«Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнёт отменяться снизу» Александр II
Президент Д. Медведев в статье «Россия, вперед!» изложил свое видение проблем и путей развития страны, призвав граждан к сотрудничеству с властью. Однако перейдет ли руководство страны к давно назревшим реформам – модернизации экономики и общественных отношений, покажет время. Ведь за последние несколько лет это уже не первый призыв к политике развития, но все они не имели значимых последствий.
Наша экономика по-прежнему носит переходной характер, сочетая при этом худшие черты неразвитого капитализма и неизжитых пережитков административной экономики. Судя по ряду признаков, она постепенно эволюционирует к очередному застою, только в новом, «либеральном» издании, авторы которого умудряются отрицать как необходимое новое, так и позитивное старое. Причина такой ситуации проста: интересы значительной части элит, стремящихся к консервации созданной модели, находятся в противоречии с интересами долгосрочного развития страны.
Вновь воспроизводится среда, в которой отсутствует экономическая и политическая конкуренция. При этом диктат сырьевой экономики и монополий закрепляется постоянным ростом цен на ресурсы, препятствуя развитию отечественного производства и сельского хозяйства, что усиливает нашу отсталость от Запада и делает невозможной развитие суверенной отечественной буржуазии и массового среднего класса.
Сложившаяся псевдорыночная система породила армию чиновников, превышающую по численности имевшуюся в «административном» СССР, при намного меньшем уровне ответственности, но большем уровне казнокрадства и коррупции.
Тяжелым наследием административной экономики является общая экономическая и политическая пассивность населения, которое не может в основной массе не только проявить экономическую активность, но и предъявить адекватные требования к власти. Реформы не сильно изменили наш менталитет. В России отсутствует развитая финансовая система и не создан благоприятный инвестиционный климат. В результате значительной массе предпринимателей не выгодно инвестировать в реальный сектор экономики — предпочтительнее сидеть в «оффшорах», а подавляющей массе населения крайне сложно заниматься предпринимательством. Отсюда весь букет проблем: неразвитость экономики, отсталость регионов, бедность значительной части населения и низкая рождаемость…
Жесткая денежно-кредитная политика и минимизация госрасходов – путь к отсталости. Невмешательство государства в экономику создает неограниченную свободу для монополий и крупного капитала, плоская шкала подоходного налога и налога на дивиденды – уступка «верхам», свобода движения капитала – это выгода для международных спекулянтов и компрадорских элит. Непонятно, как либерализм может сочетаться с низкой степенью экономической свободы, всевластием бюрократии и неразвитостью экономических механизмов? При этом экономические успехи Китая, отказавшегося от многих вышеуказанных «ценностей», на фоне низкой эффективности реформ в России дают серьезные основания для объективной оценки разных экономических стратегий.
Наши чиновники хотят сделать Россию частью мирового рынка, приобщить нас к ВТО. Международная специализация и интеграция разумны, но они не должны наносить ущерб национальным интересам страны. Мы слишком легко допустили сдачу позиций отечественных производителей, уступив свои рынки импортной продукции. Запад уже давно успешно лоббирует среди наших чиновников интересы своих товаропроизводителей, имеет в России свои СМИ, телевизионные каналы, содержит агентов влияния – экономистов и аналитиков. Создается впечатление, что у нас по- прежнему отрабатывается «лицензия» на вход российских элит в мировое сообщество на условиях сырьевой специализации, одобренной США.
Призывы активно начать развитие страны, прозвучавшие еще в послании В. Путина весной 2007 г., закончились топтанием на месте, длительным обсуждением кто будет следующим президентом, и кем будет тогда действовавший. Бурная предвыборная осень 2007 г. завершилась «планом Кудрина» по остужению нашей экономики, и реверсией многих предвыборных обещаний, после которых последовал кризис.
Центральная задача управления – умение создавать правильную мотивацию. Особенное значение это имеет для государства: мотивируем профессионализм и нравственность – получаем развитие, мотивируем неэффективность – получаем застой. Сейчас управленческая элита представляет собой замкнутую касту, представители которой чужды конкуренции и обновлению. Это хорошо видно на примере ряда министров, занимающих свои посты достаточно давно, и чья деятельность либо бездеятельность внесли существенный вклад в отставание страны и утрату возможностей для развития страны. Это же касается ряда региональных руководителей.
Хотя власти жалуются на дефицит профессиональных управленцев, сейчас в России полно профессионалов, имеющих богатый практический опыт, многие из которых мотивированы на вывод страны из тупика. Не будем забывать, что одним из факторов успеха реформ Ф. Д. Рузвельта стал его «мозговой трест», включивший лучших ученых и практиков своего времени. Ведь в первую очередь необходимо переориентировать чиновников с казнокрадства и коррупции к мотивации, основанной на их личном вкладе в развитие экономики. Это возможно сделать только созданием институтов государственного планирования, четко определяющих экономические показатели развития страны в разрезе отраслей и регионов, и жесткой персональной ответственности за их исполнение. Ведь бизнес нуждается в ориентирах для своего развития.
