11:33 25 мая 2024

Единый государственный экзамен: сценарий провала / Олег Сергеев

Единый государственный экзамен: сценарий провала

Олег Сергеев

Блестяще проведенный взлом базы данных ЕГЭ показал свободу доступа к ней всех желающих. Растерянные объяснения Рособрнадзора о мальчике из Ленинградской области, якобы вскрывшем сейф в охраняемом служебном помещении, или купившем пакет с заданиями по русскому языку, столь же нелепы, как способность этого юноши за два часа выполнить все задания и вывесить в порыве альтруизма ответы в Интернете.

Несмотря на криминальный характер этого теста, экспертное сообщество благодарно неизвестным лицам за чистоту проведенного эксперимента. Он подтвердил шаткость одной из главных опор ЕГЭ – способности обеспечить объективность оценок и защиту от коррупции, охватившей традиционную систему поступления в вузы, где, по данным ЮНЕСКО, мы ушли совсем недалеко от африканских стран.

Недостижимая доступность получения специальности Если тест ЕГЭ на объективность и коррупционность основан на знании узких мест технологии, то оценка его экономических последствий требует моделирования с привлечением экспертов, способных увидеть в новой системе вирус саморазрушения. Данная работа возложена на Рособрнадзор, имеющий право «организовать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности».

Однако Рособрнадзор, получив удовлетворение от штурма вузов крупных городов выпускниками из глубинки, счел ненужной разработку долгосрочного прогноза социально-демографических и экономических последствий, а в качестве основного результата ЕГЭ была принята мобильность абитуриентов, образно названная сенатором Сергеем Лисовским «образовательный фастфуд».

Разработчики закона ушли от ответа на вопрос, что будет с подвижниками из сельской глубинки в отсутствие общежитий и запредельной стоимости найма жилья. Каков будет отсев из вузов из-за несоответствия тестов ЕГЭ требованиям специальности? В чем преимущество ЕГЭ перед традиционным экзаменом?

Так, в МГТУ им. Баумана отсев после собеседования поступавших по ЕГЭ был сопоставим с традиционными экзаменами. И это чистый эксперимент, так как в «бауманку» обладатели «дутых» баллов ЕГЭ предпочитают не идти. И главное, что влечет за собой тенденция оттока абитуриентов в европейскую часть России, и какова судьба региональных вузов, если вектор мобильности наиболее способных выпускников направлен в крупные города?

Озабоченность этими процессами проявили заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД В. Н. Иванова и министр образования Чувашии Г. П. Чернова. Однако милые дамы посчитали законопроект о ЕГЭ «очень хорошим уже сегодня». В то же время к заслуге ЕГЭ председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А. Д. Викторов относит именно противодействие регионализации системы высшего образования.

Однако экономистов от образования не интересует, как в регионах будут обеспечены специалистами «точки роста» высоких технологий. К числу «точек роста» относится и лидер аэрокосмической отрасли ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», основной поставщик мирового рынка титана. Из Верхней Салды, где расположено это предприятие, молодежь успешно поступает в вузы и находит другую жизнь за 40 километров в Нижнем Тагиле или за 180 — в Екатеринбурге.

О тенденции невозврата в родные пенаты и устройства на работу не по полученной специальности говорит и ректор главного энерговуза страны – МЭИ, где за 15 лет ни один выпускник не уехал дальше Московской области. То же происходит и с выпускниками других престижных вузов, работающими не по специальности.

К сожалению, молодые специалисты, покинув альма-матер, не вливаются в реальное производство и науку. Ибо пресловутый «квартирный вопрос» и бесперспективность ипотечного кредитования молодых ученых и специалистов в крупных городах диктует им выбор в сфере бизнеса. Цепь злоключений молодых Ломоносовых из глубинки, получивших доступ в вуз с помощью ЕГЭ, убеждает в том, что без оценки долгосрочных результатов процесса нельзя говорить об истинности или ложности поставленной цели и разумных, не разоряющих экономику средствах ее достижения.

Джинн выпущен из бутылки

Ключевым звеном любого проекта служит социально-значимая цель, потребность, мобилизующая человеческие и материальные ресурсы во имя ее достижения. Однако ошибочное целеполагание заставляет ресурсы работать на саморазрушение системы.

Целью Единого госэкзамена согласно постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 является «обеспечение совмещения государственной (итоговой) аттестации ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования».

Она сориентировала вектор интеллектуальных усилий и ресурсов на формальное получение баллов для поступления в вуз. И это закономерно, так как данная цель освобождает от мобилизации усилий на получение знаний. Мощная потребность в высшем образовании и откровенно слабая с середины 1960-х годов школьная подготовка, не соответствующая требованиям вуза, создают разность потенциалов, достаточную для пробоя любых преград к заветной цели.

