Моисей Гельман
Казалось бы, если российскую экономику решено модернизировать, что декларируется вот уже много лет, то необходимо, наконец, разработать соответствующую модель ее развития и сформулировать соответствующие задачи, расписав алгоритмы их решения. Но, прежде всего, предварительно необходимо задаться научно аргументированными целями модернизации, чтобы бизнес «знал свой маневр».
В чем видятся смысл и суть модернизации
Как известно, промышленная продукция оказывается ненужной, если она не востребуется для производства товаров и услуг, в которых нуждается население страны и само государство, а также для производства техники, необходимой государству для обеспечения своих нужд. Поэтому развитие и расширенное воспроизводство экономики любой страны зависят, в конечном итоге, от платежеспособного спроса населения на потребительские товары (услуги) отечественного изготовления.
Ведь чем больше номенклатура и объемы их производства при должном качестве, и чем выше платежеспособный спрос, тем больше национальный ВВП и доходы в консолидированный бюджет. Иначе говоря, платежеспособный спрос населения на отечественный «ширпотреб» предопределяет платежеспособный спрос на все ресурсы и промышленную продукцию, необходимые для его производства, и тем самым — для развития национальной экономики. Поэтому чем больше людей в стране занято полезным трудом, тем больше доходы населения и выше платежеспособный спрос на все и вся, а, следовательно, шире воспроизводство продукции и капитала.
Из этого следует, что одной из основных целей модернизации российской экономики должно быть максимально возможное увеличение числа рабочих мест при росте производительности труда и заработной платы. Это особенно важно для такой громадной страны, как наша, где рост безработицы чреват серьезными социально-экономическими катаклизмами и угрожает национальной безопасности. Так что никакая заграница нам не поможет. Но максимальная занятость населения станет возможной, если отечественные товаропроизводители смогут занять доминирующее положение на внутреннем рынке, и будут стремиться удовлетворять внутренний спрос. Для этого необходимо восстанавливать, развивать и создавать новые кооперационные производства различных видов отечественной продукции, в том числе совместно с иностранными инвесторами.
Модернизировать экономику, если это модернизация, а не ее имитация, нужно на основе новейших мировых технологических и технических достижений. Государство в этом деле должно действовать солидарно с предпринимателями в рамках государственно-частного и социального партнерства, чтобы бизнесмены «знали свой маневр» с определенными гарантиями на длительную перспективу, в том числе на мировых рынках. Иначе говоря, основой модернизации экономики должна стать ее инновационная реиндустриализация. И вот еще почему.
Экономика, основу которой составляет товарное производство, базирующееся на использовании природных ресурсов, представляет собой, образно говоря, многоярусную кооперационную экосистему. В ней совсем как в биосфере по Дарвину и Линнею на соответствующих этажах действуют, образуя большое кооперационное сообщество, различные семейства, виды и подвиды, но не представителей флоры и фауны, а товаропроизводителей – наемных работников и хозяев предприятий. Они являются одновременно и потребителями ресурсов, необходимых для производимой ими продукции.
На нижних этажах экосистемы добывают природное сырье, растят сельхозпродукцию. Выше расположены промышленные отрасли переработки сырья и производства различной техники. Они обеспечивают необходимыми производными ресурсами, материалами и технологическим оборудованием нижние этажи, а также более высокие, где производят продукты питания и потребительские товары, и оказываются различные услуги, которые востребуются населением, размещенным на самом верхнем ярусе. Трудоспособное население выступает и в роли товаропроизводителей на всех этажах, получая за свой труд, как за товар, деньги.
Между этажами по соответствующим кооперационным цепочкам осуществляется товарообмен посредством денег, объем которого определяется в конечном итоге суммарным доходом обитателей самого верхнего этажа. Ведь, как отмечалось, промышленная продукция — тракторы, экскаваторы, станки и т. д. сама по себе никому не нужна, если не востребуется для производства потребительских товаров (услуг) и продукции для государственных нужд. Она востребуется лишь для производства того, что потребляет или использует для своего жизнеобеспечения человек, а также государство.
Неспроста индустриальное общество начиналось с развития мануфактур и ткацких станков. Именно поэтому платежеспособный спрос обитателей самого верхнего этажа на конечный результат деятельности всего кооперационного сообщества экосистемы — потребительские товары, услуги и продукты питания предопределяет платежеспособный спрос на необходимые для их производства ресурсы и оборудование на всех других этажах. Если, к примеру, падает спрос на автомашины «Жигули», то во всех кооперационных цепочках, поставляющих для их производства металл, материалы и комплектацию, также сокращаются объемы производства. И наоборот.