Руководители экономически успешных регионов и министерств, а также их администрации, успешно развивающие экономику, исполняющие и перевыполняющие планы, должны будут получать такие премиальные, чтобы их общий уровень доходов мог конкурировать с доходами менеджеров аналогичного уровня в частном секторе. Неэффективные менеджеры должны четко отсеиваться. Эффективные руководители должны получать и моральную мотивацию — их опыт должен всячески пропагандироваться СМИ и телевидением.
Должно быть создано и правовое поле, жестко препятствующее любым злоупотреблениям. И если уровень доходов чиновников будет четко контролироваться службами экономической безопасности государства, то чиновники будут менять модель своей мотивации, при которой их личное обогащение станет возможным только при росте общественного благополучия. В этом случае векторы их личных интересов, интересов государства, инвесторов и общества будут совпадать, а не противоречить друг другу. Тогда чиновники будут ориентированы на развитие среднего и малого бизнеса, стимулирование предпринимательской активности населения и привлечение инвесторов.
Резко изменится и кадровая политика – потребуются профессионалы, а не «свояки». Администрация будет заинтересована не в создании бюрократических препон, а в максимальной эффективности и простоте всех процедур. В этом случае почва для коррупции будет уменьшаться, а эффективность чиновников и государственного управления резко возрастет. Конкуренция и открытость – основа прогресса.
Второй аспект, способствующий развитию – повышение уровня экономической свободы, невозможной без улучшения инвестиционного климата. при таких условиях трудоспособное население сможет перейти от пассивности к экономической активности, что позволит начать нормально зарабатывать и, наконец, самим заботиться о себе и своих потребностях. Пока этому существенно препятствуют неблагоприятный инвестиционный климат, монопольная экономика сырьевой ориентации, высокие барьеры на вход в рынок, бюрократизация, отсутствие каналов кредитования, откровенное засилье рейдерства, слабая защита прав собственников, и исторически сложившийся за последние 90 лет антипредпринимательский менталитет большинства населения.
Чтобы экономика стала социальной, то есть ориентированной на человека, необходимо изменить ее структуру, кардинально усилив позиции инновационных секторов, а также предпринимателей и фермеров. И если не будет минимизирована коррупция, не снизятся высокие барьеры на вход в бизнес, не будут защищены права собственности — значимого успеха не достигнуть. Необходимы стратегические программы развития тех отраслей, где с точки зрения международного разделения труда мы могли бы лидировать, нужна грамотная, осмысленная промышленная политика, направленная на меры по повышению конкурентоспособности наших товаров, поддержки экспорта и инновационных секторов в соответствии с общепринятой практикой.
Не менее важная проблема — введение законодательства с целью ограничения экономической власти монополий. Возможно, относительная дешевизна ресурсов не стимулирует эффективность их использования, но также верно, что постоянный рост тарифов и цен на сырье – тормоз развития и источник инфляции. Нужна золотая середина. Страна, обладающая ресурсами, должна реализовывать свои естественные преимущества, а не наоборот. К тому же, продавая не сырье, а готовую продукцию можно заработать намного больше.
Важнейшая задача власти — не только формирование среднего класса (ведь «средняя» часть чиновников, работников банков и успешных компаний – тоже средний класс), а формирование массового класса мелких собственников – владельцев земли, средств производства и недвижимости. Это именно та задача, которую обязана решать любая цивилизованная капиталистическая экономика, и которую в царской России так и не смогли решить, что и стоило ей революции. Конечно, можно считать, что эти процессы будут идти эволюционно. Возможно, 30 — 50 лет нам хватит. Но имеем ли мы их? Поэтому здесь следует использовать форсированные методы. Нужно создавать фермерскую, коттеджную Россию на манер США.
Не будем забывать, что до революции Россия была одним из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции в мире. На этом фоне сегодняшнее засилье импортной сельскохозяйственной продукции на российском рынке выглядит странным. Несмотря на не столь благоприятные климатические условия, Россия, обладая наибольшим объемом пахотной земли, может стать одним из лидеров по производству многих видов сельхозпродукции.
Для решения этой задачи нужна осмысленная политика развития национального сельского хозяйства, субсидирования производителей и компенсации их затрат, в том числе инвестиционных, подобно тому, как это практикуется в ЕС. Развитие этой отрасли, наряду с мерами по развитию регионов, позволит вернуть нашей стране ее утраченные корни и даст массу новых возможностей для развития.
Известно, что уровень развития производительных сил и науки находится в полной взаимозависимости. За время проведения реформ финансирование науки резко сократилось, престиж научной работы снизился, лучшие специалисты уехали за рубеж. А инновационной экономике необходима серьезная научная база.
Еще один аспект – насыщение экономики деньгами, обеспечение доступности финансовых ресурсов и кредитования, особенно в регионах страны. Обеспечить развитие бизнеса, индивидуального строительства жилья при текущих кредитных ставках, превышающих 15-20%, и низкой доступности кредитов, да и всех финансовых услуг в целом, практически невозможно. Вообще рост экономики без восстановления кредитования невозможен.
