 |
72,6 |
|
2009 |
81927 |
15906 |
882 |
65139 |
19,4 |
1,1 |
79,5 |
|
2010 |
114746 |
13810 |
1076 |
99860 |
12,1 |
0,9 |
87,0 |
|
Источник — Росстат
Анализ возможных источников и инструментов финансирования модернизации российской экономики показывает, что обновление и техническое перевооружение основных фондов предприятий реального сектора экономики, а также создание новых высококонкурентных производств и продуктов может быть осуществлено в течение 5-7 лет только при следующих условиях:
— утверждения правительством программы, имеющей четкие сроки выполнения, количественные целевые показатели, отражающие ожидаемый результат модернизации, согласованную и скоординированную программу действий всех отраслей и регионов, ресурсное обеспечение;
— внедрения в практику работы министерств и ведомств единых принципов мониторинга реализации программы модернизации, разработанной на основе сбалансированных показателей планирования и бюджетирования всех участников программы, и ориентированной на достижение целевых стратегических показателей модернизации.
В отсутствие такой программы и центра компетенций, ответственного за ее мониторинг и реализацию, результаты обновления российской экономики, ее отраслей и предприятий будут зависеть только от индивидуальной активности предприятий и их акционеров. Несбалансированность и разрозненность усилий не обеспечат достижения необходимых макроэкономических целей модернизации.