Таким образом, рыночная экосистема по сигналам на спрос сверху автоматически адаптируется под платежеспособный спрос населения на любую востребуемую им продукцию. При этом в идеале, в том числе при стабильности цен, балансируется платежеспособный спрос между всеми этажами, где размещены кооперационные цепочки ее производства. Но если платежеспособный спрос не удовлетворяется, то растут цены, из-за чего часть покупателей отторгается от рынка, и тогда устанавливается новый уровень «баланса» – дефицитного предложения и неудовлетворенного спроса.
Чтобы рыночная экосистема устойчиво развивалась, должно осуществляться расширенное воспроизводство ее совокупного капитала, который охватывает людей с их знаниями и умением воспроизводить самих себя, знания и материальные ценности, а также включает основные производственные фонды, и природные воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы. Для воспроизводства совокупного капитала необходимы соответствующие средства. Они обеспечиваются за счет амортизационных отчислений и прибыли предприятий, а также банковских кредитов, которые включаются в цены и оплачиваются исключительно доходами населения и его платежеспособным спросом на потребительские товары и услуги.
Поэтому государство, если оно заинтересовано в своем устойчивом экономическом развитии, должно создавать все условия, в том числе регламентированные законодательно, для высокой оплаты труда, создания максимально возможного числа рабочих мест, и, тем самым, расширенного воспроизводства национального капитала. Тогда растут доходы казны, и государство, помимо достижения указанных выше целей, может также поддерживать относительно высокий жизненный уровень малоимущих (см. «Социальное государство как общенациональная идея. И для олигархов тоже». – «Промышленные ведомости» № 3, март 2006 г.).
Из описанной модели следует давно забытый, так и не реализованный у нас в стране лозунг социально справедливого государства: «От каждого — по способностям, каждому – по труду!». Поэтому в высокой оплате труда наемных работников по тем же указанным выше причинам должны бы быть объективно заинтересованы и работодатели. Это хорошо осознавал американский миллионер Генри Форд. Будучи далеко не альтруистом, он в начале 1900-х добился принятия в США закона о минимуме зарплаты, позволявшей семьям со средним достатком приобретать его автомобили.
Понятно, что население страны, приобретая продукты питания, ширпотреб, автомашины и иные жизненные блага, создает тем самым у их производителей соответствующий капитал для воспроизводства продукции, а, следовательно, воспроизводства необходимых основных фондов во всех соответствующих промышленных кооперационных цепочках, начиная с добычи необходимых природных ресурсов и заканчивая производством технологического оборудования.
Одновременно население возвращает предприятиям все выплаченные ими налоги. Их сумма из-за многократных выплат одних и тех же налогов последовательно нарастает в каждой из производственных кооперационных цепочек и концентрируется в ценах конечной потребительской продукции и потребительских услуг. Приобретая их, население выплачивает в казну все многократно возросшие налоги, включая НДС, что ведет к сокращению реальных доходов основной массы населения и платежеспособного спроса во всей рыночной экосистеме.
Но население, приобретая продукцию для своих нужд, выплачивает консолидировано еще один налог — прибыль всем товаропроизводителям. Ведь прибыль — это сумма денег, да простят меня «истинные» рыночники, вымогаемая сверх себестоимости товара. Если прибыль используется на инвестиции, она присваивается «вымогателем» в виде реинвестированного капитала. Но при этом появляются новые рабочие места и растут объемы производства. Однако чаще всего прибыль в России, получаемая, как правило, за счет занижения зарплаты, присваивается работодателями «живьем» и полностью, что ведет к дополнительному снижению платежеспособного спроса во всей рыночной экосистеме из-за сокращения реальных доходов основной массы населения.
Модернизация управления экономикой
Известно, что здания и сооружения невозможно строить без обоснованных проектов и соответствующих планов. И для строительства «небоскреба», в котором действует множество производств, связанных кооперацией, также необходимы соответствующие программы-планы, разработанные в рамках государственно-частного партнерства. Ведь и государство, и бизнес для сбалансированного развития национальной экономики взаимно нуждаются в продуманных и согласованных стратегических ориентирах на длительную перспективу, в том числе в научно обоснованных прогнозах сбыта продукции. В противном случае инвесторы не станут рисковать.
