В условиях рыночной экономики информация является таким же товаром, как и материальная продукция, стоимость которой подчас существенно превышает самые ликвидные материальные ценности. В связи с этим возникает вопрос: в каком виде должна быть представлена информация, чтобы она стала товаром, а следовательно, и объектом гражданских прав? Ответ на этот вопрос весьма важен и для недропользования ввиду несовершенства российского законодательства в части правовой защиты и использования геологической информации как вида имущества. В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» указано: «Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению» (статья 11, пункт 2). Этим законодательным положением государство сохранило в своей собственности геологическую информацию, чего не было сделано в Законе «О недрах» во всех его четырех редакциях. Согласно статье 11 Закона «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется в виде лицензии установленной формы, а основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за это право (статья 13-1) при том, что, согласно статье 1-2, недра как государственная собственность не могут быть предметом купли, продажи и т. д., т. е. недра не могут передаваться другому собственнику. Как видно, плата взимается только за предоставление права пользования участками недр, а не за обладание правом собственности на них. Аналогичная законодательная норма предусмотрена и в отношении геологической информации, право собственности на которую принадлежит государству (статья 43-1), а именно: «За пользование геологической информацией о недрах может взиматься плата, размер которой и порядок ее взимания определяются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации». Однако в своем постановлении от 25 января 2002 года № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах» правительство указало: «Установить, что минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр (далее именуется — геологическая информация о недрах), для пользователей недр составляет 10 000 рублей. Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом объема предоставляемой информации, ее вида, потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация» (пункт 1). Выходит, что геологическую информацию, полученную за счет государственных средств и которая является государственной собственностью, можно продавать по ее себестоимости, т. е. без учета действительной ценности в рыночных условиях. Но согласно Гражданскому кодексу РФ, информация является имуществом, она может продаваться и ее собственник будет терять право владения. Таким образом, при выполнении упомянутого постановления правительства государство безвозвратно теряет право собственности на важнейшую составляющую государственного фонда недр — геологическую информацию, определяющую материальное содержание недр: минерально-сырьевые и иные ресурсы, места их расположения, количество и качество запасов и т. д., что, безусловно, противоречит экономическим и стратегическим интересам Российской Федерации. Такова цена отсутствия в подзаконном акте фразы «за пользование геологической информацией». Мы считаем, что плату нужно взимать только за предоставление права пользования геологической информацией, но не продавать ее. При этом право пользования по аналогии с пользованием недрами должно оформляться в виде лицензии органом управления государственным фондом недр. Следует указать еще на один принципиальный аспект проблемы управления государственным фондом недр, а именно: познание недр Земли осуществляется путем сбора, обработки и интерпретации громадных объемов геологической, геофизической, геохимической и иной информации, осмысливание которой требует больших затрат умственного труда специалистов многих профессий. В результате их творческой деятельности создаются сводные и производные материалы — геологические карты и отчеты, подсчетные планы содержания минерального сырья на объектах, технико-экономические обоснования их разработки и многое другое, относящееся к объектам авторского права. Во всем мире подобные произведения являются интеллектуальной собственностью конкретных юридических или физических лиц, но только не в России. Несмотря на то, что Российская Федерация с 1994 года является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности, оформление прав на нее в сфере недропользования до настоящего времени не налажено, несмотря даже на наличие Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах», который принят еще в 1993 году. Вышеизложенное наглядно показывает несовершенство нормативной базы недропользования и несостоятельность системы управления государственным фондом недр. Поэтому представляется необходимым приступить к разработке принципиально нового Федерального закона «О недрах». Кроме того, требуется новое Положение о порядке лицензирования пользования недрами Российской Федерации, которое с 1992 года не менялось. До завершения разработки и утверждения новой законодательной базы необходимо срочно принять ряд мер: — отменить постановление Правительства РФ «О плате за геологическую информацию о недрах» от 25 января 2002 года № 57 как не отвечающее экономическим и стратегическим интересам России; — распространить действие пункта 2 статьи 11 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» на все участки недр, предоставляемые по лицензионным соглашениям. Для этого достаточно в лицензиях указать, что право собственности на геологическую информацию, получаемую на лицензионных объектах, принадлежит государству; — ввести учет интеллектуальной собственности в сфере недропользования; — провести инвентаризацию накопленных геологических информационных ресурсов и объектов интеллектуальной собственности с целью их экономической оценки и постановки на учет; — ввести систему лицензионных соглашений на пользование геологической информацией при геологическом изучении и использовании недр, что позволит сохранить информационные геологические ресурсы России в собственности государства; — определить государственный фонд недр в составе участков недр, содержащих минерально-сырьевые и иные ресурсы, а также блоков и площадей, подлежащих геологическому изучению; геологических информационных ресурсов, содержащих сведения о недрах; интеллектуальной собственности юридических лиц как результата интеллектуальной деятельности в сфере наук о Земле, права на которую принадлежат Российской Федерации; — разработать и ввести в действие нормативно-методическую базу, обеспечивающую реализацию государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и интеллектуальной собственности в сфере недропользования. Все эти меры позволят, как нам представляется, до завершения разработки и утверждения новых законодательных актов в сфере недропользования обеспечить выполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» применительно к недропользованию. В феврале 2001 года была создана рабочая группа Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в области недропользования (природопользования). 26 февраля 2002 года на заседании Президиума Государственного совета группа представила «Основы государственной политики в области минерального сырья и недропользования», которые в целом одобрили. Но при этом, к сожалению, упустили важнейший вопрос, касающийся государственных геологических информационных ресурсов — основы изучения недр и управления недропользованием. Поэтому при реализации предлагаемых нами мер государство и геологи получат серьезную правовую защиту своей интеллектуальной собственности в этой сфере.
Евгений Козловский
,
доктор технических наук, профессор
Владислав ЗАЙЧЕНКО
, доктор геолого-минералогических наук,
профессор