Вот уже 20 лет британский экономический еженедельник Economist при помощи «Биг Мака» из McDonald’s пытается сделать более понятной для публики сухую теорию соотношения обменных курсов. Возможно, ежегодно публикуемый индекс «Биг Мака» не претендует на полноту, но для рядового человека список с ценами на двойной гамбургер в 32 странах мира отличается наглядностью.
Швейцарцы постоянно недовольны тем, что их «Биг Мак» (в пересчете на доллары) дороже, чем у всех остальных. В этом году швейцарцы платят за него на 68% больше, чем американцы, и некоторые, наверное, проклинают высокие швейцарские цены. Но вряд ли кто-то при этом вспоминает об обменном курсе. А ведь именно на него указывает индекс «Биг Мака». В Швейцарии «Биг Мак» стоит 6,30 франка, тогда как в США – 3,10 доллара. Чтобы гамбургер стоил в обеих странах одинаково, за доллар должны давать 2,03 франка, на деле же за него дают 1,21 франка. Получается, что франк по «Биг Маку» переоценен на 68%.
За индексом стоит теория паритета покупательной способности. Она исходит из того, что идентичные товары везде на свете должны стоить одинаково. Если это не так, то они экспортируются из стран с низкой ценой в более «дорогие» страны до тех пор, пока не произойдет выравнивания цен и, соответственно, обменных курсов.
Вообще-то «Биг Мак» – не слишком подходящий пример для иллюстрации данной теории.
Он продается в более чем 120 странах, размер его везде одинаков, он состоит из восьми одинаковых продуктов и содержит 560 калорий. Это говорит в пользу «Биг Мака», а против – то, что им нельзя торговать на бирже. Он не производится централизованно, его готовят из местных продуктов. Наш швейцарский «Биг Мак» больше чем на две трети имеет швейцарское происхождение. Поэтому в данном случае торговля не может способствовать выравниванию цен.
Индекс «Биг Мака» рассчитывается ежегодно. Все остальные, будь то индекс Starbucks, iPod или икеевской книжной полки Billy, – лишь по одному разу. Между тем iPod лучше подходит для демонстрации теории паритета валютных курсов, чем гамбургер. Для швейцарцев неважно, цена какого продукта принимается за основу, итог всегда одинаков: франк переоценен, швейцарцы за одни и те же товары платят больше, чем граждане других стран мира.
Страна с высокими ценами может найти определенное утешение в расчетах Центрального банка Швейцарии (UBS). Он усовершенствовал индекс «Биг Мака» и уже во второй раз рассчитал, сколько времени нужно человеку проработать, чтобы он мог позволить себе купить гамбургер. Несмотря на высокую покупательную способность жителей в Швейцарии, чтобы купить Биг Мак, нужно работать 14 минут. Один килограмм хлеба можно заработать уже за шесть минут. В Чикаго денег на гамбургер хватит уже через 9 минут работы. Больше всего времени, чтобы приобрести «Биг Мак», должны затратить рабочие в Найроби — более трех часов, на то, чтобы купить один килограмм хлеба, там хватает 44 минут. В Малайзии, где долларовая цена «Биг Мака» самая низкая, купить его можно после 24 минут работы.
Индекс «Биг Мака» имеет следующие недостатки. Он не учитывает ни налоги, ни арендную плату, ни местные расходы на зарплату. Эти некотируемые факторы в развивающихся странах более благоприятны, поэтому их валюты с самого начала кажутся недооцененными. Тем не менее, несмотря на свою неполноту, индекс «Биг Мака» для большинства обменных курсов является хорошим индикатором.
В 1999 году, когда вводился евро, для индекса «Биг Мака» наступил звездный час. Большинство наблюдателей считало тогда евро недооцененным. Но только не индекс «Биг Мака». И действительно, в период с 1999-го по 2000 год евро обесценился. Теперь этот индекс вновь указывает на завышенную оценку европейской валюты.
Neue Zürcher Zeitung — Inopressa.ru