Как известно, все налоги в стране, исключая сферу внешнеэкономической деятельности, выплачивает население, когда приобретает конечную потребительскую продукцию (услуги). Приобретая производимые в своей стране продукты питания, одежду, легковые автомобили, телевизоры и прочие жизненные блага, люди оплачивают абсолютно все затраты на их изготовление — от производства необходимых сырья, энергоресурсов, комплектации, технологического оборудования и др. до кредитов и всякого рода услуг. При этом в ценах товаров конечного потребления помимо соответствующих затрат концентрируются также все последовательно выплаченные налоги и прибыль участников их кооперационного производства.
Сами же по себе промышленная продукция и природное сырье, будучи несъедобными, никому не нужны, если они не востребуются в технологических цепочках производства какой-нибудь потребительской продукции. По этим же цепочкам каждому предыдущему участнику ее изготовления возвращаются соответствующие затраты и выплаченные им налоги от последующего участника кооперации, т. е. от покупателя необходимого ресурса (услуги) продавцу. Вплоть до покупателя конечной продукции.
Таким образом, предприятия кредитуют выплату налогов населением из своих оборотных средств, из-за чего уменьшаются их вложения в текущее производство продукции и воспроизводство основных фондов. А это ведет к сокращению объемов товарного производства в стране.
Положение усугубляется тем, что налогообложению подлежат выручка предприятий и все ее составляющие, то есть целиком все оборотные активы, поэтому одни и те же налоги изымаются многократно, что противоречит Налоговому кодексу РФ. Так НДС начисляется с выручки и одновременно с прибыли, налога на прибыль, фонда заработной платы, единого социального налога, подоходного налога и акцизов при их наличии. Чтобы как-то компенсировать столь прогрессивно нарастающее изъятие оборотных средств, предприятия увеличивают цены на свою продукцию, что порождает ценовую инфляцию.
Поэтому нынешнее налогообложение ведет также к снижению покупательной способности населения, а от него зависит покупательный спрос на всю продукцию в экономике. Согласно данным Росстата, ежегодно собираемые в стране налоги за исключением сферы внешнеэкономической деятельности, а также прибыль товаропроизводителей, которую также выплачивает население, суммарно составляют около 85% от выплачиваемой в стране годовой заработной платы.
Таким образом, действующее налогообложение препятствует росту ВВП и производству конкурентоспособной продукции. Вместе с тем, оно требует полного контроля за всеми бухгалтерскими операциями субъектов налогообложения, для чего необходима адэкватная система контроля, что практически не осуществимо. Такой контроль напоминает попытки поймать всех «зайцев» на наземном городском транспорте, для чего требуется число контролеров, тождественное количеству всех пассажиров. Поэтому даже НДС и налог с физических лиц собирают лишь в размерах примерно половины их возможных сумм. Так что намерения главы правительства Михаила Фрадкова снизить ставку НДС на 5 % приведет к росту относительной собираемости этого налога. Но принципиальные пороки действующей системы налогообложения никакими изменениями налоговых ставок не устранить.
Этого можно добиться в предлагаемой системе, если от налогообложения выручки и ее составляющих перейти к налогообложению только части выручки — используемых в производстве ресурсов — природных (минеральное сырье, земля, лес, вода, кислород) и неприродных (рабочая сила, сверхприбыль от финансовых операций и др.). Цель– увеличение объемов товарного производства и ВВП за счет высвобождения для этого от налогообложения значительной части оборотных средств предприятий при обеспечении необходимого сбора налогов.
В этом случае возникает конфликт интересов государства и товаропроизводителей. Товаропроизводители будут стремиться к получению большей прибыли, снижая затраты ресурсов и увеличивая объемы своего производства, внедряя для этого автоматизированные ресурсо- и энергосберегающие технологии. А государство, налогооблагаемой базой для которого станут упомянутые ресурсы, будет способствовать увеличению их потребления, создавая для этого все условия, способствующие увеличению объемов товарного производства и числа рабочих мест.