Поэтому, чтобы не возникали кризисы дефицита и перепроизводства продукции, необходимо соотносить возможности производства товаров (услуг) и спроса на них с балансами соответствующих ресурсов – сырьевых, производственных, финансовых. Иначе говоря, планы развития экономики путем ее модернизации должны быть основаны на балансах имеющихся ресурсов, возможного при этом производства продукции и соответствующего на нее гарантированного платежеспособного спроса.
Из описанной макроэкономической модели, которая, как и всякая модель, является идеализацией реальной системы, также следует, что для устойчивого развития экосистемы и товарообмена между ее этажами государство в партнерстве с товаропроизводителями должно поддерживать системный баланс товарно-денежного обращения. Он обеспечивается выпуском в оборот денежной массы, соответствующей в обороте товарной, созданием условий для эквивалентности товарообмена по стоимости, включая труд, поддержанием стабильности цен, и рядом других мер, регламентированных законодательно.
Игнорирование этих принципов, обусловленных общей теорией систем управления и научными основами экономики, порождает финансовые и экономические кризисы, что чревато распадом государств и их экономических союзов. Это наглядно видно на примере Европейского Союза, в котором используется единая валюта в отсутствие единой экономической системы. Поэтому научные законы экономики должны получить правовой статус и составить основу экономического права.
Условия, необходимые для стабильного развития и функционирования экономики, создаются государственным управлением финансами, устранением диспаритета цен и их регулированием для поддержания относительной ценовой стабильности, нормированием прибыли, дифференциацией налогообложения для выравнивания условий хозяйствования, причем нынешнее налогообложение необходимо принципиально изменить, чтобы исключить многократное изъятие одних и тех же налогов, и др. В частности, для саморегуляции и стабилизации цен целесообразно законодательно регламентировать норму прибыли относительно себестоимости продукции, а сверхприбыль изымать в бюджет. Тогда исчезнут и посредники-спекулянты. Все эти функции, согласно ст. 71 Конституции России, находятся в федеральном ведении, но власти их не реализуют (см. «Хаос в экономическом законодательстве и его опасные последствия. Как их устранить». – «Промышленные ведомости» № 1-2, февраль 2012 г.).
Исходным условием достижения эквивалентности товарообмена по стоимости и баланса товарно-денежного обращения, необходимых для устойчивости описанной модели экономики, должна служить цена труда, которая обеспечивала бы, как минимум, простое воспроизводство ресурсов наёмного работника. Это создаст платёжеспособный спрос на довольно значительные объёмы потребительских товаров и услуг и, следовательно, на промышленную продукцию, необходимую для их производства. Но «ширпотреб» для поддержания и развития собственной экономики должен быть отечественного происхождения в результате чего возрастет ВВП и изменится соотношение его составляющих в пользу товарного производства. Тогда возрастут бюджетные доходы, так как все налоги в конечном итоге, исключая экспортные пошлины и акцизы, выплачивает население страны, когда приобретает потребительские товары и услуги. Всё это будет способствовать развитию внутреннего рынка и социальной ориентации экономики.
Макроэкономическое общегосударственное планирование в рамках государственно-частного партнерства должно детализироваться планированием отраслевым и межотраслевым. К примеру, в производстве автомобилей или авиалайнеров используются тысячи технологий, и участвуют сотни предприятий большинства промышленных отраслей. Кто-то же должен координировать и балансировать их кооперацию и тем самым поддерживать баланс соответствующего товарно-денежного обращения, определяемого платежеспособным спросом. В советские времена за это отвечали Госплан и соответствующие министерства и ведомства. Сегодня правительство лишено этих функций, и ни одно корпоративное объединение в России ввиду ограниченности его возможностей, в том числе властных, такое дело не потянет.
Между тем, предприниматели нуждаются в объективных долгосрочных ориентирах для развития своего бизнеса. Взять, к примеру, проекты разработки и внедрения в производство новейшей техники, требующие создания уникальных технологий, окупаться которые будут только после продаж изготовленной с их использованием конечной продукции. Кто будет координировать и финансировать такие сложные проекты? Рыночные отношения не способствуют их реализации ввиду больших рисков, в том числе из-за отсутствия нередко предыстории спроса. На Западе, как прежде в Советском Союзе, подобные проекты осуществляются при поддержке и координации государства. И у нас во избежание дальнейшего нарастания хаоса в управлении экономикой, а также чтобы «знать свой маневр» бизнесмены нуждаются в стратегических и тактических ориентирах.
