12:00 25 мая 2024

Энергетическое будущее мировой экономики и России / Андрей Романец

Ограниченность запасов нефти в совокупности с прогнозируемым ростом мирового энергопотребления приведут в ближайшие 20 –30 лет к существенным структурным, технологическим и иным изменениям в топливно-энергетической отрасли, а следом и во всей мировой экономике. Начало этих изменений положено уже сейчас, на что указывают изменения приоритетов инвестиционной активности крупных корпораций и национальных правительств. Однако процессы, которые сейчас явно себя проявили, начались гораздо раньше. Они тесно связаны с разработкой новых технологий в области производства топлив и энергетики. Можно сказать, что к настоящему времени новая топливно – энергетическая стратегия крупных корпораций, финансовых групп и национальных правительств уже в значительной степени сформирована. Политические события последнего времени, а также скачок цен на нефть лишь сделали эти процессы более явными. Есть все основания полагать, что проявившие себя тенденции будут лишь развиваться и углубляться. Все это может в ближайшие годы существенно сказаться на мировых рынках топлив и электроэнергии, инвестиций, новых технологий и инновационных проектов, а значит на топливно-энергетическом комплексе России, ее доходных статьях бюджета и геополитическом положении в мире

Структура мировой энергетики к 2020 году и перспективы нефтяной и газовой отраслей
Каких бы высот ни достигла современная индустриально-технологическая цивилизация, и какие бы радужные перспективы автоматизации нашей сумасшедшей жизни в каменных лабиринтах мегаполисов ни рисовали нам компании-производители электронной техники, стоит исчезнуть колоссальному потоку энергии, питающему нашу цивилизацию, и мир остановится.

События последнего времени указывают нам на серьезные грядущие изменения. Цены на «кровь цивилизации» растут небывало высокими темпами. Это происходит на фоне драматических событий на политической сцене – война в Ираке, международный терроризм, обострение противоречий между западным миром и остальными странами, которым и принадлежит большая часть нефтяных запасов. То, что происходит сегодня – это с одной стороны результат вырвавшихся на свободу политико-экономических противоречий второй половины 20 века, с другой стороны – предвестник глубоких структурных изменений.

В настоящее время нефть является основным сырьем для производства топлив для автомобильного, авиационного, морского и частично железнодорожного транспорта. Существенна роль тяжелых фракций нефти (мазутов) для поддержания устойчивой работы угольных теплоэлектростанций, доля которых в производстве электроэнергии в мире доходит в настоящее время до 40%. Кроме того, многие теплоэнергетические установки малого и среднего масштаба, такие как, котельные, различного рода технологические печи и т.д. также работают на продуктах переработки нефти. По прогнозам при нынешних темпах роста мирового потребления энергии максимум добычи нефти придется на период между 2010 и 2020 годами. К 2020 году ожидается рост потребления электроэнергии, по некоторым оценкам, более чем в два раза. Поэтому реструктуризация энергетической отрасли и снижение себестоимости электроэнергии являются уже в наши дни задачей более чем актуальной.

Главным перспективным направлением в настоящий момент является увеличение относительной доли природного газа в производстве электроэнергии. Это обусловлено большими разведанными его запасами во многих регионах мира, относительной легкостью добычи, возможностью транспортировки как по газопроводам, так и в контейнерах в сжиженном виде (морская транспортировка танкерами), высокими теплотворными характеристиками, высокой надежностью соответствующего теплоэнергетического оборудования (по сравнению, например, с оборудованием для угольного топлива) и возможностью повышения эффективности теплоэнергетических циклов за счет использования газовых турбин с более высоким коэффициентом полезного действия чем у паровых турбин. Также представляется целесообразным перевод на газовое топливо технологических печей стекловарной, металлургической и других отраслей промышленности. Так в северных штатах США такой переход к настоящему моменту завершен уже на 80%.