Уровень монетизации российской экономики (отношение денежной массы М2 к ВВП) невысок – около 40%, хотя в развитых странах он составляет 80 -100%, а в Китае — около 150%. Отношение активов банковской системы к ВВП составляет около 60%, а в развитых странах свыше 100%. У нас есть регионы, где практически нет банков, денег, да и экономики, как таковой. Поэтому необходимо развивать банковскую и финансовую инфраструктуру страны, «закачивать» деньги в наиболее отсталые регионы, увеличивать предложение денег и госрасходы адекватно экономическому росту, кредитовать под активы, создавать эффективные механизмы рефинансирования банковской системы.
Не следует ставить препоны для развития небольших банков путем ввода ограничений на их уставной капитал — функционирование таких банков надо, наоборот, всячески поощрять.
Существенная причина отставания экономики — невовлеченность в рыночный оборот значительной массы ресурсов страны, прежде всего — земли. При этом активы банковской системы в стране, имеющей огромное национальное богатство, не превышают 0,9 трлн. долларов. Капитализация и эффективное использование этих ресурсов позволит увеличить емкость финансовых и фондовых рынков, а также ВВП в разы. Следует понять, чем больше собственности находится в руках граждан, тем богаче государство. Массовая частная собственность позволит решить проблемы формирования капитала в регионах и ликвидации бедности.
Деньги – одна из главных движущих сил развития экономики. Не нужно бояться дефицита бюджета — в США бюджет уже давно стабильно дефицитен, такая же картина в Китае. Доминирование догматов монетаризма в нашей финансовой политике является основным препятствием к развитию страны, сохранению инфраструктурной отсталости. Наши денежные власти должны, наконец, понять, что деньги – это не инструмент инфляции, а инструмент развития.
Но чтобы они стали таковыми, необходимо развивать предпринимательство и улучшать инвестиционный климат, позаботиться об эффективности использования бюджетных ресурсов, а также осуществить комплекс мер, обеспечивающих доминирование национальной валюты — рубля против любых альтернатив использования иностранных валют в качестве средства накопления и обращения.
Кому нужно наше либеральное валютное законодательство, создание которого преподносят как величайшее достижение: «сырьевикам», «крупняку» и части компаний, которым выгодно выносить часть своего бизнеса и финансовых потоков за пределы страны, или мировому спекулятивному капиталу, который может делать все что угодно на наших финансовых рынках, и бизнесу, который не хочет инвестировать в Россию? Кто может сильно обеднеть от неспособности купить валюту в неограниченном количестве?
Если вопрос стоит о развитии страны, необходимо делать выбор. Нет такого либерализма в финансовой сфере Китая, поэтому страна успешно развивается, а рынки ее достаточно защищены. При этом для всех иностранных инвесторов, готовых вложить не «горячие», а «длинные» ресурсы в реальный сектор экономики, двери должны быть абсолютно открыты, подобному тому, как это сделано в том же Китае.
Налоговая политика должна соответствовать стратегии развития. Действующая у нас налоговая система является источником дополнительных издержек, основой теневой экономики и одним из главных тормозов развития. Наша экономика раздвоена, и все это прекрасно понимают. Есть «белая» и «серая» заработная плата, есть управленческая прибыль и балансовая, есть рыночная стоимость недвижимости, есть балансовая, есть схемы оптимизации налогообложения… Каждый серьезный бизнес имеет многочисленные дочерние компании, сдается масса отчетности, переводится бумага, отвлекаются ресурсы бухгалтеров, а лучшие умы, вместо того, чтобы думать о развитии бизнеса, думают о том, как платить меньше налогов.
Очевидно, что наша экономика и экономика развитых стран находятся на разных стадиях развития. Нашей экономике, как отмечалось, не хватает инвестиционных ресурсов. Поэтому сначала следует создать нормальные налоговые условия для развития промышленности и сельского хозяйства. Следует перенести тяжесть налогообложения из сферы создания продукта в сферы потребления и сырьевого экспорта, компенсируя возможные выпадения другими налогами.
Не хватает денег – говорит либеральный финансовый блок в правительстве. А когда они будут? Ведь если нет в обороте денег – их мало выпустили, да еще и часть этой массы «стерилизуют», — то нет инвестиций и развития, значит нет и роста доходов бюджета.
Власть должна найти, наконец, способы конструктивного вовлечения крупного капитала страны в ее внутреннее развитие.
Поощрение покупки внешних активов вымывает капитал из России в пользу третьих стран. Приобретать надо не сырьевые, а высокотехнологичные предприятия и технологии, которых у нас нет. Сейчас в России есть опытные бизнесмены, имеющие успешный опыт подъема отечественных предприятий, создания новых бизнесов, и их опыт и персоналии должны быть востребованы в первую очередь.
В стране должна быть создана система, которая обеспечивает эффективную мобилизацию всех ресурсов на поступательное общенациональное развитие, а не на обслуживание частных интересов избранных.