При этом коррупционные схемы выступают лишь частью механизма искажения оценок успеваемости, порожденного стойким нежеланием учиться и получать новые знания. Всех действующих лиц этого процесса объединяет одно – получение максимально высоких оценок, в объективности которых никто не заинтересован.

Наряду с коррупцией, ставшей мощным фактором социальной криминализации, откликом на ЕГЭ стало создание индустрии, паразитирующей в натаскивании на экзаменационные тесты, и противодействующей всем, кто пытается обеспечить независимую и объективную оценку учебных достижений школьников. При этом результаты ЕГЭ, предназначенные для вузов, штампуются в помещениях школ силами школьных учителей под руководством органов управления образованием с участием родителей учеников.

Другим стимулом для ЕГЭ стало нормативное финансирование. При этом вузы оказались заинтересованы в укрупнении и росте контингента студентов со шлейфом идущих за ними денег, когда приходится мириться с неизбежной потерей качества подготовки специалистов и отдаленностью перспективы стать Сорбонной, не создав механизм избавления от разгильдяев и недоучек.

Модель провала

Общеизвестно: гарантию качества дает не итоговый контроль, а продуманный процесс оценивания, что требует международный стандарт ISO – 9000. В отличие от ЕГЭ, объективность аттестации всегда подтверждалась непротиворечивостью результатов текущего оценивания достижений учащихся в процессе обучения. Хотя такая информация необходима самим учащимся и для управления образованием, идея системы непрерывного централизованного тестирования встречает стойкое отторжение Рособрнадзора, по статусу не имеющего прямого отношения к образовательным технологиям.

По этой причине игольное ушко точечной оценки по ЕГЭ не позволяет распознать гениев, таких как Циолковский, Кондратюк и Келдыш, Королев и Курчатов, способных к прорыву в область знаний, далекую от школьной и вузовской программ. Не позволяет распознать также талант будущих педагогов, врачей, инженеров и менеджеров,. Избавлены от этой участи только спортсмены, художники и музыканты, чья деятельность отнесена по закону к творческой.

Критический анализ того, что сейчас называется экспериментом ЕГЭ, проводился еще 15 лет назад в НИИ высшего образования. Приходится признать, что условия проведения эксперимента по ЕГЭ в отсутствие источника полной и объективной информации о процессе обучения, принятых законодательно стандартов образования, а также без проведения экспертизы учебников, имеют очевидное сходство с моделью провала другой системы с аббревиатурой ЕГ — «Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» (ЕГАИС). Тогда потери казны превысили десятки миллиардов рублей.

А был ли мальчик?

Из международной практики известно: в рамках одной страны необходима межведомственная либо централизованная координация деятельности надзорных органов. Об опасности их монополизма эксперты предупреждали еще на заре административной реформы.

Однако потребовались кризис обеспечения лекарствами, серия авиакатастроф и взрывов на шахтах, чтобы установить критические звенья управления. Ими были надзорные органы. Действительность превзошла все ожидания, когда Генеральной прокуратурой РФ было установлено, что эти органы не столько регулируют рынки с позиций государства, сколько участвуют в недобросовестной конкуренции и переделе этих рынков.

Система образования — стратегическая отрасль, определяющая научно-технологический прогресс, оказалась уличенной Генеральной прокуратурой РФ в грубейших нарушениях законодательства: выдача дипломов организациями, не имеющими аккредитации, подделка дипломов, предоставление гражданами дипломов об образовании, выданных несуществующими учебными заведениями…

Лейтмотив обвинений в недобросовестной конкуренции и переделе рынков указывает на слабое звено — внутрисистемное распределение интересов в рамках «частно-государственного партнерства», реализующего закон о ЕГЭ. Фигурантом здесь выступает коммерческая структура – ЗАО «КРОК инкорпорейтед» с ее новой системой оценки знаний учащихся («Автоматизированная информационная система «Экзамен» — АИС «Экзамен»), где бланки ответов ЕГЭ не имеют степеней защиты, а также АНО «Институт современных образовательных программ», располагающая базой данных ЕГЭ и предоставляющая каждому за плату информацию о результатах ЕГЭ.

В этих условиях сохранить конфиденциальность информации госструктуре, на дискредитацию которой направлен вектор усилий организаторов состоявшейся демонстрации, весьма проблематично. Представляется, однако, что главным объектом расследования здесь должен быть отнюдь не мифический мальчик.