В русле указанных выше тенденций следует рассматривать и заключенное недавно соглашение между РАО «Газпром» и Petro Canada о поставке сжиженного газа в США уже в 2009 г., а также интенсификацию переговоров между РАО «Газпром» и Shell по поводу участия российской компании в разработке месторождения “Сахалин-2». На диаграмме представлены прогнозные тенденции развития мировой энергетики к 2020 году по сравнению с 2000 годом. Относительная доля угля уменьшится до 35 %, однако на фоне общего увеличения энергопотребления роль угольных электростанций будет возрастать. Их низкая эффективность в нынешнем виде приводит к необходимости модернизации существующих и разработке новых теплоагрегатов на угольном топливе. Доля ядерной энергетики будет снижаться, поскольку не предполагается строительство новых крупных ядерных электростанций главным образом по соображениям экологической безопасности.

Также не планируется существенных изменений в гидроэнергетике. К другим видам относится производство электроэнергии за счет ветра, геотермальных источников, а также использование в качестве топлива отходов сельскохозяйственного производства и муниципального мусора.

Итак, природный газ – это, наряду с углем, источник электроэнергии в будущем. Однако при выходе мировой энергетики на прогнозируемый уровень производства энергии запасов природного газа хватит на 60-80 лет. Представляется перспективным использование в дальнейшем природного газа из карбогидратов, являющихся составной частью отложений на морском дне. В случае успеха коммерциализации технологии получения природного газа из карбогидратов, их запасов хватит более чем на 100 лет.
В сравнении с природным газом, и тем более с нефтью, запасы каменных углей и горючих сланцев весьма велики. Уголь сейчас наряду с древесиной, сельскохозяйственными отходами и муниципальным мусором не является «удобным» топливом. Однако прогресс в разработке технологий газификации твердых топлив может поставить их в технологическом смысле на одну ступень с природным газом.

Выше мы обрисовали общемировые тенденции. Текущая ситуация и перспективы топливно-энергетической отрасли в различных странах имеет, разумеется, свои особенности. Так в ряде штатов США, таких как Индиана, Пенсильвания и др. приняты местные программы поддержки и развития угольной отрасли, поэтому развитию технологий газификации углей и производству энергии и топлив на этой базе там будет уделяться повышенное внимание. В Бразилии, где велики объемы сельскохозяйственного производства, а как импортная, так и собственная нефть дорога, большое внимание уделяется использованию этанола – продукта переработки сельскохозяйственных отходов. Весьма перспективным и неоднозначным является рынок энергии и топлив в Китае в связи с быстрым развитием экономики этой страны и ростом энергопотребления. На китайском рынке будут соседствовать в ближайшее время все виды топлив и технологий производства электроэнергии.

Проблемы транспортных топлив

Если уменьшение запасов нефти и может быть компенсировано увеличением использования газа при производстве электроэнергии, то топливо для транспорта остается при этом серьезной проблемой. Хотя двигатели внутреннего сгорания на сжиженном природном газе разработаны и практически опробованы, повсеместный переход на них не представляется вполне экономически выгодным. Существующие технические решения, производственные мощности автомобилестроения и перспективные проекты, а также инфраструктура топливозаправочных станций, доставки и распределения топлива – все это ориентировано на жидкое топливо с температурой замерзания примерно -40 0С и температурой кипения 70-80 0С. Автомобильному транспорту необходимо жидкое топливо.

Выходом является использование синтетических жидких топлив. Основой для их получения является синтез – газ, представляющий собой смесь в различных пропорциях водорода и монооксида углерода (угарного газа), с использованием катализаторов, в частности металлических на основе никеля, палладия, кобальта, а также синтетических. Наиболее разработанной является так называемая технология Фишера — Тропша, позволяющая получать из синтез – газа метанол, этанол и другие жидкие горючие органические соединения. Альтернативный способ получения метанола основан на использовании специальных бактерий и дрожжевых культур, способных перерабатывать насыщенные влагой органические смеси. Этот способ применяется для получения метанола или этанола из отходов сельскохозяйственного производства или сточных вод городской канализации. Доля этого способа не будет значительной в обозримом будущем, однако в ряде регионов мира, например в Бразилии, где имеются значительные объемы отходов от переработки сахарного тростника, этот метод, как отмечалось, широко применяется уже сегодня.

