Российский кожевенный комплекс — это значительный сектор экономики, охватывающий животноводство и многие другие отрасли народного хозяйства — кожевенную, обувную, кожгалантерейную, швейную, мебельную, химическую, текстильную, нетканых материалов, трикотажную, фурнитурную, машиностроение и др. Изделия из кожи идут для нужд Министерства обороны, МВД и других силовых ведомств, специальные виды обуви используются горняками, шахтерами, лесорубами и др.
Россия имеет богатый исторический опыт переработки шкур животных в кожевенные товары и традиционно является крупным производителем натуральных кож и изделий из них. Однако за последние годы в стране резко сократилась численность скота всех видов. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось с 57 млн. до 28,6 млн. голов, в том числе коров — с 20,5 до 13,5 млн., свиней — с 38,3 до 16,7 млн., овец и коз — с 58,2 до 16 млн. голов. Средняя живая масса одной головы скота снизилась с 390 до 270 кг, в частности, свиней — с 108 до 79 кг, овец — с 35 до 31 кг.
Ухудшилось содержание скота, возросла его заболеваемость, резко снижающая качество сырья (кожный овод, чесотка, клещевина, парша), при этом 70-75% убоя осуществляется в личных хозяйствах без соблюдения требуемой технологии убоя, съема и консервирования шкур, что также привело к ухудшению их качества и, соответственно, к увеличению расхода сырья на выпуск единицы готовой продукции на 20-25%. Все эти факторы негативно отразились на объемах заготовок и производства кож.
Кожевенные ресурсы во всем мире считаются стратегическим сырьем и национальным достоянием и перерабатываются с высокой выгодой. У нас же около 80% лучшего кожевенного сырья — 1 и 2 сортов — ежегодно вывозится коммерческими структурами за рубеж, а для нужд собственного производства остается 20% низкосортного сырья.
Падение объемов производства кож привело к сокращению в два раза отечественных производственных мощностей. В настоящее время в России действует 50 кожевенных предприятий с суммарной производственной мощностью в объеме 4,6 млрд. кв. дм кож. Но их хватит на изготовление всего лишь 160 млн. пар обуви в год, то есть на каждого российского гражданина придется чуть более одной пары. Между тем, по европейским стандартам в год на одного человека должны производить четыре пары. Следует заметить, что если на отечественных кожзаводах будет обрабатываться даже все заготавливаемое нынче в России сырье, то их мощности окажутся загружены всего лишь на 60%. В связи с существенным сокращением — втрое — импорта обуви, который до августовского кризиса составлял до 80% ее продаж на внутреннем рынке, страна стоит перед проблемой — во что обуваться.
До 1999 года экспорт кожевенного сырья был беспошлинным и составил в 1998 году 287 млн. долларов. Как говорится, только ленивый не занимался этим делом, что и привело к падению отечественного производства кож. После августовского кризиса объем производства возрос в 2,2 раза и составил в 1999 году 1,061 млрд. кв. дм натуральных кож и полуфабриката, 10% из которых экспортируется в Европу.
В текущем году спрос на отечественную кожу продолжает увеличиваться, объемы производства кож и, соответственно, обуви растут. Однако рост производства сдерживается нехваткой кожевенного сырья. Основная причина — продолжающийся его экспорт при снижении поголовья скота и его забоя.
Начиная с 1998 года Российский союз кожевников (РСК), руководители регионов и предприятия ведут борьбу за ограничение вывоза сырых шкур. В России медленно, но начинают осознавать простую истину, что экспорт кожевенного сырья не приносит ощутимых доходов в бюджет. И даже наоборот — препятствует увеличению налогооблагаемой базы отрасли. Поэтому, в 1999 году правительство сначала ввело 10%-ную экспортную пошлину на всю кожевенную группу, включая сырье, полуфабрикаты и готовую кожу, а затем, под давлением РСК и глав администраций регионов, с 01.05.2000 пошлину на сырье увеличили до 15%. Однако эта мера оказалась пока малоэффективной, так как спрос и цены на российское сырье, а оно наиболее дешевое на мировом рынке, возросли в 1,5 раза. Кроме того, экспортеры не облагаются НДС, а затраты у них минимальны, и поэтому экспорт остается все еще крайне выгодным делом.
Между тем в условиях роста спроса на ту же отечественную обувь кожевенным предприятиям катастрофически не хватает сырья. Предприятия вынуждены даже частично закупать кожи за рубежом, однако их цены там в 1,5-2 раза выше российских, и поэтому импортные закупки в больших объемах экономически невыгодны.
Специалисты отрасли в своих расчетах и предложениях Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике показывают, что переработка кожсырья до полуфабриката и готовой кожи, а также частичный экспорт кожевенной продукции в 20 раз выгоднее экспорта сырых шкур. Поставляя на экспорт сырые шкуры, Россия тем самым поддерживает зарубежных производителей. По данным статистики, 40% сырья для выделки кожи в Италии поступает из России, а Италия производит 60% европейского объема кож и поставляет их на экспорт в среднем на 3 млрд. долларов в год. В Европе 25% кожи делается из российского сырья. Однако доходы от его переработки достаются другим странам.
Мировой опыт показывает, что ограничение вывоза сырых шкур в Китае, Индии, Пакистане и других странах позволило привлечь значительные иностранные инвестиции в их переработку. Например, в Китае кожевенно-обувная промышленность успешно развивается на итальянских, португальских и немецких инвестициях с ежегодным приростом объемов производства до 10% и выручкой от экспорта кожевенных изделий до 9,8 млрд. долларов.