Таким образом, вместо нынешней исключительно фискальной предлагается фискально-регулирующая система налогообложения. Сегодня же государство, когда налогооблагаемой базой являются выручка предприятий и ее компоненты, заинтересовано в увеличении этой базы лишь за счет роста цен, всячески препятствуя при этом увеличению платежеспособного спроса населения и товаропроизводителей якобы во имя борьбы с инфляцией. Но тем самым только провоцируется ее рост.
По сути, предлагается перейти к унифицированному налогообложению – взиманию различных видов природной и неприродной ренты. Рентные налоговые платежи для выравнивания экономических условий хозяйствования, регулирования потребления ресурсов и суммы собираемых налогов необходимо дифференцировать.
Предлагаемая унификация налоговых платежей позволит их собирать подобно НДС.
Для контроля за выплатами – он существенно упростится — рентные платежи должны поступать на специальный налоговый счет налогоплательщика, поставщика продукции, который потребуется обязательно ему открывать вместе с каждым своим расчетным банковским счетом. В бюджеты рентные платежи будут направлять непосредственные потребители природных ресурсов — нефти, газа и др., являющихся исходным сырьем. На произведенную с использованием сырьевых ресурсов продукцию должны начисляться соответствующие рентные платежи, например, платеж за нефть распределится на продукты ее переработки. Поэтому продажа, к примеру, бензина должна сопровождаться возвратом нефтеперерабатывающему заводу приходящейся на производство бензина части рентного платежа за нефть. Возвращаться эти деньги будут на налоговый счет НПЗ с последующим переводом на его расчетный счет.
Таким образом рентные платежи будут перемещаться подобно судну через шлюзы: выплачиваться потребителями ресурсов и поставщиками продукции с их использованием после поступления оплаты от покупателя, а возвращаться — от каждого последующего участника технологической цепочки производства соседнему предыдущему, вплоть до конечного потребителя продукции с использованием того или иного природного ресурса и (или) производных от него. По «дороге» могут добавляться другие рентные платежи.
Как показано выше, конечным потребителем и налогоплательщиком является население.
Исключение составит рентная плата за труд, воду, землю и воздух. Она не войдет в контролируемые себестоимость и цену продукции, и будет выплачиваться только непосредственными пользователями перечисленных ресурсов без последующего ее возврата. И вот почему. Общество уже затратило средства на подготовку специалистов и не должно повторно платить за созданную на его деньги кадровую ренту. Что касается упомянутых природных ресурсов, то за их чистоту и экономное использование смогут ответственно отвечать только прямые пользователи.
Если говорить об атмосферном кислороде, то он является компонентой топлива, и не компенсируемая плата за его потребление будет стимулировать экономию углеводородного горючего.
Рентные платежи будут возвращаться с задержкой во времени, определяемой соответствующим циклом производства и сбыта той или иной продукции. Поэтому, чтобы снизить потери оборотных средств, товаропроизводители окажутся заинтересованными как в ускорении возврата рентных платежей, так и в снижении самих ресурсных затрат. Для этого им придется, как отмечалось, внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии, автоматизировать производство, чтобы сокращать число рабочих мест, и увеличивать объемы выпускаемой продукции для получения большей прибыли за счет высвободившихся от налогообложения оборотных средств. Таким образом, предлагаемое налогообложение будет стимулировать производство конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Больше всего высвободится оборотных средств в отраслях, добывающих минеральное сырье, нынешние налоги в выручке которых составляют 40-60 %. При предлагаемом налогообложении предприятия этих отраслей будут платить только за рабочую силу, землю, воду и, возможно, за кислород. Так как цены никто снижать не станет, то большая часть нынешних налогов обернется для добывающих минеральное сырье предприятий чистой прибылью. В 2004 г. стоимость добытого минерального сырья составила примерно 2 трлн. рублей, что при предлагаемом налогообложении позволило бы использовать для инвестиций дополнительно около 1 трлн. рублей. Чтобы сверхприбыль не “проедалась”потребуется налоговый механизм ее изъятия в бюджет, если она не будет направляться на инвестиции.
Более подробно предлагаемая система описана в статье “Как реформировать налогообложение”, опубликованной в газете «Промышленные ведомости» № 8, август 2005 г.