В настоящее время основным сырьем для получения синтез-газа является природный газ. Также возможно получение синтез-газа при газификации угля и других твердых топлив, например сельскохозяйственных отходов и муниципального мусора. Последнее имеет существенное значение для экологии и организации функционирования и жизнедеятельности мегаполисов.
Технологии газификации известны с начала прошлого столетия. Чуть позже были получены первые жидкие топлива из синтез-газа с использованием катализаторов. В 30 – 40-е годы прошлого столетия технологии получения синтетического бензина получили широкое применение в нацистской Германии. Ограниченность нефтяных ресурсов вынудила Гитлера использовать технологии получения синтетического топлива из угля. Топливо получалось в основном не в процессе газификации, а каталитическим реформингом ацетилена, который в свою очередь получался электродуговым пиролизом твердого угольного топлива. Немецкие компании, основанные в те годы, до сих пор работают на мировом рынке и являются одними из ведущих производителей электроплазменных установок для конверсии угля в газообразные и жидкие топлива.

Следующая страница в истории синтетических жидких топлив связана с режимом апартеида в ЮАР. Международные санкции и отсутствие собственных нефтяных запасов побудили правительство ЮАР искать решение топливных проблем на пути газификации угля. Компания Sasol Synfuels, основанная в ЮАР в средине прошлого столетия, является сегодня мировым лидером в области технологий получения синтетических топлив из угля и природного газа.
Большой интерес проявляли и проявляют к синтетическим топливам и технологиям газификации угля страны Азиатского региона в первую очередь Япония и Китай. Бурное развитие экономик этих стран и ограниченность или полное отсутствие собственных нефтяных ресурсов являются главными причинами такого интереса.

Наконец арабо-израильский конфликт начала 1970-х годов и вызванный им нефтяной кризис пробудил активный интерес к указанным выше областям в западных странах и США. В последующие годы восстановление стабильного нефтяного рынка привело к снижению спроса на такого рода технологии. Кроме того, в то время общий уровень научно-технического развития был не вполне достаточен для их эффективного промышленного внедрения. Однако интерес к проблемам газификации и производства синтетических топлив поддерживался угледобывающими компаниями и администрациями угледобывающих регионов, таких как Иллинойс, Индиана, Пенсильвания и др.
Сегодня в ряде стран, например в Бразилии, этанол достаточно широко используется как топливо для двигателей внутреннего сгорания. В США и других странах используются топлива, представляющие собой смесь, например, дизельного топлива – продукта переработки нефти и синтетических топлив. В 2001 году один из специалистов по вопросам производства и использования синтетических топлив в США сказал: «Это очень хорошее топливо. Если бы нефть стоила $50 за баррель, производить и использовать его было бы выгодно.”

Ныне умы специалистов и политиков занимает так называемая «водородная энергетика». Предлагается получать синтез-газ из природного газа, либо как продукт газификации твердых топлив и затем либо разделять водород и СО с помощью специальных мембранных технологий, либо доокислять СО на катализаторах при взаимодействии с водяным паром для получения СО2 и водорода. Водород может быть использован непосредственно как топливо для получения электрической энергии с помощью устройств, получивших название топливных элементов. Причина такого интереса связана с тем, что водород принято считать топливом с высокими энергетическими характеристиками, а топливные элементы не дают вредных эмиссионных выбросов (продуктом работы топливных элементов является водяной пар). Сегодня практически в каждом крупном городе США есть несколько автобусов городского пассажирского автотранспорта, работающих на водородных топливных элементах. Однако подробный технико-экономический анализ позволяет усомниться в широкой практической реализуемости водородной программы, по крайней мере на данном этапе развития техники и технологии. По этой причине представляется весьма целесообразным вкладывать средства и усилия в разработку топливных элементов, работающих на природном газе или метаноле (такие устройства уже известны сегодня), а также на других жидких синтетических топливах.

Возможно использование двигателей внутреннего сгорания на синтез-газе, однако их КПД невысок. Но их использование может быть выгодно в плане расширения использования автономных теплоэнергетических установок. Например, в Калифорнии, где утилизация отходов животноводства представляет серьезную проблему, принята целевая комплексная программа разработки и внедрения установок средней мощности по получению тепла и электроэнергии на основе газификации таких отходов. Существует ряд перспективных направлений усовершенствования конструкции двигателей внутреннего сгорания с целью повышения их эффективности. К ним в первую очередь следует отнести системы с термохимической рекуперацией тепла, совместное использование двигателей внутреннего сгорания и топливных элементов и т.д. Однако все эти направления в условиях сокращения нефтяных запасов не могут кардинально решить проблему обеспечения транспорта топливом. Решение этой проблемы напрямую связано с использованием синтетических топлив.