Имеется положительный опыт регулирования экспорта-импорта и в нашей стране. Так, введение высоких таможенных пошлин на импорт обуви резко сократило ее ввоз и позволило привлечь отечественных инвесторов и крупные торговые обувные фирмы, такие, как бывшие импортеры «Эконика», «Пальмира», «М-шуз» и др., в российское обувное производство. Теперь они вкладывают свои средства в производство и переоснащение отечественных обувных фабрик и выпускают высококачественную обувь, используя российскую кожу.
Введение серьезных ограничений на вывоз отечественных сырьевых ресурсов позволило бы также привлечь инвестиции и в кожевенную промышленность ввиду ее высокой доходности. Это уже происходит, но пока медленно. Например, в 2000 году крупнейшая итальянская кожевенная фирма «Мастротго» приобрела кожевенный завод в Брянской области, Московская сырьевая фирма приобрела Таганрогский кожевенный завод, крупнейший экспортер сырья фирма «Золотое руно» начинает вкладывать средства в развитие меховой фабрики в г. Йошкар-Ола, фирма «Волен» — экспортер сырья — занимается с 1999 года переработкой сырья в России. Чтобы этот «процесс пошел» интенсивней, российские кожевники требуют введения, хотя бы на 2-3 года, полного запрета на экспорт кожевенного сырья. Однако для этого необходимо решение на законодательном уровне. Поэтому для начала предлагается увеличить экспортную пошлину до 30%, но не менее чем до 430 евро за одну тонну сырья, что позволит значительно загрузить производственные мощности отечественных предприятий. Расчеты показывают, что государственный бюджет при этом получит вместо 15,1 млн. долларов от экспорта сырья, 6,6 млрд. рублей, или 239,4 млн. долларов, за счет налогов, которые выплатят предприятия кожевенно-обувной отрасли благодаря увеличению объемов производства.
Кроме того, эти меры позволят переориентировать экспортеров сырья на его переработку внутри России и экспорт уже готовой продукции, ускорить работу в регионах по организации кожевенными предприятиями собственной заготовительной системы.
Постоянные проблемы с кожевенным сырьем — нехватка качественного сырья 1 и 2 сортов, ухудшающееся качество, неудовлетворительная заготовка, консервирование и хранение — заставили кожевенные заводы пересмотреть принципы закупки сырья.
До 1998 года кожевенное сырье у частников и фермеров скупали коммерческие фирмы-посредники и реализовывали его фирмам — экспортерам сырья. Мясокомбинаты, на долю которых приходится около 20% заготавливаемых сырых кож, также продавали их фирмам-экспортерам или реализовывали самостоятельно. Кожзаводы закупали сырье у фирм-посредников, т. е. не имели дело непосредственно с производителями сырья, и поэтому получали для производства всего лишь 15-20% шкур худшего качества, невостребованного для экспорта.
Начиная с 1999 года с ростом объемов производства кожи и обуви и потребности в высококачественной продукции кожевенные предприятия при поддержке администраций регионов стали создавать свои пункты сбора и заготовки кожсырья.
Для этого предусматриваются различные формы и организационно-экономические механизмы, в том числе создаются сети заготовительных предприятий по закупке кожсырья, стимулируются сдатчики сырых кож, а местные власти выделяют кредиты на его закупку, открываются сборные стационарные и передвижные пункты убоя и консервирования сырья с использованием современных технологий и др.
В ряде регионов для этого приняты соответствующие законы и постановления. Так, в Ростовской области утверждена и реализуется региональная программа развития легкой промышленности на 2000-2002 годы, которая подкреплена местным законом, предусматривающим выделение кредитов из областного бюджета на сезонную закупку кожевенного сырья. В Курской области, имеющей одну из лучших сырьевых баз и крупнейший кожевенный завод в стране, успешно реализуется постановление губернатора области, обеспечивающее создание Курским кожевенным заводом собственной заготовительной системы сырья, открытие передвижных и стационарных пунктов для его сбора. В Татарстане, Башкортостане, Костромской, Кировской, Омской областях и других регионах успешно проводится аналогичная работа. Таким образом восстанавливается система заготовки сырья для собственного производства кож. Но для этого требуется и поддержка на федеральном уровне, что позволит максимально загрузить производственные кожевенные и обувные мощности страны.
Предлагаемые меры позволят также улучшить качество консервирования и заготовки сырья, техническое и технологическое состояние кожевенных и обувных предприятий за счет использования возросшей их прибыли, повысить конкурентоспособность отечественной продукции и увеличить объем экспорта полуфабриката и кожи в 2,4 раза и, соответственно, поступления в бюджет. Это, в конечном итоге, обеспечит выполнение показателей, заложенных в Федеральной целевой программе «Развитие кожевенно-мехового комплекса России на 2001-2005 годы».
Кожевенные и обувные предприятия надеются, что руководители министерств и ведомств, входящие в Комиссию Правительства РФ по защитным мерам, поддержат изложенные выше предложения, тем более что принятый сегодня курс руководства страны — это поднятие уровня производства и улучшение жизни населения. Все расчеты доказывают, что динамичное развитие кожевенно-обувной промышленности возможно лишь при существенном ограничении вывоза из страны кожевенного сырья.
Константин ЯКОВЛев, президент РСК, директор ЦНИИ кожевенной промышленности, к. т. н.,Александра АНДРУНАКИЕВИЧ, исполнительный директор РСК