Планирование развития экономики в рамках государственно-частного партнерства, основанного на управлении балансами ресурсов и объемов производства продукции с учетом спроса на нее необходимо также для проведения объективной бюджетной политики с формированием консолидированного федерального бюджета, сбалансированного по доходам и расходам.
Большие сложные системы не возникают и не функционируют сами по себе, их надо строить и управлять ими в соответствии с обоснованными целями. Для этого необходимо будет принципиально изменить нынешние функции существующих министерств и ведомств, которые сегодня сводятся в основном к написанию всяческих директив, в том числе в виде нормативных документов, и в этой части мало изменились с советских времён. Однако тогда эти бумаги были наполнены каким-то практически значимым содержимым и выполнялись, так как министерства и ведомства в Советском Союзе являлись хозяйствующими субъектами. Они представляли собой, говоря языком рынка, холдинговые компании, которые управляли подчинёнными им предприятиями и действовали в рамках общегосударственного плана. Все холдинги в виде «дочек» входили в громадную госкорпорацию – «материнскую компанию», «правлением» которой являлся Совет министров СССР, а «советом директоров» – Политбюро ЦК КПСС.
Сегодня положение, роль и деятельность министерств и ведомств совершенно иные, чем были в Советском Союзе. Они уже не могут командовать предприятиями, и не являются хозяйствующими субъектами товарного производства, к тому же значительная часть капитала в стране перешла в частные руки. Поэтому их функции должны отвечать целям и условиям экономики, в которой преобладает частный капитал и происходит свободный товарообмен, и для реализации комплекса этих функций потребуется создать соответствующую структуру управления экономикой на основе государственно-частного и социального партнерства.
Неоднократные преобразования федерального правительства не учитывали происшедших изменений в стране и не соответствовали декларативным заявлениям о необходимости перехода к рыночным отношениям. Правда, чем должны быть обусловлены рыночные отношения, никто толком не поясняет, но «реформаторы» единодушны при этом в необходимости изгнания из экономики государства. Не стала исключением и последняя административная реформа, в результате которой появилась трехуровневая правительственная структура. В основу преобразования был положен принцип разделения властей, который, будучи пригодным в управлении государством, оказался не приемлемым для управления экономикой. К тому же, «законодательным» органам – министерствам подчинили исполнительные и контролирующие органы, что фактически лишило эти службы (агентства) необходимой самостоятельности и ответственности. Недееспособной оказалась и президентская «вертикаль управления».
Отсутствие в стране научно обоснованной теории экономического права не позволяет сформулировать научные основы правового регулирования экономических отношений в условиях социального государства. Да и само понятие социального государства по этой же причине до сих пор не определено, хотя таковым Российская Федерация провозглашена Конституцией России, принятой в 1993 году. Отсутствие теории экономического права не позволило при разработке Конституции объективно выделить предметы ведения, по которым должны приниматься федеральные законы для различных сфер экономики (см. «Хаос в экономическом законодательстве и его опасные последствия» — «Промышленные ведомости» № 1-2, февраль 2012 г.).
По этой же причине отсутствует важный законодательный акт, которым должны быть регламентированы основы федеральной политики в области экономического развития страны, что также предписано конституционным перечнем предметов федерального ведения. Однако сегодня такой комплексной сбалансированной политики просто не существует, так как в стране отсутствует экономика как большая кооперационная система. Непонимание ее модели не позволяет обоснованно сформулировать цели модернизации и разработать научно обоснованную программу восстановления и развития индустрии страны, основанной на инновациях.
Решение задач модернизации и развития кооперационной экономики на основе планирования и управления балансами в рамках государственно-частного партнерства потребует принципиального изменения государственной системы управления. Ее основой должен стать вновь созданный «специализированный управляющий компьютер», узлами которого будут органы исполнительной власти, то есть правительства страны.
Но, как отмечалось, для этого придется принципиально изменить функции многих министерств и структуру управления. В соответствии с изложенным должен быть создан общефедеральный орган макроэкономического планирования и разработки макроэкономических балансов ресурсов и производства продукции, основанных на научных прогнозах спроса и предложения. А министерства в соответствующих секторах экономики, исходя из макроэкономического плана развития, должны заниматься отраслевым планированием и разработкой соответствующих балансов производства и потребления.
Для реализации макроэкономического и отраслевых планов потребуется разрабатывать соответствующие планы межрегионального развития и кооперации производства, и соответствующие балансы. Поэтому потребуется создать федеральное министерство межрегионального макроэкономического планирования, в федеральных округах – министерства окружного планирования и социально-экономического развития, подобные бывшим совнархозам, а в субъектах Федерации – соответствующие региональные органы. Знание перспектив позволит также интенсифицировать развитие малого и среднего бизнеса в сфере товарного производства.