Инвестиционные проекты в области производства жидких синтетических топлив

В настоящее время в различных странах мира началась реализация нескольких крупных инвестиционных проектов по строительству заводов по производству синтетических топлив из природного газа. Так Shell заключила с Qatar Petroleum соглашение о строительстве завода в Катаре производительностью 140 000 баррелей в день. Первая очередь вступит в строй в 2009 году с производительностью 70 000 баррелей в день. Размер инвестиций Shell составит $5 млрд. Разработка проекта поручена японской компании JGC, которая будет работать во взаимодействии с британской Kellogg Brown and Root. Проект Shell в Катаре тесно связан с совместным проектом Shell и Toyota по созданию автомобилей со сверхмалой эмиссией вредных веществ в выхлопных газах.

интетическое топливо по технологии Shell является топливом с низким содержанием соединений серы. На исследования в области синтетических топлив в течении последнего десятилетия компания Shell потратила несколько сотен миллионов долларов.
Согласно соглашению между Qatar Petroleum и Sasol International (Южно-Африканская Республика) в 2005 году вступит в действие завод производительностью 24 000 баррелей в день. Инвестиции в проект составили $800 млн., разработка проекта стоимостью $ 30 млн. была осуществлена британской компанией Foster Wheeler. К концу текущего десятилетия планируется увеличить производительность этого завода до 120 000 баррелей в день. Природный газ для завода будет поставляться в рамках North Field ExxonMobil’s Enhanced Gas Utilization project.

Фирма Canada’s Ivanhoe Energy закончила исследования проекта строительства завода мощностью 156 000 баррелей в день. Фирма имеет лицензию на использование технологии компании Syntroleum. Qatar Petroleum в настоящее время увеличивает свои усилия в направлении этого проекта. Предполагаемая цена синтетического топлива составит $ 20 за баррель. При выходе на запланированные уровни мощностей инвестиции в проекты окупятся в течении примерно 10 лет. Sasol Synfuels совместно с Chevron планируют строительство завода в Нигерии. Начальная мощность 34 000 баррелей в день, начальный объем инвестиций составит

$1300 млн. В течении первых десяти лет планируется увеличить мощность до 120 000 баррелей в день. Следует отметить, что компания Texaco, принадлежащая ныне Chevron, является патентодержателем технологии автокаталитического реформинга природного газа в синтез-газ. Данная технология (наряду с каталитическим преобразованием синтез-газа в жидкие топлива) является одной из двух важнейших составных частей процесса.

Chevron и Sasol проводят в настоящее время исследования проекта строительства завода в северной Австралии с предполагаемой начальной мощностью 30 000 баррелей в день. Проект намечено запустить в 2006 году. В течении первых десяти лет эксплуатации планируется увеличить производительность до 200 000 баррелей в день. Предполагается, что синтетические топлива будут поступать на рынки Европы, Индии и стран Азиатского региона. По сообщениям информационных агентств Китай ведет переговоры с правительством Катара о заключении долговременных соглашений на поставку синтетических топлив в эту страну. Японские финансовые компании, например, Industrial Bank of Japan, проявляют крайний интерес к финансированию таких проектов. Этот интерес поддерживается правительством Японии в рамках программы по снижению вредных выбросов автомобильного транспорта, поскольку синтетические топлива, полученные из синтез — газа, отличаются низким содержанием соединений серы и ароматических углеводородов. В Южной Америке правительство Боливии планирует строительство двух заводов. В 2003 году компании Ivanhoe Energy, Syntroleum и Repsol-YPF начали подготовку проекта завода в Санта — Круз мощностью 90 000 баррелей в день. Ориентировочная стоимость проекта составит $ 3 млрд. Планируются поставки синтетических топлив в Мексику, Бразилию и США. В сентябре 2003 года GTL Bolivia и Rentech (США) объявили о совместном финансировании строительства завода мощностью 10 000 баррелей в день.

Неофициальные источники сообщают о работах British Petroleum по созданию производства с улучшенными технологическими параметрами теплообмена и максимально эффективным использованием тепловой энергии с целью снижения себестоимости синтетического топлива. Стоимость проекта составляет до $1 млрд.

Инвестиционные проекты, связанные с получением синтетических жидких топлив из угля имеют масштабы на пару порядков меньшие, чем проекты на основе природного газа. Так с 2002 года Marathon Oil и Syntroleum (США) осуществляют коммерческий проект по производству синтетических топлив из угля. Начальная стоимость проекта $ 36 млн. Цель проекта – демонстрация коммерческой эффективности полного цикла технологий получения жидких синтетических топлив из угля.
Группа технологий газификации Gas Technology Institute (США, штат Иллинойс) в 2002-2003 осуществила строительство газифаера промышленного масштаба, предназначенного в частности для комплексного испытания различных технологий и оборудования для получения технологически применимого (очищенного от примесей) синтез-газа. Стоимость проекта $ 50 млн.

В области производства синтетических топлив и новых энергетических технологий по-прежнему остается много проблем научно-технического плана, эффективное решение которых приведет к снижению себестоимости синтетических топлив и электроэнергии. Уже сегодня совокупный объем официально объявленных инвестиций в эти сферы составляет до $ 15 млрд., что сравнимо со стоимостью крупных российских компаний нефтегазовой отрасли. Для сравнения отметим, что инициированная РАО «Норильский никель» программа исследований в области водородной энергетики составляет всего лишь $40 млн. В условиях столь существенного потенциального финансирования в указанных областях следует ожидать, что западные компании смогут добиться существенного технологического прорыва, улучшить существующие технологии и добиться низкой себестоимости синтетических топлив.

Новые технологии в теплоэнергетике
Производство электрической энергии на теплоэлектростанциях представляет из себя процесс, когда энергия сжигаемого топлива идет на нагрев энергопередающего агента («рабочего тела»), который вследствие теплового расширения совершает работу по вращению турбины, а генератор, связанный с турбиной, вырабатывает электрическую энергию. В большинстве современных электростанций в качестве «рабочего тела» используется водяной пар, а в качестве топлива уголь, мазут или природный газ. Водяной пар приводит в движение паровую турбину. Согласно закону, открытому французским инженером Карно в конце 19-го столетия, коэффициент полезного действия теплового агрегата тем выше, чем больше отношение максимальной температуры рабочего тела к его минимальной температуре в тепловом цикле. Говоря иначе, для повышения КПД теплоагрегатов необходимо нагревать рабочее тело до возможно более высокой температуры. КПД современных электростанций на угольном топливе с использованием паровых турбин не превышает 25%. Температура пара при этом составляет порядка 300 Цельсия, газовых турбин, в которых рабочим телом являются непосредственно газообразные продукты сгорания топлива с температурой до 800 градусов Цельсия, а также оптимальных градусов Цельсия. Современные направления совершенствования производства электроэнергии связаны с повышением КПД тепловых циклов посредством использования сверхкритических паровых турбин с температурой пара до 500 градусов комбинаций газовых и паровых турбин с целью максимально эффективного использования тепловой энергии.

Наиболее эффективными вариантами сжигания угольного топлива являются в настоящее время сжигание пылеугольной смеси, сжигание угля в «кипящем слое» и в «кипящем слое» с рециркуляцией недогоревших угольных частиц. Все перечисленные схемы сжигания угольного топлива имеют свои достоинства и недостатки и находятся в постоянном усовершенствовании. Однако использование этих схем возможно на данном этапе лишь с турбинами на сверхкритическом паре, поскольку продукты сгорания угля содержат летучую золу и капли масел, что может разрушать ротор газовой турбины. Эффективная очистка продуктов сгорания угля с помощью современных фильтров невозможна без охлаждения продуктов сгорания, что с неизбежностью ведет к снижению КПД системы.
Наиболее эффективной и технологически реализуемой является в настоящее время установка, основанная на сжигании природного газа и комбинированном использовании каскадов газовых, сверхкритических и докритических паровых турбин. Продукты сгорания природного газа содержат твердые частицы и при горении образуется сажа, однако оптимизация процессов горения позволяет уменьшить концентрацию сажи до допустимого уровня.