Случайность предложений новых разработок в рамках проектов «Сколково» и «Роснано» и, как следствие, неопределенность получения при этом должных технологических, социально-экономических, коммерческого и иных эффектов почти исключают возможности их использования в нынешнем виде для системной модернизации экономики страны и привлечения для этого частных средств. Поэтому для минимизации случайностей и рисков планами развития экономики должны предусматриваться также необходимые инновационные разработки и их внедрение в производство. Для начала надо будет провести инвентаризацию уже существующих в стране готовых разработок, которых, по оценке, может быть порядка миллиона, созданных за десятки лет.
Внедрение инноваций целесообразно координировать в рамках специально созданной научно-производственной и бизнес-структуры. Для этого представляется необходимым создать государственно-частную финансово-промышленную группу типа холдинга. Управляющая часть холдинга будет включать в себя подразделения, осуществляющие функции, общие для всей группы. Это, в частности, финансирование и денежные расчеты. Для контроля расходования средств целесообразно финансировать работы по результатам завершения каждого этапа по схеме целевой кредитной линии.
Непосредственно внедрением разработок будут заниматься дочерние компании, созданные по комплексным направлениям промышленности. Ориентировочно это геология и добыча полезных ископаемых, материаловедение и металлургия, ТЭК и электроэнергетика, отрасли машиностроения (станки, двигатели, самолеты, автомобили, и др.), радиоэлектроника, связь и приборостроение, химия и нефтехимия, бытовая техника, медицина, микробиология и др. Большинство таких комплексных компаний типа НПО уже создано в виде госкорпораций. «Сколково» может войти в управляющую часть холдинга для решения общих вопросов реализации бизнес-проектов. А подразделения нынешнего «Роснано» вольются в компании группы в соответствии с их тематической ориентацией.
Крупные комплексные научные проекты и внедрение их результатов, как показывает мировой опыт, к примеру, атомные проекты и проекты освоения космоса в США и СССР, оказывались успешными, если ими руководили крупные ученые с большим опытом внедрения научных результатов. Поэтому во главе предлагаемой финансово-промышленной группы необходимо поставить авторитетного специалиста, имеющего большой опыт модернизации производств, а не «менеджера» с ментальностью мелкого лавочника.
Система управления для эффективности воздействия на объект, согласно канонам теории систем, помимо органа регулирования — звена прямой связи должна содержать также независимое звено обратной связи – орган контроля. Посредством звена (совокупности звеньев) обратной связи получают оперативную информацию о реакции на команды и текущем поведении объекта, что позволяет динамично отслеживать и корректировать его состояние и дальнейшее поведение, исходя из целей и задач управления. В Советском Союзе звеньями обратной связи являлись различные органы государственного контроля, входившие в состав правительств страны и союзных республик. Но помимо органов госконтроля действовала также пирамида органов партийного контроля, которая пронизывала всю страну.
В СССР органы контроля — государственного и партийного тоже являлись составными частями регулятора, но они были разделены, что обеспечивало какую-то объективность информации, передаваемой регулятору. Сегодня в Российской Федерации партконтроля не существует, а органы госконтроля целиком и полностью подчинены соответствующим министерствам и ведомствам, что во многом способствовало развалу управления страной и ее экономикой. Не работает и «властная вертикаль». Свидетельством тому являются неоднократные вынужденные попытки главы государства и руководителя правительства применять «ручное управление» в особо вопиющих случаях. Но ведь в каждую деревню из Москвы не наездишься!
Критериями выбора предметов правового госрегулирования должны в основном быть права граждан и интересы государства, соблюдение и защита которых гарантируется Конституцией страны. Поэтому, чтобы обеспечить требуемую эффективность и устойчивость управления страной и ее экономикой необходимо все звенья обратной связи — федеральные органы контроля (надзора) вывести из регулирующего звена – правительства и подчинить президенту страны, как гаранту соблюдения конституционных прав граждан и интересов государства. Госконтроль должен сочетаться с контролем общественным.
Координировать деятельность федеральных органов государственного контроля (надзора) могло бы Контрольное управление Президента РФ. Их переподчинение явится начальным этапом модернизации управления экономикой, что позволит контролировать последующее реформирование исполнительной власти и самой экономики.