В качестве топлива можно использовать и синтез-газ – продукт газификации угля или иных твердых топлив. Но существенной проблемой, как и в случае угольного топлива, является необходимость эффективной очистки синтез-газа перед его сжиганием и направлением продуктов в газовую турбину. По некоторым данным компания Siemens усовершенствует газовые турбины для технологически и экологически безопасного сжигания синтез-газа, получаемого в процессе газификации угля. Возможные этого связаны с объединением газовой турбины с генератором неравновесной плазмы. Использование коронного разряда для очистки от летучей золы газов – продуктов сгорания на теплоэлектростанциях (так называемые электрические персипетаторы) известно уже давно и имеет широкое индустриальное применение. Использование переменных (импульсных) электрических полей для обработки потока синтез-газа, направляемого в газовую турбину, позволит придать частицам летучей золы, сажи и каплям масел-продуктам газификации электрический заряд и удалить их затем из газового потока. Другой перспективный метод состоит в использовании перфорированной поверхности лопаток турбины, прокачку через микроотверстия пара и создание паровой завесы для защиты лопаток турбины от разрушения частицами летучей золы и каплями масел.

Эффективное решение проблемы очистки синтез-газа – продукта газификации твердых топлив ввиду больших мировых запасов углей и горючих сланцев обеспечит стабильное развитие энергетического сектора на долгий период времени.

Новые подходы к производству, распределению и потреблению электроэнергии

Энергию необходимо не только производить, но и эффективно (с минимальными потерями) распределять и экономить.

Драматические события недавнего прошлого в ряде штатов США и канадских территорий, когда из-за перегрузки вышли из строя электроэнергетические сети, и на несколько часов прекратилась подача электрической энергии, вызвали к жизни серьезные вопросы о надежности систем распределения и контроля электрической энергии в промышленно развитых странах. Дальнейшее усовершенствование систем автоматизированного контроля и распределения электрической энергии должно быть основано на новых подходах и принципах, учитывающих гигантские объемы потребляемых мощностей и возможные перегрузки. Предлагаются различные подходы к решению этих проблем — от «практических» до «экзотических» (например, с использованием нейросетей).

Определенным образом указанные выше проблемы связаны также с оптимизацией энергопотребления при одновременной работе большого количества энергопотребляющих устройств. Так Department of Energy США начал работу над проектом оптимизации энергопотребления лифтов и электромоторов в США. Для решения такого рода задач предполагается широкое использование электроники и информационных систем. Значительный эффект в плане экономичного использования электроэнергии может дать использование осветительных приборов нового поколения — ламп на светодиодах. В отличии от ламп накаливания, которые до 90% потребляемой электрической энергии переводят в тепло и лишь 10% в свет, лампы на светодиодах имеют на порядок лучшие показатели. Представляется перспективным использование автономных источников освещения, состоящих из светодиодных ламп, солнечных батарей и аккумуляторов. Такие системы уже нашли применение в ряде мегаполисов как автономные системы для городского и магистрального освещения.

Тенденции ТЭК России и ее экономические и геополитические перспективы

Как заявил в одном из недавних интервью бывший министр топлива и энергетики РФ Юрий Шафранник, инвестиции, сделанные в нефтедобывающую отрасль за период истории «новой России» минимальны. Вся нефтедобыча и в значительной степени нефтепереработка в России держится на мощностях, созданных в советский период.

По сообщению ряда информационных агентств значительную часть действующих нефтяных скважин ждет в обозримом будущем истощение или снижение производительности, уменьшающее рентабельность добычи. Так появились, например, сообщения, что максимум добычи нефти будет смещаться из Западной в Восточную Сибирь, к новым месторождениям.

Газовый гигант России «Газпром» также имеет много проблем различного характера. На этот счет не раз высказывались различные мнения, общим для которых было, однако, то, что недостаток инвестиций в поддержание и обновление производственного оборудования будет приводить к снижению рентабельности газовых скважин. «Газпром» совершает ныне определенные действия для того, чтобы включиться в процессы перестройки энергетического сектора мировой экономики. Так заключено соглашение с компанией Petro Canada о поставке с 2009 года сжиженного газа в США, идут переговоры об участии «Газпрома» в проекте «Сахалин-2», появились сообщения о намерении «Газпрома» купить один газовый морской терминал в США или Канаде, а президент РФ Путин объявил о строительстве газопровода в порт Находка, с тем, чтобы также обеспечивать поставки природного газа в США и Японию. Однако доля всех этих проектов не столь велика в общем балансе газовой компании, и ключевым будет являться вопрос об использовании полученных средств.

В условиях масштабного строительства во многих странах мира заводов по производству жидких синтетических топлив спрос на российскую нефть может существенно снизиться, особенно в условиях, если нефтяная отрасль России будет требовать серьезных инвестиций. Более того, в соответствии с планами политико-экономической элиты развитых западных стран, изложенных, например, в книге известного идеолога западного мира Збигнева Бжезинского «Слабозаселенный природный парк», Россия должна быть выведена из числа мировых игроков и разделена на сферы влияния между Западом и Востоком. При благоприятном сценарии развития новых энергетических технологий в западном мире и указанных выше странах Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока, правительства западных стран, и, прежде всего, США могут пойти на дополнительные организационные меры и управленческие решения, а также определенные финансовые вливания с тем, чтобы изолировать Россию как мирового экономического участника.

Далее, изменение структуры мирового энергетического сектора и потенциальное изменение себестоимости электроэнергии может привести к значительным проблемам для российских предприятий в вопросах конкурентоспособности их продукции на мировом рынке. Так что мечты Бжезинского и его друзей могут воплотиться в реальность. Поэтому приоритетными для России должны стать следующие стратегические направления: — перестройка ТЭК с учетом новых мировых реалий, в том числе с учетом весьма вероятного сценария развития мирового энергетического сектора, элементы которого описаны выше; — установление более тесного взаимодействия в области энергетики и топлив со странами азиатского региона, и в первую очередь с Китаем; — интенсивное включение российских научно-технических и производственных структур в разработку и производство новых энергетических технологий и синтетических топлив.

Представляется очевидным, что как бы не были велики запасы российских нефти и газа, «отсидеться» в стороне от новых тенденций России не удастся. Их игнорирование может привести к серьезным негативным последствиям для нашей страны.

Мощнейшие экономики Советского Союза и США были созданы благодаря развитию военно-промышленных комплексов этих стран и осуществлению таких масштабных производственных и научно-технологических проектов как ядерное оружие и ядерная энергетика, ракетостроение и космическая программа. Эксперты западных компаний, работающие в сфере энергетических технологий, высказывали автору неофициальное частное мнение о том, что противостояние дух систем служило мощным двигателем экономического, научно-технического и социального развития США.
Необходимость перестройки энергетического сектора, развития и внедрения новых энергетических технологий снова может стать для экономики и науки России тем магистральным направлением, на котором будет найден выход из сегодняшнего кризиса.

Эффективность новых энергетических технологий существенно зависит от научно-технического прогресса в ряде областей, к которым относятся, в частности: — разработка процесса газификации твердых топлив с относительно низкой температурой синтез-газа, что позволит эффективно фильтровать синтез-газ от примесей без значительных теплопотерь и использовать его напрямую в газовой турбине; — создание более эффективных катализаторов для получения синтетических жидких топлив из синтез-газа. — разработка мембран для фильтрации продуктов сгорания; — разработка дешевой технологии получения обогащенного кислородом воздуха;

— создание автоматических систем эффективного контроля, оптимизации и управления процессами горения газа, твердых топлив и газификации твердых топлив.

В России еще есть потенциал для фундаментальных исследований, с чем, в отличие от комплексных инженерных проектов, не вполне эффективно справляются западные исследовательские компании и научные центры. Резюмируя, можно сказать, что в России есть все необходимые условия – финансовые, технологические и иные – для эффективного включения в процесс разработки и внедрения новых энергетических технологий. На данном этапе для этого необходимо проведение соответствующих организационных мероприятий. Первым шагом должно стать создание открытого информационно-аналитического ресурса по указанным выше направлениям, охватывающего как российский, так и зарубежный секторы.